Шутка баха история создания

Обновлено: 27.03.2024

Иоганн Себастьян Бах, Badinerie - шутка из оркестровой сюиты номер 2 си-минор (BWV 1067). Одна из самых популярных классических мелодий, одно из самых исполняемых и часто слушаемых произведений.

О Бахе я уже писал, полтора месяца назад у меня был пост о другой его оркестровой сюите, номер 3. Поэтому кратко: Иоганн Себастьян Бах [нем. Johann Sebastian Bach], 1685-1750, — немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Жил в Священной Римской империи. За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. Каждому из ныне известных произведений присвоен номер BWV (сокр. от Bach Werke Verzeichnis — каталог работ Баха). В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы. Бах — непревзойдённый мастер полифонии. Творчество Баха оказало сильнейшее влияние на музыку всех(!) последующих композиторов. Бах создал основы всей современной музыки.

Оркестровая сюита номер 2 написанa в 1738–39 гг. Она состоит из семи частей. Цитируемая здесь часть "Badinerie" (нем.- шутка) - заключительная часть произведения. Открывается сюита торжественной увертюрой, близкой по монументальности к баховским прелюдиям и фугам. Вслед за увертюрой следуют семь частей. Лишь одна из них, сарабанда, является традиционной для сюиты. Остальными композитор распорядился очень новаторски и смело, что пошло произведению в целом только на пользу. В сюите можно найти и менуэт, и короткий изящный полонез, и стремительное бурре, и легкое, как дуновение ветра, рондо. "Шутка", завершающая сюиту, наиболее известная её часть. Пожалуй, не найдется такого человека, который бы хоть раз в жизни не слышал ее. Светлая, немного печальная, как улыбка отца, наблюдающего за своим резвым дитятей, она относится к самым лиричным "фрагментам" творчества Баха.

Следующий анекдот

И.С. Бах «ХТК» (Хорошо темперированный клавир)

Бах ХТК

«Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха можно по праву считать одним из наиболее высоких достижений в мире музыки. Этот цикл, состоящий из прелюдий и фуг – настоящий монументальный труд, который проделал композитор. Впоследствии два тома «ХТК» оказали огромное влияние практически на всех музыкантов, композитов и виртуозов различных стран мира.

Историю создания «ХТК» Баха, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Работу над «ХТК» Бах начал в Веймаре, где композитор пробыл с 1708 по 1717 год. Первый том вышел в 1722 году, когда Иоганн Себастьян жил уже в Кётене. На заглавном листе композитор сделал запись, поясняя для чего именно он задумал свой труд. Там значилось, что он предназначен для обучения молодежи, а также для музицирования уже состоявшимся музыкантам. Второй том Бах написал в Лейпциге в 1744 году, спустя много лет после первого. «Хорошо темперированный клавир» представляет собой два тома, в которых содержится по 24 прелюдии и фуги, написанные в разных тональностях. Как же их расположил композитор?

Иоганн Себастьян Бах

Октава состоит из 12 звуков, которые и взял за основу маэстро. Он написал свои мини-циклы для каждого звука октавы в мажорных и минорных тональностях. Таким образом, получилось, что в обоих томах содержится ровно по 24 прелюдии и фуги.

Воплотить подобную затею позволила настройка клавира в равномерно темперированном строе, который ввели в обиход лишь в 18 столетии. Ранее использовался другой строй – пифагоров, не позволяющий сочинять произведения во всех тональностях. Это было связано с тем, что в натуральном строе благозвучными были лишь немногие тональности, ведь кратчайшее расстояние между звуками было не одинаковым. Звуки образовывались за счет деления струны, а не октавы. Некоторые исследователи творчества Баха уверены, что за основу он взял не строгую темперацию, а «хорошую темперацию Веркмейстера». Об этом косвенно указывает и наименование цикла Баха. Веркмейстер употреблял 4 разновидности «хороших темпераций» с чистыми терциями.

рукопись «ХТК» Баха

Свое сочинение Бах писал в первую очередь для современников, которые пользовались только доступными им инструментами: клавикордом, органом и клавесином . Как известно, фортепиано еще было достаточно несовершенным на тот момент. Основная загадка заключается в том, слышал ли композитор свои произведения также, как слышим их сейчас мы? Дело в том, что на клавесине звук извлекается щипком и легато на нем сыграть невозможно, а на клавикорде нереально было менять силу звука. Получается, что Бах мог предвидеть то, какой будет музыка через сотни лет и как будет звучать «ХТК» в исполнении на столь непривычном фортепиано, которое вскоре вытеснило полностью своих предшественников. Нельзя упустить из внимания и тот факт, что Бах очень широко использовал семантику тональностей. Прелюдии и фуги насыщены скрытыми образами и символами, что также представляет собой еще одну загадку.

Неоценимо влияние «Хорошо темперированного клавира» на композиторов всех последующих поколений. Для многих великих композиторов произведение Баха стало настольной книгой, именно по этому сборнику они изучали основы композиции, контрапункта. Подобную затею (использовать весь спектр тональностей в пределах цикла) пытались воплотить и другие музыканты. Например, Ф. Шопен сочинил 24 прелюдии и два опуса этюдов. Д. Шостаковичу , П. Хиндемиту и Р. Щедрину принадлежат циклы из прелюдий и фуг.

Бах
Издание «ХТК» 1810 года

Клавесин
рукопись Баха Прелюдии №1 из «ХТК»

Интересные факты

  • Существует любопытная версия о том, что первую часть «ХТК» Бах сочинил в кратчайшие сроки, так как находился временно без инструмента и не знал, чем себя занять.
  • Интересно, что ранее другими композиторами были предприняты попытки написать нечто подобное. Речь идет об органисте Иоганне Фишере, который сочинил и опубликовал сборник, состоящий из 10 прелюдий и фуг, написанных в 10 мажорных и 9 минорных тональностях, также одна из них принадлежала к фригийскому ладу. Бах даже позаимствовал из этого сборника тему для своей фуги E-dur II.
  • Фортепиано было изобретено еще при жизни Баха , но композитор не оценил его, посчитав инструмент несовершенным и постоянно критикуя.
  • Рукописные копии «Хорошо темперированного клавира» быстро распространились среди музыкантов того времени и обрели настоящую популярность во второй половине 18 века. В типографии ноты были напечатаны в 1801 году.
  • Темперация – это своеобразная революция в мире музыки. Другими словами, темперированный строй объединял клавиши диеза и бемоля в одну, ранее они обозначались иначе. Подобное усовершенствование позволило использовать более расширенный круг тональностей, даже тех, в которых было много знаков и это звучало также благозвучно.
  • Цикл прелюдий и фуг Бах создал с целью познакомить будущих музыкантов со всеми имеющимися тональностями, доказав, что каждая из них звучит совершенно.
  • В обеих частях сборника прелюдии и фуги расположены парами, своеобразными мини-циклами, объединенными единой тональностью и звучащими контрастно по отношению друг к другу.

Содержание «ХТК»

Прелюдии и фуги доведены Бахом до высочайшего художественного совершенства. Каждая из пьес индивидуальна и обладает своим неповторимым образом. Примечательно, что в эпоху Баха прелюдии выполняли функции импровизационного вступления, поэтому они не были наделены строгой формой. Композитор разнообразил и расширил возможности этой пьесы. В его цикле встречаются совершенно не похожие друг на друга и сугубо индивидуальные образцы. Так, прелюдию c-moll и Es-dur правильнее было бы отнести к токкате органного типа. Прелюдия As-dur носит яркие черты народного танца, а es-moll наоборот, близка к песенной форме. Многие из них принято сравнивать с инвенциями (a-moll, Cis-dur). Все прелюдии «ХТК» можно разделить на две группы:

  • импровизационные или свободно развивающиеся
  • построенные по принципу старинной двухчастной формы


Отдельно стоит упомянуть прелюдию C-dur из первого тома, которая считается своеобразным вступлением ко всему сборнику. Весьма скромными средствами, Баху удалось создать невероятный образ. Мелодическая сфера рассредоточена и завуалирована в аккордах, которые сменяют друг друга непрерывно. Фактура напоминает игру на лютне, что передает слушателям образ ангелов, держащих в руках эти музыкальные инструменты. К тому же подобный выбор фактуры содержит в себе скрытый смысл и представляет собой три уровня: земля-человек-небо.

Фуги

Фуги из двух томов «Хорошо темперированного клавира» показывают всю неисчерпаемую творческую фантазию композитора. Каждая из них глубоко индивидуальна и наделена своими характерными чертами. В своих фугах Бах показывает всю глубину и многообразие полифонической работы. Некоторые из них он насыщает стреттными проведениями темы, использует 3-х, 4-х и даже 5-ти голосные фуги, каждая из которых содержит большое количество сложнейших полифонических приемов.

Бах активно использовал в своих произведениях музыкальную символику, цитировал мелодии протестантских хоралов, применял музыкально-риторические фигуры. Кроме того, можно провести ассоциации с другими хоровыми произведениями композитора (мессами, пассионами, кантатами). Если обратить внимание на темы фуг b-moll и es-moll, становится понятно, что они заимствованы из хорала «Из бездны бед взываю я к тебе». Это все помогает наиболее точно раскрыть содержание фуг. Многие исследователи творчества Баха отмечали, что в «ХТК» имеется скрытая программа, а содержание цикла напрямую связывали с библейской темой, Ветхим и Новым Заветом. Каждый из мини-циклов представляет собой определенный библейский образ.


Например, прелюдия и фуга C-dur из первого тома связана с образом «Благовещения». Тема фуги основана на хорале «Что Господь делает, то во благо».

«Тайная вечеря» показана в прелюдии и фуге fis-moll из второго тома. Сама прелюдия начинается с символа сострадания, заканчивается символом предопределения, который предупреждает о неизбежности всех предстоящих событий. Тема фуги содержит в себе мотивы хорала «О, Боже, благостный Боже».

Прелюдия и фуга es-moll, которую ассоциируют с образом «Снятие с креста», представляет собой невероятно лирический образ. Если сама прелюдия построена на ритме сарабанды, в которой отчетливо слышны скорбные восклицания, звон колоколов, то фуга представляет собой печальную песню. Многие исследователи отмечают сходство мелодического языка с русскими мелодиями.

Подобным скорбными красками отмечены и другие циклы: cis-moll, b-moll. Фуга h-moll – это «Шествие на Голгофу», она напоминает слушателям о страданиях Христа. В ее тему Бах три раза включает символ креста.

Исполнение и интерпретации

Святослав Теофилович Рихтер

К сожалению, записей «ХТК» существует не очень много. Это объясняется некой технической и художественной сложностью. Например, Эмиль Гилельс исполнял творение Баха не полностью, многие другие же записи критики и вовсе не признают удачными (Вальтер Гизекинг).

Первая запись цикла на клавикорде была осуществлена в 1930 годах в исполнении Арнольда Долмеча. На клавесине Ванда Ландовска сделала запись в 1949-1953 гг. На фортепиано первая запись появилась благодаря пианисту Эдвину Фишеру в середине 1930-х. Примечательно, что до сих пор именно эта интерпретация очень ценится специалистами, как одна из совершеннейших.

Еще одним значимым музыкантом, который осуществил запись «Хорошо темперированного клавира», стал Святослав Рихтер в 1972–1973 гг. Практически одновременно с ним этой идеей загорелся немецкий музыкант Фридрих Гульд. Его прочтение цикла также высоко ценится музыкантами и отличается необычайно тонкой и изысканной игрой.

Ральф Киркпатрик, который в то время считался настоящим специалистом по музыке эпохи Барокко, представил публике запись «ХТК» на клавикорде, которую он успешно осуществил в 1963 году.

Джазовый музыкант Кит Джарретт также увлекался произведениями Баха, совершенствуя свою импровизацию. Благодаря этому в 1987 году появилась запись его прочтения «ХТК» на рояле, а в 1990 году на клавесине он записал уже второй том.

Особое место занимает проект, подготовленный штутгартской «Bach-Collegium». Специалист по творчеству Баха Хельмут Рилинг выпустили уникальную запись практически всех сочинений композитора. Большой популярностью среди музыкантов и слушателей пользуются записи Глена Гульда, осуществленные в период с 1962 по 1971 год.

«ХТК» – это не просто сборник для упражнений, это мощное и величественное собрание прелюдий и фуг. Не зря знаменитый композитор Л.В. Бетховен назвал работу Баха настоящей «музыкальной библией». Множество поколений талантливых музыкантов воспитывались на произведениях гениального органиста. Ни одна музыкальная школа не обходится без прелюдий и фуг из «ХТК» в своих программах. Невозможно полностью описать, насколько велико влияние это труда на последующие поколения музыкантов и на мировую музыкальную культуру в целом.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«ХТК» Баха

Следующий анекдот

И.С. Бах Сюиты и партиты для клавира

Бах Сюиты и партиты для клавира

Сюиты и партиты появились задолго до Иоганна Себастьяна Баха . Полифоническое мышление композитора позволило опоэтизировать сочинения, что вывело циклические формы на новый уровень. Благодаря Баху бытовые танцы, входившие в состав цикла, стали носить одухотворенную окраску.

Историю создания «Сюит и партит для клавира» Баха, содержание произведений и интересные факты читайте на нашей странице.

История создания

Считается, что сюиты и партиты для разных составов оркестра, а также для солирующих инструментов Бах создавал на протяжении всего творческого пути. Тем не менее значительная часть созданных произведений для клавира была написана во времена проживания в Кётене, а именно с 1717 года. В этом городе музыкант занимал должность руководителя придворного оркестра, а также занимался обучением принца Кётенского. Все свободное от работы время Бах мог посвящать сочинению новой музыки. Отсутствие органа определило поле его дальнейшей деятельности. Так, Иоганн Себастьян сочинял именно оркестровую и клавирную музыку.

Иоганн Себастьян Бах

Кроме «Английских» и «Французских» сюит, в данный период были написаны и другие произведения для клавира, в том числе первый том « ХТК », большое количество двухголосных и трехголосных инвенций, а также «Хроматическая фантазия и фуга». Точная дата создания большинства произведений для клавира неизвестна, так как они не были опубликованы при жизни композитора. Считается, что музыкант отправлял на публикацию только те сочинения, которые могли быть практическим руководством для исполнителя и имели сравнительно небольшой объем.

В 1731 году увидела свет первая часть «Clavier-Ubung». В этот сборник вошли шесть знаменитых партит. В 1735 году вышла вторая часть данного собрания сочинений, которая содержала «Итальянский концерт» и одну партиту.

На сегодняшний день, «Английские» и «Французские» сюиты, а также 7 партит входят в репертуар известнейших пианистов мира.

Бах
Клавесин

рукопись Английской сюиты
рукопись Французской сюиты

Интересные факты

  • Некоторые сочинения из сборника «Французские сюиты» первоначально входили в «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах».
  • Название музыкальной старо-концертной формы «партита» буквально переводится с итальянского языка как деленная на части.
  • В 1731 году был опубликован первый сборник партит Clavier-Ubung I. В собрание сочинений входят 6 партит (BWV 825-830). Вторая часть была опубликована спустя 4 года, в нее вошел один Итальянский концерт и партита.
  • Считается, что сюиты и партиты были созданы композитором в качестве инструктивных упражнений не только для развития техники, но и для совершенствования исполнительских приёмов и правильного понимания жанров и стилей, характерных для времени.
  • В творчестве композитора представлены партиты не только для клавира, но и для оркестра, а также для сольных инструментов, таких как флейта, скрипка.
  • Композитор написал 23 сюиты для клавира, 19 из которых были объединены в три сборника. На данный момент времени собрания сочинений по праву считаются шедеврами мировой классической музыки.

Что такое сюита

Сюита представляет собой закрепившуюся последовательность инструментальных композиций, танцев или шествий. Принцип единства основывался на контрасте частей. Сюита прошла многовековой путь, прежде чем, окончательно сформировалась по структуре. Так к 17 веку была ясно представлена идеальная формула камерной сюиты:

  • Аллеманда – преимущественно двудольный танец, характерной особенностью которого является отсутствие острого ритма и резкой контрастности как в тональности, так и в тематизме. Принято писать аллеманду в спокойном темпе. Приветствуется использование большого количества украшений.
  • Куранта – величественный, придворный танец. Трехдольность является характерным признаком, обязательно начинается с затакта. Существуют специальные ритмические формулы, являющиеся отличительными для данного танца.
  • Сарабанда – старинный танец-шествие. Для танца характерна трехдольность, с акцентом на слабые вторую или третью доли такта. Характер носит трагическую окраску, нередко сочинение связано с ритуалом погребения. По смысловому наполнению относится к чаконе или пассакалье. Темп медленный, лад минорный.
  • Жига – подвижный танец, происхождение которого связано с Англией и Ирландией. Считается, что это народный танец пиратов и матросов. Размер трехдольный, хотя можно встретить варианты с двухдольным метром.


В композиторской практике до Баха все номера в сюите имели гомофонно-гармоническую основу, то есть имели мелодию и аккомпанемент. Новаторство Иоганна Себастьяна Баха заключалось в том, что он ввел полифоническую структуру. По значительности содержания, сюиты не уступают место другим барочным жанрам, таким как концерты или мессы. Бытовой интонационный строй заменяется возвышенными мелодическими фигурами, что говорит о новой интерпретации.

Английские сюиты

В «Английских» сюитах Баха преобладают черты концертного стиля композитора:

  • укрупнение цикла;
  • единство тематизма;
  • полифоническое развитие голосов;
  • тональное объединение;
  • контрастное сопоставление частей;
  • увеличение роли средних голосов.

Традиционно сюита состоит из 4 основных номеров. В некоторых сочинениях композитор расширяет цикл, добавляя прелюдию, менуэт, бурре или гавот.

Англия

Сюита объединяется одной тональностью. Можно разделить циклы на мажорные и минорные. К мажорным относят:

  • №1, BWV 806 – Ля мажор;
  • №4, BWV 809 – Фа мажор.

К минорным сюитам можно отнести:

  • №2, BWV 807 – ля минор;
  • №3, BWV 808 – соль минор;
  • №5, BWV 810 – ми минор;
  • №6, BWV 811 – ре минор.

Французские сюиты

По мнению многих музыковедов, «Французские» сюиты создавались композитором, прежде всего, в педагогических целях. При этом цикл сочинений потрясает образным многообразием, что свидетельствует о мастерстве композитора в полифонической технике письма.

Франция

Бах отлично знал творчество французских клавесинистов, но оно не являлось основополагающим для создания цикла. Это объясняется тем, что во Франции в те времена существовала мода на программность музыки. Так, музыканты создавали программные миниатюры для клавира, где название уже настраивало слушателя на определенный сюжет. Название «Французские» отсылает слушателя к стране, в которой была зарождена традиция объединять танцы в сюиты.

Партиты

Одной из разновидностей концертной сюиты можно считать партиту. Отличительной чертой от сюиты можно назвать увеличение, разрастание конструкции. К четырем основным произведениям, входящим в состав классической сюиты, в партитах также добавлялась прелюдия или вступление, а также вставные контрастные части:

  • Прелюдия – вступительная инструментальная пьеса, написанная в свободной композиционной форме. Нередко основана на тематизме следующих музыкальных композиций в цикле. Требует единства фактуры.
  • Симфония (синфония) – полифоническая пьеса вступительного характера, обычно в партите заменяет прелюдию. Не требует фактурного единства, возможна смена темпа внутри сочинения. Форма свободная.
  • Бурре – это двудольный или трехдольный танец, который основан на прыжкообразном движении. Характеризуется острым ритмом. Возник во Франции. Темп быстрый, стремительный. В партите использовался перед завершающей жиги, а также после сарабанды.
  • Гавот – двухдольный танец, распространенный во Франции с 17 века. В качестве составной части используется чаще всего после сарабанды.
  • Полонез – трехдольный польский танец, напоминающий шествие. Носит торжественный характер.
  • Бурлеска – разновидность скерцо, с французского переводится как шутка. Произведение носит юмористический характер. Обычно написано в быстром темпе.
  • Менуэт – старинный трехдольный танец, зародившийся во Франции. Форма обычно трехчастная повторного строения.
  • Скерцо – инструментальная пьеса, написанная в трехдольном размере. Темп стремительный живой, характерно применение специальных ритмических и гармонических оборотов.
  • Ария – в партите представляет собой инструментальное сочинение, с солирующим голосом и аккомпанементом. Темп может быть умеренным или медленным. Имеет ярко выраженную мелодию певучего характера. Характерна трехчастная форма.

Дополнительный музыкальный материал необходим для расширения музыкального пространства.

Бах партита №6 рукопись

Незыблемым каркасом служат четыре произведения – это аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Для партиты характерна свободная последовательность номеров, их количество также определяется автором. Так, первая партита из шести, предъявленных в сборнике Clavier-Ubung I, состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов и жиги. Объединяет композиции тональность Си-бемоль мажор.

Партиты создавались еще до Баха, но композитор эпохи барокко стал настоящим новатором в этом жанре. Изначально данная форма музыкальных сочинений была отдельным видом вариаций хоральной мелодии для органа. Использование было возможно только для духовной музыки в 17-18 веках. В творчестве немецкого композитора термин стал использоваться для светской музыки.

Сюиты и партиты сочетают в себе как традиционные, так и новаторские черты. Многие музыкальные исследовали сходятся во мнении, что именно в творчестве И.С. Баха были смоделированы композиторские принципы сюиты и партиты. Музыка Баха – это вечный источник гармонии разума и души человека.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Партита И.С. Баха

Следующий анекдот

Цель урока. Развивать музыкальныеспособности детей младшего школьноговозраста посредством понимания шутливого настроения в музыке.

Задачи урока.

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство;

- научить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- создать условия для развития творческих способностей, навыков чистого интонирования, мышления, памяти.

- расширить представление учащихся о творчестве И.С.Баха.

- развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию относительно стиля И.С.Баха;

- способствовать формированию музыкальной культуры;

- продолжить освоение музыкального языка и его выразительных средств;

- воспитывать духовно-нравственные качества личности;

  1. Метапредметные (УУД):

- развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;

- формировать компоненты музыкального слуха, творческие способности;

- планировать свои действия;

- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя монолог или диалог.

Оборудование.

  • У учителя: компьютер, мультимедийная установка, презентация, портрет И.С. Баха, карточки,
  • У учащихся: текст песни

Оформление доски

Музыкальный материал:

«Песня о дружбе» (Мультфильм «Маша и Медведь»); И.С.Бах «Шутка».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  • Организационный момент (1-2 мин)
  • Актуализация знаний (5 мин)

Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока.

Приёмы работы:

  • Доброжелательное приветствие
  • Эмоциональный настрой

-Встали красиво, спинки выпрямили. Я рада вас видеть, садитесь, пожалуйста.

Звучит веселая музыка.

(фрагмент «Шутки» Баха).

-Меня зовут Дарья Александровна и сегодня я проведу внеурочное занятие по музыке.

-Ребята, посмотрите на слайд. Попробуйте решить ребус.

П=Т

-Какое слово спряталось в ребусе?

-Верно – это слово труд. Как вы думаете, почему именно это слово спряталось?

-Мне кажется, потому что сегодня мы будем трудиться с музыкой.

-Вы правы, для того, чтобы нам чему-нибудь научиться, нужно приложить усилия, а на уроке музыки – музыкальные усилия.

Цель: актуализировать знания, необходимые для усвоения нового материала и активного участия в занятии, ввести в содержание работы, создать условия для принятия темы, цели и задач занятия

Приёмыработы:

-Ребята, что же такое музыка?

Обратите внимание на слайд, так говорил более двухсот лет назад немецкий композитор И.С. Бах, написавший более 1000 произведений: «Музыка - великое, никогда не увядающее искусство. Она окружает человека с древнейших времен, и по сей день».

-Согласны ли вы с высказыванием великого композитора? Почему?

-Что может подарить каждому из нас музыка?

Музыка человеку может подарить радость, счастье, наслаждение, да просто шутку.

А может и лирику, сопереживание, любовь, сочувствие.

Музыку называют языком души. Как вы думаете, почему?

Ни что так не волнует душу, не говорит о самом сокровенном, как музыка.

-Музыка-это искусство, звучание.

-Согласны, ведь музыка окружает нас с самого рождения до глубокой старости, несёт большой смысл в жизнь человека.

3. Постановка темы, цели и задач.

Цель: организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы занятия.

-Вспомните, какая музыка звучала в начале занятия?

Вы правы, в начале занятия нас порадовала музыка И.С. Баха и она как бы шутила с нами.

Так о чем мы будем говорить, скажите тему занятия?

Веселая, озорная, шутливая.

Веселье, радость, шутка в музыке.

-Итак, мнения разделились, давайте разбираться.

Посмотрите, буквы в словах темы занятия перепутались, ваша задача восстановить правильный порядок цифр и тогда вы узнаете тему занятия.

На подготовленных карточках выполняют задание.

-Что получилось? Назовите тему.

-А может ли быть шутка в музыке?

Как можно шутить не в разговорной речи, а в музыкальной?

-Да, может, музыка бывает быстрая, добрая, весёлая, как шутка.

-Сложный вопрос, постараемся его раскрыть в течение занятия.

-Значит, какую главную задачу мы можем поставить перед собой?

Узнать, как шутят в музыке.

-Молодцы, всё верно.

Как композитор может пошутить в музыке.

4. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания)

Цель: Организовать поиск решения учебной проблемы.

Ребята, кто такой композитор?

Человек, сочиняющий музыку.

Напомните фамилию немецкого композитора, которая прозвучала в начале урока

Иоганн Себастьян Бах

-Знакомы ли вы с его творчеством?

-Какие произведения вам известны?

В 1703 г., после завершения учебы, Бах получил должность музыканта при дворе герцога И. Эрнста. За время работы Бах зарекомендовал себя как блестящий исполнитель и получил место органиста в церкви.

Композитор написал более 1000 произведений, в число которых вошла музыка как для взрослых, так и для детей. Самым знаменитым произведением Баха является вот эта музыка.

Сядьте, как самые внимательные слушатели, ручки на парте. Слушаем музыку.

Звучит фрагмент пьесы «Шутка» Баха.

В каком настроении звучит музыка?

Какой образ можно представить, слушая такую музыку?

Если бы вы были композиторами, как бы вы назвали это произведение?

А сам композитор – И.С. Бах, назвал «Скерцо», что в переводе с итальянского языка означает шутка.

И все мы называем это произведение – «Шутка» Баха.

- Что такое шутка? Как вы думаете, почему композитор назвал своё произведение «Шутка»?

Шутка – это весёлая игра, розыгрыш, когда можно поиграть и это поднимает настроение всем вокруг. Но шутка не должна причинять огорчение, не должна быть злой.

Композитор шутит с помощью музыкальных звуков, они, если прислушаться, как-бы прыгают, озорничают, шалят, балуются между собой. Так и хочется вместе с ними попрыгать, посмеяться и поулыбаться друг другу.

- В «Шутке» Баха благодаря флейте достигается изящно-юмористическое звучание. Вообще там, где требуется легкость, изящество и грация, часто «царит» флейта. Легкое, нежное, переливчатое звучание флейты, торжественный серебристый звон струнных инструментов, мелодия воздушная.

Послушайте музыкальную пьесу И.Баха «Шутка» ещё раз, но теперь как самые дружные и улыбчивые дирижеры. Вставайте, сейчас мы выступим в роли дирижеров.

Дирижирование стоя. Звучит «Шутка» И.С. Баха

-Нет/Да, знакомы, «Страсти по Матфею» , «Бранденбургские концерты» , «Искусство фуги», не известны.

-Настроение легкое, веселое, игривое, солнечное

-Шутка-это добрая фраза, которой можно поднять настроение окружающим людям. Бах назвал своё произведение шуткой, потому, что музыка несёт шутливый характер, она весёлая, быстрая, радостная.

А теперь сразу проведем гимнастику для глаз.

Бабочка: Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться)

И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

Больше спать не захотел, (поморгать глазами)

Встрепенулся, потянулся, (руки поднять вверх – вдох, посмотреть на руки, руки согнуты в стороны — выдох)

Взвился вверх и полетел. (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

Сели на свои места.

- Писатель может шутку описать словами, а чем художник?

- А композитор? (музыкой).

Представьте какую-нибудь картину под эту музыку. Можете закрыть глаза, чтобы образ был ярче и четче.

Звучит музыка (Д.Б. Кабалевский «Маленькая полька»)

Опишите, что представили или выберите картинку с изображением, похожим на только что прослушанное музыкальное произведение.

(Человек весёлый, озорной, счастливый, жизнерадостный; животные на выбор: бабочка, медведь, чайка, кошка, жираф и тд).

-Поделитесь с соседом по парте, почему вы выбрали такое описание? Чуть позднее я попрошу самых смелых поделиться своими мыслями с остальными учащимися.

-Какая это музыка по настроению?

- Да, музыка эта добрая, светлая, изящная, очень красивая, легкая.

-Как звучала мелодия?

-Какие музыкальные инструменты вы услышали?

-Ребята, чего в этой музыке больше, танца, песни или марша?

Это танец – полька.

-Какими движениями можно изобразить шутливый характер польки?

-Давайте попробуем изобразить ритм польки хлопками.

-Очень радостная, счастливая.

-Быстро, бодро, энергично.

-Прыжками, хлопками, можно покружиться.

Как дружно и с улыбками вы всё выполняли. Молодцы.

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: Организовать выполнение заданий на изученном материале.

-Сейчас мы с вами разучим песню о доброй и веселой дружбе. Вы песню хорошо знаете, можете подпевать.

Звучит «Песня о Дружбе» из мультфильма «Маша и медведь»

-О чём данная песня?

-Какой характер у этой песни?

-В каком темпе она исполняется?

-В куплетах спокойный, медленный темп, а в припеве быстрый.

-В какой динамике?

-Сначала музыка тихая, затем звук во время припева увеличивается, становится торжественным и снова снижается во время второго куплета.

-Значит, как нам её нужно разучивать и петь?

По куплетам и припевам отдельно.

Разучивание песни по куплетам с пояснениями трудных слов под фонограмму +.

Рефлексия.

Цель: Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Как звучала тема нашего музыкального занятия?

-Какую главную задачу мы перед собой ставили?

-Узнать, как шутят в музыке.

-Что такое шутка в музыке?

-Приятная для прослушивания музыка, весёлая, шутливая и энергичная по своему характеру.

-На примере каких произведений мы слушали шутку в музыке?

Бах «Шутка», «Песня о дружбе» из мультфильма «Маша и Медведь».

-Что мы заметили?

Шутка всегда должна быть доброй и дружной, как в песне о дружбе из мультфильма «Маша и медведь».

-Ребята, на слайде представлен тест, на вопросы которого вы можете ответить на подготовленных листах, по сигналу, поменяйтесь ответами с соседом и мы начнём проверять.

Читайте также: