Образ санкт петербурга в романе преступление и наказание сочинение с цитатами
Обновлено: 21.11.2024
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.
Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга. Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка(девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.
Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство. Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму: «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой». Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.
По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах. Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.
Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.
2 вариант
Образ Петербурга в романе играет одну из самых важных ролей. Однако, в отличие от большинства писателей, описывающих его как величественный и красивый город, Фёдор Михайлович даёт ему совершенно другую характеристику.
Ещё с первых страниц романа читатель оказывается в наполненном узкими грязными улицами бедном квартале. Образ города дополнят и жилища героев произведения: маленькая каморка Родиона Раскольникова, похожая больше на "гроб", чем на комнату, квартира "уродливой формы" Сони Мармеладовой, напоминающая сарай, комната семьи Мармеладовых, наполненная табачным дымом и бесцеремонными гостями. Ф.М. Достоевский таким образом показывает, как выглядят бедность и нищета, которыми наполнен Петербург. Такое изображение города способно вызвать лишь тоску, уныние и безысходность, вытеснить из сердца счастье и любовь. Иными словами, мрачный и серый как пепел город поглощает души его жителей, превращая их в ничтожные и жалкие существа, пытающихся выжить в этом мире.
Все события и трагический сюжет раскрываются благодаря именно такому описанию, вызывающему отвращение у читателей. Перед глазами человека предстаёт не великий и могучий Петербург, а скверный, ужасный, неприятный и мерзкий городишко. Его улицы полны унылыми людьми, серыми домами, вывесками и питейными заведениями. Большинству жителей только остаётся надеяться на хорошее будущее, забываясь со стаканом в руке.
Чего хотел добиться Фёдор Михайлович Достоевский, описывая город далеко не с лучшей стороны? Скорей всего этим автор хотел донести до каждого, что за красивой "маской", вызывающей восхищение, может скрываться ужасное зрелище. Великий Петербург таит в себе все пороки человечества: жадность, злость, зависть, трусость, лицемерие, подлость, жестокость, предательство. Почему так случилось? Что стало причиной упадка? На это автор не даёт ответа, хотя для многих он будет очевиден. Такова природа человека - он способен не только созидать, но и разрушать.
В заключение следует отметить, что автор в романе "Преступление и наказание" смог в полной мере показать читателю, как выглядят безысходность и потеря надежды благодаря образам Петербурга, наполненными грустью и печалью.
Сочинение Образ Петербурга (Преступление и наказание)
Роман «Преступление и наказание» является одним из наиболее значимых в творчестве Ф.М. Достоевского. В нем подняты важные вопросы нравственности и необходимости выбора, пути человека к постижению истины через многочисленные страдания.
Образ Петербурга находится в романе на особом месте. Он служит не только фоном, на котором развиваются события, но и создает необходимые условия для раскрытия характеров основных действующих лиц.
Образ города тесно связан со страданием главного героя, метаниями его души. Это не тот сверкающий «град Петра», который можно встретить на страницах произведений других авторов. И не сказочный город, в котором сбываются все мечты. Петербург в «Преступлении и наказании» такой же страдающий, как и попавший в практически безвыходное положение Раскольников. Здесь душно, тесно от огромного количества людей на улицах, нестерпимо воняет из многочисленных распивочных, а пьяных можно встретить на каждом шагу.
Прекрасные панорамы города на Неве, величественные храмы, дворцы, широкие проспекты и набережные каналов существуют словно бы отдельно от простых жителей. Они доступны только богачам, живущим в роскоши. Неудивительно, ведь подобное безразличие характерно для бедных людей, живущих в нищете в городских трущобах. Их жизнь подчинена исключительно выживанию и страху перед неустроенным будущим, в ней нет места красоте.
В сером унылом городе непросто сохранить душевное равновесие. Вот и Раскольников, живущий в бедном районе, в каморке, походящей более на шкаф, чем на комнату, мучается моральным выбором и в конце концов приходит к мыслям об убийстве. Он чувствует свое одиночество в этом ужасном городе, хочет выбраться и спастись, но не видит иного выхода.
Не менее страшное зрелище представляют условия, в которых проживает семья Мармеладовых. Чиновник, уволенный со службы, его больная жена и маленькие дети все вместе обитают в единственной проходной комнате. В ней душно, неприятно пахнет с черной лестницы, некуда скрыться от бесцеремонных соседей и табачного дыма.
В описании как городских пейзажей, так и интерьеров жилищ автор чаще всего использует серый и желтый цвета. Такая цветовая гамма, тяжелая для восприятия, становится настоящим символом нищеты, безысходности и бесконечной тоски.
Образ Петербурга в романе представляет собой не только социальный фон, созданный для описания разворачивающихся событий. Это один из центральных персонажей, посредством которого автор отражает царящее в обществе социальное неравенство и пугающее равнодушие людей друг к другу и остальному миру.
Также читают:
Картинка к сочинению Петербург в романе Преступление и наказание
Популярные сегодня темы
Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека.
Николай служит в полку и слушает лекции в генштабе, куда поступал на протяжении трех лет. Ему удалось на этот раз выдержать различные экзамены, но итоговый чертеж он принес с кляксой, которую завуалировал под кусты.
Пьеса «Вишневый сад» - одна из самых известных и популярных в творчестве Антона Павловича Чехова. Была напечатана в сборнике «Знание», который редактировал Максим Горький в 1903 год
Картина художника Поленова «Бабушкин сад» была написана в далеком 1878 году. Произведение вызывает добрые чувства и буквально передает особое настроение и дарит состояние гармонии.
В мире зверей есть свой царь, им принято считать льва. Но его родственник полосатый тигр сильный и благородный. Он живет в Хабаровском и Приморском крае, вблизи рек Амура и Уссури.
Следующая цитата
В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из важных мест. Его самое знаменитое произведение - роман «Преступление и наказание», созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы.
Петербург в романе «Преступление и наказание» выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы встречаем на каждой странице произведения. Петербург – это город контрастов. Здесь, среди чрезмерного блеска и крайней нищеты, уживаются разные слои общества: богачи-аристократы, ростовщики, бедняки, студенты. Для каждого из них существует свое видение города: для одних он праздничен, блистателен и весел, для других – сер и безысходен. Главным героям романа ближе вторая столица – дома, похожие на гробы, сдавленное пространство, черные лестницы, серые мостовые, темные подворотни.
Описание Петербурга Достоевский использует для того, чтобы как можно ярче показать душевное состояние героев. Постоянно повторяются отдельные детали: «вонь», «духота», «грязь», «пыль», «затхлый воздух». Они отражают ситуацию в преддверии страшной трагедии. В романе Петербург – это город убийца, подталкивающий людей на совершение нравственных преступлений.
Главные цвета в произведение: желтый, красный и белый. Но среди них доминирует именно желтый, грязно-желтый и уныло-желтый. Эти цвета многократно усиливают чувства внутренней подавленности, угнетения и психологической неустойчивости. Автор словно сопоставляет слова: «желчный» и «желтый», которые не единожды употребляются в повествовании.
Неотъемлемой частью произведения является пейзаж Петербурга, имеющий социально-психологический характер. Город контрастов, с уникальными дворцами и соборами, с пыльными, грязными мостовыми, с громадными, теснящими душу, домами, давит на людей, угнетает, убивает все душевные порывы. Люди одиноки в толпе, унижены своей нищетой, которую они не могут даже скрыть. Великое мастерство Достоевского помогает нам представить Петербург именно таким, каким он представляется «маленьким людям».
И только в такой атмосфере, отражающей жестокую действительность, протест человека может вылиться в антигуманную теорию, которая повлечет за собой цепь жестоких преступлений.
Вариант 2
Величественный образ Петербурга в произведении под названием «Преступление и наказание» - это не просто описательный образ, это один из действующих героев в романе. Автор представляет его как город мечты, в нем сливается все – прошлое, настоящее и будущее огромного государства.
Великолепными дворцами восхищались и другие авторы, и поэты, прозаики, которые хотели представить их на страницах своих произведений. Только Федор Михайлович Достоевский передает его образ совершенно по-другому, он пользуется маленькими деталями столицы, чтобы передать переживания героев, показать, как столица сказывается на жизни людей.
Начало произведения показывает, как душная атмосфера вонючего и пыльного города, сказывается на Раскольникова. Он живет в достаточно бедном квартале, несчастный и бедный студент, который не может найти вдохновения для творческого порыва.
Все маленькие улочки наполнены людьми, которые очень похожи на главного героя, их обличье очень бедное, но никто не удивляется подобному виду. Все трагические моменты будут ассоциироваться именно с узкими и грязными улицами, которые все время переплетаются между собой.
Именно город подталкивает Раскольникова на преступление, он буквально толкает его на угрызения совести, говорит ему, что он виноват в совершенном.
Мужчина бродит по пустым улицам, стараясь полностью забыться и отказаться от своих отрицательных мыслей, только вот вся атмосфера еще больше наталкивается его на отрицательные мысли.
Он пытается отыскать в нищем квартале хоть что-то, что могло радовать его глаз, все наводит его на изнурение. Приют Раскольникова тоже является небольшой каморкой, которая просто давит на него изнутри. В его пространство помещается только стол, небольшой старый диван, на котором он спал, и шкаф, где частично хранятся его вещи.
Комната похожа на гроб, где молодой человек старается собраться с мыслями, но постепенно превращает его из здорового мужчины в настоящего маниакального злодея.
Квартира Сони Мармеладовой тоже уродливой формы, она вынуждена жить в небольшой квартирке, которая заставляет ее искать внимания и любви на стороне. Она готова поддерживать и сострадать Раскольникову.
Сочинение 3
Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание" носит символичный характер. Он является местом, где разворачиваются основные события произведения. Город очень точно характеризует всех жителей и помогает лучше проникнуться судьбой каждого отдельного героя.
Петербург представляется читателю мрачным, не гостеприимным, чуждым. Грязные улицы переполнены нищими чиновниками и ремесленниками, для которых основным смыслом жизни стал пивной кабак, где каждый второй заглушает своё горе. Дворы автор сравнивает с бездонными колодцами, создающие угнетающую и давящую на людей атмосферу, из которой выбраться бедным жителям уже невозможно.
Этот серый пейзаж придаёт роману особый мрачный оттенок. В городе господствует пьянство, проституция, преступность, ростовщичество. От безысходности жители постоянно кончают жизнь самоубийством, чахнут от болезней присущих низким слоям общества и просто гибнут от душевных страданий.
Для большинства жителей их существование больше напоминает кошмарный сон, который никак не может закончиться. Почти все, кто относится к низшему слою населения Петербурга, живут в коммуналках, а из-за огромных долгов своим хозяевам они нередко остаются без пропитания. Обстановка в их комнатах такая жуткая, как и на улицах. Маленькие комнатки, больше напоминающие гробы, заставлены старой потрепанной мебелью; грязные жёлтые стены выражают уныние, вонь и полная разруха равняют такое жилище с сараем.
Петербург собрал в себе все пороки человечества: злость, лицемерие, жадность, подлость, жестокость. Кругом можно видеть только безмерное людские горе и их изувеченные судьбы.
Бедной Соне Мармеладовой приходится заниматься унизительной для девушки деятельностью, чтобы прокормить свою большую семью , при этом терпеть унижения от людей. Родион Раскольников решается на убийство старухи и ее сестры Лизаветы, а Аркадия Свидригайлова подозревают в убийстве жены и причастности к многочисленным самоубийствам. Каждый из героев имеет на душе какой-то грех.
В их мире смешались реальность с бредом, кошмар с явью. Даже Аркадий Иванович назвал его "городом полусумасшедших" и предсказал скорое наступление наводнения.
В показанном Достоевским образе Петербурга, воплотилось авторское противоречие существующему злу и порочности, а также ненормальному устройству современного ему общества.
Другие сочинения:Образ Петербурга в романе Преступление и наказание
Несколько интересных сочинений
По ходу действия произведения, читатель может заметить, что Раскольникова окружает множество интересных людей. Плохих и хороших, правильных и неправильных, уверенных и заблудившихся.
В современном обществе остается все меньше и меньше людей, которым присуще такое качество, как доброта. Люди стали безразличными и равнодушными к чужим бедам.
Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 г. Его родители были простыми московскими меланинами. В четырнадцать лет он начинает посещать московское «Училище живописи и ваяния», спустя два года будет вынужден его покинуть из-за болезни
Автор говорит о том, что у каждого ребёнка должно быть беззаботное детство. Даже если он родился в небогатой семье. Мальчики всегда делают шалости, не слушаются взрослых, но потом превращаются в серьёзных
Следующая цитата
(716 слов) Санкт-Петербург — город мечты для многих жителей планеты. Он всегда ассоциируется с чем-то прекрасным и волшебным. Знаменитыми дворцами Петербурга восхищаются не только жители города, но и туристы. Однако Фёдор Михайлович Достоевский в своём известном романе «Преступление и наказание» показал величественный Санкт-Петербург совсем с другой стороны.
Петербург в произведении Достоевского представляет собой мрачный и душный город, но и в то же время прекрасный в своем угнетающем и подавляющем величии. Дворцы и парки читатель почти не видит, зато полуподвальная жизнь столицы, ее изнанка видна нам очень хорошо. Писатель описал в свойственной ему манере бедный квартал, где живёт бедный и несчастный студент. Автор изобразил узкие грязные улочки, гул пьяных криков и брани, грязные желтые стены домов, пыль и духоту городского лета, наполненного смрадом. Герой буквально задыхается от жары. Как только читатель знакомится с произведением, он сразу же чувствует атмосферу «пыльного города» и тяжесть в груди. Главный герой романа Раскольников просто изнывает от зноя:
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому…»
Весьма обычным выглядит появление Раскольникова на улицах города в нищенской одежде. Никто из прохожих не удивляется внешнему виду главного героя. Ведь это для жителей уже привычно. Красивые и богатые в это время года пребывают на даче. Все остальные блуждают унылыми тенями или издают пьяные крики. В нищих и грязных кварталах, описанных автором, нет ничего привлекательного, что бы могло порадовать глаз обычного горожанина или туриста.
Санкт-Петербург в представлении Фёдора Достоевского — город, с которым связаны самые трагические события в жизни его героя. Писатель показывает, как герой, измученный такой унылой жизнью, всей душой мечтает о фонтанах, зелёных деревьях, растениях и даже о глотке свежего и чистого воздуха. Нет ничего удивительного, что Родион впал в мрачное расположение духа и увлекся человеконенавистническими теориями. Именно в таких нечеловеческих условиях у Раскольникова в голове рождается его теория, основанная на делении людей на «высших» и «низших». По мнению главного героя, лишь «высшие» имеют право преступить через законы нравственности. А предназначение «низших» состоит лишь в воспроизводстве себе подобных. Только эта идея позволяет герою отделить себя от бедности, которая так его угнетает.
В Петербурге, с которым знакомится читатель на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание», нет места для дружбы, любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Каждый житель города, выйдя из своей квартиры, сразу же видит мрачные серые стены домов, разбитую мостовую и постоянные унылые лица прохожих. Именно такая обстановка, кажется, и толкает людей на убийства, пьянство и предательства. Ведь здесь никто не может быть счастлив по-настоящему. Санкт-Петербург Достоевского является полной противоположностью привычного города для людей. Описывая Петербург, писатель хотел показать сущность социального неравенства людей. На страницах романа автор вдруг вспоминает о пышных садах, чтобы отметить бедность, нищету, зависть и страдания простых жителей Петербурга, которым недоступны его богатства.
Очень убого выглядят и интерьеры домов героев произведения. Описывая квартиры, писатель использует преимущественно серый, черный и жёлтый цвета, чтобы подчеркнуть всю боль, грусть и тоску их обитателей. Квартира Раскольникова представляет собой маленькую каморку, похожую на гроб, где с трудом находится место для стола, дивана и шкафа.
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…», — так выглядит место, где живёт главный герой.
Под воздействием такой обстановки Раскольников превращается из обычного горожанина в злодея и убийцу.
Не менее убого и ничтожно выглядит квартира Сони Мармеладовой: «Походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Девушке приходится снимать жилье уродливой формы, где нет даже необходимой для жизни мебели.
Но особенно ужасно выглядит убранство квартиры бедной семьи Мармеладова. Его супруга, Катерина Ивановна, которая болеет тяжёлой болезнью — чахоткой, и маленькие дети вынуждены жить в холодной комнате, которая является проходной. Они уже привыкли от безысходности к табачному дыму и пьяным соседям. Раскольников, придя к ним в гости, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной».
Все квартиры и помещения похожи друг на друга своим убогим видом, нищетой. Они наводят страх и плохие мысли на всех обитателей столицы. В таком городе безысходность заставляет человека пойти в распивочную, напиться за копейки, чтобы хоть на какое-то мгновение отвлечься от всего и излить душу.
Можно утверждать, что Санкт-Петербург является не только фоном повествования событий в романе, а полноценным героем произведения. Петербург в знаменитом романе Фёдора Михайловича Достоевского предстаёт в виде губящей и разрушительной человеческие души силы. Однако нельзя сказать однозначно, что Петербург в романе является только отрицательным героем. Ведь писатель изобразил город довольно разнообразным и противоречивым.
Следующая цитата
Многомудрый Литрекон желает Вам удачи в подготовке к уроку и просит Вас сообщить (в комментариях), если сия работа не подошла (по объективным причинам).
Читайте также: