Загадки про народные промыслы для дошкольников
Обновлено: 25.12.2024
Цель: Закрепить знания детей о различных промыслах народного творчества, техниках их рисования. Воспитывать способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе. Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение.
• Беседы о росписях;
• Рассматривание иллюстраций и поделок;
• Лепка и рисование по мотивам народных росписей;
• Составление небольших рассказов о росписях.
Методы и приёмы:
• Актуализация знаний детей;
• Рассматривание предметов, расписанных народными росписями;
• Составление небольших рассказов о дымковской росписи.
Материалы: дымковские игрушки, хохломские ложки, гжельская ваза, картинки разрезные.
Ход викторины.
Ведущий: Здравствуйте, дети! Сегодня в нашей викторине «Что мы знаем о народных промыслах?»участвуют две команды детей: команда «Русская Матрешка» и команда «Дымковская игрушка».
Задание на 1 тур. Отгадывание загадок о народных промыслах.
• Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
• Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня!
На белом фарфоре –
Синее небо, синее море
На веточках тонких.
• Коль на досточке девица
Иль удалый молодец
Чудо-конь и чудо-птица
Задание на 2 тур. Вопрос – ответ.
1. Назови роспись, в которой используется только синий цвет.
2. Отбери изделия из Гжели.
3. Образы каких животных используют в своих работах гжельские мастера?
4. Где изготавливают глиняные игрушки?
5. Расскажи об изготовлении дымковских игрушек (последовательность)
6. Какие элементы дымковской росписи ты знаешь?
7. Назови главные элементы хохломской росписи.
8. Какие краски используют художники из Хохломы?
Задание на 3 тур. Собери и угадай.
Назовите предметы,которые расписываются:
• Гжельской росписью (фарфоровые посуда, вазы, статуэтки)
• Хохломской росписью (деревянные ложки, подносы, посуда, столы и т. д.)
• Дымковской росписью (изделия из глины: лошадки, козлики, барашки, барышни и т. д.)
• Городецкой росписью (посуда, доски, подносы).
Каждому участнику команды выдается часть от целой разрезной картинки. Когда все элементы будут собраны, капитану команды предстоит собрать целую картину с изображением народного промысла, назвать его и рассказать о нем.
Задание на 4 тур. Найди и отложи.
Детям предлагается отобрать предметы, относящиеся к названному воспитателем народному промыслу.
Задание на 5 тур. Укрась матрешку.
Каждой команде предлагается украсить матрешку узором одного из народных промыслов, элементы которого надо будет выбрать из числа других.
Подсчитываются очки и награждаются победители.
1. Грибовская А. А. Детям о народном искусстве/ А. А.Грибовская:. М., 2004.
2. Народное искусство в воспитании дошкольников / Под ред. Т. С. Комаровой. М., 2005.
Публикации по теме:
Фотоотчет развлечения для детей дошкольного возраста «Зима пришла» В нашем детском саду совместно с учителем - дефектологом раз в месяц проводятся интегрированные развлечения для детей дошкольного возраста.
Следующая загадка
Пояснение
Эти загадки были опубликованы в журнале «Дошкольное воспитание» №5 за 1997 год (стр. 40- 42). Они были приложением к моему сценарию, но спустя какое-то время стали появляться в различных материалах без подписи. Мне приятно, что они "пошли в народ", но данной публикацией хочется напомнить, что у загадок есть автор.
Мы используем их на занятиях и развлечениях. Собранные в буклет, они становятся приятным подарком выпускникам.
Надеюсь, они еще пригодятся многим коллегам.
ЗАГАДКИ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ
1
Очень тяжелые эти фигурки:
Девочки, мальчики, кони-скульптурки
Есть и подсвечники, блюда резные.
Ну, догадались, откуда такие?
(Каслинское литье)
Следующая загадка
Глазки лукавые, личики нежные. Павло-посадские платки.
Публикации по теме:
Картотека «Загадки «Мороз» для детей дошкольного возраста Наступила зима. А какая зима без морозов. Об этом явлении природы очень много загадок. 1. Не снег и не лед, А серебром деревья уберет.
Консультация для родителей «Учите детей отгадывать загадки!» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.
Презентация «Загадки для детей» Презентация " Загадки для детей" (Животные леса) адресована воспитателям детских дошкольных учреждений. Цель: закрепление знаний по теме.
Рифмованные загадки для детей Рифмованные загадки на договаривание слов для детей от 2,5 до 3-х лет Одними из первых загадок, которые доступны для маленького ребёнка,.
Загадки для детей 3–4 лет с ответами Загадки для детей 3 - 4 года с ответами Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, Хлопает крыльями громко-громко, Курочек верный пастух, Как зовут.
Загадки для детей Загадки про овощи Говорит коза, что козы Очень любят нюхать розы. Только почему-то с хрустом Нюхает она … капусту Корешок оранжевый под.
Загадки для детей подготовительной к школе группе Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает.
Загадки для детей с 2 до 4 лет с ответами Загадки для детей с 2 до 4 лет с ответами Ку-ка-ре-ку кричит он звонко, Хлопает крыльями громко-громко, Курочек верный пастух, Как зовут.
Загадки «Овощи» для детей дошкольного возраста Загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Загадка.
Загадки про зиму для детей 3–4 лет Загадки про зиму для детей с ответами После осени пришла. И сугробы намеласла. (Зима) Раскрыла снежные объятья, Деревья все одела в платья.
Следующая загадка
Цель: Формирование представлений о многообразии народных промыслов России.
Повышать компетентность детей на основе изучения народных промыслов,
Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
Учить различать материалы, из которых делают изделия народных промыслов.
Воспитывать уважение к труду, художественному творчеству народных мастеров.
Воспитывать интерес к декоративно - прикладному творчеству.
Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства.
Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей
Развивать внимание, познавательную активность.
Развивать логическое мышление, память.
Оборудование: наглядный материал иллюстрации - «Гжель», «Хохлома», «Матрешка», «Дымковская игрушка», предметы – фигурки из гжели, дымковская игрушка, матрешки, ложки и посуда в стиле хохломы.
1. Вводная часть (организационный момент)
- Ребята, здравствуйте, посмотрите с кем я к вам сегодня пришла? (Дети видят в руках матрешку и называют)
- Деревянная красотка, ярко разукрасилась,
Любит с детками играть,
Чтобы любовались ей,
Есть секретики внутри,
Такие же подружки,
Чудо-мастера придумали – русскую игрушку!
- Эту замечательную игрушку придумали русские мастера, это наша волшебная Российская культура, это промыслы наших умельцев!
- Ребята, а хотите узнать о том, что же еще делали своими золотыми руками наши народные мастера? (Дети отвечают)
- Тогда приготовьтесь, мы вместе с матрешкой отправимся в путешествие!
2. Основная часть:
- Мы с вами уже познакомились с матрешкой. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок. Этих красавиц разукрашивали самыми яркими и разнообразными красками. (Просмотр изображений и игрушек матрешек). Сделать такую прекрасную игрушку своими руками было сложно, ведь нужно было вырезать из дерева, а оно твердое, это кропотливый труд. Из чего мастер делал матрешку? (Матрешек мастера делают из дерева).
- Ребята, но не только матрешек делали наши народные умельцы, есть такой промысел под названием «Гжель». Матрешка сейчас откроет свой волшебный домик и покажет нам сувениры из Гжели. Какие красивые сувениры, но чем-то они похожи друг на друга, вы заметили чем? Правильно, эти сувениры окрашены сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Делали Гжель из белой глины. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Какой основной цвет использовали художники, когда создавали рисунки на Гжели? (Художники использовали синий цвет и все его оттенки, а рисовали на белом фоне). Из чего делали Гжель? (Гжель делали из глины)
- Ребята, встаем рядом со своими стульями, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения.
- Красавицы-матрешки из дерева одежки!
(руки вдоль тела, ладони в стороны, носки врозь, пятки вместе, ноги прямые, делаем движения на пятках, стоя на месте, с поворотами влево и вправо)
- Чайник бело-синий, ах какой красивый!
- Это «Гжель», мои друзья,
- Из глины делают меня!
(рука на поясе, другая изогнута перед собой в виде носика у чайника, делаем пружинку, с легкими поворотами влево и вправо).
- Какие вы молодцы, немного размялись, а теперь присаживаемся и продолжаем путешествие с матрешкой.
- У каждого дома есть посуда? Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Есть такой деревянный промысел под названием - «Хохлома». А название этот промысел получил по названию села Хохлома, в котором он возник. (Рассматриваются изображения и изделия Хохломы) Какие основные цвета использовал художник? (Художник использовал черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета). Вот какие красочные, интересные хохломские изделия. А матрешка, в своем домике приготовила нам новый сюрприз.
- Ребята, послушайте (аудиозапись глиняной свистульки). Что это за звук, на что похож? (этот звук похож на свист или пение птички). Совершенно верно, это глиняная свистулька в виде птички. Это, ребята, глиняные лепные игрушки. Этот народный промысел называется Дымковская игрушка. Их делают в селе Дымково. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
- Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки про народные промыслы, а вы угадайте.
- Барыни-сударыни, индюки и всадники,
Дивные игрушки, есть еще свистушки!
Из глины они сделаны,
Приносят радость всем они.
Что это? (Дымковская игрушка)
- Яркий платочек, сарафан в цветочек,
Упирается рука, в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Скажите кто это? (Матрешка)
- Пузатый чайник, расписной.
Красив рисунок, мне поверь.
Зовется эта роспись? (Гжель)
- Листочки, ягодки, цветочки,
Деревянное все это,
Здесь хозяева три цвета:
Черный, красный, золотой.
Как называется промысел такой? (Хохлома)
-Давайте поиграем, я буду вам показывать изделие народного промысла и произносить его название, если название правильно, то вам нужно хлопнуть, если название неверное, то вам нужно топнуть.
- Ребята, поиграли мы весело, а матрешка все свои сувениры из волшебного домика нам показала. Сегодня мы увидели, что русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали, приносили уют, тепло, добро и гордость за народное искусство. Обо всех промыслах нашего народа сразу и не расскажешь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается в России. Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами!
3. Заключительная часть.
- Ребята, давайте вспомним о каких народных промыслах мы сегодня узнали?
(Мы сегодня узнали о народных промыслах: Хохлома, Матрешка, Гжель и Дымковская игрушка).
- Ребята, изделия народных промыслов делают из разных материалов, а вы запомнили из каких? (Матрешек мастера делают из дерева, Дымковские игрушки мастера делают из глины, Хохлому мастера вырезают из дерева, Гжель мастера делают из глины).
- А какие цвета используют художники в своих творениях? (Матрешек художники раскрашивают самыми яркими, разнообразными красками, Гжель художники рисуют на белом фоне всеми оттенками синего и голубого, Хохлому художники раскрашивают золотыми, черными, красными красками, могут использовать зеленый цвет, Дымковские игрушки белого цвета, а узоры сделаны самыми яркими, праздничными цветами).
- Кто из вас хотел бы иметь что-то из народного искусства, о котором мы сегодня узнали? А для чего вам это? (Можно по разному использовать изделия народных промыслов, например можно ими любоваться, так же можно поиграть в матрешку или посвистеть на дымковской игрушке, изделия из гжели и хохломы могут украсить любой дом, а также можно эту посуду использовать в домашнем хозяйстве).
- Ребята, вы хотите дальше изучать народные промыслы и узнавать, что же еще создавали наши талантливые мастера с золотыми руками? (Да).
- Замечательно, мы с вами обязательно продолжим, а сейчас вам хочу сказать, что вы большие молодцы, потрудились сегодня на славу, я вас хочу попросить поделиться с вашими родными тем, что вы сегодня узнали, договорились, ребята? (Да).
-До свидания, ребята, спасибо вам за ваше стремление познавать и изучать народное искусство!
Публикации по теме:
Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.
Фотоотчет о деятельности детей разновозрастной группы в рамках творческо-познавательного проекта «Народные промыслы России» С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — промысел. Она сочетала производство.
Фотоотчёт по тематической неделе «Народные промыслы в средней группе» Самоизоляция продолжается, а значит и дистанционное обучение продолжается. Предыдущая неделя носила тематическое название "Народные промыслы".
Читайте также: