Загадки о блокаде ленинграда для детей
Обновлено: 24.12.2024
Один из старейших военно-морских флотов России. Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в обороне Таллина, Моонзундских островов, Ханко и Ленинграда, спасая город от голода и обстрелов вражеской артиллерии. Назовите его?
Балтийский флот Советского Союза.
В какой город в начале войны были эвакуированы многие музейные экспонаты Эрмитажа?
Эвакуированные ценности были вывезены на Урал — в Свердловск (ныне Екатеринбург). Интересно, что в Свердловске не нашлось такого большого помещения, в котором бы уместились все ценности Эрмитажа, поэтому они были распределены по трем помещениям. Большая часть коллекции разместилась в Свердловской картинной галерее, остальными местами хранения стали польский католический костел Зачатия Святой Анны и Ипатьевский дом.
В 1941 году был разработан «План мероприятий на случай вынужденного отхода из Ленинграда по кораблям и судам», предусматривавший тотальное уничтожение Балтийского флота, разрушение «с максимальной степенью» и на возможно длительный период судостроительных заводов, причалов, складов и портовых сооружений, закупорку фарватеров, гаваней и каналов. Как назывался сигнал, после которого должно было начаться уничтожение и затопление «объектов»?
6 сентября Сталин утвердил «План мероприятий на случай вынужденного отхода из Ленинграда по кораблям и судам», предусматривавший тотальное уничтожение Балтийского флота, разрушение «с максимальной степенью» и на возможно длительный период судостроительных заводов, причалов, складов и портовых сооружений, закупорку фарватеров, гаваней и каналов. Началось «конспиративное» минирование объектов, о чем, конечно, было известно всем морякам. Некоторые предлагали не взрывать корабли, а интернироваться в Швецию. Таких «умников» арестовывали и отдавали под трибунал с формулировкой «за намерение сдать немцам корабли Балтийского флота». Уничтожение и затопление «объектов» должно было начаться по сигналу «Хризантема».
Несмотря на то, что этот документ написан ребёнком, он был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. О чём идет речь?
Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны. Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни ее близких. Всего девять страниц, на которых Таня немногословно сообщает о гибели родных людей, стали настоящей летописью смерти. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945 г.
«По Ленинграду через радио был объявлен призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в Радиокомитет для работы в оркестре». С какой целью был объявлен сбор музыкантов?
Из воспоминаний Ольги Берггольц: «Единственный оставшийся тогда в Ленинграде оркестр Радиокомитета убавился от голода за время трагической нашей первой блокадной зимы почти наполовину. Никогда не забыть мне, как темным зимним утром тогдашний художественный руководитель Радиокомитета Яков Бабушкин (в 1943 погиб на фронте) диктовал машинистке очередную сводку о состоянии оркестра: - первая скрипка умирает, барабан умер по дороге на работу, валторна при смерти…
И все-таки эти оставшиеся в живых, страшно истощенные музыканты и руководство Радиокомитета загорелись идеей во что бы то не стало исполнить Седьмую в Ленинграде… Яша Бабушкин через городской комитет партии достал нашим музыкантам дополнительный паек, но все равно людей было мало для исполнения Седьмой симфонии («Ленинградской») Д.Д.Шостаковича. Тогда по Ленинграду был через радио объявлен призыв ко всем музыкантам, находящимся в городе, явиться в Радиокомитет для работы в оркестре»
Как назывался плацдарм на левом берегу Невы, который обороняла морская пехота и одна из гвардейских рот, вошедшая в историю как орденоносная - награждены все 114 её бойцов?
(Невский «пятачок»), плацдарм на левом берегу Невы (в районе Московской Дубровки), который войска Ленинградского фронта удерживали на протяжении почти всей блокады Ленинграда. В ходе Синявинской операции 1941 в ночь на 20 сентября соединения Ленинградского фронта форсировали Неву в районе Невской Дубровки (правый берег Невы; ныне посёлок городского типа Дубровка) и захватили плацдарм в 4 км по фронту и до 800 м в глубину. Первыми форсировали реку части 115 й стрелковой дивизии (генерал-майор В. Ф. Коньков) и 4 й бригады морской пехоты (генерал-майор Б. Н. Ненашев). Противнику в результате неоднократных атак удалось сократить плацдарм до 2 км по фронту. Ожесточённая борьба за этот плацдарм продолжалась непрерывно почти 7,5 месяцев. Защитники Н. п. отражали в день по 12—16 атак противника, на них обрушивалось до 50 тыс. снарядов, мин и авиабомб в сутки. 29 апреля 1942 после нескольких дней ожесточённых боёв немецко-фашистские войска ликвидировали плацдарм. Однако 26 сентября войска Невской оперативной группы снова овладели Н. п. При прорыве блокады в январе 1943 с плацдарма наступала 45 я гвардейская стрелковая дивизия (генерал-майор А. А. Краснов). Около 400 дней удерживали советские воины Н. п. Здесь родилась гвардия Ленинградского фронта — 70 я стрелковая дивизия первой во фронте была преобразована в 45 ю гвардейскую. Одна из рот (капитан Н. А. Бритиков) 329 го полка этой дивизии вошла в историю обороны Ленинграда как орденоносная — все 114 человек её личного состава награждены орденами и медалями. В память о героической обороне Н. п. в послевоенные годы в Дубровке создан Музей боевой и трудовой славы, на месте плацдарма — мемориал «Невский „пятачок“».
«Вот уже сутки стоит красная туча над крепостью. Десятки наших тяжёлых орудий бьют по ней беспрерывно. Из-за этой тучи нам не видно стен. Сплошной гром. Мы оглохли от этого шквала. А как они? Во всяком случае, я не хотел бы быть на их месте. Мне жаль их… 13 часов. Наши орудия прекратили огонь. Рассеялась туча. Крепость стоит, как скала с обгрызенными утесами. Опять нам ничего не видно. Русские открыли огонь из крепости. Кажется, их ещё больше стало. Не поднять головы, их пули поджидают нас на каждом шагу. Как им удалось уцелеть?». О какой крепости идёт речь?
20 сентября 1941 года – это еще и день огневого "дебюта" Шлиссельбургской крепости («ключ-город»). Пушки крепости в этот день начали бить по немецким позициям прямой наводкой.
"Вот уже сутки стоит красная туча над крепостью, – читаем мы датированную 21 сентября 1941 года запись в дневнике немецкого офицера, найденном в Шлиссельбурге. (Крепкий «орешек»).
В марте 1942 года состоялось первое выступление детского коллектива, воспитанников которого не смогли эвакуировать из осажденного города. За время блокады ансамбль дал около 3000 концертов, поддерживая и вдохновляя жителей и солдат. Танцевальный коллектив был создан оставшимися педагогами Дворца пионеров во главе со своим балетмейстером. Участники ансамбля были награждены медалями «За оборону Ленинграда». О каком коллективе идёт речь?
Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".
«Я увидел, с какой радостью бросились навстречу друг другу бойцы фронтов, прорвавших блокаду. Не обращая внимания на артиллерийский обстрел противника со стороны Синявинских высот, солдаты по-братски крепко обнимали друг друга. Это была воистину выстраданная радость!». Когда произошло данное событие?
К концу 1942-го года враг уже чувствовал шаткость своего положения, а советская армия тем временем только крепла. 12-30 января совместная операция Ленинградского и Волховского фронтов под названием «Искра» закончилась первой крупной победой СССР: кольцо блокады наконец прорвали совместными усилиями Ленинградского и Волховского фронтов (командующие – Говоров и Мерецков соответственно). 18 января 1943 года открылся небольшой коридор шириной всего 8 км, который и связал город с «Большой землей». Вдумайтесь, железную дорогу на этом участке проложили всего через несколько недель!
Данный памятник, расположенный на берегу Ладожского озера, посвящён защитникам Ленинграда. Автором идеи памятника был скульптор К.М. Симун, а архитектором - В.Г. Филиппов. О каком памятнике идёт речь?
«Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в « Зелёный пояс Славы », расположен на западном берегу Ладожского озера . Открыт 29 октября 1966 года. Находится на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.
В результате данной операции советскими войсками было нанесено поражение немецкой группе армий «Север», а также удалось отбросить её на 270 - 280 км от Ленинграда, полностью ликвидировав блокаду города. Назовите хронологические рамки данной военной операции?
Ленинградско-Новгородская операция ( 14 января — 1 марта 1944 ) — стратегическая наступательная операция советских войск Ленинградского , Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов, осуществленная во взаимодействии с Балтийским флотом и авиацией дальнего действия , с целью разгрома немецкой группы армий «Север» , полного снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области .
В 1941 году при личной встрече И.В. Сталина и Г.К. Жукова, главнокомандующий взял листок бумаги, что-то написал на нём и, сложив записку вчетверо, протянул ее Г.К. Жукову. Записка содержала следующие слова: «Летите в Ленинград. Это передадите Ворошилову». Что означали эти слова?
Когда Жуков прибыл к Сталину, долгих разговоров не было. Верховный Главнокомандующий взял листок бумаги, что-то написал на нем и, сложив записку вчетверо, протянул ее Жукову: «Летите в Ленинград. Это передадите Ворошилову». Записка означала, что верный соратник Сталина маршал Ворошилов отстраняется от руководства, вся власть переходит к Жукову, который назначается командующим Ленинградским фронтом. Сталин требует удержать город любой ценой.
Эта система оборонительных сооружений, длиной около 300 км и глубиной 12 км возводилась руками ленинградцев и резервных частей в течение 1 месяца войны. Строительные отряды подвергались ежедневным бомбёжкам, немецкие лётчики обстреливали безоружных строителей из пулемётов. От пуль, бомб и снарядов люди укрывались в только что вырытых ими траншеях и окопах. Как только самолёты улетали, строительные работы возобновлялись. О чём идет речь?
В июле 41-го немецкое наступление на Ленинград было остановлено на так называемом “Лужском рубеже”. Система оборонительных сооружений длиной 175 и глубиной 12 километров возводилась руками ленинградцев и резервных частей в течение первого месяца войны.
М. Е. Катуков оценивал замысел данной операции следующим образом: «Пока, не заглядывая далеко вперёд, скажу, что замысел этот по-настоящему увлёк всех нас, и к боевым действиям на псковско-лужском направлении мы готовились с лихорадочным воодушевлением. Думается, осуществи мы его тогда — и он наверняка вошёл бы славной страницей в историю Великой Отечественной войны». Какое кодовое название получила эта операция?
План «Полярная звезда».
Этот генерал своими грамотными действиями повлиял на успешный исход событий на Ленинградском фронте. Он одним из первых в Великой Отечественной войне возродил траншейную оборону, непредусмотренную нашими довоенными уставами. 18 июня 1944 г. ему было присвоено звание Маршала Советского Союза. О ком идёт речь?
В директиве от 11 июня 1944 г. Ставка ВГК отметила успешный ход наступления и приказала войскам Ленинградского фронта 18—20 июня овладеть Выборгом. За достигнутые успехи 18 июня 1944 года Л. А. Говорову было присвоено звание «маршал Советского Союза » , а 20 июня 21-я армия Ленинградского фронта в ходе упорных боёв овладела южным предместьем и центром Выборга.
Немецкий генерал-фельдмаршал, командующий группой армий «Север». Фельдмаршал командовал в начальный период войны немецкой группой армий «Север», которая безуспешно пыталась захватить Ленинград. Назовите этого командующего.
Смертельной угрозой для города на Неве было соединение немцев с финнами, что привело бы к его окружению по широкой дуге . Но, успех в проведении этой наступательной операции не дал осуществиться этому вражескому плану. Помимо этого, советские войска нанесли серьезное поражение 10 дивизиям противника, а также оттянули на себя значительные силы противника, тем самым способствуя разгрому немецких войск под Москвой. О какой наступательной операции идёт речь?
Смертельной угрозой для города на Неве было соединение немцев с финнами, что привело бы к его окружению по широкой дуге. 8 ноября 1941-го германским войскам удалось захватить Тихвин и перерезать последнюю железную дорогу, по которой к Ладожскому озеру подвозились грузы для Ленинграда. Однако дальнейшее продвижение немцев на север для соединения с финнами на реке Свирь было остановлено советскими войсками. Затем Красная армия перешла в наступление. (Тихвинская операция). В ночь на 9 декабря 1941 года Тихвин был освобождён, что стало первой зарёй победы. В том декабре сразу на нескольких участках советско-германского фронта началось контрнаступление Красной армии.
Согласно плану этой операции немецкие войска при массированной поддержке авиации и артиллерии должны были прорвать советскую оборону и выйти к южным окраинам города. После этого два армейских корпуса должны были с ходу форсировать Неву, обойти город с востока, соединиться с финскими войсками на Карельском перешейке и, перерезав таким образом Дорогу жизни, полностью лишить Ленинград связи с «большой землёй». Какое кодовое название получил данный план?
Согласно окончательному плану наступления, которое получило новое название «Северное сияние» (нем. «Nordlicht»), немецкие войска при массированной поддержке авиации и артиллерии должны были прорвать силами трёх армейских корпусов советскую оборону и выйти к южным окраинам города. После этого два армейских корпуса должны были повернуть на северо-восток, с ходу форсировать Неву, обойти город с востока, соединиться с финскими войсками на Карельском перешейке и, перерезав таким образом Дорогу жизни, полностью лишить Ленинград связи с «большой землёй». Немецкое командование в этом случае надеялось добиться захвата города быстро и без тяжёлых уличных боев.
Какой подвиг совершили эти люди: это люди, которые выполняли свой гражданский долг до конца своей жизни. Те, кто не раз мог спастись, используя служебное положение, выжить за счет других - но не пошел на это. Эти люди и есть настоящие герои блокадного Ленинграда.
Д.С. Иванов - Ученый. Заведующий отделом крупяных культур Дмитрий Сергеевич Иванов скончался от голода 9 января 1942 года в своем рабочем кабинете, где хранились десятки килограммов риса, кукурузы, гречихи, сорго, проса.
Г.В. Гейнц - Ученый. Изучал состояние культуры инжира в разных странах и культивирование тунгового дерева. Умер 16 февраля 1942 года от голода, похоронен в братской могиле на Пискаревском кладбище.
Г. К. Крейер - Ученый. Один из основоположников современной фитотерапии (во многом благодаря его исследованиям солодка, белладонна, валерьяна сейчас широко используются в медицине). 12 февраля 1942 года скончался на рабочем месте от дистрофии.
Г.А. Рубцов - Ученый. Старший научный сотрудник отдела плодовых культур Григорий Александрович Рубцов - один из тех исследователей, благодаря которым даже в условиях сурового климата стали выращивать груши. Весной 1942 года умер от дистрофии по дороге из блокадного Ленинграда через Ладогу. На его груди нашли сохраненный мешочек с семенами.
18 октября 1942 года в Ленинграде открылся театр им. В.Ф. Комиссаржевской. «Театр родился тогда, когда кругом была смерть, холод, голод и бомбёжки – это было самое суровое время блокады. Артисты испытывали те же самые мучения, что и другие люди, но вдруг решили объединиться, чтобы репетировать и играть спектакли». Какое название получил данный театр среди ленинградцев?
Труппа театра была собрана в 1942 году из актеров, оставшихся в Ленинграде во время блокады. В то время местные жители так и называли этот театр – Блокадный. Одним из инициаторов его создания была известная советская поэтесса Ольга Берггольц.
Следующая загадка
Началась война. Для нашего народа начались дни суровых испытаний. А для города Ленинграда началось такое испытание, о котором нельзя говорить без слез. Город был взят в огненное кольцо и отрезан от всего внешнего мира. В сентябре, когда начались систематические бомбардировки, обстрелы и пожары, многие хотели выехать, но пути уже были отрезаны. Люди остались в городе, совершенно не приспособленном к выживанию. Мало того, что бомбежки продолжались бесконечно, но и запасы продовольствия быстро себя исчерпали. Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация -дорога жизни. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба населению была изменена и не в сторону увеличения, а наоборот, к значительному уменьшению. И без того скудный паек хлеба снова пришлось урезать.. Не шумите вокруг - он дышит, Он живой еще, он все слышит. Как из недр его вопли: "Хлеба!" - До седьмого доходят неба. Но безжалостна эта твердь. И глядит из всех окон — смерть -писала Анна Ахматова. Ленинград жил и боролся несмотря на трудности. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди работали из последних сил.. Мужчины, женщины и подростки работали на заводах и выпускали снаряды для фронта, для победы. Заводы бомбили, цеха горели, но никто не покидал рабочих мест.
Следующая загадка
Цель − в интересной форме напомнить современной молодежи об основных событиях Великой Отечественной войны.
Расширить знание учащихся о жизни блокадного города, привести примеры мужества и стойкости ленинградцев.
Развивать познавательные способности учащихся, память, связную речь.
Воспитывать любовь к Родине, гордость за своё Отечество.
Область применения: патриотическое воспитание.
Формы реализации:
– воспитательные занятия по патриотическому воспитанию;
Методы реализации:
– наглядные (иллюстрации, слайды, фотографии)
– словесные (беседы, диспуты)
– практические (карточки, индивидуальные задания)
Возрастные группы учащихся: 8 – 9 классы.
Ожидаемые результаты:
1) углубление знаний учащихся о блокаде Ленинграда;
2) осознание понятий «долга», «чести», «мужества»;
3) подъём патриотических чувств, воспитание уважения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны.
Технология проведения: по заранее разработанному маршруту команды, состоящие из 5 - 10 человек, проходят каждый этап, выполняя задания. Если задание выполнено, верно, команда зарабатывает баллы. Побеждает та команда, которая набрала больше всех баллов.
Оборудование: карта «Блокада Ленинграда», презентация «Блокада Ленинграда», выставка книг о блокаде, репродукции на тему войны 1941 - 1945 года.
Оформление: на доске - карта «Блокада Ленинграда», на стене и доске - репродукции, посвящённые Великой Отечественной войне, под репродукциями - выставка книг о блокаде Ленинграда.
Квест - игра, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.
Ведущий 1: Сегодня мы проводим исторический квест - игра на время, по заранее спланированному маршруту, каждая точка которого задана в виде головоломки или задания, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.
Ведущий 2: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда. (Видео материал - кинохроника).
Ведущий 1: За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 640 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.
Ведущий 2: Чтобы снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы.
Нам наше прошлое свято и дорого.
Гордость победами - горечь утрат.
Вечная память защитникам города,
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава тебе, Ленинград!
Ведущий 1: А сейчас мы познакомим вас с условиями игры.
Вам необходимо пройти следующие этапы: «Азбука Морзе», «Кроссворд», «Это интересно», «Кто быстрее?», «Минное поле».
Каждое задание имеет определенную стоимость (баллы) и время выполнения. Стоимость задания может варьироваться в зависимости от времени. Например, если на задание отводится 10 минут, можно сделать следующую градацию баллов:
Следующая загадка
Автор: Бояркина Ольга Геннадьевна, учитель МОУ СОШ №7, г. Усть-Кут, Иркутская область.
Цель: воспитание патриотизма на героических примерах обороны Ленинграда во время Великой Отечественной войны; развитие навыков логического мышления и применения знаний по истории России.
Оборудование: мультимедийный проектор, метроном, иллюстрации.
Ход игры: 1. Вступление ведущего, представление жюри.
Приложение 1.
Блиц-опрос.
1. Назовите город-герой на Неве. (Ленинград)
2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (900 дней) Когда она была прервана? (27 января 1944 года)
3. Со страной город Ленинград связывала единственная дорога по Ладожскому озеру. Как она называется ? (Дорога жизни)
4. Каким было кодовое название советской военной операции по прорыву блокады Ленинграда в январе 1943 года. (Искра)
5. Назовите музыкальное произведение, написанное композитором Дмитрием Шостаковичем, посвященное городу Ленинграду. Когда впервые это произведение было исполнено. (6-ая симфония – Ленинградская)
6. Назовите место захоронений жертв блокады и воинов Ленинградского фронта. Пискарёвское кладбище)
Вопрос 1: В блокаде Ленинграда приняли участие, помимо немцев и финнов, итальянцы. Нанесенный ими ущерб советским войскам можно оценить только по их донесениям, но разрушения немецких городов, причиненные этим отрядом, вполне доказаны. Для чего же они разрушали немецкие дома?
Ответ: Чтобы провезти торпедные катера по городу.
Комментарии: Основной задачей эскадры была блокада Ленинграда . Для этого на Ладожское озеро были отправлены четыре торпедных катера типа Mas. Это путешествие длиной 3000 километров через всю Европу – само по себе целая эпопея. Для перехода через Альпы пришлось местами переделать дорожные повороты, в некоторых тоннелях катера приходилось снимать с трейлеров и толкать на катках. При проезде по узким улочкам некоторых маленьких немецких городков часто приходилось ломать углы домов.
Вопрос 2: Успенская церковь на Малой Охте построена на месте старого кладбища, на котором во время блокады Ленинграда хоронили людей, умерших от голода. Церковь строилась на пожертвования горожан, и в ее стенах находятся 8 тысяч кирпичей. А что написано на этих кирпичах?
Ответ: Имена людей, погибших во время блокады .
Вопрос 3: Самым экологически чистым топливом считается водород. В СССР водород в качестве топлива был экспериментально опробован в Ленинграде . Что вынудило пойти на этот эксперимент?
Ответ: блокада Ленинграда .
Вопрос 4: Прототип Мухтара из известного фильма – немецкая овчарка Султан. При его участии было раскрыто около 1000 преступлений, возвращено государству три миллиона рублей, задержано более 100 преступников, В его уникальной биографии присутствует еще одно число с двумя нулями, так как Султан – едва ли не единственная собака, которой удалось… Что же? Дайте ответ двумя словами.
Ответ: Пережить блокаду .
Комментарии: 900 дней блокады Ленинграда .
Вопрос 5: В 1967 году в Ленинграде проходило юбилейное (четвертьвековой юбилей) исполнение знаменитой «Блокадной» симфонии Шостаковича. При этом зал был далеко не полон, а на сцене вместо сорока музыкантов было всего шестеро. Почему?
Ответ: В концерте принимали участие (как зрители и исполнители) только блокадники.
Вопрос 6: Герой сказки СДЕЛАЛ ЭТО в надежде обрести личное счастье. После того как в 1944 году снова СДЕЛАЛИ ЭТО, жители Москвы и Ленинграда поверили: победа будет за нами. Какие два слова были заменены словами «СДЕЛАТЬ ЭТО»?
Ответ: Пустить стрелу.
Комментарии: Вскоре после разрыва блокады Ленинграда пустили фирменный поезд «Красная стрела». Также имелся в виду герой русской народной сказки о царевне-лягушке.
Вопрос 7: Картофель появился в Европе в середине 17-го века как декоративное растение. Но спустя примерно триста лет, в одном из европейских городов картофель вновь появился на клумбах. А какое историческое событие этому способствовало?
Ответ: Блокада Ленинграда
Вопрос 8: «Горжусь, что в эти дни, как никогда
Мы знали вдохновение труда» –
писала Ольга Бергольц в своем дневнике. Для разных людей этих дней было разное количество, но все же есть общее их число. Какое?
Ответ: это строки из «Февральского дневника» Ольги Бергольц. Он посвящен блокаде Ленинграда . Всех блокадных дней было 900.
Вопрос 9: Во время блокады Ленинграда шутили, что эти изделия в осажденном городе делают Кировский завод и Кировский театр. Изделия были примерно одинакового размера, но очень существенно отличались по массе. Да и в «обслуживании» изделие Кировского театра было явно попроще. Назовите оба изделия одним словом.
Ответ: Танк.
Комментарии: В декорационных мастерских Кировского театра для фронта делались деревянные макеты танков с целью обмана противника. На Кировском заводе, конечно же, выпускались настоящие танки.
Ответ: О снятии блокады Ленинграда .
Вопрос 11: Это было самое безопасное место в Ленинграде . Туда не долетали снаряды, и в этом районе не было заводов, которые могли быть подвергнуты бомбардировке. Для чего было выбрано это место в декабре 1941 года?
Ответ: Для захоронения жертв блокады Пискаревское кладбище.
Ответ: «… блондинками».
Вопрос 13: ИХ появление объясняется тем, что с северных направлений город не обстреливался, поскольку Маннергейм не имел для этого возможностей. Через минуту напишите краткое прилагательное, которое фигурирует в НИХ.
Ответ: Опасна.
Комментарии: Речь идет о надписях «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна», которые появились на улицах Ленинграда во время блокады .
Вопрос 14: После Великой Отечественной войны ленинград цы, пережившие блокаду , с некоторой долей иронии относились к москвичам, большинство из которых было заблаговременно эвакуировано из города. Тогда и появилась следующая шутка:
- Знаете, на какой ленточке будет висеть медаль «За оборону Ленинграда «?
- Да, на муаровой.
- А медаль «За оборону Москвы»?
Ответьте: на какой же ленточке будет висеть эта медаль?
Ответ: На драповой.
Комментарии: Ассоциации со словом «драпать»; и муар, и драп – это виды ткани.
Вопрос 15: Как только в апреле 1943-го года частично прорвали блокаду и проложили от Шлиссельбурга до Морозвки железную дорогу, одним из первых стратегически важных грузов светло-серого цвета, находившийся в четырех вагонах, позволил спасти в Ленинграде уцелевшие продсклады. Что это был за груз?
Ответ: кошки (дымчатые)
Вопрос 16: Как известно, метрономы используются в музыке для определения темпа исполнения произведения. Однако в советское время один метроном занимал видное место в экспозиции музея, который находился в Ленинграде на улице Ракова, 27. Этот маленький музей, как и дом, в котором он находился, принадлежал организации, которая занималась… Чем именно?
Ответ: Радиовещанием.
Комментарии: Речь идет о метрономе, чей стук ленинград цы слышали по радио все 900 дней блокады .
Вопрос 17: Знаменитая оборона Смоленска во время польской интервенции длилась с 1609 по 1611 гг. Николай Шефов утверждает, что по длительности обороны города в условиях сплошной блокады и числу штурмов со Смоленском не могут сравниться даже Севастополь, Порт-Артур и… Назовите третий город.
Ответ: Ленинград .
Вопрос 18: Как известно, летом 1941 года, когда началась ВОВ, были зарыты в землю все скульптуры в Летнем саду и в Александро-Невской лавре, а памятники на площадях, улицах, набережных Ленинграда были укрыты защитными футлярами и замаскированы. Однако одна статуя осталась неукрытой. Штаб обороны города решил, что она должна стоять среди бомбежек и обстрелов на боевом посту. Мимо памятника проходили на близкий фронт батальоны морской пехоты, дивизии ополченцев. Можно сказать, что этот памятник выстоял блокаду вместе с живыми. Скажите, какие слова написаны на могильной плите человека, о памятнике которому шла речь.
Ответ: Это памятник Суворову. На его могильной плите написаны слова: «Здесь лежит Суворов»
Вопрос 19: В книге А. Крона «Дом и корабль», описывающей ленинград скую блокаду , есть эпизод, в котором к штурману подводной лодки Туровцеву, сбившему немецкий самолет над Ленинградом , приходят с поздравлениями жильцы дома, разбомбленного этим самолетом. Так, поздравить Туровцева пришли две старушки. Они характеризовались тремя словами – одним обобщающим и двумя уточняющими. С первым уточняющим признаком «было покончено еще в прошлом (1941-м) году, после введения карточек». Теперь же они с горящими глазами благодарили молодого офицера за то, что он отправил на тот свет вражеского летчика. Назовите обобщающее слово в описании старушек.
Ответ: Толстовки.
Комментарии: «Старушки были толстовки – вегетарианки и непротивленки».
Читайте также: