Мария луиза фон франц цитаты
Обновлено: 06.11.2024
Если Самость спроецирована, человек попадает в удивительное состояние восхищения некой личностью, на которую он проецирует свою Самость; человек испытывает невероятное очарование и почитание этой личности, что может принести ему пользу в виде возможности учиться у этой личности. Если человек проецирует Самость на кого-то по-настоящему мудрого или превосходного, он может многому научиться. В этом секрет многих чудесных исцелений: люди проецируют Самость на личность целителя, и невероятным обаянием и верой в этого целителя они исцеляются от разного рода психологических или психосоматических заболеваний. Таким образом, проекция служит в качестве средства для исцеления человека.
Гораздо чаще, однако, такое поклонение действует отрицательно и приводит к инфантильному отказу от себя, ползанию, так сказать, на брюхе перед другим человеком, раболепию перед великим лидером, духовным гуру или кем угодно. При такой проекции человек теряет себя в инфантильности, так и остаётся незрелым. Такие люди часто очень фанатичны в своём восхищении; они защищают предмет своего обожания от нападок врагов и купаются в славе своего учителя через отождествление. Проекция бережёт их от необходимости совершать усилия во имя собственных достижений. Великая личность сделает всё вместо них, а их задача - только аплодировать и восхищаться. Они не прилагают никаких усилий, чтобы стать более образованными, более мудрыми, более самостоятельными и независимыми. Такая проекция может просто уничтожить личность.
Естественно, это также влияет и на человека, на которого падает проекция. Если у человека инфляция, и он злоупотребляет властью над толпой поклонников и последователей, это возымеет катастрофические последствия. Но я знаю, что на Дальнем Востоке существуют мастера, которые знают об опасности инфантильной зависимости и не принимают проекции. Они направляют таких послушников и учеников обратно к их собственной духовной задаче.
Большой опасностью для профессионалов психологической помощи является потенциальное влияние на жизнь другого человека. Вспомните, например, об идее того, что является нормой. Терапевт может иметь свои идеи о нормальности и думать, что другой человек должен стать нормальным. Это вмешательство, власть отношений. Возможно, судьба или бог, или то, что вы можете назвать великой силой мироздания, не хочет, чтобы человек был нормальным. Так откуда же терапевт знает, что человек должен быть нормальным? В конце концов, что он считает нормальным? Буржуазные идеи терапевта о нормальности не должны быть навязаны бедному человеку, которому предназначено быть совсем другим.
Когда человек приходит к вам с проблемой, вы, будучи честным, должны сказать: "Я не знаю, где возникает проблема". Любые идеи, которые у вас есть о пациенте, являются просто предрассудками. В самом деле, вы должны сказать: "Я не знаю, в чём ваша психологическая проблема". Мы не можем знать судьбу человека. Например, однажды я наблюдала сны маленькой семилетней девочки, которые были похожи на сны умирающего человека. Так вот, на самом деле у девочки обнаружили онкологию, и она могла умереть в течение двух или трёх лет. Я не знала этого, когда изучала эти сны. Они быть необычными. Это были сны старой, мудрой личности. Как видите, вы не можете строить теории о том, какой должна быть жизнь другого человека. Сон - это единственная вещь, которая исходит из глубин самого больного, и если мы пытаемся понять его сны, максимально абстрагируясь от всех возможных предрассудков, мы можем услышать, что психическая глубина пациента рассказывает ему о нём же. Мы, психотерапевты, всего лишь переводчики снов.
Аналитик, подытожив, должен сказать человеку, который слишком "незрелый": "Ваша собственная психическая глубина думает, что вы чересчур незрелы, и это наносит вред вашему здоровью". Это не мнение аналитика - это то, что совместно они извлекли из сна человека. Часто - и это означает, что толкование дошло до адресата - пациент чувствует, что это не мнение аналитика. Когда сон интерпретируется правильно, у анализанда происходит щелчок, и он говорит: "Да, это оно". Толкование произвело впечатление, и, вероятно, дало пациенту мотивацию изменить свою жизнь. А если вы посоветуете этому же человеку так: "Послушайте, вы часто ведёте себя, как подросток, и это вредит вашему здоровью" - человек не будет слушать, потому что он слышал всё это раньше. Если же его собственные сны таким образом будут "высмеивать" его, тогда есть больше шансов, что человек действительно изменит своё поведение. Я могу сказать вам точно, что в данном случае человек, который вёл себя в жизни незрело, покраснел и этим продемонстрировал, что такая интерпретация сна попала в цель.
Итак, будучи юнгианскими аналитиками, мы следуем за сновидениями. Мы работаем с пациентом над обнаружением их смысла. Работая совместно с терапевтом, пациент не чувствует, что на него была надета смирительная рубашка из понятий о нормальности и предрассудков об адаптации. Пациент следует своим собственным внутренним указаниям, сообщённым ему его же собственной психикой. Так что анализ - это обучение человека умению слышать свой внутренний голос посредством снов и умению следовать ему.
Сложность в том, что никто не имеет от природы некоего правильного представления о своей собственной ценности. Никто не знает, как много или как мало он или она стоит. Я имею в виду, спросите кого-нибудь: "Вот, если честно, ты великий человек или ты маленький человек? Насколько маленький или насколько великий ты по сравнению с другими?". Любой признает, что он не имеет об этом понятия. Это субъективное ощущение. Либо есть чувство неполноценности, когда кто-то чувствует себя маленьким червём в земле, либо есть мания величия, когда кто-то чувствует себя избранным человеком, превышающим средний уровень. Большинство людей колеблются между этими двумя полюсами. У невротиков это доходит до крайностей, а у нормальных людей это происходит менее экстремально, но у всех бывают дни, когда они чувствуют себя никем, и дни, когда они чувствуют себя на вершине мира. Это естественное колебание, и можно назвать человека нормальным, когда его самооценка строится из того, чего этот человек достиг, чем и кем себя окружает и так далее. Но всё это это весьма неопределённая вещь, на самом деле.
Любое отсутствие баланса в этом вопросе - самоуничижение или возвеличивание себя - оказывает раздражающее действие на окружающих. Чтобы узнать, если ли у человека инфляция, нужно посмотреть, действует ли он или она другим на нервы. Если так, то, пожалуй, имеет место переоценка или недооценивание себя, ибо с инфляцией человек может испытывать либо чувство превосходства, либо чувство неполноценности. Чувство неполноценности - всего лишь завуалированная инфляция. Если кто-то чувствует себя неполноценным, в реальности в нём говорят амбиции; человек хочет быть кем-то большим, чем он есть. Кто-то хочет быть великим человеком и знает, что реально это не так. Неполноценность - это такая же инфляция и, следовательно, действует другим на нервы.
Иногда люди приходят и говорят: "Ну, вы знаете, я не могу этого сделать. Как вы думаете, я могу сделать это? Вы знаете, я не способен, я так глуп, я не умею думать и так далее". Тогда я говорю: "Так, прекратите нести чушь. Займитесь своим делом". Они действительно устраивают пляску-самолюбование из величания себя неполноценными и неспособными. Это действует очень раздражающе.
Пока звезда не упала на него, Гильгамеш думал, что он великий человек. Он был царём, он был героем, он был крепостью своего народа. Но теперь он видит, что этого мало. То, чему поклоняются люди - это звёздный камень, нечто великое в нём и не заключающееся только в мощи его коллективной роли. Во сне люди целуют ноги звезды, а не ноги Гильгамеша. Они падают ниц перед звездой, что выявляет её истинное величие. Таким образом, во сне есть также нечто поучительное для Гильгамеша: «Не принимай все почести и все комплименты, что люди преподносят тебе. Они поклоняются звезде в тебе. Это твоя обязанность - стать уникальной личностью. То, чему они поклоняются в тебе, - не ты. И это тяжкий груз». И с этих пор, согласно эпосу, Гильгамеш становится слугой своей уникальности, своей героической задачи, которая заключается в поиске бессмертия."
Повешенный - это своего рода негативное обожествление. В конце концов, Бог западной цивилизации - тоже повешенный. Это означает момент возвышения в духовной сфере и признания в качестве Бога, но за счёт издержек в человеческой реальности. Он является, так сказать, подвешенным в вечности, и его человеческая реальность умирает. Раньше, например, немцы вешали своих узников в честь Вотана. Когда ветер раскачивал их тела на виселицах или на деревьях, это означало, что Вотан брал их к себе. Христос тоже был повешен, распят; его обвинили в желании стать Царём Иудейским. Карой стало отрицательное обожествление: "Если хочешь быть Царём Иудейским - будь им! Но в негативной форме". Подвешенность также означает быть в подвешенном состоянии, быть зависшим.
Высшая форма любви - она непременно с крупицей соли.
Там, где существует институция, люди, как правило, становятся инфантильными и желают регулярно "сосать" деньги из учреждения, получать кредиты и стипендии, то есть использовать организацию в качестве великодушной матери. Университеты в прошлом, да и теперь, так и называют - Альма-матер, кормящая, благодетельная мать. Я думаю, что одним из признаков действия архетипа пожирающей матери можно назвать инерцию. Все крупные институты склоняют к некоторой инерции. Они не гибки и поэтому, так сказать, представляют собой материальные блоки, попав в пределы которых, люди, имеющие выраженный материнский комплекс, чувствуют себя сыто и хорошо. Поэтому пожирающая мать может быть легко спроецирована на предприятие или любую большую организацию, институт, университет или даже на государство. Некоторые организации даже имеют женские имена и в прошлом были представлены образом тучной дамы. Америка, например, по-прежнему презентует себя статуей огромной женщины. Но, по крайней мере, та держит факел, что немного улучшает ситуацию.
С рекой мы часто сраниваем поток жизни, поток времени. Время-река, что оканчивается в океане вечности. Жизнь - это река, которая начинается с молодого ручейка и в конце концов втекает в море божественного. С рекой в притчах сравнивают постоянно движущиеся, меняющиеся события нашей жизни и нашу постоянно меняющуюся психику как субстанцию, что переносит нас по жизни.
Цитаты Мария-Луиза фон Франц
Следующая цитата
"Многие люди не обладают индивидуальностью по причине преклонения перед другим лицом, нередко того же пола. Они всегда стремятся походить на уважаемую персону, теряя, таким образом, возможность стать самими собой. Они смотрят на другого человека (или на коллективную идею), подобно тому, как удав смотрит на кролика (или кролик на удава). Другой человек (или идея) представляет внешний фактор, который не подлежит интеграции. В таких случаях сновидения неизменно указывают на необходимость держаться подальше от такого лица.
Процесс индивидуации предполагает отделение, дифференциацию и распознавание того, что входит и не входит в сферу нашей индивидуальности. От привнесенного необходимо отказаться. Не следует тратить зря энергию и либидо на вещи, которые не имеют к нам никакого отношения. Поэтому можно утверждать, что разделение на части должно быть равноценно интеграции. Только таким путем огонь возрождает. Необходимо достигнуть равновесия.
Люди неожиданно обретают душевный покой, когда отказываются от ложных идеалов или коллективных представлений. Они внезапно успокаиваются и говорят: «Слава богу, я всегда думал, что я должен стать выдающейся личностью. А теперь я выяснил, что мне не надо стремиться к этому». Они просто зачарованно смотрели на своего "кумира". Таким образом индивид выбирает правильное направление: для достижения своей цели"
/Мария-Луиза фон Франц; "Алхимия. Введение в символизм и психологию"/
„Our whole tradition has trained us to think always of God as being outside the world and shaping its dead material in some form.“
Creation Myths (1972), Deus Faber
Контексте: Our whole tradition has trained us to think always of God as being outside the world and shaping its dead material in some form. But upon making a general survey of creation myths, we see that this type of God mirrors a rare and specific situation; it mirrors a state where consciousness has already markedly withdrawn, as an independent entity, out of the unconscious and therefore can turn toward the rest of the material as if it were its dead object. It also already shows a definite separation between subject and object; God is the subject of the creation and the world, and its material is the dead objects with which he deals. Naturally we must correct this viewpoint by putting it into its right context, namely, that the craftsman in primitive societies never imagined himself to be doing the work himself. Nowadays if you watch a carpenter or a smith, he is in a position to feel himself as a human being with independent consciousness, who has acquired from his teacher a traditional skill with which he handles dead material. He feels that his skill is a man-made possession, which he owns. If we look at the folklore and mythology of the different crafts in more primitive societies, we see that they have a much more adequate view of it. They all still have tales which show that; man never invented any craft or skill, but that it was revealed to him, that it is the Gods who produced the knowledge which man now uses if he does anything practical.
Следующая цитата
Мари́я-Луи́за фон Франц — доктор философии, сотрудница, единомышленница и ближайшая коллега К. Г. Юнга, проработавшая вместе с ним около 30 лет. Получила всемирное признание как специалист в области психологической интерпретации сказок, мифов, сновидений и алхимических текстов. Wikipedia
Следующая цитата
НН.: В своих книгах вы очень часто говорите о своей жизни: о снах, о некоторых важных решениях, таких как, например, строительство уединенного дома в лесу. Если вы не против, не могли бы вы немного рассказать о вашей жизни?
МлфФ: Моя жизнь в основном была очень простой, потому что большие, действительно важные события в моей жизни были на внутреннем плане. Моя внешняя жизнь очень проста: я ушла из дома в восемнадцать лет и должна была зарабатывать, чтобы оплачивать учебу. Я изучала классические языки, классическую филологию в Цюрихском университете и одновременно зарабатывала себе на жизнь, потом преподавала латынь и греческий. Я познакомилась с Юнгом, когда мне было восемнадцать лет, и год спустя попросила его об анализе. Так как у меня не было денег, Юнг сказал мне, что я могу написать для него алхимический текст, это поможет ему, и он будет анализировать меня в ответ. Итак, я начала работать с Юнгом и погрузилась в алхимию. Юнг дал мне знаменитый текст «Восходящая Аврора» (Aurora consurgens), и я пятнадцать лет работала над этой книгой, потому что это задача, требующая много кропотливого труда над деталями. И одновременно я преподавала латынь и греческий.
Постепенно у меня появились люди, которые хотели прийти ко мне на анализ. Я еще не называла себя аналитиком, но ко мне приходили люди. Первую женщину, которая пришла ко мне, знал Юнг, который сказал мне: «Она настолько безумна, что не может потерпеть неудачу!» Я старалась, и дело шло очень хорошо, потом приходило все больше и больше людей, и в конце концов мне пришлось бросить преподавание, потому что у меня было много пациентов, мне было 35-38 лет…
НН: . это тот самый возраст, в котором я тоже бросила преподавать .
МлфФ: . да, это середина жизни . В двадцать я начала книгу по сказкам: была богатая дама, которая хотела написать книгу по сказкам, но не способная на это, тогда она наняла меня написать книгу, обещая вставить мое имя, но не сделала этого и опубликовала книгу под своим именем. Я работал девять лет, это книга объемом более тысячи страниц, в трех томах. Так я познакомилась со сказками, и, когда Юнг основал Институт Юнга в Цюрихе, я стала специалистом по мифологии и сказкам и читала там курсы, выступала на конференциях; мои книги по сказкам – это материалы курсов, которые я читала в институте.
У меня была огромная потребность в природе и огромная любовь к ней, я всегда завидовала Юнгу из-за его Боллингена. У меня была возможность найти там землю, но мне не хватало смелости построить башню, потому что это казалось мне подражанием. Но Юнг сказал: «Ты не хочешь строить дом, тебе нужна башня!» Поскольку он хотел, чтобы я это сделала, я сделала это. Я поехала в Боллинген и там ушла на пенсию, чтобы писать, чтобы побыть в уединении, избегая телефонных разговоров и людей. Это карьера интроверта.
НН: Не могли бы вы рассказать о вашем женском выборе или о необходимости жить одной?
МлфФ: Да, это мое бессознательное взяло верх над эго. У меня несколько раз в жизни был шанс выйти замуж, в последний раз (мне было тридцать четыре) это было очень серьезно, это был подходящий для меня человек, за которого я бы очень охотно вышла замуж, но мои сны были абсолютно негативными, все мои сны были противоположными. И тогда я решила не идти против своего бессознательного, это мое бессознательное не хотело, я бы, конечно, хотела. Поскольку у меня отрицательный материнский комплекс, я, наверное, не стала бы хорошей матерью для своих детей, и тогда, если вы не хотите иметь детей, лучше не вступать в брак. Вы можете иметь отношения с мужчинами, сегодня вы можете жить свободной жизнью, не выходя замуж. Это не моя судьба. Несколько лет мне было очень грустно по этой причине, а затем Юнг сказал мне, после некоторых своих и моих снов, что у меня духовная судьба, поэтому я написала эссе о страстях св. Перпетуи (Passio Perpetuae), историю молодой женщины с духовной судьбой. Нельзя иметь и то, и другое.
НН: Ваш ответ поразителен, потому что я хотела спросить о вашей матери, а вы уже частично ответили. Я часто читала упоминания о вашем отце и никогда о матери.
МлфФ: У меня был отрицательный материнский комплекс и положительный отцовский комплекс: мужчины, духовная жизнь, духовная традиция и тд. Это что-то положительное для меня. Юнг был для меня отцовской фигурой, он был на сорок лет старше меня. А вот с матерью, наоборот, у меня совсем не было взаимопонимания. Для меня это был совершенно негативный опыт до конца ее жизни. Поэтому Юнг заставил меня жить с матерью, на самом деле я живу с подругой, которая на 24 года старше меня. Я возражала, я не хотела этого делать, потому что все посмеялись бы надо мной и сказали: «Ты живешь со своей матерью, ты выбрала мать», но он ответил: «Неважно, что говорят люди, если это пойдет тебе на пользу», поэтому я живу с подругой, которая старше меня, в этом смысле работая над негативным материнским комплексом.
Читайте также: