Цитаты из библии кровь
Обновлено: 06.11.2024
Кровь — 1) жидкость, циркулирующая (циркулировавшая) по кровеносным сосудам, обеспечивающая (обеспечивавшая) обмен веществ в организме, питание его клеток; 2) темперамент (горячая кровь); 3) условное понятие, подчеркивающее общность или различие в происхождении, принадлежность к тому или иному кругу людей (быть одной крови; казачья кровь, голубая кровь); 4) кровопролитие, смертоубийство (избежать крови); 5) рана (драться до первой крови); 6) сок ягод (в качестве метафоры).
Можно ли употреблять лекарства, приготовленные из крови?
Ветхозаветный закон строго-настрого запрещал иудеям потребление крови животных.
При убийстве животного, предназначавшегося для потребления в пищу, кровь сливалась на землю ( Втор.12:16 ).
Кровью жертвенных животных мазали роги жертвенника, кропили на него, выливали её к подножию жертвенника ( Лев.5:9 ). Кроме того раз в году кровью кропили на крышку и перед крышкой ковчега ( Лев.16:14 ). Использовали её и при совершении других обрядовых действий.
Пятикнижие Моисея свидетельствовало, что «кровь есть душа» ( Втор.12:23 ). Этим, отчасти, и был обусловлен запрет на вкушение крови.
Под душою животного, в данном случае, подразумевалась его жизнь. Подателем же жизни является Господь. На это и настраивала евреев Божественная заповедь: «не ешь души вместе с мясом» ( Втор.12:23 ).
В буквальной интерпретации тезис о том, что кровь является душой или жизнью объясняется тем, что с утратой крови утрачиваются и жизненные силы животного.
Но возможно ли было евреям в обычных условиях повседневного быта полностью очищать мясо животных от крови: так, чтобы в тушах не оставалось ни единой её капли, ни единой частички?
По-видимому, скорее нет, чем да. Следовательно, как таковой факт потребления крови не противоречил религиозным нормам (ведь Бог не требует от человека того, что заведомо невыполнимо).
Состоявшийся около 50 года Собор апостолов в Иерусалиме утвердил положение, согласно которому на христиан из язычников не должно накладывать бремени обрядовых правил закона Моисея. При этом апостолами всё же было указано братьям во Христе, чтобы они воздерживались от «удавленины и крови» ( Деян.15:20 ).
Данное Соборное определение располагает к такому осмыслению, что кровь животных всё же не следует рассматривать в качестве особого пищевого продукта.
Другое дело, когда речь идёт о продуктах, включающих в свой состав элементы, представляющие «переработанную» кровь.
Давайте задумаемся: куда девается кровь животных, которые после смерти не попадают на стол? Она, естественно, разлагается, после чего «её» элементы пополняют состав водного слоя и почвенного покрова земли. Учитывая, что за время существования нашей планеты на её территории умерли миллионы животных, можно сказать, что их бывшая «кровь» пребывает практически всюду.
Стало быть, когда мы питаемся произведениями земли (растительной пищей), наряду с прочими элементами мы потребляем и те, которые когда-то принадлежали крови животных.
Но ведь Бог не запрещает нам потреблять пищу растительного происхождения.
Вероятно, такое объяснение можно распространить и на вопрос о возможности потребления лекарственных средств, изготовленных на основе крови животных. Ведь тот же гематоген хотя и содержит продукты переработки крови, однако, по своему составу, отнюдь не является кровью.
Почему Господь запретил вкушение крови?
протоиерей Евгений Горячев
…мы должны, сопоставить ряд положений книги Второзаконие с параллельными местами книги Левит, которые, как мы помним, были сведены автором к шести концептуальным тезисам. Перечислим их еще раз, а затем дадим этим тезисам обобщающий авторский комментарий:
- в крови заключена «душа-жизнь»;
- поэтому кровь не должна быть съедобна; […]
Комментарий:
1. Пространный анализ первого тезиса в разделе «кровь и душа» привел нас к убеждению о невозможности прямого богословского отождествления невещественной души с физической кровью. Семантическая локализация души в субстанции крови может быть принята только как метафора, поскольку в противном случае даже минимальная кровопотеря была бы очевидным «делением неделимого».
Сомнительной представляется и другая «промежуточная» идея о том, что хотя кровь, в прямом смысле, душой и не является, но она все же является своеобразной специфической «повозкой» души (лат. vehiculum), ее единственно подходящим органическим вместилищем.
С одной стороны в пользу этой теории свидетельствует целый ряд положительных святоотеческих высказываний, да и просто экзегетическая логика.1 Но с другой стороны, и приведенный выше научный аргумент о констатации смерти головного мозга при продолжающемся кровоснабжении всех остальных органов тела, и очевидная возможность смертельной остановки дыхания, в отсутствии какой бы то ни было кровопотери,2 заставляют нас усомниться в достоверности и этой «промежуточной» богословской концепции.
Следовательно, первый тезис приведенного здесь перечня (мало отличимый в редакциях обеих книг Торы) все-таки не должен истолковываться нами в соответствии со своим буквальным звучанием: «кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом» ( Втор.12: 22 ). Напротив, субстанция крови может и должна соотноситься здесь совсем не с таинственной бесплотной «душой», а с терминологическим эквивалентом биологической жизни, – устойчивым (наряду с дыханием) концептуальным библейским синонимом. Причем, как уже не раз отмечалось, в качестве такого синонима лексическая пара «кровь-жизнь» присутствует не только на страницах Библии, но и во многих других неаврамических литературных источниках.3
Теперь обратимся ко второму императиву – кровь в Израиле не должна быть съедобна, ибо: «Я сказал израильтянам: никто из вас не должен есть кровь, даже пришелец, живущий среди вас…» ( Лев.17:12 ; ср. Быт.9:4 ; Втор.12:23 ). Практическая сторона этого запрета может вызывать справедливое недоумение: как известно, кровь – жидкая, текучая субстанция, и там, где ее употребляют в пищу в качестве самостоятельного элемента, ее, как правило, не едят, а именно пьют.4 Почему же тогда рассматриваемое нами библейское ограничение сформулировано в тексте иначе: «кровь нельзя есть»?
Самое простое объяснение связано с тем, что древние иудеи, принимая мясную пищу, и воздерживаясь при этом от непосредственного питья крови, все же не могли исполнить эту заповедь полностью, поскольку в «необработанном» мясе, кровь все равно остается. Следовательно, верующие израильтяне, поедающие мясо с кровью, по сути, поедали и мясо, и кровь.5 Но ограничиться таким простым изъяснением этой, в общем-то, технической стороны данного предписания нам не достаточно, так как следует разобраться в другом, более сложном вопросе. На наш взгляд исследователю гораздо важнее выяснить ни то, каким образом древним евреям было заповедано воздерживаться от употребления крови, а то почему это вообще было заповедано? Почему кровь не могла быть «кошерной» для израильтян в принципе?
Итак, если доказано, что «библейская кровь» в ряде законоположительных мест Пятикнижия символизирует все-таки жизнь, а не душу, то и тогда, необходимо признать, что сущность данного запрета остается не вполне ясной (ср. Быт.9:4 ; Лев.17:10 ; Втор.12:23 ); во всяком случае, она не ясна нам как нечто само собой разумеющееся, поскольку ни в одном из перечисленных фрагментов не указаны аргументированные причины, по которым «жизнь» в ее характерном материальном субстрате6 не может быть употреблена в пищу. Следовательно, для выяснения достоверных мотивов, способствовавших появлению в Торе этого закона, нам потребуется прибегнуть к определенным экзегетическим усилиям. Но вначале рассмотрим основные чужие гипотезы.
a) Кровь нельзя есть и пить, потому что она особым образом связана с жизнью, которая является даром Бога, и Которому она и должна постоянно и всецело принадлежать.7
b) Кровь запрещена израильтянам в пищу потому, что это типичный пример «контр-запрета», направленного на религиозную полемику с определенными языческими представлениями.8
c) Поскольку жизнь исходит от Бога, то содержащая ее кровь – сакральна, и значит, должна быть изъята из бытового обихода. В соответствие с этой точкой зрения, кровь нельзя вкушать потому, что данный запрет коренится в жертвенном израильском культе: «Кровь приносится в жертву Яхве, и поскольку она это Его «порция» жертвы, ее нельзя есть».9
К сожалению, указанные объяснения нельзя назвать экзегетически убедительными, в виду их явной противоречивости и смысловой ограниченности.
Во-первых, во всем тексте Библии мы не встречаем ни одного упоминания о том, что принадлежащая Богу жизнь должна быть, во что бы то ни стало Ему «возвращена». Заявления такого рода почти всегда являются образцами частных некритичных интерпретаций, что не делает подобную «экзегезу» допустимым перефразированием сложных мест оригинального текста. Кроме того, если бы настаивание на таком «возвращении» и на такой форме этого возвращения в Священном Писании все-таки прозвучало, маловероятно, что оно имело бы буквальный смысл, поскольку позднее Яхве четко засвидетельствовал Израилю о Своих истинных потребностях.10
Идея «контр-запрета» кажется, более достоверной, поскольку культовое употребление крови в пищу было действительно, широко распространено среди многих языческих народов древнего мира,11 но при этом именно такое специфическое поведение почти не прослеживается в регионе архаичного расселения евреев.12 Следовательно, гипотеза, настаивающая на полемическом характере данного постановления, не может быть признана нами убедительной по чисто историческим этнокультурным причинам.
И наконец, нам кажется неудовлетворительной и «культовая концепция» этого запрета. Дело в том, что самый ранний библейский текст, являющийся параллелью к данному сюжету сообщает нам о тождественном метафизическом отношении к крови, задолго до появления официального израильского культа, и при этом без всякого намека на ее ритуальное значение (ср. Быт.9:3–6 ). В этом тексте культ не упоминается вовсе, в то время как запрет на поедание крови, адресован всему человечеству.
И еще одно соображение. Все тварные существа имеют свой источник в Боге и, следовательно, принадлежат Ему; но почему же тогда только кровь должна стать субстанцией особого посвящения? Потому что в ней заключена некая биологическая сила, которая поддерживает тело на всем протяжении его жизни? Да, но, во-первых, зачем эта сила Богу? А во- вторых, как мы уже выяснили, она не является единственной подобной силой, – дыхание еще важнее. Стоит также напомнить, что в Библии нет ни одного прямого заявления о сакральности крови как таковой, вследствие чего она должна быть изъята из бытового обихода. Все это подводит нас к тому, что не существует необходимого онтологического соответствия между верой в то, что кровь есть жизнь и запретом на ее поедание. Следовательно, данный запрет, носит не онтологический и не сакраментальный, а вполне рациональный педагогический характер. Суть этой педагогики, в том, чтобы, как уже говорилось ранее (см. ниже — прим. А.В.), напоминать и не давать забыть всем тем, кто способен принять божественное Откровение о трагическом несовершенстве этого мира; мира, в котором одни виды – от первого катаклизма и до последнего, от потопа и до всеобщего преображения – вынуждены существовать за счет других.13
Запретив людям употреблять в пищу, мясо животных вместе с кровью Бог предупреждает, что «взыщет», то есть спросит, за пролитую человеческую кровь со всякого живого существа. Насильственное «критическое» пролитие крови, приравнивается Богом к отнятию жизни. Таким образом: «душа», «кровь» и «жизнь» выступают в этом фрагменте в качестве синонимов. А весь запрет может быть истолкован, как двойная воспитательная мера. В чем же она?
Во-первых, Бог оберегает кровь, в качестве символа Своего творения, свидетельствуя тем самым, что всякая жизнь («душа живая» ср. Быт.1:24 ), вышедшая из Его рук священна, и не может быть беспричинно загублена. Но если жизнь животных после грехопадения и потопа может служить для поддержания жизни человека, то ненормальность, и значит, условность такого порядка, может подчеркиваться педагогическим символом табуированной крови. «Оторвавшись от Бога наша природа становится неестественной, противоестественной. Человеческое тело паразитирует на земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть… Но порядок, в котором есть место для смерти – есть порядок катастрофический. сама красота космоса становится отныне двусмысленной».14 Следовательно: нетронутая кровь убитого и съеденного животного, должна быть постоянным наглядным напоминанием об утраченной гармонии между человеком и мирозданием. Подчеркиваем, постоянным и наглядным, до тех пор, пока мир не обновится окончательно.15
Израильский востоковед и исследователь Библии Умберто Кассуто выразил эту идею еще лаконичней: «Напомним, что в действительности всякая плоть должна быть запрещена (ср. Быт.1:29–30 ) и, следовательно, нам надлежит избегать употребления одной ее части, ради воспоминания о первоначальном запрете».16
Что же касается самого архаичного библейского человека, то его «душа–жизнь», в силу его особенного положения, священна по преимуществу даже после грехопадения17. Поэтому за пролитие человеческой крови (отнятие человеческой жизни) Бог обещает спросить с каждого убийцы.18 И если первобытную дикость или принципиальную цивилизованную жестокость не останавливает страх перед Божественным судом, то пусть их сдерживает хотя бы страх человеческой мести.
«Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека». ( Быт.9:6 ).
Заметим, что подобный императив был бы немыслим, если бы речь шла об уникальности крови, именно, как отдельной субстанции, сохранять которую необходимо, во что бы то ни стало.
Подводя краткий итог, можно сказать, что запрет на употребление крови в Быт.9:4 основан на идее педагогического контроля и над падшим мирозданием, и над падшим человечеством.19 Люди не должны уравнивать себя с «Творцом всяческих». Не имея возможности творить жизнь, они не вправе и отнимать ее, подражая Создателю. Поэтому легитимность их новой вынужденной деятельности в области питания, сохраняется только при соблюдении определенного категорического условия.
Источник: протоиерей Евгений Горячев.
«Представления о крови в Пятикнижии Моисея». Диссертация на соискание ученой степени Кандидата богословия. Заголовок дан редакцией “Азбуки веры”.
Следующая цитата
если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.
Исх 12:22
и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.
Исх 29:20
и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон;
Исх 30:10
И будет совершать Аарон очищение над рогами его однажды в год; кровью очистительной жертвы за грех он будет очищать его однажды в год в роды ваши. Это святыня великая у Господа.
Лев 1:5
и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания;
Лев 1:11
и заколет ее пред Господом на северной стороне жертвенника, и сыны Аароновы, священники, покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон;
Лев 3:2
и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее у дверей скинии собрания; сыны же Аароновы, священники, покропят кровью на жертвенник со всех сторон;
Лев 3:8
и возложит руку свою на голову жертвы своей, и заколет ее пред скиниею собрания, и сыны Аароновы покропят кровью ее на жертвенник со всех сторон;
Лев 3:13
и возложит руку свою на голову ее, и заколет ее перед скиниею собрания, и покропят сыны Аароновы кровью ее на жертвенник со всех сторон;
Лев 4:6
и омочит священник перст свой в кровь, и покропит кровью семь раз пред Господом пред завесою святилища;
Лев 5:9
и покропит кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцедит к подножию жертвенника: это жертва за грех;
Лев 6:27
все, что прикоснется к мясу ее, освятится; и если кровью ее обрызгана будет одежда, то обрызганное омой на святом месте;
Лев 7:2
жертву повинности должно заколать на том месте, где заколается всесожжение, и кровью ее кропить на жертвенник со всех сторон;
Лев 7:14
одно что-нибудь из всего приношения своего пусть принесет он в возношение Господу: это принадлежит священнику, кропящему кровью мирной жертвы;
Лев 8:19
и заколол его Моисей, и покропил кровью на жертвенник со всех сторон;
Лев 8:24
И привел Моисей сынов Аароновых, и возложил крови на край правого уха их, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их, и покропил Моисей кровью на жертвенник со всех сторон.
Лев 14:52
и очистит дом кровью птицы, и живою водою, и живою птицею, и кедровым деревом, и иссопом, и червленою нитью;
Лев 16:14
и возьмет крови тельца, и покропит перстом своим на крышку спереди и перед крышкою, семь раз покропит кровью с перста своего.
Лев 16:15
И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу, и сделает с кровью его то же, что делал с кровью тельца, и покропит ею на крышку и перед крышкою, —
Лев 16:19
и покропит на него кровью с перста своего семь раз, и очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых.
Лев 17:6
и покропит священник кровью на жертвенник Господень у входа скинии собрания, и воскурит тук в приятное благоухание Господу,
Лев 19:26
Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте.
Чис 18:17
но за первородное из волов, и за первородное из овец, и за первородное из коз не бери выкупа: они святыня; кровью их окропляй жертвенник, и тук их сожигай в жертву, в приятное благоухание Господу;
Чис 19:4
и пусть возьмет Елеазар священник перстом своим крови ее и кровью покропит к передней стороне скинии собрания семь раз;
Чис 35:33
Не оскверняйте земли, на которой вы будете жить; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее.
Втор 17:8
Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберет Господь, Бог твой,
Втор 32:42
упою стрелы Мои кровью, и меч Мой насытится плотью, кровью убитых и пленных, головами начальников врага.
1Цар 14:32
И кинулся народ на добычу, и брали овец, волов и телят, и заколали на земле, и ел народ с кровью.
1Цар 14:33
И возвестили Саулу, говоря: вот, народ грешит пред Господом, ест с кровью. И сказал Саул: вы согрешили; привалите ко мне теперь большой камень.
1Цар 14:34
Потом сказал Саул: пройдите между народом и скажите ему: пусть каждый приводит ко мне своего вола и каждый свою овцу, и заколайте здесь и ешьте, и не грешите пред Господом, не ешьте с кровью. И приводили все из народа, каждый своею рукою, вола своего ночью, и заколали там.
3Цар 2:5
Еще: ты знаешь, что сделал мне Иоав, сын Саруин, как поступил он с двумя вождями войска Израильского, с Авениром, сыном Нировым, и Амессаем, сыном Иеферовым, как он умертвил их и пролил кровь бранную во время мира, обагрив кровью бранною пояс на чреслах своих и обувь на ногах своих:
4Цар 16:13
и сожег всесожжение свое и хлебное приношение, и совершил возлияние свое, и окропил кровью мирной жертвы своей жертвенник.
4Цар 16:15
И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.
4Цар 24:4
и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить.
2Пар 29:22
И закололи тельцов, и взяли священники кровь, и окропили жертвенник, и закололи овнов, и окропили кровью жертвенник; и закололи агнцев, и окропили кровью жертвенник.
2Пар 29:24
И закололи их священники, и очистили кровью их жертвенник для заглаживания грехов всего Израиля, ибо за всего Израиля приказал царь принести всесожжение и жертву о грехе.
2Пар 30:16
и стали на своем месте по уставу своему, по закону Моисея, человека Божия. Священники кропили кровью, принимая ее из рук левитов.
Пс 105:38
проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью;
Ис 9:5
Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню.
Ис 15:9
потому что воды Димона наполнились кровью, и Я наведу на Димон еще новое — львов на убежавших из Моава и на оставшихся в стране.
Ис 34:6
Меч Господа наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертва у Господа в Восоре и большое заклание в земле Едома.
Ис 34:7
И буйволы падут с ними и тельцы вместе с волами, и упьется земля их кровью, и прах их утучнеет от тука.
Ис 49:26
и притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином; и всякая плоть узнает, что Я Господь, Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев.
Ис 59:3
Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши — беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду.
Иер 19:4
за то, что они оставили Меня и чужим сделали место сие и кадят на нем иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их, ни цари Иудейские; наполнили место сие кровью невинных
Иер 46:10
ибо день сей у Господа Бога Саваофа есть день отмщения, чтобы отмстить врагам Его; и меч будет пожирать, и насытится и упьется кровью их; ибо это Господу Богу Саваофу будет жертвоприношение в земле северной, при реке Евфрате.
Иер 49:4
Что хвалишься долинами? Потечет долина твоя кровью, вероломная дочь, надеющаяся на сокровища свои, говорящая: «кто придет ко мне?»
Плач 4:14
бродили как слепые по улицам, осквернялись кровью, так что невозможно было прикоснуться к одеждам их.
Иез 22:4
Кровью, которую ты пролил, ты сделал себя виновным, и идолами, каких ты наделал, ты осквернил себя и приблизил дни твои и достиг годины твоей. За это отдам тебя на посмеяние народам, на поругание всем землям.
Иез 32:6
И землю плавания твоего напою кровью твоею до самых гор; и рытвины будут наполнены тобою.
Иез 33:25
Посему скажи им: так говорит Господь Бог: вы едите с кровью и поднимаете глаза ваши к идолам вашим, и проливаете кровь; и хотите владеть землею?
Иез 35:6
за это, — живу Я! — говорит Господь Бог, — сделаю тебя кровью, и кровь будет преследовать тебя; так как ты не ненавидела крови, то кровь и будет преследовать тебя.
Иез 43:18
И сказал он мне: сын человеческий! так говорит Господь Бог: вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нем всесожжений и для кропления на него кровью.
Ос 6:8
Галаад — город нечестивцев, запятнанный кровью.
Мих 3:10
созидающие Сион кровью и Иерусалим — неправдою!
Гал 1:16
открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
Евр 9:12
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Евр 9:21
Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные.
Евр 9:22
Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.
Евр 9:25
и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
Откр 8:7
Первый Ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела.
Откр 8:8
Второй Ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью,
Откр 17:6
Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим.
Откр 19:13
Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».
2Мак 12:16
При помощи Божией они взяли город, и произвели бесчисленные убийства, так что близлежащее озеро, имевшее две стадии в ширину, казалось наполненным кровью.
2Мак 14:46
Совершенно уже истекая кровью, он вырвал у себя внутренности и, взяв их обеими руками, бросил в толпу и, моля Господа жизни и духа опять дать ему жизнь и дыхание, кончил таким образом жизнь.
3Езд 1:26
Когда будете призывать Меня, Я не услышу вас, ибо вы осквернили руки ваши кровью, и ноги ваши быстры на совершение человекоубийства.
Иудф 6:4
Мы растопчем их; горы их упьются их кровью, равнины их наполнятся их трупами, и не станет стопа ног их против нашего лица, но гибелью погибнут они, говорит царь Навуходоносор, господин всей земли. Ибо он сказал, — и не напрасны будут слова повелений его.
Иудф 9:3
И за то Ты предал князей их на убиение, постель их, которая видела обольщение их, обагрил кровью и поразил рабов подле владетелей и владетелей на тронах их,
Прем 11:7
вместо источника постоянно текущей реки, смрадною кровью возмущенной,
Сир 12:15
Устами своими враг усладит тебя, но в сердце своем замышляет ввергнуть тебя в яму: глазами своими враг будет плакать, а когда найдет случай, не насытится кровью.
Сир 33:31
Если есть у тебя раб, то да будет он как ты, ибо ты приобрел его кровью;
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Слова содержащие «кровью»
Библия онлайн — сайт для тех, кто хочет всегда иметь под рукой простой и удобный вариант Библии. Кроме классического синодального текста Священного Писания здесь вы найдете современные переводы, а также комментарии и толкования, которые помогут вам изучать Слово Божье. И конечно же — симфонию, которая позволяет быстро найти все встречающиеся в Библии слова. Будем благодарны, если вы захотите поддержать наше служение и поставьте на своем сайте, блоге или страничке в социальной сети ссылку на наш сайт.
Следующая цитата
Жизнь создана Богом, поэтому вся кровь принадлежит Ему и не должна идти в пищу; при убое скота ее должно выливать на землю. Быт. 9, 4 ; Лев. 19, 26 ; Втор. 12, 16 ; Лев. 17, 10–13 ; 1Цар. 14, 33 ; Деян. 15, 28 .
Прежде всего неприкосновенна кровь человека, потому, что он – собственность Бога: «Не убий!» ( Исх. 20, 13 );
пролитая – она вопиет к небу. Пс. 9, 13 . Быт. 4, 10 .
Значение крови в жертве.
Человек, согрешивший против Бога и за это обреченный на смерть, имеет, по милости Божией, право предложить Богу вместо своей жизни жизнь животного в его крови. Лев. 17, 11 .
Жертвенная кровь приносится на алтарь либо кроплением, либо выливанием, иногда помазыванием рогов жертвенника. Исх. 29, 12 . Лев. 5, 9 .
В великий день очищения первосвященник вносит кровь козла в Святое святых и окропляет ею ковчег свидетельства, символизирующий престол Божий. Лев. 16 .
Предметы также очищаются жертвенною кровью, напр., священнические одежды. Исх. 29, 21 .
Отсюда понятно то, что говорится
о Крови Христовой.
Она есть средство очищения нашего для возсоединения с Богом. Мф. 26:28, 20:28 ; Еф. 1, 7 ; Рим. 5, 9 ; Евр. 9:14, 10:19, 12:24 .
Если мы имеем часть в совершенном Им очищении («приобщены Его крови» – 1Кор. 10, 16 ), то мы переживаем на опыте очищающее влияние жертвенной крови Агнца Божия, с Которым вступили в общение и Которому отныне принадлежим. 1Иоан. 1, 7 ; 1Петр. 1, 18 ; Откр. 1:5, 7:14 .
У всех людей одинаковая. Деян. 17, 26 .
Воспрещено вкушать после потопа. Быт. 9, 4 .
Воспрещено вкушать Израильтянам. Лев. 3:17, 17:10, 12 .
Воспрещено вкушать первым христианам. Деян. 15, 20, 29 .
Кровь животных, убитых в пищу, следует вылить на землю и покрыть землею. Лев. 17, 13 . Втор. 12, 16, 24 .
Хищные птицы пьют кровь Иов. 39, 30 .
Пролитие человеческой крови воспрещено. Быт. 9, 5 .
Бог ненавидит руки, проливающие кровь невинную. Притч. 6, 16, 17 .
Пролитие крови человека оскверняет землю. Пс. 105, 38 .
Пролитие крови человека оскверняет человека. Ис. 59, 3 .
Евреи часто обвинялись в пролитии крови человека. Иер. 22, 17 . Иез. 22, 4 .
Пролитие человеческой крови постоянно наказывается. Быт. 9. 6 .
Образ оправдания подозреваемых в пролитии крови Втор. 21, 1–9 .
Цены крови нельзя отдать в сокровищницу церковную. Мф. 27, 6 .
Употреблялась для законных жертвоприношений. Лев. 5:9, 10 .
Как священники поступали с кровью Исх. 29, 12 . Лев. 4, 7 .
Жертвоприношение крови без квасного. Исх. 23: 18, 34:25 .
Кровь не в состоянии покрыть грехи. Евр. 10, 4 .
Идолопоклонники приносили жертвы возлияния кровью Пс. 15, 4 .
Вода превращена в кровь как знамение. Исх. 4, 9, 30 .
Вода превращена в кровь как наказание. Исх. 7, 17–21 .
Праведник радуется пролитию крови нечестивого. Пс. 57:11, 67:24 .
Горе строющему город в крови Авв. 2, 12 .
Злословие родителей требует крови Лев. 20, 9 ; 2Цар. 1, 16 ; Иез. 18, 13 .
Следующая цитата
Почти каждый день в православных храмах совершается главное богослужение Церкви – литургия. Более того, православные утверждают, что христианам недостаточно просто читать Библию и следовать учению Христа, им нужно регулярно причащаться за литургией. Что же это такое, приобщение Плоти и Крови Христа? Некий обряд, придуманный в Средние века и не имеющий отношения к Библии, как считают некоторые? Слишком буквально понятая метафора, как полагают другие?
Что это значит: «есть плоть»?
Но есть в Евангелии и нечто совсем другое. Однажды Христос назвал Себя
«хлебом жизни», данным с небес, и это, конечно, метафора. Но далее Он добавил:
«истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6:53 ). Такие странные слова не просто заставили задуматься досужих зевак, но и оттолкнули от Христа некоторых учеников, навсегда оставивших Его. Интересно заметить, как отреагировал Сам Христос на их уход. «Не хотите ли и вы отойти?» – спросил Он оставшихся. И тогда Петр ответил: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Ин 6:67–69 ).
Современному человеку слова Христа о Себе как о «хлебе жизни» могут показаться непонятными, а то и вовсе бессмысленными. Но почему же для учеников Господа заявление «есть плоть, пить кровь» прозвучало так серьезно, стало развилкой, на которой человек решал, остаться ли ему с этим Чудотворцем или пойти своим путем?
Дело в том, что, с одной стороны, эти слова вступали в вопиющее противоречие с требованиями ветхозаветного закона, которому подчинялись слушатели Иисуса. Кровь была для них носителем жизни, пить ее или готовить из нее пищу строжайше запрещалось ( Лев 7:26–27 ). Евреи, когда забивали животное, даже если это не была жертва, все равно обязаны были вылить всю кровь на землю ( Втор 12:15–16 ): считалось, что в крови содержалась душа, а душа принадлежала только Богу. А уж что говорить о человеческой крови или о том, чтобы есть человеческое мясо! Ничего более запретного и представить себе невозможно.
С другой стороны, эти слова ясно указывали на жертвенный пир. В те времена и евреи, и язычники постоянно приносили жертвы. В некоторых случаях жертвенных животных сжигали на алтарях целиком, но в большинстве случаев часть мяса съедали жрецы и те, кто приносил жертву. Таким образом, люди символически участвовали в совместной трапезе с божеством, что и было своего рода кульминацией всякого культа – и поклонения Единому Богу, и поклонения разным богам у язычников. И по сей день мы отмечаем торжественные, радостные или скорбные дни, собираясь за общим столом с теми, кто нам дорог, с кем мы чувствуем себя единым целым.
Иисус тоже много говорил о пирах; брачный пир для Него был обычной метафорой Царства Божьего. Здесь Он тоже явно указывал на такой пир. Но почему же вместо роли хозяина пира Он присваивал Себе роль главного блюда?! Понять это можно только в одном смысле: Он представлял Себя Жертвой, Которая будет заклана ради этого пира.
Кровь Нового Завета
Такой пир действительно состоялся в канун ветхозаветной Пасхи, в христианской традиции его называют Тайной Вечерей – о ней уже говорилось в 22-й главе. В канун пасхального праздника каждая еврейская семья должна была зарезать ягненка или козленка (кто не мог себе этого позволить, объединялся с соседями), в память о том, как в ночь перед исходом израильтян из Египта они принесли в жертву такое же животное, и его кровью пометили свои двери. В ту ночь, как повествует книга Исход, ангел Господень умертвил всех первенцев египтян, но дома евреев, отмеченные кровью ягненка, остались нетронутыми.
На сей раз никто не высказал удивления, хотя слова эти звучали не менее загадочно. Что это за «Новый Завет»? Это сегодня мы привыкли, что книга с таким названием стоит на полке, но тогда эти слова звучали примерно как «новое небо и новая земля». Завет был заключен давно, и он был один – договор между Господом и избранным Им народом, Израилем. Собственно, с этого договора и началась история Израиля как народа, он определял весь ее ход и смысл – и какой же завет можно было заключить в дополнение к нему? Правда, у пророков можно было встретить предсказание, что однажды с израильтянами будет заключен «новый завет» (например, Иер 31:31 ), но уж, конечно, такое торжественное событие не могло происходить в небольшой комнате, прямо так, за ужином. Ведь когда заключался прежний Завет, весь израильский народ собрался у подножья Синайской горы, он три дня и готовился к этому событию, но на гору взошел только Моисей. Это походило на землетрясение или извержение вулкана: окутанная дымом гора сотрясалась, раздавался громовой голос. Но здесь-то не было ничего подобного! И почему Он говорил о крови?
Заключение прежнего завета было скреплено кровью жертвенного животного: тогда первосвященник налил ее в чашу и окропил ей и Ковчег Завета (символический трон, на котором как бы восседал среди Своего народа Господь), и весь израильский народ. Представление о том, что именно жертвенная кровь служит своеобразной печатью на договоре, было общим для всех народов древности, равно и для израильтян и для язычников – ведь это была форма совместной священной трапезы договаривающихся сторон (и об этом шла речь в 21-й главе).
В тот вечер в той комнате не проливалась кровь. Однако ночью Иисус был арестован, и на следующее утро толпа во дворе Пилата кричала: «кровь Его на нас и на детях наших!» ( Мф 27:25 , мы подробнее говорили об этом в 22-й главе). Жертвенная кровь окропила людей…
А потом было Распятие. Жертвенным ягненком (по-славянски «Агнцем») этой новой Пасхи стал сам Иисус. Евангелисты подчеркивают, что Его смерть даже в деталях совпадала с тем, как резали пасхальных барашков или ягнят (например, нельзя было ломать им кости – Ин 19:36 , см. подробнее 20-ю главу). Конечно, дело не просто во внешних совпадениях, а в самой сути – жертвенная смерть Иисуса Христа на Кресте открывала возможность совершенно новых отношений между Богом и человеком, причем этот Завет был заключен не с отдельным народом, но со всем человечеством. Точнее, с теми людьми, которые пожелают в него войти.
Не случайно Тайная Вечеря была действительно тайной, очень домашней: принятие Нового Завета есть дело личного выбора. Человек сам, осознанно и добровольно должен сказать Христу «да», в каком-то смысле – встретить Его лицом к лицу. Это не значит, что такой встречей всё и закончится, ведь Иуда тоже был на Тайной Вечери, после чего немедленно отправился совершать свое предательство. Но даже для него, каковы бы ни были его мотивы, Тайная Вечеря стала несомненной точкой отсчета, моментом главного выбора.
Ученики узнают Христа
В 24-й главе Евангелии от Луки есть один удивительный эпизод. Христос уже был распят и уже воскрес, Он даже явился некоторым ученикам, но остальные все еще сомневались в рассказах об этом. Для них всё закончилось: Учителя убили, Царство Божие так и не настало, пора было расходиться по домам…
И вот, вечером в день Воскресения двое учеников идут в селение Эммаус, рассуждая обо всем происшедшем. К ним на дороге подходит воскресший Иисус, но они, погруженные в собственные горестные раздумья, не узнают Его, принимают за случайного прохожего. Они сами охотно стали Ему пересказывать все события последних дней, делятся своими сомнениями. Тогда Он начал цитировать им Писание, и объяснять, что называется, с цитатами в руках, что так и должно было случиться с Мессией, что Ему и предстояло пострадать, а потом воскреснуть. Тем временем путники подошли к селению, в которое шли, и Господь, до сих пор не узнанный учениками, показал им, что хочет идти дальше. Однако ученики задержали Его и предложили остаться и заночевать с ними вместе, потому что было уже поздно. Господь согласился, и когда пришло время трапезы, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им, тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» ( Лк 24:25– 32 ).
Они много думали и говорили об Иисусе; в них даже «горело сердце», но они не могли Его узнать, пока Он не преломил хлеб, как преломлял его за Тайной Вечерей, как делал это множество раз во время земных странствий с учениками. Привычное движение рук, знакомые слова благословения перед трапезой… Недостаточно было говорить о Господе и даже с Господом, надо было сесть за один стол с Ним, надо было поучаствовать в Его трапезе, чтобы узнать Его.
«Сие творите в Мое воспоминание»
Неудивительно, что именно Вечеря Господня, или преломление хлеба, как еще называется она в Новом Завете, с самого начала стала главным стержнем всей жизни учеников Иисуса. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» – так книга Деяний (2:42) кратко описывает жизнь ранней Церкви.
Сегодня такая же Вечеря совершается по особым правилам и называется Евхаристией. Само это слово означает по-гречески «благодарение», и тоже восходит непосредственно к библейским текстам. Христос на Тайной Вечере благодарил Отца за Его щедрые дары, как это вообще было принято делать на праздничном ужине. Точно так же христиане на Вечере Господней благодарят Бога за все его милости, прежде всего за спасение, дарованное человечеству в Новом Завете.
Откуда же берется слово «причастие»? Тоже из Нового Завета. Участвуя в Вечере Господней, христиане становятся причастны крестной жертве Христа, причем они участвуют в той самой Тайной Вечере – так верит и всегда верила Церковь. Кроме того, так проявляется их единство, сопричастность друг другу, и тот же апостол Павел писал:
«один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор 10:17 ). Приходя к Богу, мы и к другим людям становимся ближе.
Вечеря Любви постоянно упоминается и в апостольских посланиях. Она действительно творилась в воспоминание Господа, и прежде всего – в воспоминание Его жертвенной смерти. Павел писал: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» ( 1Кор 11:26–28 ).
Слова апостола звучат несколько неожиданно. Может ли быть человек достоин того, чтобы принимать Тело и Кровь Господа? Строго говоря, ни при каких обстоятельствах. Но если обратиться к ближайшему контексту, станет ясно, что апостол Павел имеет в виду. Тогда, на заре церковной истории, многие события еще не обрели форму нынешних обрядов. Так и на Вечерю христиане собирались в то самое время суток, когда она и происходила изначально – вечером, после утомительного дня. Они приносили с собой еду, и кто-то из них был настолько голоден, что ему уже некогда было размышлять о смысле всего этого, а хотелось просто поскорее насытиться.
Павел же настаивает, что всякий, приступающий к Вечере, должен хорошо представлять себе, в чем он участвует и что для него сделал Господь. Это слишком серьезно, и легкомысленное отношение к Вечере может быть, как он пишет, даже причиной болезни и смерти. В Ветхом Завете люди были уверены, что невозможно увидеть Бога и остаться в живых. Новый Завет дает им возможность сесть с Ним за один стол. Но это еще не значит, что отменяется дистанция между Богом и человеком, что человек может, образно говоря, открывать пинком дверь на небо.
Именно поэтому Вечеря Господня стала постепенно отделяться от обычного ужина. В Деяниях 20:7–12 мы читаем историю одного из таких собраний, которое проводил сам апостол Павел. Христиане собираются вечером «первого дня недели», то есть в тот самый день, когда воскрес Христос и который называется теперь воскресеньем (у иудеев неделя завершалась субботой), Павел беседует с ними до полуночи, один из слушателей, заснув, случайно падает из окна и разбивается, но апостол, спустившись вниз, возвращает его к жизни! И только затем он «преломляет хлеб», то есть совершает Евхаристию, причем собрание продолжается дальше до рассвета.
Удивительные слова Христа читаем мы в Откровении Иоанна Богослова: «се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Ин 3:20 ). Это не просто красивый образ; у нас действительно есть возможность принять участие в этой Вечере, она уже приготовлена для нас – осталось только услышать голос и отворить дверь.
Читайте также: