Иван ильин философ цитаты
Обновлено: 21.11.2024
Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза.
В эмиграции стал сторонником т. н. монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма.
Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.
Следующая цитата
В свое время я пытался использовать произведения философа Ильина для апологии православного патриотизма. Однако спустя некоторое время мое отношение к этому патриотическому идеологу сильно изменилось, когда я ознакомился с его статьями о национал-социализме и фашизме.
Недавно почитал переписку философа Ильина с писателем Шмелевым. К сожалению, авторитета в моих глазах к этим мыслителям это чтение не добавило. Более всего меня возмутило письмо Ильина к Шмелеву 23.IX.1947, где он неприязненно пишет о белом генерале Деникине. Деникина, надо сказать, я уважаю за то, что он принципиально не стал сотрудничать с нацистами во время второй мировой войны. Некоторые, правда, утверждают, что на самом деле старенький Деникин не был нужен немцам. Поспорю. В качестве полководца — да, не нужен.. А вот в качестве знамени, в пропагандистских целях — вполне. Генералам П. Краснову и А.А. фон Лампе ведь нашлось применение, а они были не моложе. В любом случае известно, что Деникин стоял на оборонческих позициях и весьма отрицательно относился к сотрудничеству части белоэмигрантов с нацистами.
Так вот, Ильин пишет Шмелеву через полтора месяца после смерти генерала:
«Очень пожалел о Вашем некрологе Деникину . Храбрый и честный патриот, он …был чрезвычайно личным и лично мстительным человеком, не останавливавшимся перед наветом и даже клеветой (его четвертый том возмутителен по отношению к Краснову) . Деникин постоянно клеветал на врангелевцев и еще недавно по прибытии в USA возмутил всех нареканиями на ген. А. А. фон Лампе, будто тот работал с Хитлером, — такая же клевета, какую возводили в Париже на Вас!!)» [1].
Уж не знаю, что такого клеветнического Деникин написал в своих «Очерках российской смуты» про ген. Краснова (напомню, что Краснов во время гражданской также прислуживал немцам, за что Деникин его не жаловал). Но были ли клеветой нарекания ген. Деникина на «врангелевца», одного из руководителей РОВС, генерала А. А. фон Лампе? Ведь это общеизвестный исторический факт — ген. фон Лампе входил во власовский «Комитет освобождения народов России». Конечно, сам он никакого личного участия в сражениях с советскими войсками или войсками союзников из антигитлеровской коалиции не принимал, ну так у него и возраст был не тот. Но свою лепту в создание коллаборационистских формирований он внес.
Весьма показателен «Приказ генерал-майора А. А. фон Лампе по Объединению Русских Воинских Союзов № 46. 17 августа 1941 г.». Приведу отрывок:
«21-го мая с.г., в предвидении неизбежности боевого столкновения между Германией и СССР, я, - будучи уверенным в том, что все чины Объединения как основоположники белой борьбы, веденной большинством из них в 1917-1920 гг. против коммунистов, захвативших власть на нашей Родине, будут стремиться принять непосредственное участие в борьбе, которую возьмет на себя германская армия, - обратился к главнокомандующему армией (О.К.Х.) генерал-фельдмаршалу фон Браухичу с нижеследующим письмом:
"Русские военные эмигранты с первого дня героической борьбы Германии за свое существование с глубоким вниманием присматриваются к событиям, связанным с этой борьбой, и, не считая себя вправе сказать свое слово, всеми силами стараются заменить ушедших в армию на фронт бойцов на их должностях в далеком тылу, чтобы хотя бы в небольшой степени принять участие в борьбе Германии против Англии, векового врага Национальной России.
Для нас нет никаких сомнений в том, что в последний период борьбы она выразится в военном столкновении Германии с Союзом Советских Социалистических Республик. Это неизбежно уже в силу того, что коммунистическая власть, стоящая сейчас во главе нашей Родины, никогда не сдержит ни своих договоров, ни своих обещаний, уже по самой своей-коммунистической сущности. Мы твердо верим, что в этом военном столкновении доблестная Германская Армия будет бороться не с Россией, а с овладевшей ею и губящей ее коммунистической властью совнаркома, мы верим в то, что в результате этой борьбы придет мир и благополучие не только для Германии, но и для Национальной России, верными которой остались мы, политические русские военные изгнанники, за все двадцать лет нашего пребывания вне России. Мы верим также, что в результате борьбы, которую ведет Германия, родится союз между Германией и Национальной Россией, который обеспечит мир Европе и процветание Вашего и Нашего Отечества.
И потому теперь, когда наступает новый, быть может самый решительный час, самая решительная стадия борьбы, в которой мы уже не можем удовольствоваться скромной ролью в тылу,- а должны принять то или иное активное участие - я считаю своим долгом заявить Вашему Превосходительству, что я ставлю себя и возглавляемое мною Объединение Русских Воинских Союзов в распоряжение Германского Верховного Командования, прося Вас, господин Генерал-Фельдмаршал, дать возможность принять участие в борьбе тем из чинов его, которые выразят свое желание это сделать и физически окажутся пригодными".
22-го июня с. г. мои предположения оправдались полностью, - война Германии против СССР стала совершившимся фактом. От чинов Объединения, начиная от начальников отделов, моих непосредственных помощников и моих представителей на местах и кончая отдельными чинами объединения и русскими военнослужащими доселе в его состав не входившими, я стал получать в массе заявления о готовности предоставить свои силы в распоряжение германского военного командования для общей борьбы и о стремлении принять участие в этой борьбе наравне с добровольческими формированиями многих государств Европы [2].
Как видим из приказа, «оклеветанный» Деникиным фон Лампе еще 17 мая (еще война с СССР не начиналась!) в письме генерал-фельдмаршалу фон Браухичу изъявил свою готовность воевать вместе с немцами против Советского Союза. Немцы, правда, тогда не проявили особого интереса к предложению фон Лампе. Только уже к концу войны, когда дела их стали совсем плохи, они стали внимательнее к русским добровольным помощникам. Тогда и сам ген. фон Лампе вступил в КОНР. В сети «Интернет» легко найти «Письмо генерала А. А. фон Лампе полковнику С. Д. Гегелашвили о переговорах с генералом Ф. И. Трухиным, о порядке и ходе приема заявлений русских эмигрантов в РОА, о необходимости выступления генерала А. А. Власова с призывом к эмиграции вступать в ряды РОА. г. Берлин, 24 декабря 1944 г.». «Оклеветанный» Деникиным фон Лампе принимал деятельное участие в присоединении белоэмигратов к власовской РОА.
Даже если предположить, что Ильин ничего не знал о приказе фон Лампе (что маловероятно), сам факт членства генерала в КОНР уже лишает права Ильина обвинять Деникина в клевете на ген. фон Лампе. Кого же обманывал Ильин в своем послании Шмелеву — своего друга или самого себя?
В свое время, когда Гитлер пришел к власти в Германии, Ильин разразился статьей «Национал-социализм: 1. Новый дух». Она была напечатана 17 мая 1933 г. в № 2906 парижской эмигрантской газеты «Возрождение». Статья была задумана как первая, но продолжения не получила. В этой статье русский философ выступил как апологет национал-социализма:
«До сих пор европейское общественное мнение все только твердит о том, что в Германии пришли к власти крайние расисты, антисемиты, что они не уважают права, что они не признают свободы, что они хотят вводить какой-то новый социализм, что все это «опасно» и что, как выразился недавно Георг Берн гард (бывший редактор «Фоссише Цейтунг»), эта глава в истории Германии, «надо надеяться, будет короткой»… Вряд ли нам удастся объяснить европейскому общественному мнению, что все эти суждения или поверхностны, или близоруки и пристрастны. Но постараемся же хоть сами понять правду».
Еще интересно то, что Ильин считал, что немецкий национал-социализм близок по духу Белому движению, идеологом которого он был сам:
«Словом — этот дух, роднящий немецкий национал-социализм с итальянским фашизмом. Однако не только с ним, а еще и с духом русского белого движения».
Здесь отчасти соглашусь с Ильиным. Немецкий нацизм действительно был родственным с Белым движением. Только не со всем Белым движением, а теми из него, кто подобно генералу фон Лампе, пошел на сотрудничество с Гитлером. А вот с ген. Деникиным, который на это сотрудничество принципиально не пошел, нацизм не имеет ничего общего. Но, по сути, клеветнический отзыв Ильина о Деникине я уже привел.
Ильин заявил, что обвинение генерала фон Лампе в сотрудничестве с нацистами со стороны Деникина — клевета. Что ж, в своей статье о национал-социализме он заявлял, что сами нацисты — жертвы гнусной клеветы со стороны большевиков и либералов:
«Возможно, что национал-социалисты, подобно фашистам, не разглядят этого духовного сродства и не придадут ему никакого значения, им может помешать в этом многое, и им будут мешать в этом многие. Но дело прежде всего в том, чтобы мы сами верно поняли, продумали и прочувствовали дух национал-социалистического движения. Несправедливое очернение и оклеветание его мешает верному пониманию, грешит против истины и вредит всему человечеству. Травля против него естественна, когда она идет от Коминтерна; и противоестественна, когда она идет из небольшевистских стран. Дух национал-социализма не сводится к «расизму». Он не сводится и к отрицанию. Он выдвигает положительные и творческие задачи. И эти творческие задачи стоят перед всеми народами. Искать пути к разрешению этих задач обязательно для всех нас. Заранее освистывать чужие попытки и злорадствовать от их предчувствуемой неудачи — неумно и неблагородно. И разве не клеветали на белое движение? Разве не обвиняли его в «погромах». Разве не клеветали на Муссолини? И что же, разве Врангель и Муссолини стали от этого меньше?» [3]
Итак, «Дух национал-социализма не сводится к «расизму». - Т.е. он все же понимал, что в идеологии «национал-социализма» имеет место расизм (Еще бы не понимал — наверняка ведь читал «Майн Капф» А. Гитлера, официально изданную еще до прихода нацистов к власти). Понимало расистскую сущность национал-социализма и некое «европейское общественное мнение», но Ильин считал себя выше него. Только оказалось, что право все-таки оно, а не Ильин, и сам Ильин несколько позднее сильно разочаровался в нацистах. Может быть, ему сразу надо было прислушаться к презираемому им «европейскому общественному мнению»?
«Оклеветанному» Шмелеву, кстати, сей панегирик гитлеристам понравился, о чем он не преминул написать Ильину:
«С великим захватом читали Вашу статью о национал-социалистах, первую. Великая Вам слава — за истинное, и за доблестное Ваше. Большая правда» [4].
Позднее Иван Ильин разочаровался в нацистах, о чем он написал Шмелеву в 1938 г.:
«Сообщаю Вам доверительно: я покинул страну моего прежнего пребывания совсем, с вещами, с книгами, с мебелью. Больше не вернусь. Там такой нажим на русских честных патриотов! Там терпят только предателей и своих агентов. Ни к тому, ни к другому я не способен» [5].
Все-таки дошло до русского философа, что русские патриоты немецким нацистам не нужны, а если и нужны, то лишь в качестве шавок. Но сам факт того, что за пять лет до этого он написал апологию (если не панегирик) нацизма, никак этим не отменяется. Эта апология наверняка (в силу авторитета Ильина среди белоэмигрантов, особенно среди членов РОВС) повлияла на то, что многие из белоэмигрантов пополнили ряды добровольных помощников нацизма. Другое дело, если бы Ильин хотя бы попытался нейтрализовать последствия его прогитлеровской статьи, написав нечто противоположное, и столь же публичное. Я думаю, что если бы он написал статью, развив то, о чем он написал Шмелеву, то это могло удержать многих белоэмигрантов от «союза» с нацистами. Ведь среди них были не только продажные холуи, но и искренне заблуждавшиеся, желавшие блага своей Родине. Среди рядового состава во всяком случае (вожди-то наверняка понимали, что к чему). В Германии, конечно, это было невозможно, а вот во Швейцарии, куда он перебрался — наверняка.
Но уже и то хорошо, что он отстранился от Гитлера и не стал прислуживать ему, подобно фон Лампе и другим. За это он заслуживает некоторого уважения. Однако ставить его в один ряд с великими русскими мыслителями, такими, как Алексей Хомяков, я лично никак не могу. И то, что многие русские православные патриоты поднимают этого философа на знамя — большая, по моему убеждению, ошибка.
1. Переписка двух Иванов (1947 — 1950)// И.А. Ильин — И.С. Шмелеву 23.IX.1947
3. Ильин Иван - Национал-социализм: 1. Новый дух
4. Переписка двух Иванов (1927 — 1934) // И. С. Шмелев - И. А. Ильину 23.VI.33.
5. Переписка двух Иванов (1935 — 1946) // И. А. Ильин — И. С. Шмелеву 10.X.1938
Следующая цитата
Конечно, справедливость больше и лучше, чем несправедливость.
Но нравственное совершенство еще больше и еще лучше, чем справедливость.
Прошедший день заряжен в барабан.
Я чувствую виском дыханье стали.
Пять шансов из шести. Простейший план.
И сотни пуль у жизни в арсенале.
Перст указующий положен на курок.
Затвор взведен и снят предохранитель.
Один к пяти. Ждет выстрела висок.
Ждет выстрела мой благодарный зритель.
Твой ход, Судьба. Двенадцать бьют часы.
Я день прошедший помню поминутно.
Прошедший день возложен на весы.
Твой ход, Судьба. Щелчок. Осечка. Утро.
КРАСИВАЯ ЖЕНЩИНА
Она писала мне: «Да, я не хотела высказываться тогда, перед всеми, когда почтенный старый господин задал вопрос — прекрасно ли быть красивой. Я совсем смутилась и сидела тихо-тихо. Я предоставила говорить другим. Кстати, я совсем не так красива; вероятно — красива только наполовину. И другие бы тоже не поняли или — неверно истолковали. Но Вам я хочу высказаться без стеснения, Вы поймете меня, и потому я так охотно болтаю с Вами.
Будучи совсем молодой, по-детски любуешься своей «красотой». С удо…
… показать весь текст …
Россия будет голодать по знающим и способным людям, — на всех поприщах: от бухгалтерии до медицины , от профессуры до агрономии , от церкви до армии. И особенно — в политике.
Нравится! 4 Сохранить 1 Опубликовал Владияр Ильин 26 июля 2018 КомментироватьОсвободить себя не значит стать независимым от других людей , но значит стать господином своих страстей.
Путь духовного обновления.
Нравится! 4 Сохранить Опубликовал Владияр Ильин 03 августа 2018 КомментироватьСемья вырастает из ЛЮБВИ, живет ЛЮБОВЬЮ,
родит и растит любимых детей.
Поэтому она есть
первая школа ЛЮБВИ и жертвенности.
Кто убивает семью, тот гасит ЛЮБОВЬ в своей стране.
Тогда остается одна разрушительная ненависть.
Справедливость — поток живой и предметной любви к людям.
Нравится! 3 Сохранить Опубликовал Владияр Ильин 17 июля 2018 5 комментариев«Мукою четырнадцати поколений научились мы духовно отстаиваться и в беде, и в смуте; в распадении не теряться; в страдании трезветь и молиться; в несчастии собирать силы; умудряться неудачно и творчески расти от поражения; жить в крайней скудости, незримо богатея духом; не иссякать в истощении, но возрождаться из пепла и на костях; все вновь начинать „ни с чего“; из ничего создавать значительное, прекрасное, великое… и быстро доводить жизнь до расцвета».
Нравится! 1 Сохранить 2 Опубликовала mu cushla 02 апреля 2012 КомментироватьРодина не есть то место на земле , где я родился , произошел на свет от отца и матери , или где я «привык жить»; но то духовное место , где я родился духом и откуда я исхожу в моем жизненном творчестве.
Следующая цитата
Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н — русский философ, писатель и публицист, сторонник Белого движения и последовательный критик коммунистической власти в России, идеолог Русского общевоинского союза.
В эмиграции стал сторонником т. н. монархистов-«непредрешенцев», тяготел к интеллектуальной традиции славянофилов и до самой смерти оставался противником коммунизма и большевизма.
Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских интеллектуалов консервативного направления XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.
Что может быть отвратительнее, чем уродливая, злая, глупая душа, заключённая в прекрасном теле?
Добавил(а) Аноним 15.09.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Однако влюбленность ещё далеко не любовь и не счастье; она — скорее опьянение и судорога, часто болезнь, порой катастрофа.
Добавила Sylvia 08.11.16- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Да, всё, что есть в мире великого, живет в молчании. И говорит тишиною.
Добавила Sylvia 08.11.16- Скопировать
- Сообщить об ошибке
По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов.
Добавила Sylvia 08.11.16- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Надо, чтобы любовь свободно струилась из сердца, и не надо тревожиться о взаимности. Надо будить людей своей любовью, надо любить их и этим звать их к любви. Любить – это не пол счастья, а целое счастье. Только признай это, и начнутся вокруг тебя чудеса. Отдайся потоку своего сердца, отпусти свою любовь на свободу, пусть лучи её светят и греют во все стороны. Тогда ты скоро почувствуешь, что к тебе отовсюду текут струи ответной любви. Почему? Потому что твоя непосредственная, непреднамеренная доброта, твоя непрерывная и бескорыстная любовь будет незаметно вызывать в людях доброту и любовь.
Добавила Sylvia 08.11.16- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Всякий ненавистник вызовет в других ненависть и сосредоточит ее на себе. Всякий предатель будет однажды предан сам. Всякий грабитель будет сам ограблен и убит. Таков закон самоуничтожения зла.
Пояснение к цитате:Глава 10: Отрицательные уроки русской революции.
Добавил Дмитрий Кузнецов 08.01.17- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Что есть красота, где начинается она? Я смею утверждать, что каждая женщина может быть красивою и может стать красивою; и если она это может, то в ней уже дремлет красота, как скрытая предрасположенность, или власть и влечение. Это предрассудок, что красота всегда предстает раскрытой, положительной и совершенной. Напротив — она приходит и исчезает, созревает и искажается; и самая раскрасавица мгновениями бывает уродливой.
Добавила Sylvia 08.11.16- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Видишь ли ты, человек одинок тогда, когда он никого не любит. Потому что любовь вроде нити, привязывающей нас к любимому человеку. Так ведь мы и букет делаем. Люди – это цветы, а цветы в букете не могут быть одинокими. И если только цветок распустится как следует и начнет благоухать, садовник и возьмет его в букет. Так и с нами, людьми. Кто любит, у того сердце цветет и благоухает; и он дарит свою любовь совсем так, как цветок свой запах. Но тогда он и не одинок, потому что сердце его у того, кого он любит: он думает о нем, заботится о нем, радуется его радостью и страдает его страданиями. У него и времени нет, чтобы почувствовать себя одиноким или размышлять о том, одинок он или нет. В любви человек забывает себя; он живёт с другими, он живёт в других. А это и есть счастье.
Добавила Sylvia 08.11.16- Скопировать
- Сообщить об ошибке
А потом горы принимают меня в свою среду и несут меня вверх, спокойно и благостно позволяя мне попирать их ногою и карабкаться по их крутым обрывам. Их спокойствие передается мне, и я иду все выше и выше. Медленно взбираюсь я; торопиться нельзя и незачем; много времени нужно, чтобы одолеть высоту, чтобы привыкнуть к ней, чтобы не закружилась голова от этого дремлющего горного мятежа, чтобы не пресеклось дыхание от этой стихийной молитвы. Вот я уже устал, но с усталостью я не могу и не хочу считаться. Таинственная сила зовет меня кверху. Во мне проснулось некое влечение, как если бы меня захватил мощный довременный подъем, которому нельзя противостоять, — вверх, вверх, все выше, — и только исчерпав последние силы, можно отпасть и отказаться от восхождения. но и тогда в душе осталось бы чувство, будто я постыдно изнемог в великом деле. Нет, это невозможно, надо идти и дойти, чтобы пережить смысл и судьбу древнего восстания, чтобы научиться мятежной молитве гор.
Читайте также: