Загадки точность наблюдения над явлениями жизни

Обновлено: 04.11.2024

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

В зубах очутилось.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: (Слово "неверно”).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Типичная математическая загадка «Поезда»:

Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?

Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:

Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?

Ответ: (На 23 день).

5. Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

Публикации по теме:

«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.

Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.

Общее родительское собрание «Не играй с огнем»

Общее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.

Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.

Понятие малых форм физического воспитания . Понимание малых форм физической культуры Занятия физической культурой в школьные годы способствуют физическому и физиологическому развитию.

Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадкиЗагадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы.

ВложениеРазмер
zagadki.docx 20.03 КБ

Следующая загадка

Следующая загадка

При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Например, малышам хорошо преложить загадки на хорошо знакомую тему, т.е. на ту, где у них уже накопился достаточный словарь, и дети могут свободно высказывать свои предположения.
Что за обедом всего нужнее?

Также для младших дошкольников интересны загадки – продолжения с подробным описанием предмета, которые для старшего возраста слишком просты.
Сама я ледяная.
Моя юбка – кружевная.
Я кружусь как балеринка.
Угадали? Я …

В огороде пусто,
Если нет …
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками.
Косой бес
поскакал в лес.

Вьется веревка,
на конце головка.

Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Есть невидимка:
в дом не просится,
а прежде людей
бежит торопится.

Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг - друга нет.

В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Живой мертвого бьет.
Мертвый во всю мочь орет.

Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.

Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.


Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.
Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.

  • Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
  • Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
  • Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:

  • установить, в общем виде, что нужно искать;
  • установить, где нужно искать;
  • выявить все оставшиеся признаки;
  • выдвинуть предположение-отгадку;
  • объединить установленные признаки;
  • сделать итоговый вывод.

Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Ю.Г. Илларионова рекомендует организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?"
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле.

В белой шубке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!

Возможность потрогать листочек мать-мачехи, сдуть беленькую шапочку одуванчика - обогатит детей незабываемыми впечатлениями, даст знания, которые с легкостью усвоятся. Конфуций говорил:
«Что я слышу – я забываю,
Что я вижу - я помню,
Что я делаю - я понимаю ».

Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
Наглядный материал также помогает ребенку лучше освоить игровое действие.
Например, игра «Хорошо - плохо», в которой ребенок знакомится с тем, что любой предмет, явление, система – это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях, учат видеть, формулировать и разрешать противоречия на элементарном уровне. Ребенку предлагается выбрать хорошо знакомый предмет и выбрать негативные и позитивные его стороны. Воспитатель вывешивает, например, фотографию кошки, раздает кусочки меха, вывешивает фото крысы, показывает фото маленьких котят, фотографии врача и лекарств от аллергии, фото коврика с отпечатками грязных лапок и просит сказать детей, что хорошего и что плохого может быть от кошки. Сам вид кошки, навивает воспоминания, забытые чувства, стимулирует разговор. На начальном этапе знакомства с игрой, без таких наглядных пособий освоение игры просто невозможно.

Следующая загадка

Чтобы вызвать у ребенка потребность в рассуждении и доказательстве перед ребенком нужно ставить конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна.

Следует вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к подбору фактов и доводов. Для этого можно организовать соревнование «Кто убедительно докажет отгадку? Кто полнее и точнее объяснит?»

Надо учить детей воспринимать предметы и явления во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых говорится в загадках.

Загадывая загадки, надо повторять их по нескольку раз, чтобы дети их лучше понимали, запоминали и полнее выделяли признаки.

Следует анализировать загадку, помогая вопросами обратить внимание детей на признаки и связи между ними.

Необходимо давать образец и план доказательства. Это лучше всего делать с помощью последовательной постановки вопросов в соответствии со структурой загадки.

В случае пропуска какого-либо признака или связи нужно задавать вопросы дискуссионного характера. Например загадку Тает снежок , ожил лужок, день прибывает, когда это бывает ? ребенок говорит, что это бывает весной, потому что тает снег, не обращая внимание на другие признаки. Тогда воспитатель показывает несостоятельность доказательства: «Разве снег тает только весной? Зимой во время оттепели тоже тает снег», тем самым обращая внимание ребенка на другие признаки.

Чтобы менялось содержание и способы доказательства надо предлагать разные загадки об одном и том же предмете.

Встречаются загадки, которые можно трактовать по-разному, в таких случаях не следует добиваться от детей традиционной отгадки. Здесь важно следить за правильным ходом суждения. Например, у загадка - Что вниз вершиной растет? Традиционная отгадка – сосулька, но дети называют морковку, косу у девочки.

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обучению детей умению загадывать и разгадывать загадки

Обучение детей отгадыванию загадок

Загадка занимает особое место в работе по развитию мышления детей. Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать, найденное. Отгадывание загадок развивает находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного умственного состязания. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей. Загадки обогащают их словарь, помогают увидеть вторичные значения слов.

Детям трудны загадки об отвлеченных понятиях, например о времени (что такое год, месяц), о жизни, о старинных обычаях и обрядах, о трудовых процессах, отражающих старые способы производства (посев зерна вручную, обмолот снопов цепами, жатва серпом и др.), о вышедших из употребления орудиях труда и предметах домашнего обихода (соха, веретено, лапти, люлька) и пр. Основа для отгадывания загадок – достаточно полные представления о предметах и явлениях, поэтому при отборе загадок должен учитываться опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный. Доступность загадки зависит от полноты и точности характеристики предмета или явления. Чем больше определительных признаков указано в загадке, чем они конкретнее, точнее, тем она проще. Незнание детьми смысла слов и выражений, встречающихся в тексте, также затрудняют отгадывание.

Взрослые, загадывая детям загадки, часто не задумываются над тем, сможет ли ребенок их отгадать, не анализируют ход мыслей ребенка при отгадывании, торопят малыша, забывая о том, что главное – не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден верный ответ как результат правильного процесса мышления. Если дети затрудняются найти решение, взрослые иногда, уступая их просьбам, просто сообщают отгадку, сами растолковывают смысл загадки, подгоняя ее под ответ, тем самым лишая детей возможности думать и размышлять. Привыкая к готовым ответам, ребята теряют интерес к загадке.

Обучение детей умению отгадывать загадки требует терпения. Взрослому, прежде всего, не следует торопиться с ответом. Не надо также рассчитывать только на природную сообразительность ребенка. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях, красках, звуках, движении и изменении. Главным условием, обеспечивающим правильное понимание загадок и правильное их отгадывание, является предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдет речь в загадке. В основе этой работы лежат наблюдения, систематически проводимые в окружающей жизни и природе, т.к. они дают детям новые и новые знания, а сам процесс отгадывания загадки становится как бы итогом в накоплении знаний. Система наблюдений позволяет увидеть явление в разные периоды его развития, в изменении и составить об этом явлении более полное представление. Например, ребенок в течение нескольких суток по утрам наблюдает за небосводом, и тогда ему становится понятным смысл загадки «Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется». (Солнце, месяц).

Очень много загадок построено на знании таких качеств и свойств предметов, которые постигаются в процессе неоднократных действий с ними. Поэтому в разных видах деятельности ребенка: в игре, в труде, следует знакомить детей с названиями предметов и их частей, с материалами, из которых они сделаны, с формой предметов и др.

Важным источником знаний является художественная литература. Она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным. Необходимо приучить ребенка слышать художественное, поэтическое слово, вслушиваться в тексты народных сказок, песенок, замечать образные выражения, уместно использовать их в своей речи, понимать переносное значение слова.

Облегчает отгадывание и способ использования загадок, характер их преподнесения. Если ребенку предлагать загадки, посвященные разным темам, разным сферам труда человека, жизни природы и т.д., то он будет поставлен в трудное положение. Необходимо ограничивать круг предметов, факторов, подлежащих узнаванию, направлять мысль ребенка в определенную область знаний, подбирая загадки одной тематики.

Наряду с созданием условий. Облегчающих отгадывание, следует учить детей правильно решать логическую задачу. Чтобы отгадать загадку, нужно произвести следующие операции в такой последовательности:

· Выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. провести анализ.

· Сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. провести синтез.

· На основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод (умозаключение), т.е. отгадать загадку.

Чтобы обосновать приемы отгадывания, нужно знать причины ошибок детей при отгадывании загадок:

v Часто дети, торопясь с ответом, не дослушивают загадку до конца, не запоминают ее во всех подробностях. Их внимание останавливает какая-то одна деталь текста, один признак, обычно наиболее яркий, понятный. И отгадку они строят именно на этом единственном признаке, не принимая во внимание все остальные.

Услышав знакомое выражение, словосочетание, дети вспоминают связанную с ним отгадку и торопятся ее произнести, не вдумываясь в смысл новой загадки, не обращая внимания на то, что знакомое выражение употреблено в иной ситуации, в новых связях и отношениях.

v Дети выделяют несколько признаков загадываемого предмета (два-три), объединяют их, устанавливая между ними связь, но один очень важный для отгадки признак все же остается неучтенным и загадка неразгаданной.

Например, дети дают неверные ответы на загадку «Что вниз вершиной растет?» (Сосулька). Они отвечают: «Дерево, потому что растет и у него есть вершина». Два признака («растет», «вершина») выделены и объединены логической связью. Но не замечен третий признак: «вниз вершиной».

v Иногда дети сознательно опускают один из названных в загадке признаков, если он «мешает» предполагаемой отгадке, или заменяют его другим, своим, соответствующим кажущейся отгадке. При этом происходит подмена текста загадки, искажение его, «подгонка» его под ответ.

Например, загадку «Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет» (Грамота, письмо) ребенок отгадывает так: «Это подсолнух, потому что семя черное и круг такой желтый». Взрослый возражает: «Но ведь в загадке говорится про белое поле». «Ну, все равно – желтое, белое…», - говорит ребенок в ответ.

При отгадывании загадки нужно иметь в виду следующий порядок мыслительных операций:

1. Установить в общем виде, что нужно искать.

2. Установить, где нужно искать.

3. Выявить все оставшиеся признаки.

4. Выдвинуть предположение-отгадку (гипотезу).

5. Объединить установленные признаки.

6. Сделать итоговый вывод.

Например: загадка «Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел». Что надо искать? Цветок, но не обычный, а такой, который может вспорхнуть и улететь. Значит, «цветок» летает. Каков он? У него четыре лепестка, они шевелятся. Значит, это крылышки. Ребенок находит ответ: «Это бабочка».

Способы доказательства отгадки

Доказательство всегда основывается на точном анализе материала загадки, и поэтому является завершающим этапом общего процесса отгадывания. Без доказательства процесс отгадывания неполон. Чтобы побудить ребенка к доказательству, взрослому следует выяснить, каким путем шел ребенок, отгадывая загадку: «как догадался», «почему так решил», «объясни, как ты думал». Такие вопросы заставляют ребенка рассуждать, объяснять, доказывать.

Чтобы построить доказательство, нужно выделить в загадке все признаки, обнаружить и установить между ними связи, сопоставить их с отгадкой. Процесс выявления связей, выстраивание их в систему и представляет собой само доказательство.

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребенка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать загадки они будут легче и точнее, т.к. приобретут навык логического рассуждения. Тогда отгадывание будет основываться не на случайном совпадении, а на четком анализе материала загадки.

Читайте также: