Загадки про дмитрия донского
Обновлено: 05.11.2024
Подготовка кабинета: стулья расставляются по периметру кабинета, кроме стороны у доски; на доске тема, эпиграф; у доски кресло победителя, стол, за которым сидит ареопаг, магнитофон.
Оборудование: кресло победителя, шлем, ордена, картонные квадраты для дорожек, запись кантаты А.Прокофьева “Александр Невский”, часть 1 “Русь под игом монголо-татар”.
- С.Соловьев Об истории древней России М. 1992г.
- Л.Гумилев От Руси к России. М. 1992г.
- В.Кучкин Дмитрий Донской Вопросы истории 5-6 1995г.
- В.Бутромеев Всемирная история в лицах. Раннее средневековье М. 1998г.
- С.Аветисян История Отечества в лицах М. 1993г.
- С.Бородин Дмитрий Донской. М. 1993г.
- В.Каргалов Вторая ошибка Мамая. М. 1993г.
- Т.Черникова История России. М. 1998г.
- И.Новиков История России в вопросах и ответах М. 1998г.
- С.Смирнов Задачник по истории России.
- Объявление темы игры. Представление участников и ареопага.
- Выбор участников игры.
- Основная часть игры.
- Заключение. Подведение итогов.
- Какое событие можно считать генеральной репетицией Куликовской битвы? Когда и при каких условиях оно произошло? (Битва на р.Воже 1 1378 году, Мамай направил против Руси не все свои силы, а отдельный, хотя и сильный отряд).
- Почему в 1377 году татары одолели русских на р.Пьяне, а в 1378 году были разбиты? (В 1377 году русскими воеводами были допущены серьезные ошибки, они не предполагали, что враг находится рядом, удар в тыл русских был внезапным, а действия русских на р.Воже были тщательно продуманы).
- Кем Мамай приходился Чингис-хану? (Никем, он не происходил из Чингисидов, что и не позволило ему стать ханом, он оставался темником, хотя и менял ханов-марионеток).
- В 1373 году Мамай совершил поход на Рязань. В 1374 году появился город Серпухов и находящийся рядом Высоцкий монастырь. Есть ли связь между этими событиями? (Да, есть, поход вызвал необходимость усилить оборонные возможности Москвы).
2. Основная часть игры.
- Убедите ареопаг в значимости темы.
- Представьте героя нашей игры.
- Перед сражением дружинники уговаривали Дмитрия не подвергать жизнь опасности. Что ответил великий князь?
- Сколько времени продолжалась Куликовская битва? (4 часа, с 6 до 10, в переводе на современный счет времени от 11 часов 35 минут до 15 часов 35 минут).
- Ты, Дмитрий, стал московским князем в 9 лет. А кто реально правил в твое малолетье? (митрополит Алексей из рода бояр Плещеевых)
- Кому ты, Дмитрий, отдал коня и знаки власти перед Куликовской битвой? (Своему любимцу, воеводе Михаилу Андреевичу Бренко.)
- Говорят, что удовольствие, успех в Куликовской битве и монголы, и русские выражали одним и тем же боевым кличем. Каким? (Этот клич - ура, слово тюркского происхождения, оно появилось на Руси с перебежчиками из Орды..)
- Говорят, что очень уж уважала митрополита Алексея старшая жена хана Джанибека, Тайдула, и всегда оставалась другом московской митрополии. За что? (Ее постигло несчастье, тяжелая глазная болезнь, по-видимому, трахома. У ложа царицы побывали и знаменитые персидские, и арабские врачи, и степные шаманы, но тщетно: болезнь прогрессировала. И лишь Алексей смог ей помочь. Тайдула,женщина благородная, не забыла услуги.)
- Во время Куликовской битвы отдельные смельчаки становились “ежиками”. Покажите, как. (Становились спинами друг к другу, выставляли копья и отбивались.)
- Почему археологам во время раскопок на Куликовом поле почти не удалось найти оружия, которым пользовались участники сражения? (Оружие было дорогим и его не оставляли на поле битвы.)
- Есть легенда о поединке Пересвета с Челубеем, она содержится в “Сказании о Мамаевом побоище”, но не входит ни в летопись, ни в “Житие Сергия”. Оба богатыря, по преданию, погибли. Историк Ярослав Николаевич Щапов задает очень непростой вопрос:
“Почему народное сознание в этой легенде не сохранило жизнь воину-христианину, защитнику родины от неверных?” Как бы вы ответили на него? (Убийство и монашество - вещи несовместные. О.Валерий, священник храма Рождества Христова в Измайлове, в беседе о С.Радонежском сказал: “Иначе и быть не могло. Как же останется жить убивший монах?”) - Ты, Дмитрий, князь московский, великий князь владимирский.
А что тебе первоначально сулила судьба? (Я родился в семье звенигородского князя, и, хотя был первым сыном, но в Москве княжил брат моего отца, Симеон Гордый, у которого были свои сыновья. После смерти Симеона мой отец отстранил вдову и захватил власть).
Следующая загадка
Ведущий 1. У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных воинских побед, в которые русские (российские) войска, снискали почёт, уважение и славу.
Ведущий 2. Много событий было в истории Руси, а особенно много было войн. В разные времена с разных сторон надвигались на Русь иноземные полчища. Они жгли, грабили, убивали, хотели покорить русский народ, взять его в рабство. Но смело выходили на бой наши предки. Не пугали их ни тучи стрел, ни сабли кривые, ни ядра чугунные. Поднимались на защиту Отечества и стар, и млад, и бились с врагами, либо до вздоха последнего, либо до часа победного.
Ведущий 1: Россия!
Не сыскать иного слова,
иной судьбы на целом свете нет.
Ты вся – сплошное поле Куликово
на протяженье многих сотен лет.
Ведущий 2: Россия!
Прозвучало это слово,
вписав в бессмертье имена
от льдов Невы до поля Куликова,
от Куликова до Бородина!
1 ведущий. 21 сентября - День воинской славы России. Это День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголами в Куликовской битве.
2 ведущий. Куликовская битва – одно из самых выдающихся событий в истории России. 21 сентября 2015 года исполнилось 635 лет со дня Куликовской битвы. Победа на Куликовом поле стала отправной точкой становления российской государственности, символом доблести и славы.
Командир взвода . Ничто так не объединяет людей, как общая историческая память. Событиям этих дней мы посвящаем викторину «Поле ратной славы», в которой примут участие кадеты 6 взвода. Каждое отделение сформировало команду из 6 человек во главе с капитаном (командиром отделения).
Оценивать команды будет компетентное жюри:
- социальный педагог психолог;
- воспитатель 6 взвода.
Хранитель времени (человек, который будет следить за регламентом, с помощью песочных часов)
Командир взвода . Я попрошу участников команд занять свои места за столами. Перед началом викторины каждой команде необходимо придумать название в течение 30 секунд, а затем капитаны представят свои команды.
Приветствие команд.
Мы начинаем викторину. 1 конкурс викторины называется - «Вопросы и ответы». Я зачитываю вопрос, каждая команда в течение 30 секунд формулирует, записывает и передает ответ жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Почему князь Дмитрий получил прозвище «Донской»?(За победу на Куликовом поле на р. Дон)
2. Как звали богатырей, поединок которых стал сигналом к началу Куликовской битвы?(Пересвет и Челубей)
3. Назовите дату Куликовской битвы (8 сентября 1380)
4. Кто благословил русское войско на бой?(Сергий Радонежский)
Команды сдают ответы. Жюри подсчитывает баллы.
Командир взвода . Пока жюри подсчитывает баллы за конкурс, мы вернемся в 14 век, в далекое прошлое нашей истории.
Сценка «Дмитрий Иванович призывает на бой».
1 ведущий. «Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, был на пиру у Микулы Васильевича. И сказал Владимир Андреевич:
Владимир Андреевич:
«Пришла к нам весть, братья, что хан Мамай стоит у быстрого Дона, пришел он на Русь и хочет идти на нас на Залескую Землю. тоской и печалью она охвачена, плачет, сыновей своих поминая. ».
Микула Васильевич : Доколь нам други, пред тираном
Склонять позорную главу
И заодно с презренным ханом
Позорить сильную Москву?
Дмитрий Иванович:
Туда! За Дон! Настало время!
Надежда наша – Бог и меч!
Сразим монголов, и как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч.
2 ведущий . По всем городам зазвучали призывы Московского князя собираться в войско. Звонили колокола по всей земле Русской…(Звучит запись колокольного звона).
1 ведущий. Собралось невиданное для того времени войско. В русской армии, по словам источников, были не только «князья русские», «воеводы», бояре, но «вся люди», «народ», т. е. крестьяне, горожане, дружинники.
Выступление жюри по итогам 1 конкурса.
Командир взвода. 2 конкурс «Угадай событие». Команды угадывают события, представленные на слайдах, записывают на листах ответы и сдают жюри.
Задания для команд:
1) С. Радонежский благословляет Д. Донского на бой;
2) Бой Пересвета с Челубеем;
3) Бой русских дружин с ордынцами.
Командир взвода. Жюри подсчитывает баллы. А вашему вниманию предлагается фрагмент фильма о Куликовской битве.
Выступление жюри по итогам 2 конкурса.
Командир взвода. А сейчас блиц-конкурс для капитанов «Три важных слова». Капитаны команд должны прослушать задание и быстро назвать три важных слова по теме задания. За этот конкурс каждая команда может получить по 1 баллу.
Задание 1 капитану . Три самых важных имени (Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Мамай);
Задание 2 капитану. Три самых важных события (Благословение Сергия Радонежского, победа на Воже, победа на Куликовом поле);
Задание 3 капитану . Три самых важных чувства (святая вера, гордость за Родину, уважение к предкам);
Жюри подсчитывает баллы. Звучит песня «Куликово поле»
Помнят наши предки, помнят наши деды
Помнит наша церковь, господом моля
Куликово поле — Русская победа,
Куликово поле — Русская земля,
Куликово поле — Русская победа,
Куликово поле — Русская земля!
Движутся хоругви в утреннем тумане,
Скоро содрогнется от сраженья твердь,
Поле Русской Славы, поле Русской брани,
Поле Русской жизни — победившей смерть,
Поле Русской Славы поле Русской брани,
Поле Русской жизни — победившей смерть!
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
2 ведущий : Враг обратился в бегство. Русские преследовали его на протяжении 50 км, до реки Красная Меча. За эту победу Дмитрий получил почётное прозвище Донской, а князь Владимир – Храбрый.
1 ведущий. В память о павших воинах возведён храм Св. Сергия Радонежского, благословившего на битву Дмитрия Ивановича.
Командир взвода . А сейчас я предоставляю слово жюри.
Выступление жюри по итогам викторины .
Командир взвода. И последний конкурс нашей викторины - «Стихи - загадки». Я зачитываю строки стихотворения, участникам команд необходимо отгадать о чем или о ком идет речь и записать ответ. На раздумье дается 30 секунд.
1. В России поле есть одно – Вечной славы Поле,
Напоминает нам оно, сражение былое…(Куликово Поле)
2. Много веков тому назад, весеннею порою,
Пришел в Россию завоеватель-супостат,
Со своей ордою.(Мамай)
3. Князь Московский подавить решил
Татарский гнет, Сплотил дружины он,
4. Один святитель их на бой благословил,
На подвиг тот, за Родину, за мир!(Сергий Радонежский)
Выступление жюри.
2 ведущий. Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Командир взвода. А сейчас слово жюри.
Выступление жюри. Подведение итогов.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
Командир взвода. Мы благодарим всех участников викторины. До свидания, до новых встреч.
Руководитель занятия: Командир взвода (Классный руководитель)
подполковник _______________ С.ЖУКОВ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Педагог дополнительного образования детей и взрослых от 4 800 ₽ от 1 200 ₽Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
от 1 650 ₽ от 410 ₽Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
от 1 800 ₽ от 450 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Следующая загадка
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Академик Д.С. Лихачёв
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Более современные понятия патриотизма связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но мне кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества. Как уже говорилось ранее, народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.
Это помогает детям также лучше, ориентироваться во временных понятиях. Цикличность народного календаря из года в год повторяете эти праздники и события. Эта периодичность позволяет детям усваивать данный материал с раннего возраста до школы, постепенно усложняя и углубляя его.
Следует подумать и о средствах патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка. В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, Мальчиши-Кибальчиши, сыны полка, легендарные корабли “Аврора” и броненосец “Потемкин”, комплексные тематические игрушки “Север”, “Космодром”, “Парад на Красной площади” и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства.
Современная игрушка, как мне кажется, любовь к стране не воспитывает, хотя, наверное, могла бы. Какие герои нынче привлекают детей, и что мы, педагоги, можем им предложить, с какими героями познакомить? Ведь многие дети даже не знают о существовании былинных героев, народных игрушек, о красочных иллюстрациях в книгах, где множество смелых, сильных героев сражается со «злом»и т.д. (Приложение1)
В своей работе с детьми я знакомлю детей с народными игрушками, пробуем смастерить некоторые сами, знакомимся с разными видами народного творчества (вологодское кружево, Дымковская игрушка, Филимоновская, Каргопольская, Матрешка….)Таким образом, дети не только знакомятся с разными видами народной игрушки, но и закрепляют элементы мастерства в творчестве.
Народные игры можно использовать и на физминутках, и на прогулках, и на вечерах досуга и т.д.
Куклы пеленашки.
В такие куклы играли наши предки. Тогда еще не было ни барби, ни даже простых пупсов из нашего детства. Кукла делалась своими руками, отражала характер хозяйки, и была для нее бесценна. Для того чтобы сделать такую куклу, покупаются специальные, выструганные из дерева, основы. Они одеваются, иначе говоря, пеленаются, в несколько тряпочек: косынка, платье. И подпоясываются кушаком, или просто веревочкой. Такую куклу можно переодевать, придумывать для нее интересные наряды. Можно, используя специальные краски, нарисовать ей лицо. Правда в старину считалось, что у куклы лица быть не должно, и все старинные куклы были безликими. Можно не покупать деревянную основу, а самим сшить валик, который ее заменит, набив его чем угодно, например паралоном. Такой кукле личико можно будет не нарисовать, а вышить.
Игра развивает: творческие способности, усидчивость, внимание.
Такая кукла незаменима для ролевых игр.
Малечина — калечина
Среди детских игр и забав немало таких, в которых приходится удерживать в равновесии те или иные предметы. Вот одна из подобных игр.
Дети берут палку около 1 — 2 аршин (аршин равен 71,12 см.), ставят ее на концы пальцев той или другой руки вертикально и в таком положении ходят, останавливаются, бегают, садятся, на тысячи ладов изменяя при этом свои позы, а палку передвигая то на одну, то на другую часть руки, и т. д. Для того чтобы сделать это упражнение более трудным и интересным, берут иногда другую палку и в том же положении ставят ее на голову или же другую палку в таком же положении ставят на носок одной ноги и в таком виде скачут.
Описанные забавы распространены по всей Европе. В России они известны под именем «малечина-калечина». Упражняющийся с палкой мальчик приговаривает:
Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера
До зимнего?
Раз, два, три. (и т. д.).
Игра эта особенно полезна в том отношении, что чрезвычайно хорошо развивает верность глаза, так как при движениях, производящихся при этом, беспрестанно приходится наблюдать за малейшим колебанием палки и делать тысячи разнообразных быстрых и неожиданных маневров, чтобы не только не уронить, но даже не поколебать палки. Кроме того, упражнения эти поддерживают тело в беспрерывной неутомительной деятельности.
Золотые ворота
Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй — запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.
Горелки с платочком
Закидушка.
Деревянный стаканчик с шариком на веревочке. Играют два человека, кто большее количество раз попал в стаканчик, тот и выиграл.
«Моталочка » – на Руси играли в эту игру, сматывая в клубок обычные нитки. Мы используем игру, похожую на Моталочку – «Вошебный клубочек» (О.Емельянова), где вместо клубков шарики, на которые наматывается шнурок.
Это веселое и полезное развлечение для детей от 2 до 6 лет развлечет и с пользой займет маленьких непосед, способствуя развитию произвольного внимания, координации и мелкой моторики пальцев рук. Один "Волшебный клубочек" может быть игрушкой-головоломкой для одного ребенка, а если вы изготовите несколько таких игрушек, то сможете устроить веселое соревнование или праздничный конкурс сразу для нескольких участников.
Солдаты.
Шесть чурочек длиной 20 см и 6 см в диаметре. На них кладут небольшие камешки или чурочки. Это "солдаты". Играющие делятся на 2 команды. На расстоянии 8 - 11 м каждая команда вдоль черты расставляет своих "солдат". Расстояние между ними - 35 см. По жребию одна из команд начинает игру. Бить надо от черты противника. Удар производится лишь одним игроком из команды. Если удар был удачен, тот же игрок наносит следующий удар. После неудачного удара право наносить их переходит в другую команду. Весь интерес игры заключается в том, чтобы быстрее сбить "солдат" противника.
Играющие привязывают к поясу полутораметровую нитку с короткой палочкой (рыбкой) на конце. Задача — как можно больше наловить рыбок (то есть наступить на волочащуюся по земле палочку и оборвать ее). Игрок, потерявший рыбку, выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех оборвет палочек и, ловко увертываясь, сохранит свою.
Дидактическая игра одновременно является формой обучения, наиболее характерной для маленьких детей. Истоки её в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игры с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, загадках (см. Приложение 1), в играх «Ладушки», «Сорока - белобока», в играх с пальчиками (См. Приложение2) мать привлекает внимание ребёнка к окружающим предметам, называет их.
В дидактической игре содержатся все структурные элементы (части), характерные для игровой деятельности детей: замысел (задача), содержание, игровые действия, правила, результат. Но проявляются они в несколько иной форме и обусловлены особой ролью дидактической игры в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.
Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной символикой России на материале геральдики российских городов. Но понятие “символ”, а также такие термины, как “символизирует”, “олицетворяет”, для дошкольников весьма сложны. Сложны, на наш взгляд, для понимания малышей и сами российские символы. Дети прекрасно их запоминают, узнают, находят среди других похожих, рассказывают о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую остается абстрактной.
Как же помочь ребенку глубже понять смысл такого сложного государственного символа, как герб? Как научить прочувствовать его, а не только запомнить и повторить?
В своей практике использую игры по знакомству с гербом Санкт-Петербурга.
Игра 1. «Разрезная картинка»
Собери герб нашего города из разрезной картинки.
Игра 2. «Раскрась герб города»
Раскрась герб Санкт-Петербурга (щит – красный, якоря – серебристые, скипетр – золотистый.) (Задание можно усложнить и предложить ребёнку самому нарисовать герб нашего города.)
Следующая загадка
- воспитывать уважительное отношение детей к историческому наследию своего народа.
Методические приёмы: беседа, рассказ учителя.
Теория: сведения о личности князя Дмитрия Донского, исторические сведения о ходе Куликовской битвы.
Лексическая работа: пехота, полк, рать.
Оборудование: - карта Руси (13 век);
- иллюстрация с изображением портретов русских князей;
- репродукция картины И.Глазунова «Дмитрий Донской»;
- карта-схема Куликовской битвы.
Цели для обучающихся:
Познакомиться с историей основания города Москвы;
- основными положениями деятельности князей Юрия Долгорукого и Ивана Калиты.
-выстроить взаимосвязь исторических событий;
- узнать значения незнакомых слов.
I .Организация класса.
II . Актуализация раннее изученного.
- Ребята, сегодня мы продолжаем знакомство с личностью и деятельностью великих русских князей.
1. Повторение изученного о времени правления Юрия Долгорукого.
- Послушайте текст и подумайте, о каком князе идет речь: "Князь часто отъезжал от столицы, он любил охотиться в сосновых лесах на Москва-реке.
Приглянулись князю эти земли, особенно семь высоких холмов над рекой. Здесь, на месте небольшого села, и решил князь основать новый город, который назвал по имени реки Москва".
- О каком князе идет речь? ( Юрий Долгорукий)
- С каким событием связана деятельность Юрия Долгорукого? (Он основал Москву.)
- Какой год принято считать годом рождения Москвы? (1147г.)
- Определите век? (12век)
- В состав какого княжества входила Москва в 13 веке? (Владимиро- Суздальское)
- Покажите его на карте.
- Владимиро-Суздальское княжество больше всего пострадало от нашествия монголо-татар.
- Какому князю досталась в управление Москва? (Даниилу Александровичу)
- Докажите, что Москва была благоприятным местом для жизни людей. ( Москва находилась в лесах, место спокойное, много пахотных земель для развития земледелия, протекала река- торговый путь, баскаки редко наведывались туда.)
2. Повторение старинных названий улиц Москвы.
- В Москве стали развиваться ремесла и торговля. Появились целые улицы ремесленников.
Соотнесите занятия людей с названием улиц:
Кузнецы Гончарная набережная
Гончары Кузнечный мост
Оружейники ул. Хамовнический вал
Хамовники Оружейный переулок
Кожевники Кожевническая улица
3. Повторение изученного о времени правления Ивана Калиты.
- Юрий Долгорукий основал Москву, а при каком князе росло и укреплялось московское княжество? (Иван Калита)
-За что московскому князю дали прозвище "Калита"?
- Рассмотрите рисунки, найдите среди людей фигуру Ивана Калиты.
- Каким человеком был Иван Калита? ( Умный, хитрый, коварный, расчетливый, злопамятный.)
- Приведите пример его хитрости.
-Докажите, что Иван Калита сделал много полезного для народа.
1) Москва разрослась.
2) Кремль обнесли дубовыми стенами.
3) Часть дани оставлял на усиление Москвы.
4) Увеличил приток переселения людей в Москву.
5) Прекратились набеги в Москву.
6) Перевел в Москву митрополита - главу Русской Православной Церкви- Петра. Москва стала духовным центром русской земли.
Иван Калита усилил московские земли. Тягаться с Москвой уже было не под силу удельным князьям. Калита и его сыновья (Семион, Иван II ) спасали землю татарского насилия. Внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович продолжил дело своих предков.
Тема нашего урока: «Дмитрий Донской».
IV . Знакомство с новой темой.
Рассказ учителя о личности и деятельности князя Дмитрия.
1359г.- Московским князем стал Дмитрий Иванович.
Высокого роста, крепкого телосложения, красивый, умный, справедливый – таким запомнился своему народу князь Дмитрий. Он любил свою Родину, не обижал людей. Москвичи верили и доверяли ему.
В начале своего княжения он расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород). Силой заставил тверского князя отказаться от княжения в пользу Москвы; заменил деревянные стены Московского Кремля белокаменными. Но главным в деятельности внука Ивана Калиты был огромный вклад, который внес Дмитрий в борьбу русского народа с монголо-татарами.
Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению. Став во главе Московского княжества, Дмитрий решительно бросил вызов Орде – прекратил выплату дани.
- Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием.)
Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом. Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное.
Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, примененные Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.
Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси.
Назревало решающее сражение между Русью и Ордой. Хан Мамай прекрасно понимал: если он проиграет битву, правителем Золотой Орды ему никогда не быть, но если выиграет власть его укрепится на долгие годы. В ход пошло золото и серебро, копившееся в Орде долгие годы. За большую плату была нанята генуэзская пехота - пешие войска, множество мелких разбойников потянулись со своими отрядами к Мамаю.
Но и на Руси не сидели, сложа руки. Князь Дмитрий разослал гонцов во всестороны, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против общего врага. Призыв князя был услышан. Со всех земель и княжеств к Москве стали стягиваться войска. Как пишет летописец, Дмитрию удалось собрать не бывалую для Руси того времени армию. Русь готовилась к великой битве.
Ребята, как вы думаете. Почему, еще не начав битвы. Русские войска уже наполовину победили? (Потому что русские княжества объединились. Было собрано огромное войско)
Когда военные силы были готовы, князь Дмитрий по древнему обычаю поехал за благословением на бой к Сергию Радонежскому, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.
И у толпы притихшей на глазах
Встал Дмитрий пред игуменом на колени
И получил его благословенье:
Да не коснется сердца страх!
Ты вернешься скоро.
И двух богатырей измерил взором: -
Вот иноки – сподвижники тебе.
Знакомство с ходом битвы на Куликовом поле.
Великая битва произошла на берегу реки Дон, на широком Куликовом поле 8 сентября 1380 года.
Скрытая густым туманом, отборная русская рать под командованием князя Серпуховского и воеводы Боброка - Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских стали сближаться с монголо-татарскими войсками на Куликовом поле.
Когда туман рассеялся, войска встали друг против друга. Как началась битва, расскажут … (фамилии, имена учащихся, рассказывающих стихотворения).
Ученик 1: Поутру Мамай в шатре
Глянул в щелку узкую
И увидел на заре
В поле силу русскую
«Ай-ай-ай! – подумал хан –
Что за наваждение!
Может, так шалит шайтан?
Хан опять глаза протер,
Трепеща, к нему в шатер
Ученик 2: «Вы видали эту рать?
Время битву начинать!
Батыры! По коням!»…
Вот уж тысячи стрелков
Наготове лук, колчан,
И пошли на русский стан.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьями наперевес мчались всадники друг на друга и сцепились на всем скаку. Кони их едва устояли, присел на задние ноги, а оба воина насмерть поразили друг друга.И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке.
Что мне сказать о битве той?
Что не было еще такой.
И хоть кого спроси,
Все знают на Руси.
Там ратники к плечу плечо
С врагом сошлись грудь в грудь,
И места не было мечом
Иль палицей взмахнуть…
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что красным был окрашен Дон
До самого низовья…
И стало солнце уставать,
К закату – огневое,
И стали русские сдавать –
Ордынцев было вдвое!
И тогда, когда разгромленный в бою левый русский полк (военное подразделение , состоящее из нескольких отрядов) начал отступать, из засады вышли дружины Боброка и Серпуховского. В бою наступил перелом. Как это произошло, расскажет … (фамилия, имя учащегося).
Ученик 3 : Вот тут-то памятный урок
Был дан врагам-татарам:
Вдруг вынес конницу Боброк,
Что пряталась недаром.
Укрытая от вражьих глаз
Дружина вынесла тот час
Знамена русской славы
И нанесла такой удар
С отвагою такою,
Что в страхе сонмища татар
Бежали с поля боя.
Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля.
И хотя только через сто лет после Мамаева побоища обрела Русь полную независимость от Орды, с победой на Куликовом поле у русского народа появилась крепкая надежда освободить от власти монголо-татар.
V . Закрепление изученного. Конкурс между командами-рядами «Знатоки истории».
Ответьте на вопросы:
- Какому народу удалось поработить Русь? (Монголо-татарам)
- Почему это произошло? (Среди русских князей не было единства)
- Сколько примерно лет Русь находилась под властью моголо-татар? (Более 200лет)
- Как называлось государство моголо-татар? (Золотая орда)
- Где произошла решающая битва? (На Куликовом поле)
- С чего, согласно легенде, началось сражение? (С поединка двух богатырей)
- Когда русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке? (После смерти богатырей)
- Сражение длилось долго. На одной части поля русские стали отступать. Что
- Почему русское войско во главе с Дмитрием Донским смогло одержать победу?
Подведение итогов конкурса.
VI . Подведение итога урока.
В заключении послушайте стихотворение, которое расскажет … (фамилии, имя учащегося).
Читайте также: