Загадка про марью искусницу для детей

Обновлено: 22.11.2024

Программное содержание: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

- Научить детей последовательному изготовлению куклы – Пеленашки.

- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной куклы.

Развивающие:

- Формировать у детей эстетический вкус; развивать творчество, воображение.

- Способствовать развитию мелкой моторики рук (заматывание, завязывание узлов, координации речи с движением, согласованности действий, ловкости

- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной куклы.

- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие - постановка проблемной ситуации, формирования эмоциональной отзывчивости, взаимодействия воспитателя, героя и детей во время проведения образовательной деятельности

Познавательное развитие – обсуждение и рассматривание кукол -оберегов, знакомство с новой куклой.

Речевое развитие - развития диалогической речи во время обсуждения и показа кукол – оберегов, дидактическая игра «Какая кукла?».

Художественно – эстетическое развитие – изготовление куклы-пеленашки.

- Расширить представления детей об истории русской культуры.

- Познакомить с новым видом куклы - Пеленашки.

- Изготовить куклу – Пеленашку.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:

- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла», «Тряпичные куклы».

- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».

- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».

- Дидактическая игра «Из чего сделана?»

- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».

Предварительный просмотр:

Сценарий развлекательной программы «Марья искусница»

Цель: Создание условий для развития здоровой личности.

Задачи:
- укрепление толерантного отношения детей друг к другу и развитие их коммуникативных возможностей;
- формирование качеств активно действующей, творческой и легко адаптирующейся личности;
- создание условий для самореализации и самоутверждения.

Сейчас на дворе весна. Она ассоциируется у нас с такими словами как любовь, очарование, жизнь, красота.

Ведущий 1: Так уж повелось в нашей жизни — отмечать все красные дни календаря.

Вот и сегодня мы собрались в этом зале, чтобы отпраздновать особый день — праздник Весны, праздник Женщин, праздник Девушек. Одним словом — Международный женский день 8 марта.

Ведущий 2: Международный женский день отмечают в начале первого месяца весны, когда солнце начинает пригревать землю. Но, чтобы он стал таким праздником, женщины всего мира долго и упорно вели борьбу за свои права.

В 1910 году в маленькой стране Дании, в городе Копенгагене, собрались женщины-революционерки. А уже в 1913 году в России в первый раз был отмечен Международный женский день. Его провели в Петербурге под видом научной конференции.

Ведущий1: Прошло много лет. Теперь мы каждый год открыто и торжественно чествуем женщин. В 32 странах отмечают этот день.

Ведущий 2: Вот это размах! А у нас в преддверии этого дня пройдет конкурс юных красавиц, где они будут соревноваться в премудростях.

Ведущий 1 :Участницы нашего конкурса, как весенние цветы: такие же прекрасные, нежные, чувственные. Их красота очаровывает нас. А кто не любит красоту?! Красота спасет мир!

И так, встречайте, наши конкурсантки.

Вот выходит номер раз.

Блеск ее прекрасных глаз

Прямо в сердце направляет

И влюбляться заставляет.

Номер два – мадам, что надо!

И вся публика ей рада.

Ей похлопаем в ладоши

У нее видокхороший.

Вот выходит к нам на сцену,

Зная точно себе цену,-

Номер третий, деловая

И девчонка – вот такая!

Вот уже номер четыре

Улыбается все шире

И смеется и хохочет

Тоже мисс быть первой хочет!

Номер восемь. Сердце в пятки!

Что за девочка, ребятки.

Если ближе посмотреть –

Можно просто обалдеть.

Номер семь– словно пава –

И стройна и величава.

А по сцене не идет –

Как лебедушка плывет

Ведущий 1: Итак, все участницы на сцене - прошу садиться. Сегодня нам с вами предстоит выбрать только одну участницу, которой «Марья искусница». А оценивать мастерство наших конкурсанток будет компетентное жюри в составе:

…., председатель жюри, умеет хорошо готовить борщ, самые вкусные и пышные беляши.

…. , знаток 101 рецепта оригинальных салатов

……, знаток национальной ненецкой кухни

Оценивать жюри будет по справедливости и честности, в конце программы мы узнаем имя «Марьи искусницы-2015».

Ведущий 2 : Ну, и, конечно, дорогие зрители, ваши аплодисменты будут самыми верными и надежными оценками при выступлении прекрасных дам.

Вместе: Внимание, начинаем состязания.

Красота - неповторимый дар,

Подари нам добрый взгляд на память.

Подари нам свой счастливый смех,

Свой портрет нам нарисуй при всех.

Убеди, что ты нам не приснилась!

Ведущий 2: Первый конкурс программы называется «Эрудит», вам необходимо быстро отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ получаете 1балл. Начали!

1. Что потеряла Золушка на балу у Принца? (Хрустальную туфельку)

2. Назовите русского поэта, посвятившего большое количество строк русской женщине. (Н.А. Некрасов)

3. Кому принадлежат эти замечательные строки:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

(С.А. Есенин.«Письмо матери»)

4. Какие цветы носят человеческие имена? (роза, василек, иван-да-марья)

5. Кто на нашей эстраде спел песню, в которой есть слова:

Расставшись, мы с тобой

Спасем свою любовь.

От сложных разговоров и обид.

(Ирина Аллегрова и Игорь Крутой.«Незаконченный роман»)

6. Как величали Царевну-лягушку? (Василиса Прекрасная)

7. Назовите овощи, у которых съедобны клубни и коренья. (Картофель, репа, редис, морковь, свекла, редька, лук, чеснок)

8. Какие жидкости во флаконах можно купить в парфюмерных магазинах? (Одеколон, духи, лосьон, шампунь, туалетная вода)

9. Назовите сказки, в названиях которых есть женские имена. ( «Золушка», «Дюймовочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Приключения Алисы», «Пеппи Длинный Чулок»).

10. Кому принадлежат слова: «Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки»? (Мальвина, «Золотой ключик»)

11. Как одним словом назвать средства, с помощью которых из Бабы Яги можно сделать Василису Прекрасную? (косметика)

2 конкурс – Золушка

Ведущий 1: Да, есть в облике наших участниц что - то божественное, неземное. Эти глаза. Эти улыбки. И за какое бы дело они не взялись, все у них отлично получается. Женщина - хранительница домашнего очага. Это в ней заложено природой. Если женщины и могут все, то лучше всего у них, получается, быть женщинами и матерями.

Отгадайте загадку про одну из сказочных героинь.

Она красива и мила,

Имя её от слова «зола».

Так быстро с бала бежала,

Что туфельку даже она потеряла. (Золушка)

Я не спроста загадала вам эту загадку. Следующий конкурс так и называется «Золушка». Помните, как мачеха приказала Золушке посадить розовые кусты, перечистить всю посуду, перебрать зерно? Вот сегодня наши конкурсантки ощутят себя на месте Золушки. А задание будет следующее.

Участницы на время должны будут разобрать по ёмкостям фасоль и горох.

3 конкурс - Самая чудесная хозяйка

Ведущий 1: Семья - это наша пристань, крепость, которая защищает нас от многих невзгод.Конечно же, в дружных семьях все обязанности по дому распределены. У всех все спорится в руках, но лучше мамы этого никто не сделает.Сейчас вам будут завязаны глаза. Вы должны доказать, что вы хорошие хозяйки. Вам предлагается несколько видов крупы, а вы на ощупь должны определить, что это за крупа.

Ведущий 2: Отгадайте, где и какая насыпана крупа в блюдцах. За каждый правильный ответ жюри начисляет по 1 баллу.

(В блюдечко насыпать пшено, гречку, рис, перловку.)

Ведущий 1: П редоставлены 4 сорта варенья. Необходимо отгадать, что это за варенье, пробовать каждое варенье можно до 2 раз.

4 конкурс «Кулинарный мастер-класс»

Ведущий 2: Наше состязание называется «Кулинарный мастер-класс». Сейчас наши участницы покажут, как они умело управляются с чуть ни самым распространенным кулинарным ингредиентом – картофелем.

Ведущий 1: Итак, перед каждой участницей лежит нож и картофелина. Ваша задача почистить ее так, чтобы получился один единственный очисток и не порвался.
Ведущий 2: Победит та из вас, у кого очисток будет самым длинным. Время на задание не ограничивается.

Участницы вытирают руки влажными салфетками.


5 конкурс «Марья-искусница»

Ведущие достают заготовленные кусочки ткани, коробку с пуговицами, нитки, иголки, ножницы и ставят на общий стол.

Ведущий 1: Дорогие участницы, сейчас вам предстоит продемонстрировать свое умению шить.
Ведущий 2: Вы видите перед собой набор для шитья. Ваша задача проста: нужно пришить пуговицы к ткани. Вам дается 4 минуты. Победит участница, пришившая больше всех пуговиц.

Ведущий 1: Не забывайте об аккуратности. Удачи!

Жюри подводит итоги: за каждую пришитую пуговицу дается один балл, аккуратная работа поощряется дополнительными баллами также по числу пришитых пуговиц.

Ведущий 2: Времена сейчас трудные, в деревне без коровы не обойтись.

Ведущий 2: Посмотрим, как наши болельщики умеют доить корову.

(В роли коровы — перчатка, наполненная водой. На пальцах сделать небольшие отверстия. Кто больше «надоит»?)

Ведущий 2: При п роведении нашего конкурса работает зрительское жюри. То есть каждый из вас имеет право отдать свой голос только за одну участницу конкурса. У чьей участницы больше голосов зрителей, та получает звание «Мисс зрительских симпатий». Поэтому при в ходе в зал, мы раздали вам жетоны. Вы проголосовать за участницу, бросив свой жетона в специальную корзину для голосования: №1- участница семьи №1, №2- семьи №2, №3-семьи №3, №4-семьи №4, №5- семьи №5, №6- семьи №6.

Итоги подведут члены жюри в завершении конкурса.

6 конкурс –«Дамская сумочка» .

Ведущий 2: Кем бы ни была женщина, она всегда остается любительницей помодничать. Самый необходимый аксессуар в дополнении к образу – это, конечно же, сумочка. Вот и наш следующий конкурс называется «Дамская сумочка» . Многие молодые люди ломают головы, а в чем тайна этого аксессуара, ведь в нужный момент из него появляются совершенно несвойственные предметы. Кстати, девушки порой сами не могут понять, откуда в сумочке такой клад и не всегда быстро находят что-то нужное.

Ведущий 1: Давайте узнаем, какие тайны скрывает этот аксессуар (достает вырезанные из бумаги силуэты сумочек). В каждой из сумочек таблица с буквами. Среди них по горизонтали и вертикали можно отыскать слова.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога.

В годовом плане работы дефектолога отражены основные направления деятельности специалиста, обеспечивающие комплексный подход к её организации.

Методическая копилка учителя - дефектолога

Методические материалы для занятий учителя - дефектолога.

Доклад о блоке коррекции, диагностики и развития ГБОУ ЦЛПДО.Презентация.Пран проведения методического окружного-объединения.

Районное методическое объединение учителей- дефектологов

В данном разделе размещены материалы по организации работы районного методического объединения учителей- дефектологов Октябрьского района г. Красноярска.

Методическая разработка урока истории и культуры народов Марий Эл "Марийский края в эпоху камня" (6 класс)

Разработка урока истории и культуры народов Марий Эл с использованием технологии критического мышления.

В докладе представлен перечень необходимой документации учителя-дефектолога образовательной организации, подробно продемонстрированы образцы документов, формы, структура и содержание коррекционно-разв.

методическая разработка учителя-дефектолога

Данная разработка направлена на развитие графо-моторных навыков у детей с нарушением интеллекта. Картотека игр и упражнений.

Следующая загадка

Мероприятие нацелено на крепление толерантного отношения детей друг к другу и развитие их коммуникативных возможностей, развитие патриотизма, формирование качеств активно действующей, творческой и легко адаптирующейся личности и создание условий для самореализации и самоутверждения. Возраст участников: 5-11 классы.

ВложениеРазмер
stsenariy_marya_iskusnitsa.docx 30.97 КБ

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пришли в гости.

Давайте поздороваемся. (Здороваются)

Звучит русская народная песня выходит из-за ширмы Марья Искусница в русском народном костюме.

Марья: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! (низко кланяется)

Давайте знакомиться. Меня зовут Марья Искусница.

Посмотрите на мой наряд. (Кружится)

А сейчас носят такие наряды?

А вот раньше, давным-давно, все женщины и девочки носили такую одежду.

- Ой, а что это у вас в руках?

-Вот диво дивное! Что это за игрушки такие. Давайте сядем на стульчики, и вы мне о них расскажите.

-Скажи, пожалуйста, какая игрушка у тебя в руках? (Машинка)

Воспитатель: А мы с ребятами и стихи о любимых игрушках знаем.

Ребенок 1: Машинок много у меня —

Есть красные, зеленые.

И каждый день их в садик я,

Ношу, чтоб поиграли в них друзья.

Марья: А из какого материала сделана машинка? (Машинка сделана из металла) Значит машинка какая? (Машинка металлическая)

А что у тебя за игрушка? (Заяц)

Воспитатель: Расскажи нам пожалуйста стих о твоей игрушке

Ребенок 2: У зайчика ушки торчат на макушке,

Любит он вкусный листик капустный.

Бегает быстро и прыгает ловко,

Всё потому, что ест он морковку!

Марья: А из какого материала сделан зайчик? (Зайчик сделан из резины) Значит заяц какой? (Заяц резиновый)

А что у тебя за игрушка? (Слон)

Ребенок 3: Он огромный, как гора,

Уши словно два крыла,

Ноги – толстые колонны,

Вес отличный: под две тонны!

Грузы носит он шутя,

А послушен, как дитя.

Слон силён и неуклюж,

Очень любит тёплый душ.

Марья: А у тебя из какого материала игрушка? (из пластмассы) Значит слон какой? (Пластмассовый)

Воспитатель: Где же делают такие игрушки? (Игрушки делают на фабрике)

Марья: На Руси, издавна игрушки делали своими руками. Я хочу рассказать вам об одной игрушке. О какой, узнаете, отгадав загадку.

В них ленточки цветные.

С лоскутков её скрутила

В сарафанчик нарядила.

Сарафанчик из сукна.

Догадайтесь, кто она? (кукла) (показывает тряпичную куклу)

Воспитатель: Марья Искуссница, а мы уже знакомы с самыми первыми куклами, в которые играли наши прабабушки! Давай мы тебе расскажем о них.

Давайте посмотрим на экран

1. Традиционная тряпичная кукла несет в себе память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка.

2. Народная кукла оберег ещё с глубокой древности была человеку защитой от болезней, несчастий, от злых духов.

3. Русская народная тряпичная кукла Крупеничка.

4. Обрядово-обереговая кукла «Зернушка» или «Крупеничка»

5. Кукла была символом достатка. «Зернушка» делалась осенью из зерна нового урожая и хранилась в семье до весны. Делали её из мешочка, наполненного до верху зерном, зашитого и перетянутого по талии и шее красными нитками. Кукла должна была быть дородной и нарядной.

6. Кукла оберег «Веснянка»

7. На Руси её делали молодые девушки, когда наступала весна, и дарили этих кукол друг другу. Традиционно у неё яркие волосы необычного цвета. Веснянка – символ молодости и красоты. Даря эту куклу, желали молодости и жизнерадостности.

9. Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети.Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Воспитатель: Марья Искусница, вот с такими тряпичными куклами уже познакомились наши ребята. И ещё нам предстоит познакомится и научиться изготавливать тряпичных кукол самим.

Марья: Игра «Какая кукла». Какие ребята вы молодцы! Есть и у меня кукла, самая любимая. Это кукла – Пеленашка. Она свёрнута в маленький кулёчек. Такой куколкой не играли, её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели.

Ребята, а хотите, я научу вас делать такую куколку? (Да, хотим.) Здорово!

Я приглашаю вас в мастерскую. Проходите и садитесь за стол.

(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)

Когда мы будем делать куклу, нужно думать о хорошем, представьте, как ваш братик или сестренка будет улыбаться и радоваться, играя с куколкой. И все у нас получится.

1. Я подготовила вам куколки, но их нужно запеленать.

2. Берём цветной лоскуток, какой он формы? (треугольной) Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подгибаем верхнюю часть - кромку лоскутка. Делаем складки с боков, концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле.

3. Чтобы нашей кукле было тепло, мы пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной) Положите на него куколку посередине так, чтобы голова немного выступала над тканью. Правый конец ткани оберните вокруг куколки, вот так. Теперь оберните куколке ноги, левый конец одеяла снова оборачиваем вокруг куклы. Получился вот такой кулёчек.

4. Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? У нас есть цветная ленточка, которой я завязываю одеяло куколке. Вы можете завязать так, как вам нравится, и можете помочь друг другу.

Вот, кукла – Пеленашка готова! Вам нравится?

Воспитатель: Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы.Давайте вспомним:

- Что вы сначала будете делать? (завяжем платок)

- Какой шаг следующий? (запеленаем куклу в одеяло и перевяжем одеяло ленточкой)

Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(хлопают в ладоши)

Оля, Аня, Света, Нина,

И весёлая Марина.

(загибают поочередно все пальчики)

(разгибают поочередно пальчики)

Помогаем нашей Кате

Кукол всех пересчитать.

(хлопают в ладоши)

Сколько кукол – пять.

Практическая работа детей.

Воспитатель: Итак, давайте приступим к изготовлению куклы.

(Играет русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)

Воспитатель: Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?

(она мягкая, теплая, добрая, красивая)

Ребята, давайте вспомним, как называется эта кукла? Для чего её мастерили? Молодцы!

1. Чему мы научились?

2. Что для вас было самым трудным?

3. Какое сейчас у вас настроение?

4. Понравилось вам наше путешествие?

Марья: Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла –Пеленашка. А тому, кто хорошо потрудился я приготовила угощение- конфеты.

Гостям спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Капелька» для детей средней группы Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Капелька» для детей средней группы. Воспитатель:.

Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы «Виды транспорта» Цель: Развивать умение классифицировать виды транспорта по месту его передвижения- наземный, воздушный, водный. Задачи: o Дать понятие.

Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные зимой» для детей средней группы Конспект НОД по познавательному развитию «Дикие животные зимой» для детей средней группы. Интеграция образовательных областей : «Речевое.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы «В гостях у царицы Математики». Счет в пределах 10 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3 станицы Ленинградской муниципального.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Профессия — почтальон» Тема: «ПРОФЕССИЯ – ПОЧТАЛЬОН» Цель: Знакомить с профессией почтальона, его трудовыми действиями. Задачи: -Расширять представление детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Прогулка в весенний лес» для детей средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию «Школа дорожных знаков для детей средней группы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Конспект Непосредственной образовательной деятельности.

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования для детей средней группы «Что такое вода» Цель: развитие у детей способности принимать собственное решение, опираясь на свои знания и умения. Задачи: 1. Развитие любознательности,.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей группы раннего возраста «Клоун в гостях у детей» Конспект занятия для детей группы раннего возраста «Клоун в гостях у детей» Программное содержание: • Учить детей различать предметы.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей средней группы «Как зимуют дикие звери» "Как зимуют дикие звери"Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитиюсредняя группа Кычакова Наталья.

Следующая загадка

В России завершились выборы, а на СтранаМам они только начались. Помогите выбрать победителя марафона мультфильмов. Ваш голос очень важен.

Следующая загадка

Подготовила и провела педагог-психолог Касаткина Ирина Леонидовна.

Сценарий занятия с элементами ароматерапии на тему

«В гостях у Марьи искустницы»

  • Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; научить изготавливать тряпичную куклу;
  • Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • Воспитывающая – формирование эффективных способов общения с детьми в процессе творческой деятельности.
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать эстетический вкус;
  • формирование коммуникативных отношений .

Оборудование и методическое оснащение:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация
  • Выставка «Тряпичная кукла»;
  • Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница»;
  • Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы).
  • Усвоение знаний о традициях русского народа;
  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала;
  • Умение совместно заниматься творчеством.

Выход под фольклорную музыку «Кострома городок».

Сказочница: Здравствуйте, гости званые! Гостьюшки, мои желанные! Много гостей, много и новостей, а чтоб было веселей - на приветствие приглашаю гостей.

Дети становятся в круг, и идет игра-приветствие .

Под музыку «Поёт весь мир»

Игра : Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки )

Как ты тут? ( положили руку на плечо )

Где ты был? ( спросить рукой )

Я скучал! (приложили руку к своему сердцу)

Ты пришел? (руки в стороны)

Сказочница: Присядьте детки, да меня послушайте. Где я только не бывала…побывала я во всей небывальщине, повидала я всю неслыхальщину!

Есть у меня дом, живу я в нем. А хотите? Все ко мне в гости приходите. Идите левой стороной, направо - будет дом мой,

Слайд терем расписной.

Вот мой терем-теремок,

Он не низок, не высок.

А кто в тереме живет, громко песенки поет?

А живут в нем ребятишки –

Девчонки и мальчишки.

Дружно песенки поют,

Куклы вяжут, куклы шьют.

В куколки играют,

( на столе самовар, сладости, угощения, куклы)

Но к вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя-

Красная девица , чудо мастерица.

( под музыку входит МАТРЁНУШКА)

Матрёнушка : Здравствуйте гости дорогие.

Сказочница: Матрёнушка! А что у тебя в корзине??

Матрёнушка : А вы загадку отгадайте?? У меня там особый подарок.!

Есть – не просит,

Но с ней не скучно.

Ответы детей: «кукла»

Матрёнушка : Правильно!! Кукла у меня особенная, название интересное «Кукла-травница».

А мы вам сейчас о народных куклах расскажем.

А если вам понравится, как сделать – подскажем.

(Презентация про кукол до 7 слайда).

Сказочница: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой.

Тряпичная кукла жила в каждом доме. Дети делали их сами. Играя с куклой, девочки учились шить, вышивать, прясть. Знаете ли вы, что в народе куклам не давали собственных имен, не уподобляли куклу человеку. Их называли ляльками, матрешками, цацками, а чаще всего, просто куклами.

Матрёнушка: Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика. Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастерицы. А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста. Они бережно хранились в сундуках, корзинах и передавались из поколения в поколение.

Сказочница: Самой распространенной игрушкой была и остается кукла. Сначала была глиняная кукла, затем деревянная, тряпичная. Традиционной игрушкой - русской деревни в самых бедных семьях была тряпичная кукла.Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Матрёнушка: Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Сказочница: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

  • Кукла на счастье.
    Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
  • Пеленашка.
    Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.
  • «Кубышка-травница» .
    Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Матрёнушка: Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

  • Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу. Кукла обязательно наполнялась ЗЕРНОМ (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой
  • Неразлучники.
    Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены

общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Эту куклу традиционно ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Изготавливается она из ненужных, оставшихся от старых платьев, рубашек, наволочек, тряпочек. Считалось, если взять тряпочки от старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее

Колокольчик - кукла добрых вестей.

Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

В народе называлась "Перевертыш", "Вертушка"Кукла готовила девочку к взрослой жизни, показывая, что не всегда жизнь будет беспечной и веселой. Дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской: для девушки подходят яркие ткани, коса, ленты, а для замужней женщины – более темные тона. Девка открыта для мира и дарить красоту и радость, баба- оберегает свой дом.

Матрёнушка: Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Кукла просто загляденье. От всех болезней лечит,злых духов отгоняет и и детишек от страха избавляет.. Давайте мы с вами сделаем себе такой талисман оберег.

Проводится физминутка. ( Дети выполняют движения под музыку.)

А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам.

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности. Посмотрите на экран и вспомните правила безопасной работы с ножницами.

( Просмотр презентации «Техника безопасности при работе с ножницами».)

А сейчас можно приступить к практической работе. (В качестве технологической карты по изготовлению вепской куклы используются электронные слайды.Во время работы фольклорный коллектив исполняет лирические песни.)

Сказочница. Ребята, сейчас мы с вами изготовим верхнюю часть туловища куклы. Для этого возьмите вату и скатайте из неё шарик, это у нас будет голова. Положите шарик на середину белого квадрата и затяните его ниткой, тем самым формируя голову. Точно также из ватных шариков меньшего размера делаем верхнюю часть сарафана. ( Идет практическая часть .)

слайды 13-18 слайды 13-18

Сейчас куклу нужно собрать. Посмотрите на то, что лежит перед вами. Верхнюю часть туловища мы уже изготовили. Поднимите и покажите мне два маленьких шарика. Это части сарафана. К верхней части туловища прикладываем части сарафана и крестом перевязываем их. (Дети выполняют работу поэтапно.)

Кукла почти готова, осталось ее нарядить. Для этого из приготовленной ткани завязываем платок и фартук. Завязываем пояс (обматываем вокруг талии два раза), затем делаем узелок на поясе.

На сцену под музыку «Как у наших у ворот»

выходят все с куклами и исполняют песню

Как у наших у ворот,

Стоит кукол хоровод,

Ай, люли, у ворот,

Ай, люли, хоровод.

Куклы песенки поют,

Хоровод они ведут,

Ай, люли, все поют,

Ай, люли, все ведут.

Сказочница: Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно встретиться с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания.

Читайте также: