Загадки с буквами как называются

Обновлено: 18.05.2024

Здесь вы найдете весёлые загадки для детей про алфавит, азбуку, букварь и каждую букву русского алфавита с красивыми картинками. Алфавит и буквы являются ответами и не содержатся в тексте самой загадки. Если вам нужно, чтобы слово «алфавит» или названия букв встречалось в тексте, посмотрите стихи про буквы.

Кроссворд

(от англ. cross-word) – игра-задача, в которой фигуру, состоящую из рядов пустых клеток, нужно заполнить буквами так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова с заданными значениями. Обычно значения слов задаются описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны получиться по горизонтали, затем – по вертикали.

Разновидностью кроссворда является скандинавский кроссворд, или сканворд. В нем значения слов задаются внутри самой фигуры, поэтому используются не подробные описания, а слова или краткие словосочетания, ассоциативно связанные с искомыми словами. В отличие от традиционного кроссворда, поле сканворда более плотно покрыто клетками, которые требуется заполнить буквами.

Палиндром

(греч. 'назад' и 'бег') – такой текст, который читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известнейших примеров – А роза упала на лапу Азора. Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.

Палиндромы известны уже свыше двух тысяч лет, они встречаются практически во всех языках с письменностью. Один из известных средневековых латинских палиндромов – In girum imus nocte et consumimur igni 'Ночью идем в хоровод и нас пожирает огонь' (Это предложение – загадка, разгадка которой – «Мухи»). А вот палиндром на английском: Was it a cat I saw? 'Это кота я видел?'

В русском языке палиндромы появились в 17 в., отдельные палиндромные строки встречались в русской литературе с 18 в. Хорошо известно державинское «Я иду с мечем судия». Однако специалисты ведут отсчет с 1913 – времени написания Велимиром Хлебниковым своего первого палиндромного стихотворения Перевертень. С тех пор занимались сочинением палиндромных стихов многие поэты, ими разработана теория палиндрома и классификация типов палиндромов.

Многие сочиненные кем-то палиндромные строчки передаются из уст в уста, кочуют из книжки в книжку, словом, становятся фольклором. Вот несколько примеров: Коту тащат уток. Ишаку казак сена нес, казаку каши. Удавы рвали лавры в аду. А буду я у дуба. Торт с кофе не фокстрот. А вот более длинный палиндром, составленный московскими лингвистами Д.Н. и А.Д.Шмелевыми: На вид ангел, на виадук Алеша шел. А куда Иван? Лег на диван.

Следующая загадка

Анаграмма – это такая загадка, в которой при перестановке слогов и букв (например – «липа – пила», «соль – лось»), а также при чтении слов справа налево (например: «кот – ток», «Милан – налим») слово приобретает новое значение.

Роли я играл на сцене,
Выступал я на арене.
Буквы, видно, подшутили,
В утварь взяли превратили.
И теперь на кухне ловко
Натирая я морковку.

Я – важная артерия,
Нужна для жизни вам.
А буквы переставь – стада
Баранов по горам.

Не раз в оркестре я звучала,
Мой голос струнный так певуч!
Но «Ф» моё поставь с начала,
И я во тьму направлю луч.

Географию со мной
Изучают в школе дети,
Дай порядок букв иной –
И найдёшь меня в буфете.

Это карта мира,
Есть у нас в портфеле.
Это – угощенье,
В его составе зелень.

Знают Глеб, Егор и Марк,
И Серёга, и Потап –
На воде старинный барк,
А на дне – с клешнями ….
(Анатолий Хребтюгов)

С буквой «Е» -
С ветки на ветку лечу,
С буквой «У» -
На зубы твои попасть хочу.
Можешь есть меня ты смело,
Из муки я белой-белой.

По мне движется к сердцу кровь,
Меня ищут на сгибах руки.
Если ж, буквы смешав,
Мы расставим их вновь,
То получим названье реки.

Ира умная, она
Знает много слов красивых,
Но не Ирина вина,
Что не знает слово ….
(Анатолий Хребтюгов)

Этот человек – опасен,
Пусть не встретится он вам.
А второе слово – яма,
Её ты вырыть можешь сам.

Мы спустились быстро в лог
И игрой довольны.
Разрешить нам спор помог
Круглый мяч - футбольный.
Слово лог перевернёшь,
Что в воротах ты найдёшь?
(Владислав Стручков)

За мною в лес идёшь ты летнею порой,
Там много нас встречается.
Но буквы переставь, и сразу пред тобой
Судно под парусом на море закачается.

Из группы слов:
ГОБИ, ВЕДРО
составьте фамилию русского писателя.

Читайте слева вы меня,
И псом презлющим буду я.
Но времени я буду счёт,
Когда прочтёшь наоборот.

Из группы слов:
СОСЕД, ВИЙ, ТОК
составьте фамилию русского писателя.

В заплатах шея и бока,
На всех глядит он свысока.
Но, разгадать загадку захотев,
На «П» смените букву «Ф»,
Теперь наоборот прочтите
И во Франции город найдите.

Когда-нибудь во мне катались,
Возможно, мой дружок, и вы.
Мои колёса быстро мчалисьь
По улицам былой Москвы.
Но если бы двум двум буквам место
Переменили вы во мне,
Я бы взлетела с сильным треском
В ночной небесной тишине.

Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колёса быстро мчались
По улицам былой Москвы…
Но если бы двум буквам место
Переменили вы во мне,
То я бы полетела с треском
В ночной небесной тишине!

Я в пруду живу, жирею.
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллею,
И в лужайки, и в цветник.

Я – рыба пресноводная,
Для кушанья пригодная.
Но если буквы переставить
И слово новое составитьБ
Я превращаться буду рад
В огромный живописный сад.

Я – трудяга-пароход,
По реке плыву я ловко.
Но буквы переставь, тогда
Я измельчу в обед морковку.

В моря и океаны
Пускаю я фонтаны.
Наоборот напишешь –
В часах меня услышишь.

В океанах он живёт,
И мала ему река.
Буквы ставь наоборот –
Будет дёргаться щека.

Знают все, что я такое,
Я – животное морское,
А когда с конца прочтёшь,
Мной матрацы обобьёшь.

По дороге, по пути весело качу,
А с конца меня прочти – нож я наточу.

С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком – в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.

Я пищу, не зная сна,
Только буквы переставь –
Вмиг морская бьёт волна,
И с меня спускают трап.

Меня найдёшь на корабле,
Я – слово, издавна знакомое,
Но буквы переставь во мне –
И ты получишь насекомое

Слева направо – на ногах стоит,
Справа налево – без ног бежит.

Найдёшь загаданное слово
В названьи «жителя морского»,
А как прочтёшь наоборот –
Под парусами он плывёт.

Удивительный моряк
С валуна на гальку - бряк.
От волны бежит бочком,
А волна за морячком.
"Здравствуй,"- мы кричим - "приятель,
Только без рукопожатий!»
- «Ха, конечно, у меня
Очень цепкая клешня!»
И ныряет под волну,
Тащит та его по дну.
Он хохочет: "Мне не трудно
Стать, как парусное судно."
Прочитай наоборот -
В море парусник плывёт.
(Владислав Стручков)

В каком порядке надо расположить буквы,
Чтобы вместо грызуна появилась лошадь?

Читаем мы направо смело –
Геометрическое тело.
Прочтём же справа мы налево –
Увидим разновидность древа.

Известная игрушка,
В меня вы все играете.
Но буквы переставьте –
Меня ищите в пальцах.

Я – сирень, акация.
Словом, вид растения.
А в другом я качестве –
Грохот через стену.

Приголубит мама дочку –
Вот вам слово первое.
Если буквы переставить,
То, гора, наверное.

Из группы слов:
РЕМОНТ, ЛОВ
составьте фамилию русского писателя.

Я – время года тёплое,
Бежим мы в лес, на реку.
Но буквы только переставь –
Я корпус человека.


Легко дыша в моей тени,
Меня ты летом часто хвалишь.
Но буквы переставь мои –
И целый лес ты мною свалишь.

Под тенью у меня
Вы летом отдыхаете.
Но коль согласные
Местами поменяете,
Превращусь в один момент
Я в столярный инструмент.

Из группы слов:
ШАР, МАК
составьте фамилию русского писателя.

Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.

В моём ответе лишь три буквы.
Повальной болезнью зовёт меня народ.
В вино мгновенно оно превратится,
Прочтите лишь наоборот.

Я – защита от дождя
В каждом важном случае.
Только буквы переставь –
Время года лучшее.

В дождливый час и в летний зной
Спастись ты можешь подо мной.
Когда с конца меня прочтёшь,
То озером в горах найдёшь.

Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу.
Если ж слоги мы смешаем,
Стану деревом в лесу.

Из группы слов:
ВЕСНА, РОК
составьте фамилию русского писателя.

Задачу ты решишь свободно.
Я – небольшая часть лица,
Но если ты прочтёшь меня с конца,
Во мне увидеть можешь, что угодно.

Приятно за столом меня подчас иметь.
Обратно – от меня легко и умереть.

Во мне картину на стене
Повесят, чтоб ловила свет.
Но буквы переставь во мне –
Меня наклеишь на конверт.

Означает слово это
То, что ищут все поэты.
Букв порядок изменяем –
Предприятье получаем.

Взглянув на карту, ты узнаешь,
Что я – французская река,
Но если буквы переставишь,
Укрою я в себе зверька.

Назовите реку во Франции,
В которой, если переставите буквы,
То получите название жилища лесного зверя.

Повторяет иногда
Мой хороший друг Эльдар:
Есть железная руда,
Есть и солнечный ….
(Анатолий Хребтюгов)

Вот вам – повозка, не телега,
Но если в ней, взяв букву слева,
Перенести на правый борт,
То будет русских яблок сорт.

Какая страна, прочитанная с конца,
станет хлебным растением?

Скрывается мой плод
Тенистою листвою.
А буквы переставь,
И стану я рекою.

Я застываю на сосне,
Бываю и на ели.
Смените буквы так во мне,
Чтоб вы меня с картошкой съели.

Эта птица в небе вьётся.
А буквы поменяй местами,
Полный зёрен к земле гнётся.

Когда вдруг в глаз влетит помеха,
То всем нам будет не до смеха.
Но буквы переставь – тогда
Ищи меня в траве с утра.

Я дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня повсюду;
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.

Из группы слов:
КОЧАН, ЮТ, ВИС
составьте фамилию русского писателя.

Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю.

Я – канат причальный,
Крепкий, до ребячества.
Только буквы переставь –
Номер, вид и качество.

На термометре я есть,
Коль градусник поставите.
Буквы переставь – я зверь,
Ем всё, что оставите.

Лежу я на земле,
Прибита я к железу,
Но буквы переставь –
В кастрюлю я полезу.

Анаграмма

Также по теме: ЛИНГВИСТИКА (ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ЯЗЫКОВЕДЕНИЕ)

(греч. ) – это перестановка букв в слове, приводящая к новому слову, например: луг – гул, карп – парк, адрес – среда, рост – сорт – торс – трос, клоун – колун – кулон – уклон. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы дают богатый материал для словесных головоломок, которые также называют анаграммами. В головоломках принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число). Рассмотрим некоторые возможные варианты.

Самый простой способ – предложить найти анаграмму к заданному слову, например:

Также по теме: РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

Подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, потеха, слово, стирка, уборка.

(Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, пехота, волос, старик, кобура.)

Также по теме: СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова или хотя бы намекнуть на область, к которой оно относится. Чтобы не толковать каждое слово, можно для задания отобрать слова одной лексической группы:

Переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: атлас, кума, смола, угар, шпала.

(Ответы: салат, мука, масло, рагу, лапша.)

Еще один способ загадывать анаграммы – не называть ни одного из слов, а предлагать значения обоих слов:

Переставив буквы в слове, превратите

старинное средство передвижения в самое современное;

вкусную булочку в лодку;

грызуна в породистую лошадь;

еловый лес в металл;

материю в геометрическое тело.

(Ответы: карета – ракета, плюшка – шлюпка, крыса – рысак, ельник – никель, сукно – конус.)

Обычно большой интерес вызывает зашифровка анаграмм в стихах:

Я кусаюсь, я летаю,

летом всем надоедаю.

Буквы переставь – и я

Стану частью корабля.

Я река с известными мостами,

Город есть на мне – музеев тьма.

Стоит буквы поменять местами –

В дивный город превращусь сама.

Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени –

Консервы, джемы, маринад

Во мне обычно все хранят.

Частный случай анаграмм представляют собой слова, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар – раб, вес – сев, воз – зов, кот – ток, рот – тор, арап – пара, грот – торг, марш – шрам, сорт –трос. Способы загадывания – те же:

Прочитав слово справа налево, превратите

дерево в геометрическое тело;

измерение времени в породистую собаку;

взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря;

дорожку в сорт яблок;

недовольный гул голосов в инструмент для рубки.

(Ответы: бук – куб, год – дог, тол – лот, тропа – апорт, ропот – топор.)

От солнца, ветра и дождя

Тебя всегда укрою я.

Наоборот меня прочтёшь –

В горах Армении найдёшь.

Особую разновидность анаграмм представляют собой слова, из букв которых можно составить не одно, а несколько слов (должна использоваться каждая буква исходного слова по одному разу). Такой вид анаграмм можно назвать словарной арифметикой. Примеры: карусель = куль + сера, крепость = прок + сеть, сноровка = нора + воск, сторона = сон + рота, типография = пята + риф + иго.

Такие равенства находить совсем несложно: большинство не самых коротких слов можно разложить на два-три. Многие слова можно «разложить» разными способами, например: красота = акт + роса = ток + раса = сок + тара; распорядок = кора + спор + яд = пора + срок + яд = пора + сок + ряд (ярд) = оспа + ряд + рок = ряса + прок + до = покос + дар + яр.

Шарада

(франц. charade) – один из наиболее популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. Эти части слов называются слогами. Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Нежелательно при этом, чтобы деление слова на части совпадало с морфемным (смысловым) членением, так, выбор слова сеновал с делением на сено и вал для шарады неудачен.

Шарады принято загадывать в стихотворной форме, хотя это требование и не обязательно:

Мой первый слог – бумаг большая стопка.

Японцы из второго гонят водку.

А в целом – дерева стройнее

Не знает ни одна аллея.

Со стенки светит первый слог,

Наездник мчится на втором,

А третий (кто б подумать мог?)

В славянской азбуке найдём.

А в целом неприятен он,

Его преследует закон.

Мой первый слог – это предлог,

Согласья знак – второй мой слог,

Мой третий слог – судьбина злая,

Всё вместе – в праздник получаем.

Первый слог для измеренья круга нужен,

Два вторых совместно значат «век».

В целом – огнестрельное оружье,

Лучше б не владел им человек.

Вот ворона закричала –

Мы услышали начало.

На болоте – завершенье.

В целом – мастера творенье.

Особой разновидностью шарад является тип головоломок, называемый «Почему не говорят. ». Подбирается слово, которое можно разделить на части таким образом, чтобы получилось грамматически правильное словосочетание или предложение, например: новосёл ® нов осёл. Затем каждое из входящих в получившееся словосочетание слов заменяют на другое, имеющее такие же грамматические характеристики и ассоциирующееся с исходным по смыслу (синоним, антоним и т. п.), например: нов ® стар, осёл ® ишак. Загадка готова. Предлагается она в такой форме: Почему не говорят «стар ишак»? Ответ: Потому что говорят «новосёл». Примеры подобных шарад:

Почему не говорят:

волшебник да ты? (магия)

потолок сарая? (половина)

ел, вертясь? (пилюля)

стегала она? (поролон)

четыре пса ведь? (трикотаж)

после шахмат? (долото)

К шарадам примыкает тип головоломок, которые условно можно назвать «два в одном»: к данному слову предлагается добавить еще одно слово так, чтобы в целом тоже получилось слово, например: пол. ® полоса, бар. ® барсук. окно ® волокно. мель ® карамель. Для этой разновидности шарад используются не любые слова, а существительные в именительном падеже.

В некоторых случаях можно для целой группы слов подобрать еще одно слово так, чтобы оно, будучи поставлено впереди или позади каждого слова из группы, образовывало бы вместе с ним новое слово, например:

Загадки про алфавит

1
Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называются все.
(алфавит)

2
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(алфавит)

3
Сели на странички
Тридцать три сестрички.
Сели рядом — не молчат,
Нам загадки говорят.
(алфавит)

4
Первая книжка
Для всех детишек:
Учит — мучит,
А научит — радует.
(азбука)

5
Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его.
(букварь)

Метаграммы

– это слова, различающиеся одной буквой (звуком). Метаграммами часто называют также головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые возможные варианты загадывания метаграмм.

Чайнворд

(от англ. chain 'цепь' и word 'слово') – игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква предыдущего слова является одновременно первой буквой следующего слова.

Также по теме: Литература:

Минскин Е.М. Занимательные задачи и головоломки для больших и маленьких. – В кн.: Всегда всем весело. М., 1969
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. Под ред. Крысина Л.П. М., 1995
Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома [серия книг]. М., 1997
Федин С.Н. Лучшие игры со словами. М., 1999

Загадки про буквы

А теперь загадки про все буквы алфавита по порядку с красочными картинками. Загадки хорошо подойдут для утренников и конкурсов в детском саду и в начальных классах школы.

буква А

Буква а

1
Аист — птица-почтальон,
К нам придёт весною он.
Прилетит издалека,
Принесёт нам букву.
(Н.Пунько)

2
Врач умеет очень просто
Наше горло проверять —
Он всегда при этом просит
Эту букву называть.

3
С этой буквы начинаются
«Арбуз» и «Альманах».
Она нам всем встречается
Почти во всех словах.

4
В голове она одна,
А в кармане сразу две,
В барабане целых три,
Повнимательней смотри!

5
Буква первая, друзья,
В алфавите — это.

буква Б

Буква б

1
Баран, баран, зачем баран
Ты сильно стукнул в барабан?
Играл бы лучше на трубе,
Учил бы с нами букву.

2
Эту букву любят гномы,
Книги называют домом,
А она, одевшись в мех,
Прячет под листвой орех.

3
Два барашка-братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе —
Преврати их в букву.

буква В

Буква в

1
Волку, волчонку и волчице
Немножко нужно подучиться.
Они совсем не знают, вот беда!
С какой же буквы начались их имена?

2
Волк, голодный серый волк,
Выл он, выл, потом умолк.
Волк сейчас сидит в траве,
Волк — в траве под буквой.

буква Г

Буква г

1
Гусь, большой, горластый гусь —
Я его чуть-чуть боюсь.
Гусь гогочет: «Гэ-гэ-гэ!»
Где же гусь? Под буквой.

2
Если букву потерять,
Гусь не сможет гоготать,
Гавкать пёс цепной не сможет.
Что за буква? Кто поможет?

3
Буква письма доставляет,
Высотою впечатляет,
Посылает в бой войска,
Зреет в глубине стручка.

буква Д

Буква д

1
Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «А»,
А когда поставишь «О» ты,
Получаешь просто ноту!
(А. Хребтюгов)

2
Дельфин, весёлый наш дельфин,
Играет в море не один,
Там два дельфина на воде,
Играя, учат букву.

3
Едут все по букве этой,
Пишут ей стихи поэты,
А она — ворчит с печи,
Клювом по стволу стучит.

буква Е

Буква е

1
Енот жуёт, жуёт енот,
Ежевику он жуёт,
И на розовой стене
Он рисует букву.

буква Ё

Буква ё

1
Буква, лес создав дремучий,
Рыбой плавает колючей,
И помоет изнутри
С узким горлом пузыри.

2
Ёжик ёлку наряжал,
Ёлкой сам как будто стал.
Говорит он: «Всё моё!
На страничке с буквой. »

3
Узнаешь сразу ты её —
С двумя глазами буква.

буква Ж

Буква ж

1
Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»!
(А. Хребтюгов)

2
Жираф — высокий наш жираф,
У него весёлый нрав.
Мы с ним на третьем этаже,
Смеясь, запомним букву.

3
Целый час жужжит уже
На цветочке буква.

буква З

Буква з

1
Зебра ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой .

2
На эту букву посмотри!
Она совсем как цифра 3.
«З» не просто завитушка,
«З» — пружина, крендель, стружка.

3
Буква вид наш отражает,
Рыцарю смотреть мешает,
Хоть не ест, но всё жует,
Воробей её клюет.

буква И

Буква и

1
Буква рыбкой стать мечтает,
На ветвях зимой сверкает,
Вьется стайкой над костром
И лежит на дне речном.

2
Буковка на курьих ножках
Служит домом бабке Ёжке
И хранят ее запас
Ёлка, ёж и дикобраз.

3
Индюки и индюшата
Интересные ребята.
На индюшек посмотри
И запомни букву.

буква Й

Буква й

1
Этой буквой мажут раны,
Часто завтракают мамы —
Им давно рецепт знаком
Свежих фруктов с молоком.

2
Йог в столовой нам найдёт
Йогурт, а в аптечке — йод.
И подарит что-то сладкое,
Если выучим.

буква К

Буква к

1
Во дворе такое было:
Кура буковку учила,
Только так и не смогла
Завершить ее на «а».
(А. Хребтюгов)

2
Кошка, миленькая кошка,
Поиграй ты с ней немножко,
С кошкой ты, наверняка,
Не забудешь букву .

3
Буква та была закрыта
И на острове зарыта,
А теперь — в реке лежит
И добычу сторожит.

буква Л

Буква л

1
Лев — он лев, он царь зверей,
Потому, что всех смелей.
Примеряет лев шинель,
А шинель под буквой .

2
Буква ржет и всех катает,
По весне на речке тает,
Может стрелами разить
И чужие слезы лить.

3
С этой буквой вместе я
Нотою бываю,
И ее мои друзья
Часто напевают.
(А. Хребтюгов)

буква М

Буква м

1
Что тут сложного такого! —
Почему же, почему
Эта буква у коровы
Произносится на «у».
(А. Хребтюгов)

2
Медвежонок кушал мёд:
Лапку — в бочку, лапку — в рот.
И рычал: «Медок я съем
И запомню букву. »

3
Видим мы в Москве метро,
А над входом букву.

буква Н

Буква н

1
«П» в другую букву можно
Очень быстро превратить —
Перекладинку немножко
Надо только опустить!
(А. Хребтюгов)

2
Буква рогом всех бодает,
Звезд на ней всегда хватает,
Согревает ноги, но
Режет всё, что ей дано.

3
Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен
На картинке с буквой .

буква О

Буква о

1
В этой букве нет углов,
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!
(А. Хребтюгов)

2
В этой букве нег угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла —
Покатиться бы могла.

буква П

Буква п

1
С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться —
Повисеть могу на ней,
А ещё и подтянуться!
(А. Хребтюгов)

2
Буква в море ловит ветер,
Будит солнце на рассвете,
Держит юбки и штаны
Там, где быть они должны.

3
Попугайчик, попугай,
Папу с мамой не пугай.
Не ищи жучка в крупе,
А найди нам букву.

буква Р

Буква р

1
У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана!
(А. Хребтюгов)

2
Буква в кипятке краснеет,
Возвращаться не умеет,
Всё хватает, всё берет,
Громче голоса орет.

3
Рак — речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву.

буква С

Буква с

1
Слон — огромный дядя-слон,
Слушать сказки любит он.
Сказку про дремучий лес
Слушает под буквой.

2
Ночью буква ловит мышек,
Днем в пустыне жаром пышет,
С неба падает зимой,
Летом — высится копной.

3
Кусок от бублика я съел,
И получилась буква.

буква Т

Буква т

1
Эта буква солнце застит -
День погожий нам ненастит,
Звонко каблучком стучит,
А рассердится — рычит.

2
Тигр — это та же кошка,
Только дикая немножко.
Тигр запомнил каратэ,
Так он учит букву.

буква У

Буква у

1
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву.
(А. Хребтюгов)

2
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву.

3
Слово вкусное уха
Начинает буква.

буква Ф

Буква ф

1
Если маленькой чертой
Букву «О» перечеркнём,
Потеряем букву «О»,
Но другую мы найдём!
(А. Хребтюгов)

2
Буква гол забить нам хочет,
Освещает город ночью,
Мечет воду в небеса,
С ней вкуснее колбаса.

буква Х

Буква х

1
Ею можем обозначить
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на всё иначе
В ней увидим просто крестик!
(А. Хребтюгов)

2
С ёлок буква опадает,
Ночью спящих кур хватает,
Нарисует ваш портрет
И легко изменит цвет.

3
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква .

буква Ц

Буква ц

1
Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква.
(А. Хребтюгов)

2
Буква табором кочует,
Лепестки сомкнув, ночует,
И, взъерошив желтый пух,
Ходит с мамой под лопух.

3
"Цып, цып, цып!" - пищит цыплёнок,
Голосок его так звонок!
Он, наверное, в яйце
Выучил лишь букву .

буква Ч

Буква ч

1
Очень часто под окошко
Воробьишки прилетают,
Очень шумно и дотошно
Эту букву обсуждают!
(А. Хребтюгов)

2
Черепаха понимает,
Что домой не опоздает.
При луне, как при свече,
Подползает к букве .

3
«Горячо как мне в свече!» -
Причитает буква .

буква Ш

Буква ш

1
Её произносит змея
И ёжик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я —
Но только не так, понарошку!
(А. Хребтюгов)

2
У моей соседки гусь,
Он пугает всех сердито
Этой буквой алфавита,
Но его я не боюсь!
(А. Хребтюгов)

буква Щ

Буква щ

1
На твое шипенье просто
Мы найдем управу!
Ведь, его смягчает хвостик
В уголочке справа.
(А. Хребтюгов)

2
Эта буква звонко лает,
В битве воина спасает,
Чистит зубы, чистит пол,
А в обед — спешит на стол.

3
Не получится борща,
Если нет в нем буквы .

буква Ъ

Буква ъ

1
Он заносчивый и гордый,
Потому что самый твёрдый.
Свысока на всех глядит,
И настойчиво твердит:

«Среди букв я самый главный.
У меня топорик славный.
Не дрова я им рублю,
А слова я им делю».
(А. Гришин)

2
То ли буква, то ли брак,
Крючковатый твёрдый знак.
Не рифмуется никак
Крючковатый .

3
Разделять всех он мастак,
Безголосый .

буква Ы

Буква ы

1
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов —
Нет её в начале слов!
(А. Хребтюгов)

2
Эту букву знаешь ты?
Есть она в словах: "кроты,
"Бусы", "сыр" и в слове "мы".
Ты запомни букву .

3
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква .

буква Ь

Буква ь

1
"Ы", хоть первой быть не может,
Торт один в торты размножит.
Рядом с ней совсем размяк
Буква-пуфик …

2
Чтобы ездить без проблем,
Знаки надо знать нам всем.
Только не поймём никак,
Где же в знаках.

3
Безголосый он добряк,
Всё смягчает .

буква Э

Буква э

2
Эскимосам эскимос
Эскимо в кармане нёс .
Теперь плачет "Э-э-э!"
Весь в слезах под буквой .

3
Вторит окрику упрямо
И на палочке потом
Шоколадным тает льдом.

буква Ю

Буква ю

1
Взяли «Н» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «О» —
Ну, и что произошло?
(А. Хребтюгов)

2
Юрта. Юрта — дом степной,
Тёплый дом, переносной.
Песенку о нём спою,
Чтоб запомнить букву.

3
Эту букву носят леди,
Любят белые медведи,
А настанут холода —
Птицы улетят туда.

буква Я

Буква я

1
Произносите не вдруг вы
Это слово, эту букву!
О себе рассказ начнёте,
Вот её и назовёте!
(А. Хребтюгов)

2
Букву за бока кусают,
В море с корабля бросают,
Ею змеи зло творят,
Люди — речи говорят.

3
Яблочко растёт на ветке,
Его любят наши детки.
Яблочко люблю и я -
С ним запомню букву .

Следующая загадка


Нас по звуку различают,
Мой длиннее, твой короче,
А тебя и помечают -
Знаком сверху, но не точкой.


Произносите не вдруг вы
Это слово - эту букву!
О себе рассказ начнете,
Вот ее и назовете!


Быть нам рядом не годится!
Можешь в этом убедиться -
Посмотри на алфавит,
Между нами «ы» стоит!


Можешь петь ее, дружок!
Но, стирается бочок,
И смотри - уже из пенья
Получается сипенье!


На твое шипенье просто
Мы найдем управу!
Ведь, его смягчает хвостик
В уголочке справа.


Её произносит змея
И ежик, сердитый немножко,
Спускающий шарик и я, -
Но только не так - понарошку!


В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!


Две соседки в алфавите
Так похожи, ой-ой-ой!
Их почти не различите,
Только точки у одной!


Ею можем обозначить
Что в задачке неизвестно,
А взглянув на все иначе,
В ней увидим просто крестик!


Эта буква как жучок
Растопырила шесть ног,
И, конечно, знаешь ты,
Что за ней не ходит «ы»!


Врач умеет очень просто
Наше горло проверять -
Он всегда при этом просит
Эту букву называть.


Наш барашек букву знает,
Только чуточку смягчает, -
Я, пока его учил,
Сам ее почти забыл.


Во дворе такое было:
Кура буковку учила,
Только так и не смогла
Завершить ее на «а».


Что тут сложного такого! -
Почему же, почему,
Эта буква у коровы
Произносится на «у»


Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву.


Взяли «эн» и справа ножку
Растянули мы немножко,
Да свернули буквой «о»-
Ну, и что произошло?


У картавого Володи
Эта буква не выходит,
И, конечно, очень странно,
Но выходит у Полкана!


Если маленькой чертой
Букву «о» перечеркнем,
Потеряем букву «о»,
Но другую мы найдем!


У моей соседки гусь,
Он пугает всех сердито
Этой буквой алфавита,
Но его я не боюсь!


«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить -
Перекладинку немножко
Надо только опустить!


С этой буквой вместе я
Нотою бываю,
И ее мои друзья
Часто напевают.


Соглашаешься когда,
С нею ставишь букву «а»,
А когда поставишь «о» ты,
Получаешь просто ноту!


Что тут скачет в И-ГО-ГО,
Шумно мчится в Э-ГЕ-ГЕ,
Что вбегает в О-ГО-ГО
На одной всего ноге?

С этой буквой веселей!
Ну и как не улыбнуться -
Повисеть могу на ней,
А еще и подтянуться!


В этом слове стоит нам
«Э» поставить вместо «ы»,
Как немедленно и сам
Превратишься в букву ты!


Очень часто под окошко
Воробьишки прилетают,
Очень шумно и дотошно
Эту букву обсуждают!


Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов -
Нет ее в начале слов!


Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква.

Если мне добавить ножку,

Подравнять меня немножко,

То без новых перемен

Получаем букву Н!

Есть она в любом кармане,
В сумке, в комнате, в руке,
Есть в кастрюле, есть в стакане,
И две целых в кошельке.
Без нее не даст корова
Нам парного молока.
Здесь загадано не слово,
А всего-лишь буква.
(К)
(О. Емельянова)

Словесная пирамида –

это нечто среднее между анаграммой и логогрифом. В основании пирамиды – какое-нибудь длинное слово, следующее состоит из тех же самых букв, кроме одной, дальше еще на одну букву меньше и т. д. Например: доплата – лопата – толпа – плот – пот; акробат – работа – табор – брат – бра – ар.

Слово в словах

– так можно назвать целую серию головоломок, суть которых состоит в том, что слово (обычно существительное в именительном падеже) «спрятано» в других словах. Выделяется несколько разновидностей этой серии.

Много из одного.

Можно из одного слова получать разные слова, заменяя в исходном слове лишь одну букву. Конечно, больше слов получится, если брать небольшое односложное или двусложное слово, например: сор – бор, вор, жор, мор, тор, хор; сыр, сэр; сок, сом, сон, соя.

Метаграммы можно загадывать в стихах:

Я символ власти, нужный королю.

Но если «н» на «в» сменить –

Я травку на лугу щиплю

И можете меня доить.

Я безумно с гайкой дружен,

Нас водою не разлить.

А больным я буду нужен,

Если «в» на «б» сменить.

Я монархом был в России.

«Ц» на «л» смени скорей –

Будет ящик, где хранили

Раньше множество вещей.

Металл я ценный – это ясно,

Но букву первую смени,

И местом стану я опасным,

Смотри во мне не утони.

Целой группой, не вдвоём

Вместе песни мы поём.

Но как только «р» смягчите,

Меня в зверя превратите.

Вырвать можешь ты меня

Из тетрадки иль альбома.

Сменишь «л» на «а» – и я

Вью гнездо на крыше дома.

Ребус

(от лат. rebus, буквально 'вещами, предметами; при помощи вещей, предметов') – способ передачи слова или фразы в виде рисунков в сочетании с буквами и знаками. Сейчас мы воспринимаем ребус лишь как головоломку, скрашивающую наш досуг. Между тем принцип звукового ребуса играл важную роль в истории развития письма, когда вместо трудно изобразимого с помощью рисунка понятия рисовали схожее по звучанию, но предметно неродственное понятие.

Для разгадывания современных ребусов-головоломок нужно знать некоторые правила:

1. Названия всех нарисованных предметов надо читать в именительном падеже. Например:

Некоторые рисунки можно интерпретировать («прочитать») по-разному. В этом основная сложность разгадывания ребусов. Подбирать нужно подходящее по смыслу чтение. Так, знак 1 в ребусе Р 1 А читается как «один»: РОДИНА, а в ребусе Ш 1 А как «кол»: ШКОЛА.

2. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы.

3. Если над рисунком стоят цифры, значит, буквы надо читать в том порядке, который указан цифрами.

4. Если над рисунком изображена зачёркнутая буква, значит, эту букву надо из полученного слова убрать.

5. Если рядом с зачёркнутой буквой стоит другая или использована стрелка, показывающая переход от одной буквы к другой, значит, нужно заменить букву в слове.

6. Если над рисунком между цифрами вставлена буква, это значит, что эту букву надо вставить в полученное слово между буквами, стоящими на местах, указанных цифрами.

7. Если рисунок перевёрнут вверх ногами, то слово, соответствующее рисунку, надо читать справа налево.

В ребусах часто обыгрываются предлоги (правила 8–15):

8. Если одна буква изображена в другой, то читаем так:

9. Если по одной букве изображена другая, то читаем так:

10. Если изображение одной буквы составлено из другой, много раз повторенной буквы, то читаем так:

11. Если буквы стоят рядом и дружно взялись за руки, читаем так:

12. Если одна буква расположена рядом с другой, читаем так:

13. Если одна буква направлена к другой, читаем так:

14. Если одна буква расположена сверху другой, то возможны различные чтения. Это взаимное расположение букв можно передать с помощью предлогов «на», «над», «под». Примеры:

15. Если одна буква изображена перед другой (соответственно, эта другая оказывается за первой), то возможны чтения с предлогами «за» или «перед».

Следующая загадка

СЛОВЕСНЫЕ ГОЛОВОЛОМКИ, загадки, построенные на материале слов. В отличие от разного рода словесных игр, головоломки предназначены для индивидуального разгадывания.Словесные головоломки бывают разных типов.

Логогриф

(греч. 'слово' и 'загадка') – такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах, так же, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова рот, добавив одну букву, можно получить слова крот, рота, рост, а из слова сон – соня, стон, слон, сонм.

Логогрифы можно загадывать в стихотворной форме:

Я ласковый домашний зверь,

Обычно крепко сплю с утра.

Добавьте в слово р теперь –

И под землёй моя нора.

Я дождь, и молния, и гром.

Но г из слова уберём,

И я цветок неотразимый,

Хоть и с шипами, но любимый.

Я не царь, не фараон,

Но державу возглавляю.

А без первой буквы о

Стиль пловца обозначаю.

Могу я быть копчёной и варёной,

Со мною можно сделать бутерброд.

Но превращусь в сосуд лабораторный,

Коль слог последний кто-то уберёт.

Каламбур

(от франц. calembour) – игра слов; шутка, основанная на одинаковом звучании, но различном значении слов. Часто эти слова по-разному записываются.

Каламбуры широко используются писателями и поэтами, напр.:

Вы, щенки, за мной ступайте!

Будет вам по калачу,

Да смотрите же, не болтайте,

А не то поколочу.

Не щеголяй, приятель, тем,

Что у тебя избыток тем.

Произведенья знаем те мы,

Где лучшие погибли темы.

Однажды кот подкрался к попугаю:

«Сейчас тебя я, братец, попугаю. »

Но попугай из клетки крикнул: «Брысь!»

Что серый кот, здесь убежала б рысь!

На каламбурах построены многие загадки-шутки:

Почему человек ходит, а черепаха ползает?

Зачем охотник носит ружье?

У кого голова дорогá?

Когда платья бывают из травы?

(Когда они измяты.)

Когда человек бывает деревом?

(Когда он со сна.)

Три теленка. Сколько будет ног?

(Сколько теленка ни три – у него будет четыре ноги.)

Начала и концы.

Предлагается найти такое слово, которое бы также служило концом слова для букв, стоящих спереди, и началом слова для букв, стоящих сзади, например:

т.е. получаем три слова: лук, каблук, лукошко;

Слово может быть «спрятано» в середине другого слова. Обычно предлагается отыскать несколько слов, в которых «прячется» одно и то же слово. Например, слово рот можно обнаружить в таких словах, как крот, грот, рота, дротик, ворота, ротмистр, сирота и т.п.

Слово может «прятаться» и на стыке других слов. Составляется текст, в котором начало искомого слова совпадает с концом одного слова текста, а конец – с началом следующего слова, например, в предложении Угол, овал, круг – это геометрические фигуры можно обнаружить слово голова. Для зашифровки слова может быть задействовано и более, чем два слова, например, слово Португалия можно разместить в четырех словах: Завтра в аэропорт, у Гали я долго не задержусь.

Еще один способ «спрятать» одно слово в другом – это найти такое слово, в котором буквы другого, более короткого, слова расположены в нужном порядке, но с возможной перебивкой другими буквами. В качестве задачки обычно предлагают отыскать несколько слов с одним и тем же заданным «спрятанным» словом. Например, слово крот можно найти в таких словах, как курорт, крокет, красота, крепость, скорость, фокстрот, куропатка, краткость, электроплита.

Цепочки слов.

Можно за несколько шагов превратить одно слово в другое, заменяя на каждом шагу одну букву в слове, например, мышка за два шага легко превращается в кошку: мышка ® мошка ® кошка. Для таких превращений интереснее подбирать слова, имеющие какую-то смысловую связь, например:

Превратите час в век, час в год, кору в лист, место в парту, зуб в рот, душу в тело, дочь в мать.

час – бас – бал – вал – вол – гол – год (час – чан – сан – сон – гон – год);

кора – коза – лоза – луза – лупа – липа – лиса – лист;

место – месть – масть – пасть – паста – парта;

зуб – куб – кум – ком – кот – рот;

душа – суша – сушь –суть – сеть – сень – сено – село – тело;

дочь – ночь – ноль – соль – сель – сеть – суть – муть – мать.)

Известная задача такого рода – «сделать из мухи слона».

Читайте также: