Характеристика лиды дом с мезонином с цитатами
Обновлено: 06.11.2024
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Следующая цитата
«Дом с мезонином» — светлая, печальная история о несбывшейся любви и простом человеческом счастье, за которое влюблённые даже не попытались бороться.
Краткое содержание «Дом с мезонином» для читательского дневника
Число страниц: 18. Чехов А. П. «Дом с мезонином». Издательство «Детская литература». 1974 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1896 год
Время и место
Действие рассказа происходит в конце XIX века в Российской империи, в Т-й губернии, куда приехал погостить главный герой.
Главные герои
Рассказчик – молодой человек, известный художник, нерешительный, привыкший вести праздный образ жизни и плыть по течению.
Женя (Мисюсь) – юная, чистая девушка, в которую влюбился главный герой, такая же беззаботная, как и он сам.
Лида – старшая сестра Жени, собранная, целеустремлённая, очень принципиальная девушка, которая работает учительницей в сельской школе.
Волчанинова Екатерина Павловна – мать Жени и Лиды, вдова, мягкая, добрая, слабохарактерная женщина, оказавшаяся под полным влиянием старшей дочери.
Белокуров – друг художника, молодой помещик.
Обратите внимание, ещё у нас есть:для самых рациональных -
для самых компанейских -
для самых крутых -
Сюжет
Рассказчик приезжает из Петербурга в Т-ую губернию погостить к своему другу, помещику Белокурову. Ему не хочется писать картины, и, чтобы как-то скоротать время, он целыми днями бродит по округе, любуясь пейзажами.
Однажды во время прогулки художник забрёл в старый заброшенный парк, принадлежавший помещичьему дому. У ворот герой встречает двух девушек – юных, прекрасных, которые всколыхнули в его душе самые светлые порывы. Молодой человек очень захотел познакомиться с ними.
От Белокурова художник узнал, что усадьба принадлежит семейству Волчаниновых – вдове Екатерине Павловне и её двум взрослым дочерям. Старшая, Лида, работает учительницей в деревенской школе и очень гордится своей независимостью.
Спустя несколько дней друзья отправились к соседям с визитом. Художнику сразу очень понравилась младшая дочь, Женя, которую все ласково называют детским прозвищем Мисюсь. Ему кажется, будто он знает эту семью очень давно – настолько приятно ему проводить время в обществе этих милых, интеллигентных женщин.
Волчаниновы неизменно радушно встречают художника, который всё чаще стал наведываться к ним в гости. Особенно ему нравилось общаться с чистой и непосредственной Женей, с которой у него много общего. Молодые люди ведут праздный образ жизни – много читают, гуляют, собирают грибы, катаются на лодке, чем крайне раздражают целеустремлённую и волевую Лиду.
Девушка не показывает своего истинного отношения к художнику, но в глубине души презирает его, считая бездельником. Сама Лида занята целыми днями напролёт. Она работает в школе, лечит крестьян, хлопочет по каким-то делам в уезде. Мать с Женей очень гордятся ею и не вмешиваются в её жизнь. Женя не понимает, как такие прекрасные люди, как её сестра и герой, никак не могут найти общий язык. Молодой человек объясняет ей, что нельзя помогать людям и одновременно презирать и не любить их.
В одну из встреч художник признаётся Жене в любви, и девушка радостно отвечает взаимностью. На следующий день он приходит в усадьбу сделать официальное предложение, но встречает одну Лиду. Она сухо сообщает, что мать с младшей сестрой отправились за границу. Из записки от Жени герой узнаёт, что она была вынуждена повиноваться сестре, которая категорически против их брака.
Художник возвращается в Петербург, он больше никогда не встречал Волчаниновых. В минуты грусти он вспоминает нежную Мисюсь и уютный дом с мезонином, в котором ему было так хорошо.
Вывод и свое мнение
В произведении автор показал, как легко люди могут отказаться от шанса быть счастливыми. Инфантильность, нежелание сопротивляться жизненным обстоятельствам, зависимость от чужого мнения – всё это сделало невозможным брак двух героев, который обещал быть удачным. В итоге каждый из них получил то, что заслужил.
Главная мысль
За своё счастье нужно бороться всеми силами.
Авторские афоризмы
«…Хорошее воспитание не в том, что ты не прольёшь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…»
«…Разве здоровье не чудо? А сама жизнь? Что не понятно, то и есть чудо…»
Толкование непонятных слов
Имение — земельное владение с помещичьим хозяйством, поместье.
Поддёвка — русская верхняя распашная длинная одежда с длинными рукавами.
Погорельцы — люди, лишившиеся жилья в результате пожара.
Уезд — административно-территориальная единица, состоявшая из города и подчинённых ему волостей.
Новые слова
Пасьянс — карточная игра для одного человека.
Панорама — широкий вид местности, открывающийся с высоты, с возвышенности.
Одышка — ощущение нехватки воздуха, сопровождающееся давлением в груди и учащением дыхания.
Глава I
Художник вспоминает события, которые произошли 6–7 лет назад, когда он жил «в имении помещика Белокурова» . Он вел праздную жизнь, и вся его деятельность сводилась к чтению книг, прогулкам по аллеям, созерцанию окружающей действительности и сну.
Однажды во время очередной прогулки художник «нечаянно забрел в какую-то незнакомую усадьбу» . Пройдя «мимо белого дома с террасой и с мезонином» , он заметил двух девушек. Старшая – «тонкая, бледная, очень красивая» – имела строгое выражение лица, а та, что помладше – «тоже тонкая и бледная» – казалась более живой и непосредственной.
Вскоре после этого случая, когда художник гулял в компании Белокурова, к дому подъехала «рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек» . Ей оказалась старшая – Лидия Волчанинова. Она поделилась бедами погорельцев из соседнего села и попросила помощи для несчастных, оставшихся без крова. В конце она пригласила Петра Петровича и его гостя на ужин.
Белокуров поведал художнику, что Лидия – старшая из дочерей Екатерины Павловны Волчаниновой. Девушка работала учительницей и очень гордилась этим. Ее младшую сестру Женю «еще не считали взрослой и, как маленькую, называли Мисюсь» .
Художнику очень понравилось в гостях у Волчаниновых, где все «казалось молодым и чистым, благодаря присутствию Лиды и Мисюсь, и все дышало порядочностью» .
Следующая цитата
Рассказ «Дом с мезонином» Чехова, написанный в 1896 году, имеет форму воспоминаний художника, гостившего у своего приятеля. Это история о зарождении и увядании любви. Немалое место в рассказе уделяется и остросоциальным проблемам.
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Дом с мезонином» по главам, а также пройти тест для проверки знаний. Краткий пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.
Основные темы повести
В тексте сплетаются воедино несколько тем, которые, словно нить, нанизывают на себя сюжетные бусины. Прежде всего, это тема любви. Далее – проблема трудовой жизни и вопрос о народе. Структура произведения А. П. Чехова похожа на другие примеры построения текстов классики русской литературы. В центре находится некая любовная история, но она периодически прерывается размышлениями на разные, часто – остросоциальные для того времени темы. Нечто похожее мы видим в «Отцах и детях», или же в «Горе от ума».
Любовь
Любовь в «Доме с мезонином» носит прозрачный, едва уловимый характер. Ее можно рассмотреть, только приложив вплотную читательский окуляр.
Чувства вспыхивают быстро, развиваются незаметно. Юношеская влюбленность мимолетна и скоротечна, совсем другая – взрослая, зрелая любовь. Если любовь более характерна для зрелой Лиды, то влюбленность и неспособность на сильные чувства – для Жени и художника. В момент признания в любви Жене, художник, например, поддается лишь мимолетным порывам, суть которых – слабость. В ему становится стыдно за это признание.
Структура развития повествования в приложении к каждому герою напоминает круг или цикл: это путь из одиночества, через любовь, снова в одиночество – точке, откуда все началось.
Эта тема выписывается автором через некоторое противопоставление ключевых персонажей. Если Лида – это пример живой, активной и деятельной натуры, для которой в центре ее жизненной позиции стоят отнюдь не эгоистичные интересы и побуждения, то ее младшая сестра, художник, помещик Белокуров представляют группу персонажей, воплощающих «дух времени»: праздность и леность среды богачей.
Если в античности было принято делить практики на две категории – vita active и vita contemplative, то в «Доме с мезонином» нельзя сказать, что первая жизнь – активная – это удел Лиды, а жизнь созерцательная – это стиль всех остальных. Отнюдь. Скорее Лида является воплощение обеих разновидностей практик, тогда как другие герои представляют собой метафору пассивности.
Отдельный мотив – это размышления художника о природе творчества и таланте.
Оказывается, что талант художника делает его жизнь странной и бессмысленной, его роль непонятна, не оформлена, а потому наиболее легкий путь – это углубление в праздность. Она дает ложное ощущение дня, который вечно тянется и не заканчивается: это необходимо, чтобы избежать ужаса наступления момента собирания плодов творчества, которых нет.
Если художник страдает от своей праздности и даже устает от нее, как настоящий декадент, но для Белокурова его образ жизни оказывается вполне приемлемым.
Главные герои
- Художник – рассказчик, от лица которого ведется повествование; праздный молодой человек, спокойный и уравновешенный.
- Лида – серьезная, решительная, строгая к себе и окружающим девушка, которая мечтает о процветании народа.
- Женя (Мисюсь) – младшая сестра Лиды, сентиментальная, романтичная юная девушка.
Другие персонажи
- Петр Петрович Белокуров – помещик, молодой человек, безвольный, инертный, инфантильный.
- Екатерина Павловна Волчанинова – мать Лиды и Жени, вдова, добрая, мягкая женщина.
для самых компанейских -
для самых занятых -
для самых крутых -
Краткое содержание
Заключение
«Дом с мезонином» можно назвать историей о несбывшемся счастье. Мисюсь и художник в силу слабохарактерности не смогли отстоять свою любовь, а Лида, будучи сильной и бескомпромиссной натурой, так и не нашла счастья в личной жизни.
После прочтения краткого пересказа «Дома с мезонином» рекомендуем прочесть рассказ Чехова в полной версии.
Следующая цитата
Краткое содержание «Дом с мезонином» для читательского дневника
ФИО автора: Чехов Антон Павлович
Название: Дом с мезонином
Число страниц: 18. Чехов А. П. «Дом с мезонином». Издательство «Детская литература». 1974 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1896 год
Глава III
Лида принялась рассказывать матери, что приехавший в Малоземов князь обещал открыть больницу. При этом она больно задела гостившего художника, сказав, что подобные вопросы ему неинтересны.
Между молодыми людьми начался жаркий спор. Лида настаивала на том, что облегчить жизнь простого народа можно при помощи школ, больниц, аптек. Художник же не сомневался, что истинная проблема скрыта гораздо глубже и народ никогда не поднимет голову и не расправит плечи, поскольку его постоянно беспокоит «голод, холод, животный страх, масса труда» .
Лида уверяла, что «самая высокая и святая задача культурного человека — это служить ближним» , и она все делает правильно. В ответ художник предложил взять на себя часть работ, чтобы крестьяне почувствовали себя более свободно. Он уверен, что все старания Лиды попросту бессмысленны.
Молодые люди никак не могли прийти к единству в этом вопросе. Видя, что его присутствие угнетает Лиду, художник простился и ушел домой.
Главные герои
Рассказчик – молодой известный художник, привыкший вести праздный образ жизни, нерешительный, привыкший плыть по течению.
Женя (Мисюсь) – юная, чистая девушка, в которую влюбился главный герой, такая же легкая и беззаботная, как и он сам.
Лида – старшая сестра Жени, собранная, целеустремленная, очень принципиальная девушка, которая работала учительницей в сельской школе.
Волчанинова Екатерина Павловна – мать Жени и Лиды, вдова, мягкая, добрая, слабохарактерная женщина, оказавшаяся под полным влиянием старшей дочери.
Белокуров – друг художника, молодой помещик.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Дом с мезонином»
- для самых компанейских — Главные герои «Дом с мезонином»
- для самых крутых — Читать «Дом с мезонином» полностью
Главные герои повести
Логика разворачивания авторской мысли такова, что в повести возникает деление персонажей на две категории: главные герои и, соответственно, второстепенные. Среди главных героев произведения Лида, Женя, а также художник. В свою очередь, к второстепенным героям можно отнести Белокурова и Екатерину Павловну.
Лида и Женя – сестры. Они происходят из богатой семьи. Лида – старшенькая – по-настоящему живая, но в то же время отличающаяся строгостью и решительностью девушка. Несмотря на то, что у Лиды достаточно материальных средств, чтобы жить, удовлетворяя свои прихоти, она поступает согласно велениям рационального ума и сердца как источника нравственности. Лида умна и образована, она охвачена размышлениями о состоянии общества и насущных проблемах.
Беспокоясь о народе, девушка разворачивает активную общественную деятельность, пытаясь реформировать своими силами устоявшееся положение земской управы, а также улучшить жизнь крестьян. Такая деятельность и такой круг интересов отдаляет Лиду от праздной жизни, характерной для представителей ее круга. Ей чужда лесть и ложь, между тем, она отдает предпочтение жизни в согласии со своими принципами и правде.
Внешность Лиды соответствует ее внутреннему миру: ей присуща холодная внешняя строгость и аристократичность.
Младшая Женя (Мисюсь) – натура мечтательная, скромная и сентиментальная. Женя увлечена романтическими идеями, она, как и сестра, светлый и чистый человек. Но такой воли, как у Лиды, у нее все же нет, она не любит жаркие споры, ей более приятны разговоры на общие, нейтральные темы, бессодержательные легкие беседы. Обладает ли Женя такой же сформированной личностью, как Лида, сказать сложно. Но большая часть литературных критиков придерживается мнения, что у нее отсутствует собственное «Я».
Что касается внешности Жени, то особенно прекрасными кажутся художнику ее глаза: если Мисюсь встречает его взглядом, полным восхищения, то Лида почти не смотрит на него.
Художник чем-то похож на Женю. Может быть, эта схожесть – причина того, что им нравится проводить время вдвоем. Ему свойственная праздность и леность, львиную долю свое времени он не занимает ровно никакими делами. Женю он находит полной спокойствия и гармонии, в то время как черты личности Лиды чужды ему.
Художник полон цинизма и разочарования. Он талантлив, но искусство больше не приносит ему вдохновения. Он хочет любить, но это чувство оказывается для него непосильным.
Белокуров, по мнению некоторых критиков, имеет схожие черты с Обломовым. Он праздный и ленивый человек, безразличный почти всему. У него останавливается художник, который так же не отличается активностью, как и сам помещик.
Наконец, Екатерина Павловна – мать Лиды и Жени Волчаниновых. Она – вдова и помещица, владеющая значительным состоянием. Она тоже, как и Женя, отличается немного безвольным характером, а потом опасается Лиду, ведь ее живость и деятельность непривычны Екатерине Павловне.
Глава II
Художник стал часто бывать у Волчаниновых и вскоре заметил, что строгой и серьезной Лиде он был совсем несимпатичен. Это «была живая, искренняя, убежденная девушка» , которая близко к сердцу принимала нужды народа, и ее раздражал тот факт, что художник рисовал пейзажи, а не картины на остросоциальные темы. Будучи прекрасно воспитанной, внешне Лида «никак не выражала своего нерасположения» , но герой его очень хорошо ощущал.
На контрасте с Лидой вырисовывался образ Мисюсь, которая, как и художник, «не имела никаких забот и проводила свою жизнь в полной праздности» . Она много читала, гуляла и в полной мере наслаждалась жизнью. Женя, считавшая своего нового знакомого умным, талантливым и опытным в житейских вопросах человеком, с удовольствием общалась с ним на разные темы, которые волновали ее неокрепший ум.
Екатерина Павловна и Мисюсь очень любили и «хорошо понимали друг друга, даже когда молчали» , в то время как к Лиде, которая «никогда не ласкалась, говорила только о серьезном» , они относились с благоговением. Екатерина Павловна переживала, что старшая дочь в своем увлечении гражданским долгом могла пропустить свою собственную, личную жизнь и никогда не выйти замуж.
Художник удивлялся, как его друг до сих пор не влюбился в Лиду или Женю, на что тот отвечал, что влюблен в свою сожительницу.
Сюжет
Рассказчик приехал из Петербурга в Т-ую губернию погостить к своему другу, помещику Белокурову. Его не тянуло писать картины, и, чтобы как-то скоротать время, он целыми днями бродил по округе, любуясь живописными пейзажами.
Однажды во время прогулки художник забрел в старый, заброшенный парк, принадлежавший помещичьему дому. У ворот герой встретил двух девушек – юных, прекрасных, которые всколыхнули в его душе самые светлые порывы. Молодой человек очень захотел познакомиться с ними.
От Белокурова художник узнал, что усадьба принадлежала семейству Волчаниновых – вдове Екатерине Павловне и ее двум взрослым дочерям. Старшая, Лида, работала учительницей в деревенской школе, и очень гордилась своей независимостью.
Спустя несколько дней друзья отправились к соседям с визитом. Художнику сразу очень понравилась младшая дочь, Женя, которую все ласково называли детским прозвищем Мисюсь. Ему казалось, будто он знает эту семью очень давно – настолько приятно ему было проводить время в обществе этих милых, интеллигентных женщин.
Волчаниновы неизменно радушно встречали художника, который все чаще стал наведываться к ним в гости. Особенно ему нравилось общаться с чистой и непосредственной Женей, с которой у него было много общего. Молодые люди вели праздный образ жизни – много читали, гуляли, собирали грибы, катались в лодке, чем крайне раздражали целеустремленную и волевую Лиду.
Девушка не показывала своего истинного отношения к художнику, но в глубине души презирала его, считая бездельником. Сама Лида была занята целыми днями напролет. Она работала в школе, лечила крестьян, хлопотала по каким-то делам в уезде. Мать с Женей очень гордились ею, и не вмешивались в ее жизнь. Женя лишь не понимала, как такие прекрасные люди как ее сестра и герой никак не могут найти общий язык. Молодой человек объяснил ей, что нельзя помогать людям и одновременно презирать и не любить их.
В одну из встреч художник признался Жене в любви, и девушка радостно ответила взаимностью. На следующий день он пришел в усадьбу сделать официальное предложение, но встретил одну Лиду. Она сухо сообщила, что мать с младшей сестрой отправились за границу. Из записки от Жени герой узнал, что она была вынуждена повиноваться сестре, которая была категорически против их брака.
Художник вернулся в Петербург, и больше никогда не встречал Волчаниновых. В минуты грусти он вспоминал нежную Мисюсь, и уютный дом с мезонином, в котором ему было так хорошо.
Глава IV
У ворот стояла Женя, чтобы проводить героя. В эту минуту художник был влюблен в юную девушку, которая восторженно слушала и смотрела на него. Он «обнял ее и стал осыпать поцелуями ее лицо, плечи, руки» . Мисюсь призналась, что не имеет тайн от матери и должна тотчас ей во всем признаться.
На следующий день, придя в дом Волчаниновых, художник с удивлением узнал, что Женя с матерью отправилась «к тете, в Пензенскую губернию» , а зимой уедет за границу. Из записки от Мисюсь герой узнал, что Лида была категорически против их отношений и они с матерью вынуждены подчиниться ее воле.
Спустя несколько лет художник узнал от Белокурова, что Лида по-прежнему учительствует в школе, а Мисюсь «не жила дома и была неизвестно где» . Он с грустью вспоминает нежную, влюбленную в него девушку, и до сих пор мечтает встретить ее…
Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином»
Рассказ «Дом с мезонином» (1896 г.) — необыкновенно лиричное произведение, в котором сочетаются проза и поэзия, свет и тень, далекое прошлое и настоящее. Важно, что рассказ ведется от лица самого художника, что оговорено в заголовке. Это означает, что все события даются с точки зрения наблюдательного, мыслящего человека, тонко чувствующего природу. По форме чеховский рассказ – это воспоминание о прошлом. Поэтому повествователь поэтизирует свою любовь к Мисюсь. Именно это придает произведению лирический оттенок. Название рассказа примечательно — «Дом с мезонином» Оно подчеркивает, что речь пойдет о прошлом, о чем-то устаревшем. В ходе повествования утверждаются архаичные признаки. Но эта старина опоэтизирована, дорога Чехову: «Милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё». В описаниях дома настойчиво подчеркиваются признаки его старости, запустения: «старые амосовские печи», «старые ели», «иволга-старушка». Этот дом символизирует не только старый уклад жизни, но и семью, в которой нет счастья. Рассказ отличает кольцевое время и пространство. Здесь нет единства событий, сюжетная линия ослаблена. Конфликт переносится во внутренний план. Действие рассказа происходит в дворянской усадьбе. Обитатели дома ведут тихую, праздную жизнь. Тяжелый, ленивый помещик Белокуров не может спастись от скуки ни видимостью деятельности, ни внешней деловитостью. Младшая дочь Екатерины Павловны Волчаниновой, Мисюсь, жадно читает книги. Художник, оказавшийся в этой усадьбе, осознает будничность жизни, в которой нет определенного дела. В рассказе возникает образ старшей дочери – Лиды Волчаниновой. С момента ее появления Чехов якобы представляет читателю два отношения к современной общественной деятельности. Лидия по природе очень деятельна. Она активно занимается организацией земских больниц и школ для крестьян. Она уверена в том, что долг каждого образованного человека – оказывать посильную помощь народу. Ее девиз – «Надо бороться!» В одно время проект создания земств был очень популярен. Многие верили, что «малые» дела: школы, больницы, аптеки – помогут со временем облегчить жизнь народа. Но сама история показала бесплодность подобных проектов. И художник, мыслящий более масштабно, чем Лидия, глубже смотрит в будущее. Он справедливо о не решают вопрос, а «все более запутывают его». Они «при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья». Художник считает, что народ нужно освободить, прежде всего, от тяжелого физического труда, предоставить людям свободу «для широкого проявления духовных способностей», поисков правды и смысла жизни: «Нужны не школы, а университеты». В диалогах между героями разгораются ярые споры. Лидия убеждена в правоте дела, которому служит. Она делает здесь и сейчас все, что может: собирает средства для погорельцев, принимает больных, учит Мисюсь. На возражения художника она восклицает: «Правда, мы не спасаем человечества…но мы делаем то, что можем, и мы правы». В этом, безусловно, есть доля истины. Думаю, что во многом в ее деятельном желании помочь, принести пользу, гордом чувстве независимости видны юношеские порывы, максимализм, воля, смелость. Но нельзя не отметить, что Лидия обладает суровым, деспотичным нравом. Она хочет подчинить своим убеждениям жизнь всех близких людей. Трижды в рассказе повторяется фраза: «Лида опять говорила о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках». Так создается впечатление топтания героини на одном месте. Недостатки Лиды налицо. У нее нет гибкости мысли, сомнений в себе самой, самокритичности, зато есть непримиримость к любым другим мнениям. Этому соответствуют детали ее облика: строгое выражение лица, упрямый рот, громкий голос, поучающий тон. Жизнь героини становится косной. Со временем она утрачивает грацию, женственность. Но это не означает, что автор принимает сторону художника. Мудрый писатель заставляет нас подумать и сравнить слова героев с их поведением, увидеть в них и высокое, и ущербное. Художник мечтает о больших преобразованиях, о справедливом укладе общества. Его волнуют серьезные вопросы смысла жизни, назначения искусства, роли образования. Художник, как никто другой, близок к природе. Он никого не поучает. Но он неприютен, живет в чужом доме. Художник недоволен собой и людьми. Он все время ощущает несбыточность своих мечтаний: «Я мечтал…владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этой природой, чудесной и очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным». По иронии судьбы ему не дано владеть ни природой, ни своей судьбой, ни счастьем. В характере этого героя есть и нерешительность, пассивность. В нем нет энергии. Он на минуту поддается увлечению Мисюсь и в сразу же останавливает себя. Слишком быстро художником овладевает «будничное настроение». Возможная встреча с Мисюсь видится ему не как итог поисков или борьбы, а как дар судьбы, неведомых сил: «Мне почему-то начинает казаться, что мы встретимся». Мисюсь — трогательная, нежная, с наивными рассказами о «домашних происшествиях» и тайнах, доверчивая девушка. Она по-детски послушна старшей сестре. Во многом это еще совсем ребенок. Ее детские черты подчеркнуты многими деталями, фразами: «по-детски касалась меня своим плечом, ходила обыкновенно в светлой рубашечке, ножки ее едва касались земли». Детским является и имя героини — Мисюсь. Мисюсь во многом подражает матери. Она становится ускользающей мечтой художника, его очередной иллюзией. Финал рассказа открыт. В нем звучит сожаление об утраченном счастье: «Мисюсь, где ты. ». Это наводит читателя на размышление. Важный художественный принцип рассказа – расположение света и тени. Особенно ярко он проявляется в пейзажных зарисовках. Художник смотрит под старым вязом на дом: «В окнах мезонина, где жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый – эту лампу накрыли абажуром. Задвигались тени… Прошло около часа. Зеленый огонь погас, и не стало видно теней». Этот огонь – символ надежды. Уже в обозначении архитектуры дома есть конфликт: дом олицетворяет традиции, мезонин – пристройка, означающая новые времена. Но ни в настоящем, ни в прошлом нет истины, нет спасения для героев. Этот рассказ производит глубокое впечатление. Он заставляет задуматься о смысле жизни, противоречиях и преградах на пути к заветной мечте, подводит к пониманию роли своей деятельности. Чехов мастерски сочетает в нем социальное, злободневное и лиричное, задушевное. Автор незримо присутствует в каждой строчке рассказа. Сталкивая разные жизненные позиции, он дает нам понять, что деятельность человека, если она не проникнута высокими целями, как и высокие цели без действия, не приведут его к счастью. Да, жизнь посылает человеку много испытаний и преград, но только каждому из нас самостоятельно предстоит менять свою судьбу к лучшему.
Авторские афоризмы
«…Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой…»
«…Сотни верст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит, говорит и неизвестно, когда он уйдет…»
«…Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни…»
«…Разве здоровье не чудо? А сама жизнь? Что не понятно, то и есть чудо…»
Народ и споры
Тема народа раскрывается в идейных спорах, которые периодически прерывают любовную линию повести. Лида призывает задуматься о существующем порядке, о том, каким образом можно оказать посильную и реальную помощь крестьянам, улучшить жизнь земской управы в целом, а также о том, какую роль в этом процессе может сыграть интеллигенция. Особое значение спор приобретает в третьей главе повести. Но суть этого спора не состоит в стремлении отыскать правду или доказать правоту кого-либо из сторон. Смысл беседы, происходящей между Лидой и художником, – скорее в том, чтобы сделать ее лишь предлогом для демонстрации идейных убеждений, господствовавших в то время в обществе.
Счастье
Может показаться, что о счастье в «Доме с мезонином» нет отдельной речи. Однако в повести все же есть намек не на счастье реализованное, семейное, выступающее лишь источником разочарования, но о счастье несостоявшемся.
Призрачный мотив счастья связан прежде всего с личностным расколом художника, который не может быть удовлетвориться своей работой, не способен по-настоящему что-то почувствовать – сильно, надолго и живо.
Дом с мезонином: литературно-критический анализ произведения
5 (100%) 1 vote
Читайте также: