Анекдоты как форма культуры
Обновлено: 25.12.2024
СОВРЕМЕННЫЙ АНЕКДОТ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
1. Анекдот и другие жанры фольклора
2. Поэтика анекдота
Финальное пересечение контекстов не может быть случайным и произвольным: оно нуждается во внутренней мотивировке. Тут незаменимым помощником оказывается шут (дурак) или же наивный герой (простак), который представляет себя в одном культурно -психологическом измерении, а затем выясняется, что ситуация строится в пределах совершенно иной системы значений (7, с.29-30).
Отказ от принципа линейного развертывания приводит к тому, что становится весьма затруднительной совершенно однозначная интерпретация анекдота. Он ситуативен. Он меняется. Он по-разному звучит в разных контекстах (7, с.46). На структурном
уровне анекдот есть умозаключение от частного к частному, ибо он привлекается как один действительный случай для объяснения другого действительного случая. Но сцепление двух разнородных фактов (которое в анекдоте всегда чем-то мотивировано) и есть обобщение, только внешне не афишируемое, внутреннее и потому более действенное (7, с.67).
3. Трагическое в анекдоте
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.38 См. об этом: Душенко К.В. Словарь современных цитат. - М., 1997. - С.456.
4. Анекдот и табу
39 Тэффи. Житье-бытье. - М., 1991. - С.332.
5. Коммуникативная и социальная функции анекдота
6. Анекдотический эпос
Поскольку анекдот по своей природе драматургичен, фрагмен-ты анекдотического цикла воспринимаются как сценки большой пьесы (почти всегда — фарсовой) с постоянными персонажами.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.Тенденция к циклизации анекдотов обнаружилась давно. Некоторые ее признаки, как мы полагаем, можно увидеть в анекдотах о Пушкине, распространившихся на рубеже Х1Х—ХХ вв. Пушкин, в сущности, обыгрывается здесь как персонаж официаль-ной, высокой, школьной культуры.
Из всех искусств важнейшим для нового русского анекдота является кино (по крайней мере, со времен появления чапаевского и ленинского циклов), а в последние два десятилетия — телевидение, благодаря которому появились анекдоты о героях популярных сериалов, резвлекательныгх передач и мультфильмов (Ежик, Винни-Пух, Пятачок, Хрюша и т.д).
8. Политический анекдот в тоталитарном обществе
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.В своей окончательной форме ленинский анекдотический цикл сложился в 1970 г., как ответ на бесчисленные официальные мероприятия по случаю столетнего юбилея вождя.
В первом случае евреи представлены как опора ненавистной рассказчику большевистской власти, во втором — как противники этой власти, отрицающие ее с позиций здравого смысла. В после-военном советском анекдоте явно преобладает вторая тенденция. Еврей очень часто выступает здесь в роли скептика или даже инакомыслящего,
т.е., в сущности, как одна из масок интеллигента-горожанина, усомнившегося в официальной идеологии.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.10. Врастание анекдота в масскульт
Казалось бы, голод и холод, царящие в советской России, не располагают к шуткам, а свирепый террор — к сатирическим шпилькам против советской власти. Но оказывается, что москвичи продолжают шутить и смеяться (правда, горьким смехом) — причем объектом шуток и смеха являются, как это ни рискованно, и большевики, и советская власть.
Вот как, например, шутят клоуны.
Выносит один из них на арену серию портретов видных советских комиссаров и поочередно вешает портрет за портретом на заранее приготовленные гвозди. Остается повесить еще портреты Ленина и Троцкого, но, оказывается, остался лишь один гвоздь. Клоун задумывается:
— Почему же не вешаешь и эти портреты? — спрашивает его цирковой служащий.
Клоун почесывается и смущенно отвечает:
— Не знаю, кого из них повесить, а кого к стенке поставить. Клоуна, конечно, немедленно арестовывают43. Но арестованного на другой же день сменяет новый.
Он демонстрирует перед публикой палку с набалдашником и, указывая на нее от верху к низу, говорит:
— Это прежняя Россия. Вот сверху царь, потом Государственный Совет, министры, губернаторы, полиция, тюремщики, каторжники.
— Ну, а теперь как же? — спрашивает его другой клоун.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.И поворачивает палку нижним концом вверх.
Опять арест. И опять новый бесстрашный клоун.
Он выгходит на арену с фонарем и начинает что-то усиленно искать.
— Что ты ищешь? — спрашивают его.
— Да вот теперь Смоленский рынок.
— И его напрасно ищешь: закрыт.
Опечаленный клоун оставляет арену и, придя затем с фонарем еще большего размера, возобновляет поиски.
— А теперь что ищешь?
Второй клоун пожимает плечами и отвечает:
— Дурак! Разве не знаешь, что Хитров рынок теперь в Кремле. Бурные овации публики, и снова арест.
В советских учреждениях рассказывают друг другу на ушко такой анекдот. Пришла к Ленину на прием корова и настоятельно потребовала академического
— За что же тебе паек? — спросил Ленин.
— Как за что? Ведь только моим молоком и питаетесь. Аргументация помогла. Паек быш вывдан.
За коровой явилась лошадь. Тоже паек просит. Доказывает:
— Только мною последний год и питаетесь. Пришлось выдать и лошади. За нею явился осел: —И мне паек, и мне.
— А тебе-то за что?
— О, неблагодарные! Ведь вы, большевики, только на ослах и держитесь.
И еще острят москвичи.
Хирург, агроном и большевик заспорили:
— Что народилось раньше: хирургия, агрономия или большевизм? Хирург оспаривает (так в тексте! — К.Д.) свое первенство:
— Бог сделал первую операцию, создавая из адамова ребра женщину. Агроном спорит:
— Нет! Первое, что сделал Бог, это отмежевание: отделил твердь от воды. Но спор разрешил коммунист:
— Ведь до всего этого быш хаос — значит, бышо царство коммунизма.
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.2. Вознесенский А.В. О современном анекдстопечатании // Новое лит. обозрение. — М., 1996. — № 22. — С.393-399.
3. Ганапольский М.Г. Проблемы регионального этноса. — Тюмень, 1966. — 64 с.
4. Дмитриев А.В. Социология политического юмора: Очерки. — М., 1998. — 334 с.
6. Крайнов-Рытов Л. Похвала анекдоту. — Н.Новгород, 1998. — 48 с. .
7. Курганов Е. Анекдот как жанр. — СПб., 1997. — 124 с.
8. Левинсон А. Несколько замечаний по социологии анекдота в связи с новыми книгами об этническом и политическом юморе // Новое лит. обозрение. — М., 1999. — № 37. — С.369-381.
11. Петровский М. Новый анекдот знаешь? // Книж. обозр. — М., 1998. — №27. — С.16-17.
12. Путинковский М. Анекдот на конвейере // Там же. — 1996. — №25. — С.7.
13. Путинковский М. Раневская в роли Чапаева // Там же. — 1998. — №35. — С.7.
15. Советские анекдоты // Воля России. — Прага, 1925. — № 2. — С.50-62.
17. Штурман Д., Тиктин С. Советский Союз в зеркале политического анекдота. — London, 1985. — 468 с.
19. Capek K. Marsjasz, czyli na marginesie literatury. — Krakow, 1981. — 169 s.
20. Draitser E. A. Taking penguines to the movies: Ethnic humor in Russia. — Detroit, 1998. — 200 p.
21. Fedorowicz J. Stereotypy niepowazne // Nerody i stereotypy. — Krakow, 1995. — S.270-276.
22. Grunberger R. Historia spoieczna Trzeciej Rzeszy. — Warszawa, 1987. — T.2. — 416 s.
Следующий анекдот
В этом докладе я хотел бы очертить контуры самой проблемы, к которой я отношусь вполне серьезно, хотя понятие анекдота как будто к этому не располагает; однако не случайно он интересовал таких крупных ученых как С.С. Аверинцев, Л.П. Гроссман, Ю.М. Лотман, Л.Н. Столович, З. Фрейд, В.Б. Шкловский (краткую библиографию можно найти в книге Е. Курганова «Похвальное слово анекдоту», СПб., 2001) — анекдот в современном значении этого слова является одним из характерных явлений культуры ХХ в., и, видимо, унаследован от нее нынешним столетием.
Я сказал: «в современном значении», потому что еще в ХIХ в. это понятие, пришедшее в Россию из Франции, означало «короткий рассказ о некоем любопытном происшествии»; вспомним хотя бы описание эрудиции Евгения Онегина:
В этом его исходном значении анекдот нас, естественно, не будет интересовать — наша задача состоит в том, чтобы осмыслить превращение анекдота в специфическое явление народной городской культуры, о значении которого говорят и многочисленные публикации сборников анекдотов, и появление такой рубрики в многих периодических изданиях. О том, что значение этой формы народного творчества не чисто эстетическое, можно судить по таким, к примеру, анекдотам, которые рассказывались на кухнях в советское время:
«Объявлен конкурс анекдотов: первая премия — десять лет, вторая — пять лет».
Новенького привели в тюремную
камеру; «За что тебя, — спрашивают старожилы?» — «Да за лень…». «Как это — «за лень»?» — «Встретился с приятелем, он мне анекдотик, я ему анекдотик, но он позвонил, а я поленился».Между тем, судя по Литературной энциклопедии и различным культурологическим справочникам такого широкого культурного значения у этого явления либо вообще не существует, либо характеризуется он кратко и отнюдь не адекватно. Вот почему правомерно серьезное обсуждение данной проблемы именно в таком аспекте, в каком она сформулирована в названии нашего Круглого стола.
Один из самых глубоких литературоведов и культурологов ХХ века В.Д. Днепров говорил мне, что считает анекдот «единственно возможным в наше время видом фольклора». Я думаю, он был глубоко прав, потому что основные характерные черты анекдота действительно совпадают с присущими фольклору как существовавшей на протяжении веков форме народного, крестьянского творчества. Это, во-первых, анонимность, потому что если иногда становится известным имя создателя некоего анекдота, то это ничего не меняет в природе жанра, ибо каждый человек становится соавтором данного автора, ибо он имеет право рассказывать этот анекдот по-своему, видоизменяя его текст — аутентичного, авторски закрепленного текста, как в народной песне или сказке, не существует. Объясняется это тем, что — и это во-вторых, что анекдот — форма устного творчества. Правда, как я уже отмечал, существуют издания сборников анекдотов, но очевидна их эстетическая неравноценность рассказываемым анекдотам; здесь происходит нечто подобное восприятию поэзии — хотя напечатанные стихи можно читать, полноценность их эстетического восприятия обеспечивается только при их звучании (в этом отношении поэзия как музыка существует для уха, а не для глаза). К тому же — и это уже отличает бытие анекдота от бытия концертной музыки и произведений профессиональных поэтов, сближая его, опять-таки, с фольклором — рассказ анекдота порождается определенной жизненной ситуацией, он должен быть рассказан «к месту», «по аналогии» с обсуждаемой жизненной ситуацией. В этом смысле анекдот можно рассматривать как специфическую форму «прикладного искусства» — его рассказ «прикладывается» к теме разговора, к осмыслению некоего жизненного события.
[7]
Но тем самым — и это третья общая черта анекдота с фольклорными формами — он является плодом творческого синтеза словесного и исполнительского видов искусства, ибо рассказчик анекдота является не только соавтором его словесного текста, но своего рода «самодеятельным актером», представляющим ту его форму, которую называют «искусством чтеца» или «художественного слова», в той его разновидности, которая функционирует на эстраде в выступлениях юмористов, сатириков, пародистов и стала в последние годы особенно популярной благодаря телевидению; озвучиваемые ими тексты часто являются развернутыми анекдотами, а подчас даже рассказывают анекдот в «чистом» виде. Однако и песенно-танцевальные произведения народного творчества превращаются современной художественной культурой в эстрадно-концертные представления профессиональных коллективов, делая их своего рода «превращенной формой» фольклора.
Наконец, последнее, что позволяет рассматривать анекдот как модификацию фольклора — это его связь с традицией народной «смеховой культуры», в том виде, в каком описал ее М.М. Бахтин применительно к европейской культуре, а Д.С. Лихачев и А.М. Панченко применительно к культуре средневековой Руси. Ибо с эстетической точки зрения анекдот принадлежит к сфере комического — его художественная ценность определяется способностью вызвать улыбку или смех, даже если это «смех сквозь слезы» (примеры такого рода будут вскоре приведены). Когда-то, в начале 60-х гг. прошлого века, я определял в первом издании «Лекций по эстетике» структуру комического как способ критического отношения к существующему, выражающего, однако, духовную победу идеала над отрицаемой им реальностью, и именно это сознание превосходства над ней носителя идеала вызывает эмоциональное удовлетворение; оно может выражаться в широком диапазоне форм, от гневной саркастической сатиры до мягкого дружеского юмора. Суть «смеховой культуры», как показал М.М. Бахтин, состоит в том, что она «выворачивает наизнанку» самые возвышенные для того времени — религиозные — идеи, позволяя себе вышучивать, высмеивать, пародировать мифологические представления и культовые действия, выражая тем самым сознание относительности, а подчас и иллюзорности, их величия.
[8]
Но если фольклор — это форма крестьянской культуры, а употребляемое в фольклористике понятие «городской фольклор» обозначает преимущественно кабацкие песни полупролетарских низов, то анекдот — это городской фольклор, создаваемый и функционирующий в среде демократической городской интеллигенции. Эта его социокультурная функция определяет и содержание анекдота, и его жанровое разнообразие, и его национальное своеобразие, и характер специфически-анекдотического юмора.
Миросозерцание интеллигенции порождает и широкую жанровую структуру анекдота, и историческую динамику соотношения его основных жанров. Если в традиционном крестьянском фольклоре основными предметами изображения были в его бытовых жанрах повседневная жизнь народа, а в сказках — мифологические фантазии об идеальной жизни, если в «смеховой культуре» таким предметом были религиозные мифы, то мир анекдота охватывает как будто три жанровые сферы, представляющие основные интересы интеллигенции — политическую, этическую и эротическую. Остановлюсь кратко на всех трех.
Неудивительно, что в советское время в СССР и прежде всего в России (основной источник анекдотов — Одесса — был тогда российским городом) наиболее широкое распространение получил политический анекдот — только в такой анонимной и устной форме могло выражаться и широко распространяться критическое отношение к советскому строю и его «вождям». При Сталине рассказывание анекдотов, поскольку их сочинение оставалось неуловимым даже для всепроникающих карательных органов, было ограничено страхом ареста и многолетнего лагерного заключения (напомню пару уже рассказанных мной анекдотов более либерального, послесталинского времени), но анекдоты все же сочинялись и рассказывались на ушко и самым верным друзьям, но их героем не был обожествленный массовым сознанием «величайший вождь всех времен и народов» — это сознание было несравненно более фанатичным, чем католическое сознание носителей «смеховой культуры»; но уже наследники Сталина — и Н.С. Хрущев, и Л.И. Брежнев, и его еще более тупое окружение становились героями беспощадно саркастических анекдотов, ибо в этой фольклорной форме можно было выражать к ним отношение, которая в подцензурной печати, на сцене, в кино и [9] телевидении, не могло быть воплощено. Вот несколько типичных примеров анекдотов этого жанра.
В тюремной камере познакомились три заключенных и стали выяснять, кого за что посадили; один говорит: «Меня за то, что я похвалил Бухарина»; второй говорит: «А меня за то, что я критиковал Бухарина»; а третий грустно посмотрел на обоих и сказал: «А я — Бухарин…».
Другой пример, относящийся к более позднему времени:
Косыгин, тогдашний Предсовмин, звонит Брежневу, секретарю ЦК партии, и говорит: «Вот я, Леонид Ильич, все думаю — почему у нас так плохо дела идут в промышленности, а у американцев так хорошо?» «Ну и что надумал?» — спрашивает Брежнев. — «А может быть потому, что они руководителей всех рангов подбирают по тестам, а мы по анкетам». «Это что еще за тесто?» «Да не тесто, а тесты — такие психологические задачи, по которым определяют уровень интеллекта человека. Вот, например, ответь на вопрос: кто такое — сын моей матери, но не я?» «Что ты ерунду какую говоришь — сын твоей матери, это ты и есть!». «Да нет, Леонид Ильич, это же мой брат!» «Ну, здорово! — сказал Брежнев, — позвоню-ка я Подгорному (тогдашний Президент страны), посоветуюсь». Звонит: «Слышь, Подгорный, тут Косыгин предлагает начать подбирать руководящий состав не по анкетам, а по тестам». «Что еще за тесто?» «Да не тесто, а тесты — такие задачки, по которым можно определить, как человек соображает. Вот например, ответь: кто такое — сын моей матери, но не я?» «Да чушь это какая-то — сын твоей матери, это ты и есть!» «А вот и нет — это же брат Косыгина!».
Политический анекдот распространял свое действие и на дипломатическую сферу — например, официальное объявление: «Вчера Министр иностранных дел СССР Громыко принял английского посла за французского и имел с ним продолжительную беседу…». Героями анекдота могли оказаться при этом и политические деятели других стран: Летели в самолете после сессии ООН американский президент Джон Кеннеди, премьер-министр Израиля Голда Меир и советский лидер Никита Хрущев. Мирно беседуют. Вдруг начинается страшная гроза и в самолете появляется ангел. «Господа, — говорит он, сейчас произойдет катастрофа и даже Бог не в силах ее предотвратить; единственное, что он может сделать из уважения к вам — это исполнить ваши последние желания. Он послал [10] меня, чтобы узнать, каковы они. Импульсивный Хрущев сразу же воскликнул: «Мое последнее желание — уничтожить капитализм во всем мире!». «Тогда, — принял вызов Кеннеди, — мое последнее желание — уничтожить социализм во всем мире!». «Уважаемый ангел, — сказала Голда Меир, — если Бог исполнит желания этих двух господ, мне, пожалуйста, чашечку кофе…».
Характерно, что в последние десять — пятнадцать лет в России почти совсем исчез политический анекдот, и понятно, почему: сегодня можно свободно и с любой степенью иронии и сарказма, шаржа и карикатуры изображать в прессе и на телевидении любых политических деятелей, включая Президента страны, не говоря уже о действиях парламента, правительства и местных властей, и, значит, нет социальных условий, порождающих политический анекдот как фольклорную форму общественного сознания. Но на авансцену вышел другой его жанр —эротический.
Хотя и в этой сфере обретенная в нашей стране свобода слова и зрелищ отрыла простор не только для эротики и даже использования нецензурной лексики, все же освобождение общественного сознания от ханжеских запретов, господствовавших у нас более полувека (вспомним типичнейшее восклицание одной ленинградской дамы в ходе телевизионной передаче советско-американского культурного диалога: «У нас нет секса!»), привело к тому, что анекдот «переключился» с политической тематики на эротическую — форма анекдота, и в силу его остроумия и благодаря тому, что его «неприличное» содержание и даже словечки матерного языка психологически оправдывались безличным, народным их представлением («это же не я говорю, а народ, я только пересказываю и потому за содержание и форму рассказа не отвечаю…»). Одной из самых популярных тем стал сюжет «муж неожиданно возвращается из командировки и застает супругу в постели с любовником»; два варианта разрешения данной ситуации: 1) он выбегает в растерянности на улицу, не знает, куда идти и что делать, а тут подходит к нему друг и спрашивает: «Ты что такой расстроенный, что случилось?» «Да вот, мог раньше времени вернуться из командировки, отбил жене телеграммку, мол приеду тогда-то, а прихожу домой и застаю эту блядь с любовником!». «Не расстраивайся так, — утешает его друг, — может она не блядь, а просто телеграмму не получила». 2) другой вариант: жена, увидев вошедшего в спальню мужа, [11] нимало не смутившись, закричала: «Ну иди уже сюда, босяк, посмотри, как это нужно делать!».
Особенно интересным для понимания фольклорной природы анекдота является яркое выражение в этом его жанре структур национальной психологии. Эротический сюжет интересен не сам по себе — рассказываемые ситуации сами по себе примитивны и недостойны ни нравственного, ни эстетического внимания — он порождается парадоксальной психологической мотивировкой поведения, а ее психологическая структура оказывается не столько индивидуальной, сколько национальной. Вот типично русский вариант эротического анекдота:
Идет в лесу по тропинке солдат, а навстречу молодка, на руках держит младенца. Тропинка узкая, столкнулись они, остановились. Она говорит: «Солдатик, солдатик, я тебя боюся…». Он наивно недоумевает: «Чe ты дура боисься, ты ж с младенцем.» — «Да я его полoжу…» — потупив взор отвечает молодка.
Вот характерная для еврейского чувства юмора трактовка эротического сюжета:
Следующий анекдот
Установите соответствие между примерами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) премьера музыкального клипа поп-звезды
В) фестиваль песенного творчества коренных народов Севера
Г) выставка картин художника-акциониста
Д) издание журнала о новостях телевидения и жизни популярных телеведущих
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А) премьера музыкального клипа поп-звезды — 3) массовая, так как имеет коммерческую направленность, ориентированы на массового потребителя.
Б) анекдоты — 1) народная, так как они анонимны и просты по содержанию.
В) фестиваль песенного творчества коренных народов Севера — 1) народная, так как песни народов Севера отражают культуру определенного этноса, анонимны.
Г) выставка картин художника-акциониста — 2) элитарная, так как сложна по содержанию и ориентирована на узкую группу знатоков и любителей.
Д) издание журнала о новостях телевидения и жизни популярных телеведущих — 3) массовая, так как имеет коммерческую направленность, ориентированы на массового потребителя.
Следующий анекдот
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись.
Обобщающим понятием этого ряда является «духовная культура». Наука, образование, литература, живопись — это формы культуры.
Ответ: духовная культура.
Ответ: духовнаякультура Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Источник: ЕГЭ по обществознанию 05.05.2014. Досрочная волна. Вариант 3. Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Дарья Счастная 05.12.2016 11:55А как фундаментальная наука относится к духовной культуре?
Валентин Иванович КириченкоДуховная культура включает в себя процесс духовного творчества, ее результатом являются произведения искусства, научные открытия.
Задания Д1 № 11290Запишите слово, пропущенное в таблице.
Разновидности культуры
доминирующей культуры и противопоставляющие
Ответ: контркультура Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задания Д2 № 3469Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Героический эпос, анонимность произведений, коллективность творческого процесса, народная культура, фольклорный коллектив.
Все представленные понятия характеризуют народную культуру.
Ответ: народная культура.
Ответ: народнаякультура Предметная область: Человек и общество. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задания Д27 C4 № 4407Один из уроков в 10 классе прошёл на выставке в историческом музее. Школьникам показали изготовленные крестьянками кружева, ткани, одежду - для праздников, будней, торжественных событий, а также сделанные в домашних условиях глиняные фигурки животных в виде свистулек. Предположите, к какой форме культуры относятся выставленные произведения, и укажите, по какому признаку это можно определить. Назовите любые два не отражённых в условии признака данной формы культуры.
В правильном ответе должны быть указаны:
- это народная форма культуры
Доказательство: "изготовленные крестьянами. в домашних условиях"
Могут быть приведены следующие признаки:
- Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
- Может быть индивидуальной, групповой, массовой.
- Связана с религиозной субкультурой.
- Является частью мировой культуры.
- Примером народной культуры является фольклор.
Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 2. Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задания Д2 № 9010Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Искусство; наука; образование; мораль; культура.
Все представленные понятия — это сферы культуры.
Ответ: культура Раздел кодификатора ФИПИ: 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры Задание 3 № 9585Установите соответствие между характерными чертами и разновидностями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков
Б) ориентация на запросы широкого круга потребителей
В) коммерциализация духовной деятельности
Г) приоритетное развитие развлекательных жанров
Д) сложность содержания и художественных форм
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства». Элитарная культура предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия. К элитарной культуре можно отнести авангардные направления в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово успешной и перейти в разряд массовой культуры. Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень ее потребителей, но в то же время сама постепенно поднимается на более высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо интенсивнее, чем второй.
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.
А) направленность произведений преимущественно на ценителей и знатоков — элитарная.
Читайте также: