Занимательные задания по русскому языку 1 класс и в шутку и всерьез

Обновлено: 02.05.2024

ИДТИ … ШКОЛУ;
ИДТИ … РАБОТУ;
ИДТИ . ТЕАТР;
ИДТИ … ОПЕРУ;
ИДТИ … БАЛЕТ;
ИДТИ … СТАДИОН;
ИДТИ …УНИВЕРСИТЕТ;
ИДТИ …ФАКУЛЬТЕТ.

6.

ПОД ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ

7.

Прочитайте предложения, в которых пропущены все гласные. Вставьте их:

Л…Б…П…ТН…..Й СЛ…Н…Н…К СПР…С…Л, ЧТ… …СТ КР…К…Д…Л З… …Б…Д…М.

КР…К…Д…Л СХВ…Т…Л СЛ…Н…НК… З…. Н….С.

8.

Прочитайте, что написано:

9.

Как правильно написать:

У РЫБОВ НЕТ ЗУБОВ!
У РЫБЬЕВ НЕТ ЗУБЬЕВ!
У РЫБ НЕТ ЗУБ!

10.

Заполните таблицу существительными в именительном падеже:

11.

Какие полные имена собственные соответствуют этим уменьшительно-ласкательным формам:

1) Алька, Шуша, Шуся, Санюточка, Санко, Санчо, Шурёнок –

2) Тольянка, Толяй, Тоська –

3) Онька, Дюка, Адик, Дрюня, Дюнька –

4) Гога, Гоша, Гошаня -

12.

Какое слово выражается двумя звуками, а обозначается одним знаком?

13.

Запишите столько значений слова «корень», сколько можете вспомнить:

14.

Запишите одним словом:

1) ОСТАНОВКА В ПУТИ ДЛЯ ОТДЫХА ВО ВРЕМЯ ПОХОДА –

2) САМЫЙ НИЗКИЙ МУЖСКОЙ ГОЛОС –

3) ТЕРРИТОРИЯ, НА КОТОРОЙ ЗАПРЕЩЕНА ОХОТА, ВЫРУБКА ДЕРЕВЬЕВ –

4) ВРАЩАЮЩАЯСЯ МОДЕЛЬ ЗЕМНОГО ШАРА ИЛИ ДРУГОГО СФЕРИЧЕСКОГО НЕБЕСНОГО ТЕЛА -

15.

Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово (например: горсть – гость):

ВСЛАСТЬ –
СКЛОН –
ТЕПЛО –
ЭКРАН –
КРАСКА –
БЕДА –

16.

В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ,
А НА РЕЧКЕ … .
Я РУКИ В ВОДУ …
И В ВОДЕ …. .
ВОЗЛЕ ПОЛЯ, МИМО …
ШЛИ КОЛЮЧИЕ … .

17.

Найдите «третий лишний» (в каждой тройке слов одно - не родственное):

1) ЛЕС, ЛЕСТНИЦА, ЛЕСНИЧИЙ

2) ЛЕВЫЙ, ЛЕВ, НАЛЕВО

3) ДИВНЫЙ, УДИВЛЁННЫЙ, ДИВАННЫЙ

4) ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ

5) ЧЕСТНЫЙ, ЧЕСНОЧНЫЙ, ЧЕСНОК

6) СМЕШНОЙ, СМЕШАТЬ, СМЕШИТЬ

18.

Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:

1)_ БОЛЬШОЙ, _ КОЛОССАЛЬНЫЙ, _ ГРОМАДНЫЙ;

2) _ ГЕНИАЛЬНЫЙ, _ СПОСОБНЫЙ, _ ТАЛАНТЛИВЫЙ;

3) _ ПРОТИВНЫЙ, _ОМЕРЗИТЕЛЬНЫЙ, _ НЕПРИЯТНЫЙ.

19.

Выделите приставки в словах:

1) ВОРВАТЬСЯ, ВОЕВАТЬ, ВОРОХ, ВОГНАТЬ.

2) ДОБРАТЬСЯ, ДОМАШНИЙ, ДОВЕРИТЬ, ДОБРОТА.

20.

Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:

ТРЕНЕР, РЕЗУЛЬТАТ, ЯРМАРКА, БАССЕЙН, ТЕЛЕГРАММА, РУЖЬЁ, РОСКОШЬ, ВОСХИЩЕНИЕ, ЕЩЁ.

2 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Расставьте ударения в словах:

Д О С У Г, Н А Ч А Л, Т О Р Т Ы,
О Б Л Е Г Ч И Т Ь, П О Н Я Л,
Ц Е М Е Н Т, Р А С П О Л О Ж И Т Ь,
Б А Л О В А Т Ь, П Л А Т О,
П Р И Б Ы Л А.

2.

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

3.

Выделите приставки в словах:

1) ПОЕЗДКА, ПОЛОСА, ПОЛЕВОДСТВО, ПОЛЕНО.

2) СОТРУДНИК, СОЛОВЕЙ, СОЕДИНЕНИЕ.

4.

1)

2)

5.

Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

ВЛАДЕТЬ МИРОМ –
МИЛАЯ ЛЮДЯМ –
ЛЮБИТЬ МИР –
СВЯТО СЛАВИТЬ –
ВЛАДЕТЬ ВСЕМ -

6.

Распределите слова по родственным корням:

НАВОДНЕНИЕ, НАВОДЧИК, ВОДОЁМ, ПОВОДЫРЬ, ВОДОРОСЛЬ, ВОДИТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ПАВОДОК, ПОЛОВОДЬЕ, ВОДЯНОЙ, ВОДОЛАЗ.

1.

2.

7.

Найдите «третий лишний»:

1) ВЕТЕР, ВИХРЬ, БЕЗВЕТРЕННЫЙ;

2) СОСНА, ДЕРЕВО, ДЕРЕВЯННЫЙ;

3) УЧИТЬ, ИЗУЧАТЬ, ЗУБРИТЬ;

4) СОЖАЛЕНИЕ, СОЧУВСТВИЕ, ЖАЛОСТЬ.

8.

Замените следующие словосочетания одним словом:

Рисунки в журнале, газете, книге -

Сквозной проезд, прорытый под землёй –

Место, где получают и выдают деньги –

Свидетельство об окончании средней школы –

9.

Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

10.

Укажите, где предложения, а где словосочетания:

СТРЕКОЗЫ ПРИМЧАЛИСЬ. –
ПРОЗРАЧНЫЕ СТРЕКОЗЫ. –
ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ. –
ЛИСТЬЯ ОПАЛИ. –
БЕЖИТ РЕКА. –
БЕГУЩИЙ МАЛЬЧИК. -

11.

Какая буква наиболее «редкая гостья» в книгах, написанных по-русски?

12.

В одно учреждение пришла телеграмма о прибытии иностранной делегации:

«ДЕЛЕГАЦИЯ ВЫЕЗЖАЕТ УТРОМ
ВСТРЕЧАЙТЕ».

Почему телеграмма вызвала недоумение у сотрудников?

13.

Шарады (получите омонимы):

Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращусь я в конфету

Я – сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей, шелковистой ткани.

14.

Замените одним словом:

Жвачное животное с очень длинной шеей -

Какие животные носят еду на спине -

Хищная рыба с острыми зубами -

Дикая роза с ярко-красными ягодами -

15.

Исправьте ошибки в письме:

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.

16.

В некоторых словах с целью экономии места повторяющиеся основное слово или корень обозначается значком (тильдой). Например, корень лес: ок; ной; ник Попытайтесь угадать «тильду» в данных словах:

1) ное сосуществование; по ить(ся);
ение; пере ие.

2) ливый человек; ственные возгласы;
ствовать хорошее начинание;
передавать кому-либо .

17.

Прибавляя по одной букве к «загадочному» слову (имя существительное именительного падежа единственного числа), можно получить слова следующего значения:

1) Газообразное состояние -
2) Место отдыха -
3) Театральная принадлежность -
4) Теплица -

18.

Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи:

19.

КРОК…ДИЛ ЖИВЁТ В ПЕЩЕРЕ,
ЗАПИРАЕТ НА ….ОЧЬ ДВЕРИ,
ЗАЖИГАЕТ ВО…ЕМЬ СВЕЧЕК
И СТРЕКОЧЕ…, КАК КУЗНЕЧИК.
ПОЧ…МУ ЖЕ ДНЁМ ТОГДА
НЕ ….ТРЕКОЧЕТ ….ИКОГДА?
ДРУЗЬ… , ИЗ БУКВ, КОТОРЫХ Н…Т,
ЛЕГКО СОС…АВИТ. … ОТВЕТ!

20.

Подберите к словам антонимы. Первые буквы пропущенных слов составят ещё одно слово.

ШИРОКИЙ –
ТВЁРДЫЙ –
СТАРЫЙ –
СКУЧНЫЙ –
БЕСПОЛЕЗНЫЙ –
НЕРЯШЛИВЫЙ –

ОТВЕТ:

3 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Расставьте ударения в словах:

В Ы З Д О Р О В Е Т Ь,
К Р А С И В Е Е,
С Т О Л Я Р,
Ш О Ф Ё Р,
К В А Р Т А Л,
Д О К У М Е Н Т,
У Г Л У Б И Т Ь,
К А У Ч У К,
НА Д О С К У,
З В О Н И Ш Ь.

2.

Метаграмма – это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путём замены одной буквы другой, получается новое слово.

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий.

С глухим траву она срезает,
Со звонким – и листочки объедает.

3.

Найдите в «склеенных» словах спрятавшиеся приставки. (Они будут не в каждом слове!)

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРОМООТВОД, ПЯТИЛЕТКА, ВОДОПРОВОДЧИК, ПУТЕШЕСТВЕННИК, МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ.

4.

1)

2)

5.

Подчеркните имена существительные одушевлённые:

Кошка, ковшик, черепаха,
Туфли, воробей, папаха,
Лук, кабанчик, кабачок,
Платье, птичка, пиджачок.
Щука, ёрш, карась и роза,
Стол, сервант, сынок, мимоза,
Шило, ножницы, игра,
Танцы, зайчик, детвора.

6.

Запишите одним словом:

ПОМЕЩЕНИЕ В ШКОЛЕ –

7.

«Ходом шахматного коня», прочтите две строчки из стихотворения С.Я Маршака «Школьнику на память». В каждой клетке находится какая-либо часть слова: приставка, корень, суффикс или окончание:

ОБЯЗ

ОТВЕТ:

8.

Подберите к словам синонимы:

БОР -
ГОРЕ –
МОРОЗ –
ХОТЕТЬ –
КРЕПОСТЬ –
ДИКОВИННЫЙ -

9.

Заучите «волшебное» предложение:

ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?

Почему оно «волшебное», узнаете, если зачеркнёте в нём все гласные и мягкий знак. Что останется?

10.

Подчеркните проверочное слово:

Уд…вительно (диво, дева);
м…нять (мина, замена);
л…пить (липко, лепка);
подч…щать (честь, чисто);
л…нивый (лень, линька);
скр…пучий (скрепка, скрип),
м…стерить (мост, мастер).

11.

Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?»

Сделать подарок –
Испытывать жалость –
Издавать крик –
Произвести посадку –
Излучать свет –
Говорить дерзости –

12.

Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи:

13.

Определите падежи выделенных слов:

Банты Алла потеряла, -
И о бантах плачет Алла. -
«Нету бантов!» Не беда, -
Бабочки летят сюда!
Банты эти прилетели, -
На косички Алле сели.
Бантами довольна Алла: -
О таких она мечтала.
Алла новым бантам рада, -
Ей других совсем не надо!

14.

Попробуйте соединить слова из левого и правого столбика так, чтобы получилось новое слово:

ОВОД
ЕЖИ
ГЛАС
ОДА
ВАЛ
ОЧКИ
ЁЛКА
МАРКА
ОН
ЯР

НОВЫЕ СЛОВА:

15.

С «п» - весною у растения,
С «т» - в конце я предложения.

С «з» - пахучая, красивая,
С «щ» - зелёная, шумливая.

16.

Как называют ребяток-зверяток у животных:

Ёж –
Волк –
Медведь –
Лошадь –

Овца –
Свинья –
Собака –
Корова –

17.

Подчеркните пары слов, которые являются синонимами:

Интерес – интересоваться;
Ученик – школьник;
Удивляться – диво;
Верный – преданный;
Сторож – сторожка.

18.

Продолжите ряд синонимов к выделенным словам:

Снег ослепительный, …………………..
Погода ненастная, ………………………
Вопрос нелепый, ………………………..
Завод большой, ………………………….

19.

Найдите «третий лишний»:

1) Целина, цель, прицел
2) Море, морской, морщины
3) Пища, пищать, пищевой
4)Смешной, смешить, смешать

20.

Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы:

Подписать – приставка
Водянистый – корень
Прелестный – суффикс
Тяжеловатый – окончание

ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО:

4 ЧЕТВЕРТЬ

1.

Расставьте ударения в словах:

Б А Г Р О В Е Т Ь,
Г Е Р Б О В Ы Й,
А Р Г У М Е Н Т,
К А Ш Л Я Н У Т Ь,
К О М П А С,
М Е Л Ь К О М,
П А Х О Т А,
П Р О Ц Е Н Т,
Р А К У Р С,
С В Е К Л А.

2.

У ПЕНЬКОВ ОПЯТЬ ПЯТЬ ОПЯТ

3.

Замените следующие словосочетания одним словом:

ПОПУЛЯРНАЯ ИГРА НА ЛЬДУ –

СОБРАНИЕ КАКИХ-ЛИБО ПРЕДМЕТОВ –

ТОВАРИЩ ПО РАБОТЕ –

4.

1)

2)

5.

Расставьте знаки препинания в предложении:

ОЛЬГА СИДЕЛА НА СКАМЕЙКЕ КОТОРАЯ НАХОДИЛАСЬ В СКВЕРЕ
И ЖДАЛА ПОДРУГУ.

6.

Какими частями речи могут быть следующие слова.Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи:

7.

Поставьте ударения в словах:

ДОРОГА ДОРОГА, НО ДОРОЖЕ БЕЗДОРОЖЬЕ.

8.

Постройте словообразовательный ряд, используя следующие слова:

ТЕМНЕТЬ, ТЁМНЫЙ, ПОТЕМНЕТЬ.

9.

Составьте слово, взяв из разных слов указанные морфемы:

Завлечь – приставка
Скрипит – корень
Посмотреть – глагольный суффикс
Побагровел – суффикс прошедшего времени
Сторона – окончание

ПОЛУЧИЛОСЬ СЛОВО:

10.

С кем поведёшься, …

11.

Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в столбики:

Существ.

Прилагат.

Глагол

12.

Определите падежи выделенных слов:

Из мха он сделал пиджачок.

Он валенки из мха скатал

И сплёл он гамачок.

Он мхом зелёным укрывался,

Он сочным, нежным мхом питался,

Во мхах он жил и не тужил,

Он мхам «спасибо» говорил…

Но был он очень одинок,

13.

Расставьте знаки препинания в предложениях так, чтобы во втором стало на одного человека меньше:

1) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

2) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

14.

Мне недолго измениться:
С «с» - животное, с «р» - птица.

Смотрю: змея, союз, предлог –
И я от страха занемог.

15.

Простое слово «промежуток»:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё …………….
На время что-то прекратив,
Мы объявляем ……………….
В борьбе, в труде устали слишком.
Дают уставшим ……………….
После урока непременно
Нужна ребятам ……………….

16.

Выделите в словах окончания и найдите в ряду слов лишнее. Подчеркните его:

1) Говорила, прелестна, сначала, бабушка
2) Взвод, взор, вниз, вздох

17.

Подберите к данным словам антонимы:

МИНУС –
ОГОНЬ –
ВЫСОКО –
ДЕРЗКИЙ –
ПОТЕРЯЛ –
ТРУС –

18.

Впишите названия животных:

19.

Найдите «четвёртый лишний»:

1) Наез…ник, праз…ник, звёз…ный, ужас…ный;

2) ненас…ный, напрас…ный, извес…ный, хрус…нуть;

3) скис…нуть, блес…нуть, учас…ник, чудес…ный;

4) сколь…кий, ре…кий, ни…кий, про…ьба.

20.

Из предложения Берёза раскачивалась под сильными порывами ветра взять приставку сказуемого. Добавить корень сказуемого из предложения Он выписал из упражнения только слова. Добавить суффикс прилагательного грустный и окончание прилагательного большой.

Следующий анекдот

Задание 1. Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова.

Задание 2. Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – . , нос – . ток – . лук – . мыл – . лыс – . воз – . был – . выл – . пыл – . угол – . .

Задание 4. Распределите слова в три колонки так:

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5. Из названий каких букв можно приготовить пищу?

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

Задание 6. Фонетическая эстафета.

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7. Соберите букет.

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.

ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – . а молчание – золото (серебро).
2. Авось да как-нибудь до добра не . (доведут).
3. Доброе . и кошке приятно (слово).
4. Делу . потехе час (время).
5. Где тонко, там и . (рвется).
6. Копейка . бережет (рубль).
7. Один с сошкой, а . с ложкой (семеро).

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка . (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья . и наконец остановились (Енисея).
3. «. наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота . («Игарец»).
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев).
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – . (глухаря).
7. Заночевать решил Васютка на берегу . (озера).
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел . (кедровку).

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1. Класс отправляется в путешествие. Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания.

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь, – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь. Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о.

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3. Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу.

Где а?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4. Третий лишний.

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1.Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Кампания . – компания,
абонент – абонемент,
завешанный – завешенный,
засланный – застланный.

Задание 2. Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. . – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура).
2. . показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор).
3. . – внутренний телефон учреждения (коммутатор).

Задание 3. Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка: довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь.
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу.
3. Назовите все разряды местоимений.

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц.

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Предварительный просмотр:

1. Переставь буквы так, чтобы получились слова.

2. Запиши их в тетрадь письменными буквами.

3. Поставь ударение, раздели слова на слоги.

4. Подчеркни буквы твёрдых согласные звуков синим карандашом, мягких согласных - зелёным карандашом, гласных - красным.

Акоз, ворока, азва, гутю, азёреб, басока, альтоп.

1. Прочитай предложения. Верно ли они записаны?

2.Спиши предложения письменными буквами. Каждое слово в предложении пиши отдельно.

3. Поставь ударение в словах.

4. Подчеркни буквы мягких согласных звуков.

Задание 3 (устно).

Разгадай ребус. Объясни значение пословицы.

Следующий анекдот

Тема: Занимательные игры по русскому языку.

Цели:

  • обогащать словарный запас и речь учащихся,
  • формировать орфографическую зоркость,
  • развивать внимание, память, мышление,
  • прививать интерес к русскому языку с помощью игры,
  • воспитывать навыки взаимодействия во время игры.

Ход занятия

В игре принимают участие 2 класса:

  • 1 команда - 4 «а» класс
  • 2 команда – 4 «в» класс

В каждой команде выбирается капитан.

- Сегодня мы проводим важное мероприятие в нашем классе. К нам пришли гости, болельщики, ассистенты. Они будут вести подсчёт баллов после каждого конкурса. Прежде чем мы начнём, каждая команда должна доказать способность участвовать в игре.

Капитан выбирает конверт (внутри задание).

1. Составь из букв название команды.

Знатоки.

Умники.

Вот начинается игра.
Теперь, я думаю, пора
Командам начинать сражаться
В словесных играх упражняться.

1 задание: «Игра слов»

Каждая команда получает задание на листе.

- Измените одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.

ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.

Ответы: ВОСК – (ВОЛК), МОТ – (КОТ), ЛЕС – (ЛЕВ), ГОЛ – (ВОЛ), ЩИТ – (КИТ), ЛИСТ - (ЛИСА), РОЗА – (КОЗА), КОРОНА – (КОРОВА), ГОРКА – (НОРКА).

Молодцы, все справились. Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

2 задание: «Составитель»

Придумайте слова, в которых есть маленькое слово ЕЛЬ (на доске запись ЕЛЬ)

Ответы: мель, тоннель, вермишель, шинель, понедельник, апельсин, щель, шмель, дрель, цель, тельняшка, постель, пельмени, газель, мельница.

Если дети затрудняются, помогите подобрать слова с помощью загадок или наводящих вопросов.

Музыка. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

3 задание: Конкурс «Кто быстрее?»

Воспринимая на слух вопросы-загадки, отгадайте их и запишите в строчку первые буквы слов-отгадок. Если вы все сделаете правильно, то из полученных 15 букв у вас образуются 3 слова. Ответьте: к какой части речи относится каждое из них?

  • Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон)
  • Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля)
  • Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони)
  • Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка)
  • Чем кончается лето? (О)
  • Любимое лакомство мышей? (Сыр)
  • Игра в мячик с ракетками . (Теннис)
  • Пчелиная стая называется…( Рой)
  • Страшная, зубастая морская хищница . (Акула)
  • Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.(Ноты)
  • К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы)
  • Сушёный виноград. (Изюм)
  • Так называют дырку и в дереве, и в зубе (Дупло)
  • Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
  • Что такое салочки ? (Игра)

Теперь угадайте 3 слова. Давайте все вместе угадаем.

ТЕПЛО – может быть и существительным, и наречием;

СТРАНА – существительное;

ИДТИ – глагол.

Листы сдать жюри для проверки. Подсчёт баллов. Музыка.

4 задание: Игра «Нарисуй пословицу»

Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.

Командам дается конверт. Капитан вытягивает пословицу.

  1. «Одна голова хорошо, а две лучше».
  2. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

Листы сдать жюри. Подсчёт баллов (вопросы для болельщиков).

5 задание: Конкурс капитанов «Пословица мы тебя знаем…».

Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была
Не уж то буква озорная
Вновь чье-то место заняла?

  1. Два сапога – тара.
  2. Ус хорошо, а два лучше.
  3. Первый клин комом.
  4. Сашу маслом не испортишь.

(Чей капитан быстрее исправит ошибки.)

Музыка. Подсчёт баллов.

6 задание: игра: «Составь пословицу»

Каждая команда получает карточки со словами. Нужно собрать пословицы.

(Какая команда быстрее соберёт пословицы.)

Подсчёт баллов. Музыка.

7 задание: Игра: « Найди пары»

Каждая команда получает карточку. В ней записаны слова в два столбика. Команде предлагается к каждому слову первого столбика подобрать слова из второго столбика и записать пары.

Карточка

Музыка. Подсчёт баллов.

8 задание: Конкурс «Отгадай слово».

Каждой команде вручается листок с заданием: разгадать шараду, записать слово и разобрать его по составу.

1 команда:

Корень мой из слова СКАЗКА,
Суффикс, что и в слове ИЗВОЗЧИК,
Приставка в слове РАСХОД,
Окончание в слове ДОМ.

(Ответ - РАССКАЗЧИК)

2 команда:

Корень в слове СНЕЖИНКА,
Приставка в слове ПОДЪЕЗЖАЛ,
Суффикс в слове ЛЕСНИК,
Окончание в слове СТОЛ.

(Ответ - ПОДСНЕЖНИК).

Данные очки заносятся на табло.

9 задание: «Крылатые выражения»

Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми или фразеологизмами. Задание проводится устно по очереди. Капитан вытягивает карточку с выражением

Для первой команды:

Для второй команды:

Музыка. Подсчёт баллов.

10. Домашнее задание: Игра « Наборщик»

Из слова АКТИВНОСТЬ нужно было составить около 40 слов (существительные в ед.числе и во мн.числе.)

Команды по очереди зачитывают слова.

Лист отдать жюри. Подведение итогов. Награждение.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость и, конечно же, чувство помощи друг – другу. Если некоторые задания оказались для вас трудными, не расстраивайтесь и не падайте духом. Помните: вы талантливы, умны, каждый из вас – единственная и неповторимая личность. Давайте будем рассматривать все ваши неправильные ответы как повод для анализа их причин и стимул для дальнейшей работы по совершенствованию ваших творческих способностей.

Следующий анекдот

Занимательные задания направлены на формирование орфографической зоркости.

ВложениеРазмер
zadaniya_po_russkomu_yazyku.docx 151.31 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс

Занимательные задания по русскому языку 1-2 класс.

Занимательные задания по русскому языку

В данном материале представлены занимательные задания по русскому языку.

Занимательные задания по русскому языку по теме "Парные звонкие и глухие согласные"

Задания могут быть использованы на уроках русского языка при изучении темы "Парные звонкие и глухие согласные".


занимательные задания по русскому языку для учеников 3 кл.

занимательные задания по русскому языку для учеников 3 кл.


Занимательные задания по русскому языку, 1 класс

Занимательные задания по русскому языку на уроках в 1 классе могут использоваться при изучении любой темы. Они пользуются большим интересом у учащихся, поэтому будут уместными на каждом этапе ур.

Занимательные задания по русскому языку.

Задания можно использовать ,как на уроках русского языка,так и во внеучебное время.


"Умники и умницы". Занимательные задания по русскому языку, математике, окружающему миру. 2 класс

Читайте также: