Загадки с существительными с не

Обновлено: 04.11.2024

Подборка загадок, которые можно использовать на уроках русского языка.

ВложениеРазмер
zagadki_otgadkami_dlya_kotoryh_yavlyayutsya_slova_s_neproveryaemym_napisaniem.doc 219 КБ

Предварительный просмотр:

Амурская область Бурейский район Муниципальное образовательное учреждение

Талаканская средняя общеобразовательная школа № 5

Загадки, отгадками у которых являются слова с

(Используются на уроках русского языка)

Подготовила учитель начальных классов

Липинина Ольга Ивановна

Загадки к урокам русского языка

Отгадки слова с непроверяемым написанием

Не летает, не жужжит,

Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька.

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины,

А питается бензином

Школьный дом одноэтажный

Грач по нивам ходит важно,

На конверте пишем город,

Фамилию и – до свидания!

Четвертый месяц как шагнет,

Так с треском лопается лед.

Зелена, а не луг, бела а не снег,

Кудрява, а не голова.

Она весну встречает –

Накинута на спинку

А платьице - в полоску.

Мирный, тихий разговор

Я веду с соседом.

Нет волненья, ясен спор –

Снаружи смотреть – дом, как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и дед Мазай.

Как называют этот дом –

Все обходят это место;

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой.

Две плетенки, две сестренки,

Из овечьей пряжи тонкой.

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.

В небе тучи растревожит

Дождь пригонит проливной,

Лодке парусной поможет,

Засвистит в трубе печной.

Побывал везде на свете

Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадется –

Обнимает и дерется.

К земле приклоняет.

В сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

К зернышкам прыг!

Я весь день ловлю жучков,

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик – чирик! Не робей.

Мал, не велик. Чик – чирик!

На дереве сидит, кар – кар кричит

Эта цифра так вкусна –

Из двух бубликов она.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

На жарком солнышке подсох

И рвется из стручков …

Десять мальчиков живут в зеленом чуланчике.

Месяц в этой вот загадке:

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

Обступили село холмы,

Словно стены крепости древней.

Незаметно взрослеем мы,

Уезжаем из этой …

Как город, только дома пониже

Да асфальт пожиже.

Куда бежит – сама не знает,

Споткнется у порога.

Шагаешь – впереди лежит,

Глянешься домой бежит.

Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже.

С ней дали становятся ближе.

И мир открывается с ней.

Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.

Лежит брус во всю Русь, встанет – так до неба достанет, а ляжет – так всю Русь обойдет.

Иду в воду – красен,

По лесочку прыг – прыг,

По снежочку тык – тык.

У косого нет берлоги.

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода кора.

Что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Зимой – бел, летом – сер.

Не козел, не осел, а капусту съел.

Длинные уши, короткий хвост.

Увидит лисицу и вмиг удерет.

Дядя Саша огорчен,

Рассказал он вот о чем…

- Видел Настю, октябренка,

Я на улице сейчас.

Настя ходит в первый класс.

Настя славная девчонка,

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова …

Растет в траве Аленка

В красной рубашонке.

Всяк поклон дает.

Тот рад поклониться,

Строит заводы, машины, дома.

Подходят рабочие и мастера.

Он скажет, что делать, каков тут замер,

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянный круглый год

Точный счет он дням ведет.

По Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез.

Каждый день роняет листочек,

Весь лист отпадет.

Сто одежек и все без застежек.

Сорочек надела триста,

Нарядилася Алена в сарафанчик свой зеленый,

Завела оборки густо, узнаешь ее …

Лето целое старалась: одевалась, одевалась,

А как осень подошла, все наряды отдала –

Сотню одежонок сложили в бочонок.

В сорок пеленок.

Писать отлично я стараюсь,

Но для приличия ломаюсь.

Грамоты не знаю, а весь век пишу

Черный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет.

Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла.

Что копали из земли,

Что в золе мы испекли,

Орехи в земле, листья на земле.

Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла,

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная …

Мы давно пересчитали

Все листки в календаре.

Мы считали дни, недели –

Нам учиться в первый раз

Побежим мы завтра в …

Хороший, сплоченный, сильный, актив

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода – то тверда, словно каменная.

Льется речка – мы лежим.

Лед на речке – мы бежим.

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед,

Да мелькают огоньки!

Есть, ребята, у меня

Два серебряных коня.

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня?

Обогнать друг друга рады.
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши тогда, легки
Быстроходные…

День жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко

Переделать в молоко.

Дважды – трижды в день завод

Молоко нам выдает

Из особого мешка

Из мешка для молока.

Кто в сарае стоит,

Летом там отдыхают ребята:

Палатки, песни у костров,

Мы тоже были там когда – то

И не забудем тех вечеров.

Вверх идет она отлого,

Что ни шаг, то овраг.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост ее краса,

Рыжая с пушистым хвостом

Живет в лесу под кустом.

Железный нос в землю врос.

Копает, землю разрыхляет.

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом.

Я ребятам помогаю

Делать горы, строить дом.

Тихи – тихи снег идет

Белый снег, мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Ручка есть, а не грабли.

Землю роет, а не плуг.

Красненькая матрешка, беленькое сердечко

Мальчиков и девочек

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной …

Самой, самой настоящей.

Там гуляет он и спит,

Там детей своих растит.

Летом наедается, зимой отсыпается.

Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Был рогатым – круглым стал:

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг.

Где бывает: человек стоит, лестница шагает?

Жидко, а не вода,

Всем нам пригодится

Из водицы белой

Все, что хочешь, делай:

Масло в нашу кашу,

Творожок, да пирожок.

Кушай, Ванюша, дружок!

Ешь да пей, гостям налей..

Икоту не пожалей.

Сам худ, а голова с пуд.

Голова железная, а сам деревянный.

За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

Красная девица росла в темнице,

Люди брали, косы срывали.

Любопытный красный нос,

По макушку в землю врос,

Лишь торчат на грядке зеленые прядки.

Я красна, да не девица.

Зелена, да не дубрава.

С хвостом, да не мышь.

Имя бородатого деда, которого с

нетерпением ждут под Новый год

дети и взрослые.

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

Без рук, без глаз,
А рисовать умеет.

Старик у ворот
Тепло уволок.

Сам не бежит
И стоять не велит.

Гостил гость,
Мостил мост

Без топора и без кола.

Схватил за щеки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Все это делает…

Кто мостик на реке мостит без топора,

без гвоздей, без клиньев и без досок?

Без рук, без ног, а рисовать умеет.

На улице стоять не велит.

А нос домой тянет.

Кто на окнах, на стекле

Начеркал картинки мне.

Речку в лед преобразил,

Нос в сосульку превратил.

Москва красою славится

Из года в год растет,

Москву зовет красавицей

Как на поле, на кургане

Стоит курочка с серьгами

Ослик вез лениво воз

Он не знал, что вез…

В поле – метелкой.

В мешке – золотом.

Лежит меж грядок зелен и сладок.

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

Пальто, платок, шарфы

Одним словом назови.

Это случается вдруг, но не дважды.

А гостинцами наделит.

Растут на ветке группками,

В маленьком горшочке каша сладка.

Никто не пугает, а вся дрожит.

В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки –

Что угодно для души.

Он и желтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

Сидел на заборе, пел да кричал.

А как все собрались, взял да замолчал.

В огороде вырастаю,

А, когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят.

Растет на грядке зеленая ветка.

А на ней – красные детки.

С неба солнце золотое

Золотые льет лучи.

В поле дружною стеною

Шевелят они усами

И тихонько шелестят…

Дни сменяются ночами,

А они стоят, стоят.

А когда уходят с поля

В нашей печке золотятся золотые калачи.

Чудо – птица – алый хвост

Полетела в стаю звезд.

Дышит, растет, а ходить не может.

Зимой на ветках яблоки,

Но вдруг вспорхнули яблоки,

Вдруг из черной темноты

В небе выросли кусты.

А на них – то голубые,

Два братца, не могут расстаться:

Плуг таскает, возит лес.

За железным конем

Ящик тянется с зерном,

Сквозь дырявое дно

С людьми дружит, дом сторожит.

С хозяином дружит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком.

Не говорит, не поет,

А кто в дом идет –

Повернулась – и в лес.

Весь день хлопочет.

Непоседа птица эта –

Одного с березой цвета

Через поле и лесок

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там.

Держатся друг за дружку.

Один большой тянет

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей – ка!

Можешь и нарисовать.

Придет домой растянется.

Овсом не кормят, кнутом не гонят.

А как пашет, семь плугов тащит.

Я сильней десяти коней,

Где в полях пройду весной,

Летом станет хлеб стеной.

Из края города в другой

Ходит домик под дугой.

Спозаранку за окошком

Стук и звон, и кутерьма –

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома.

Испекли мы каравай,

Как собрали … урожай.

Чтоб тебя узнать

Надо вслух назвать.

Загадка эта нелегка.

Пишусь всегда через два «к»:

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

На маленькой площадке крик.

К воротам рвется ученик.

Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»

Не живой я, но шагаю,

Землю рыть я помогаю,

Вместо тысячи лопат

Я один работать рад.

Само с кулачок, красный бочок.

Покуда было малым,

А выросло, упало,

Не правда ли смешно.

Я расту на ветке:

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Если б не было его

Не сказал бы ничего.

Всегда во рту, а не проглотишь.

Список использованной литературы.

  1. Чуковский К. Загадки. – М., Детская литература, 1975.
  2. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М:АСТ-ПРЕСС,1996г.
  3. Тихомирова Е.М. Человек и его окружение. Сборник загадок. М., «Экзамен», 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы.


Слова с непроверяемым написанием

В презентации собраны соварные слова , изучаемые в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа".

Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.Бунеева

В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира.


Мнемотехнические приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями

Яркое представление слов с непроверяемыми написаниями.


О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.

В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. .

Методика работы над словами с непроверяемыми написаниями

Работа над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью.

Следующая загадка

1. Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. .(Книга)
2. Не море, не земля, а кораблям плавать нельзя. (Болото)
3. Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь. (Самолет)

4. Не пчела, не шмель,
А жужжит.
Неподвижно крыло,
А летит. (Самолет)

Следующая загадка

правило на тему "НЕ" с существительными : НЕ с существительными пишется слитно :1) если слово не употребляется без НЕ ; 2) если существительное с НЕ может быть заменено синонимом без НЕ или не близким по значению выражением . Образец : Неряха . Невольник ( не употр. без НЕ ) , Неправда ( ложь ) , необразованность ( отсутствие образованности ) . НЕ существительными пишется слитно, если является словом отрицанием (отрицательной частицей ) . в предложении с отрицательной частицей часто есть противопоставление с союзом А .

Лучший ответ

Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита. (Книга)

Остальные ответы

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я? (Неряха)
2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится ленится. (Незнайка)
3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает… (Непогода)
4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Прозываюсь … (Незабудка)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).

Технологическая карта урока «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму только множественного числа).


Несклоняемые существительные. Разносклоняемые существительные. Повторение о существительном

Разработки к урокам. в помощь учителю.

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле.

Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода

Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное".

Загадки. Логические загадки с подвохом

Загадки. Логические загадки с подвохом.

методическая разработка урока по русскому языку "Загадки грамматического рода имен существительных"

технологическая карта урока по ФГОС с применением технологии проблемного обучения.


Загадки на тему "Имя существительное" (5 кл)

Следующая загадка

Читайте также: