Законы и загадки психики человека

Обновлено: 04.11.2024

Когда я закончил работу над школьным учебником «Биология. Человек», то понял, что всех основных знаний об особенностях организма человека, которые накоплены наукой, все равно не описать и не вместить в учебник. Да и не нужно. Далеко не каждый школьник столь глубоко интересуется данным учебным предметом или конкретной темой, что будет копаться в библиотеках и на книжных развалах.

Ограниченность объема любого учебника, к сожалению, вынуждает авторов излагать уже утвердившиеся в науке «положительные» знания, а современный школьник порой просто не имеет достаточно времени, чтобы задуматься, усомниться, порассуждать, что очень важно для развития навыков творческого мышления.

Вот, пожалуй, одна из основных причин, объясняющих, почему я взялся написать небольшую книжку рассказов, темы которых выходят за страницы учебника и традиционных учебных программ. В этих рассказах затронуты спорные, еще не решенные наукой проблемы, связанные с так называемыми таинственными явлениями человеческой психики.

Другая причина, которая заставила меня работать над этой книжкой, состоит в том, что я разделяю беспокойство многих ученых по поводу того, что в нашей стране широко и беспрепятственно распространяются и пропагандируются всевозможные псевдонауки и верования в так называемые паранормальные явления. Вспомните, например, многочисленные статьи, рассказывающие на полном серьезе о сеансах какой-нибудь ворожеи или «целительницы», которая «приваживает любимого по фотографии», «излечивает от алкоголизма и других заболеваний» и т. д. В средствах массовой информации не прекращается «шабаш» колдунов, магов, прорицателей и пророков. Все это представляет собой серьезную угрозу для нормального духовного развития всей нации. Создана комиссия Российской академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

Любопытство всегда отличало молодых людей (и это хорошо), но так как у них еще не сформировано четкое и определенное собственное мировоззрение, им бывает трудно самим разобраться, где шарлатанство и обман, а где нет. Однако при этом нельзя забывать и о том, что не все удивительные способности человека современная наука в состоянии объяснить. Некоторые вопросы уже находят объяснения в процессе научных исследований, а результаты этих исследований, в свою очередь, порождают новые загадки и вопросы. Отсюда и название книги «Загадки и тайны психики».

Наконец, важная особенность моих рассказов заключается в том, что в них описываются события, личным свидетелем и участником которых я был. В некоторых случаях сведения, которые я использовал в рассказах, получены из достоверных и авторитетных источников.

Учитывая то обстоятельство, что эта книжка не учебник, я прошу иметь в виду, что толкование тех или иных «таинственных явлений» носит исключительно авторский характер.

Академик Российской академии образования,

заслуженный работник высшей школы РФ,

лауреат Государственной премии Правительства РФ

Человек за рулем

Может быть вам приходилось когда-либо наблюдать за работой мастера, будь то слесарь, плотник, столяр или представитель любой другой специальности, обладающий навыками высочайшего профессионального мастерства. Вспомните, как совершенны, ловки и, я бы сказал, артистичны все его движения. Порой даже забываешь, что в основе этой кажущейся легкости лежит тяжелый физический труд.

Издавна на Руси ценились молодецкая сила, выносливость и сноровка – основные качества, необходимые для нелегкого крестьянского труда. Мастера воспитывались долго: в течение многих лет они с завидным упорством овладевали секретами своего дела, вырабатывали профессиональные умения и навыки. Недаром русская пословица гласит: «Навык мастера ставит». С помощью довольно простых орудий – топора, пилы, молотка – были созданы настоящие произведения искусства, до сих пор восхищающие и радующие нас. С течением времени простые орудия труда, использование которых требовало значительных мышечных усилий, постепенно стали вытесняться сложными техническими приспособлениями, позволяющими не только облегчить физическую работу, но и значительно сократить затраты времени на изготовление того или иного предмета. Пришел век так называемой научно-технической революции, охватившей все человечество. Теперь собственно двигательное проявление производственной деятельности человека сократилось почти до минимума. Сложнейшие автоматизированные системы управления заменили не только физический, но отчасти и умственный труд (вспомните совершеннейшие компьютеры!). На смену силе и удали человека пришли его интеллектуальные качества: знания, умения, способность быстро принимать своевременные и единственно правильные решения. Но легче ли от этого стал сам процесс выработки профессионального навыка? Давайте попробуем разобраться с этим вопросом на примере работы водителя автомобиля.

Наверняка, многим из вас доводилось ездить с опытным водителем. Как правило, профессиональные водители – высококвалифицированные специалисты, мастера своего дела. Они с легкостью, виртуозно управляют этой сложной техникой, движения их рук и ног едва заметны. Несмотря на то, что движение транспорта на магистралях таких больших городов, как Москва, Петербург, очень напряженное, многие профессионалы, например таксисты, любят во время езды разговаривать, слушать радиопередачи, но при этом они уверенно ведут машину. Человек, только начинающий водить машину, оценивает это как высший класс!

Попытаемся «разложить по полочкам», из чего же состоит работа водителя? Оставим в стороне чисто мышечную деятельность: включение и выключение разнообразных рычагов управления машиной, повороты руля на необходимый угол и т. п. Эти операции требуют минимальных физических усилий. Большая же часть времени водителя уходит на решение чисто интеллектуальных задач, которые условно можно разделить на три категории:

1) четкая ориентировка в окружающей обстановке (знание правил дорожного движения, внимательное слежение за всей ситуацией на проезжей части дороги: сигналы, знаки, общественный транспорт, другие автомашины и конечно же пешеходы);

2) четкое знание особенностей управления автомобилем (а надо помнить, что у каждой машины есть свой, индивидуальный «характер»);

3) способность принимать четкие решения по поводу своих предстоящих действий (эту категорию задач можно считать функцией от двух предыдущих).

Но ведь в каждый момент от водителя требуется одновременное решение всех этих задач, а для этого у него очень мало времени – ситуация на дороге постоянно изменяется. Вот этот-то недостаток времени для принятия единственно правильного решения и оказывается самой большой трудностью – камнем преткновения – для начинающих водителей. Поэтому на первых шагах неопытному водителю следует выставлять на своей машине знак-предупреждение, увидев который опытные водители поймут: «Внимание! На дороге новичок!» – и постараются не приближаться к его машине или поскорее ее объехать.

Я вспоминаю показательный случай из своей водительской практики. Как-то раз мой друг, который только недавно приобрел автомобиль, с гордостью предложил довезти меня до института, где в тот день открывался интересующий нас обоих научный симпозиум. Я к тому времени был уже довольно опытным водителем, с определенным «профессиональным стажем», поэтому друг попросил меня немного помочь ему. Дело в том, что он еще испытывал значительные трудности при одновременном слежении и за ситуацией на дороге, и за многочисленными дорожными знаками, поэтому он попросил меня сообщать ему обо всех дорожных знаках, которые встретятся нам на пути. При этом я не должен был вести никаких отвлекающих разговоров.

Я решил попробовать, даже не подозревая, с какими непредвиденными сложностями придется столкнуться. То перед нами неожиданно вспыхивал красный сигнал светофора, и мы не успевали «по цепочке» на него отреагировать; то, наоборот, в нерешительности останавливались там, где проезд был открыт, вызывая громкие возгласы недоумения водителей машин, едущих за нами. Я уже и не помню, как мы в конце концов доехали, но к началу симпозиума мы опоздали. Да и весь наш вид оставлял желать лучшего: друг мой был бледен, то и дело вытирал пот со лба, у него сильно болела голова, мне же от такой поездки тоже было явно не по себе. Только потом я понял, что подобное «разделение обязанностей» и было нашей самой главной ошибкой: мгновенное решение должен принимать сам водитель, одновременно и целостно оценивая всю ситуацию на дороге. При этом все двигательные и интеллектуальные навыки выполняются как бы автоматически, без контроля сознания, на подсознательном уровне. Но данное умение приходит только с опытом! Сейчас мой друг стал великолепным водителем, уверенно управляющим машиной. И встречаясь с ним, мы часто с улыбкой вспоминаем этот смешной эпизод из нашей шоферской жизни.

Следующая загадка

Воспоминания человека воспринимаются нами как киноленты, которые хранятся в нашей голове подобно файлам в компьютере. Однако, это не совсем так. Психика человека устроена так, что, вспоминая что-либо и прокручивая воспоминание в голове с каждым новым разом мы меняем детали. Это объясняется тем, что каждый раз нервные пути активизируются по-разному.

2. Феномен «Слепота внимания».

Заключен в том, что, когда все внимание человека направленно на какой-либо определенный процесс, то мозг автоматически исключает из зоны внимания то, что к этому процессу не относится. Наглядным примером этого факта можно считать эксперимент, в ходе которого людям включают запись видео с установкой посчитать пасы, которые делают люди на видео. При этом участники эксперимента следуют заданной установке, и не замечают необычного явления, происходящего на съемке: человека в костюме гориллы, который неожиданно появляется на экране.

3. Человек может запомнить одновременно не более чем 3-4 предмета.

В соответствии с существующим правилом «числа 7 + - 2», в памяти человека может храниться от 5 до 9 информационных блока. Кратковременная память человека работает приблизительно 20-30 секунд. Спустя это время без повтора информация забывается. Поэтому всем людям сложно удерживать в уме больше 7 цифр. Исключением может показаться телефонный номер, который человек способен помнить долгое время, но и это можно объяснить: номер разбит на части (блоки), что помогает усвоить его на долго.

4. Сложность в восприятии красного и синего цветов.

Этот факт вызван таким явлением как хромостереопсис. Это такая визуальная иллюзия, при которой вызывается раздражение глаз и усталость. Она заключается в иллюзорном приближении/отдалении цветовых пятен.
Проявляется это явление при восприятии красного и синего или зеленого цветов.

5. Люди видят и воспринимают вещи по-разному

Нежавно в коакм покядре рласопоежны бвукы в свлое. Смаое ваожне, это чтбоы певрая и понедсяля бвука блыи на сових мтесах.

Человек сможет понять предложение, даже в случае если все остальные буквы будут перемешать. Потому, что мозг видит слово целиком и не читает каждую букву отдельно.

Это исследование было проведено учеными из Кембриджского университета.

6. Активность мозга во сне

Когда человек спит, его мозг перерабатывает и объединяет события прошедшего дня, ассоциирует их, решает, что запомнить, а что нет. Поэтому для лучшего запоминания выученного материала (например, перед экзаменом), ложитесь спать сразу после его прочтения. Тогда способность мозга поможет во время сна освоить нужную информацию.

7. Человек способен удерживать внимание пристально около 10 мин

7-10 минут – это максимальное время, за которое человек может удержать внимание на каком-либо предмете. Даже при условии, что этот предмет или процесс ему очень интересен. И это просто особенность психики. Спустя этот промежуток внимание ослабеет и будет рассеянным, пока не будет произведен перерыв.

8. Еда, секс, безопасность

Часто ли Вы замечали какое внимание людей привлекают несчастные случаи? Почему так происходит? Опасные ситуации вызывают внимание у человека на подсознательном уровне. Связано это с тем, что безопасность относится к фундаментальным потребностям человека. Точно так же как еда (для продолжения жизни) и секс (для продолжения рода). В связи с этим это те аспекты, на которые человек не может не обратить внимания.

ВЫСШИЙ КЛАСС

Во время Первой мировой было огромное количество контузий, когда физически солдату не было нанесено опасных ранений, но он внезапно терял слух, зрение или возможность говорить. И медики никак не могли найти причину для этого.

Загадки человеческой психики: Тайны смертельного страха - страх, ужас, паралич, испуг, психика, сон, смерть

2021-01-02 в 14:53

На протяжении веков люди знали, что очень сильный страх может оказывать физическое влияние не только на психику, но и на тело человека. От страха люди слепли, теряли голос, слух, могли остаться парализованными, а то и умереть. От страха умирали даже такие психически закаленные люди, как опытные солдаты.

О физическом воздействии страха на людей медицина знает уже довольно давно, но впервые с массовыми проявлениями подобного рода столкнулись военные медики на Первой Мировой войне. Сейчас эти симптомы называют конверсионным расстройством и чаще всего считают следствием сильного стресса.

Еще раньше в истории врачи сталкивались с последствиями сильного страха в виде паралича конечностей или даже сильных спазмов мочевого пузыря у людей, которые испытывали страх перед ведьмами. Случалось это в тот период средневековья, когда шла печально известная охота на ведьм.

Случай из Нового Завета


Пожалуй, самый необычный (и на удивление малоизвестный) случай конверсионного расстройства описан в Новом Завете. История описана в книге Деяний апостолов и рассказывает, как апостол Павел однажды вступил в противостояние с магом Вариисусом (Елима) на Кипре.

Апостол Павел наседает на Елиму и высказывает ему то, что выглядит как проклятие: "Ты враг всякой правды. вот Рука Господа на тебе и ты будешь слеп, не видя солнца в течении некоторого времени".

После этого Апостол Павел "пристально смотрит" на Елиму дважды и Елима временно становится слепым. "И тотчас же упали на него туман и тьма, и он ходил, ища того, кто будет водить его за руку".

Покорное ожидание смерти

Покорное ожидание смерти, к примеру при проклятии Вуду, многие так же считают влиянием сильного страха на психику человека. Узнав о том, что его проклял колдун Вуду, жертва почти всегда теряет всякую надежду на иной исход. От страха у нее даже может пойти пена изо рта, жертва слабеет, не может ходить, ложится, отказывается есть и пить, и в течении 1-3 дней помирает.

"Я видел одного закаленного старого солдата, умиравшего медленно, потому что он считал себя околдованным, и никакое питание или лекарства, которые ему давали, не оказывали ни малейшего эффекта ни для сдерживания причиненного ему вреда, ни для улучшения его состояния", - писал в своих мемуарах солдат А. Леонард, побывавший в районе Нижнего Нигера в Западной Африке.

Миссионер Джон Роско видел похожие вещи в Восточной Африке в 1920-х годах. Три туземца во время охоты на леопарда получили легкие ранения и при этом тот, кто пострадал меньше всего, решил, что леопард был вызван магией и что теперь он непременно умрет от его царапин.

В течении всего 24 часов после ранения этот человек скончался, а два его сородича, раненые более тяжело, не считали леопарда магическим проявлением и вскоре выздоровели.

В Австралии один абориген посчитал себя проклятым и уже лежал на смертном одре, когда работавший в этом районе миссионер решил опробовать на нем методику лечения "от обратного". Он нашел того, кто "проклял" жертву и убедил его сказать жертве, что все это было лишь шуткой, а не реальной магией. В итоге жертва поверила и вскоре выздоровела.

Попал в зубы хищнику - умирай

Какова точная физиология крайне сильного страха? Некоторые исследователи считают, что человек или животное, атакованные опасным хищником, инстинктивно "включают" эволюционный механизм под названием "тоническая неподвижность" или "игра опоссума", то есть притвориться мертвым.

Когда человека или животное схватывает нападающий, каудальная вентролатеральная область их мозга генерирует реакцию, которая выглядит как полный коллапс. Тело становится нечувствительно к боли, полностью расслабляется, падает на землю с распростертыми конечностями и запрокинутой шеей. Глаза закрыты, тело слегка подрагивает, мускулы расслаблены, в том числе контролирующие испражнение, конечности не двигаются.

Известный авантюрист и исследователь феномена страха Джефф Уайз считает, что данная эволюционная реакция предполагает, что большинство активных хищников не станут есть добычу, которая выглядит как мертвая, ведь они не падальщики. И он в самом деле уверен в том, что подобный механизм существует.

Уайз приводит в качестве одного из самых ярких примеров случай с миссионером Дэвидом Ливингстоном, который впал в подобное состояние после того, как на него напал лев и сильно прикусил зубами. Когда тело миссионера обмякло и стало выглядеть как труп, лев бросил "неаппетитного" человека и ушел по своим делам.

По словам того же Уайза, если подобное состояние продлиться слишком долго, то человек и в самом деле может умереть, так как частота сердечных сокращений и артериальное давление упадут слишком низко.

Блуждающий нерв


"Проклятие Вуду" требует как минимум одного дня на то, чтобы убить человека, но было множество случаев, когда от ужаса люди умирали буквально в считанные минуты или даже секунды. Причина, по некоторым догадкам, заключается во внезапной чрезмерной стимуляции так называемого блуждающего нерва, ведущего к сердцу.

Подавление блуждающего нерва может быть вызвано большим количеством факторов и страх один из них. Поражение нерва из-за сильного страха может выглядеть как сочетание психического и физического шока и может произойти даже от внезапного похлопывания по плечу сзади или резкого погружения в холодную воду.

Были случаи, когда люди умирали мгновенно во время игры в крикет, когда мяч попадал в зону блуждающего нерва. А еще известен случай из Бирмингема, когда в кустах было найдено мертвое тело маленькой девочки и причиной смерти было названо подавление блуждающего нерва из-за сильного испуга.

Еще известен случай, когда 12-летняя девочка умерла от поражения блуждающего нерва, когда увидела, что ее собака выбежала на дорогу и попала под машину (собака, к слову, не погибла). В другом случае на водителя-пакистанца напали бандиты-расисты, которые не нанесли ему никаких опасных повреждений, однако мужчина скончался из-за сильного испуга.

Умер стоя на ногах

Около 200 лет назад в Лондоне произошел странный случай смерти 9-летнего мальчика. В июле 1811 года мальчик не вернулся домой из школы и пропал без вести. Спустя несколько дней его нашли мертвым в часовне святого Георгия в Паддингтоне.

Тело мальчика стояло вертикально у стены склепа, рядом с гробами, и на плече он все еще держал свою сумку с учебниками. Предполагалось, что мальчик забрел в склеп от любопытства, но при виде гробов так сильно испугался, что его тело застыло в параличе, а потом он умер в течении нескольких минут.


Смерть во сне

Фильмы ужасов из серии "Кошмар на улице Вязов" считаются полной выдумкой, однако внезапные смерти во сне, без каких-либо признаков заболеваний, фиксировались на протяжении многих веков. В частности в научном труде 19 века о природе кошмаров за авторством Роберта Макинтоша и Джона Уоллера были описаны несколько случаев, когда люди умирали во сне с гримасой ужаса на лицах.

В 1970-х и 1980-х годах в США в общине эмигрантов из разоренной войной Камбоджи стали фиксироваться странные смерти во сне. И всегда это были внешне полностью здоровые мужчины возрастом около 30 лет. Их находили по утрам мертвыми в своих кроватях, иногда с гримасой страха на лице.

Исследователь Шелли Адлер, автор книги о сонном параличе, считал, что эти люди умирали из-за того, что к ним во снах приходили их предки, которые злились на них из-за нарушения некоторых религиозных ритуалов, которые было невозможно выполнить в США. Считается, что именно эти странные смерти вдохновили режиссера Уэса Крейвена на создание "Кошмара на улице Вязов".

Следующая загадка

Человеческая психика хранит не меньше загадок, чем глубины космоса, но исследования ученых все же позволяют хотя бы немного приоткрыть завесу тайны.

1. Раньше считалось, что кратковременная память способна хранить не больше 5-9 элементов одновременно. Сегодня ученые настроены ещё более скептически и говорят о 3-4 доступных блоках информации.

2. Сильные эмоции искажают память и создают ложные воспоминания. Это подтвердилось во время опросов очевидцев теракта 11 сентября 2001 года.

3. Если человек боится, что его таланты и способности не будут признаны, он вопреки здравому смыслу намеренно их принижает. Таким образом, он сразу ставит себя в положение, в котором трудно оказаться недооцененным.

4. Способность человека к социальным связям определяется «числом Данбара». Как правило, оно составляет максимум от 100 до 230 человек.

5. Исследования психолога Хайди Халворсон доказали, что люди отдают предпочтение вещам «с историей». По мнению психолога, предвзятое мнение и инерция, подкрепленные страхом перемен, – главные причины, почему люди не пытаются что-то менять в своей жизни.

6. Согласно исследованию Кембриджского университета, «неважно в каком порядке расположены буквы в слове. Самое важное, это чтобы первая и последняя буквы были на своих местах».

7. Большинство людей в незнакомом месте делает поворот направо. Знание этого факта полезно: если вы не хотите быть в толпе или простоять долго в очереди — смело идите налево или занимайте очередь, которая левее.

8. Исследования, проведенные Кливлендским университетом в 1991 году, показали, что те, кто часто опаздывает, намного больше других нуждаются в опеке окружающих и подвержены повышенной тревожности.

9. В психологии есть такой термин как «фундаментальная ошибка атрибуции» – то есть склонность винить поведение других людей внутренними особенностями личности, а свое поведение - внешними факторами.

10. Ученые пришли к выводу, что фобии могут быть воспоминаниями, которые передаются из поколения в поколение с помощью ДНК.

11. Психологи Дэниел Канеман и Амос Тверски в своих исследованиях доказали, что их двух идентичных ситуаций человек выбирает ту, в которой, как ему кажется, потери сводятся к минимуму. Чтобы полностью исключить потери и «порадовать свой мозг», требуется только одно - бездействовать!

12. «Теория 21 дня», в течение которых у человека формируется привычка, была придумана пластическим хирургом Максвеллом Мольцом, но она умозрительна и сейчас опровергнута. Формирование привычки – процесс индивидуальный и может занимать от 18 до 254 дней.

13. Психологические тесты показывают, что большинство людей будут идти вместе с группой и не будут перечить мнению членов группы, даже если считают, что они не правы.

14. Американские ученые провели эксперимент, в котором группа добровольцев 30 дней носила очки, переворачивающие все окружающее с ног на голову. Когда волонтеры сняли очки, они ещё 30 дней привыкали к обычному видению мира, а первое время видели мир перевернутым. Это говорит о том, что даже наше восприятие реальности основывается на устоявшейся привычке.

15. Научные исследования Пентагона доказывают, что человеческий мозг в состоянии беспрерывно воспринимать получаемую информацию (а главное правильно «обрабатывать» ее) всего на протяжении максимум 18 минут. Причем, это касается людей с высокими интеллектуальными способностями.

16. По мнению семейного психотерапевта Роджера С. Гиля, стресс может быть вызван не только проблемами, но и радостными, позитивными моментами в жизни, в том числе и теми, которые человек намеренно «провоцирует». Это значит, что любое изменение «привычного уклада» потенциально может обернуться стрессом.

17. Исследование показало, что если поделиться своими целями с другими, шансы на их достижение снижаются, потому что человек теряет мотивацию.

18. Ум человека способен «переписывать» монотонную, скучную речь собеседника, чтобы информация казалась интересной и лучше воспринималась.

19. По оценкам NSF (Национальный научный фонд США), человеческий мозг производит от 12000 до 50000 мыслей в день.

20. По химическим реакциям романтические чувства неотличимы от обсессивно-компульсивного синдрома.

21. После выхода в 1998 году фильма «Шоу Трумана» психологи стали говорить об одноименном синдроме. Психологи братья Голд описывают его как разновидность политематического бредового расстройства — сочетание бредовых идей преследования с идеями величия.

22. Существует психический феномен, обратный дежавю, и более редкий, под названием жамевю. Он заключается во внезапном ощущении того, что ты сталкиваешься с ситуацией или человеком первый раз, хотя на самом деле они хорошо тебе знакомы. В один ряд с ними можно поставить феномен прескевю — хорошо знакомое многим состояние, когда ты не можешь вспомнить знакомое слово, которое «вертится на языке».

23. Психологические эксперименты доказали, что с одним и тем же заданием люди успешнее справляются в пределах одной комнаты, чем когда конечная цель находится в другой комнате. Это получило название феномена дверного проема.

24. Микропсия — состояние, когда человек воспринимает объекты и предметы существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далёким или чрезвычайно близким в то же самое время. Это отклонение также называется синдромом Алисы в Стране чудес.

25. Один из самых эффективных приемов манипуляции - уловка Бенджамина Франклина. Он любил повторять, что тот, кого вы попросили об услуге, с большей вероятностью сделает это еще раз, нежели тот, кого вы к этому обязали.

26. Большинство наших решений формируются в подсознании, так как наш мозг ежесекундно сталкивается с более чем 11 миллионами индивидуальных битов данных.

27. Сегодня ученые уже не сомневаются в том, что в профессиональном спорте роль психики не менее важна, чем роль физики. Тим Нокс, профессор из Университета Кейптауна, доказал, что мозг имеет подсознательный механизм самосохранения, который запускается, чтобы не дать организму слишком приблизиться к опасным для него пределам. Нокс называет этот механизм «центральным регулятором». По его мнению, усталость является скорее защитной эмоцией, а не отражением физиологического состояния организма.

28. Осознанное копирование внешности и поведенческих черт человека невольно располагает последнего по отношению к подражателю. По словам исследователей, это прибавляет человеку уверенности, льстит его чувству собственного достоинства. В итоге «оригинал» становится зависим от «копии».

29. Окружение способно серьезно влиять на наши решения. Это доказал в 1951 году профессор Питсбургскоро университета, Соломон Эш. Он провел эксперимент, участники которого должны были сравнить длину отрезков разной длины, изображенных на карточках. Выяснилось, что достаточно трех человек, чтобы у испытуемого возник внутренний конфликт, понуждающий его принять точку зрения большинства.

30. Исследования доказали, что ложные воспоминания очень легко создать искусственно. Особенно, если воздействовать сразу на несколько видов восприятия человека (слуховой, зрительный, тактильный).

Следующая загадка

Читайте также: