Цитаты из библии кровь

Обновлено: 06.11.2024

Кровь — 1) жид­кость, цир­ку­ли­ру­ю­щая (цир­ку­ли­ро­вав­шая) по кро­ве­нос­ным сосу­дам, обес­пе­чи­ва­ю­щая (обес­пе­чи­вав­шая) обмен веществ в орга­низме, пита­ние его клеток; 2) тем­пе­ра­мент (горя­чая кровь); 3) услов­ное поня­тие, под­чер­ки­ва­ю­щее общ­ность или раз­ли­чие в про­ис­хож­де­нии, при­над­леж­ность к тому или иному кругу людей (быть одной крови; каза­чья кровь, голу­бая кровь); 4) кро­во­про­ли­тие, смер­то­убий­ство (избе­жать крови); 5) рана (драться до первой крови); 6) сок ягод (в каче­стве мета­форы).

Можно ли упо­треб­лять лекар­ства, при­го­тов­лен­ные из крови?

Вет­хо­за­вет­ный закон строго-настрого запре­щал иудеям потреб­ле­ние крови живот­ных.

При убий­стве живот­ного, пред­на­зна­чав­ше­гося для потреб­ле­ния в пищу, кровь сли­ва­лась на землю ( Втор.12:16 ).

Кровью жерт­вен­ных живот­ных мазали роги жерт­вен­ника, кро­пили на него, выли­вали её к под­но­жию жерт­вен­ника ( Лев.5:9 ). Кроме того раз в году кровью кро­пили на крышку и перед крыш­кой ков­чега ( Лев.16:14 ). Исполь­зо­вали её и при совер­ше­нии других обря­до­вых дей­ствий.

Пяти­кни­жие Моисея сви­де­тель­ство­вало, что «кровь есть душа» ( Втор.12:23 ). Этим, отча­сти, и был обу­слов­лен запрет на вку­ше­ние крови.

Под душою живот­ного, в данном случае, под­ра­зу­ме­ва­лась его жизнь. Пода­те­лем же жизни явля­ется Гос­подь. На это и настра­и­вала евреев Боже­ствен­ная запо­ведь: «не ешь души вместе с мясом» ( Втор.12:23 ).

В бук­валь­ной интер­пре­та­ции тезис о том, что кровь явля­ется душой или жизнью объ­яс­ня­ется тем, что с утра­той крови утра­чи­ва­ются и жиз­нен­ные силы живот­ного.

Но воз­можно ли было евреям в обыч­ных усло­виях повсе­днев­ного быта пол­но­стью очи­щать мясо живот­ных от крови: так, чтобы в тушах не оста­ва­лось ни единой её капли, ни единой частички?

По-види­мому, скорее нет, чем да. Сле­до­ва­тельно, как тако­вой факт потреб­ле­ния крови не про­ти­во­ре­чил рели­ги­оз­ным нормам (ведь Бог не тре­бует от чело­века того, что заве­домо невы­пол­нимо).

Состо­яв­шийся около 50 года Собор апо­сто­лов в Иеру­са­лиме утвер­дил поло­же­ние, согласно кото­рому на хри­стиан из языч­ни­ков не должно накла­ды­вать бре­мени обря­до­вых правил закона Моисея. При этом апо­сто­лами всё же было ука­зано бра­тьям во Христе, чтобы они воз­дер­жи­ва­лись от «удав­ле­нины и крови» ( Деян.15:20 ).

Данное Собор­ное опре­де­ле­ние рас­по­ла­гает к такому осмыс­ле­нию, что кровь живот­ных всё же не сле­дует рас­смат­ри­вать в каче­стве осо­бого пище­вого про­дукта.

Другое дело, когда речь идёт о про­дук­тах, вклю­ча­ю­щих в свой состав эле­менты, пред­став­ля­ю­щие «пере­ра­бо­тан­ную» кровь.

Давайте заду­ма­емся: куда дева­ется кровь живот­ных, кото­рые после смерти не попа­дают на стол? Она, есте­ственно, раз­ла­га­ется, после чего «её» эле­менты попол­няют состав вод­ного слоя и поч­вен­ного покрова земли. Учи­ты­вая, что за время суще­ство­ва­ния нашей пла­неты на её тер­ри­то­рии умерли мил­ли­оны живот­ных, можно ска­зать, что их бывшая «кровь» пре­бы­вает прак­ти­че­ски всюду.

Стало быть, когда мы пита­емся про­из­ве­де­ни­ями земли (рас­ти­тель­ной пищей), наряду с про­чими эле­мен­тами мы потреб­ляем и те, кото­рые когда-то при­над­ле­жали крови живот­ных.

Но ведь Бог не запре­щает нам потреб­лять пищу рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния.

Веро­ятно, такое объ­яс­не­ние можно рас­про­стра­нить и на вопрос о воз­мож­но­сти потреб­ле­ния лекар­ствен­ных средств, изго­тов­лен­ных на основе крови живот­ных. Ведь тот же гема­то­ген хотя и содер­жит про­дукты пере­ра­ботки крови, однако, по своему составу, отнюдь не явля­ется кровью.

Почему Гос­подь запре­тил вку­ше­ние крови?

про­то­и­е­рей Евге­ний Горя­чев

…мы должны, сопо­ста­вить ряд поло­же­ний книги Вто­ро­за­ко­ние с парал­лель­ными местами книги Левит, кото­рые, как мы помним, были све­дены авто­ром к шести кон­цеп­ту­аль­ным тези­сам. Пере­чис­лим их еще раз, а затем дадим этим тези­сам обоб­ща­ю­щий автор­ский ком­мен­та­рий:

  1. в крови заклю­чена «душа-жизнь»;
  2. поэтому кровь не должна быть съе­добна; […]

Ком­мен­та­рий:

1. Про­стран­ный анализ пер­вого тезиса в раз­деле «кровь и душа» привел нас к убеж­де­нию о невоз­мож­но­сти пря­мого бого­слов­ского отож­деств­ле­ния неве­ще­ствен­ной души с физи­че­ской кровью. Семан­ти­че­ская лока­ли­за­ция души в суб­стан­ции крови может быть при­нята только как мета­фора, поскольку в про­тив­ном случае даже мини­маль­ная кро­во­по­теря была бы оче­вид­ным «деле­нием неде­ли­мого».

Сомни­тель­ной пред­став­ля­ется и другая «про­ме­жу­точ­ная» идея о том, что хотя кровь, в прямом смысле, душой и не явля­ется, но она все же явля­ется свое­об­раз­ной спе­ци­фи­че­ской «повоз­кой» души (лат. vehiculum), ее един­ственно под­хо­дя­щим орга­ни­че­ским вме­сти­ли­щем.

С одной сто­роны в пользу этой теории сви­де­тель­ствует целый ряд поло­жи­тель­ных свя­то­оте­че­ских выска­зы­ва­ний, да и просто экзе­ге­ти­че­ская логика.1 Но с другой сто­роны, и при­ве­ден­ный выше науч­ный аргу­мент о кон­ста­та­ции смерти голов­ного мозга при про­дол­жа­ю­щемся кро­во­снаб­же­нии всех осталь­ных орга­нов тела, и оче­вид­ная воз­мож­ность смер­тель­ной оста­новки дыха­ния, в отсут­ствии какой бы то ни было кро­во­по­тери,2 застав­ляют нас усо­мниться в досто­вер­но­сти и этой «про­ме­жу­точ­ной» бого­слов­ской кон­цеп­ции.

Сле­до­ва­тельно, первый тезис при­ве­ден­ного здесь перечня (мало отли­чи­мый в редак­циях обеих книг Торы) все-таки не должен истол­ко­вы­ваться нами в соот­вет­ствии со своим бук­валь­ным зву­ча­нием: «кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом» ( Втор.12: 22 ). Напро­тив, суб­стан­ция крови может и должна соот­но­ситься здесь совсем не с таин­ствен­ной бес­плот­ной «душой», а с тер­ми­но­ло­ги­че­ским экви­ва­лен­том био­ло­ги­че­ской жизни, – устой­чи­вым (наряду с дыха­нием) кон­цеп­ту­аль­ным биб­лей­ским сино­ни­мом. Причем, как уже не раз отме­ча­лось, в каче­стве такого сино­нима лек­си­че­ская пара «кровь-жизнь» при­сут­ствует не только на стра­ни­цах Библии, но и во многих других неав­ра­ми­че­ских лите­ра­тур­ных источ­ни­ках.3

Теперь обра­тимся ко вто­рому импе­ра­тиву – кровь в Изра­иле не должна быть съе­добна, ибо: «Я сказал изра­иль­тя­нам: никто из вас не должен есть кровь, даже при­ше­лец, живу­щий среди вас…» ( Лев.17:12 ; ср. Быт.9:4 ; Втор.12:23 ). Прак­ти­че­ская сто­рона этого запрета может вызы­вать спра­вед­ли­вое недо­уме­ние: как известно, кровь – жидкая, теку­чая суб­стан­ция, и там, где ее упо­треб­ляют в пищу в каче­стве само­сто­я­тель­ного эле­мента, ее, как пра­вило, не едят, а именно пьют.4 Почему же тогда рас­смат­ри­ва­е­мое нами биб­лей­ское огра­ни­че­ние сфор­му­ли­ро­вано в тексте иначе: «кровь нельзя есть»?

Самое про­стое объ­яс­не­ние свя­зано с тем, что древ­ние иудеи, при­ни­мая мясную пищу, и воз­дер­жи­ва­ясь при этом от непо­сред­ствен­ного питья крови, все же не могли испол­нить эту запо­ведь пол­но­стью, поскольку в «необ­ра­бо­тан­ном» мясе, кровь все равно оста­ется. Сле­до­ва­тельно, веру­ю­щие изра­иль­тяне, поеда­ю­щие мясо с кровью, по сути, поедали и мясо, и кровь.5 Но огра­ни­читься таким про­стым изъ­яс­не­нием этой, в общем-то, тех­ни­че­ской сто­роны дан­ного пред­пи­са­ния нам не доста­точно, так как сле­дует разо­браться в другом, более слож­ном вопросе. На наш взгляд иссле­до­ва­телю гораздо важнее выяс­нить ни то, каким обра­зом древним евреям было запо­ве­дано воз­дер­жи­ваться от упо­треб­ле­ния крови, а то почему это вообще было запо­ве­дано? Почему кровь не могла быть «кошер­ной» для изра­иль­тян в прин­ципе?

Итак, если дока­зано, что «биб­лей­ская кровь» в ряде зако­но­по­ло­жи­тель­ных мест Пяти­кни­жия сим­во­ли­зи­рует все-таки жизнь, а не душу, то и тогда, необ­хо­димо при­знать, что сущ­ность дан­ного запрета оста­ется не вполне ясной (ср. Быт.9:4 ; Лев.17:10 ; Втор.12:23 ); во всяком случае, она не ясна нам как нечто само собой разу­ме­ю­ще­еся, поскольку ни в одном из пере­чис­лен­ных фраг­мен­тов не ука­заны аргу­мен­ти­ро­ван­ные при­чины, по кото­рым «жизнь» в ее харак­тер­ном мате­ри­аль­ном суб­страте6 не может быть упо­треб­лена в пищу. Сле­до­ва­тельно, для выяс­не­ния досто­вер­ных моти­вов, спо­соб­ство­вав­ших появ­ле­нию в Торе этого закона, нам потре­бу­ется при­бег­нуть к опре­де­лен­ным экзе­ге­ти­че­ским уси­лиям. Но вна­чале рас­смот­рим основ­ные чужие гипо­тезы.

a) Кровь нельзя есть и пить, потому что она особым обра­зом свя­зана с жизнью, кото­рая явля­ется даром Бога, и Кото­рому она и должна посто­янно и все­цело при­над­ле­жать.7

b) Кровь запре­щена изра­иль­тя­нам в пищу потому, что это типич­ный пример «контр-запрета», направ­лен­ного на рели­ги­оз­ную поле­мику с опре­де­лен­ными язы­че­скими пред­став­ле­ни­ями.8

c) Поскольку жизнь исхо­дит от Бога, то содер­жа­щая ее кровь – сакральна, и значит, должна быть изъята из быто­вого оби­хода. В соот­вет­ствие с этой точкой зрения, кровь нельзя вку­шать потому, что данный запрет коре­нится в жерт­вен­ном изра­иль­ском культе: «Кровь при­но­сится в жертву Яхве, и поскольку она это Его «порция» жертвы, ее нельзя есть».9

К сожа­ле­нию, ука­зан­ные объ­яс­не­ния нельзя назвать экзе­ге­ти­че­ски убе­ди­тель­ными, в виду их явной про­ти­во­ре­чи­во­сти и смыс­ло­вой огра­ни­чен­но­сти.

Во-первых, во всем тексте Библии мы не встре­чаем ни одного упо­ми­на­ния о том, что при­над­ле­жа­щая Богу жизнь должна быть, во что бы то ни стало Ему «воз­вра­щена». Заяв­ле­ния такого рода почти всегда явля­ются образ­цами част­ных некри­тич­ных интер­пре­та­ций, что не делает подоб­ную «экзе­гезу» допу­сти­мым пере­фра­зи­ро­ва­нием слож­ных мест ори­ги­наль­ного текста. Кроме того, если бы наста­и­ва­ние на таком «воз­вра­ще­нии» и на такой форме этого воз­вра­ще­ния в Свя­щен­ном Писа­нии все-таки про­зву­чало, мало­ве­ро­ятно, что оно имело бы бук­валь­ный смысл, поскольку позд­нее Яхве четко засви­де­тель­ство­вал Изра­илю о Своих истин­ных потреб­но­стях.10

Идея «контр-запрета» кажется, более досто­вер­ной, поскольку куль­то­вое упо­треб­ле­ние крови в пищу было дей­стви­тельно, широко рас­про­стра­нено среди многих язы­че­ских наро­дов древ­него мира,11 но при этом именно такое спе­ци­фи­че­ское пове­де­ние почти не про­сле­жи­ва­ется в реги­оне арха­ич­ного рас­се­ле­ния евреев.12 Сле­до­ва­тельно, гипо­теза, наста­и­ва­ю­щая на поле­ми­че­ском харак­тере дан­ного поста­нов­ле­ния, не может быть при­знана нами убе­ди­тель­ной по чисто исто­ри­че­ским этно­куль­тур­ным при­чи­нам.

И нако­нец, нам кажется неудо­вле­тво­ри­тель­ной и «куль­то­вая кон­цеп­ция» этого запрета. Дело в том, что самый ранний биб­лей­ский текст, явля­ю­щийся парал­ле­лью к дан­ному сюжету сооб­щает нам о тож­де­ствен­ном мета­фи­зи­че­ском отно­ше­нии к крови, задолго до появ­ле­ния офи­ци­аль­ного изра­иль­ского культа, и при этом без вся­кого намека на ее риту­аль­ное зна­че­ние (ср. Быт.9:3–6 ). В этом тексте культ не упо­ми­на­ется вовсе, в то время как запрет на поеда­ние крови, адре­со­ван всему чело­ве­че­ству.

И еще одно сооб­ра­же­ние. Все твар­ные суще­ства имеют свой источ­ник в Боге и, сле­до­ва­тельно, при­над­ле­жат Ему; но почему же тогда только кровь должна стать суб­стан­цией осо­бого посвя­ще­ния? Потому что в ней заклю­чена некая био­ло­ги­че­ская сила, кото­рая под­дер­жи­вает тело на всем про­тя­же­нии его жизни? Да, но, во-первых, зачем эта сила Богу? А во- вторых, как мы уже выяс­нили, она не явля­ется един­ствен­ной подоб­ной силой, – дыха­ние еще важнее. Стоит также напом­нить, что в Библии нет ни одного пря­мого заяв­ле­ния о сакраль­но­сти крови как тако­вой, вслед­ствие чего она должна быть изъята из быто­вого оби­хода. Все это под­во­дит нас к тому, что не суще­ствует необ­хо­ди­мого онто­ло­ги­че­ского соот­вет­ствия между верой в то, что кровь есть жизнь и запре­том на ее поеда­ние. Сле­до­ва­тельно, данный запрет, носит не онто­ло­ги­че­ский и не сакра­мен­таль­ный, а вполне раци­о­наль­ный педа­го­ги­че­ский харак­тер. Суть этой педа­го­гики, в том, чтобы, как уже гово­ри­лось ранее (см. ниже — прим. А.В.), напо­ми­нать и не давать забыть всем тем, кто спо­со­бен при­нять боже­ствен­ное Откро­ве­ние о тра­ги­че­ском несо­вер­шен­стве этого мира; мира, в кото­ром одни виды – от пер­вого ката­клизма и до послед­него, от потопа и до все­об­щего пре­об­ра­же­ния – вынуж­дены суще­ство­вать за счет других.13

Запре­тив людям упо­треб­лять в пищу, мясо живот­ных вместе с кровью Бог пре­ду­пре­ждает, что «взыщет», то есть спро­сит, за про­ли­тую чело­ве­че­скую кровь со вся­кого живого суще­ства. Насиль­ствен­ное «кри­ти­че­ское» про­ли­тие крови, при­рав­ни­ва­ется Богом к отня­тию жизни. Таким обра­зом: «душа», «кровь» и «жизнь» высту­пают в этом фраг­менте в каче­стве сино­ни­мов. А весь запрет может быть истол­ко­ван, как двой­ная вос­пи­та­тель­ная мера. В чем же она?

Во-первых, Бог обе­ре­гает кровь, в каче­стве сим­вола Своего тво­ре­ния, сви­де­тель­ствуя тем самым, что всякая жизнь («душа живая» ср. Быт.1:24 ), вышед­шая из Его рук свя­щенна, и не может быть бес­при­чинно загуб­лена. Но если жизнь живот­ных после гре­хо­па­де­ния и потопа может слу­жить для под­дер­жа­ния жизни чело­века, то ненор­маль­ность, и значит, услов­ность такого порядка, может под­чер­ки­ваться педа­го­ги­че­ским сим­во­лом табу­и­ро­ван­ной крови. «Ото­рвав­шись от Бога наша при­рода ста­но­вится неесте­ствен­ной, про­ти­во­есте­ствен­ной. Чело­ве­че­ское тело пара­зи­ти­рует на земной все­лен­ной, уби­вает, чтобы питаться, и так обре­тает смерть… Но поря­док, в кото­ром есть место для смерти – есть поря­док ката­стро­фи­че­ский. сама кра­сота кос­моса ста­но­вится отныне дву­смыс­лен­ной».14 Сле­до­ва­тельно: нетро­ну­тая кровь уби­того и съе­ден­ного живот­ного, должна быть посто­ян­ным нагляд­ным напо­ми­на­нием об утра­чен­ной гар­мо­нии между чело­ве­ком и миро­зда­нием. Под­чер­ки­ваем, посто­ян­ным и нагляд­ным, до тех пор, пока мир не обно­вится окон­ча­тельно.15

Изра­иль­ский восто­ко­вед и иссле­до­ва­тель Библии Умберто Кас­суто выра­зил эту идею еще лако­нич­ней: «Напом­ним, что в дей­стви­тель­но­сти всякая плоть должна быть запре­щена (ср. Быт.1:29–30 ) и, сле­до­ва­тельно, нам над­ле­жит избе­гать упо­треб­ле­ния одной ее части, ради вос­по­ми­на­ния о пер­во­на­чаль­ном запрете».16

Что же каса­ется самого арха­ич­ного биб­лей­ского чело­века, то его «душа–жизнь», в силу его осо­бен­ного поло­же­ния, свя­щенна по пре­иму­ще­ству даже после гре­хо­па­де­ния17. Поэтому за про­ли­тие чело­ве­че­ской крови (отня­тие чело­ве­че­ской жизни) Бог обе­щает спро­сить с каж­дого убийцы.18 И если пер­во­быт­ную дикость или прин­ци­пи­аль­ную циви­ли­зо­ван­ную жесто­кость не оста­нав­ли­вает страх перед Боже­ствен­ным судом, то пусть их сдер­жи­вает хотя бы страх чело­ве­че­ской мести.

«Кто про­льет кровь чело­ве­че­скую, того кровь про­льется рукою чело­века». ( Быт.9:6 ).

Заме­тим, что подоб­ный импе­ра­тив был бы немыс­лим, если бы речь шла об уни­каль­но­сти крови, именно, как отдель­ной суб­стан­ции, сохра­нять кото­рую необ­хо­димо, во что бы то ни стало.

Под­водя крат­кий итог, можно ска­зать, что запрет на упо­треб­ле­ние крови в Быт.9:4 осно­ван на идее педа­го­ги­че­ского кон­троля и над падшим миро­зда­нием, и над падшим чело­ве­че­ством.19 Люди не должны урав­ни­вать себя с «Твор­цом вся­че­ских». Не имея воз­мож­но­сти тво­рить жизнь, они не вправе и отни­мать ее, под­ра­жая Созда­телю. Поэтому леги­тим­ность их новой вынуж­ден­ной дея­тель­но­сти в обла­сти пита­ния, сохра­ня­ется только при соблю­де­нии опре­де­лен­ного кате­го­ри­че­ского усло­вия.

Источ­ник: про­то­и­е­рей Евге­ний Горя­чев.
«Пред­став­ле­ния о крови в Пяти­кни­жии Моисея». Дис­сер­та­ция на соис­ка­ние ученой сте­пени Кан­ди­дата бого­сло­вия. Заго­ло­вок дан редак­цией “Азбуки веры”.

Следующая цитата

если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.

Исх 12:22

и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.

Исх 29:20

и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон;

Исх 30:10

И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной жертвы за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа.

Лев 1:5

и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания;

Лев 1:11

и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон;

Лев 3:2

и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее у дверей скинии собрания; сыны же Аароновы, священники, покропят кровью на жертвенник со всех сторон;

Лев 3:8

и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее пред скиниею собрания, и сыны Аароновы покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон;

Лев 3:13

и возложит руку свою на голову ее, и заколет ее перед скиниею собрания, и покропят сыны Аароновы кровью ее на жертвенник со всех сторон;

Лев 4:6

и омочит священник перст свой в кровь, и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища;

Лев 5:9

и покропит кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцедит к подножию жертвенника: это жертва за грех;

Лев 6:27

все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте;

Лев 7:2

жертву повинности должно заколать на том месте, где заколается всесожжение, и кровью ее кропить на жертвенник со всех сторон;

Лев 7:14

одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Господу: это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы;

Лев 8:19

и заколол его Моисей, и покропил кровью на жертвенник со всех сторон;

Лев 8:24

И привел Моисей сынов Аароновых, и возложил крови на край правого уха их, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их, и покропил Моисей кровью на жертвенник со всех сторон.

Лев 14:52

и очистит дом кровью птицы, и живою водою, и живою птицею, и кедровым деревом, и иссопом, и червленою нитью;

Лев 16:14

и возьмет крови тельца, и покропит перстом своим на крышку спереди и перед крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.

Лев 16:15

И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца, и покропит ею на крышку и перед крышкою, —

Лев 16:19

и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.

Лев 17:6

и покропит священник кровью на жертвенник Господень у входа скинии собрания, и воскурит тук в приятное благоухание Господу,

Лев 19:26

Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.

Чис 18:17

но за первородное из волов, и за первородное из овец, и за первородное из коз не бери выкупа: они святыня; кровью их окропляй жертвенник, и тук их сожигай в жертву, в приятное благоухание Господу;

Чис 19:4

и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз;

Чис 35:33

Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее.

Втор 17:8

Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой,

Втор 32:42

упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага.

1Цар 14:32

И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью.

1Цар 14:33

И возвестили Саулу, говоря: вот, народ грешит пред Господом, ест с кровью. И сказал Саул: вы согрешили; привалите ко мне теперь большой камень.

1Цар 14:34

Потом сказал Саул: пройдите между народом и скажите ему: пусть каждый приводит ко мне своего вола и каждый свою овцу, и заколайте здесь и ешьте, и не грешите пред Господом, не ешьте с кровью. И приводили все из народа, каждый своею рукою, вола своего ночью, и заколали там.

3Цар 2:5

Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:

4Цар 16:13

и сожег всесожжение свое и хлебное приношение, и совершил возлияние свое, и окропил кровью мирной жертвы своей жертвенник.

4Цар 16:15

И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.

4Цар 24:4

и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить.

2Пар 29:22

И закололи тельцов, и взяли священники кровь, и окропили жертвенник, и закололи овнов, и окропили кровью жертвенник; и закололи агнцев, и окропили кровью жертвенник.

2Пар 29:24

И закололи их священники, и очистили кровью их жертвенник для заглаживания грехов всего Израиля, ибо за всего Израиля приказал царь принести всесожжение и жертву о грехе.

2Пар 30:16

и стали на своем месте по уставу своему, по закону Моисея, человека Божия. Священники кропили кровью, принимая ее из рук левитов.

Пс 105:38

проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;

Ис 9:5

Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.

Ис 15:9

потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое — львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране.

Ис 34:6

Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома.

Ис 34:7

И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука.

Ис 49:26

и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.

Ис 59:3

Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду.

Иер 19:4

за то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных

Иер 46:10

ибо день сей у Господа Бога Саваофа есть день отмщения, чтобы отмстить врагам Его; и меч будет пожирать, и насытится и упьется кровью их; ибо это Господу Богу Саваофу будет жертвоприношение в земле северной, при реке Евфрате.

Иер 49:4

Что хвалишься долинами? Потечет долина твоя кровью, вероломная дочь, надеющаяся на сокровища свои, говорящая: «кто придет ко мне?»

Плач 4:14

бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их.

Иез 22:4

Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям.

Иез 32:6

И землю плавания твоего напою кровью твоею до самых гор; и рытвины будут наполнены тобою.

Иез 33:25

Посему скажи им: так говорит Господь Бог: вы едите с кровью и поднимаете глаза ваши к идолам вашим, и проливаете кровь; и хотите владеть землею?

Иез 35:6

за это, — живу Я! — говорит Господь Бог, — сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя.

Иез 43:18

И сказал он мне: сын человеческий! так говорит Господь Бог: вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нем всесожжений и для кропления на него кровью.

Ос 6:8

Галаад — город нечестивцев, запятнанный кровью.

Мих 3:10

созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою!

Гал 1:16

открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,

Евр 9:12

и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

Евр 9:21

Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.

Евр 9:22

Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.

Евр 9:25

и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;

Откр 8:7

Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.

Откр 8:8

Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,

Откр 17:6

Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим.

Откр 19:13

Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

2Мак 12:16

При помощи Божией они взяли город, и произвели бесчисленные убийства, так что близлежащее озеро, имевшее две стадии в ширину, казалось наполненным кровью.

2Мак 14:46

Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу и, моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, кончил таким образом жизнь.

3Езд 1:26

Когда будете призывать Меня, Я не услышу вас, ибо вы осквернили руки ваши кровью, и ноги ваши быстры на совершение человекоубийства.

Иудф 6:4

Мы растопчем их; горы их упьются их кровью, равнины их наполнятся их трупами, и не станет стопа ног их против нашего лица, но гибелью погибнут они, говорит царь Навуходоносор, господин всей земли. Ибо он сказал, — и не напрасны будут слова повелений его.

Иудф 9:3

И за то Ты предал князей их на убиение, постель их, которая видела обольщение их, обагрил кровью и поразил рабов подле владетелей и владетелей на тронах их,

Прем 11:7

вместо источника постоянно текущей реки, смрадною кровью возмущенной,

Сир 12:15

Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью.

Сир 33:31

Если есть у тебя раб, то да будет он как ты, ибо ты приобрел его кровью;

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Слова содержащие «кровью»

Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.

Следующая цитата

Жизнь создана Богом, поэтому вся кровь принадлежит Ему и не должна идти в пищу; при убое скота ее должно выливать на землю. Быт. 9, 4 ; Лев. 19, 26 ; Втор. 12, 16 ; Лев. 17, 10–13 ; 1Цар. 14, 33 ; Деян. 15, 28 .

Прежде всего неприкосновенна кровь человека, потому, что он – собственность Бога: «Не убий!» ( Исх. 20, 13 );

пролитая – она вопиет к небу. Пс. 9, 13 . Быт. 4, 10 .

Значение крови в жертве.

Человек, согрешивший против Бога и за это обреченный на смерть, имеет, по милости Божией, право предложить Богу вместо своей жизни жизнь животного в его крови. Лев. 17, 11 .

Жертвенная кровь приносится на алтарь либо кроплением, либо выливанием, иногда помазыванием рогов жертвенника. Исх. 29, 12 . Лев. 5, 9 .

В великий день очищения первосвященник вносит кровь козла в Святое святых и окропляет ею ковчег свидетельства, символизирующий престол Божий. Лев. 16 .

Предметы также очищаются жертвенною кровью, напр., священнические одежды. Исх. 29, 21 .

Отсюда понятно то, что говорится

о Крови Христовой.

Она есть средство очищения нашего для возсоединения с Богом. Мф. 26:28, 20:28 ; Еф. 1, 7 ; Рим. 5, 9 ; Евр. 9:14, 10:19, 12:24 .

Если мы имеем часть в совершенном Им очищении («приобщены Его крови» – 1Кор. 10, 16 ), то мы переживаем на опыте очищающее влияние жертвенной крови Агнца Божия, с Которым вступили в общение и Которому отныне принадлежим. 1Иоан. 1, 7 ; 1Петр. 1, 18 ; Откр. 1:5, 7:14 .

У всех людей одинаковая. Деян. 17, 26 .

Воспрещено вкушать после потопа. Быт. 9, 4 .

Воспрещено вкушать Израильтянам. Лев. 3:17, 17:10, 12 .

Воспрещено вкушать первым христианам. Деян. 15, 20, 29 .

Кровь животных, убитых в пищу, следует вылить на землю и покрыть землею. Лев. 17, 13 . Втор. 12, 16, 24 .

Хищные птицы пьют кровь Иов. 39, 30 .

Пролитие человеческой крови воспрещено. Быт. 9, 5 .

Бог ненавидит руки, проливающие кровь невинную. Притч. 6, 16, 17 .

Пролитие крови человека оскверняет землю. Пс. 105, 38 .

Пролитие крови человека оскверняет человека. Ис. 59, 3 .

Евреи часто обвинялись в пролитии крови человека. Иер. 22, 17 . Иез. 22, 4 .

Пролитие человеческой крови постоянно наказывается. Быт. 9. 6 .

Образ оправдания подозреваемых в пролитии крови Втор. 21, 1–9 .

Цены крови нельзя отдать в сокровищницу церковную. Мф. 27, 6 .

Употреблялась для законных жертвоприношений. Лев. 5:9, 10 .

Как священники поступали с кровью Исх. 29, 12 . Лев. 4, 7 .

Жертвоприношение крови без квасного. Исх. 23: 18, 34:25 .

Кровь не в состоянии покрыть грехи. Евр. 10, 4 .

Идолопоклонники приносили жертвы возлияния кровью Пс. 15, 4 .

Вода превращена в кровь как знамение. Исх. 4, 9, 30 .

Вода превращена в кровь как наказание. Исх. 7, 17–21 .

Праведник радуется пролитию крови нечестивого. Пс. 57:11, 67:24 .

Горе строющему город в крови Авв. 2, 12 .

Злословие родителей требует крови Лев. 20, 9 ; 2Цар. 1, 16 ; Иез. 18, 13 .

Следующая цитата

Почти каждый день в православных храмах совершается главное богослужение Церкви – литургия. Более того, православные утверждают, что христианам недостаточно просто читать Библию и следовать учению Христа, им нужно регулярно причащаться за литургией. Что же это такое, приобщение Плоти и Крови Христа? Некий обряд, придуманный в Средние века и не имеющий отношения к Библии, как считают некоторые? Слишком буквально понятая метафора, как полагают другие?

Что это значит: «есть плоть»?

Но есть в Евангелии и нечто совсем другое. Однажды Христос назвал Себя

«хлебом жизни», данным с небес, и это, конечно, метафора. Но далее Он добавил:

«истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6:53 ). Такие странные слова не просто заставили задуматься досужих зевак, но и оттолкнули от Христа некоторых учеников, навсегда оставивших Его. Интересно заметить, как отреагировал Сам Христос на их уход. «Не хотите ли и вы отойти?» – спросил Он оставшихся. И тогда Петр ответил: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Ин 6:67–69 ).

Современному человеку слова Христа о Себе как о «хлебе жизни» могут показаться непонятными, а то и вовсе бессмысленными. Но почему же для учеников Господа заявление «есть плоть, пить кровь» прозвучало так серьезно, стало развилкой, на которой человек решал, остаться ли ему с этим Чудотворцем или пойти своим путем?

Дело в том, что, с одной стороны, эти слова вступали в вопиющее противоречие с требованиями ветхозаветного закона, которому подчинялись слушатели Иисуса. Кровь была для них носителем жизни, пить ее или готовить из нее пищу строжайше запрещалось ( Лев 7:26–27 ). Евреи, когда забивали животное, даже если это не была жертва, все равно обязаны были вылить всю кровь на землю ( Втор 12:15–16 ): считалось, что в крови содержалась душа, а душа принадлежала только Богу. А уж что говорить о человеческой крови или о том, чтобы есть человеческое мясо! Ничего более запретного и представить себе невозможно.

С другой стороны, эти слова ясно указывали на жертвенный пир. В те времена и евреи, и язычники постоянно приносили жертвы. В некоторых случаях жертвенных животных сжигали на алтарях целиком, но в большинстве случаев часть мяса съедали жрецы и те, кто приносил жертву. Таким образом, люди символически участвовали в совместной трапезе с божеством, что и было своего рода кульминацией всякого культа – и поклонения Единому Богу, и поклонения разным богам у язычников. И по сей день мы отмечаем торжественные, радостные или скорбные дни, собираясь за общим столом с теми, кто нам дорог, с кем мы чувствуем себя единым целым.

Иисус тоже много говорил о пирах; брачный пир для Него был обычной метафорой Царства Божьего. Здесь Он тоже явно указывал на такой пир. Но почему же вместо роли хозяина пира Он присваивал Себе роль главного блюда?! Понять это можно только в одном смысле: Он представлял Себя Жертвой, Которая будет заклана ради этого пира.

Кровь Нового Завета

Такой пир действительно состоялся в канун ветхозаветной Пасхи, в христианской традиции его называют Тайной Вечерей – о ней уже говорилось в 22-й главе. В канун пасхального праздника каждая еврейская семья должна была зарезать ягненка или козленка (кто не мог себе этого позволить, объединялся с соседями), в память о том, как в ночь перед исходом израильтян из Египта они принесли в жертву такое же животное, и его кровью пометили свои двери. В ту ночь, как повествует книга Исход, ангел Господень умертвил всех первенцев египтян, но дома евреев, отмеченные кровью ягненка, остались нетронутыми.

На сей раз никто не высказал удивления, хотя слова эти звучали не менее загадочно. Что это за «Новый Завет»? Это сегодня мы привыкли, что книга с таким названием стоит на полке, но тогда эти слова звучали примерно как «новое небо и новая земля». Завет был заключен давно, и он был один – договор между Господом и избранным Им народом, Израилем. Собственно, с этого договора и началась история Израиля как народа, он определял весь ее ход и смысл – и какой же завет можно было заключить в дополнение к нему? Правда, у пророков можно было встретить предсказание, что однажды с израильтянами будет заключен «новый завет» (например, Иер 31:31 ), но уж, конечно, такое торжественное событие не могло происходить в небольшой комнате, прямо так, за ужином. Ведь когда заключался прежний Завет, весь израильский народ собрался у подножья Синайской горы, он три дня и готовился к этому событию, но на гору взошел только Моисей. Это походило на землетрясение или извержение вулкана: окутанная дымом гора сотрясалась, раздавался громовой голос. Но здесь-то не было ничего подобного! И почему Он говорил о крови?

Заключение прежнего завета было скреплено кровью жертвенного животного: тогда первосвященник налил ее в чашу и окропил ей и Ковчег Завета (символический трон, на котором как бы восседал среди Своего народа Господь), и весь израильский народ. Представление о том, что именно жертвенная кровь служит своеобразной печатью на договоре, было общим для всех народов древности, равно и для израильтян и для язычников – ведь это была форма совместной священной трапезы договаривающихся сторон (и об этом шла речь в 21-й главе).

В тот вечер в той комнате не проливалась кровь. Однако ночью Иисус был арестован, и на следующее утро толпа во дворе Пилата кричала: «кровь Его на нас и на детях наших!» ( Мф 27:25 , мы подробнее говорили об этом в 22-й главе). Жертвенная кровь окропила людей…

А потом было Распятие. Жертвенным ягненком (по-славянски «Агнцем») этой новой Пасхи стал сам Иисус. Евангелисты подчеркивают, что Его смерть даже в деталях совпадала с тем, как резали пасхальных барашков или ягнят (например, нельзя было ломать им кости – Ин 19:36 , см. подробнее 20-ю главу). Конечно, дело не просто во внешних совпадениях, а в самой сути – жертвенная смерть Иисуса Христа на Кресте открывала возможность совершенно новых отношений между Богом и человеком, причем этот Завет был заключен не с отдельным народом, но со всем человечеством. Точнее, с теми людьми, которые пожелают в него войти.

Не случайно Тайная Вечеря была действительно тайной, очень домашней: принятие Нового Завета есть дело личного выбора. Человек сам, осознанно и добровольно должен сказать Христу «да», в каком-то смысле – встретить Его лицом к лицу. Это не значит, что такой встречей всё и закончится, ведь Иуда тоже был на Тайной Вечери, после чего немедленно отправился совершать свое предательство. Но даже для него, каковы бы ни были его мотивы, Тайная Вечеря стала несомненной точкой отсчета, моментом главного выбора.

Ученики узнают Христа

В 24-й главе Евангелии от Луки есть один удивительный эпизод. Христос уже был распят и уже воскрес, Он даже явился некоторым ученикам, но остальные все еще сомневались в рассказах об этом. Для них всё закончилось: Учителя убили, Царство Божие так и не настало, пора было расходиться по домам…

И вот, вечером в день Воскресения двое учеников идут в селение Эммаус, рассуждая обо всем происшедшем. К ним на дороге подходит воскресший Иисус, но они, погруженные в собственные горестные раздумья, не узнают Его, принимают за случайного прохожего. Они сами охотно стали Ему пересказывать все события последних дней, делятся своими сомнениями. Тогда Он начал цитировать им Писание, и объяснять, что называется, с цитатами в руках, что так и должно было случиться с Мессией, что Ему и предстояло пострадать, а потом воскреснуть. Тем временем путники подошли к селению, в которое шли, и Господь, до сих пор не узнанный учениками, показал им, что хочет идти дальше. Однако ученики задержали Его и предложили остаться и заночевать с ними вместе, потому что было уже поздно. Господь согласился, и когда пришло время трапезы, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк 24:25– 32 ).

Они много думали и говорили об Иисусе; в них даже «горело сердце», но они не могли Его узнать, пока Он не преломил хлеб, как преломлял его за Тайной Вечерей, как делал это множество раз во время земных странствий с учениками. Привычное движение рук, знакомые слова благословения перед трапезой… Недостаточно было говорить о Господе и даже с Господом, надо было сесть за один стол с Ним, надо было поучаствовать в Его трапезе, чтобы узнать Его.

«Сие творите в Мое воспоминание»

Неудивительно, что именно Вечеря Господня, или преломление хлеба, как еще называется она в Новом Завете, с самого начала стала главным стержнем всей жизни учеников Иисуса. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» – так книга Деяний (2:42) кратко описывает жизнь ранней Церкви.

Сегодня такая же Вечеря совершается по особым правилам и называется Евхаристией. Само это слово означает по-гречески «благодарение», и тоже восходит непосредственно к библейским текстам. Христос на Тайной Вечере благодарил Отца за Его щедрые дары, как это вообще было принято делать на праздничном ужине. Точно так же христиане на Вечере Господней благодарят Бога за все его милости, прежде всего за спасение, дарованное человечеству в Новом Завете.

Откуда же берется слово «причастие»? Тоже из Нового Завета. Участвуя в Вечере Господней, христиане становятся причастны крестной жертве Христа, причем они участвуют в той самой Тайной Вечере – так верит и всегда верила Церковь. Кроме того, так проявляется их единство, сопричастность друг другу, и тот же апостол Павел писал:

«один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор 10:17 ). Приходя к Богу, мы и к другим людям становимся ближе.

Вечеря Любви постоянно упоминается и в апостольских посланиях. Она действительно творилась в воспоминание Господа, и прежде всего – в воспоминание Его жертвенной смерти. Павел писал: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор 11:26–28 ).

Слова апостола звучат несколько неожиданно. Может ли быть человек достоин того, чтобы принимать Тело и Кровь Господа? Строго говоря, ни при каких обстоятельствах. Но если обратиться к ближайшему контексту, станет ясно, что апостол Павел имеет в виду. Тогда, на заре церковной истории, многие события еще не обрели форму нынешних обрядов. Так и на Вечерю христиане собирались в то самое время суток, когда она и происходила изначально – вечером, после утомительного дня. Они приносили с собой еду, и кто-то из них был настолько голоден, что ему уже некогда было размышлять о смысле всего этого, а хотелось просто поскорее насытиться.

Павел же настаивает, что всякий, приступающий к Вечере, должен хорошо представлять себе, в чем он участвует и что для него сделал Господь. Это слишком серьезно, и легкомысленное отношение к Вечере может быть, как он пишет, даже причиной болезни и смерти. В Ветхом Завете люди были уверены, что невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Новый Завет дает им возможность сесть с Ним за один стол. Но это еще не значит, что отменяется дистанция между Богом и человеком, что человек может, образно говоря, открывать пинком дверь на небо.

Именно поэтому Вечеря Господня стала постепенно отделяться от обычного ужина. В Деяниях 20:7–12 мы читаем историю одного из таких собраний, которое проводил сам апостол Павел. Христиане собираются вечером «первого дня недели», то есть в тот самый день, когда воскрес Христос и который называется теперь воскресеньем (у иудеев неделя завершалась субботой), Павел беседует с ними до полуночи, один из слушателей, заснув, случайно падает из окна и разбивается, но апостол, спустившись вниз, возвращает его к жизни! И только затем он «преломляет хлеб», то есть совершает Евхаристию, причем собрание продолжается дальше до рассвета.

Удивительные слова Христа читаем мы в Откровении Иоанна Богослова: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Ин 3:20 ). Это не просто красивый образ; у нас действительно есть возможность принять участие в этой Вечере, она уже приготовлена для нас – осталось только услышать голос и отворить дверь.

Читайте также: