Глеб успенский цитаты и афоризмы

Обновлено: 05.05.2024

Что-то, чего я понять не мог, дунуло в глубину моего скомканного, искалеченного, измученного существа и выпрямило меня, мурашками оживающего тела пробежало там, где уже, казалось, не было чувствительности, заставило всего «хрустнуть» именно так, когда человек растет, заставило также бодро проснуться, не ощущая даже признаков недавнего сна, и наполнило расширившуюся грудь, весь выросший организм свежестью и светом.

Он брал то, что для него было нужно, и в мужской красоте и в женской, не думая о поле, а, пожалуй, даже и о возрасте, и ловя во всем этом только человеческое; из этого многообразного материала он создавал то истинное в человеке, что составляет смысл всей его работы, то, чего сейчас, сию минуту нет ни в ком, ни в чем и нигде, но что есть в то же время в каждом человеческом существе, в настоящее время похожем на скомканную перчатку, а не на распрямленную.

Ему нужно было и людям своего времени, и всем векам, и всем народам вековечно и нерушимо запечатлеть в сердцах и умах огромную красоту человеческого существа, ознакомить человека – мужчину, женщину, ребенка, старика – с ощущением счастия быть человеком, показать всем нам и обрадовать нас видимой для всех нас возможностью быть прекрасными – вот какая огромная цель владела его душой и руководила рукой.

Нет, это просто рассказ, так сказать, о личном знакомстве человека улицы с такими неожиданными для него впечатлениями, которых он долго даже понять не может, но от которых и отделаться также не может, критикуя ими ту же самую уличную, низменную действительность, к которой он сам принадлежит.

Художник создал вам образчик такого человеческого существа, которое вы, считающий себя человеком и живя в теперешнем человеческом обществе, решительно не можете себе представить способным принять малейшее участие в том порядке жизни, до которого вы дожили. Ваше воображение отказывается представить себе это человеческое существо в каком бы то ни было из теперешних человеческих положений, не нарушая его красоты. Но так как нарушить эту красоту, скомкать ее, искалечить ее в теперешний человеческий тип – дело немыслимое, невозможное, то мысль ваша, печалясь о бесконечной «юдоли» настоящего, не может не уноситься мечтою в какое-то бесконечно светлое будущее. И желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего, даже и очертаний уже определенных не имеющего, радостно возникает в душе.

Нет, не «правда человеческая» рисуется передо мною теперь, не «правда», до которой, по словам Ивана Ивановича, дожило человечество, а самая страшная неправда, и никогда мне так не ясна она, эта неправда, как сейчас.

Следующая цитата

Русский писатель. Известен, прежде всего, как автор циклов очерков «Нравы Растеряевой улицы», «Новые времена, новые заботы», «Письма из Сербии», «Из крестьянского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли», «Очерки русской жизни», «Безвременье», «Четверть лошади» и др., а также повестей «Разоренье», трилогии «Наблюдения Михаила Ивановича», рассказов, литературно-критических статей и др.

Без сомнения, существует большая разница в формах тоски, наполняющей гостиную, и тоскою лавки…

В будничной жизни глухого русского уголка нет, как мне кажется, других более тягостных минут в течение целого дня, как те, которые определяются словами «посидеть вечерком на крылечке», «отдохнуть вечерком», словом — побыть так, ничего не делая, несколько вечерних часов. Везде, где есть настоящая жизнь, хоть и трудная и неприглядная, в самых глухих уголках европейских больших городов, на каторжных фабриках, вечер — действительное время отдыха, потому что день — действительно время тяжелого труда, время устали, и как ни труден этот рабочий день, но вечер весел или, по крайней мере, тих… Совсем не то в глухом русском уголке.

Вот она, жизнь-то человеческая! Прах, тлен!

Все виды бедности и все виды неразлучного с бедностью невежества — то забитого, робкого, беспомощного, то самодовольного и поэтому еще более, чем другие сорта, отвратительного <…> ужасны.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Жизнь современного крестьянина на каждом шагу, кажется, вопиет о том, что только дружество, сотоварищество, взаимное сознание пользы общинного, коллективного труда на общую пользу — суть единственная надежда крестьянского мира на более или менее лучшее будущее, единственная возможность «сократить» те невероятные размеры труда, поглощающего всю крестьянскую жизнь, не оставляя досуга, который теперь лежит на крестьянине таким тяжелым и, как мне кажется, бесплодным бременем.

Земледельческий труд со всеми его разветвлениями, приспособлениями, случайностями поглощает мысль, сосредоточивает в себе почти всю умственную и даже нравственную деятельность и даже как бы удовлетворяет нравственно.

Земля, о неограниченности могущественной власти которой над народом идет речь, есть не какая-нибудь аллегорическая или отвлеченная, иносказательная земля, а именно та самая земля, которую вы принесли с улицы на своих калошах в виде грязи, та самая, которая лежит в горшках ваших цветов, черная, сырая, — словом, земля самая обыкновенная, натуральная земля.

Множество явлений русской жизни, русской действительности оказываются необъяснимыми или объясняются фальшиво, ложно и досадно терзают вашу наблюдательность потому только, что источник этих явлений отыскивается не в особенностях земледельческого труда, сотканного из непрерывной сети, на первый взгляд, ничтожных мелочей, а в чем-либо другом.

Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно-сильна и детски-кротка — словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, — народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, — до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют его существование.

Ох, детки, детки! Что горя-то с ними перенесешь!

По всеобщему «совестливому» мнению, никаких иных средств для острастки злодеев, кроме истязания, нет. Спрашивается: из каких таких источников выходят люди, способные заниматься такими злодейскими делами?

Поэзия земледельческого труда — не пустое слово.

Самым же главным несчастием простого рабочего человека оказывается невежество, темнота, отсутствие нравственной поддержки, дающей возможность ощущать в себе человеческое достоинство.

Творчество в земледельческом труде, поэзия его, его многосторонность составляют для громадного большинства нашего крестьянства жизненный интерес, источник работы мысли, источник едва ли даже не всех его отношений, частных и общественных.

Художник, который поставит своей задачей выгоду, денежную пользу, перестанет церемониться со своей совестью, малюет все, что требуется, спускается до рисовки вывесок на портретные и овощные лавки…

Глебов Глеб Павлович

Глебов Глеб Павлович Глебов (псевдоним; настоящая фамилия Сорокин) Глеб Павлович [29.4(11.5).1899, Вознесенск, ныне Николаевской обл., — 3.3.1967, Минск], белорусский советский актёр, народный артист СССР (1948). В 1921 начал сценическую деятельность на Украине. С 1926 был актёром 1-го

УСПЕНСКИЙ, Глеб Иванович

УСПЕНСКИЙ, Глеб Иванович (1843–1902), писатель 74 * Тащить и не пущать. «Будка» (1868), 1 «Обязанности эти [будочника Мымрецова] состояли в том, чтобы, во-первых, “тащить”, а во-вторых – “не пущать”; тащил он обыкновенно туда, куда решительно не желали попасть, а не пускал туда, куда

Успенский Глеб Иванович

Успенский Глеб Иванович Успенский (Глеб Иванович) – известный писатель. Род. 14 ноября 1840 г. в Туле, где его отец, сын сельского дьячка, служил секретарем палаты государственных имуществ. Учился в тульской и черниговской гимназиях; поступил сначала в петербургский унив., по

ГОРБОВСКИЙ, Глеб Яковлевич

ГОРБОВСКИЙ, Глеб Яковлевич (р. 1931), поэт 719 Когда фонарики качаются ночные и темной улицей опасно вам ходить, я из пивной иду, / я никого не жду, / я никого уже не в силах полюбить. «Фонарики» («Ночные фонарики») (1953) В фольклорном бытовании песня подверглась изменениям. 720 * А

Борис и Глеб

Борис и Глеб Наверное, не было в истории Древней Руси человека более ненавистного летописцам, чем Святополк — сын и преемник Владимира на киевском престоле. Его брат Ярослав назывался Мудрым, другой брат Мстислав — Красным, сын Владимира Мономаха Мстислав — Великим,

ГЛЕБ ГОРБОВСКИЙ

ГЛЕБ ГОРБОВСКИЙ Горбовский Глеб Яковлевич родился 4 октября 1931 года в Ленинграде в семье учителей; его отец был репрессирован в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны бродяжничал, был батраком на латышских хуторах. Учился в Ленинградском полиграфическом техникуме

Следующая цитата

Русский писатель. Известен, прежде всего, как автор циклов очерков «Нравы Растеряевой улицы», «Новые времена, новые заботы», «Письма из Сербии», «Из крестьянского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли», «Очерки русской жизни», «Безвременье», «Четверть лошади» и др., а также повестей «Разоренье», трилогии «Наблюдения Михаила Ивановича», рассказов, литературно-критических статей и др.

Без сомнения, существует большая разница в формах тоски, наполняющей гостиную, и тоскою лавки…

В будничной жизни глухого русского уголка нет, как мне кажется, других более тягостных минут в течение целого дня, как те, которые определяются словами «посидеть вечерком на крылечке», «отдохнуть вечерком», словом — побыть так, ничего не делая, несколько вечерних часов. Везде, где есть настоящая жизнь, хоть и трудная и неприглядная, в самых глухих уголках европейских больших городов, на каторжных фабриках, вечер — действительное время отдыха, потому что день — действительно время тяжелого труда, время устали, и как ни труден этот рабочий день, но вечер весел или, по крайней мере, тих… Совсем не то в глухом русском уголке.

Вот она, жизнь-то человеческая! Прах, тлен!

Все виды бедности и все виды неразлучного с бедностью невежества — то забитого, робкого, беспомощного, то самодовольного и поэтому еще более, чем другие сорта, отвратительного <…> ужасны.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Жизнь современного крестьянина на каждом шагу, кажется, вопиет о том, что только дружество, сотоварищество, взаимное сознание пользы общинного, коллективного труда на общую пользу — суть единственная надежда крестьянского мира на более или менее лучшее будущее, единственная возможность «сократить» те невероятные размеры труда, поглощающего всю крестьянскую жизнь, не оставляя досуга, который теперь лежит на крестьянине таким тяжелым и, как мне кажется, бесплодным бременем.

Земледельческий труд со всеми его разветвлениями, приспособлениями, случайностями поглощает мысль, сосредоточивает в себе почти всю умственную и даже нравственную деятельность и даже как бы удовлетворяет нравственно.

Земля, о неограниченности могущественной власти которой над народом идет речь, есть не какая-нибудь аллегорическая или отвлеченная, иносказательная земля, а именно та самая земля, которую вы принесли с улицы на своих калошах в виде грязи, та самая, которая лежит в горшках ваших цветов, черная, сырая, — словом, земля самая обыкновенная, натуральная земля.

Множество явлений русской жизни, русской действительности оказываются необъяснимыми или объясняются фальшиво, ложно и досадно терзают вашу наблюдательность потому только, что источник этих явлений отыскивается не в особенностях земледельческого труда, сотканного из непрерывной сети, на первый взгляд, ничтожных мелочей, а в чем-либо другом.

Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно-сильна и детски-кротка — словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, — народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, — до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют его существование.

Ох, детки, детки! Что горя-то с ними перенесешь!

По всеобщему «совестливому» мнению, никаких иных средств для острастки злодеев, кроме истязания, нет. Спрашивается: из каких таких источников выходят люди, способные заниматься такими злодейскими делами?

Поэзия земледельческого труда — не пустое слово.

Самым же главным несчастием простого рабочего человека оказывается невежество, темнота, отсутствие нравственной поддержки, дающей возможность ощущать в себе человеческое достоинство.

Творчество в земледельческом труде, поэзия его, его многосторонность составляют для громадного большинства нашего крестьянства жизненный интерес, источник работы мысли, источник едва ли даже не всех его отношений, частных и общественных.

Художник, который поставит своей задачей выгоду, денежную пользу, перестанет церемониться со своей совестью, малюет все, что требуется, спускается до рисовки вывесок на портретные и овощные лавки…

ГЛЕБ ШУЛЬПЯКОВ

АКУЛОВ, Глеб Григорьевич

АКУЛОВ, Глеб Григорьевич (1916–1941), поэт 117 И было три свидетеля: река голубоглазая, Березонька пушистая да звонкий соловей. «За дальнею околицей…» (1938; 1-е публичное исполнение: 1942), муз.

УСПЕНСКИЙ ГЛЕБ ИВАНОВИЧ

УСПЕНСКИЙ ГЛЕБ ИВАНОВИЧ Глеб Иванович Успенский (1843–1902). Русский писатель. Известен, прежде всего, как автор циклов очерков «Нравы Растеряевой улицы», «Новые времена, новые заботы», «Письма из Сербии», «Из крестьянского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд»,

КРЖИЖАНОВСКИЙ, Глеб Максимилианович

КРЖИЖАНОВСКИЙ, Глеб Максимилианович (1872–1959), деятель социал-демократии, ученый, поэт 785 Беснуйтесь, тираны, глумитесь над нами. «Беснуйтесь, тираны» (1898), переработка одноименной польской песни ? Песни рус. поэтов, 2:289 786 Вихри враждебные воют над нами, Темные силы нас злобно

Следующая цитата

Глеб Иванович Успенский (1843–1902). Русский писатель. Известен, прежде всего, как автор циклов очерков «Нравы Растеряевой улицы», «Новые времена, новые заботы», «Письма из Сербии», «Из крестьянского дневника», «Крестьянин и крестьянский труд», «Власть земли», «Очерки русской жизни», «Безвременье», «Четверть лошади» и др., а также повестей «Разоренье», трилогии «Наблюдения Михаила Ивановича», рассказов, литературно-критических статей и др.

Без сомнения, существует большая разница в формах тоски, наполняющей гостиную, и тоскою лавки…

В будничной жизни глухого русского уголка нет, как мне кажется, других более тягостных минут в течение целого дня, как те, которые определяются словами «посидеть вечерком на крылечке», «отдохнуть вечерком», словом — побыть так, ничего не делая, несколько вечерних часов. Везде, где есть настоящая жизнь, хоть и трудная и неприглядная, в самых глухих уголках европейских больших городов, на каторжных фабриках, вечер — действительное время отдыха, потому что день — действительно время тяжелого труда, время устали, и как ни труден этот рабочий день, но вечер весел или, по крайней мере, тих… Совсем не то в глухом русском уголке.

Вот она, жизнь-то человеческая! Прах, тлен!

Все виды бедности и все виды неразлучного с бедностью невежества — то забитого, робкого, беспомощного, то самодовольного и поэтому еще более, чем другие сорта, отвратительного <…> ужасны.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Жизнь современного крестьянина на каждом шагу, кажется, вопиет о том, что только дружество, сотоварищество, взаимное сознание пользы общинного, коллективного труда на общую пользу — суть единственная надежда крестьянского мира на более или менее лучшее будущее, единственная возможность «сократить» те невероятные размеры труда, поглощающего всю крестьянскую жизнь, не оставляя досуга, который теперь лежит на крестьянине таким тяжелым и, как мне кажется, бесплодным бременем.

Земледельческий труд со всеми его разветвлениями, приспособлениями, случайностями поглощает мысль, сосредоточивает в себе почти всю умственную и даже нравственную деятельность и даже как бы удовлетворяет нравственно.

Земля, о неограниченности могущественной власти которой над народом идет речь, есть не какая-нибудь аллегорическая или отвлеченная, иносказательная земля, а именно та самая земля, которую вы принесли с улицы на своих калошах в виде грязи, та самая, которая лежит в горшках ваших цветов, черная, сырая, — словом, земля самая обыкновенная, натуральная земля.

Множество явлений русской жизни, русской действительности оказываются необъяснимыми или объясняются фальшиво, ложно и досадно терзают вашу наблюдательность потому только, что источник этих явлений отыскивается не в особенностях земледельческого труда, сотканного из непрерывной сети, на первый взгляд, ничтожных мелочей, а в чем-либо другом.

Огромнейшая масса русского народа до тех пор и терпелива и могуча в несчастиях, до тех пор молода душою, мужественно-сильна и детски-кротка — словом, народ, который держит на своих плечах всех и вся, — народ, который мы любим, к которому идем за исцелением душевных мук, — до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушания ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют его существование.

Ох, детки, детки! Что горя-то с ними перенесешь!

По всеобщему «совестливому» мнению, никаких иных средств для острастки злодеев, кроме истязания, нет. Спрашивается: из каких таких источников выходят люди, способные заниматься такими злодейскими делами?

Поэзия земледельческого труда — не пустое слово.

Самым же главным несчастием простого рабочего человека оказывается невежество, темнота, отсутствие нравственной поддержки, дающей возможность ощущать в себе человеческое достоинство.

Творчество в земледельческом труде, поэзия его, его многосторонность составляют для громадного большинства нашего крестьянства жизненный интерес, источник работы мысли, источник едва ли даже не всех его отношений, частных и общественных.

Художник, который поставит своей задачей выгоду, денежную пользу, перестанет церемониться со своей совестью, малюет все, что требуется, спускается до рисовки вывесок на портретные и овощные лавки…

Франк Глеб Михайлович

Франк Глеб Михайлович Франк Глеб Михайлович [11(24).5.1904, Нижний Новгород, ныне г. Горький, – 10.10.1976, Москва], советский биофизик, академик АН СССР (1966; член-корреспондент с 1960), член-корреспондент АМН (1945). Член КПСС с 1947. Брат И. М. Франка . Окончил Крымский университет (1925). В

Читайте также: