Данные новая нефть автор цитаты
Обновлено: 07.11.2024
В отличие от нефти или золота, данные — это бесконечный и неисчерпаемый ресурс. Google не нужны сравнения с нефтяными магнатами. Но ее тактика еще опаснее. Если данные — это солнечный свет, значит, они достаются бесплатно, а выжить без них невозможно.
Эксперты прогнозируют, что в ближайшие годы данные станут самым ценным ресурсом и главным объектом торговли. Люди будут обменивать персональные сведения на товары и услуги, а корпорации смогут заработать миллиарды, используя личную информацию потенциальных клиентов.
Подобно нефтяным магнатам в прошлом, ИТ-гиганты Google, Facebook и Amazon быстро добились успеха за счет нового ресурса. Как и прежде, настал момент, когда они попали в поле зрения регуляторов.
С нефтью данные сравнивал бывший глава Intel Брайан Кржанич. По его мнению, новая индустрия преобразит все сферы производства так же, как это сделали углеводороды.
Однако финансовый директор Google Рут Порат считает, что сравнение с сырьем вызывает у людей мрачные ассоциации.
«Данные больше похожи на солнечный свет. Мы продолжаем их использовать, а ресурс продолжает восполняться», — отметила она на одном из заседаний Всемирного экономического форума в Давосе.
Порат подчеркивает, что ИТ-компании, в отличие от нефтегазовых корпораций, не добывают исчерпаемые ресурсы, приближая наступление глобального кризиса. Напротив, они извлекают информацию во благо. Например, обучают ИИ диагностировать рак груди. «Чтобы совершить прорыв в диагностике рака, нам потребовались биопсии всего нескольких сотен пациентов», — цитирует Порат CNBC.
Регуляторы против корпораций
За день до выступления финансового директора Google на сессии ВЭФ компанию оштрафовали на €50 млн ($57 млн) за нарушение европейских правил о защите персональных данных (GDPR).
Власти Франции постановили, что пользователям предоставляли неполную информацию при получении согласия на обработку и использование их личных сведений. Google не поясняла, как именно она будет распоряжаться собранными материалами, а также не запрашивала надлежащее разрешение на таргетинг рекламы.
Сравнение с солнечным светом в этом контексте только усугубляет ситуацию. Понятно, что ИТ-компания хотела указать на свои благие намерения.
Однако солнечный свет — это бесплатный ресурс. Кроме того, его можно назвать залогом жизни на Земле. А значит, для Google персональные сведения пользователей — это обязательное условие выживания, за которое не надо платить.
Именно на этом принципе строится концепция надзор-капитализма , предложенная исследовательницей из Гарвардской школы бизнеса Шошанной Зубофф. По ее мнению, защита персональных данных не только не входит в сферу интересов ИТ-гигантов, но даже ставит под угрозу их существование.
«Требовать от надзор-капиталистов приватности — это то же самое, что просить Генри Форда вручную собирать каждый Ford T», — считает эксперт.
Впрочем, не все считают данные перспективным ресурсом. Сооснователь Microsoft Билл Гейтс уверен , что в будущем информация подешевеет, а по мере роста населения наиболее высоко будет цениться земля.
Следующая цитата
В 2006 году маркетолог Клайв Хамби, выступая на мероприятии Ассоциации национальных рекламодателей, подарил экономике XXI века новый слоган: «Данные — это новая нефть»:
«Данные похожи на нефть. Они имеют большую ценность, но в необработанном виде непригодны для использования. Как нефть нужно преобразовать в газ, пластмассы или бензин, и уже с их помощью делать что-то полезное и приносящее прибыль, так и данные необходимо переработать и проанализировать, чтобы они принесли пользу».
С тех пор эта фраза получила наивысшее признание — она стала банальностью. Пиком ее взлета следует считать 2012 год. Тогда Энн Винблад, венчурный инвестор в области ПО, которую пресса награждала званиями «легендарный инвестор» и «современная Артемида» за успешное управление миллиардным портфелем, давала интервью телеканалу CNBC. И когда ее попросили сказать, что станет следующим важным направлением развития рынка, она дословно повторила Хамби: «Данные — это новая нефть».
В том же году издание Harvard Business Review опубликовало колонку, в которой говорилось, что «каждые 14 минут где-то на сцену выходит очередной рекламщик и произносит эту уже бездыханную фразу». Статья, естественно, была озаглавлена «Большие данные — это не новая нефть».
Но в последние годы анализ тенденций фондового рынка позволяет предположить, что предсказание Хамби сбывается, и данные действительно становятся ценностью — особенно данные из социальных сетей, анализируя которые можно попытаться заглянуть в будущее рынков. В этой отрасли, где успех определяется знаниями, а действия людей определяет в первую очередь информация, социальные медиа, и в особенности Twitter, приобрели важнейшее значение.
Каждый день появляется более полумиллиарда твитов, и тот, кто лучше других умеет выделять в этом потоке бессмысленных высказываний те несколько, что имеют значение, может заработать состояние. Крис Муди, вице-президент Twitter по стратегии данных, рассказывая о недавнем партнерстве компании с IBM в области анализа данных, назвал Twitter лучшей в мире фокус-группой.
IBM, Dataminr, Social Media Analytics и другие фирмы, занимающиеся анализом данных, пытаются стать нефтеперерабатывающими заводами нового века. Эти компании — одни из немногих, у кого есть доступ к полному потоку данных Twitter, ко всему, чем делятся с миром 200 млн пользователей этой платформы. Они анализируют записи с помощью собственных алгоритмов, стараясь установить их срочность, достоверность и влияние на рынки. Иногда речь идет об одном твите, а иногда о комплексном явлении, когда о проблеме говорят сотни и тысячи пользователей сервиса.
Не стоит недооценивать спрос на подобные услуги. Например, Fast Company также сообщает, что в конфиденциальный список клиентов Dataminr в 2013-м входили «три из пяти крупнейших инвестиционных банков, а также один из ведущих хедж-фондов с портфелем в 15 млрд долларов». А в марте этого года, как сообщает Wall Street Journal, Бейли объявил, что компания получила 130 млн долларов частных инвестиций от банков и других учреждений.
Так что же, данные — это новая нефть? Теперь, спустя 10 лет после первого использования этой формулировки (по совпадению, в том же году был основан Twitter), утверждение кажется еще более верным. И тем более трудно с ним спорить, глядя, как за стартапами типа Dataminr бегут мастодонты вроде IBM, которая недавно объявила о первых результатах собственного анализа потока данных Twitter.
Следующая цитата
Брайан Крзанич — человек, который переориентировал Intel с процессоров на работу с данными. И под его руководством выручка компании растет, несмотря на стабильно падающие продажи персональных компьютеров. Крзанич уверен, что мир только начал меняться. А воздействие новых технологий обработки информации будет сравнимо с тем, как нефть изменила мир век назад. Оно преобразит производство, потребление, транспорт и создаст целые новые отрасли.
О масштабах применения больших данных Крзанич поговорил с Fortune. Американский журнал указывает, что Крзанич готов продемонстрировать не только стратегическое видение, но и результаты. За пять лет на посту СЕО он преобразил ветерана процессорной индустрии: по итогам прошлого года выручка увеличилась на 6% до $62 млрд, а компания поднялась на 46-е место в рейтинге Fortune 500.
Глава Intel уверен, что и его компания, и весь мир лишь начинают меняться. Big data повлияет на жизнь каждого человека на Земле, уверен он.
«Нефть изменила мир в 1900-е. Не только машины, всю химическую отрасль. Я вижу данные как новую нефть. Это преобразит большинство производств повсюду».
Сейчас данные — в центре стратегии Intel под его руководством. Компании теперь интересно не компьютерное железо, а передовые технологии — ИИ, автономное вождение, IoT. Все они подразумевают обработку огромных массивов данных, и задача Intel — предоставить решения для этого.
Летом Intel отмечает 50-летие — это гигантский срок для любой индустрии, а среди ИТ-компаний Intel и вовсе выглядит динозавром. Но «вымирать» и даже останавливаться не собирается, уверяет топ-менеджер: «Думаю, мы движемся быстрее, чем пять лет назад. Поговорите с работниками, они никогда раньше не наблюдали таких быстрых перемен и конкурентоспособности».
Следующая цитата
Как наши цифровые отпечатки стали национальным достоянием
Каждый наш шаг оставляет цифровой след: когда мы гуглим значение нового мема, покупаем кофе в Старбаксе, слушаем музыку в Apple Music, лайкаем фотку соседского кота, кликаем виральный заголовок, смотрим новую серию «Игры престолов». И чем больше у нас гаджетов, тем больше данных о нас собирают. Компании пытаются узнать нас поближе, чтобы продать нам больше товаров и услуг. Иногда они знают о нас больше, чем мы знаем о себе.Афоризм «данные — это новая нефть» (англ. data is the new oil) успел набить оскомину. Но и в гениальности ему не откажешь: он помогает нам выпендриваться на технологических конференциях вот уже 10 лет. Авторство цитаты приписывается британскому математику Клайву Хамби, разработавшему систему лояльности для торговой сети Tesco. Он произнес ее на конференции по маркетингу в 2006 году. Постепенно смысл этих слов доходит до широкой аудитории. И хотя люди продолжают воевать за нефть, контуры будущих конфликтов за данные проступают уже сейчас.
До недавних пор компании управляли традиционными активами — имуществом, деньгами, интеллектуальной собственностью. Цифровая эпоха принесла новый тип активов — данные. Это сырье, из которого производятся прогнозы, инсайты и очень большие деньги. Как пишет Economist, в XXI веке данные сыграют ту же роль, что нефть в XX-м. То есть станут главным фактором роста и перемен. Онлайн-сервисы работают на данных, как машины на бензине.
Сначала интернет-компании использовали собранные данные для таргетинга рекламы. С расцветом технологий искусственного интеллекта стало ясно, что данные можно превратить в AI-сервисы, которые станут новым источником прибыли.
Многочисленные ИИ-стартапы создают умные сервисы на все случаи жизни: от анализа рентгеновских снимков до точного земледелия (подсказывают фермеру, на какие участки поля распылять гербициды). Пороги входа на рынок ИИ снижаются: растут вычислительные мощности, дешевеют датчики и железо, мощные инструменты для машинного обучения (TensorFlow от Google, DMTK от Microsoft, CatBoost от «Яндекса») открыты для любого программиста.
Главным конкурентным преимуществом на рынке искусственного интеллекта становятся сами данные. И вот ими-то, в отличие от софта, корпорации делиться не спешат. Аналитики IBM характеризуют состояние рынка данных как олигополию, где крупные игроки контролируют большую часть пирога. В интернете находится только 20% данных, остальные 80% хранятся в недрах компаний и организаций. Поэтому топ-менеджер IBM Дэвид Кенни считает данные валютой будущего.
Магия данных в том, что они помогают усовершенствовать продукт и привлечь больше пользователей, которые нагенерят еще больше данных, которые позволят привлечь еще больше пользователей. Данные — топливо современного рекламного рынка. Мировые ИТ-гиганты рвутся со своим бесплатным интернетом в страны третьего мира, чтобы заработать на данных офлайнового населения. Правда, на конференциях это принято называть устранением цифрового неравенства и желанием сделать мир лучше.
Лидерство Google, Facebook, Microsoft и Amazon в искусственном интеллекте во многом объясняется тем, что они владеют огромным количеством данных, которые нужны для обучения умных алгоритмов. Если вы тоже хотите заработать на ИИ, вам придется либо собрать, либо купить данные, которые по мере развития ИИ будут только дорожать. Известный на Западе техноскептик Евгений Морозов считает, что технологические титаны приватизируют наши данные, а это сулит нам новый феодализм.
Какими данными о человеке располагаюткрупнейшие в США брокеры данных
Самым ценным активом обанкротившейся гемблинговой компании Caesars Entertainment оказались данные о 45 миллионах участников программы лояльности. Их оценили в $1 млрд.
Корпорации могут позволить себе купить компании, которые владеют нужной им базой пользователей. Этим объясняются многие крупнейшие сделки последних лет. Facebook купил Instagram и WhatsApp, Microsoft купил LinkedIn и т.д. Это вызывает беспокойство антимонопольных властей. В процессе согласования сделки по поглощению WhatsApp Facebook обещал не объединять данные двух компаний, но в прошлом году таки начал это делать. За это Еврокомиссия оштрафовала соцсеть на $122 млн.
Экономика данных требует от регуляторов новых подходов. Им придется быть не менее изобретательными, чем те, кого они регулируют. Чтобы не допустить диктата монополий, власти обязывают крупняк делиться данными с новыми проектами. Например, в Германии страховщики должны делиться с маленькими фирмами статистикой о страховых случаях. В следующем году вступят в силу европейские нормативы о защите данных. Интернет-сервисы будут обязаны получать от пользователей явное согласие на то, как будут использоваться их данные, а также позволить им экспортировать свои данные для передачи другим компаниям.
Чтобы конкурировать с гигантами, более мелкие игроки могут собираться в data-кооперативы. Так, крупнейшие немецкие медиа объединили большие данные с тысячи своих сайтов на общей платформе Emetriq, чтобы снизить свою зависимость от Google и Facebook, контролирующих 85% мирового рекламного рынка.
Легально торговать данными гораздо труднее, чем нефтью. Каждый датасет уникален, такой актив сложно оценить. Правовой базы еще нет, каждый контракт сочиняется с нуля и содержит десятки страниц о том, как покупатель будет использовать и защищать данные. Oracle разрабатывает единую инфраструктуру для обмена данными, которая позволит ее клиентам покупать и продавать свои базы данных в безопасной облачной среде.
Есть интересные примеры бартера: Национальная служба здравоохранения Великобритании предоставила DeepMind (ИИ-подразделение Alphabet) доступ к обезличенным данным 1,6 млн пациентов, чтобы умные алгоритмы помогали врачам лечить пациентов с почечной недостаточностью.
Что все это значит для пользователей? Data-driven подход приводит к тому, что ИТ-продукты становятся все удобнее, а контент — все интереснее. Люди слишком привыкли к бесплатным онлайн-сервисам и не отдают себе отчета в том, за чей счет банкет. Так родился еще один расхожий афоризм: «Если ты не платишь за товар, сам становишься товаром» (англ. if you're not paying for the product, you are the product).
Британцы очень возмущались, когда производитель бесплатного антивируса AVG решил заработать на продаже их поисковых запросов. Некоторые даже объявили бойкот. Представители AVG тогда парировали, что они открыто внесли изменения в свою политику конфиденциальности, а другие делают то же самое без ведома пользователей. Но даже платные сервисы собирают данные, чтобы потом использовать их для создания смежных продуктов.
Потенциал конфликта в том, что люди не понимают, какие данные о них собираются и как они будут использоваться. Они подписываются под нечитанными пользовательскими соглашениями, которые составлены в интересах бизнеса и разрешают передачу данных третьей стороне. В перспективе наши данные могут свидетельствовать против нас. Например, сначала человек покупает симку, а потом ему не одобряют кредит.
Колумнист и писатель Евгений Морозов считает несправедливым, что на данных пользователей зарабатывают все, кроме них самих. Он призывает относиться к данным как к природным ресурсам, которые должны принадлежать народу, а не корпорациям. Тогда люди сами смогут создавать для себя полезные сервисы. «Верните нам наши данные. <. > Если всеми ресурсами завладеют Google и Facebook, они позволят нам дышать, только когда мы смотрим рекламу», — говорит он.
В западных медиа все чаще звучит мысль о том, что ИИ-сервисы — продукт не только разработчиков, но и тысяч пользователей, послушно заполняющих регистрационные формы. По мнению правозащитников, люди заслуживают более весомой компенсации, чем бесплатные сервисы. Но сколько стоят наши данные?
В 2013 году американский студент Федерико Занниер продал свои данные всем желающим на Kickstarter. В течение 50 дней он фиксировал все свои действия в интернете: посещенные сайты, скриншоты просмотренных страниц, переписку с друзьями, логи приложений, движения мыши, историю передвижений. Во время работы на компьютере каждые 30 секунд его фотографировала веб-камера.
Цифровой архив Федерико за день стоил $2, весь массив — $250. «Если бы больше людей сделали то же, что и я, рекламодатели платили бы за наши данные напрямую, — написал он на странице проекта. — Это кажется безумным, равно как и отдавать наши данные бесплатно».
Читайте также: