Цитаты немировича данченко о театре

Обновлено: 07.11.2024

Такой театр, казалось нам, должен был быть очень в духе городского управления, призванного заботиться о населении».

Однако уже очень скоро Немировичу-Данченко и Станиславскому предстояло убедиться в тщетности их надежд. Их не поддержало ни «городское управление», ни «общественное мнение» буржуазной интеллигенции.

Таким же туманным и безответственным выражением сочувствия «симпатичному начинанию» ограничилась в своих откликах на доклад значительная часть буржуазной печати. Не было недостатка и в реакционных, издевательских выступлениях, вроде характерного отзыва черносотенной газетки «Московский листок», восхвалявшей существующую организацию императорских театров и критиковавшей проект в хулигански-развязном тоне, с явным намерением заранее повлиять на решение гласных думы.

20 января 1898 г. заявление Немировича-Данченко и Станиславского обсуждалось на заседании городской думы. Была вынесена бюрократическая резолюция — передать этот вопрос на рассмотрение «комиссии о пользах и нуждах общественных». Даже реакционное «Новое время» откликнулось на это решение иронически: «Докладная записка гг. Алексеева и Немировича-Данченко опущена в копилку под двумя замками, которая в думе зовется “комиссией о пользах и нуждах общественных”. Неизвестно, сколько времени продержит записку в своих внутренностях копилка-комиссия…».

Немирович-Данченко так заключает в своих мемуарах рассказ об этом эпизоде:

«Увы! Мой доклад был поставлен в думе на повестку для обсуждения после того, как Художественный театр уже больше года просуществовал, то есть ждал очереди и лежал в думе без движения примерно года полтора». Разумеется, городские власти отказали театру в субсидии.

Идея общедоступности имела для основателей Художественного театра первостепенное значение с момента первой же их основополагающей беседы в гостинице «Славянский базар» летом 1897 г. «На этом заседании было решено, что мы создаем народный театр, приблизительно с теми же задачами и в тех планах, как мечтал Островский», — говорит К. С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве». Ту же мысль он подчеркивал в своем первом обращении к молодой труппе МХТ перед началом репетиций в селе Пушкино: «Мы стремимся создать первый разумный, нравственный, общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь». Немирович-Данченко так же неразрывно связывал все свои мысли о новом театре с требованиями широкого демократического зрителя, с мечтой о народности театра. Оба они стремились сделать свои спектакли общедоступными в материальном смысле, предназначая их прежде всего для «бедных классов населения» — рабочих, учащихся, трудовой интеллигенции. Еще важнее была для них общедоступность самого искусства, общественная ценность содержавшихся в этом искусстве идей. Демократизация театра и в идейном и в материальном отношении проходит красной нитью через всю предреволюционную деятельность великих преобразователей русской драматической сцены. Первые годы их театр носил наименование «Художественно-общедоступного». В 1916 г. Станиславский и Немирович-Данченко вновь попытались выступить с проектом создания Общества народных театров, предполагая открыть их силами МХТ и его студий в рабочих районах Москвы. Как и в начале деятельности Художественного театра, эти мечты об общедоступном, подлинно народном театре были встречены враждебно: реакционная цензура и материальная зависимость от буржуазной публики «первых абонементов» не дали театру возможности осуществить свои заветные стремления. Общедоступным в самом глубоком смысле этого слова, подлинным достоянием и гордостью своего народа Художественный театр стал только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда театр впервые ощутил себя полноправным участником великого строительства всей культурной и общественной жизни своей Родины.

Публикуемый в настоящем сборнике доклад Вл. И. Немировича-Данченко о «Московском Общедоступном театре» является одним из ценных документов ранней истории МХАТ. Следует иметь в виду, что, направляя доклад в городскую думу, Владимир Иванович не мог выражать свои мысли о театре полностью и с той критической остротой, какая была свойственна вообще его высказываниям о консервативно-бюрократической организации и других уродливых сторонах императорской сцены (ср., например, его известные письма и «записки» к П. М. Пчельникову — «Театр», 1938 г., № 10 – 11 или письма к К. С. Станиславскому того времени). Зато в позитивной части доклада автор выдвигает ряд важных вопросов организации и существа нового театрального дела. Он уверенно связывает общественное предназначение современного театра с запросами демократического зрителя и лучшими передовыми традициями русского реалистического искусства. Он прямо говорит о желании создать театр для рабочих и неимущей интеллигенции. Он противопоставляет свое понимание народного театра прекраснодушным «либеральным» заботам буржуа о «народных развлечениях». В докладе затронуты проблемы репертуара, спектакля как единого целого, режиссерского руководства, ансамбля, взаимоотношений драматической школы и театра. Все эти вопросы вскоре нашли свое новое разрешение в творческой практике Художественного театра.

[15] Курсив здесь и дальше — Вл. И. Немировича-Данченко. (Ред.)

[16] Признавая «умелую постановку» достоинством спектаклей мейнингенской труппы, Вл. И. Немирович-Данченко в то же время не скрывал своего критического отношения к искусству этого театра в целом. Характерен его отзыв на спектакль «Юлий Цезарь», показанный во время первых гастролей мейнингенцев в России в 1885 г. и считавшийся одним из наивысших достижений их театра. В этом отзыве подвергнут уничтожающей критике реакционно-идеалистический подход мейнингенцев к образам Шекспира и убедительно доказана порочность «музейно-археологического» метода режиссуры (см. открытое письмо Вл. И. Немировича-Данченко в редакцию газеты «Театр и жизнь», 1885, 29 марта, № 89 — «По поводу “Юлия Цезаря” у мейнингенцев»).

[17] Письмо к К. С. Станиславскому от 21 июня 1898 г. является одним из важнейших документов не только фактической «предыстории» Художественного театра, но и его идейно-творческой программы. Отвечая на письмо К. С. Станиславского от 12 июня 1898 г., Вл. И. Немирович-Данченко подробно излагает здесь свои основные взгляды на общественные задачи нового театра и его репертуар, формулирует свои требования к актеру.

Подлинник письма находится в архиве К. С. Станиславского, в Музее МХАТ. (Архивный номер 4698.) Впервые оно напечатано в «Ежегоднике МХАТ» за 1943 г. с купюрами, почти полностью сохраняемыми в настоящем издании (здесь добавлена краткая характеристика И. М. Москвина в связи с назначением его на роль царя Федора).

[18] «Между делом» — пьеса в 2 действиях Роветта. Одна из тех незначительных небольших современных пьес, которые Вл. И. Немирович-Данченко первоначально предполагал включать в репертуар Художественного театра в качестве «вторых», т. е. дополнительных к основным пьесам. «Между делом» предполагалось играть в один вечер с комедией Шекспира «Двенадцатая ночь». Этот план не был осуществлен.

Следующая цитата

Мое глубокое убеждение заключается в том, что русский театр по своей сути - крепостной. Я в этом определении не вижу никакого оскорбления, а наоборот, это такой театр, в котором нужен крепостник - талантливый, сильный и умный. Вообще я должен сказать, что демократия - понятие весьма сомнительное, но в любом театре (а речь идет только о русском театре) демократия даже вредна.

Армен Джигарханян:

Когда общество не имеет идеалов - театр ему не нужен.

Тристан Бернар:

Театральная публика хочет, чтобы ее удивили - но чем то привычным.

Игорь Ильинский:

Я часто вспоминаю слова Маяковского: театр не есть зеркало, а «увеличивающее стекло». И театр всегда должен оставаться театром, а не подменять жизнь, которую он призван отражать.

К.С. Станиславский:

Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене. Это огромная разница.

К.С. Станиславский:

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.

К.С. Станиславский:

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.

В.И. Немирович-Данченко:

Театр - это актер, хотя бы ведущая роль принадлежала драматургу, и театральное искусство есть прежде всего актерское искусство.

В.И. Немирович-Данченко:

Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мертвым учреждением.

Марлен Дитрих:

Хорошее воспитание имеет и свои минусы, особенно когда речь идет о карьере в театральном мире.

Дени Дидро:

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.

Н.В. Гоголь:

Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру.

Дмитрий Певцов:

Профессию актер получает только в театре.

Екатерина Гусева:

Кино – искусство монтажа. А вот в театре ты творец. Ты властелин. Театр – это магия!

Микеле Плачидо:

Можно сняться в тысяче фильмов, самых популярных, но настоящим актером ты станешь только в театре. Лишь на сцене можно понять, чего ты на самом деле стоишь.

Владимир Этуш:

Русский реалистический театр тем не менее замечательный, и это становится особенно хорошо понятно, когда сравниваешь его с заезжими гастролерами.

Владимир Этуш:

Если поступить можно по знакомству, то попасть потом в театр, сделать карьеру точно нельзя.

Владимир Этуш:

Современный театр меня интересует мало, он слишком формализован и бездушен.

Владимир Этуш:

Сцена театра - это святое, алтарь. Там «грязи» быть не должно.

Владимир Этуш:

Театр - это праздник, и туда нельзя допускать пошлость.

Александр Островский:

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть.

Михаил Жигалов:

Вот, я себя относил всегда к такой категории актеров, вот, есть такая категория «Театральные актеры, снимающиеся в кино».

Михаил Жигалов:

Театр практически перешел на. Ну, сейчас время такое у него. Чтобы выжить, он переходит на коммерческие, ну, бульварные театры и так далее, и так далее. Репертуар строится только с целью собрать, набить залы и собрать зрителей.

Иван Ургант:

Прямой эфир - замечательная штука. А вот в театре как раз можно ощутить себя в подобной ситуации. Там все прямее некуда.

Иван Ургант:

Театральные страхи гораздо серьезнее телевизионных.

Чарльз Диккенс:

В жизни мы – актеры, а не пассивные зрители, в этом-то и заключается существенная разница.

Виктор Гюго:

Есть два способа живо заинтересовать публику в театре: при помощи великого или правдивого. Великое захватывает массы, правдивое подкупает отдельных лиц.

Леонид Якубович:

Можно смонтировать фильм, можно что-то вырезать в передаче, при современной технике все можно. Единственно, чего нельзя, — это обмануть зрителя в театре.

Следующая цитата

Немирович-Данченко

Владимир Иванович Немирович-Данченко. Родился 11 (23) декабря 1858 года в Озургети, Кутаисская губерния - умер 25 апреля 1943 года в Москве. Русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, театральный критик и театральный деятель; один из основателей Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936). Брат писателя Василия Ивановича Немировича-Данченко.

Владимир Немирович-Данченко родился в г. Озургети (ныне Грузия) в украинско-армянской семье дворянина, помещика Черниговской губернии, офицера (подполковника) Российской армии, служившего на Кавказе.

Мать - урождённая Ягубян Александра Каспаровна (1829-1914), армянка, похоронена на Армянском кладбище в Москве.

Учился в Тифлисской гимназии (окончил с серебряной медалью) и затем на физико-математическом и юридическом факультетах Московского университета (1876-1879).

В 1881 году была написана его первая пьеса «Шиповник», поставленная через год Малым театром; в том же году был опубликован первый его рассказ «На почтовой станции».

В 1891 году был опубликован роман «На литературных хлебах». Позже вышли повести и романы «Мгла» (1894), «Старый дом» (1895) «Губернаторская ревизия» (1896), «Драма за сценой» (1896), «Сны» (1898), пьесы «Последняя воля», «Новое дело», «Золото», «Цена жизни», «В мечтах». Эти драмы пользовались большой популярностью, ставились в Александринском и Малом театрах, а также в провинциальных театрах.

В год премьеры чеховской «Чайки» (1896) отказался от Грибоедовской премии за свою пьесу «Цена жизни», объявив, что пьеса А. Чехова более достойна этой премии.

В 1891-1901 годах преподавал на драматическом отделении Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества (ныне - ГИТИС). Среди его учеников Иван Москвин, Ольга Книппер и Всеволод Мейерхольд, вошедшие в труппу Московского Художественного театра.

В 1898 году вместе с К. С. Станиславским Немирович-Данченко основал Московский Художественный театр и руководил им и рядом его студий.

После Октябрьской революции Немирович-Данченко продолжил активную работу в качестве театрального деятеля: вошёл в число членов Центротеатра (высший орган, управляющий театрами), стал одним из основателей и редакторов журнала «Культура театра».

В 1919 году он организовал при МХТ Музыкальную студию.

В 1925 году студия отправилась на гастроли по Европе и Соединённым Штатам. «Такой группы актёров, - писала одна из американских газет, - мы не видели на нашей сцене с тех пор, как здесь был Московский Художественный театр, родитель студии». Перед одним из представлений оперы «Кармен» к зрителям обратился дирижёр Леопольд Стоковский: «На этом спектакле зритель будет сидеть не как обычно в опере, откинувшись на спинку кресла, а внимательно следя за событиями, разворачивающимися на сцене».

Немирович-Данченко 2

После гастролей Немирович-Данченко полтора года работал по контракту в Голливуде. Группа артистов осталась в США - не вернулась на родину. По возвращении в Москву Музыкальной студии было отказано в помещении Художественного театра, фактически она оказалась на улице; однако вскоре для работы театру была предоставлена сцена Дмитровского театра (с 1922 года сцена Театра оперетты, Большая Дмитровка, 17).

В 1926 году Студия была преобразована в Музыкальный театр имени народного артиста Республики Вл. И. Немировича-Данченко.

В 1928 году статус театра получила и Оперная студия Станиславского, созданная в 1919 году. С 1926 года два театра работали под одной крышей, располагали самостоятельными труппами и дирекциями, но имели единый оркестр, сопровождавший спектакли и тех, и других. В 1939 году в состав театра Немировича-Данченко вошёл коллектив Московского художественного балета под руководством Викторины Кригер.

После начала Великой Отечественной войны оба театра, находившиеся в июне на гастролях, вернулись в Москву, и 1 сентября 1941 года Оперный театр Станиславского, который после смерти основателя возглавлял Михаил Кедров, был объединён с коллективом Немировича-Данченко в Московский государственный музыкальный театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

С осени 1928 года из-за болезни сердца К. Станиславский прекратил актёрские выступления и деятельность режиссёра-постановщика и сосредоточился на завершении своих трудов по «системе». Вся полнота ответственности за сохранение Художественного театра легла на плечи Немировича-Данченко.

В апреле 1940 года был создан Комитет по Сталинским премиям в области литературы и искусства. Председателем Комитета был утверждён Владимир Иванович Немирович-Данченко.

Владимир Иванович был инициатором создания Школы-студии при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием.

25 апреля 1943 года Владимир Иванович Немирович-Данченко умер от сердечного приступа. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

26 апреля 1943 года Постановлением Совнаркома СССР в целях увековечения памяти выдающегося театрального деятеля было объявлено в том числе о создании Школы-студии МХАТ его имени, о создании в доме 5/7 в Глинищевском переулке, где Немирович-Данченко прожил последние пять лет своей жизни, мемориального музея. Музей был открыт в 1944 году, улица была также переименована в честь В. И. Немировича-Данченко. Школа-студия была официально открыта 20 октября 1943 года.

До конца жизни Немирович-Данченко возглавлял МХАТ, будучи его директором и художественным руководителем.

Его именем назван Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.

Семья Немировича-Данченко:

Сын - Георгий Владимирович Немирович-Данченко (1889-1939) - юрист, журналист, белоэмигрант.

Сын - Михаил Владимирович Немирович-Данченко (1894-1962), окончил Московскую консерваторию по классу скрипки, в дальнейшем также связал свою судьбу с Художественным театром, был артистом Музыкальной студии при нём.

Внук - Василий Михайлович Немирович-Данченко, композитор, музыкант, в настоящее время - заведующий музыкальной частью МХТ им. Чехова, на сцене которого выступает и как актёр.

Режиссёрские работы Немировича-Данченко:

Московский Художественный театр:

1898 - «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого (совместно с К. С. Станиславским)
1898 - «Чайка» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским)
1899 - «Дядя Ваня» А. П. Чехова (совместно с К. С. Станиславским)
1899 - «Одинокие» Г. Гауптмана (совместно с К. С. Станиславским)
1900 - «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся» Х. Ибсена
1902 - «На дне» М. Горького (совместно с К. С. Станиславским)
1903 - «Столпы общества» Х. Ибсена
1903 - «Юлий Цезарь» У. Шекспира
1904 - «Иванов» А. П. Чехова
1905/6 - «Дети Солнца» М. Горького (совм. со Станиславским)
1905/6 - «Бранд» Х. Ибсена
1906 - «Горе от ума» (совместно с К. С. Станиславским)
1907 - «Борис Годунов» А. С. Пушкина
1908 - «Росмерсхольм» Х. Ибсена
1908 - «Ревизор» (совместно с К. С. Станиславским)
1909 - «Анатэма» Л. Н. Андреева
1910 - «Miserere» С. С. Юшкевича
1910 - «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому
1910 - «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского
1911 - «Живой труп» Л. Н. Толстого
1912 - «Екатерина Ивановна» Л. Н. Андреева
1912 - «Нахлебник» И. С. Тургенева
1913 - «Николай Ставрогин» по «Бесам» Ф. М. Достоевского
1914 - «Мысль» Л. Н. Андреева
1914 - «Смерть Пазухина» Н. Е. Салтыкова-Щедрина
1915 - «Каменный гость» А. С. Пушкина
1916 - «Будет радость» Д. С. Мережковского
1925 - «Пугачёвщина» К. А. Тренева
1929 - «Блокада» Вс. Вяч. Иванова
1929 - «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому (Радиопостановка 1938 г.)
1930 - «Воскресение» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1936 г.)
1934 - «Гроза» А. Н. Островского
1934 - «Егор Булычев и другие» М. Горького
1935 - «Враги» М. Горького
1936 - «Мольер» («Кабала святош») М. А. Булгакова
1936 - «Любовь Яровая» К. А. Тренева
1937 - «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (Радиопостановка 1937 г.)
1938 - «Горе от ума» А. С. Грибоедова
1939 - «Половчанские сады» Л. М. Леонова
1940 - «Три сестры» А. П. Чехова
1942 - «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина (1942, Гос. пр. СССР, 1943)
1943 - «Последние дни. Пушкин» М. А. Булгакова

Музыкальная студия МХТ (Музыкальный театр им. Вл. И. Немировича-Данченко):

1920 - «Дочь Анго» Ш. Лекока (либретто М. Гальперина)
1922 - «Перикола» Ж. Оффенбаха (либретто М. Гальперина)
1923 - «Лизистрата» Аристофана
1924 - «Карменсита и солдат» на музыку оперы Ж. Бизе «Кармен»
1934 - «Травиата» Дж. Верди (либретто В. Инбер)
1929 - «Джонни» Э. Кшенека (либретто М. Гальперина и Геркена)
1930 - «Северный ветер» Л. К. Книппера (1930, трагедия на музыке, на либретто В. М. Киршона по пьесе «Город ветров»)
1934 - «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича
1936 - «Тихий Дон» И. И. Дзержинского
1939 - «В бурю» Т. Н. Хренникова.

Следующая цитата

Немало интересных изречений посвящено театру. Особенно его обожали великие личности. Ведь происходящее на сцене позволяло им отвлечься от напряженной деятельности и погрузиться в прекрасный мир приключений. В словах людей, посвященных театру, читается настоящая любовь к этому виду искусства.

Было бы здорово, если бы столь возвышенная похвала заинтересовала современного человека, и он вместо просмотра фильма по выходным посвятил свободное время посещению театра.

Фразы про театр

Видео: 10 несложных вопросов о театре

В этом ролике Александр Поляков задаст десять простых вопросов про театр, на которые не каждый сможет ответить:

150 коротких фраз и цитат про театр

В заключение о театре

Сильное театральное воздействие

Это прекрасные слова, которые трогают душу и позволяют восхититься мастерством перевоплощения актеров. К тому же сыграть на сцене театра намного сложнее, чем исполнить роль в кино. Ведь артисту предстоит выступить непосредственно перед зрителем. Если в процессе съемки фильма можно переснять неудачный дубль, то на театральной сцене даже незначительная ошибка бросится в глаза зрителю.

Произнося свои вдохновляющие слова о театре, известные личности считали это искусство одним из лучших. Остается только надеяться, что эти фразы по-прежнему будут что-то значить для простых людей. Ведь от заинтересованности рядового зрителя и зависит будущее театра.

Читайте также: