Цитаты на тему забвение
Обновлено: 07.11.2024
Аргументы по направлению «Забвению не подлежит» для итогового сочинения 2020-2021.
Васильев «А зори здесь тихие»
- Повесть Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие» рассказывает о локальных, непримечательных на первый взгляд событиях Великой Отечественной войны, о том, как 5 юных девушек-зенитчиц во главе командира встретились в неравном бою с шестнадцатью немцами, чтобы не допустить их к стратегически важным объектам.
Такие подвиги, как тот, что совершили девушки, расплатившись за него жизнью, должен помнить каждый из нас, потому что именно такие люди, как они, помогли миру освободиться от фашизма. Именно на смелых, отважных, честных держится любое общество.
Да, это локальное сражение, но главные герои выполнили свой долг, они не пропустили врага. А таких маленьких битв было во время войны бесчисленное количество, и наша задача чтить память людей, которые сражались и погибали ради свободы и мира.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
- В романе-эпопее великого русского писателя Л.Н. Толстого «Война и мир» повествуется о времени наполеоновских войн. Лев Николаевич создал вымышленных персонажей, но достоверно написал о событиях 1805-1812 годов, с помощью чего мы можем представить, как жили люди в те тяжёлые времена.
Толстой очень хорошо показал нам Кутузова как историческую личность, показал патриота, который искренне хочет помочь своей стране. И пусть эти события происходили более двухсот лет назад, нам стоит помнить о Кутузове, потому что он помог солдатам выиграть Отечественную войну, ему удалось сохранить войско насколько это возможно. К тому же, писатель показал полководца как сердобольного человека, который способен простить и пожалеть врага.
Наполеоновские войны стали тяжёлым временем для Российской империи, однако и в эти годы люди продолжали жить, двигаться вперёд, и Толстой отразил это в семьях Ростовых, Болконских, Курагиных, в Пьере Безуховом. Мы должны понимать, что и в тёмные времена люди оставались людьми со своими проблемами, переживаниями, радостями, счастьем, интересами и бытом, и это восхищает.
Конечно, нельзя забывать и о людях, которые воевали, потому что за счёт больших усилий, а нередко и ценой собственной жизни солдаты спасали Российскую империю от французов, которые напали на страну.
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
- Рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор» напоминает о том, что нам следует помнить не только о великих подвигах на войне, не только о гениях, но и о неприметных людях, потому что есть среди таких люди-праведники, живущие по совести, пытающиеся всем помочь и ничего не требующие взамен.
Матрёна, главная героиня рассказа, была тем самым праведником. Она была бедна, но всем помогала, как только могла, жила не для себя, а постоянно работала на кого-то: на колхоз, на соседей, при этом выполняла «мужицкую» работу, а платы за это не ждала.
Её доброту никто не оценил и не понял, потому что шли послевоенные годы, в стране был голод, всем жилось сложно, и из-за этого у людей на первом месте стояли материальные, а не духовные ценности. Когда Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскать через железную дорогу доски, родственники думают в первую очередь о разделе имущества, а не о потере родного человека.
Лишь рассказчик понимает, что главная героиня «есть тот самый праведник, без которого не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша», поэтому таких людей, которые отдают себя ради всеобщего блага, надо ценить и помнить.
Г.Р. Державин «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный»
- Стихотворение Г.Р. Державина «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный» - это традиция: первым в России его написал М.В. Ломоносов «Я знак бессмертия себе воздвигнул», в его основе вольный перевод с тридцатой оды Горация.
Державин пишет о том, что истинная награда для поэта – это память народа о нём, о его творчестве: «Слух пройдет обо мне от Белых вод до Чёрных». Каждый творец желает остаться в памяти людей, боится забвения, непонимания его творчества. Человек, который творит не ради выгоды, а по велению сердца, стремится получить бессмертие с помощью стихов, книг, картин, музыки, фильмов.
Мы читаем Пушкина, Толстого, Шекспира, ходим в художественные галереи, чтобы восхититься картинами Шишкина, Репина, Малевича, Ван Гога, Леонардо да Винчи, слушаем музыку венских классиков, Цоя, Высоцкого, хотя этих людей уже нет в живых, но они живут внутри нас, в наших душе и памяти.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- Важно помнить не только людей, события, места, но незыблемые нормы морали и нравственности, переступив через которые можно потерять свою душу.
Родион Раскольников, главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», убивает старуху-процентщицу, чтобы ответить на вопрос: «тварь я дрожащая или право имею?». Он хочет проверить свою теорию о том, что люди делятся на обыкновенных и необыкновенных, и необыкновенный человек в крайнем случае может убить, если это необходимо ради великой цели. Через зло герой хочет прийти к добру. Однако теория его порабощает: Родион Раскольников убивает не только мерзкую, противную, хитрую старуху, но и невинную Лизавету, одну из тех униженных и оскорблённых, которым он сочувствовал.
В страстной жажде добра Раскольников придумывает теорию, однако забывает, что ни один человек – не Бог, а поэтому он не имеет права распоряжаться чужой жизнью ни ради великой цели, ни ради выгоды, ни ради чьего-то спасения. Если люди забудут о морали и будут на себя брать решение, кому жить, а кому нет, могут начаться ужасные вещи.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А.С. Пушкин достаточно долго собирал материалы о Пугачёве и пугачёвских бунтах, прежде чем написать роман «Капитанская дочка». Для писателя было очень важно отразить действительность второй половины восемнадцатого века.
В начале «Капитанской дочки» Пётр Андреевич Гринёв, главный герой романа, по пути к месту службы встречается с Пугачёвым. Он не понимал, кто перед ним, и отдал ему свой заячий тулуп за то, что тот пустил Гринёва и его слугу Савельича на постоялый двор. Намного позже, уже ближе к концу романа, когда главного героя хотят казнить, Пугачёв вспоминает человека, который помог ему зимой, и дарит ему жизнь.
Джон Грин «Виноваты звёзды»
- Главный герой романа Джона Грина «Виноваты звёзды» Огастус Уотерс в группе поддержки, куда приглашает его онкобольной друг, признаётся, что боится забвения. Он хочет прожить невероятную жизнь и стремится к тому, чтобы его помнили и после его ухода. Хейзл Грейс, от чьего лица ведётся повествование, не соглашается с ним: девушка убеждена, что забвение неизбежно и даже великих учёных и поэтов когда-нибудь некому будет помнить, потому что «жизнь была до людей, будет она и после».
Из-за болезни Огастус не успевает стать известным, всемирно значимым человеком. За несколько дней до его смерти он признаётся Хейзл, что крайне разочарован этим, на что его возлюбленная отвечает главному герою, что она, его родители и друзья будут его помнить и что у них была невероятная история любви, а это бывает в жизни далеко не у каждого.
Есть более значимые вещи в нашей жизни, чем вечная слава. На примере писателя Питер Ван Хутена роман показывает, что известность не приносит счастья: у него были деньги и миллионы поклонников по всему миру, но он скатился на социальное дно после смерти дочери. У Огастуса же была хоть и короткая, но более насыщенная и счастливая жизнь, чем у писателя.
Джон Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
- К сожалению, в нашем мире нет полной гармонии. Помимо доброты, искренности, светлых чувств есть и тёмная сторона: зло, ненависть, нетерпимость, жестокость. И если люди забудут о Второй Мировой войне, о том времени, когда миллионов людей поглотили тоталитарный режим и жажда мести, история может повториться. Нам не стоит забывать, к чему приводит реваншистские идеи побеждённой и униженной нации.
Действие романа Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» происходит около концлагеря «Аж-Высь», куда попали тысячи евреев. Главный герой, немецкий мальчик Бруно отличается от своих родителей: в силу возраста он не понимает ненависти к евреям, он любознателен и хочет понять, как устроен мир. Главный герой знакомится с еврейским мальчиком Шмуэлем, который оказался в лагере, и они дружат целый год. Отец Бруно занимает высокий пост, руководит работой концлагеря. Он убеждён, что Германия на верном пути, а такие жёсткие меры необходимы для развития нации. В итоге герою приходится прочувствовать весь ужас фашистской системы на себе: Шмуэль и Бруно по случайному стечению обстоятельств оказываются в газовой камере и вместе погибают, что становится жестоким уроком жизни для отца Бруно.
Эрих Мария Ремарк «Ночь в Лиссабоне»
- Как и многие романы Эрих Марии Ремарка, роман «Ночь в Лиссабоне» отчасти автобиографический, потому что писатель покинул сначала Германию, а потом и Европу, потому что был не согласен с тоталитарным режимом.
Главный герой романа, от чьего лица ведётся повествование, тоже сбегает от режима в Лиссабон, откуда пытается попасть в США, но безуспешно. Один незнакомец готов отдать ему два билета, но за это рассказчик должен выслушать его историю. Его рассказ полон драматизма, в котором переплетаются его личная трагедия и трагедия Европы, раздавленной нацизмом. Читая роман, мы понимаем, как тяжело людям хранить память о том тёмном времени.
Следующая цитата
Осеннее кладбище – зрелище из особых. Царский пурпур и утонченная позолота листвы, королевские поминки по лету на фоне торжественной суровости вечнозеленых туй – верных кладбищенских плакальщиц. Серый гранит надгробий, бронза мемориальных надписей, дымчатый мрамор обелисков, черный базальт монументов, скромный туф поминальных плит. Строгость аллей и буйство красок, вспышки чахоточной страсти и разлитая в воздухе печаль. Кладбищам больше всего идет осень. Не весеннее буйство жизни, кажущееся стыдным в местах упокоения, не знойная истома лета, даже не зимний саван – осень, порог забвения.
Следующая цитата
Список цитат и высказываний, которые пригодятся при написании итогового сочинения 2020-2021 года по направлению «Забвению не подлежит».
«Только те по-настоящему мертвы, о ком полностью забыли».
«Время уходит — память остается».
«Забвение - цветок, лучше всего произрастающий на могилах».
«Забвение - вот единственная месть и единственное прощение».
«Забвение — утрата не информации, а ценности».
Забвение — вторая смерть, которой великие натуры страшатся больше, чем первой».
«Забвение - вот тайна вечной молодости. Мы стареем только из-за памяти. Мы слишком мало забываем».
«Забвение — защитный механизм души, некоторые стёкла должны покрываться копотью, чтобы можно было не ослепнуть, глядя на завтрашний день».
«А память наша вообще лжет, давая возможность выжить, — старается смягчить невыносимое, покрывая его налетом забвения».
«Человек не подозревает, как много он способен забыть. Это и великое благо и страшное зло».
«Знаете, почему всегда будут новые войны? Потому что память подделывает воспоминания. Это сито, которое пропускает и предаёт забвению всё ужасное, превращая прошлое в сплошное приключение. В воспоминаниях-то каждый герой. О войне имеют право рассказывать только павшие — они прошли её до конца. Но их-то как раз заставили умолкнуть навеки».
«Знание прошлого никогда не убивает, убивает незнание прошлого. Медленно, но неотвратимо, потому что меняет личность человека».
«Стать личностью означает определить себя во времени и пространстве, выйти из толпы, не выходя из нее».
«Может быть, любовь и память и есть машина времени, сводящая на нет дистанцию между прошлым, настоящим и будущим».
«Слава переходяща; забвение вечно».
«Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста».
«Человек счастлив своим уменьем забывать. Память всегда готова забыть плохое и помнить только хорошее».
«Если человек что-то забывает, причина, возможно в том, что ему хочется это забыть».
«В забвении есть измена, предание вечности потоку времени».
«Воскрешение противоположно также цивилизации и культуре, которые цветут на кладбищах и основаны на забвении смерти отцов».
«Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов».
«Человеческая способность забывать поистине безгранична».
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем».
«Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда её уважают бедой её делают забвение и одиночество».
«Жизнь становится проще, если в пути ты вступаешь в реку забвения».
«Матери, потерявшей своего ребенка, время не приносит забвения. Такое горе не старится. Траурные платья изнашиваются, в сердце же остается мрак».
«Никакая вина не может быть предана забвению, пока о ней помнит совесть».
«Борьба человека с властью — это борьба памяти с забвением».
«Распавшийся человек может восстать из распада, если в его душе сохранилась хоть одна святыня — мать, любимая женщина, дети. Даже воспоминание о своём собственном, пусть далёком, но благородном и бескорыстном поступке. Конченый человек — полное забвение всех святынь».
«Память может и подвести, зато забвение — безотказно».
«Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его».
«Жизнь в этом мире есть сон забвения, который отделяет человека от истинной действительности».
«Люди жаждут бессмертия; но они часто упускают из виду тот факт, что память о действительно добрых людях живёт вечно. Она запечатлевается на следующем поколении и передаётся снова детям. Неужели им мало такого бессмертия?»
«Подлинная память о любой войне живет всего три поколения: чтобы чувствовать, что она значила для тех, кто ее пережил, нужно слушать об этой войне от них самих — сидя у них на коленях».
«Единственное сокровище человека - это его память. Лишь в ней - его богатство или бедность».
«Память расходится из настоящего сразу в обе стороны: в прошлое, которое мы запомним, и в будущее, которое запомнит нас».
Следующая цитата
Странно, думаю я, сколько убитых видели мы во время войны — всем известно, что два миллиона пали без смысла и пользы, — так почему же мы так взволнованы одной смертью, а о тех двух миллионах забыли? Но, видно, всегда так бывает.
Добавила Александра Орлова 03.03.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Все в мире покроется пылью забвенья,
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Проходят столетья, не зная конца.
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
О прошлых радостях во сне
Я по ночам мечтаю —
Но сердце разбивает мне
Моя мечта дневная.
Днём чтó покажется не сном
Тому, чей взор с тоскою
Не видит ничего кругом
И обращён в былое?
Священный сон, священный сон!
Что мне людей упрёки?
Твоим мерцаньем ободрен
Был дух мой одинокий.
Хоть лучик твой в дали ночной
Дрожит, едва лишь тлея,
Но даже правды свет дневной
Не может быть светлее.
Перевод Георгия Евсеевича Бена
Добавила Siro Neko 06.07.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Но во вселенной наряду с горечью существует и сладость, и имя этой сладости — забвение.
Добавила Redmoon 13.05.21- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Жизнь становится проще, если в пути ты вступаешь в реку забвения.
Добавила VesperZ 10.09.11- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Как тело оправляется от травмы, если дать ему отдых и надлежащее лечение, так и разум обладает защитными механизмами против ранений. Главный из них — забвение: милосердная тьма, укрывающая разум и память от самых страшных ужасов.
Добавил Дохлый 30.12.10- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Вообразите число, удвойте его, утройте, затем возведите в квадрат и забудьте.
Добавил Kabuto 11.06.12- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Проще забыть тех, кто рядом, чем тех, кто уже уехал.
Добавила SumCurr 29.07.12- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Забвение — защитный механизм души, некоторые стёкла должны покрываться копотью, чтобы можно было не ослепнуть, глядя на завтрашний день.
Добавил(а) Аноним 08.07.13- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Человеческий мозг устроен удивительно: мы забываем запах, пока не ощутим его снова, мы заглушаем голос памяти, пока не услышим его, и даже те чувства, что казались похороненными навечно, вдруг воскресают, оживают, когда мы оказываемся там, где когда-то испытал их впервые.
Добавила JANEL 02.04.15- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Ни смерть, ни душевные или физические муки не могут породить такого отчаяния, какое вызывает утрата собственной индивидуальности. Обратившись в ничто, мы обретаем забвение; но осознавать себя существующим, одновременно зная, что ты лишён собственного «Я» и более не являешься единственным и неповторимым, чем-то отличным от всех других, — вот он, истинный апофеоз ужаса.
Добавил Sirstar 12.01.16- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Поначалу всегда трудно, а потом начинаешь забывать.
Добавил Глен Ланц 31.10.18- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Когда уходит память, остаются только чувства. Что мы узнали не имеет значения. Что было на обед, куда мы ездили отдыхать. Ничего уже не важно, но то, что мы чувствуем, кто для нас дорог. Это важно.
Добавил Глен Ланц 02.10.19- Скопировать
- Сообщить об ошибке
- Скопировать
- Сообщить об ошибке
Способность справляться с болью — величайший дар нашего ума. Классическая мысль говорит о четырех дверях разума, которыми всякий может воспользоваться в случае необходимости.
Первая — это дверь сна. Сон предлагает нам убежище от мира и его боли. Сон ускоряет течение времени, отделяя и отдаляя нас от того, что причинило нам боль. Раненые часто теряют сознание, а люди, получившие страшные вести, падают в обморок. Так разум защищает себя от боли, проходя через первую дверь.
Вторая дверь — дверь забвения. Некоторые раны слишком глубоки и не поддаются исцелению — во всяком случае, быстро. Кроме того, воспоминания часто причиняют боль, тут уж ничего не поделаешь. Пословица «время лечит все раны» лжива: время лечит многие раны. Остальные прячутся за второй дверью.
Третья дверь — дверь безумия. Порой разум получает такой удар, что впадает в сумасшествие. Хотя это выглядит бессмысленным, на самом деле польза есть. Бывают времена, когда реальность не приносит ничего, кроме боли, и, чтобы от нее уберечься, разум вынужден бежать от реальности.
Четвертая дверь — дверь смерти. Последнее прибежище. Ничто не может причинить нам боль, когда мы мертвы, — по крайней мере, так кажется.
Читайте также: