Цитаты кабанихи из грозы
Обновлено: 21.11.2024
Из слов Кулигина, одного из действующих лиц "Грозы", мы узнаем, каковы нравы, господствовавшие среди купечества этого города: "Жестокие нравы, сударь. ".
Главными представителями дикости, невежества и жестокости в обращении с людьми, являются в драме две превосходно обрисованные личности: купец Дикой и Кабаниха.
Анализ образа Дикого
В личности Дикого Островский дал нам полное олицетворение самодурства с его, можно сказать, чудовищною грубостью и дикостью. Эгоист в самом дурном значении этого слова, Дикой не только не обращает внимания на положение зависимых от него людей, но и не проч обсчитывать их, ради своей наживы. Когда городничий заикнулся было на счет жалоб мужиков, то Дикой наивно ответил:
". Стоит ли ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то мужиков перебывает; вы то поймите, не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо. "Самодурство Дикого особенно резко выражает в том, что его отношения к людям и суждения о них не имеют никакого основания, кроме личного произвола и необузданности. Он, например, называет бедного мещанина Кулигина вором и сердится на его обиду:
Жадный до денег, Дикой любит получать, а не отдавать их другим, хотя бы и за дело. <. > Таким образом, Дикой, если ему приходится отдавать деньги, приходит в раздражение, ругается, ибо он принимает это как несчастье, наказание, в роде пожара, наводнения, а не как должную, законную расплату за то, что для него делают другие.
Правда, Дикому пришлось, как он сам об этом рассказывает, поклониться в ноги мужику, которого он изругал, собираясь к исповеди; но это уважение к закону чисто внешнее: пройдет время говенья, и всякому мужику опять будет плохо от самодура. Требования и действия Дикого основаны, таким образом, на одном лишь личном произволе.
Анализ образа Кабанихи
Слепо веруя в домостроевские понятия о почитании родителей детьми, об отношении жены к мужу, Кабаниха требует, чтобы дети не имели своей воли, чтобы жена боялась мужа. была его рабою.
Ее возмущает, что молодое поколение нарушает и забывает обычаи старины: провожая сына Тихона в дорогу, она осуждает его за то, что он ей в ноги не кланяется, что не умеет приказывать жене, как она должна жить без него, укоряет невестку Катерину в том, что та, проводив мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. Проводы сына вызывают в душе Кабанихи грустные размышления:
". Да не смеяться-то нельзя; гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех да и только. Так-то вот старина-то и выводится. "
Но вера Кабанихи в принципы старины соединены в ней с изумительною суровостью и беспощадностью: она точит сына, как ржа железо зато, что он любит жену больше чем мать, что он будто бы хочет жить по своей воле. <. >
Суровость нрава Кабанихи еще сильнее выражается в ее отношениях к невестке: она резко и ядовито обрывает ее на каждом слове, с злобной иронией осуждает ее за ласковое обращение с мужем, которого, по ее мнению, она должна не любить, а бояться.
Бессердечие Кабанихи доходит до ужасающей степени, когда Катерина сознается в своем проступке: она злобно радуется этому событию, говорит сыну, что нечего жалеть такую жену, что ее надо живую в землю закопать.
Тихону, рыдающему над трупом Катерины, она грозно и с полным бессердечием говорит:
". Полно! об ней и плакать-то грех. "
Анализ образа Тихона
Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.
Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест словами:
". Маменька, вы ее погубили? вы, вы, вы. "
Анализ образов Варвары и Кудряша
Не похожи на Тихона его сестра Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.
Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.
Такою же простотою отличается и Кудряш, выражающий свои чувства вполне откровенно: заподозрив Бориса в ухаживании за Варварой, он, полный негодования, угрожает перервать ему за это горло; но с жалостью и человеколюбием относится к тому же Борису, когда узнает, что тот полюбил замужнюю.
Анализ образа Катерины
Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.
Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность:
". Отчего люди не летают так, как птицы. "
Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.
Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит. <. >
Катерина вышла замуж, будучи еще почти ребенком; она не любила Тихона, да, может быть, и не понимала вовсе этого чувства. Очутившись в новой обстановке, Катерина не могла найти в ней ничего утешительного для себя, сердце же ее искало искренней и глубокой любви, к которой решительно был не способен ее забитый матерью муж.
Она влюбляется в другого молодого человека, в Бориса Григорьевича, но, будучи верна нравственным законам окружающего ее быта, признает это чувство грехом. С этого момента в ее душе поднимается глубокая внутренняя борьба. У ней является желание избавиться от греха и быть верной женой: она ищет опоры в муже, просит его взять ее с собой в Москву, наконец, когда тот отказывается, умоляет его взять с нее какую-нибудь страшную клятву, чтобы успокоить ее душу.
"..Ну теперь тишина у нас в доме воцарилась! Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет, все бы я сидела с ними да забавляла их. "
У нее является мысль взять чужих детей; но мысль эта, конечно, не могла осуществиться, так как Кабаниха решительно не позволяла бы брать к себе в дом приемышей.
Предоставленная самой себе, не находя ни в ком сочувствия, Катерина предается своему чувству к Борису и, под влиянием уговоров Варвары, назначает ему свидание. Но и во время свидания она все-таки испытывает тяжелую внутреннюю борьбу, предавшись чувству любви, она в то же время сознает его греховность, называет Бориса своим врагом и даже высказывает желание умереть.
В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными.
И вот, когда Тихон возвратился, Катерина делается сама не своя: она вся дрожит, мечется по дому, точно чего ищет, не смеет глаз поднять на мужа и наконец, испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.
Понятно, что если бы Кабаниха и другие простили Катерину, то она сумела бы подавить в себе личные порывы и навсегда привязалась бы к мужу; но вместо прощения ее встретили побои со стороны мужа и злобные укоры свекрови. Не в силах будучи выносить ежеминутных упреков, Катерина в каком-то забытьи уходит из дома и, встретившись снова с Борисом, который должен уезжать в Сибирь, умоляет его взять ее с собой; но и Борис, как прежде Тихон, отказывает ей.
Лишившись последней опоры, всеми оставленная, Катерина наконец решается покинуть навсегда тот мир, где она не нашла себе не только сочувствия, но и обыкновенной терпимости: она бросается в Волгу.
Внутреннее состояние Катерины перед этим решительным шагом прекрасно изображено поэтом в. последнем ее монологе:
Последним определяющим мотивом ее смерти точно также служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. Любовь приводит к роковому концу далеко не в одной области самодурства и в ней далеко не чаще, чем в других.
Общий закон человеческой природы таков, что сердце не может ручаться за себя ни при каких обстоятельствах. Как бы ни были разумны люди и свободны их убеждения, как бы далеко ни отогнали мы от себя старое зло насилия и неволи, пока будет живо в человеке его сердце, будут продолжаться своею чередою нежные идиллии и потрясающие драмы любви.
Островский, как художник, в изображении Катерины оставался верен началам русской народности и человеческой психологии и был совершенно чужд тому сатирическому замыслу, который приписал ему талантливый критик, вопреки ясному содержанию драмы.
Анализ образа Кулигина
Если искать в драме протеста против злых элементов "темного царства", то его скорее мы найдем в личности Кулигина, который хотя и является одним воином в поле, тем не менее представляет собою силу, ибо этот человек руководится не одною лишь натурою, а всецело отдается идее, поглощающей в нем все личное.
Сопоставление образов Катерины и Варвары
Рядом с этим автор создал другое типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто.
О героях пьесы "Гроза"
Но сила таланта повела автора дальше. В той же драматической раме улеглась широкая картина национального быта и нравов, с беспримерною художественною полнотою и верностью.
Язык действующих лиц, как в этой драме, так и во всех произведениях Островского, давно всеми оценен по достоинству, как язык художественно-верный, взятый из действительности, как и сами лица, им говорящие."
(из книги С. З. Бураковского "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)
Это были анализ пьесы "Гроза" Островского и ее главных и второстепенных героев: Дикого, Кабанихи, Катерины, Тихона, Варвары, Кудряша и Кулигина.
Черты характера и поступки
Кабанова — лицемерная женщина, которая под видом благочестия способна на самые безнравственные поступки, особенно по отношению к членам своей семьи.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Источник: Действие первое, явление 1
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
В доме Кабанихи так устроено, что без обмана и лицемерия невозможно спокойно прожить.
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова привыкла держать детей в страхе и полном подчинении. Особую власть она имеет над старшим сыном Тихоном.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
«Кабанова (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. (С улыбкой.) Оно все лучше, как приказано-то».
Источник: Действие второе, явление 3
«Кабанов (подходя к матери). Прощайте, маменька!
Кабанова (жестом показывая в землю). В ноги, в ноги!
Кабанов кланяется в ноги, потом целуется с матерью».
Источник: Действие второе, явление 5
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Кабанова держит всех домочадцев в ежовых рукавицах, делая их глубоко несчастными людьми.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута.
Кабанов. Ну да. Она-то всему и причина».
Источник: Действие пятое, явление 1
Кабанова упрекает сына в том, что тот много времени уделяет молодой жене. Она боится потерять власть над Тихоном и ловко манипулирует им.
«Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабановой ничего не стоит обидеть человека. Она не видит в этом ничего предосудительного.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Кабаниха демонстративно религиозна, однако её набожность никак не влияет на тяжёлый, деспотичный характер.
«Ну, я богу молиться пойду, не мешайте мне».
Источник: Действие второе, явление 7
Кабанова не готова отказываться от власти над детьми. Она уверена, что поступает правильно, как испокон веков поступали все предки.
«Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших».
Источник: Действие первое, явление 5
Кабанова не сомневается, что в браке жена должна бояться мужа. В противном случае в доме не будет порядка.
«Кабанова. Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?
Кабанов. Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит.
Кабанова. Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?»
Источник: Действие первое, явление 5
При виде Катерины, которая обняла Тихона перед разлукой, Кабаниху одолевает ярость. Она считает, что верная жена должна демонстрировать не любовь и нежность, а полную покорность главе дома.
«Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж — глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!»
Источник: Действие второе, явление 5
«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».
Источник: Действие второе, явление 7
Силу и опору общества Кабанова видит в стариках, которые могут научить молодёжь давно заведенным порядкам. Без них, по мнению героини, быстро наступит хаос.
«Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю-то, так и путаются на покор да смех добрым людям… Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».
Источник: Действие второе, явление 6
«Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет».
Источник: Действие четвертое, явление 5
Кабанова — безжалостная женщина. Ей совсем не жаль Катерину, которая покончила жизнь самоубийством. Всё, чем заняты её мысли, — не ударить в грязь лицом перед людьми.
«Кабанова. Без тебя есть кому. Прокляну, коли пойдешь!
Кабанов (падая на колени). Хоть взглянуть-то мне на нее!
Кабанова. Вытащат — взглянешь».
Источник: Действие пятое, явление 6
Кабанова. Не пущу, и не думай! Из-за нее да себя губить, стоит ли она того! Мало она нам страму-то наделала, еще что затеяла!»
Источник: Действие пятое, явление 6
Следующая цитата
Кабаниха – одна из центральных героинь драмы А. Н. Островского «Гроза». Чтобы наиболее точно понять ее характер, нужно проанализировать цитаты Кабанихи.
Традиции
А. Н. Островский с помощью образа Кабанихи и ее приказов сыну демонстрирует те традиции, которыми жили многие люди: «Скажи, чтоб не грубила свекрови», «Чтоб почитала свекровь, как родную мать!», «Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!», «Чтоб в окна глаз не пялила!», «Чтоб на молодых парней не заглядывалась без тебя!».
Кабанова уверена в том, что отношения в браке должны строиться на приказах: «Оно все лучше, как приказано-то».
Кабаниха живет показной жизнью, для нее традиции – главное в жизни. Когда Тихон уезжает из дома, Кабанихе важно, чтобы прощание с ним было в соответствии с традициями. Так она обращается к Катерине: «Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся!».
Кабанова упрекает Катерину в том, что она не плачется по отъезду мужа: «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего».
Кудряш
Кудряш соглашается, что Кабаниха отличается тяжёлым и деспотичным характером, но совершает плохие поступки под видом благочестия.
«Шапкин. Хороша тоже и Кабаниха.
Источник: Действие первое, явление 1
Конфликт «отцов и детей»
Многие цитаты Кабановой из «Грозы» связаны с делением людей на старшее и младшее поколение. Героиня подчеркивает, что старшее поколение умно и следует традициям: «У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет», «Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы».
В то же время Кабаниха утверждает, что младшее поколение ничего не умеет: «Ничего-то не знают, никакого порядка», «Молодость-то что значит!
Смешно смотреть-то даже на них!».Героиня уверена в том, что младшее поколение неуважительно относится к старшим, поэтому не переносят на себя их традиции: «Не очень-то нынче старших уважают», «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Проблема воспитания
Свой гневный характер Кабаниха из пьесы «Гроза» объясняет любовью к Тихону и Варваре: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».
Кабанова воспитывает сына Тихона так, чтобы мать всегда оставалась для него роднее всех: «Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу», «Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая».
Свою истинную сущность приличной женщины в обществе и тирана дома Кабаниха показывает следующей фразой: «Ну, я с тобой дома поговорю. Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!». Кабаниха сначала обращается к сыну, который обвиняет ее в гибели Катерины, а затем обращается ко всей толпе.
Следующая цитата
Одной из главных героинь пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Марфа Кабанова, олицетворяющая собой русское купечество. Деспотичная, грубая, невежественная, она принадлежит к отрицательным персонажам пьесы, возглавляя когорту «тёмного царства». Характеристика Кабанихи имеет большое значение, поскольку наглядно демонстрирует всю лживость и лицемерие прогнивших патриархальных устоев, заглушающих в человеке всё живое, настоящее.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Полное имя — Марфа Игнатьевна Кабанова.
Возраст — не указан, женщина средних лет.
Род занятий — без определённого рода деятельности.
Семья — сын Тихон, дочь Варвара, невестка Катерина.
Социальное положение — купчиха.
Происхождение — родом из купеческого семейства.
Воспитание — воспитана в духе патриархальных устоев.
Образование — отсутствует.
Внешность — немолодая женщина.
Характер — сварливая, деспотичная, властная, холодная, самоуверенная, жадная, религиозная, защитница патриархальных устоев.
Положительные черты — отсутствуют.
Отрицательные черты — властная, злая, лицемерная, безжалостная, деспотичная.
Произведение — «Гроза».
Автор — А. Н. Островский.
Варвара
Варвара знает, как матери тяжело отпускать от себя Тихона, оставить полностью без своего жесткого контроля.
«У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано».
Источник: Действие второе, явление 2
Варвара вынуждена подчиняться неписаным правилам, которые установила Кабаниха в своём доме, и постоянно лгать и изворачиваться.
Источник: Действие второе, явление 2
Варвару раздражает, что мать к месту и не к месту читает наставления.
«Варвара (про себя). Нашла место наставления читать».
Источник: Действие первое, явление 5
Цитатная характеристика
Описание Кабанихи с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.
Характеристика Кабанихи другими героями
Народная характеристика
Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.
Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.
Давайте создадим самую подробную характеристику Кабанихи вместе!
Катерина
Катерина подтверждает, что и она сама, и Тихон с почтением относятся к Кабановой, как она того и требует от своих детей.
«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит».
Источник: Действие первое, явление 5
Катерине тяжело живётся с грубой Кабановой, которой ничего не стоит обидеть, унизить человека.
«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5
Жёсткий, властный, деспотичный норов Кабанихи становится причиной того, что Катерина морально подавлена.
Источник: Действие второе, явление 10
Биография
Марфа Игнатьевна Кабанова — богатая купчиха, живущая в провинциальном городе Калинове. После смерти супруга в одиночку занималась воспитанием двух детей, старшего сына Тихона и младшей дочери Варвары.
После женитьбы Тихона в большом доме Кабановых поселилась его супруга, Катерина. Кабаниха сразу невзлюбила невестку, к которой испытывала сильную ревность и ничем не прикрытую ненависть. Старания Катерины понравиться свекрови не приносили положительных результатов.
Конфликт между Кабанихой и Катериной обострился с отъездом Тихона. По мнению Кабановой, невестка не проявляла должного почтения и уважения к мужу, а тот, в свою очередь, был слишком слабым и мягким.
После отъезда Тихона Кабаниха с удвоенным вниманием принялась следить за Катериной, и от неё не скрылось тяжёлое душевное состояние женщины. Катерина, не выдержав тяжелой атмосферы дома, призналась Тихону и его матери в совершенной измене. Эта новость стала для Кабанихи поводом для ещё большей тирании по отношению к невестке.
В итоге Катерина покончила жизнь самоубийством, но даже столь трагическая развязка не изменила Кабаниху. Она не отпустила сына на поиски супруги, а при обнаружении тела не дала сыну проститься с женой.
Образ Кабанихи
Марфа Кабанова — это абсолютно отрицательный персонаж в пьесе А. Н. Островского «Гроза», в котором нет ни одного положительного качества. С первых строк женщина предстает лицемерной ханжой, привыкшей к полному подчинению и почитанию. Демонстративно помогая страждущим, она всячески измывается над своими близкими. Крутой нрав Кабанихи отмечают не только члены её семьи, но даже совершенно посторонние люди.
Кабаниха является ярой защитницей патриархальных устоев. Она не приемлет ничего нового и считает, что нужно жить по правилам, по закону, то есть во всём слушаться старших, подчиняться им, даже если их видение жизни не соответствует твоему.
Для Кабанихи очень важно впечатление, которое производит она и члены её семьи на окружающих. Именно потому в доме царит лицемерие, ложь, страх, ненависть. Искреннее проявление чувств для неё совершенно неприемлемо, она считает это чем-то неприличным.
Марфа Кабанова не сомневается, что крепкая семья должна быть построена на страхе. Она постоянно внушает сыну, что Катерина должна бояться его, всячески выказывать почтение. Кабанова не в состоянии понять, что отношения между мужем и женой могут строиться на любви и взаимном уважении и потому всячески мешает окрепнуть союзу Тихона и Катерины.
Кабаниха — религиозная женщина, однако её вера только напоказ. Она много и усердно молится, регулярно посещает церковь, раздаёт милостыню, однако в её душе нет Бога. Кабановой ничего не стоит обидеть человека, нагрубить ему, проявить жестокость и равнодушие.
Циничность и бессердечность Кабанихи особенно остро проявляется в последнем действии пьесы, когда она не пускает Тихона взглянуть на тело погибшей Катерины и не даёт попрощаться с ней, угрожая материнским проклятием.
Речевая характеристика Кабанихи
Кабанова способна оскорблять даже самых близких людей, не особенно выбирая выражения: «Дурак! (Вздыхает.) Что с дураком и говорить! Только грех один!» , «Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж?»
Кабаниха — религиозная женщина, и в её речи часто проскальзывают выражения церковно-житейского характера: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Полно, полно, не божись! Грех!»
Кулигин
Кулигин считает, что Кабанова — лицемерная женщина, которая пытается создать образ доброй, милосердной женщины, но сама при этом постоянно изводит своих близких.
«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Источник: Действие первое, явление 3
Кулигин прекрасно знает, какой крутой нрав у Кабанихи.
«Кулигин. Маменька-то у вас больно крута».
Источник: Действие пятое, явление 1
Портрет
Полное имя Кабанихи — Марфа Петровна Кабанова. Это богатая купчиха, вдова.
«Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова».
Источник: Действующие лица
Кабанова — близкая подруга и кума купца Дикого.
«Что это ты, кум, бродишь так поздно?»
Источник: Действие третье, явление 2
Следующая цитата
Гроза
Пьеса «Гроза» была создана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. Описываемые события происходят в несуществующем городе Калинове на Волге. Главная героиня — Марфа Игнатьевна Кабанова. Цитатная характеристика Кабанихи позволит наиболее полно отразить суть произведения.
СодержаниеЧерты характера
Кабаниха — лицемерная и злая старуха, имеет признаки мании величия. В её речи никогда не было ни единого доброго слова. Больше всего ценит общепринятые обычаи. У неё есть привычка проецировать свои убеждения на всех.
Это совершенно безумная женщина, тиран и диктатор. Кабаниха просто представить себе не может, что люди могут жить не так, как она считает правильным. Доверительные отношения с ней выстроить невозможно. Постоянные ругательства и скандалы были обыденным явлением в её доме. Портрет внешности героини автор предлагает составить самостоятельно, об этом в произведении нет ни слова.
Воспитание методами Марфы Игнатьевны
Порядок в устах Кабанихи — это беспрекословное подчинение младших старшим. По её мнению, жена должна бояться мужа. Видимо, своего мужа при жизни героиня не слишком боялась, ведь после его смерти ей удалось стать тираном. Возможно, она помогла ему умереть, как и Катерине:
Кабаниха стремится подавлять волю других, прикрываясь заботой и религией. Даёт милостыню нищим, но своих близких обижает. Она лишь пытается создать видимость доброты. Это очень глупо, учитывая, что все знали, какой она человек на самом деле:
Марфа Игнатьевна убеждена в непревзойдённой мудрости представителей своего поколения, поскольку те следуют традициям и верят приметам. Своими монологами она неоднократно подчёркивает их значимость:
Женщина уверена, что молодые люди глупы и беспомощны:
Они не следуют устаревшим традициям и глупым приметам только потому, что не уважают старших:
Скудоумие непробиваемое. Похоже, уважение, с точки зрения Кабанихи, это молчаливое выслушивание безосновательных оскорблений и упрёков от «мудрецов».
То, что Кабаниха сама когда-то была молодой, а её оболванивали «умные старшие», некоторые из которых, возможно, были такими же тиранами, она, похоже, забыла. Видимо, её интеллект настолько ограничили в молодости, что ей даже в голову не приходила мысль о существовании таких вещей, как любовь, искренняя забота, ласка, и они вовсе не являются признаками слабости.
Когда Тихон уезжает из дома, Кабаниха требует, чтобы Катерина провожала мужа, как положено в других семьях. Она обращается к Катерине:
У жены Тихона были добрые родители, поэтому она также с добротой относилась к нему, но Кабаниха всегда осуждала проявления любви.
Варвара, дочь Кабанихи, считает, что для выживания под одной крышей со столь неадекватной женщиной необходимо врать:
Хорошо, что у старухи не получилось сделать всех родственников безумными. Но она всё же довела невестку до самоубийства.
Предел своего ужасающего всеобъемлющего бессердечия сумасшедшая женщина показывает, когда Катерина рассказывает о своих встречах с Борисом. Старуха злобно радуется и говорит, что такую жену жалеть нельзя, следует закопать её в землю. Воистину воплощение сатаны. Но при этом она ещё умудряется верить в Бога или создавать иллюзию веры в глазах окружающих.
Тихон же не разделял убеждений матери, хотя ему порой приходилось ублажать её, ругать супругу, чтобы мать просто заткнулась. Он искренне любил Катерину, но никак не мог защитить её, потому что сам находился в заложниках и был слишком слаб, чтобы перечить матери.
Таким образом, жизнь в доме Кабанихи была бесконечной чередой конфликтов и унижений, полнейшим адом, выход из которого был только один: Катерина утопилась. Когда её тело вытащили из воды, Тихон посмотрел на него и сказал:
Всё не слишком плохо
В третьем действии пьесы Островский показывает другую сторону личности Кабанихи. Разговор с Феклушей обнаруживает в ней:
- исключительное невежество;
- мракобесие;
- консерватизм.
Но, несмотря на это, Кабаниха умна и меняет манеру общения в зависимости от того, с кем говорит. Это единственное явление, где она не ведёт разговор, а только слушает и подтверждает услышанное. Феклуша — единственный персонаж, с которым героиня не говорит свысока.
Кабанов
Тихон привык во всём и всегда слушаться свою мать.
«Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»
Источник: Действие первое, явление 5
«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг».
Источник: Действие первое, явление 5
Тихон считает, что в смерти Катерины виновата его мать, которая буквально заела невестку вечными упреками и руганью.
«Кабанов. Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
Кабанова. Что ты? Аль себя не помнишь? Забыл, с кем говоришь?
Кабанов. Вы ее погубили! Вы! Вы!»
Источник: Действие пятое, явление 7
Брат по разуму
У Кабанихи был друг-купец — жестокий старик Савл Прокофьевич Дикой. Это типичный представитель «тёмного царства». Охарактеризовать его можно несколькими словами, ничего при этом не упустив:
- жестокость;
- алчность;
- самовлюблённость;
- пустота;
- трусость.
Он думает, что если у него есть деньги, ему можно оскорблять всех. Почти каждая его фраза сопровождается ругательством:
Неспроста Островский дал ему такую фамилию. Савл поистине дикий человек.
Однажды Кудряш рассказывал историю из жизни Савла, когда один человек нагрубил ему и тем самым поставил в неловкое положение, вследствие чего над ним долго смеялись. То есть Дикой на самом деле не такой уж важный и влиятельный, как образ, который он хочет создать в глазах других. Это доказывает, что он мал, как и Кабаниха. Неудивительно, что они общались на равных.
Николай Александрович Добролюбов написал о пьесе «Гроза» статью под названием «Луч света в тёмном царстве». В ней главная героиня Катерина сравнивалась с «лучом света» в «тёмном царстве» глупых и алчных купцов-самодуров, а её самоубийство автор рассматривал как определённый протест против произвола и невежества. Вот только повлиять на дураков, глубоко убеждённых в своей правоте, это вряд ли могло.
Читайте также: