Цитаты булгакова сергея николаевича
Обновлено: 21.12.2024
— Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?
— Сам человек и управляет, — поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос.
— Виноват, — мягко отозвался неизвестный, — для того, чтобы управлять, нужно, как-никак, иметь точный план на некоторый, хоть сколько-нибудь приличный срок. Позвольте же вас спросить, как же может управлять человек, если он не только лишен возм…
… показать весь текст …
Булгаков был морфинистом.
Есть вещи и похуже морфия ,
но лучше нет.
Человеческая личность не столько интеллект, но прежде всего воля, характер, и пренебрежение этим жестоко мстит за себя.
Нравится! 54 Сохранить 3 Опубликовала Илирис 05 ноября 2013 13 комментариевУспевает всюду тот, кто никуда не торопится.
Нравится! 25 Сохранить 12 Опубликовала Motya 11 октября 2011 14 комментариевЦелых лет двадцать человек занимается каким-нибудь делом, например читает римское право, а на двадцать первом — вдруг оказывается, что римское право ни при чем, что он даже не понимает его и не любит, а на самом деле он тонкий садовод и горит любовью к цветам. Происходит это, надо полагать, от несовершенства нашего социального строя, при котором сплошь и рядом попадают на своё место только к концу жизни.
Нравится! 18 Сохранить 5 Опубликовала Светик-всем-привети… 24 февраля 2012 КомментироватьСначала она долго плакала. А потом стала злая-презлая.
Нравится! 21 Сохранить 10 Опубликовала Ustya 24 ноября 2011 1 комментарий…я позволю себе смелость посоветовать вам, Маргарита Николаевна, ничего и никогда не бояться. Это неразумно.
Нравится! 28 Сохранить 4 Опубликовала МеЧтЫ СбУдУтСЯ 28 апреля 2012 2 комментарияНепревзойденные цитаты из романа «Мастер и Маргарита»
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
Трудный народ эти женщины!
Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
Все будет правильно, на этом построен мир.
Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Жизнь есть не разгадываемая умом, а лишь переживаемая тайна мирового бытия, тот первозданный свет, в котором рождается и сознание, и различение.
"Два ангела сидят у меня на плечах: ангел смеха и ангел слёз. И их вечное пререкание - моя жизнь.
Нравится! 49 Сохранить 1 Опубликовала Илирис 30 октября 2013 7 комментариевФикшэновские перлы от Мастера Булгакова
***
Азазелло: Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу.
***Коровьев: И на какой черт тебе нужен галстук, если на тебе нет штанов?
***Кот Бегемот: Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
***Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?
***Что-то, воля ваша, недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
***Да, человек…
… показать весь текст …
Глава 32. Прощение и Вечный Приют.
О, Боги, мои! Как грустна вечерняя Земля!
Как таинственны туманы над болотами. Тот, кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед Смертью, кто летал над этой Землёй, неся на себе свой непосильный груз — тот знает это.
Это знает Уставший. И он без сожаления покидает туманы Земли, её болотца и реки, он отдается с лёгким Сердцем в руки Смерти, зная, что только она одна успокоит его.
Волшебные Чёрные Кони — и те утомились. Они несли своих всадников хоть и невесомо, но медленно, и неизбежна…
… показать весь текст …
Сознание своего полного , ослепительного бессилия нужно хранить про себя.
Нравится! 29 Сохранить 4 Опубликовала _Илири_ 02 января 2019 8 комментариев— Трусость — один из самых страшных человеческих пороков. — Осмелюсь вам возразить. Трусость — самый страшный человеческий порок.
Нравится! 25 Сохранить 1 Опубликовал Ashikov Shamil 15 августа 2015 7 комментариевЗима эта воистину нескончаемая. Глядишь в окно , и плюнуть хочется. И лежит , лежит на крышах серый снег. Надоела зима!
Нравится! 31 Сохранить Опубликовала Яромила Солнце 25 марта 2018 41 комментарийМы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Нравится! 25 Сохранить 10 Опубликовал(а) гусенница 17 декабря 2011 1 комментарий… Мне 60 лет , я вам могу давать советы. На преступление не идите никогда , против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.
Нравится! 34 Сохранить 2 Опубликовал Виктор Петрович 21 декабря 2018 2 комментария« Прескучно живут честные люди! Воры же во все времена устраиваются великолепно , и все любят воров , потому что возле них всегда сытно и весело»
«Жизнь г-на де Мольера» М.Булгаков
Нравится! 37 Сохранить 1 Опубликовал Александр Меркулов 12 октября 2018 1 комментарийНу хорошо, ведьма так ведьма. Очень славно и роскошно!
Нравится! 13 Сохранить 11 Опубликовала Belladonna 28 января 2012 КомментироватьА зачем оно было? Никто не скажет. Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто.
Просто растает снег, взойдёт зелёная украинская трава, заплетёт землю… выйдут пышные всходы… задрожит зной над полями, и крови не останется и следов. Дешева кровь на червонных полях, и никто выкупать её не будет.
Никто.
М. Булгаков. Белая гвардия.
Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу.
Следующая цитата
Содержание
Велик был год и страшен год по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская — вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.
Боже, пропал калабуховский дом! — Глава II
Опять! Ну, теперь стало быть, пошло, пропал калабуховский дом. Придётся уезжать, но куда спрашивается. Всё будет, как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замёрзнут трубы, потом лопнет котёл в паровом отоплении и так далее. Крышка Калабухову. — Глава III
[Главные черты творчества:] …чёрные и мистические краски (я — мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции… упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране…
Добрая госпожа, есть дикая страна, вы не знаете её, это — Московия, холодная и страшная страна.
Никогда не перестану изумляться красоте моря. Глядя на него, я словно заглядываю к себе в душу, позволяя сознанию многое переосмыслить.
Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
Ай! Не ушиблись ли вы? — Воланд заведующему буфетом театра Варьете Андрею Фокичу Сокову.
Отрежу руку! — Азазелло грозно закричал с седла кухарке, которая, застонав, хотела поднять руку для крестного знамения.
Горим. — Жалкий крик кухарки, увидившей, как из окошечка подвала повалил дым.
На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Писатель всегда будет в оппозиции к политике, пока сама политика будет в оппозиции к культуре. [источник?]
…это очень дурно, вы меня простите. Бездарно в полной мере! И, кроме того, здесь он пишет «петухи налетали». Петух не летает, Р<удольф> М<аксимыч>! Скажите это автору. Он бездарен, ещё и неграмотен.
Швондер: Что вы, профессор, смеётесь?
Преображенский: Какое там смеюсь?! Я в полном отчаянии… — Глава II
Преображенский: Что же теперь будет с паровым отоплением?
Швондер: Вы издеваетесь, профессор Преображенский? — Глава II
Преображенский: По какому делу вы пришли ко мне? Говорите как можно скорее, я сейчас иду обедать.
Швондер: Мы, управление дома, пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома…
Преображенский: Кто на ком стоял. — Глава II
Преображенский: Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет — не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет.
Борменталь: Гм… Да ведь других нет.
Преображенский: Вот никаких и не читайте. Вы знаете, я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», — теряли в весе. […] Мало этого. Пониженные коленные рефлексы, скверный аппетит, угнетённое состояние духа. — Глава III
Преображенский: Зинуша, что это такое значит?
Зина: Опять общее собрание сделали, Филипп Филиппович. — Глава III
Следующая цитата
Место для рекламы
Сергей Николаевич Булгаков
2 цитаты 0 закладок
упорядочить
«По моему убеждению, определяющей силой в духовной жизни человека является его религия, — не только в узком, но и в широком смысле слова, те высшие и последние ценности, которые человек признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. Определить действительный религиозный центр в человеке, найти его подлинную душевную сердцевину — это значит узнать о нем самое интимное и важное, после чего будет понятно все внешнее и производное. В указанном смысле можно говорить о религии у всякого человека, одинаково и у религиозного, и у сознательно отрицающего всякую определенную форму религиозности. Для христианского понимания жизни и истории, кроме того, несомненно, что человеческой душой владеют и историей движут реальные мистические начала, и притом борющиеся между собой, полярные, непримиримые. В этом смысле религиозно-нейтральных людей, собственно говоря, даже нет, фактически в их душе происходит борьба Христа и „князя мира сего“»
Нравится! 18
Сохранить 2
Опубликовал Парадоксов Друг 18 марта 2013 7 комментариев
Каждый человек — художник своей жизни, который находит силу и вдохновение в себе самом.
Следующая цитата
Автор работ: «Капитализм и земледелие» (1900), «Героизм и подвижничество» (1909), «Тихие думы» (1918) и др.
Закончил юридический факультет Московского университета. Преподавал в Киеве и Москве, был депутатом Государственной думы. В 1922 г. был выслан из России на так называемом «философском пароходе».
С 1923 г. жил и работал в Париже.
Великие творения человеческого духа подобны горным вершинам: их белоснежные пики поднимаются перед нами все выше и выше, чем дальше мы от них отходим.
Вера есть совершенно самостоятельная способность духа, которая далеко не в одинаковой степени распределена между людьми.
Вера есть способ знания без доказательств.
Вполне осознанною свободой обладает только личность.
Всеведение не под силу человеку.
Всякая личность, как бы она ни была слаба, есть нечто абсолютно новое в мире, новый элемент в природе.
Всякая религия имеет свое верование в то, что некогда исполнятся ее чаяния, утолится религиозная жажда, осуществится религиозный идеал.
Всякому живому существу, а также и человеку, приходится отстаивать свое существование, защищать жизнь от смерти.
В природе мысли лежит, что она не независима, но «ориентируется».
В русском атеизме больше всего поражает его догматизм, то, можно сказать, религиозное легкомыслие, с которым он принимается.
В хозяйстве творится культура, вся она имеет хозяйственную подоснову.
Гражданство мира, всечеловечность совсем не есть упразднение нации, напротив, это есть ее высший возраст.
Наука не ограничивается накоплением знаний, но стремится всегда к их упорядочению и обобщению в научных гипотезах.
Научное изучение есть изолирующее, сознательно одностороннее подхождение к предмету.
Наука никогда не доказывала — да по существу дела и не может доказывать, — что мир есть только механизм, что природа есть только мертвое существо.
Научно понимать жизнь значит механически ее истолковывать.
Национальность проявляется в культурном творчестве
На что бы наука ни направила свой фонарь, все живые краски от него блекнут, лица мертвеют, как при солнечном затмении, и природа превращается в мертвую пустыню с анатомическим театром.
Наше время понимает, чувствует, переживает мир как хозяйство, а мощь человечества как богатство преимущественно в экономическом смысле слова
Небо и ад обитают в человеческой душе.
Не веруя в абсолютный смысл жизни личности и думая найти его в жизни целого собрания нам подобных, мы, как испуганные дети, прячемся друг за друга.
Нигде в Европе жизнь так глубоко не оскорбляет на каждом шагу, не мучает, не калечит, как в России.
Никакое развитие знаний и блеск материальной культуры не может возместить упадка веры.
Обладая способностью хотеть бесконечно многого, каждый отдельный человек может бесконечно малое.
Основная вера XIX века — вера в бесконечный прогресс человечества.
Отвести глаза от предмета не значит еще его устранить, и рассматривать мир из окна кабинета, откуда он представляется не живым, а лишь нарисованным, не значит еще возвысится над ним.
Под личиной холодного рационализма и теоретической жестокости в экономическом материализме скрывается грусть человека о самом себе, тоска «царя природы» в плену у стихий этой самой природы, равнодушной, даже враждебной.
Познайте истину, и истина освободит вас.
Природа и интеллект — это суть два полюса единого сущего.
Разум пытает и не может не пытать новых взлетов и, однако, каждый такой взлет неизбежно сопровождается и падением.
Родина есть для нас предмет культурного творчества, это мы сами в наших особенных дарах и талантах.
Самые смелые теории прогресса не идут в своих предсказаниях дальше обозримого исторического будущего, а исторический глаз видит недалеко.
Самый ординарный обыватель, который нисколько не выше, а иногда и ниже окружающей среды, надевая интеллигентский мундир, уже начинает относится к ней с высокомерием.
Свобода выражается в творчестве.
Смерть сильна произвести только временное разделение.
Там, где есть жизнь и свобода, есть место и для нового творчества.
Тусклый ночник слабо напоминает нам о солнечном свете.
Только любовь дает зрячесть и прозрение, без любви нельзя знать, и не- любовь есть и отце- и матереубийство, самоубийство.
Творение из ничего не дано человеку ни в области философии, ни в других делах
Территории свободы и необходимости постоянно изменяются одна за счет другой.
Философ не может не лететь, он должен подняться в эфир, но его крылья неизбежно растаивают от солнечной жары, и он падает и разбивается.
Хозяйство есть борьба человечества со стихийными силами природы в целях защиты и расширения жизни.
Художник находится в особенно интимном общении с душою мира, он — любимое детище Матери-Земли и платит ей ответной влюбленностью.
Церковь состоит из национальных церквей, так же как человечество из наций.
Человек есть сложное и поэтому трудное для себя самого существо.
Человек не принимает пассивно этот мир, а старается понять его, удивляется ему, и это удивление, которое греки справедливо считали первым началом философии, рано или поздно становится вопросом.
Человек ничего не творит заново, чего бы уже не было в природе в скрытом или потенциальном виде.
Человек смертен, человечество бессмертно; человек ограничен, человечество обладает способностью к бесконечному развитию.
Человек — это живое противоречие и в этом качестве — живая загадка
Человек, который жил бы без всякой религии за личный страх и счет своего маленького Я, был бы отвратительным уродом.
Человек, лишаясь абсолютных норм и незыблемых начал личного и социального поведения, заменяет их своеволием или самодельщиной.
Человек, медленно и постепенно освобождаясь от рабства вещей, снимает мертвый покров с природы и опознает творящие ее силы.
Человечество вполне играет роль божества в религии прогресса.
Человечество — едино, хотя и многолико.
Чтобы понять науку, надо обратиться к пониманию человека.
Для того чтобы жить упованием светлого и прекрасного будущего человечества и работать ради этой отдаленной перспективы, нужно верить в человечество.
Еда есть натуральное причащение — приобщение плоти мира.
Есть только жизнь, и все, что существует, существует лишь в свете жизни.
Живя для других, человек побеждает жало смерти и сливается с вечностью.
Жизнь есть не разгадываемая умом, а лишь переживаемая тайна мирового бытия, тот первозданный свет, в кагором рождается и сознание, и различение
Жизнь не может бьггь до конца рационализирована.
Жизнь нигде не остается в покое, она находится в состоянии непрерывного напряжения, актуальности, борьбы.
Жизнь рождает мысль. Мысль родится в жизни и от жизни, есть ее необходимая ипостась.
Жизнь утверждается в царстве смерти, обступающей ее со всех сторон и проникающей через все ее поры.
Жизнь шире и глубже рационального сознания.
Идеал, по самому своему понятию, не соответствует действительности, он ее отрицает.
Именно абсолютность, и, следовательно, недостижимость идеала и является лучшей гарантией бесконечности движения к нему.
История философии есть трагедия.
Калодый человек есть художник своей собственной жизни, черпающий силу и вдохновение в себе самом.
Искусство Пикассо представляет собой могучее религиозное искушение, испытание веры. Пикассо страшен, ибо демонически подлинен.
Истинное искусство свободно в своих путях и исканиях, оно само себе довлеет, само по себе ищет, само себе закон.
Космополитический гомункул вольтеровского и коммунистического образца в жизни не существует.
Культура лишь трудом человека высекается из природы.
Лишь из великих мыслей и чувств родятся великие деяния, и, наоборот, жизнь мельчает и тускнеет, как только оскудевают ее корни.
Между идеалом и действительностью, между требованием совести и разума и жизнью у нас лежит огромная пропасть, существует страшный разлад, и от этого разлада мы и становимся больны.
Мир «органический», царство жизни в разных ее формах, окружен враждебной стихией смерти, мертвого механизма, давящей необходимости.
Читайте также: