Закличка загадка 2 класс литературное чтение
Обновлено: 22.11.2024
Сейчас у нас урок литературного чтения! И его проведу у вас я, зовут меня Вероника Рустамовна.
Посмотри внимательно , все ли готовы к уроку.
Поднимите руку, кто готов к уроку.
Прозвенел и смолк звонок.
Друг на друга посмотрели ,
Улыбнулись и тихонько сели.
Желаю вам хорошего настроения.
Дети садяться за парту.
Дети проверяют свою готовность к уроку.
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательно деятельности;
Ребята, а вы знаете, что такое устное народное творчество? Что это? А как вы думаете, почему оно называется устное?
А почему же оно народное?
Давайте мы с вами посмотрим на презентацию. (на презентации изображен цветок, на каждом лепестке, один из видов УНТ)
-Кто прочтет, что написано на лепестках?
-Кто мне скажет, к каком творчеству это относят?
-С каким жанром народного творчества вы недавно познакомились?
Как вы думаете, а это что за вид народного творчества, закличка? Для чего создавались такие маленькие стихотворения-песенки?
Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.
Но на Руси были популярны не только песни. Так например знатоки любил проверять народ на смекалку и логику. Только делали они это определенным способом. Людям описывали предмет, не называя его самого. Они называли его признаки или находили его сходство с другим предметом. И человек должен был отгадать, что это за предмет.
Кто из вас догадался, каким видом устного народного творчества проверяли народ на смекалку и логику?
Так как вы думаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить?
-Да, это творчество народов, отражающая их жизнь.
-творчество передавалась из уст в уста.
-Творчество, созданное не имеющее авторов, а созданное народом.
-пословица, заклика, сказка, загадка, частушка, песня.
-К устному народному творчеству.
-Закличками кликали, то есть призывали весну. И эти небольшие стихотворения пели в хороводах.
-О закличках и загадках.
формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формируем умение слушать и понимать других;
формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
Подготовка к восприятию
Вестниками весны в народе считались птицы. Что бы весна пришла быстрее, к птицам обращались с закличками-веснянками.
Заклички – это стихотворные , чаще песенные просьбы, обращения, а иногда и угрозы к силам природы: солнцу, ветру, дождю, радуге, временам года.
Самыми известными являются весенние заклички, связанные с приходом весны. Считалось, что смена времен года не может произойти сама собой, поэтому народ выходил на улицу звать, встречать, «заклинать», призывать путем заклинаний весну.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
1. Прочитай, отметь, где скороговорка, а где песенка-закличка. Нарисуй, если хочешь, иллюстрацию к любому тексту.
Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели. (Скороговорка)
Синички-сестрички,
Тётки-чечётки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеголята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы на волю полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей верните! (Песенка-закличка)
Следующая загадка
2. Перечитай текст, подчеркни слова, которые говорят, что это небылица. Укажи ⇒ рифмующиеся слова.
Старину скажу стародавнюю,
Небывальщину да неслыхальщину.
Как среди моря овин горит ,
А п о чисту полю корабль бежит .
А то ещё не чудо, не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
По поднебесью медведь летит ,
Ушками, лапками он помахивает,
Серым хвостиком поправливает .
А то ещё не чудо, не диковинка,
А были чудеса и почуднее того:
Как на дубу овца гнездо свила .
Гнездо свила да яичко снесла .
2. Допиши рифмующиеся слова так, чтобы получилась потешка. Раскрась.
Следующая загадка
3. Сочини свою потешку. Запиши.
Как самому сочинить потешку, а также варианты уникальных потешек читайте здесь
4. Запиши пословицу на любую тему.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Следующая загадка
1. Как в песне называют жаворонка? Запиши.
2. Впиши пропущенные слова. Какие просьбы слышатся в песенке-закличке? Подчеркни.
Чувиль-виль-виль,
Жавороночек ,
Принеси ты нам:
Весну красную ,
Красно солнышко ,
Тёпло летушко ,
Зелёный покос ,
Унеси сухой мороз !
3. Реши кроссворд.
1. Птица с ногами-ходулями.
2. Песня ручья.
3. Маленький весенний певец.
4. Песня капели.
4 ∗ . Найди или придумай загадку о весне. Запиши.
3. Собери пословицы. Соедини ⇒.
Терпение и труд ⇒ всё перетрут.
Декабрь год кончает, ⇒ а зиму начинает.
Где труд, ⇒ там и счастье.
Словарик
Скороговорка – короткая фраза со сложным произношением, которая содержит близкие по звучанию звуки. Используется для тренировки правильного произношения.
Многие скороговорки строятся на ту или иную трудную букву для развития правильного произношения.
Песенки-заклички – небольшие песенки для распевания детьми. Могут сопровождаться игровыми действиями, связанными с крестьянским трудом. Весна, лето, осень, зима, солнце, радуга, гром, дождь живут в закличке, как живые существа. В закличках могут обращаться к солнцу, закликать дождь, если его долго нет.
Читайте также: