Иисус о детях цитаты

Обновлено: 22.12.2024

По­сле чу­дес­но­го вос­кре­ше­ния Ла­за­ря Чет­ве­ро­днев­но­го Спа­си­тель не мо­жет на­дол­го за­дер­жи­вать­ся в Иеру­са­ли­ме и во­об­ще в Иудее по при­чине стре­ми­тель­но на­рас­та­ю­ще­го на­пря­же­ния в от­но­ше­ни­ях со ста­рей­ши­на­ми иудей­ски­ми, ко­то­рые «по­ло­жи­ли убить Его» (Ин. 11. 53). Гос­подь по­ки­да­ет Иеру­са­лим. В этот раз Он на­прав­ля­ет­ся в до­ста­точ­но от­да­лен­ный го­род Эфра­им к се­ве­ро-во­сто­ку от Иеру­са­ли­ма. Из Эфраи­ма, пе­рей­дя Иор­дан, Гос­подь сно­ва на­прав­ля­ет­ся в За­и­ор­да­нье. Там Он со­вер­ша­ет мно­гие слав­ные Свои де­я­ния и про­из­но­сит важ­ные по­уче­ния. Об од­ном из та­ких эпи­зо­дов по­вест­ву­ет еван­ге­лист Марк:
«При­но­си­ли к Нему де­тей, чтобы Он при­кос­нул­ся к ним; уче­ни­ки же не до­пус­ка­ли при­но­ся­щих. Уви­дев то, Иисус воз­не­го­до­вал и ска­зал им: пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им; ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие. Ис­тин­но го­во­рю вам: кто не при­мет Цар­ствия Бо­жия, как ди­тя, тот не вой­дет в него. И, об­няв их, воз­ло­жил ру­ки на них и бла­го­сло­вил их» (Мк. 10. 13-16).

Рас­суж­дая о пу­тях Бо­го­по­зна­ния, мы уяс­ни­ли, что хо­тя ве­ра на­чи­на­ет­ся в уме, но при­над­ле­жит она серд­цу и Бог вос­при­ни­ма­ет­ся и по­зна­ет­ся не столь­ко ра­зу­мом, сколь­ко на­ши­ми ду­шев­ны­ми си­ла­ми.

В За­по­ве­дях Бла­женств Спа­си­тель име­ну­ет бла­жен­ны­ми «чи­стых серд­цем», по­то­му что они уви­дят Бо­га. Дру­ги­ми сло­ва­ми, для то­го, чтобы узреть Бо­га, чтобы по­чув­ство­вать Его в сво­ем серд­це и ощу­тить Его бли­зость, нуж­но иметь со­от­вет­ству­ю­щее со­сто­я­ние ду­ши. Кто из лю­дей в наи­боль­шей сте­пе­ни об­ла­да­ет чи­сто­той серд­ца? Преж­де все­го де­ти. Их нрав­ствен­ная при­ро­да близ­ка Бо­гу тем, что не отяг­че­на удру­ча­ю­щи­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми и угры­зе­ни­я­ми со­ве­сти о со­де­ян­ных злых де­лах, горь­ки­ми со­жа­ле­ни­я­ми об ошиб­ках и по­ро­ках.

Чув­ство­ва­ния ре­бен­ка чи­сты и не по­дав­ля­ют­ся мо­гу­ще­ством ин­стинк­тив­но­го на­ча­ла, а по­то­му и вос­при­я­тие сверх­чув­ствен­но­го ми­ра про­ис­хо­дит в про­сто­те и невин­но­сти серд­ца, без по­мех со сто­ро­ны ка­ких-ли­бо ви­ди­мых и неви­ди­мых пре­град и сре­до­сте­ний, ко­то­рые во мно­же­стве при­сут­ству­ют в со­зна­нии взрос­лых лю­дей. Имен­но бла­го­да­ря этой чи­сто­те серд­ца ре­ли­ги­оз­ное пе­ре­жи­ва­ние ре­бен­ка от­ли­ча­ет­ся осо­бен­ной яр­ко­стью и зна­чи­тель­но­стью. Тот, кто сыз­маль­ства вос­пи­ты­вал­ся в ве­ре, хо­ро­шо зна­ет, что опыт мо­лит­вы, об­ще­ния с Бо­гом в дет­ские го­ды бы­ва­ет на­столь­ко впе­чат­ля­ю­щим, что не из­гла­жи­ва­ет­ся во всю по­сле­ду­ю­щую жизнь. Имен­но по­это­му ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние долж­но на­чи­нать­ся от мла­дых ног­тей, и го­ни­те­ли Церк­ви Хри­сто­вой во вре­ме­на бо­го­бор­че­ства, ка­те­го­ри­че­ски за­пре­щав­шие вся­кое ре­ли­ги­оз­ное вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние, это учи­ты­ва­ли. Не раз­ре­ша­лось не толь­ко обу­че­ние де­тей ос­но­вам ре­ли­гии, но да­же уча­стие их в бо­го­слу­же­нии до до­сти­же­ния во­сем­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та.

Как се­го­дня в на­шей стране от­но­сят­ся к ре­ли­ги­оз­но­му вос­пи­та­нию и об­ра­зо­ва­нию де­тей? Всем оче­вид­но, что на­род и об­ще­ство ныне пре­бы­ва­ют в глу­бо­ком нрав­ствен­ном кри­зи­се. В про­грам­мах прак­ти­че­ски всех пар­тий и об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ских дви­же­ний, пре­тен­ду­ю­щих на власть в го­су­дар­стве, мы обя­за­тель­но най­дем те­зи­сы о необ­хо­ди­мо­сти воз­рож­де­ния нрав­ствен­но­сти и ду­хов­но­сти. И дей­стви­тель­но, кри­зис, охва­тив­ший на­ше об­ще­ство, име­ет осо­бый ха­рак­тер. Это кри­зис не ка­ких-то от­дель­ных сфер жиз­ни: по­ли­ти­че­ской, эко­но­ми­че­ской, со­ци­аль­ной, на­уч­ной, куль­тур­ной — но кри­зис все­объ­ем­лю­щий, си­стем­ный. Его то­таль­ность по­ра­жа­ет во­об­ра­же­ние, и имен­но она ука­зы­ва­ет на то, что при опре­де­ле­нии ис­то­ков и при­чин ны­неш­ней си­ту­а­ции речь долж­на ид­ти в первую оче­редь о кри­зи­се че­ло­ве­че­ской лич­но­сти — нрав­ствен­ном кри­зи­се ин­ди­ви­ду­у­ма и мо­раль­ном кри­зи­се об­ще­ства, ибо утра­че­на спо­соб­ность раз­ли­чать меж­ду доб­ром и злом, де­лая вы­бор ис­клю­чи­тель­но в поль­зу добра.

Мно­гие со­глас­ны с тем, что меж­ду нрав­ствен­но­стью и ре­ли­ги­ей су­ще­ству­ет глу­бо­кая и проч­ная внут­рен­няя связь, при­ро­ду ко­то­рой за­ме­ча­тель­но вы­ра­зил Ф.М. До­сто­ев­ский: «Ес­ли Бо­га нет, то все доз­во­ле­но». Лю­ди не столь­ко осо­знан­но, сколь­ко ин­ту­и­тив­но чув­ству­ют и ис­по­ве­ду­ют это жи­вое вза­и­мо­дей­ствие меж­ду ре­ли­ги­оз­ны­ми убеж­де­ни­я­ми, стра­хом Бо­жи­им и нрав­ствен­ным со­сто­я­ни­ем лич­но­сти и об­ще­ства. Ка­за­лось бы, в ка­че­стве пер­во­оче­ред­ной ме­ры мо­раль­но­го оздо­ров­ле­ния об­ще­ства сле­до­ва­ло бы преж­де все­го от­крыть ши­ро­кие воз­мож­но­сти для ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния де­тей, чтобы выз­во­лить под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние из тря­си­ны ду­хов­но-нрав­ствен­ной де­гра­да­ции. На сло­вах все с этим со­глас­ны, да и дей­ству­ю­щее за­ко­но­да­тель­ство поз­во­ля­ет фа­куль­та­тив­но пре­по­да­вать ос­но­вы ре­ли­гии в учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Но во мно­гих ли шко­лах мы об­на­ру­жим в учеб­ном рас­пи­са­нии уро­ки хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и куль­ту­ры? В боль­шин­стве школ по­ка, к со­жа­ле­нию, ни­че­го по­доб­но­го нет.

Это вы­зва­но тем, что мно­гие чи­нов­ни­ки весь­ма свое­об­раз­но тол­ку­ют упо­мя­ну­тое по­ло­же­ние За­ко­на о сво­бо­де со­ве­сти: фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия по­ни­ма­ют­ся ими как необя­за­тель­ные. Ис­хо­дя из это­го ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние и вос­пи­та­ние ока­зы­ва­ет­ся вне сет­ки учеб­ных ча­сов, за рам­ка­ми рас­пи­са­ния уро­ков. Есте­ствен­но ожи­дать, что ма­ло кто из де­тей, утом­лен­ных дол­ги­ми ча­са­ми пре­бы­ва­ния в шко­ле, при­дет на та­кие фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия.

На са­мом же де­ле фа­куль­та­тив озна­ча­ет, что уча­щий­ся име­ет пра­во на вы­бор тех или иных дис­ци­плин по соб­ствен­но­му усмот­ре­нию. Как ви­дим, из это­го во­все не сле­ду­ет, что фа­куль­та­тив­ные за­ня­тия долж­ны быть вы­не­се­ны за пре­де­лы ста­ци­о­нар­но­го рас­пи­са­ния уро­ков. На­при­мер, в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния, при­ня­той во мно­гих стра­нах ми­ра, боль­шин­ство пред­ме­тов яв­ля­ет­ся как раз фа­куль­та­ти­ва­ми, но, вы­би­рая те или иные из них, уче­ник изу­ча­ет фа­куль­та­тив­ные пред­ме­ты на­равне с обя­за­тель­ны­ми и в рам­ках об­ще­го для тех и дру­гих рас­пи­са­ния уро­ков.

Су­ще­ству­ет так­же по­верх­ност­ное, но рас­про­стра­нен­ное мне­ние, со­глас­но ко­то­ро­му свя­щен­но­слу­жи­те­лей не сле­ду­ет до­пус­кать в шко­лу, ибо это яко­бы про­ти­во­ре­чит прин­ци­пу сво­бо­ды со­ве­сти. Сто­рон­ни­ки этой точ­ки зре­ния вы­дви­га­ют ар­гу­мент не без при­вку­са де­ма­го­гии: ес­ли до­пу­стить в шко­лу пра­во­слав­ных свя­щен­ни­ков, то то­гда нуж­но сде­лать то же са­мое в от­но­ше­нии дру­гих ре­ли­гий, кон­фес­сий, де­но­ми­на­ций и сект, ина­че бу­дут на­ру­ше­ны их кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва. Это лу­ка­вая по­зи­ция и ли­це­мер­ный ар­гу­мент.

Дей­стви­тель­но, прин­цип сво­бо­ды со­ве­сти яв­ля­ет­ся фун­да­мен­таль­ным кон­сти­ту­ци­он­ным по­ло­же­ни­ем, ко­то­рое ни­как нель­зя на­ру­шать хо­тя бы по той про­стой при­чине, что со­глас­но на­шей пра­во­слав­ной по­го­вор­ке «неволь­ник — не бо­го­моль­ник». Ни­ко­го си­лой при­нуж­де­ния ве­рить в Бо­га не за­ста­вишь. Од­на­ко ес­ли в клас­се пять­де­сят, семь­де­сят, во­семь­де­сят про­цен­тов де­тей кре­ще­ны в Пра­во­слав­ной ве­ре, то по­че­му же к ним не мо­жет прий­ти пра­во­слав­ный свя­щен­ник? Ес­ли же в клас­се име­ет­ся до­ста­точ­ное чис­ло му­суль­ман или лиц, при­над­ле­жа­щих к дру­гим ре­ли­ги­ям и кон­фес­си­ям, то они так­же име­ют пра­во на ре­ли­ги­оз­ное об­ра­зо­ва­ние. К ним долж­ны об­ра­щать­ся их пас­ты­ри. При этом недо­пу­сти­мо, чтобы к клас­су или к груп­пе уча­щих­ся об­ра­щал­ся про­по­вед­ник, при­над­ле­жа­щий к кон­фес­сии, по­сле­до­ва­те­ли ко­то­рой сре­ди уча­щих­ся от­сут­ству­ют или со­став­ля­ют незна­чи­тель­ное мень­шин­ство. Шко­ла не мо­жет и не долж­на пре­вра­тить­ся в аре­ну со­рев­но­ва­тель­ной мис­сии и про­зе­ли­тиз­ма.

При­шла по­ра по­нять, что вре­ме­на про­из­воль­ной идео­ло­ги­за­ции и по­ли­ти­за­ции юри­ди­че­ских норм оста­лись в про­шлом. Мы, как на­род и как об­ще­ство, при­зва­ны к осо­зна­нию той ис­ти­ны, что вы­ход из пе­ре­жи­ва­е­мо­го на­ми кри­зи­са воз­мо­жен толь­ко на пу­тях воз­рож­де­ния че­ло­ве­че­ской лич­но­сти, ис­це­ле­ния и вос­ста­нов­ле­ния ее нрав­ствен­но­го на­ча­ла.

И очень важ­но, чтобы каж­дый из нас не толь­ко на сло­вах де­кла­ри­ро­вал та­кое по­ни­ма­ние про­бле­мы, но и де­лал то, что от него за­ви­сит, для ее ре­ше­ния. «Пу­сти­те де­тей при­хо­дить ко Мне и не пре­пят­ствуй­те им, ибо та­ко­вых есть Цар­ствие Бо­жие», — го­во­рит Хри­стос, слов­но об­ра­ща­ясь се­го­дня имен­но к тем, кто, при­бе­гая к лу­ка­вым и на­ду­ман­ным пред­ло­гам, пы­та­ет­ся по­ме­шать на­шим де­тям прий­ти к Бо­гу и об­ре­сти ве­ру.

Следующая цитата

Сказал Господь Своим ученикам: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедывать в городах их.

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня», – говорит Христос. Какие суровые слова! Бесчеловечные слова – кто может понять их, особенно в наше время, столь тяжелое для родителей в их трудных отношениях с детьми. Кажется просто невероятным, чтобы Господь советовал детям перестать любить своих родителей! Нет, пятая заповедь Божия – священное Божие установление: «Чти отца и мать твою». Сам Христос дал пример послушания и верности Своей Матери (Лк. 2, 51; Ин. 19, 26–28). Он напоминает также, что конкретная забота о родителях идет даже впереди «жертвы на Храм» (Мф. 15, 3–6). Что же хочет сказать Господь этими суровыми словами?

Здесь Христос касается самого священного нашего долга, чтобы сказать с предельной ясностью, что мы должны предпочитать Его самым любимым, тем, кого мы должны любить больше всех. Следовать за Христом, быть верующим в Него, может иногда вызывать противостояние наших самых близких. Но Господь требует от нас быть способными предпочесть Его всему. И мы знаем, особенно в наше время, как часто это бывает. Слово Божие предлагает решительный выбор, в котором вся наша жизнь. Вследствие требования радикальных перемен, Христос часто может быть причиной разделений даже внутри семей, соединенных самой большой естественной привязанностью. Через две тысячи лет после того, как эти слова были впервые произнесены, это противостояние – не такое новое, как может кому-то показаться. Все заключается в том, как обрести нам мужество остаться верными Христу даже ценой крови нашего сердца.

«Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня», – утверждает Господь. Эти слова абсолютно созвучны предыдущим. После отношения детей к родителям следуют отношения родителей к детям. Христос требует, чтобы Ему было отдано первое место в нашей любви к кому бы то ни было. Кто может иметь право на такое неприемлемое, непостижимое требование, кроме Бога? Из всех великих основателей мировых религий Христос – единственный, кто так говорит. Во всех других религиях Бог ставится превыше всего. А здесь Христос не перестает повторять тем, кто «не достоин Меня». Кто же Он?

Обычно мы говорим, что, только любя друг друга, мы любим Бога. И это так. Бог хочет, чтобы наши отношения были основаны на любви. Было бы ужасно, если бы мы стали употреблять эти слова Спасителя для оправдания нашей нелюбви, нашей эгоистической неспособности заботиться о близких, нашей сосредоточенности на личных интересах.

Любить отца своего и мать. Любить сына своего или дочь. Это касается не только узкого семейного круга. Здесь – основание наших наследственных, культурных, общечеловеческих связей. Хотим ли мы этого или нет, мы зависим друг от друга, и мы создаем эту зависимость. Мы – часть «среды», того целого, что составляет нашу жизнь. Но это единство, сколь бы ни было оно важным, не может быть для нас извинением, что мы не идем вслед Христу. Кто любит свою среду больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит своих друзей больше Меня, говорит Христос, не достоин Меня. Кто любит то, что с ним происходит, дело своей жизни, больше Меня, не достоин Меня!

«И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот недостоин Меня. Это третья ступень отвержения. Следует отвергнуться также и прежде всего – самого себя. Это слово о Кресте напоминает, что Христос не предлагает нам ничего, что Он Сам бы не исполнил. Всякий крест, который нам дается, всякая скорбь – приглашение следовать за Христом. Во времена земной жизни Христа Крест не был ни святыней, ни украшением – распятие на кресте было весьма распространенной, совершаемой на глазах любопытных толп жестокой казнью, предназначенной для рабов.

«Сберегший душу свою – говорит Христос, – потеряет ее. А потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». Как это противоречит тому, что более всего ценит современный мир: сегодня высшая цель человека – «реализовать себя», раскрыть себя в полноте. А Христос предлагает потерять себя и погубить себя!

Однако если мы немного задумаемся, мы увидим в этой заповеди Христа один из основополагающих законов нашей жизни. Человеческое существо, не способное отвергнуться себя ради другого, неспособно любить. Наша жизнь каждый день убеждает нас, что необходимо жертвовать собой, чтобы подлинно осуществить себя в любви другого. Парадокс, который раскрывается по-настоящему только в свете пасхальной тайны Христовой. Потерять свою жизнь – чтобы обрести ее! Слово Христа твердо и радостно. Речь идет о бесценном приобретении. Господь предлагает нам умереть для себя, чтобы жить подлинной жизнью. «Я пришел, чтобы имели жизнь, и жизнь с избытком», – говорит Он (Ин. 10, 10). Здесь не может быть ничего общего с тем нигилистическим героизмом, с тем самоубийственным помутнением разума, который насаждается ныне. Господь говорит о каждодневном подвиге любви, требующей от нас самоотречения ради других, – это и есть высший расцвет человеческой личности.

Не разрушение человека, а созидание его! Достаточно вспомнить нам о преподобном Серафиме Саровском, святом праведном Иоанне Кронштадтском, святой преподобномученице великой княгине Елисавете и других бесчисленных наших святых. А уход в себя, в свой мелочный эгоизм, в свои амбиции – самый надежный способ, как говорит Христос, погубить свою жизнь. Быть крещеным, по слову Апостола, – быть распятым со Христом, чтобы жить с Ним. И каждая литургия напоминает нам, что Господь предал Себя за нас.

«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня», – говорит Христос. Что бы с нами ни происходило, речь всегда идет о любви, и о любви в самом простом ее выражении – принять другого. Принимая Христовых служителей, иные, сами того не зная, принимали не ангелов только, но Самого Христа: «Господи, когда мы видели Тебя алчущим или жаждущим?» Как бы ни были малы у нас возможности делания добра, Господь приемлет даже чашу холодной воды, поданную кому-то из малых сих. Добрые наши дела определяются не ценой дара, но любовью дарующего. По этой причине медная монета вдовы была не только принята, но поставлена выше всех других приношений.

Мы должны творить добро, взирая на Христа, ради Него. Пророк должен быть принят во имя пророка, праведник – во имя праведника, и один из малых сих – во имя ученика, потому что все они несут в себе святость и образ Христа. Доброта, явленная по отношению к тем, кто Христов, не только будет принята, но получит великое вознаграждение. Награды могут быть различны: есть награда пророка, есть награда праведника и есть награда одного из малых сих. Но все они заключаются в единственном, неповторимом и бесконечном нашем приобщении в вечности Христу.

Следующая цитата

Тогда приносили к Иисусу младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Кто узнал благодать Божию, будет естественно желать, чтобы Христос благословил и его детей. Мы видим, как приносят ко Господу младенцев, вероятно, еще не умевших ходить, может быть, даже грудных. Но никто не бывает слишком мал или слишком юн, чтобы нельзя было ему предстать пред Господом.

Одно благодатное прикосновение Христа исполняет детей блаженства. «Их приносили к Нему, чтобы Он коснулся их». Мы не должны удивляться, что когда мы обращаемся ко Христу или желаем, чтобы наши дети были с Ним, это может вызвать чье-то недовольство. Увы, порой даже в Церкви. «Ученики, видя это, возбраняли им». Многих из тех, кому возбраняют ученики, их Учитель зовет к Себе. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Пусть никто и ничто — ни при каких переменах времени — не мешает детям приходить ко Христу! Дети тех, кто принял крещение и принадлежит Царству Божию, должны так же принадлежать этому Царству. «Подобно тому, как дети свободных рождаются свободными», — говорит святой Иоанн Златоуст.

И те взрослые наиболее приятны Господу, кто с детской верой принимает Его. «Кто не примет Царства Божия как дитя, не войдет в него», — говорит Христос. Это значит — с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на дар Христов. Пока не достигнет человек этого устроения всецелой самоотдачи, вон не сможет никогда войти в Его Царство.

Как достигнуть этой детской легкости, кто же может спастись, — вопрошают ученики, когда Господь в продолжении Своей мысли приводит притчу о верблюде и иголке и о гибельном уповании на земное богатство, на свои собственные силы. Если человек стоит перед выбором — отвергнуться всего или лишиться Христа, то кто может спастись? Они понимают, что Христос не может требовать неразумного. Но они знают также, как сильно сердца человеческие привязаны к миру, и как многие готовы отчаяться, видя невозможность одолеть земное притяжение. Поистине есть такие трудности на пути нашего спасения, которые не могут быть никогда преодолены. Только всесильной благодатью Божией. «Невозможное человекам возможно Богу». Его благодать может так воздействовать на душу, что она перерождается в самой своей основе, во всех своих наклонностях и предпочтениях, и устремляется в сторону, противоположную греху.

В нас есть склонность говорить слишком много о том, что мы оставили и утратили ради Христа. И даже Петр, как мы видим, обнаруживает это: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою». Он не мог умолчать о своей любви ко Христу, проявившейся в оставлении всего и следовании за Господом, куда бы Он ни пошел.

Что бы мы ни оставили ради Христа, нам будет с избытком воздано в этом мире и в будущем. Нет никого, кто оставил бы удобства и выгоды или своих близких ради Царства Божия и не получил бы во много раз больше в это время, в радости покаянием очищенного сердца и общения с Богом, — несравненного ни с чем воздаяния за все свои потери. А в век будущий — жизни вечной, того, к чему устремляются сердца младенцев и святых.

Следующая цитата

Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его. Притч. 20:11

Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их. Притч.17,6

Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Сир.3,1–2

Не желай множества негодных детей и не радуйся о сыновьях нечестивых. Когда они умножаются, не радуйся о них, если нет в них страха Господня. Сир.16,1

Не надейся на их( ред. детей) жизнь и не опирайся на их множество. Сир.16,2

Лучше один праведник, нежели тысяча грешников, и лучше умереть бездетным, нежели иметь детей нечестивых,ибо от одного разумного населится город, а племя беззаконных опустеет. Сир.16,3–5

Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми. Сир.41,8

Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие. Сир.41,9

Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие. Сир.41,10

Соблюдайте, дети, наставление в мире; а сокрытая мудрость и сокровище невидимое – какая в них польза? Сир.41,17

Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева. Пс.126,3

Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас. Пс.33,11

И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем. Еф. 6,4

Огорчай своих детей так, чтобы они после обрадовали тебя 2Кор.2,2 .

..дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Мк.7,27

Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почёта. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода. Прем.3,15–18

Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей. Прем. 4,1

..ибо дети, рождаемые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их. Прем.4,6

А плодородное множество нечестивых не принесёт пользы, и прелюбодейные отрасли не дадут корней в глубину и не достигнут незыблемого основания. Прем.4,3

Дети, будьте послушны родителям вашим во всём, ибо это благоугодно Господу. Кол.3,20

..истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. Мф.18,3

Источник: Библейская симфония по книгам Ветхого и Нового Заветам / ред.-сост. Д. Гриценко, Е. С. Калугина - Москва : Даръ, 2007. - 480 с.

Читайте также: