Загадка статуй острова пасхи

Обновлено: 22.11.2024

Остров Пасхи (исп. Isla de Pascua) — остров вулканического происхождения, принадлежащий Чили, лежащий в южной части Тихого океана, между Чили и островом Таити (фр. Tahiti). Вместе с маленьким необитаемым о. Сала-и-Гомес (исп. Isla Sala y Gómez) образует коммуну и провинцию Исла-де-Паскуа (исп. Provincia de Isla de Pascua) в составе области Вальпараисо (исп. Regiоn de Valparaíso). Местное название, данное острову полинезийскими китобоями: Рапа-Нуи (Rapa Nui).

Единственный город Анга-Роа (исп. Hanga Roa) является столицей острова.

На о-ве проживает около 6 тыс. человек, около 40% из них — полинезийцы или рапануйцы, коренные жители, остальные – преимущественно чилийцы. Рапануйцы говорят на рапануйском языке, верующие исповедуют католицизм. На территории острова площадью около 165 км² располагаются 70 потухших вулканов. Они не извергались ни разу за 1300 лет со дня его колонизации.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Следующая загадка

Наука

Загадка острова Пасхи. Кто на самом деле построил каменных истуканов

Загадка острова Пасхи. Кто на самом деле построил каменных истуканов

2020-10-18T08:00

2020-10-18T08:00

2020-10-18T08:00

наука

южная америка

открытия - риа наука

земля - риа наука

остров пасхи

климат

археология

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

Достопримечательности и загадки Рапа-Нуи

Несмотря на свои небольшие размеры, остров Пасхи имеет множество достопримечательностей, как природных, так и сотворенных человеком. В 1995 г. Национальный парк Рапа-Нуи (исп. el Рarque Nacional de Rapa Nui National) был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Вся территория о-ва является археологическим заповедником, единым удивительным музеем под открытым небом.

На острове Пасхи имеется 2 песчаных пляжа: расположенный в северной части острова пляж Анакена (исп. Playa Anakena), один из немногих пляжей, где официально разрешено купаться, отличное место для серфингистов. Второй прекрасный пустынный пляж, расположенный вдоль южного берега о-ва, это настоящая жемчужина по названию Овахе (исп. Playa Ovahe). Овахе окружен живописными скалами, он намного больше Анакена.

Главной же достопримечательностью острова и неразрешенной загадкой, на протяжении веков не дающей покоя ученым умам, конечно же, являются скульптуры «Моаи». Практически повсеместно вдоль южной части острова возвышаются огромные древние статуи.

Неизвестно, почему островитяне стали массово создавать исполинские изваяния. Непонятная их одержимость впоследствии привела к катастрофическому истощению лесных ресурсов. Лес, необходимый для транспортировки гигантских моаи, нещадно вырубался. Первые монолитные скульптуры высотой в рост человека производились из базальта. Потом островитяне начали изготавливать огромные статуи (высотой более 10 м., массой — до 20 тн.) из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла), идеального материала для ваяния.

Расположенный чуть в глубине о-ва, кратер Рано Рараку (исп. Rano Raraku; небольшой потухший вулкан высотой до 150 м.) является местом высечения знаменитых исполинов. Над их созданием с утра до вечера трудились сотни островитян. Сегодня здесь можно увидеть все стадии кропотливой работы, тут же разбросаны незаконченные фигуры. Вероятно, изготовление статуй искусными скульпторами происходило с соблюдением многочисленных церемоний и ритуалов. Если в ходе изготовления статуи случался дефект, который считался знаком дьявола, резчики работу бросали и принимались за другую.

Когда статуя была высечена и обрубалась перемычка, соединяющая ее с породой кратера, фигура скатывалась по склону вниз. У основания кратера статуи устанавливались в вертикальное положение, и здесь проводилась их окончательная доработка. Каким образом потом массивные моаи транспортировались в различные места острова? Весили статуи до 82 тн при высоте до 10 м. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км!

Как гласят пасхальные легенды, к своим местам моаи … шли сами. Некоторые исследователи полагали, что их перемещали волоком. Позже они пришли к выводу, что фигуры передвигались в вертикальном положении. Как в действительности все это выглядело, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи.

В 1868 г. англичане попытались вывезти одну из статуй на родину. Впрочем, они отказались от этой затеи, ограничившись небольшим бюстом (высотой 2,5 м.). Он был установлен в лондонском Британском музее. В процессе транспортировки и погрузки «малыша» участвовали сотни туземцев и весь экипаж корабля.

Как гласят пасхальные легенды, к своим местам Моаи … шли сами.

На месте расположения статуи устанавливались на аху (рап. Аhu) – отшлифованные каменные платформы разной величины, немного наклоненные в сторону моря. Далее происходил завершающий этап создания культовых фигур — установка глаз из вулканического стекла или кораллов. Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета.

Постаменты моаи имеют высоту более 3 м.,длину — до 150 м., а вес составляющих их каменных плит — до 10 тн. У кратера вулкана найдено около 200 незаконченных фигур, среди которых попадаются исполины более 20 м. в длину.

Со временем количество моаи достигло 1000, что позволило выстроить почти сплошную линию монументов вдоль побережья Рапа-Нуи. Причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных исполинов, и сегодня остается загадкой.

Предполагают, что изваяния острова Пасхи являлись изображениями знатных представителей кланов. Типичный дизайн статуи — без ног, с угловатым мрачным лицом, выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и с низким лбом — остается одной из величайших загадок острова Пасхи. Все статуи (кроме семи моаи, находящихся в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» в небо в сторону о-ва. Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроившись в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану — словно мощная армия, охраняющая покой своих владений.

Несмотря на некоторую примитивность моаи, статуи завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…

Итак, цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом случилось нечто ужасное.

Вскрылась зловещая история о беспощадном использовании природных ресурсов и разорении о-ва. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы — для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, моаи — символы власти и успеха свергались. Борьба со временем ужесточалась, по преданиям, победители поедали своих врагов, чтобы набраться сил.

В юго-западной части Рапа-Нуи есть пещера «Ana Kai Tangata», название которой неоднозначно: может означать «пещера, где люди едят», а может — «пещера, где поедали людей». Рухнула культура Рапа-Нуи, сформировавшаяся за последние 300 лет.

Из-за отсутствия леса островитяне оказались отрезанными от внешнего мира еще больше, чем раньше. Даже рыболовство для них оказалось затруднительным занятием. Остров Пасхи превратился в разоренный пустынный участок земли с истощенными почвами, с оставшимися в живых около 750 жителями. В этих условиях здесь зародился культ человека-птицы. Со временем он обрел на о-ве статус доминирующей религии, практиковавшейся до 1866-1867 гг.

Ввиду отсутствия материала для строительства каноэ и возможности уплыть с острова, рапануйцы с завистью наблюдали за птицами, парящими в небе.

На краю кратера Rano-Kao была основана ритуальная деревня Оронго (рап. Orongo), где поклонялись богу плодородия Макемаке (рап. MakeMake) и проводились своеобразные соревнования между мужчинами различных кланов.

Весной каждый клан отбирал наиболее физически подготовленных воинов, которым необходимо было с крутых склонов спуститься к кишащему акулами морю, доплыть до одного из островков и принести оттуда невредимое яйцо морской птицы, темной крячки (лат. Onychoprion fuscatus). Воин, сумевший первым доставить яйцо, провозглашался Человеком-Птицей (земным воплощением божества Макемаке). Он удостаивался награды и особых привилегий, а его племя получало право управлять островом в течение года, до следующих соревнований.

Уникальными достопримечательностями Оронго являются также сотни петроглифов, переживших века, вырезанные Человеками-Птицами в твердой базальтовой породе. Существует мнение, что петроглифы изображают победителей ежегодных соревнований. Вокруг Оронго найдено около 480 таких петроглифов.

Культура рапануйцев начала возрождаться, возможно, жители о-ва вновь бы смогли достигнуть расцвета, но в декабре 1862 г. к острову причалили корабли перуанских работорговцев и увезли всех работоспособных жителей о-ва.

В то время экономика Перу находилась на подъеме и нуждалась в рабочей силе. Вследствие плохого питания, невыносимых условий труда и болезней, выжило не более сотни островитян. И лишь благодаря вмешательству Франции, оставшиеся в живых жители Рапа-Нуи были возвращены на остров. На момент присоединения острова к Чили в 1888 г., здесь проживало около 200 коренных жителей.

Миссионеры, прибывшие на остров, обнаружили здесь находящееся в упадке общество, для обращения его жителей в христианство не потребовалось много времени. Сразу были внесены изменения в одежду коренного населения, а точнее, полное ее отсутствие. У жителей острова отняли исконные земли, они обитали в маленькой части о-ва, в то время как прибывшие фермеры использовали остальные земли для ведения сельского хозяйства.

Небольшое грустное отступление

Феноменальный остров Пасхи, представляющий собой маленький кусочек суши (всего 165 м²), во времена возведения загадочных исполинов был в 3-4 раза больше прежнего. Некоторая его часть, подобно Атлантиде, скрылась под водой. В тихую, солнечную погоду участки затопленной суши просматриваются сквозь толщу воды. Существует даже такая невероятная версия: таинственный остров Пасхи — крохотная уцелевшая часть прародительницы человечества, мифического материка Лемурия (Lemuria), затонувшего около 4 млн. лет назад.

А еще остров-жемчужина, расположенный в Океании вдали от цивилизации, наталкивает на определенные мысли и выводы. История острова Пасхи является миниатюрной копией истории нашего времени. Она способна преподать наглядный урок нам, жителям планеты Земля. Все мы, в сущности, являемся жителями о-ва, плавающего в бескрайнем океане.

На крохотном кусочке суши, каковым является остров Пасхи, хорошо прослеживаются последствия варварского отношения к природе, безжалостной вырубки лесов. Жители, продолжая свои чудовищные действия, вероятно, молились своим богам, чтобы те восполняли нанесенный ущерб их земле. Чтобы дальше продолжать надругательство над нею.

Что могли сделать боги? Только одно – вразумить человека, который срубал последнее дерево. Человек понимал, что это дерево – последнее, тем не менее, он его срубил. В этом самая страшная трагедия современности…

Есть ли на острове Пасхи города?

Единственный город острова Пасхи — Анга-Роа (исп. Hanga Roa). Он и является столицей острова. Постоянно проживает там около 6 тыс. человек.

Действительно ли остров Пасхи является самым отдаленным в мире?

Все верно. Рапа-Нуи считается самым отдаленным обитаемым островом в мире: расстояние до континентального чилийского побережья составляет почти 3514 км, а до ближайшего населенного места, островов Питкэрн — 2075 км.

Откуда произошло такое название «остров Пасхи»?

Дело в том, что впервые европейцами остров был открыт в день день христианской Пасхи — в воскресенье 7 апреля 1722 г. эскадрой из 3-х кораблей под командованием нидерландского путешественника, адмирала Якоба Роггевена. Местное название острова «Рапа-Нуи».

Истуканы острова Пасхи, что это и зачем?

По неведомым причинам, островитяне занимались высечением гигантских статуй, известных как «моаи». Эти истуканы сегодня считаются одними из самых необъяснимых древних артефактов на Земле. Для чего и кем они были созданы точно неизвестно.

Следующая загадка

Огромные истуканы на острове Пасхи, по мнению исследователей, это умершие предки местных жителей. Рапануйцы считали, что Моаи могут влиять на погоду. Они были уверены, что чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия и благополучие семьи.

История происхождения статуй Моаи на острове Пасхи

Большая часть населения планеты проявляет интерес к загадочным и мистическим фактам из биографии наших предков. Одним из таинственных артефактов прошлого являются статуи острова Пасхи. Местные жители называют монументы древней цивилизации - Моаи. Посмотреть на Моаи мечтают многие путешественники, увлекающиеся древней историей. Для чего были высечены из камня эти статуи и каким способом удалось рассредоточить многотонные истуканы по острову? Эти вопросы остаются загадками. Но археологам удалось прояснить кое-какие факты.

История острова Пасхи

Одинокий остров среди просторов Тихого океана обнаружил Якоб Роггевен - нидерландский путешественник и мореплаватель. Историческое событие датировано 5 апреля 1722 года, в канун православного праздника Воскресения Христова, более известного как Пасха. Глава экспедиции предложил назвать одинокий участок суши в честь предстоящего торжества. К нидерландскому судну стали подплывать каноэ с любопытными местными жителями. Спустя 5 дней добровольцы из экипажа корабля Afrikaanse Galley вместе с Роггевеном решились сойти на берег.

В момент открытия острова Пасхи на нём проживало чуть менее 3 тыс. человек. Полуголое местное население проявляло интерес к чужакам и охотно шло на контакт с путешественниками.

Как выяснилось позже, сами островитяне называют остров Рапа-Нуи. В переводе с полинезийской речи название острова звучит как - Великий Рапа. Общая площадь Рапа-Нуи 17 км². Сегодня остров Пасхи принадлежит Чили. На нём проживает около 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.

История происхождения статуй Моаи на острове Пасхи

Англичане оспаривали заслугу нидерландской экспедиции, утверждая, что остров открыли британские мореплаватели. Якобы об этом упоминалось в книге пирата Лионеля Вафера от 1687 года. В летописи сказано, что пиратское судно Batchelor’s Delight под командованием Эдварда Дэвиса уходило от погони испанской флотилии. Недалеко от Галапагосских островов корабль наткнулся на неизвестный участок суши. Издалека виднелся пляж и многочисленные статуи. Однако исследовать землю не удалось, так как приближались испанские суда. Но острову присвоили название Земля Дэвиса.

История появления загадочных Моаи

Современные исследования доказали, что Моаи были высечены десятки веков назад. Истуканы появились задолго до пришествия европейцев на остров. Создателями монументов стало племя каменотёсов. Это выяснилось в ходе раскопок у подножья потухшего вулкана Рано-Рараку, где были обнаружены каменоломни. Вместе с этим были обнаружены незавершённые фигуры Моаи. А некоторые экземпляры ещё находились в стадии выпиливания из скальной породы.

История происхождения статуй Моаи на острове Пасхи

Как выяснилось, статуи изображали умерших предков, а местные жители поклонялись им. Население Рапа-Нуи свято верило, что Моаи могут влиять на погоду. А погодные условия имели влияние на уровень жизни семей и насылали проклятье на вражеские племена. Поэтому каждая семья на острове старалась обзавестись статуей своих предков. Чем больше была фигура истукана, тем сильнее было её влияние на погодные условия.

До появления людей на острове Рапа-Нуи изобиловал лесными массивами. В ходе развития жизнедеятельности островитян территория стала скудеть на лесные богатства. Вырубка лесов связана не только с хозяйственной деятельностью и постройками. Стволы деревьев использовались рапануйцами для перемещения статуй Моаи к месту установки на берегу.

По некоторым данным из легенд рапануйцев, истуканов перемещали стоя, перекантовывая фигуру при помощи канатов. Однако лишённая деревьев почва стала менее плодородной, и условия жизни ухудшились. Между племенами началась борьба за оставшиеся ресурсы. Некоторые семьи покинули Рапа-Нуи в поисках нового дома.

Характеристики и особенности

Остров имеет фигуру прямоугольного треугольника со сторонами 24,18 и 16 км., по углам которого возвышаются конусы потухших вулканов: Рано-Као (рап. Rano Kao; 324 м), Пуа-Катики (рап. Puakatike; 377 м) и Теревака (рап. Terevaka; 539 м — наивысшая точка острова). Между ними пролегает холмистая равнина, образованная вулканическими туфами и базальтами. Лавовыми трубами и наплывами образовано множество подводных пещер и причудливая, обрывистая береговая линия.

На Рапа-Нуи нет рек, основными источниками пресной воды здесь являются озера, возникшие в кратерах вулканов.

Климат субтропический, со среднемесячной температурой от +18°С до +23°С. Произрастают здесь преимущественно травы, а также немногочисленные эвкалипты и банановые растения.

Наряду с архипелагом «Tristan da Cunha», Рапа-Нуи считается самым отдаленным обитаемым островом в мире: расстояние до континентального чилийского побережья составляет почти 3514 км, а до ближайшего населенного места, островов Питкэрн (англ. Pitcairn Islands, принадлежащие Великобритании) — 2075 км.

В основном Рапа-Нуи прославился своими Моаи — каменными исполинами, в которых, по поверьям местного населения, заключена мистическая сила предков Хоту-Мату’а (Hotu Мato-a), первого короля о-ва.

Остров Пасхи, несомненно, это самый таинственный остров на земном шаре. Своими диковинками и необъяснимыми загадками он магнитом притягивает к себе внимание историков, геологов и культурологов.

Следующая загадка

Попытался найти самое раннее фото истуканов острова Пасхи.

В википедиях есть только одно раннее фото якобы 1880 года.

Которое, бесспорно, делалось в 1922 году, вместе с этим.

А чего-то достоверного более раннего, чем в этой книге 1919 года, нет . Первые фото мегалитических объектов острова имеются только с 1919 года, хотя открыт он в 18 веке. Это значит только одно: сооружения, статуи и мега-кладка, сделаны в начале 20 века. В порядке создания истории Easter Island, он же остров Пасхи.

"Больше всего голландцев удивили огромные статуи, высотой до 30 футов и более. Их было очень много, и все они стояли на каменных платформах, островитяне воздавали этим идолам (по мнению голландцев, глиняным) всевозможные почести. Все статуи были задрапированы длинными полосами материи, и эти драпировки свешивались с плеч до самого пьедестала. На головах статуй были водружены корзины, наполненные белыми камнями. Островитяне разводили перед ними костры. Сидя на корточках со склоненными головами, они помывали сложенными ладонями, поднимая руки горе и опуская их".

Никто не смог подтвердить открытия, приписанные Роггевену, и даже узнать что-либо о жизни этого мореплавателя после описания его путешествия другим автором, Беренсом. Так что это "свидетельство" - просто одна из фантазий чрезвычайно популярного в 18 веке жанра путешествий и приключений.

А в таком виде открытие Роггевена представлялось современникам.

"Идолы острова Пасхи". Воспроизведение оригинальной гравюры (16,3 х 26 см, Баялус и Декарт, сделанные во время экспедиции Якова Роггевина, 1722), сохранилось в коллекции Национального Исторического музея.

Имеет ли отношение эта фантазия южных морей к реальным статуям о.Пасхи? Нет, разумеется.

Дословный перевод отсюда , со стр.181:

"Мы убедились, что то, что мы приняли за кусты пирамидальной формы, на самом деле является статуями или изображениями идолов, которым поклоняются туземцы; они сделаны из камня и имеют такую высоту и полноту, что кажутся огромными толстыми колоннами, и, как я впоследствии убедился, рассматривая их и принимая их размеры, все тело состоит из одного блока, а корона или головной убор-из другого; на верхней поверхности последнего имеется небольшая вогнутость, в которую они помещают кости своих умерших, из чего можно заключить, что они служат одновременно идолам и погребальным кострам. Но трудно понять, как они могли установить такие великолепные статуи и поддерживать их должным образом сбалансированными на таком количестве мелких камней, которые помещены в основание или постамент, поддерживающий их большой вес. Материал статуи-очень твердый камень, а потому весомый; попробовав его сам с мотыгой, он ударил по огню: доказательство его плотности. Корона сделана из другого камня, который в изобилии встречается на острове, но я не видел ничего похожего на эту фигуру: она сделана очень грубо. Единственная особенность в конфигурации лица-это грубая выемка для глаз: ноздри довольно имитированы, а рот простирается от уха до уха, о чем свидетельствует небольшая борозда или выемка в камне. Шея имеет некоторое сходство; руки и ноги отсутствуют, и она идет от шеи вниз в виде грубо скроенного туловища. Диаметр короны гораздо больше диаметра головы, на которой она покоится, и ее нижний край выступает значительно за пределы лба фигуры; положение, которое вызывает удивление, что она не падает. "

Это вообще о чем? Пирамидальные статуи, рот от уха до уха, на постаменте из камней, с корзиной костей, и камень искрит от удара железной мотыгой. Автор описания, без сомнений, не видел, не касался, не бил мотыгой по истуканам.

Этот рисунок сделал английский художник Уильям Ходжес, участник второй экспедиции Джеймса Кука, высадившейся на острове 12 марта 1774 года.

Нет ни такого места, ни подобных статуй, ясно, что изображения сделаны из головы. Очевидны две идеи, которые стремился передать художник: очень большая древность и наличие шапок. Исследователи, объясняя полную непохожесть места и статуй, осторожно говорят, что художник делал рисунок по памяти.

"Самые большие из этих грубо изготовленных бюстов, стоящих на постаментах, которые мы обмерили, насчитывали не более шестнадцати футов шести дюймов в высоту, семь футов шесть дюймов в ширину на уровне плеч, три фута в толщину в средней части, шесть футов в ширину и пять футов в толщину у основания. Эти бюсты, говорю я, вполне могли быть творением народа, ныне населяющего этот остров, и его численность, я полагаю, и без преувеличения, может составлять две тысячи человек".

Во-первых, статуи снова на постаментах, отсутствующих в натуре.

Во-вторых, 16 футов 6 дюймов высоты самой крупной статуи - это 5 метров.

Имеется карандашный рисунок с натуры, выполненный 9 апреля 1786 года художником Дюше де Вансом, который сопровождал Ла Перу в его кругосветном путешествии.

Это явно не про те статуи, что в натуре. Автор в глаза не видел статуи, имеющиеся на острове, и не обмерял самые крупные. Которые, если кто не знает, от 10 до 11 с половиной метров.

В апреле 1804 года русский капитан Ю.Ф. Лисянский стоял несколько дней возле острова Пасхи на корабле "Нева", дожидаясь И.Ф. Крузенштерна на корабле "Надежда". Сам не высаживался, только осматривал остров издалека и заметил несколько статуй, а на остров отправил лейтенанта Повалишина, со слов которого дал описание статуй в книге "Путешествие вокруг света в 1803, 4, 5 и 1806 годах". СПб., 1812. Ч. 1.

Единственная деталь в книге говорит о том, что речь близко не идет о знаменитых истуканах, имеющихся на острове. Высота статуй Лисянского-Повалишина три метра, плюс метровые шапки.

"Ялик стоял столь близко от берега, что можно было явственно рассмотреть несколько жилищ и камень, из которого составлены ближние монументы или статуи. По указанию Повалишина, они высотою около 13 футов [4 м]. Четвёртую часть их составлял цилиндр, поставленный на головах статуй".

Русский мореплаватель О.Е. Коцебу, знакомый с трудами Кука и Лаперуза, посетил остров в марте 1816 года и не нашел ни одной статуи, несмотря на все старания, а увидел только кучку камней и решил, что это и есть бывшие статуи. О чем честно сообщил в своей книге "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отъискания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах иждивением Его Сиятельства, Господина Государственного канцлера графа Николая Петровича Румянцова на корабле "Рюрике" под начальством флота лейтенанта Коцебу". СПб., 1821. Ч. 1.

Зарисовка французского морского офицера и писателя Пьера Лоти , прибывшего на остров Пасхи в 1871 году. Под рисунком надпись: "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра островитяне наблюдают за моим приплытием".

В котором месте похожи статуи на оригиналы, исполненные в натуре?

Чистая фантазия жанра путешествий и приключений.

Следует также заметить, что "язык аборигенов" - надписи на нескольких табличках, изготовленные тогда же - не переведен. Все предпринятые попытки и версии имеют очень существенные изъяны, и ни одна не разъясняет всей совокупности знаков на табличках.

Остров - модель создания истории народа в миниатюре. Своего рода полигон цеха создателей истории. Не было никаких войн, королей, династий на этом острове. Все сочинено с нуля и явлено общественности в 19 году 20 века. В том числе статуи. Полный новодел, где даже еще опалубную форму не со всех истуканов сняли в первой фотосессии.

Разобравшись с истоками, посмотрим на труды создателей истории острова с помощью современной фотоаппаратуры. Надо взглянуть современной техникой на истуканов, чтобы понять, что к "каменоломням" они не имеют отношения.

Та же аппаратура поможет найти ответ и на самый главный вопрос, мучающий поколения ученых: как перемещали аборигены истуканов, если техника, способная это сделать, появилась лишь в середине 20 века?

Ответ: никак)) Страдать такой глупостью — вырубать неподъемных истуканов и таскать их по горам и долинам могут только ученые. Они были сделаны на месте, отлиты в ямах на склонах гор в легких формах, после чего грунт разбрасывался. Всего навсего.

Глаз на месте может и не заметить на такой фактуре, но хороший объектив увидит посторонние предметы, неизбежные при таком мега-литье.

И забутованный кирпич.

И любимую проволоку всех древних цивилизаций. В совокупности с годом появления артефактов в науке и СМИ - какие могут сомнения в эпохе изготовления?

Полазить и как следует рассмотреть их нельзя, близко к ним не пускают, но хотя бы профессиональную фотоаппаратуру не запрещают, как в Египте. Этого достаточно, чтобы увидеть: в них такие же явные неприродные объекты, как и в истуканах, которых здесь якобы рубили и таскали по острову — вот делать-то было нечерта рапануйцам несчастным…

Художественный стиль Моаи

С течением веков менялся художественный стиль истуканов. Отчётливо отслеживается улучшенный уровень мастерства древних скульпторов. Учёные разделили стили на 4 типа, которые предшествовали последнему периоду изготовления Моаи:

  • 1 тип – прямоугольные, вытянутые головы без туловища. Изготовлены из серо-жёлтого туфа Рано Рараку.
  • 2 тип - вытянутые тела людей, иногда двухголовые, с непропорционально короткими ногами. Материал изготовления – красная пемза (три статуи).
  • 3-тип – коленопреклонённый человек (всего одна статуя).
  • 4 тип - торсы людей с вытянутыми головами, носами и мочками ушей. Самый распространённый на острове вид истуканов.

У последнего типа заостренное основание. Это сделано специально, чтобы вкапывать истукан в землю. Лица на всех статуях полинезийского типажа. Хотя многие исследователи увидели европейские черты лица, а некоторые являются сторонниками инопланетных обликов. Доказано, что вытянутые лица свидетельствуют о желании мастеров увеличить рост Моаи.

История происхождения статуй Моаи на острове Пасхи

Среди всех истуканов одна статуя имеет на спине и груди силуэт трёхмачтового европейского судна. Она находится у подножья вулкана Рано Рараку и относится к последним высеченным экземплярам. На Рапа-Нуи продолжают работать археологи, которые находят многовековые истуканы под землёй. Почва поглотила некоторых Моаи в ходе естественного многовекового наслоения.

Всем спасибо!

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.

Европейцы на острове

Европейские путешественники из команды Якоба Роггевена были поражены многочисленными статуями по всему периметру острова. Вместе с этим они не меньше удивились тому, что остров практически весь был вырублен. После научных исследований экспедиция отчалила. С этого момента на Рапа-Нуи не ступала нога чужака 50 лет.

Впоследствии на остров Пасхи высадились испанцы. Они аннексировали близлежащие к колониям территории. Именно испанцы составили первую подробную карту Рапа-Нуи и заставили местное население присягнуть Королевству. С этого момента остров был переименован в Сан-Карлос в честь короля Карла III.

Во второй половине ХХ века на острове Пасхи построили аэродром Матавери. С 1995 года Рапа-Нуи входит в список Всемирного наследия Юнеско.

Письменность Ронго-Ронго

Были запрещены татуировки, дома и ритуальные святыни разрушались, произведения искусства рапануйцев уничтожались. Уничтожению подверглись все деревянные скульптуры о-ва, религиозные артефакты, и, самое главное, «кохау ронго-ронго» (рап. Rongo Rongo) — деревянные дощечки «говорящего дерева», испещренные уникальной письменностью.

Остров Пасхи является единственным островом в Полинезии, жители которого разработали собственную систему письменности. Древние легенды, предания, религиозные песнопения вырезались акульим зубом на дощечках из темного дерева торомиро, лишь немногие из которых дошли до наших дней.

Дощечки-кохау с начертанными на них изображениями крылатого птице-человека, лягушек, черепах, ящериц, звезд, крестов и спиралей являются еще одной загадкой диковинного о-ва, которую более 130 лет ученые не могут расшифровать. Сейчас осталось всего 25 ронго-ронго, разбросанных по музеям мира.

Rongo Rongo

В 1988 г. Рапа-Нуи преподнес ученым очередной сюрприз. При раскопках на маленьком болоте в глубине острова австралийские ученые нашли останки средневекового рыцаря в полной экипировке, сидящего на боевом коне. В торфе, обладающем консервирующими свойствами, рыцарь и конь неплохо сохранились. Судя по его доспехам, рыцарь являлся членом немецкого католического Ливонского ордена (1237-1562 гг).

В поясном кошельке обнаружились золотые венгерские дукаты чеканки 1326 г., эти монеты имели хождение в Польше и Литве. Ученые не смогли объяснить, как всадник оказался за тысячи километров на отдаленном тихоокеанском о-ве. До открытия Америки (1492 г.) с 1326 г. оставалось больше 150 лет! Невольно напрашиваются мысли о существовании явления телепортации. Больше никаких мало-мальски убедительных аргументов, объясняющих появление средневекового рыцаря-крестоносца на острове Пасхи, до сего дня не найдено.

Следующая загадка

Главной достопримечательностью знаменитого и загадочного острова Пасхи (исп. Isla de Pascua; рап. Rapa-Nui, Чили) являются статуи Моаи, или Истуканы острова Пасхи. Практически повсеместно возвышающиеся вдоль южной части острова, на протяжении многих веков эти загадочные исполины не дают покоя ученым умам человечества.

По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители о-ва), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н.э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении ок. 1200-1500 гг.). Эти истуканы сегодня считаются одними из самых таинственных и необъяснимых древних артефактов на планете.

Моаи (рап. Moai) — каменные идолы на побережье о-ва Пасхи, представляющие собой огромные статуи в форме человеческой головы с частью туловища по пояс. Типичный дизайн статуй — угловатые мрачные лица с выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и низким лбом.

Доселе неизвестно, зачем древние островитяне начали массово создавать эти гигантские изваяния. Первые монолитные скульптуры высотой с человеческий рост вырубались из базальта. Затем островитяне начали изготавливать их из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла). Только 53 статуи Моаи были сделаны не из туфа, а из других пород.

Фотогалерея не открылась? Перейдите на полную версию сайта.

Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров. Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний. Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.

Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески. Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.

По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.

Загадки истуканов острова Пасхи

Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог. Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур. С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.

Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так. Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.

Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.

Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…

Шляпы

Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.

Крах цивилизации Рапа-Нуи

Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.

Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова. Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы — для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи — символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.

Интересные факты

История острова Пасхи

В 1722 г. эскадра из 3-х кораблей под командованием нидерландского путешественника, адмирала Якоба Роггевена (нидерл. Jacob Roggeveen; 1659-1729 гг.), держащая путь из Южной Америки в поисках богатств Неведомой Южной земли (лат.Terra Australis Incognita), в воскресенье 7 апреля, день христианской Пасхи, обнаружила в южном районе Тихого океана небольшой остров.

На совете, собранном адмиралом, капитаны кораблей подписали резолюцию, провозглашавшую открытие нового о-ва. Удивленные путешественники обнаружили, что на острове Пасхи (так его сразу окрестили мореплаватели) мирно уживаются три различные расы: краснокожие, чернокожие и белые люди. Местные жители неодинаково встретили путешественников: кто-то дружелюбно махал руками, а кто-то забрасывал камнями непрошенных гостей.

Полинезийцы, обитатели Океании, называют о-в «Рапа-Нуи» (рап. Rapa Nui — Большой Рапа), однако, сами островитяне именуют свою родину «Те-Пито-о-те-Хенуа» (рап.Te-Pito-o-te-henua, что означает «пуп Земли»).

Сформированный серией больших вулканических извержений, уединенный остров на протяжении миллионов лет служил местом обитания колоний морских птиц. А его крутые, обрывистые берега обозначали путь навигации для кораблей полинезийских мореплавателей.

Легенды гласят, что около 1200 лет тому назад на песчаном пляже Анакена (рап. Anakena) сошел король Hotu Mato-a и взялся за колонизацию острова. Потом, в течение многих столетий, на этом затерянном в океане о-ве существовало таинственное общество. По неведомым причинам, островитяне занимались высечением гигантских статуй, известных как «моаи». Эти истуканы сегодня считаются одними из самых необъяснимых древних артефактов на Земле.

Островитяне строили деревни из домов необычной, эллипсообразной формы. Предположительно, вновь прибывшие поселенцы приспособили для временного жилья свои лодки, перевернув их вверх дном. Потом и дома стали строить подобным образом, большинство из сотен таких построек было уничтожено миссионерами.

Ко времени открытия о-ва, его население составляло 3-4 тыс. чел. Первые поселенцы нашли на острове пышную растительность. Здесь в изобилии росли гигантские пальмы (в высоту достигающие до 25 м.), которые вырубались для строительства жилищ и лодок. Люди завезли сюда различные растения, которые прекрасно прижились в обогащенной вулканическим пеплом почве. К 1500 г. население острова уже составляло 7 — 9 тыс. человек.

По мере роста населения, сформировались отдельные кланы, сконцентрированные в разных частях острова Пасхи, связанные общим строительством изваяний и культом, возникшим вокруг них.

В 1862 г. перуанские работорговцы вывезли большую часть жителей о-ва, разрушили их самобытную культуру. В 1888 г. Рапа-Нуи был присоединен к Чили. На сегодняшний день островитяне занимаются рыболовством, земледелием — выращиванием сахарного тростника, таро, бататов, бананов, а также трудятся на скотоводческих фермах и мастерят сувениры для туристов.

Размер и вес истуканов

Камень идолов острова пасхи - это вулканический туф. Магматическая горная порода намного легче базальта или любой каменной породы. Структура туфа пористая, напоминающая губку. Поэтому вырезка истуканов была не слишком трудной. Средний размер Моаи около 3-5 метров в высоту. Площадь фигуры у основания в среднем составляет 1,5 м². Большинство статуй весит около 5 тонн. Высокие статуи в меньшем количестве, их рост 10-12 метров, а вес от 10 тонн.

Читайте также: