Загадки пословицы поговорки 2 класс школа россии

Обновлено: 05.11.2024

Загадки , пословицы и поговорки Литературное чтение 2 класс Выполнено: учителем высшей категории Борзенко Т. И.

Что такое загадка ? Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Волосата, зелена, В листьях прячется она. Хоть и много ножек, Бегать всё равно не может. гусеница Не огонь, а жжётся. крапива Не человек, а говорит. попугай

Не птица, а летает, С хоботом, а не слон . Жёлтая хозяюшка Из леса пришла, Всех кур пересчитала И собой унесла. Летом гуляет, зимой отдыхает. муха лиса медведь

Что такое пословица ? Пословица - это краткое народное изречение , в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

Огонь жжет, вода мочит, а печка сушит. Не учи безделью, а учи рукоделью. Верь не силе, а правде. Для друга и семь верст не околица.

Что такое поговорка ? Поговорка – образное выражение, которое метко отображает какое-либо жизненное явление. В них чаще всего нет смысла, и ограничиваются они различными иносказательными выражениями – это их главное отличие от пословиц.

С огнем да с водою не поспоришь. Смехом сыт не будешь. Штопай дыру, пока невелика. Силенка, что у цыпленка.

Следующая загадка

Тип: урок открытия новых знаний, предназначен для 2 класса, программа "Школа России».

Цели урока: ознакомить детей с русскими народными загадками, пословицами, поговорками; отрабатывать навыки чтения, развивать речь учащихся; развивать логическое мышление, умение группировать слова и явления.

Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас;

-воспитывать умение высказывать своё мнение.

Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.

Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.

Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.

Прозвенел уже звонок-

В путешествие пойдём,

В необычную страну попадём.

Слушай, думай, наблюдай,

Страну нашу отгадай!

2. Проверка домашнего задания

- На прошлых уроках мы говорили об устном народном творчестве.

- Как вы объясните название – УНТ?

- Какие жанры УНТ вам знакомы?

- Объясните слова «потешка», «прибаутка».

Чтение потешек и прибауток на с. 20-21.

Не крылата, не перната,

Тот человеческую кровь прольет.

— Прочитайте текст хором медленно. (Дети читают.)

— Какие слова непонятны?

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: сердито, весело, скороговоркой).

— Прочитайте по памяти. (Текст закрыть.)

— Определите жанр текста. (Это загадка.)

— Кто знает отгадку? (Это комар.)

— Как вы догадались?

3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

— Вы отгадали загадку. Как вы объясните, что такое загадка? (Ответы детей.)

Загадка — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.

- К какому разделу литературного чтения мы отнесём загадки, пословицы и поговорки?

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Оно потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

- Может быть, вы мне поможете, подскажете, какие жанры произведений относятся к устному народному творчеству?

- Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

- Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

- Все эти произведения называются фольклором.

- Что такое “фольклор”? (Спросить у детей) Обратимся к словарю (Устное народное творчество, в переводе с английского обозначает “народная мудрость”, “народное знание”).

- Как вы понимаете эти три ключевых слова:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное – передавалось из уст в уста, не записывалось.

Народное – сочинял не один человек, автора установить нельзя.

Творчество – от слова “творить”, то есть сочинять, придумывать.

4. Изучение нового материала.

Чтение загадок на с. 24-25.

(Дети читают по очереди, остальные - отгадывают).

Как вы думаете, могут ли быть к загадке «Без окон, без дверей полна горница людей» разные отгадки. Например, арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан?

Работа по учебнику с. 24-25.

Разбейте загадки по темам:

- Сейчас вы будете загадывать загадки, читая их на карточках. Ответы я запишу в кроссворды, тогда в выделенных
столбиках по вертикали мы прочитаем названия новых для нас жанров фольклора, и поговорим о них на сегодняшнем уроке. Детям раздаются карточки с загадками. По ходу отгадывания они объясняют свои догадки. На доске - два кроссворда:

hello_html_m24dacc81.jpg

Загадки к кроссворду:

1. Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

2. Днем спит, ночью летает, мышек хватает.

3. Рассыпался горох на 77 дорог, он тает, никто его не подбирает.

4.Без него плачется, а как появится, от него прячемся.

5. Среди двора стоит копна, спереди вилы, а сзади метла.

6. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

7. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.

8. Всякому мальчику по чуланчику.

9. Лежит.- молчит, пойдешь - заворчит, кто к хозяину идет, она знать дает.

10.Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит.

11.Кто зимой на окнах узоры рисует?

12.Скатерть бела всю землю одела.

13.Растет она вниз головой. Не летом растет, а зимой, но солнце ее припечет, заплачет она и умрет.

14.Я маковой росинкой упала на тропинку, остановила вас-закончила рассказ.

15.Человечки черные, умные ученые. Друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.

16.Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.

17.Избушка нова - жильца нет, жилец появится - изба развалится.

18.Конь стальной овса не просит, а пашет и косит.

Ответы: 1.Крапива. 2. Сова. 3. Град. 4. Дождь. 5. Корова. 6. Морковь. 7. Арбуз. 8. Перчатки. 9. Собака. 10. Петух. 11. Мороз. 12. Снег. 13. Сосулька. 14. Ягода. 15. Буквы. 16. Книга. 17. Яйцо. 18. Трактор.

Ключевые слова: Поговорка. Пословица.

6. Продолжение изучения нового материала.

Пословицы и поговорки – это еще одна большая часть УНТ.

Пословица – это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение.

Пословица советует, наставляет, предупреждает. Люди часто используют их в речи. От этого речь становится яркой, образной.

Чтение введения в тему на с. 26.

- Как вы думаете, почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица - ягодка»? Что значит слово «цветок»?

- Как вы думаете, почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица - ягодка»? Что значит слово «цветок»? (Ответы детей.)

Учитель. Сейчас я прочитаю стихотворение, а ваша задача – найти в нем пословицы и поговорки. Подсчитайте, сколько их там встретится.

Ну, кто из вас не согласится,

Что без труда мечта мертва;

Что дело мастера боится;

Что жизнь дана нам для добра;

Что друг не тот, кто медом мажет,

А тот, кто правду прямо скажет;

Что долог день до вечера,

Коли делать нечего;

Что сам себя лишь тот погубит,

Кто других совсем не любит?

Где растяпа да тетеря,

Там не прибыль, а потеря

И, конечно, без труда

Не вытащить и рыбку из пруда.

Помни! Тот, кто хочет много знать,

Тот не должен долго спать.

Согласитесь: лень и плут до добра не доведут.

Сколько пословиц вы насчитали?

Назовите те, которые вы запомнили. Каков их смысл?

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу.

7. Закрепление изученного материала.

— Прочитайте пословицы и поговорки на с. 26—27. (Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить.)

— Какие пословицы вы знаете? (ответы детей)

- Какие поговорки вы знаете? (Работать спустя рукава, толочь воду в ступе, лежать на печи и т. п.)

Игра «Назови пословицу по предметам»

- Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны!

ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой)

КНИГА (С книгой жить – век не тужить.)

ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка)

ШИЛО (Шила в мешке не утаишь)

ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает)

КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт)

ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором)

Работа в парах «Собери пословицу». Работа над пословицей «Одна голова хорошо, а две лучше».

Труд человека кормит а товарища выручай.

Не спеши языком лень портит.

Сам пропадай от того и наберёшься.

Глаза боятся торопись делом.

С кем поведёшься а руки делают.

8. Объяснение домашнего задания.

9. Рефлексия. Подведение итогов урока.

— Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое пословица?

- Что такое поговорка?

- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

Следующая загадка

Цель:
-вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как яркой образной форме народного творчества.
Задачи:
-познакомить с русскими народными пословицами и поговорками; отрабатывать навыки чтения;
- развивать умение анализировать народные пословицы и поговоркам, обогащать словарный запас, речь учащихся, логическое мышление, умение группировать слова и явления;
-воспитывать умение высказывать своё мнение.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; осознанно, правильно, выразительно читают целыми словами, дают полные ответы на вопросы учителя, по содержанию прочитанного; запоминают пословицы и поговорки.
Личностные: оценивают поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учатся составлять план урока и работать по нему, высказывать свои мнения при работе с пословицами и поговорками
Познавательные: осознанно и произвольно высказываются; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя; классифицируют пословицы и поговорки по определённым критериям.
Коммуникативные: выразительно читают и пересказывают пословицы и поговорки.

Оборудование: Презентация к уроку, проектор, экран, компьютер, карточки с заданиями.

I Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) .

Прозвенел уже звонок-
Начинается урок!
В путешествие пойдём,
В необычную страну мы попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Страну нашу отгадай!

-А помогут нам отгадать эту страну высказывания- помощники:

Ум без книги, как птица без крыльев.

-Как называется такое предложение? (Пословица.)

У страха глаза велики!

- Как вы думаете, как называется это высказывание? ( Поговорка)

Не крылата, не перната,

Тот человеческую кровь прольёт.

- Как вы думаете, а это что за текст? ( Это загадка.)

- Кто знает отгадку? ( Это комар.)

- Как вы догадались? ( ответы детей)

- Ребята, как вы думаете в какую страну мы совершим сегодня путешествие? ( В страну загадок, пословиц и поговорок.)

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока .

- Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

- Сегодня мы будем работать с загадками, пословицами, поговорками, различать их, распределять по группам.

III Работа по теме урока.

  • Предлагаю нам всем вместе отправится в путешествие в мир загадок, пословиц и поговорок!
  1. Наша первая остановка «Остров загадок».

- Как вы понимаете, что такое загадка?(Ответы детей).

*Загадка – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.*

- А вы любите разгадывать загадки? …тогда потренируемся немного в их отгадывании. Перед вами карточки с загадками…читаем и отгадываем их.

Учащимся предлагаются для работы карточки с загадками.

Необходимо правильно и выразительно прочитать загадки и отгадать их.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.(Заяц.)

Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива.)

Во лугах сестрички –

Белые реснички. (Ромашки.)

Разломился тесный домик

На две половинки,

И посыпались оттуда

Их нетрудно сосчитать:

Комнат пять, и братьев пять.

Братья эти, непременно,

Зелен, а не трава. (Мох.)

Ах, какая красота-

В небе разные цвета!

На цветную на дугу

Целый день смотреть могу. ( Радуга )

  1. Наша вторая остановка «Танцевальная».

песенка про карусели

VI. Продолжение работы по теме урока.

  1. -Наша третья остановка «Город пословиц».

- Ребята, как вы думаете, над чем мы сейчас будем работать ? (Над пословицами и поговорками.)

(Учитель) Ответы на все случаи жизни есть

у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя,

радость ли – на всякие переживания даст разумный

совет, наставление, утешение или развеселит пословица.

Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки.

Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён.

Русские пословицы – крылатая мудрость

народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это

своеобразный учебник жизни, так как они помогают

оценить свои поступки и действия других людей».

- Как вы думаете, почему здесь написано,

что «поговорка – цветок, пословица - ягодка»? Что

значит слово «цветок»? –

(У растений появляются красивые цветы.)

- Значит поговорка - это что-то красивое?

- А, можем ли мы сказать по отдельному цветку, какой из

него вырастет плод? (Нет.)

Микро-вывод: - Вот и поговорка красива, прекрасна, но

ещё не совсем завершённая мысль.

- О пословице сказано, что она ягодка. А что значит

слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды )

Микро-вывод : - А раз ягода – это плод, а плоды мы с

вами употребляем в пищу, это не просто красиво и

вкусно, это ещё и полезно.

Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают.

Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Делаешь наспех – сделаешь на смех», «Землю красит солнце, а человека – труд». Часто эти части рифмуются. «Без пословицы – речь не молвится», - говорили на Руси.

Поговорка – это обычно часть пословицы или устойчивое сочетание слов, которое можно заменить другим словом, более простым, обиходным. Например, стучать зубами – замерзать, заморить червячка – перекусить, за двумя зайцами погнался – делаешь два дела сразу

Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.

VII. Закрепление изученного.

Работа по карточкам

  1. Перед вами карточки с пословицами, но они там все перемешались… попробуйте собрать пословицу правильно из частей

Собери пословицу (в парах).

Труд человека кормит , а лень портит.

Не спеши языком, торопись делом.

Сам пропадай, а товарища выручай.

С кем поведёшься от того и наберёшься.

Глаза боятся, а руки делают.

Пословицы и поговорки имеют много тематик, например, о дружбе, о труде, об учении, о Родине

- Перед вами карточки с пословицами и поговорками, давайте прочтем их и подумаем, на какие темы мы можем разделить их.

Пословицы и поговорки о дружбе

Дружба - великая сила.

Друга на деньги не купишь.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Пословицы и поговорки о труде

Терпенье и труд все перетрут.

Кто не работает, тот не ест.

От труда здоровеют, а от лени болеют.

Пословицы об учении

Ученье свет, а не ученье тьма.

Повторенье - мать ученья.

Пословицы и поговорки о Родине

Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

Своя земля и в горсти мила.

Жить - Родине служить.

(Дети читают и объясняют, в каких ситуациях их можно употребить).

- Пословицы и поговорки отражают различные стороны жизни народа.

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

IX.Подведение итогов урока.

- Вот подходит к концу наш урок .

Остановка конечная «Город мудрецов».

Тихо все на месте сядем и закроем глазки.

Вспомним, всё, чему учились без моей подсказки.

- Что такое пословицы и поговорки?

- О чём бывают пословицы и поговорки?

- Чему учат нас эти мудрые изречения?

- Хочется завершить наш урок такой поговоркой: «Сделал дело – гуляй смело!».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проект "Числа в загадках, пословицах и поговорках"

Описание проекта в 1 классе.

Изучение математики на ступени начального общего образования направлено на достижение развития образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимы.

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Защита проектов.

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках». Защита проектов.

Урок проводится в разделе "Нумерация"Тип проекта: учебный.Вид проекта: краткосрочный, коллективный.


Визитная карточка проекта"Числа в загадках, пословицах и поговорках".1 класс.

Визитная карточка проекта по математике "Числа в загадках, пословицах и поговорках" для 1 класса.

В материале помещены загодки пословицй и поговорки.


Проект "Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках" 31.10.16

Следующая загадка

Читайте также: