Девиз гладиаторов древнего рима
Обновлено: 13.12.2024
Гладиаторы выходили со словами словами «Ave Caesar, morituri te salutant» (Здравствуй, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя) .
Остальные ответы
По поводу предыдущего ответа - это приветствие гладиаторов при выходе на арену, а девизом их было выражение "Кровь и честь! " (sanguis et honor).
Тот, кто это украдет, пусть умрет страшной смертью, вариться ему в адовом котле; болеть ему падучей и лихорадкой; да будет он четвертован и повешен. Аминь.
(Надпись на книге XIII века, хранится в Британском музее)
Requiescat in pace! сокращенно R.I.P.
Пусть покоится в мире!
(Латинская надгробная надпись)
Res sacra miser
(Надпись на здании благотворительного общества в Варшаве)
Sapere aude!
Дерзай быть мудрым!
(Девиз философа Канта, девиз школы в Манчестере и проч. Источник: «Послания» Горация)
Scientia est potentia
Знания — сила; в науке — мощь
(Источник: «Новый Органон» Ф. Бэкона, XVII век)
Scientia vincere tenebras
Знанием побеждать тьму
(Девиз Брюссельского университета)
Scio me nihil scire
Я знаю, что ничего не знаю
(Формула сократовской мудрости, приводится в «Апологии Сократа» Платона)
Silentium!
(Надпись в столовой капуцианского монастыря)
Sine ira et studio
Без гнева и пристрастия
(Девиз «Независимой газеты». Источник — древнеримский историк Тацит)
Sit tibi terra levis
Пусть тебе земля будет легка
(Обычная форма латинских наддробных надписей)
Sub rosa
(Т. е. секретно. Роза у древних римлян была эмблемой тайны; если розу подвешивали над пиршественным столом, это означало, что о сказанном здесь надо молчать. Впоследствии роза изображалась на потолке комнаты для закрытых совещаний, а также на решетке католической исповедальни)
Summa cum pietate
С величайшим уважением
(Формула посвящения кому-либо)
Sustine et abstine!
Выдерживай и воздерживайся!
(Девиз древнегреческих стоиков. Источник: Эпиктет)
Tantum possumus, quantum scimus
Мы можем столько, сколько мы знаем
(Девиз естествоиспытателей. Источник: Ф. Бэкон, «О достоинстве и приращении наук»)
Tibi et igni
(Т. е. прочти и сожги)
Totus mundus agit histrionem
Весь мир играет комедию
(Надпись на фронтоне Шекспировского театра «Глобус»)
Ultimam cogita!
Думай о последнем часе!
Ultima forsan
Может быть, это твой последний (час)
Ultima multis
Для многих — последний (час)
(Христианская надпись на циферблате часов)
Ubi vita, ibi poesis
Где жизнь — там поэзия
(Девиз русского критика Н. И. Надеждина, XIX век)
Virtute et constantia
Доблестью и постоянством
Vita sine liberate, nihil
Жизнь без свободы — ничто
(Девиз Ромена Роллана)
Vivere est cogitare
Жить — значит мыслить
(Девиз Вольтера. Источник: «Тускуланские беседы» Цицерона)
Vivere est militare
Жить — значит бороться
(Девиз Сенеки, «Нравственные письма к Луцилию»)
Vulnerant omnes, ultima necat
Ранят все, последний (час) убивает
(Надпись на циферблате башенных часов в Средние века)
5. Русско-Татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества
5. Русско-Татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И. Г. Спасский сообщает нам: На одной стороне первых денег Московского княжества написано по-русски имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится татарская
6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества
6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И.Г. Спасский сообщает следующее: «На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится
О церковно-славянском и латинском языках
О церковно-славянском и латинском языках В начале XII века в результате Первого крестового похода и распространения римской=греческой веры (христианства) по всему континенту, границы Римской=Византийской империи резко расширились. Империя стала многонациональной
Глава 6. Одежда, цвета, эмблемы
Глава 6. Одежда, цвета, эмблемы Средневековая цивилизация – цивилизация символов. Слова, жесты, привычки – все имело как явный, так и скрытый смысл. Одежде, так же как еде и жилищу – а может, и в большей степени, – придавалось социальное значение. Обычно одевались в
Крест и эмблемы
Крест и эмблемы Различие между монастырскими каппой и куколем, с одной стороны, и плащом — с другой подчеркивалось тем, что с первыми сочетался наплечник (scapulaire), а со вторым — эмблема. По мнению Шарля де Мирамона, «принятие крестоносного креста стало лабораторией
Девизы шведских правителей
Девизы шведских правителей Густав Ваза:– Вся власть от Господа.– Если Господь с нами, то кто же против нас.– Блажен тот, кто боится Господа.– Земля принадлежит Господу.Эрик XIV: Господь дает, кому пожелает.Юхан III: Господь – наш защитник.Сигизмунд:– За право и народ.–
ИЗМЕНЕНИЯ НА ЛАТИНСКОМ ЗАПАДЕ
ИЗМЕНЕНИЯ НА ЛАТИНСКОМ ЗАПАДЕ Фундаментальные сдвиги, происшедшие в латинской Европе, также помогли разжечь пламя «преобразования» христианской священной войны. Движение крестоносцев зародилось и оформилось в XI веке и начале XII. Но к 1200 году многие существенные черты
6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества
6. Русско-татарские надписи и якобы «бессмысленные надписи» на древних монетах Московского княжества И.Г. Спасский сообщает следующее. «На одной стороне ПЕРВЫХ ДЕНЕГ МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА написано ПО-РУССКИ имя Дмитрия Донского, но на другой стороне находится ТАТАРСКАЯ
Расцветка петлиц по родом войск, эмблемы
Расцветка петлиц по родом войск, эмблемы Войсковую принадлежность обозначали цвета петлиц, фуражек, кантов на обмундировании суконных звезд на зимних шлемах-буденовках и, наконец, эмблемы родов войск и служб.Петлицы для гимнастерок и френчей были шириной 32,5 мм вместе с
Новые звания, погоны, эмблемы, мундиры
Новые звания, погоны, эмблемы, мундиры 9 октября 1943 г. вводятся звания Главного маршала артиллерии, Главного маршала авиации, Главного маршала бронетанковых войск, маршала и Главного маршала войск связи, маршала и Главного маршала инженерных войск.Погоны главных
ШИФРОВКИ, ЭМБЛЕМЫ, НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ
ШИФРОВКИ, ЭМБЛЕМЫ, НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ Эмблемы родов войск или служб носились на плечевых погонах-хлястиках у оката рукава. Офицеры эмблемы на плечах в то время не носили, но некоторые генералы и офицеры в память о полках, где служили прежде, прикрепляли эмблемы рода войск
Девизы правления – не только для императоров
Девизы правления – не только для императоров Реализуя стратегию сяокан, преемники Дэн Сяопина выдвигали в ее контексте собственные тактические программы. Традиция создания краткого лозунга, передающего главный смысл текущей политики, уходит корнями в глубины
"Хлеба и зрелищ" — таков был лозунг древнеримского народа. Зрелища при этом были весьма своеобразными, кровавыми. Взять хотя бы те же самые гладиаторские бои, в которых бились не на жизнь, а на смерть. Причем в боях участвовали не только мужчины, но и женщины. Этому есть вполне надежные исторические доказательства.
"Люди меча"
Мы знаем, что гладиаторы, "люди меча" (так их называли в Риме), сражались в Риме на потеху публики. И гладиаторами часто становились военнопленные. На арену иногда попадали преступники, а также добровольцы-бедняки, надеявшиеся заработать в этом кровавом спорте много денег.
Как же невольников заставляли драться на арене? Будущим гладиаторам говорили: "Либо ты убьешь противника, либо мы убьем тебя", — и тогда они были готовы сражаться из чистого инстинкта самосохранения. Хотя случалось и так, что они изыскивали способы собственноручно покончить с собой или "сражались без злости" и попросту давали себя убить. Этим, видимо, их жизнь была совсем противна.
Но были и такие, кто преуспевал в этом жестоком деле, накапливал деньги, выкупался на свободу и даже становился тренером гладиаторов, а то и владельцем гладиаторской школы! И все-таки их жизнь была весьма незавидной (хотя для кого-то и совсем наоборот!), поскольку, подписав контракт, они должны были беспрекословно подчиняться суровой дисциплине своей новой профессии.
Ну, а потерю свободы, пусть нередко и временную, они должны были подтвердить клятвой, что теперь их можно "жечь, вязать, сечь и казнить мечом". Впрочем, они имели полное право в любое время расторгнуть этот контракт, если только… они могли заплатить выкуп, ведь их содержание и обучение требовало денег и немалых.
Рабов, обучавшихся в гладиаторских школах, содержали в крохотных каменных камерах, выпуская их оттуда только для тренировок. Для того, чтобы во время тренировок с использованием настоящего оружия не случилось никаких неприятностей и чтобы рабы не попытались сбежать, двор для упражнений окружала стража, вооруженная луками со стрелами.
Сначала бойцы упражнялись с деревянными мечами и копьями, затем переходили на затупленное оружие, а затем на более тяжелое оружие, чтобы впоследствии им было легче управляться с обычными мечами и копьями на арене.
В ночь перед состязанием содержатель школы обычно устраивал пир для бойцов. В древние времена содержатель или тренер, как правило, был и владельцем гладиаторов, но впоследствии правительство запретило такую практику на том основании, что слишком опасно, когда в подчинении у одного человека находится до 5000 обученных вооруженных людей.
Арены кровавый песок…
Представление начиналось рано утром, но поначалу исполнялись чисто цирковые номера, в основном, с участием дрессированных животных. Затем следовали бои со зверями. Вооруженные гладиаторы старались убить зверей, не дав им убить или искалечить себя. Однако толпа с нетерпением ожидала, когда же начнутся настоящие гладиаторские бои и можно будет делать ставки на тех или иных бойцов и одобрительно вопить при виде того, как гладиаторы гибнут один за другим.
После показательных выступлений трубы возвещали о выходе гладиаторов на арену. Те приветствовали императора в его персональной ложе криками: "Ave imperator! Morituri te salutant!" ("Да здравствует император! Идущие на смерть приветствуют Тебя!").
Порядок сражений определялся жребием. Противники могли иметь одинаковое вооружение, но порой толпе хотелось увидеть неравный поединок. Например, ретиарий был вооружен шлемом, кинжалом и трезубцем, а также большой сетью. Против него могли выставить секутора с мечом, щитом, гладким шлемом без выступающих деталей, чтобы затруднить броски сетью, но ограничивающим обзор, металлическими наголенниками и доспехом для той руки, в которой он держал меч.
"Фракийцы" и "самниты" изображали древних врагов Рима, с которыми ему прошлось долго воевать. Поэтому поединки гладиаторов в этом снаряжении у римлян долгое время были особенно популярны.
Бойцы кружили друг вокруг друга, выжидая, когда соперник сделает ошибку. Ретиарий старался опутать секутора сетью. Если он делал неудачный бросок, то мог подтащить к себе сеть за веревку, которую держал в руке. В то же время ему приходилось отражать удары меча трезубцем, при этом пытаясь поразить противника кинжалом. Проводились также бои гладиаторов-всадников и гладиаторов на колесницах, в том числе и с применением лассо.
Победитель получал золотую или серебряную награду, венок или просто деньги. Если проигравший был еще жив, но слишком изранен или изнурен для того, чтобы продолжать бой, он мог воззвать к императору, который обычно позволял толпе решать, достоин ли он пощады или нет.
Хороший боец мог рассчитывать на медицинскую помощь, но гладиатора, не понравившегося толпе, обычно убивали на месте и оттаскивали его труп с арены. Пятна крови засыпали свежим песком, и начинался следующий поединок.
Лозунг черни, лозунг дня: "Хлеба и зрелищ!"
Подобные развлечения все чаще затягивались на несколько дней, чтобы все желающие могли полюбоваться на кровопролитие. В какой-то момент чуть ли не половина всех дней в году превратилась в "праздник" для толп безработных бедняков. Для того чтобы ублажить их и удержать от бунтов, в жертву приносились десятки тысяч людей. Лозунг "Хлеба и зрелищ!" стал едва ли не девизом правительства, готового предоставить простонародью бесплатное угощение и развлечение, лишь бы на улицах было спокойно.
Однако распространение христианства со временем лишило такие развлечения популярности, и в правление Гонория гладиаторские бои были запрещены. Впрочем, ловля и истребление диких животных продолжались. Вполне возможно, что именно от этих забав ведут свое начала бои быков, и поныне популярные в юго-западной Европе.
Гладиаторы-женщины
Интересно, что гладиаторами были не только мужчины, но и женщины, причем последние куда чаще шли на это по своему собственному желанию в поисках сильных ощущений, а никак не из-за бедности, как многие мужчины! Своей ловкостью и отвагой они нередко превосходили многих мужчин. До нас дошли и барельефы с изображением "амазонок", их описания, сделанные современниками, в том числе и в поэтической форме, и даже римские законы, которыми сами римляне стремились ограничить подобные женские "чудачества".
Существуют также свидетельства, что одна такая "дама" сражалась, стоя на колеснице. Обычно женщины сражались против женщин, но бывали и такие игры, в которых женщины бились с мужчинами.
Судя по дошедшим изображениям и описаниям, снаряжение женщин-гладиаторов не отличалось от того, что носили гладиаторы-секуторы, то есть было достаточно тяжелым! Так, гладиаторши на барельефе из Галикарнаса имеют наруч из пластинок на правой руке от запястья до плеча, наголенник на левой ноге, широкий кожаный пояс и прямоугольный щит. Шлемов на головах у них нет и обе дерутся с обнаженной грудью.
Однако, судя по сохранившимся текстам, шлемы, причем тяжелые, без скидок на пол, гладиаторши также носили, что как раз и соответствует вооружению секуторов либо гапломахов.
Нельзя сказать, чтобы своей популярностью женщины-гладиаторы превзошли мужчин, отнюдь нет. Более того, многие римляне при всей их развращенности были настолько шокированы тем, что дочери преторов и даже консулов выходят на арену, что активно протестовали против таких зрелищ, которые они считали непристойными.
Но простолюдины, а таких в Риме, как и везде, всегда было большинство, напротив, находили выступления полуобнаженных женщин очень привлекательными. Любил их и император Домициан (81 — 96 гг. н. э.), который считал, что нет ничего более волнующего, чем бой женщин-гладиаторов ночью, при мерцающем свете факелов.
Конец участию женщин в гладиаторских боях положил император Септимий Север. Он хотя и был грубым солдатом, но считал, что женщинам не следует заниматься столь непристойным делом. Тем более, что именно во время его правления, они получили очень широкое распространение. Но… воля императора оказалась сильнее воли толпы и дорога женщинам на арену была закрыта навсегда!
Ссылаясь на историка Николая Дамасского, ритор Атеней (I век) утверждал, что искусство гладиаторских игр римляне заимствовали у этрусков. Археологические находки пока не подтвердили этого. Среди сохранившихся от этрусков изображений и статуэток можно видеть состязания на колесницах, кулачные бои, акробатов-канатоходцев, но отсутствуют кровавые сражения. За одним исключением - фрески «Игры Персу», на которых изображено, как мужчина с покрытой головой и вооруженный палкой, сражается с собакой. Лицо другого сокрыто маской с надписью Phersu - отсюда латинское persona - «маска». Однако это не гладиаторский бой (ludi), а звериная травля (venatio).
Ссылаясь на историка Николая Дамасского, ритор Атеней (I век) утверждал, что искусство гладиаторских игр римляне заимствовали у этрусков. Археологические находки пока не подтвердили этого. Среди сохранившихся от этрусков изображений и статуэток можно видеть состязания на колесницах, кулачные бои, акробатов-канатоходцев, но отсутствуют кровавые сражения. За одним исключением - фрески «Игры Персу», на которых изображено, как мужчина с покрытой головой и вооруженный палкой, сражается с собакой. Лицо другого сокрыто маской с надписью Phersu - отсюда латинское persona - «маска». Однако это не гладиаторский бой (ludi), а звериная травля (venatio).
В некрополе Пестума, города, основанного древними греками, захваченного луканцами в конце V века до нашей эры, уцелело более 30 фресок на надгробиях, датированных 370-340 годами до нашей эры. Изображения на них подтверждают существование гладиаторских игр в Кампании. Еще богослов Тертуллиан подмечал, что они возникли как следствие похоронного ритуала-искупления с целью воздать почести и умилостивить души в царстве теней. Латинский термин для обозначения гладиаторских игр - munus (munera - мн.ч.) - первоначально имел значение «подношение», «обязанность» в смысле прощения обид (долга) в память об усопшем. А также название самого распространенного вооружения гладиаторов - самнит (samnes) - италийский народ в Кампании.
В некрополе Пестума, города, основанного древними греками, захваченного луканцами в конце V века до нашей эры, уцелело более 30 фресок на надгробиях, датированных 370-340 годами до нашей эры. Изображения на них подтверждают существование гладиаторских игр в Кампании. Еще богослов Тертуллиан подмечал, что они возникли как следствие похоронного ритуала-искупления с целью воздать почести и умилостивить души в царстве теней. Латинский термин для обозначения гладиаторских игр - munus (munera - мн.ч.) - первоначально имел значение «подношение», «обязанность» в смысле прощения обид (долга) в память об усопшем. А также название самого распространенного вооружения гладиаторов - самнит (samnes) - италийский народ в Кампании.
Самым известным гладиатором является фракиец Спартак, хотя о нем дошло довольно мало сведений. Он был либо римским солдатом, отданным за дезертирство в гладиаторы, либо наемником, который сначала занимался разбоем, а потом подался в гладиаторы. В числе гладиаторов были и императоры, например, Тит, Адриан и Луций Вер. Всех превзошел император Коммод (180-192 годы), многим известный по фильму Ридли Скотта «Гладиатор». Павший в результате заговора в 31 год, он успел провести 1000 боев, 365 - при жизни отца, а остальные - будучи единоличным правителем. Особенно гордился тем, что как секутор мастерски бился с мечом в левой руке.
Самым известным гладиатором является фракиец Спартак, хотя о нем дошло довольно мало сведений. Он был либо римским солдатом, отданным за дезертирство в гладиаторы, либо наемником, который сначала занимался разбоем, а потом подался в гладиаторы. В числе гладиаторов были и императоры, например, Тит, Адриан и Луций Вер. Всех превзошел император Коммод (180-192 годы), многим известный по фильму Ридли Скотта «Гладиатор». Павший в результате заговора в 31 год, он успел провести 1000 боев, 365 - при жизни отца, а остальные - будучи единоличным правителем. Особенно гордился тем, что как секутор мастерски бился с мечом в левой руке.
Гладиатор Спикул был мурмиллон, то есть носил шлем с рыбой на гребне (murmillos - «морская рыба, пойманная в сети») и был вооружен мечом-гладиусом (40-50 сантиметров в длину), большим прямоугольным щитом римских легионеров (scutum). Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов. Римский император Нерон подарил Спикулу имущества и дворцы. Перед своей гибелью Нерон, сообщает Светоний, «бросился искать гладиатора Спикула или любого другого опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, но никого не нашел».
Гладиатор Спикул был мурмиллон, то есть носил шлем с рыбой на гребне (murmillos - «морская рыба, пойманная в сети») и был вооружен мечом-гладиусом (40-50 сантиметров в длину), большим прямоугольным щитом римских легионеров (scutum). Их выставляли на бои против фракийцев, ретиариев, иногда также против гопломахов. Римский император Нерон подарил Спикулу имущества и дворцы. Перед своей гибелью Нерон, сообщает Светоний, «бросился искать гладиатора Спикула или любого другого опытного убийцу, чтобы от его руки принять смерть, но никого не нашел».
Предположительно, единственный сын вождя херусков Арминия Тумелик (Thumelicus) стал гладиатором. К сожалению, та часть «Анналов» историка Тацита, где подробно говорилось о Тумелике, считается утерянной. Возможно, Тумелик погиб на арене цирка предположительно между 30 или 31 годом нашей эры, когда ему было около 15-16 лет.
Предположительно, единственный сын вождя херусков Арминия Тумелик (Thumelicus) стал гладиатором. К сожалению, та часть «Анналов» историка Тацита, где подробно говорилось о Тумелике, считается утерянной. Возможно, Тумелик погиб на арене цирка предположительно между 30 или 31 годом нашей эры, когда ему было около 15-16 лет.
Спартак и несколько гладиаторов из школы Лентула Батиата в Капуе восстали в 73 году до нашей эры. Мятежники укрылись на горе Везувий, где к ним начали стекаться беглые рабы, пока их количество не достигло примерно 70 тысяч. Одним из трех военачальников восставших, наряду со Спартаком и Криксом, оказался галл или германец под латинским прозвищем Эномай (Oenomaus). По-видимому, кличка дана в честь сына бога войны Марса. В отличие от других военачальников, он погиб на раннем этапе мятежа. Предположительно он пал зимой 73-72 года до нашей эры.
Спартак и несколько гладиаторов из школы Лентула Батиата в Капуе восстали в 73 году до нашей эры. Мятежники укрылись на горе Везувий, где к ним начали стекаться беглые рабы, пока их количество не достигло примерно 70 тысяч. Одним из трех военачальников восставших, наряду со Спартаком и Криксом, оказался галл или германец под латинским прозвищем Эномай (Oenomaus). По-видимому, кличка дана в честь сына бога войны Марса. В отличие от других военачальников, он погиб на раннем этапе мятежа. Предположительно он пал зимой 73-72 года до нашей эры.
Ланиста - учитель и хозяин школы гладиаторов в Капуе Гней Корнелий Лентул Батиат, или Ватия (Gnaeus Cornelius Lentulus Batiatus, или Vatia), ранее и сам был гладиатором. Школы гладиаторов с их жестокими наказаниями более походили на тюрьмы, чем на центры обучения боевым искусствам. В каморках без окон, площадью три-четыре квадратных метра, ютилось по два человека. Особое значение придавали способности сражаться левой рукой.
Ланиста - учитель и хозяин школы гладиаторов в Капуе Гней Корнелий Лентул Батиат, или Ватия (Gnaeus Cornelius Lentulus Batiatus, или Vatia), ранее и сам был гладиатором. Школы гладиаторов с их жестокими наказаниями более походили на тюрьмы, чем на центры обучения боевым искусствам. В каморках без окон, площадью три-четыре квадратных метра, ютилось по два человека. Особое значение придавали способности сражаться левой рукой.
Одним из лучших гладиаторов Капуи своего времени был воспитанник школы Лентула Батиата кельт Гай Ганник (Gaius Gannicius), у Плутарха и Фронтина упоминается как Гай Канниций (Cannicum и Cannici). Храбро сражавшийся Гай погиб в бою недалеко от города Регия, располагавшегося в южной части Апеннинского полуострова.
Одним из лучших гладиаторов Капуи своего времени был воспитанник школы Лентула Батиата кельт Гай Ганник (Gaius Gannicius), у Плутарха и Фронтина упоминается как Гай Канниций (Cannicum и Cannici). Храбро сражавшийся Гай погиб в бою недалеко от города Регия, располагавшегося в южной части Апеннинского полуострова.
Кельтский гладиатор Крикс (в переводе с галльского языка Crixus, или Krixos, означает «курчавый») вместе со Спартаком бежал из гладиаторской школы в Капуе и стал одним из наиболее известных предводителей крупного восстания рабов. Отряд под его командованием по до конца невыясненным обстоятельствам вместе со своими кельтскими и германскими сподвижниками отделился от Спартака. В 72 году до нашей эры был разбит в Апулии римскими войсками консула Луция Геллия Публиколы и убит. В честь убитого Спартак устроил жертвоприношение с поединками гладиаторов, которыми стали 300 или 400 римских пленников, вынужденных резать друг друга у погребального костра Крикса. На рисунке с трезубцем и сетью - ретиарий.
Кельтский гладиатор Крикс (в переводе с галльского языка Crixus, или Krixos, означает «курчавый») вместе со Спартаком бежал из гладиаторской школы в Капуе и стал одним из наиболее известных предводителей крупного восстания рабов. Отряд под его командованием по до конца невыясненным обстоятельствам вместе со своими кельтскими и германскими сподвижниками отделился от Спартака. В 72 году до нашей эры был разбит в Апулии римскими войсками консула Луция Геллия Публиколы и убит. В честь убитого Спартак устроил жертвоприношение с поединками гладиаторов, которыми стали 300 или 400 римских пленников, вынужденных резать друг друга у погребального костра Крикса. На рисунке с трезубцем и сетью - ретиарий.
Историкам неведома точная дата отмены munera. В первые десятилетия V века гладиаторские игры не проводились, постоянно устраивалась травля диких животных. В 523 году в уже начавшемся разрушаться Колизее прошла последняя зрелищная охота. Еще несколько зрелищных охот провели в VII веке в Константинополе. Их сменяют зрелища с участием канатоходцев и акробатов. В наши дни ежегодно, обычно в весенне-летний период и чаще всего на европейском уровне, различные итальянские и прочие ассоциации устраивают театрализованные гладиаторские сражения, воспроизводя бои близко к минувшим баталиям.
Историкам неведома точная дата отмены munera. В первые десятилетия V века гладиаторские игры не проводились, постоянно устраивалась травля диких животных. В 523 году в уже начавшемся разрушаться Колизее прошла последняя зрелищная охота. Еще несколько зрелищных охот провели в VII веке в Константинополе. Их сменяют зрелища с участием канатоходцев и акробатов. В наши дни ежегодно, обычно в весенне-летний период и чаще всего на европейском уровне, различные итальянские и прочие ассоциации устраивают театрализованные гладиаторские сражения, воспроизводя бои близко к минувшим баталиям.
Читайте также: