Почем опиум для народа цитата кто сказал в фильме
Обновлено: 06.11.2024
«Двена́дцать сту́льев» — сатирический роман-фельетон Ильи Ильфа и Евгения Петрова 1927 года. В 1931 году вышло продолжение — «Золотой телёнок».
Содержание
… Ипполит Матвеевич бродил по саду, натыкаясь на скамьи и принимая окоченевшие от ранней весенней любви парочки за кусты. — глава II. Кончина мадам Петуховой
Теперь вся сила в гемоглобине. — глава II
Гроб — он работу любит. — глава II
Завхоз 2-го дома Старсобеса был застенчивый ворюга. Всё существо его протестовало против краж, но не красть он не мог. Он крал, и ему было стыдно. Крал он постоянно, постоянно стыдился, и поэтому его хорошо бритые щёчки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости и конфуза. — глава VIII. Голубой воришка
Ты кому продал стул? — спросил Остап позванивающим шёпотом.
Здесь Паша Эмильевич, обладавший сверхъестественным чутьём, понял, что сейчас его будут бить, может быть, даже ногами. — глава VIII
Дверь открылась. Остап прошёл в комнату, которая могла быть обставлена только существом с воображением дятла.
Положение было ужасно! В Москве, в центре города, на площадке девятого этажа стоял взрослый человек с высшим образованием, абсолютно голый. Идти ему было некуда. Он скорее согласился бы сесть в тюрьму, чем показаться в таком виде. Оставалось одно — пропадать!
Статистика знает всё.
Гаврилин начал свою речь хорошо и просто:
— Трамвай построить, — сказал он, — это не ешака купить.
В толпе внезапно послышался громкий смех Остапа Бендера. Он оценил эту фразу. Все заржали. Ободрённый приемом, Гаврилин, сам не понимая почему, вдруг заговорил о международном положении.
Неделю тому назад состоялся вечер «Общества спасания на водах», о чём свидетельствовал также лозунг на стене:
ДЕЛО ПОМОЩИ УТОПАЮЩИМ — ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ — глава XXXIV. Междупланетный шахматный конгресс
По рядам любителей прошелестело:
— Гроссмейстер сыграл e2-e4.
Остап не баловал своих противников разнообразием дебютов. На остальных двадцати девяти досках он проделал ту же операцию… — глава XXXIV
На третьем ходу выяснилось, что Остап играет восемнадцать испанских партий. На остальных досках васюкинцы применили хотя устаревшую, но верную защиту Филидора. — глава XXXIV
Мусик. Готов гусик? — глава XXXVII. Зелёный мыс
Но Остап Бендер, длинный благородный нос которого явственно чуял запах жареного, не дал дворнику и пикнуть.
Товарищи! Смотрите все! Любителя бьют!
Такую капусту грешно есть помимо водки.
Сволота всякая! Гадюка семибатюшная! Среднее образование имеет!
Он против этого не возражал, но при голосовании на всякий случай воздержался.
Граждане! Уважайте пружинный матрац в голубых цветочках! Это — семейный очаг, альфа и омега меблировки, общее и целое домашнего уюта, любовная база, отец примуса! Как сладко спать под демократический звон его пружин! Какие сладкие сны видит человек, засыпающий на его голубой дерюге! Каким уважением пользуется каждый матрацевладелец!
Человек, лишенный матраца, — жалок. Он не существует. Он не платит налогов, не имеет жены, знакомые не занимают ему денег до среды, шоферы такси посылают ему вдогонку оскорбительные слова, девушки смеются над ним — они не любят идеалистов. <…>
Матрац ломает жизнь человеческую. В его обивке и пружинах таится какая-то сила, притягательная и до сих пор не исследованная. На призывный звон его пружин стекаются люди и вещи. Приходит финагент и девушки. Они хотят дружить с матрацевладельцами. Финагент делает это в целях фискальных, преследующих государственную пользу, а девушки — бескорыстно, повинуясь законам природы.
Начинается цветение молодости. Финагент, собравши налог, как пчела собирает весеннюю взятку, с радостным гулом улетает в свой участковый улей. А отхлынувших девушек заменяет жена и примус «Ювель № 1».
Есть в Москве особая категория людей. Она ничего не понимает в живописи, не интересуется архитектурой и безразлична к памятникам старины. Эта категория посещает музеи исключительно потому, что они расположены в прекрасных зданиях.
Семибатюшная гадюка со средним образованием сидела за мусорным ящиком и тосковала.
Что имел ввиду Маркс?
Маркс считал, что религия есть необходимый элемент социального бытия, наряду с философией, наукой, искусством. Ведь мир наш бессердечен, бездушен, люди хотят "дышать", поэтому им нужна религия.
Но когда эта бессердечность мира будет преодолена с приходом коммунизма, именно тогда религия потеряет свою земную основу , и она перестанет существовать.
Поэтому советские коммунисты не были прямыми последователями Маркса , когда стали разрушать храмы и репрессировать священников. Они исказили суть учения Маркса. Вместо того, чтобы сначала прийти к коммунизму (после чего религия бы сама исчезла), они сделали всё наоборот.
Разрушение Храма Христа Спасителя в 1931 году Разрушение Храма Христа Спасителя в 1931 годуВ. И. Ленин тоже исказил Маркса, когда написал, что религия служит средством одурманивания рабочего класса. Ленин - дилетант и пропагандист.
"Религия" по Марксу - это обезболивающее средство, как опиум. Она не служит для одурманивания, но служит для успокоения человека. Опиум в то время применялся в лечебным целях.
Следующая цитата
«Почем опиум для народа?» - эту фразу знают все, кто смотрел фильм «12 стульев». Она принадлежит Остапу Бендеру – главному герою романа Ильфа и Петрова. Кто же впервые ее произнес, в каких условиях, и какой первоначальный смысл она имеет?
Впервые религию с опиумом сравнил французский просветитель Жан Жак Руссо. Он жил в далеком восемнадцатом веке. По мнению Руссо, «в малых дозах «опиум» бодрит, а в больших – приводит к безумию». Здесь Руссо говорит о религиозном фанатизме, о том, какие муки приходилось терпеть людям в разные времена, не принимавшим религиозных канонов.
Еще один знаменитый человек сравнивает религию с наркотиком. Это немецкий поэт Новалис. Он говорит о том, что религия не столько придает человеку сил, сколько излечивает раны. Вера приходит к человеку в самых сложных ситуациях, когда уже все случилось, когда душа и тело истощены – остается лишь смирение и молитва.
Огромную популярность фразе принес немецкий философ Карл Маркс. На самом деле Маркс не был ярым атеистом. Он не был против религии. Вот что сказал философ: «Религия – вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она дух бездушных порядков. Религия – есть опиум народа».
Вдумайтесь, по словам Маркса, религия – опиум народа, а не для народа. В этом смысле, он говорит о свободе человека верить. То есть сам народ имеет право принять веру, а не государство ему ее навязывает и использует, как еще один механизм управления.
Вот так искажаются фразы, сказанные великими людьми, в угоду идеологи и времени.
Истоки цитаты
Одним из первых фразу употребил французский философ-просветитель Жан-Жак Руссо в 18 веке. Он сравнил религию с опиумом, сказав, что в малых "дозах" он бодрит, но в больших - приводит к безумию.
Немецкий поэт Новалис был не согласен с Руссо, в его трудах религия также сравнивается опием, однако религия не придает силы, а только заглушает боли.
В 19 веке христианский теолог Чарльз Кингсли первым употребил устойчивое выражение "Религия - опий народа" , но его фраза носила исключительно позитивный характер, ведь под опием он понимал вещество для успокоения. Именно его понимание религии как опия повлияло на философию Маркса.
Получается, что фраза еще до Маркса фигурировала в позитивном (Кингсли), негативном (Новалис) и позитивно-негативном значении (Руссо).
Непонятый Маркс
Но наибольшую популярность идее принес Карл Маркс . Вернее, советские философы, которые постоянно цитировали и искажали философию Маркса. Сам же немецкий философ не был воинствующим атеистом и не был против религии, он не говорил, что религия одурманивает людей, словно опиум. Ничего подобного в его работах нет.
Цитата Маркса: "Религия — вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа".
Заметьте, не "опиум для народа" , а просто "опиум народа" (Sie ist das Opium des Volks). То есть религия принадлежит народу, а не "господам", которые дают её ДЛЯ народа, как англичане давали опиум китайцам.
Советские идеологи неправильно перевели текст Маркса, исказили смысл его философии.
Следующая цитата
Когда мы слышим фильм «Двенадцать стульев» , скорее всего на ум нам приходит не книга, а два наиболее известных фильма, работы Леонида Гайдая (1971) и Марка Захарова (1976). Оба фильма интересны по-своему, в одном много музыкальных сцен, другой максимально скуп на расхождения с книгой. Но все эти фильмы конечно же объединяет одно произведение Ильфы и Петрова, которое растащено на цитаты.
Давайте вспомним 12 , на наш взгляд, самых известных цитат из фильма.
1 . Кто скажет, что это девочка, пусть первым бросит в меня камень!
Следующая цитата
Все помнят фразу Остапа Бендера "Почем опиум для народа?". Эта цитата отсылает к Карлу Марксу. Но какой смысл вкладывал сам Маркс в эту фразу, и кто является автором популярного "атеистического" выражения?
Читайте также: