Загадки про историзмы и архаизмы
Обновлено: 04.11.2024
УМК: А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева.
Цель: ознакомление обучающихся с понятием “устаревшие слова”, с причинами устаревания слов, с их ролью в художественных произведениях; формирование представлений обучающихся о различиях между архаизмами и историзмами.
Планируемые результаты в ходе урока:
- Предметные: учащиеся узнают, что такое устаревшие слова, учатся различать архаизмы и историзмы, определяют значения устаревших слов в текстах художественных произведений.
- Личностные: учащиеся положительно относятся к обучению, к познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, совершенствуют имеющиеся.
- Регулятивные: учатся формулировать учебную проблему совместно с учителем; планируют необходимые действия, операции.
- Познавательные: учащиеся осознают познавательную задачу; самостоятельно отбирают нужную информацию в материалах учебника и другой учебной литературе для решения предметной учебной задачи.
- Коммуникативные: учащийся задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, аргументируя её; подтверждают аргументы фактами.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: интерактивная доска, учебники русского языка, словари устаревших слов.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологически настраиваются. Учитель приветствует учащихся.
Работа с интерактивной доской.
"Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Ф.И.Тютчев.
Ребята, давайте посмотрим на эти строки стихотворения. Что интересного вы увидели? Всем ли понятны эти слова? Запишите значения выделенных слов. Уста - рот, губы, ланиты - щеки.
Определите тему урока. Запишите тему в тетрадь.
Ответ: Устаревшие слова. Что же такое устаревшие слова?
Ответ: Каких только слов нет в русском языке! Есть слова, которые используются активно, а некоторые мало употребляются или не употребляются совсем. Слова переходят пассивный запас, то есть постепенно забываются и становятся невостребованными. Такие слова называются устаревшими. Устаревшие слова можно встретить в художественной литературе, пословицах и поговорках, исторических фильмах, научных статьях, описывающих быт людей в прошлом.
Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация. Актуализация опорных знаний
Учитель организует проверку домашнего задания. Класс делится на 3 команды.
У каждой команды было свое задание. Давайте посмотрим на ваши проектные работы.
В проверке домашней работы обратимся за помощью к одноклассникам. Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями. Найдите самые лучшие работы и зачитайте их вслух.
Задание для команды №1. Найдите устаревшие слова. «Притча о блудном сыне»
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение.
По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Ответ:
- Имение - имущество.
- Причитается - принадлежит.
- Расточил - растратил.
- Отче - отец (церк.-слав.).
- Чрево - живот (церковно-славянское).
Задание для команды №2. Расскажите об особенностях старославянизмов. Приведите примеры литературных произведений, где встречаются старославянизмы.
Ответ: Особенности старославянизмов. Работа по учебнику А.Д.Шмелева. Стр.108.
Старославянизмы (славянизмы, церковнославянизмы) – в одном из значений это слова, пришедшие в русский язык из древнейшего литературного языка славян (точнее из его древне-болгарской основы).
1) Неполногласные сочетания: РА, ЛА, РЕ, ЛЕ.
Глад, вращать, увлекать, брег.
2) Сочетание ЖД – одежда, прежде.
3) Причастия с Щ – горящий, летящий.
4) В начале слова Е-еденица.
Ответ: «Воспоминания в Царском Селе» А.С.Пушкин.
Блеснул кровавый меч в неукротимой длани
Коварством, дерзостью венчанного царя;
Восстал вселенной бич — и вскоре новой брани
Зарделась грозная заря.
Задание №3. Слова перепутались. Распределите слова в две группы: старославянизмы и русские слова.
Рожь, корова, сладкий, враг, снег, плен, ветер, невежда, город, возвратить, деревня, превосходный, молотьба, молодой, хороший, лесной, деловой, прах, злато.
Ответ:
- Исконно русские слова. Рожь, корова, снег, ветер, город, деревня, молотьба, молодой, хороший, лесной, деловой.
- Старославянизмы. Сладкий, враг, плен, невежда, возвратить, превосходный, прах, злато.
- Работа с учебником. Получение новых знаний.
Слово учителя.
В разряде устаревших слов выделяют архаизмы и историзмы. Рассмотрим их подробнее.
Архаизмы — это устаревшие слова, которые имеют другое название в современном языке. Примеры архаизмов: око — глаз, сей — этот, кои — которые, заморский — иностранный, давеча — недавно.
Историзмы — устаревшие слова, полностью вышедшие из употребления, так как вышли из употребления предметы и явления, которые эти слова называли. В отличие от архаизмов, историзмы не имеют синонимической замены в настоящем. Примеры историзмов: кокошник, шушун (одежда), дворянин, граф (титулы), кольчуга, забрало (военное снаряжение).
III. Конкурс. Нарядите людей в историзмы
Можно нарисовать иллюстрации. При помощи словаря устаревших слов подберите одежду, которую не носят современные люди.
Пример:
- Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой надо лбом передней частью, с лентами сзади.
- Косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающимся сбоку.
- Камзол - мужская куртка без рукавов, надеваемая под верхнюю одежду.
- Армяк - мужская верхняя одежда из суконной или шерстяной ткани.
- Епанча - накидка, широкий плащ, длинное верхнее платье без рукавов.
IV. Самостоятельная работа
Опишите внешность человека, используя устаревшие слова.
Ответ:
1. Сбойливый парень зашел в хоромы мои. Мы поздоровались. Мне он показался спорым и тароватым.
2. Щедровитый мужик в армяке и опорках орать собирался.
3. Евдокия сняла капор. Золотное платье не могло оставить равнодушным никого в комнате. Голдеть в горнице перестали. Гостика чтительная позволила годиться собой. Важно прошла в красный угол и перекрестилась.
Следующая загадка
5) воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.
Оборудование: тексты с заданием, памятки, схема «Устаревшие слова», музейные экспонаты (рубель, ухват, чугун, рушники, лапти, ступа), необходимые словари, репродукции картин.
Литература: 1) Русский язык. Теория. 5 – 9 кл.: учеб для общнобразоват. учереждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: 2006.
2) Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: кн. для учителя. – М.: 2007.
3) Щипицина Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. «Русский язык»: Фонетика. Лексика. Словообразование. Морфология. 5 – 7 кл. – М.: 2002.
- Организационный момент.
– Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.
– Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.
– Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.
- Объяснение нового материала.
Тема нашего урока: «Устаревшие слова».
– В русском языке беспрерывно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются всё реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?
– Потому, что беспрерывно меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кольчуга, вместе с ним уходит и слово. Такие устаревшие слова называются историзмами (учитель демонстрирует музейные экспонаты из быта прошлого и спрашивает: Есть ли среди этих вещей те, которые используются и сейчас в повседневной жизни? – Нет). Обратимся к схеме. Содержащиеся в ней сведения следует записать себе в тетрадь.
– Есть и другая группа устаревших слов, которые называются архаизмами . Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением, например: – – девушка.
– Некоторые слова уходят совсем из языка, другие оставляют после себя слова, которые образовались от данных ( очки, перстень, перчатки ).
– Где вы можете узнать значение незнакомых, в том числе и устаревших, слов? (В толковых словарях).
- Знакомство со «Словарем устаревших слов русского языка»
- Закрепление нового материала.
Выполните такое задание (по вариантам): распределите данные ниже слова на две группы – историзмы и архаизмы, найдите значения непонятных вам слов в «Словаре устаревших слов русского языка» Р.П. Рогожниковой, Т.С. Карской или в имеющихся толковых словарях.
( в знач. плясунья); смерд; кольчуга; ( в знач. девушка); (в знач. девочка); завалинка; (в знач. воровка); ступа; (в знач. надсмотрщица); коромысло; (в знач. няня); полати, перст, око, десница.
Архаизмы: ( в знач. плясунья), ( в знач. девушка),
(в знач. девочка), завалинка, (в знач. воровка), (в знач. надсмотрщица), (в знач. няня), перст, око, десница.
Историзмы: смерд, кольчуга, ступа, коромысло, полати.
– Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях. Например, бить баклуши – бездельничать. А что такое бить баклуши ? Какой у этого слова ( баклуши ) смысл?
– Когда-то на Руси ели деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера. Работа эта считалась пустячной. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.
– Где мы можем встретить устаревшие слова?
– В художественной литературе устаревшие слова используются в разных целях. Иногда они нужны писателю для характеристики той или иной эпохи, которую он описывает. Также для придания повествованию приподнятости, торжественности.
Задание : выписать из текста устаревшие слова, определить их тип и объяснить значение.
В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.
Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых, дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…(Тургенев И.С. «Муму») .
Антресоль – в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками – историзм.
Барыня – человек из привилегированных классов – историзм.
Дворней – при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме – историзм.
Челядь – дворовые слуги помещика – историзм.
Вершок – 4,5 см. Герасим – 196 см – историзм.
Избушка – деревянный крестьянский дом – историзм.
Тягловый – государственная повинность крестьян в России XIX века – историзм.
Пахал – взрыхлять землю (при помощи сохи) – архаизм.
Соха – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли – историзм.
Дело спорилось – удавалось, протекала успешно – историзм.
При проверке учитель показывает (по возможности) репродукции картин для лучшего усвоения значений слов.
- Подведение итогов урока.
Итак, ребята, мы познакомились с устаревшими словами.
Дайте определение терминам «историзмы» и «архаизмы».
Где мы можем узнать значения устаревших слов?
Где мы можем встретить такие слова? С какой целью их употребляют?
– Действительно, уходят из жизни предметы, вместе с ними уходят и названия. Идет время, умирают слова, которые нам казались нужными. Может быть, наступит завтра, и ученики будущего не поймут многих, понятных нам слов.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, я рада видеть вас в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу, чтобы в классе стало светлее от ваших улыбок.
– Сегодня на уроке мы будем открывать новое, совершенствовать свои знания, тянуться к знаниям, будем писать аккуратно, оценивать работу друг друга по критериям.
Учитель: Какой раздел русского языка мы с вами изучаем?
Ученик: Лексику.
Учитель: Ребята, мы продолжаем работать по данному разделу. Вспомните, что мы изучили на предыдущих уроках.
Ученик: Общеупотребительные слова, диалектизмы, исконно-русские слова, заимствованные слова, неологизмы
Учитель: Вы хотите расширить свои знания о лексике?
Ученики: Да.
Учитель: Зачем нам нужны новые знания?
Ученики:
- Чтобы расширить свой словарный запас.
- чтобы понимать исторические произведения
- знать историю русского языка
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Учитель: Помним: в течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность:
- задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
- Задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
С чего начнем наше познание нового?
Ученик: С повторения того, что знаем по теме «Лексика».
Учитель: Первоначально выясним путем повторения то, что знаем.
Задание. Заполните таблицу.
Что знаем по лексике | Пример | Что хотим узнать |
Общеупотребительные слова | Тетрадь, книга, ручка, страна, плакат | |
профессионализмы | Октава, гамма, мольберт, холст, вокализ | |
диалектизмы | Баз – двор, сиверко – ветер, петушки – щавель, прямушка – тропинка, бурак – свекла; кочет – петух, махотка – горшок, паз – узкая щель. | |
Исконно-русские слова | Шимпанзе – русское, кукла – русское, облако – русское, парус – греч., парашют – русское |
Учитель: Проверим себя.
Учитель. Нет ли ошибок в моей таблице?
Ученики:
- Нет, учителя не ошибаются.
- Есть: шимпанзе, кукла, парус, парашют – заимствованные слова.
Учитель: Исправьте, пожалуйста, свои записи
Запись в таблице исправляется.
Учитель: Какой можно сделать вывод о ваших знаниях и умениях по теме «Лексика»?
Ученики: Материал усвоен на достаточном уровне.
Учитель: Не забудьте оценить свою познавательную деятельность на данном этапе урока.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ Учитель демонстрирует иллюстрации с изображением предметов (подсвечник, терем, кросна, латы, полати, ухват, лучина, меч, карета).
Учитель: назовите те предметы, которые вы знаете?
Ученики: (Ответы свободные). Возможно, назовут некоторые из предметов.
Учитель: Скажите, есть ли среди изображённых предметов те, которые активно используются и сейчас в повседневной жизни?
Ученики: Подсвечник.
Учитель: А вы знаете старинное название этого предмета?
Ученики: Нет.
Учитель: В старину его называли шандалом.
Вы сказали, что другие предметы не встречаются нам в повседневной жизни.
Где они могут вам встретиться?
Ученики: в музее, в книгах, в исторических фильмах.
Давайте запишем их в тетрадях.
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Ученики:
- О старых словах.
- Об устаревших словах.
Учитель: Давайте порассуждаем на тему, почему названные мной слова перестали употребляться в речи современного человека?
Ученики:
- Предметы, которые назывались так, перестали использоваться людьми.
- Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например, лапти, то вместе с ним уходит и слово.
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называют устаревшими, или архаизмами.
III. Выявление места и причины затруднения.
Учитель: Все ли названные слова вам знакомы?
Ученики: Ответы произвольные.
- Нет.
- Мы не знакомы.
- Я слышал слова, но не представлял их.
Учитель: Почему вы не можете объяснить? В чем заключается затруднение?
Ученики: Отсутствие знаний об устаревших словах.
Учитель: Сделаем запись в таблице, о чём бы мы хотели узнать сегодня на уроке.
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).
Учитель: Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик: Устаревшие слова.
Учитель: Знакомство с теоретическими сведениями.
Работа с учебником: самостоятельное чтение статьи, беседа.
Ученики:
- Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например, латы, то вместе с ним уходит и слово. Вслед за ненужными предметами из постоянного словарного запаса стали уходить и обозначающие их слова. Такие устаревшие слова называются историзмами.
- Есть другая группа устаревших слов, которые называют архаизмы. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому что место этого слова заняло другое с тем же значением.
Учитель: Что объединяет историзмы и архаизмы?
Ученик: Исчезли из активной лексики.
Учитель: Чем отличаются друг от друга?
Ученик: Архаизмы имеют синонимы.
Учитель: Где можно встретить устаревшие слова?
Ученик: В книгах, в фильмах
Учитель: В сказках, былинах, народных песнях.
Составляем алгоритм: «да – нет»:
- Читаю устаревшее слово.
- Определяю, существует ли сейчас предмет, явление.
- Если нет, то это историзм.
- Если предмет или явление не существует, но обозначен уже другим словом, то это архаизм.
На слайде таблица – эталон
Историзмы (не существуют уже такие предметы, явления) – крепостной, барщина, оброк, кафтан
Архаизмы (не существуют слова, но есть синонимы) – перст (палец); дюжина (двенадцать)
Учитель: Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик: Уметь находить в упражнениях устаревшие слова и определять их значение.
Учитель: Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы? Вспомните, какой метод мы использовали в случаях, когда мы не могли объяснить какое-либо правописание?
Ученик: Обычно мы использовали самый простой– метод наблюдения.
Учитель: Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения?
Ученики: Упражнения учебника, карточки, творческие задания.
1. Выполните задание. Найдите устаревшие слова, выпишите их
Арина была из Ганнибаловой вотчины. она низко кланялась Петру Абрамовичу .У него дворня ходила по струночке. Арина смело поднималась по лестнице и строго наблюдала,чтобы барчуки и барышня Ольга Сергеевна чего-нибудь не обронили. Только к вечеру вестовщики разнесли, что в Москве в этот день было землетрясение. В эти месяцы много перьев скрипело в Москве – приказные переписывали стихи, дворяне писали царю.
Кутайсов был пленный турка, дареный цирюльник – а теперь ведал всеми лошадьми государства, граф и кавалер.
2. Фронтальная работа. Найдите в следующих пословицах устаревшие слова и определите их значение. Развивается умение опознавать устаревшие слова в тексте, определять их вид, аргументировать свой выбор.
Выполняется устно с комментированием (в случае необходимости учитель помогает объяснить значение слова).
- Добрый швец с запасом шьет.
- В карете цугом по грибы не ездят.
- Всяк спляшет, да не как скоморох.
- Всякий подъячий любит калач горячий.
- Смелость силе воевода
- Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попеть, поплясать – против нас не сыскать.
- Счастья алтыном не купишь.
3. Работа в парах с раздаточным материалом (наличие толкового словаря или этимологического словаря обязательно).
Найдите среди данных слов устаревшие, по какой причине они устарели?
Алтын, ендова, грош, аршин, верста, сажень, пуд, фунт, локоть, лавочник, поручик, купец, урядник, гувернатка, дворник, князь, лакей, министр, солдат, фельдмаршал.
Учитель: Что вы можете сказать? Какие наблюдения провели?
Ученики: Значение устаревших слов мы можем узнать в толковых словарях.
Учитель: Какие еще наблюдения вы провели?
Ученик: Изучая устаревшие слова, можно узнать происхождение слов.
Учитель: Теперь мы можем объяснить значение устаревших слов, которые вызывали в начале урока затруднение?
Ученик: Да. Для этого нужно заглянуть в толковый словарь.
Учитель: Какой вывод можно сделать по употреблению устаревших слов?
Ученик: Устаревшие слова используются в основном в художественной литературе.
4. Учитель. Выполним следующее задание. (Задание на доске – развивается умение характеризовать и группировать устаревшие слова).
Длань, десница, рамена, выя, кибитка, перст, сей, зерцало, зело, харатья, светец, приказный, барыня, подъячий, подорожная, ассигнации, камердинер, корнет.
Выполняется письменно по вариантам: I вариант – историзмы, II – архаизмы.
Самопроверка по эталону:
историзмы | архаизмы |
кибитка, | длань |
харатья | рамена |
подорожная | выя |
камердинер | перст |
барыня | сей |
корнет | зерцало |
светец | зело |
приказный | ассигнации |
подъячий | десница |
Устно объясняется значение историзмов, подбираются современные синонимы к архаизмам.
Учитель: Выполните тестовые задания (устно):
А1. Какое из устаревших слов является историзмом?
А2. Какое из устаревших слов является историзмом?
А3. Какое из устаревших слов является архаизмом?
А4. Какое из этих слов является историзмом?
А5. Какое из этих слов является архаизмом?
5. Учитель. Выполним упражнение № 286 из учебника в парах, поочередно комментируя слова друг другу.
Учитель: Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученики: Нет. Мы с ним легко справились.
6. Учитель. А сейчас мы совершим путешествие в одну из замечательных сказок А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (Перед учениками тексты сказки.)
Учитель: Вспомните, о чем эта сказка, кто ее герои? (свободные ответы).
Учитель: В выделенных отрывках найдите устаревшие слова.
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,
Засветила богу свечку,
затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась
Делать нечего,
Она,
Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
весть царевну в глушь лесную
И, связав ее, живую
Под сосной оставить там
на съедение волкам.
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
И царица налетела
на Чернавку: »Как ты смела
Обмануть меня и в чем!
Та призналася во всем:
Так и так, царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить…
пес залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
отгоняя пса.
Ученики: чернавка, сенная, горница, рогатка, полати, черница. (объясняют значение слов, относят их к архаизмам или историзмам.
7. Перед вами карточки с предложениями, взятыми из произведения А.С. Пушкина «Дубровский». Сделайте разбор предложений, выпишите устаревшие слова, объясните их значение по словарю.
- Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.
- Хозяин и гости пошли на псарный двор.
- Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб-лекаря Тимошки.
VII. Самоконтроль с самопроверкой
Учитель: Вы уверены в своих умениях?
Ученики: Да.
Учитель: Как проверить, что устаревшее слово является архаизмом или историзмом?
Ученики: (Обращаясь к алгоритму). Если к слову можно подобрать синоним в современном русском языке, то это архаизм. Если нет предмета, то и слова, его обозначавшего, тоже нет. Это историзм.
Учитель: Поработаем самостоятельно. Задание для всех: упр. № 287из « Дидактических материалов к учебнику». Кто закончит раньше, продолжит эту же работу с остальными предложениями.
Учитель: Ваши следующие действия?
Ученики: Проведем самопроверку.
Учитель: Кто допустил ошибки? Как поступить?
Учитель: Сверьте свою работу с эталоном. (На слайде правильные ответы).
Учитель: Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
хусточка, кудель, острог, холоп, линейка, яство, тяжба, псарь, шпанские мухи, штаб-лекарь, лытать, око, бельведер, кокурочка, кармазин, криница, лытать, бурлак
Учитель: Выпишите слова в два столбика: «историзмы», «архаизмы».
Учитель: Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний? (Мы познакомились с устаревшими словами).
Учитель: На какие две группы делятся устаревшие слова?
Ученик: Устаревшие слова делятся на архаизмы и историзмы.
Учитель: Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик: Нет.
Учитель: Почему?
Ученик: Мал объем практического применения нового знания.
Учитель: Тогда работаем над следующим заданием: (СВЯЗЬ СО СЛЕДУЮЩИМ УРОКОМ).
Найдите «третий лишний»:
- Десница, перст, паркет.
- крокет, кафтан, терем.
- Аршин, бадья, кольцо.
Учитель: Проверим по эталону. Аргументируйте, почему именно эти слова?
На слайде паркет, крокет, кольцо
IХ. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: Что нового узнали на уроке?
Учитель: Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?
Учитель: Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Учитель: Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Учитель: Чему был посвящен урок?
Ученик: Устаревшим словам.
Учитель: Что такое устаревшие слова?
Учитель: Для создания каких эффектов архаизмы и историзмы могут применяться в тексте?
Учитель: Какие затруднения мы испытали?
Ученики: Не всегда правильно определяли значение устаревших слов.
Учитель: Что помогло нам их преодолеть?
Ученики: Значение устаревших слов мы смотрели в толковых словарях.
Домашнее задание:
Учитель: Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:
- Кто научился разбираться в историзмах и архаизмах, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. 290
- Кто научился разбираться в историзмах и архаизмах, но не уверен, что самостоятельно всегда сможет их различить, то выполните упражнение по карточке
- Кто научился и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и выполните задание по карточке (уровень В).
- Задания для умников и умниц! – тоже на выбор.
Мы недавно познакомились с романом А.С. Пушкина «Дубровский». Помните, как много там встретилось устаревших слов?
Следующая загадка
Задания:1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 (вопрос 3) 12 (вопросы II.1, II.2) 13 14 15 16 17 18 19 (вопрос 4) 20 (вопрос 2) 21 (вопросы 1,2) 22 (вопросы 1,2) 23 (вопросы 1,2) 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
В каждый период развития языка в нем есть слова, вышедшие из повседневного употребления и поэтому получившие архаическую окраску. Такие слова приводятся в толковых словарях с пометой устар.
В составе устаревших слов выделяют историзмы и архаизмы.
Историзмы не имеют современных нам синонимов, поскольку устарели не только слова, но и те реалии, которые они обозначают: мытник, гусар, КПСС и т.д.
Архаизмы имеют современные нам синонимы: глаголить – говорить, ведать – знать, лицедей – актер, артист и т.д.
Виды историзмов1. Лексические историзмы – все значения слова вышли из активного употребления ( кольчуга, басмач ).
2. Семантические историзмы – не все значения слова вышли из активного употребления ( богадельня, холоп ).
Виды архаизмов1. Лексические архаизмы – устаревшая единица, имеющая неоднокоренной синоним в активном словарном запасе ( выя – шея, ибо – потому что ).
2. Семантические архаизмы – архаичными являются не все значения многозначного слова ( светоч – «светильник» ).
В составе семантических архаизмов мы считаем необходимым выделить семантико-синтаксические архаизмы.
Семантико-синтаксический архаизм – устаревшее значение слова, которое отличается от современного значения устаревшими синтаксическими связями с другими словами в результате расширения или сужения прежнего лексического значения ( кивать головой / пальцем ).
Остальные виды архаизмов имеют однокоренной современный синоним.
3. Лексико-фонетические архаизмы – устаревшие слова, которые отличаются от однокоренных синонимов активного словарного запаса одним и более (но не всеми) звуками в результате различных исторических изменений на фонетическом уровне языка: клоб – совр. клуб, вивлиофика – совр. библиотека .
4. Лексико-акцентологические архаизмы – устаревшие слова, которые отличаются от однокоренных синонимов активного словарного запаса только ударением: анапéст – совр. анáпест, библиóтека – совр. библиотéка, музы́ка – совр. мýзыка .
5. Лексико-словообразовательные архаизмы – устаревшие слова, которые отличаются от однокоренных синонимов активного словарного запаса только словообразовательными элементами (обычно суффиксами): дружество – совр. дружба, воитель – совр. воин, мацеровать – совр. мацерировать .
6. Лексико-морфологические архаизмы – устаревшие слова, которые отличаются от однокоренных синонимов активного словарного запаса только устаревшими грамматическими формами: вуаль (м. р.) – совр. вуаль (ж. р.), по сту пятидесяти рублей – совр. по ста пятидесяти рублей .
Стилистические функции устаревшей лексики1. В языке художественной литературы (прежде всего в исторических произведениях) историзмы наряду с архаизмами нередко используются для воссоздания колорита отдаленных времен.
2. Основная функция историзмов в научном стиле (исторические тексты: учебники, исследования и под.) – номинативная (назывная), а потому никакой особой стилистической нагрузки историзмы в данном случае не имеют.
3. Архаизмы (особенно старославянизмы), с одной стороны, могут придавать речи возвышенное, торжественное звучание, а с другой стороны, – пародийно-ироничное.
Следующая загадка
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: учиться находить в тексте устаревшие слова и уметь различать понятия архаизмы и историзмы.
Формирование:
а) представления об устаревших словах: архаизмах и историзмах;
б) способности к уместному написанию устаревших слов.
Развитие:
орфографической зоркости;
мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.
Планируемые достижения урока:
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; проявление способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные: принимать и сохранять цели учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат (Р); (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях (П); использовать наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя; правильно,свободно излагать свои мысли. (К)
Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать и уметь различать понятия архаизмы и историзмы, общеупотребительные, устаревшие слова, иметь представление об их роли в художественной литературе, лексикологии, лексикографии; уместно использовать внеязыковые средства; понимать взаимосвязи уровней языка и единиц.
Раздаточный материал: диагностическая карта, карточки.
Ресурсы:
- Основные: учебник «Русский язык» для 6класса.Т.Ладыженской. Дидактический материал (упражнения) для 6 класса.
- дополнительные: Проектор, раздаточный материал, иллюстрации, алгоритм действий; эталоны для самопроверки.
Читайте также: