Загадки на ярмарку с ответами для детей
Обновлено: 04.11.2024
Автор подборки: Хвостикова Елена Александровна, педагог-организатор дворового клуба «Ак желкен» ДДТ г. Аксу Республики Казахстан.
Описание работы: Загадки для детей младшего и среднего школьного возраста. Материал будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям начальных классов для организации интересного досуга детей.
Цель: развивать внимание, логику, сообразительность, быстроту мышления, воображение; расширять словарный запас.
Предлагаю вашему вниманию подборку загадок о бытовой технике и некоторых предметах домашнего обихода. Существует много способов использования загадок в педагогической деятельности. Можно проводить тематический Час загадки, устроить тематическую или общую Загадочную викторину, использовать загадки в каких-то отборочных турах для набора команды, как самостоятельное конкурсное задание… Может быть некоторые загадки покажутся вам уже старыми, выбор за вами.
•Наведем стеклянный глаз, щелкнем раз и помним вас. (фотоаппарат)
•На что не взглянет этот глаз – все на картинке передаст. (фотоаппарат)
•В нашей кухне круглый год Дед Мороз в шкафу живет. (холодильник)
•В этом сундучище мы храним на полках пищу. На дворе стоит жара, в сундучище – холода. (холодильник)
•Полюбуйся, посмотри! Полюс Северный внутри, там сверкает снег и лед, там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (холодильник)
•Летом папа нам привез в белом ящике мороз, и теперь мороз седой с нами летом и зимой, бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)
•Даже и в июльский зной в нём морозно, как зимой. (холодильник)
•Из ковра чистюля-робот тянет пыль и грязь в свой хобот. (пылесос)
•Ты возьми с ним поработай – пыль вдыхает он с охотой. (пылесос)
•Жужжит, но не летает, от пыли дом спасает. (пылесос)
•Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль и сор. (пылесос)
•Он охотно пыль вдыхает, не болеет, не чихает. (пылесос)
•Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу. (пылесос)
•Хохотун Егорка взялся за уборку, в пляс по комнате пошел, оглянулся – чистый пол. (веник)
•Близкий родственник метлы в доме выметет углы. Он, конечно, не бездельник. Сор убрать поможет . (веник)
•В лесу родился, а дома хозяйничает. (веник)
•Скручена, связана, лыком подпоясана. Под окошком шуршу, по двору кружу, шаркаю, шаркаю за работой жаркою! (метла)
•Глядя на экран в квартире, видим, что творится в мире.(телевизор)
•Чудо-ящик, в нем окно, в том окошечке – кино. (телевизор)
•Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная. (телевизор)
•В маленьком оконце - голубое солнце. У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу. (телевизор)
•В нашей комнате одно есть волшебное окно. В том окне чудес полно, что же это за окно? (телевизор)
•Мой друг живет со мной в квартире, не разъезжает по стране, но все, что делается в мире, он раньше всех расскажет мне. Поднимет утром на зарядку, потом мне песенку споет, он загадает мне загадку и от меня ответа ждет. (радио)
•Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет. (радио)
•По волне, волне, волне плывет музыка ко мне. (радио)
•Стоит красивый сундучок, его не тронешь — он молчок , а стоит ручки повертеть, он будет говорить и петь. (радиоприемник)
•Теплая гармошка весь дом обогревает. (батарея)
•Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком. (батарея)
•В нашем доме под окошком есть горячая гармошка: не поет и не играет – дом она обогревает. (батарея)
•Пар пустил дракон хвостатый и разгладил шарфик мятый. (утюг)
•То взад, то вперед, ходит, бродит пароход. Остановишь – горе! Продырявишь море! (утюг)
•Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается. (утюг)
•Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые — С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг — Электрический. (утюг).
•Он плывет по простыне, как кораблик по волне. Он хозяйкам добрый друг электрический. (утюг).
•Четыре синих солнца у бабушки на кухне, четыре синих солнца горели и потухли. Поспели щи, шипят блины, до завтра солнца не нужны. (газ. плита)
•Дом – стеклянный пузырек, а живет в нем – огонек! Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (лампочка)
•Провела я солнце за свое оконце, к потолку подвесила, стало дома весело. (лампочка)
•Она снаружи вроде груши, висит без дела днем, а ночью освещает дом. (лампочка)
•Похожа издали на мяч, висит под потолком, но, словно мяч, не скачет вскачь, а светит огоньком. (лампочка)
•Это солнышко над нами мы зажечь умеем сами. (лампочка)
•Дом – стеклянный пузырек, и живет в нем огонек. Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется. (лампочка)
•А по центру потолка солнышко висит, как наступит темнота – в ней лампочка горит. (люстра)
•Ночью, если захочу, щелкну раз и день включу. (выключатель)
•Кто проходит, кто уходит — все ее за ручку водят. (дверь)
Ходит взад и вперед, никогда не устает. (дверь)
Никого не обижает, а ее все толкают. (дверь) Пройдет туда-сюда раз двести, хотя стоит весь день на месте. (дверь)
•У меня знакомых тьма, не смогу их счесть сама, потому что, кто пройдет, тот и ручку мне пожмет. (дверная ручка)
•Дверь сама не распахнется – она закрытой остается. За что же надо уцепиться, чтобы заставить дверь раскрыться? (за дверную ручку)
•Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас. (часы)
•Нет ног, а хожу, рта нет, а скажу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать. (часы)
•У них усы не для красы, они показывают время и называются… (часы)
•Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте. (часы)
•Мы, когда идем, стоим, а стоять умеем лежа, даже если убежим, мы не двигаемся тоже. (часы)
•Не сердятся, а усами ворочают, не молчат, а слова не скажут, идут, а с места не сдвинутся. (часы)
•На руке и на стене, и на башне в вышине ходят, ходят ровным ходом от восхода до восхода. (часы)
•Стучат, стучат, не велят кричать; идут, идут, а все тут да тут. (часы)
•Всегда ходят, а с места не сходят. (часы)
•На руке и на стене, и на башне в вышине ходят с боем и без боя, всем нужны и нам с тобою. (часы)
•Стучит, бренчит, вертится, никого не боится, считает свой век, а все не человек. (часы)
•Две сестренки друг за другом пробегают круг за кругом. Коротышка — только раз, та, что выше — каждый час. (стрелки часов)
•Стройная красавица в циферблате прячется. Кружит сутки напролет – времени отсчет ведет. (стрелка часов)
•Ежедневно в семь утра он кричит: «Вставать пора!». (будильник)
•Хвостик из кости, а на спине щетинка. (щетка зубная)
•Вроде ежика на вид, но не просит пищи. По одежде пробежит — и одежда станет чище. (щетка платяная)
•Целый день плясунья наша рада по полу плясать. Где попляшет, где помашет, ни соринки не сыскать. (щетка половая)
•У меня который год ежик в комнате живет. Если пол намазать воском, он натрет его до лоска. (электрополотер)
•Захочу и полечу на двенадцатый этаж. Хочешь, я туда умчу и тебя, и твой багаж. (лифт)
•В поход идут – дом берут, в котором дома не живут. (палатка)
•Два ремня висят на мне, есть карманы на спине. Коль в поход идешь со мной, я повисну за спиной. (рюкзак)
•Этот ящик не простой – он объездил шар земной, в нем рубашки и штаны – путешествуют они. (чемодан)
•Когда лежу на месте, не раскрывая рта, во мне, скажу по чести, такая пустота! Скорей, скорей бы лето! И люди будут класть дорожные предметы в мою большую пасть. Мне, видно, от рожденья такой характер дан, что я люблю движенье, на то я . (чемодан).
•Миллион задачек сразу мне решит помощник мой, он с одним огромным глазом и с квадратной головой. (компьютер)
•Он быстрее человека перемножит два числа, в нем сто раз библиотека поместиться бы смогла, только там открыть возможно сто окошек за минуту. Угадать совсем не сложно, что загадка про… ( компьютер)
•Дальнозоркого мне дали, он ко мне приблизил дали. (бинокль)
•Вот какой забавный случай! Поселилась в ванной туча. Дождик льется с потолка мне на спину и бока. До чего ж приятно это! Дождик теплый, подогретый, на полу не видно луж. Все ребята любят… (душ)
•Дождик теплый и густой, этот дождик не простой, он без туч, без облаков, целый день идти готов. (душ)
•Плещет теплая волна в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (ванна)
•Межи деревянные, а поля стеклянные. (окна)
•Сделан весь он из железа, проводов и микросхем, и поможет человеку он в решении трудных дел. (робот)
•Вы меня в квартире на пол постелили. Главное, чтоб не забыли выбить вовремя от пыли. (палас)
•В поле из роз отдохнуть я прилег, розу сорвать ни одну я не мог. Розы цвели, но секрет их таков: в каждом цветке по сто узелков. (ковер)
•Огромная труба направлена туда, где звезды и планеты, ракеты и кометы. (телескоп)
•День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня… (кровать)
•Два брюшка, четыре ушка. Что это? (подушка)
•Под ударением слог первый – и получится дом древний, будет слог второй ударный – на двери запор амбарный. (замок)
•Хвост на дворе, нос в конуре. Кто хвост повернет, тот и в дом войдет. (ключ)
•За водой идут — песни звонкие поют, а назад идут — слезы льют. (ведра)
•В раздевалке я служу, на весу пальто держу. (вешалка)
•Мойдодыру я родня, отверни, открой меня, и холодною водою живо я тебя умою. (водопровод)
•Чтобы брюки не упали, ей держать их приказали. На веревку цепко крепится… (прищепка)
•Наша тетушка игла строчку по полю вела. Строчка в строчку, строчка в строчку, будет платье вашей дочке. (швейная машина)
•Застрочит, как пулемёт, платье новое сошьёт. (швейная машина)
•Сушит ветер-суховей кудри мамочки моей. (фен)
•Эта прачка-автомат нам стирает всё подряд. (стиральная машина)
•Закипает изнутри и пускает пузыри. (чайник)
•Сжал кулак свой исполин, сделал соком апельсин. (соковыжималка)
Следующая загадка
Цель: знакомство детей с русскими народными традициями, обрядами своего народа.
- обогатить словарь детей старыми русскими словами и правильно понимать их значение;
- развивать интерес к событиям прошлого;
- воспитывать интерес к прошлому свой страны и её культуре.
Действующие лица: ведущий, скоморох, 2 команды по 8 человек.
Зал украшен в народном стиле, команды располагаются за столами.
Ведущая: Ребята, наша сегодняшняя турнир – викторина, посвящена “Преданьям старины глубокой”. В русских народных сказках, былинах, песнях, пословицах, поговорках встречаются слова, которые сейчас либо вообще не употребляются в речи, либо употребляются очень редко. Наш турнир как раз о таких словах. Чтобы лучше понимать и знать русское народное творчество, необходимо правильно толковать старые русские слова. И сегодня мы посмотрим, кому это лучше удастся сделать. А помогут вам в этом ваши знания и начитанность.
В нашей игре примут участие 2 команды. Пусть первая команда называется “Всезнайки”, а вторая “Знайки”. Я буду задавать вопросы сразу двум командам. Отвечает команда, первая поднявшая флажок. Выигрывает та команда, которая больше наберёт фишек. Скоморох отвечает за результат.
Итак, команды готовы. Но перед тем, как мы начнём игру, давайте вспомним пословицы об учении:
- Век живи - век учись;
- Ученье свет - а не ученье тьма;
- Чтение – вот лучшее умение;
- Книгу прочитал - умнее стал.
1 раунд. Занимательные вопросы
-
Чем топят русскую печь? (Дровами)
- Глаз по старинке? (Око)
- Русский напиток? (Чай)
- Как называется обувь, плетённая из лыки? (Лапти)
- Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
- Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
- Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан) Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)
- Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
- Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские констаньеты? (Ложки) Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)
- Занятие ручной женской работой? (Рукоделие)
- Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
- Что такое рушник? (Полотенце)
- Что помещали в красном углу дома? (Икону)
- Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
- Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
- Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством)
- Автор пословиц и поговорок? (Народ)
2 раунд. “Почему мы так говорим”. Что означает выражение?
3 раунд. “Слово на ответ”
(предлагается три варианта ответа, нужно выбрать один)
- это лопатка для размешивания;
- смешливая девочка;
- народное гуляние.
Познавательные загадки о доме, о бытовых приборах, о мебели и о других предметах быта для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Загадки для детей 6-10 лет с ответами на тему «Дом. Домашний быт»
Что за дом такой, что даже летом стужа в нем? (Холодильник)
Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нем —
Как мы это назовем? (Водопровод)
И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет —
Все, как есть, ему покажет. (Зеркало)
Без шофера, без колес,
А домой меня привез. (Лифт)
Пошла гулять по спинке.
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала. (Мочалка)
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щетка)
Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес — и исчез. (Дым)
Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. (Пила)
Сто один брат, все в один ряд, одним кушаком подпоясаны. (Забор)
В два ряда стоят дома —
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами друг на друга глядят. (Улица)
В лес идет — домой глядит; домой идет — в лес глядит. (Топор за поясом)
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь)
Бьют Ермилку что есть сил по затылку,
А он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь)
В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)
В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички)
В Москве говорит, а у нас слышно. (Радио)
В Полотняной стране
По реке Простыне
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Висит груша, нельзя скушать. (Лампа)
Влез на стол он из-под лавки,
Осмотрелся на подставке,
Гибким хвостиком вильнул,
Складки с галстука слизнул. (Утюг)
Весь день стоят на улице, прохожим улыбаются.
Их служба начинается, когда уже смеркается. (Фонари на улице)
Весь день усами шевелят
И время узнавать велят. (Часы)
В раздевалке я служу,
На весу пальто держу. (Вешалка)
Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет — я посвечу. (Свечка)
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверная ручка)
Весь мир одевает, сама нагишом. (Иголка)
Всех на свете обшивает, что сошьет — не надевает. (Иголка)
Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)
Вроде ежика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит —
И одежда станет чище. (Одежная щетка)
День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)
Держится подружка за мое за ушко,
Стежкою одною век бежит за мною. (Иголка и нитка)
Два брата по краям двери стоят, а в избу войти не смеют. (Косяки)
Два братца пошли в воду купаться. (Ведра)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Два кольца, два конца, посредине гвоздик. (Ножницы)
Две ручки, во все брюхо зубки. (Пила)
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы.
Весь день ныряли в петельки…
И вот он — шарф для Петеньки. (Спицы)
Дом — стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампа)
Ей набили мясом рот,
Жует, жует и не глотает —
В тарелку отправляет. (Мясорубка)
Если день нахмурится, если дождь пойдет,
Выйдет он на улицу, надо мной вспорхнет. (Зонт)
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка — только раз,
Та, что выше, — каждый час. (Стрелки)
Есть в комнате портрет,
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь — ив ответ
Он засмеется тоже. (Зеркало)
Ежедневно в семь утра
Я трещу: «Вставать пора!» (Будильник)
Днем спит на ней подушка, а по ночам — Андрюшка. (Кровать)
Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а всем сидеть велит. (Стул)
Живут два друга, глядят в два круга. (Очки и глаза)
Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьет, все на небо глядит. (Антенна)
Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Зубастая пила в лес густой пошла.
Весь лес обходила, ничего не спилила. (Расческа)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам? (Электрический ток)
Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею:
Получу и вмиг расклею. (Письмо)
Загляните под окошко —
Там растянута гармошка!
Но гармошка не играет —
Нам квартиру согревает. (Батарея)
Из железа тучка,
А из тучки — ручка.
Эта тучка по порядку
Обошла за грядкой грядку. (Лейка)
Книги читают, а грамоты не знают.
Глаз нет, а видеть помогают. (Очки)
Кричит без языка, поет без горла, радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)
Кто по проводам
В дом приходит к нам?
По ночам, когда темно,
Освещает дом оно. (Электричество)
Я под мышкой посижу
И, что делать, укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (Термометр)
Идет пароход — то назад, то вперед,
А за ним такая гладь — ни морщинки не видать. (Утюг)
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета)
Кто меня назвать не сможет? Я на ежика похожа.
Я от пыли и от пятен охраняю ваше платье. (Одежная щетка)
Кто приходит, кто уходит — все ее за ручку водят. (Дверь)
Маленький Ерофейка подпоясан коротенько,
По полу скок-скок — и сел в уголок. (Веник)
Маленько, кругленько, а за хвост не поднять. (Клубок)
Меня спроси, как я тружусь,
Вокруг оси своей кружусь. (Колесо)
Много соседей рядом живут, а никогда не видятся. (Окна)
На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток)
Молоток стук-стук — торчит на стене сук.
Постучи опять — будет не видать. (Гвоздь)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас! (Часы)
На веревке пальцы держат одеяльце. (Прищепки)
На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)
Нагнут меня ребятки — и дождь пойдет на грядку. (Лейка)
Он чудак или невежда?
На любого посмотри:
Сверху носится одежда.
У него ж она внутри. (Шифоньер)
Попало наше тесто в горячее место.
Попало — не пропало, румяной булкой стало. (Печь)
Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу,
Когда спать, когда вставать. (Печь)
Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает. (Свечка)
Огородник тот с длинным носом живет.
Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)
Провели под потолок удивительный шнурок.
Привинтили пузырек — загорелся огонек. (Лампа)
Пролежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь — в дом не попадешь. (Ключ)
Сложишь — клин, а разложишь — блин. (Зонт)
То, как арбузы, велики, то, словно яблоки, мелки.
Они не могут говорить, но могут вес определить. (Гири)
У меня знакомых — тьма,
Не могу их счесть сама,
Потому что кто пройдет,
Тот и руку мне пожмет. (Дверь)
Ходит, ходит, а в дом не входит. (Дверь)
Он висит на видном месте, круглый год глотает вести. (Почтовый ящик)
Черненькая собачка, свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Хоть и ростом невелик,
А к почтению привык:
Перед ним дубы, и клены,
И березы бьют поклоны. (Топор)
Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел — там пыли нет,
Пыль и сор — его обед. (Пылесос)
Четыре братца гонят друг дружку и не догонят. (Стол)
Я землю копала — ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал. (Лопата)
Я в дом любой тебя впущу,
Стучишь — я рада стуку.
Но одного я не прощу —
Коль не подашь мне руку. (Дверь)
Я увидел свой портрет,
Отошел — портрета нет. (Зеркало)
Языка не имеет, а у кого побывает, тот многое узнает. (Газета)
Без рук, а бьют. (Часы)
Костяная спинка, жесткая щетинка,
С мятной пастой дружит, нам усердно служит. (Зубная щетка)
Нет ушей, а слышит, нету рук, а пишет. (Магнитофон)
В деревянном домике проживают гномики.
Уж такие добряки — раздают всем огоньки. (Спички)
День и ночь стоит на крыше этот чудо-постовой:
Все увидит, все услышит, всем поделится со мной! (Антенна)
Рекомендуем посмотреть:
К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Дети любят загадки, особенно в дошкольном возрасте, так что этот материал могут использовать в своей работе и воспитатели в детских садах. Отлично подобранный материал. «Мне понравился ваш материал. Беру в копилочку» Спасибо! Отличный материал. Он выручит не только учителя, но и воспитателя в детском саду, дома тоже будет не безынтересен для детей и внуков! Ученики начальных классов очень любят загадки, на уроках я тоже часто использую загадки для того чтобы вызвать интерес учащихся, их внимание. Спасибо автору. Спасибо за интересный методический материал. Разгадывать загадки детям всегда интересно и они слюбопытством перетресут и перечитают много книг, чтобы найти ответы на них. Я часто использую загадки в начале урока для того, чтобы узнать тему, особенно на уроках ботаники и зоологии. Очень интересные загадки.Познавательно развивающие Замечательная подборка загадок. Думаю, что и для учащихся начальных классов подойдет. Легко работать с тематической подборкой. материал интересный и не особо сложный. спасибо спасибо за вашу работу
Загадка — это один из малых жанров фольклора. Все мы любим разгадывать загадки. Это ж здорово – поломать голову над чем-нибудь интересным. В разгадывании загадок можно проявить эрудицию. Как же рады дети, когда им на уроке предлагают загадки! Они с интересом выполняют дальнейшие задания.
Загадки можно использовать на уроках русского языка, окружающего мира, математики, литературного чтения при изучении нового материала, при закреплении изученного. Загадки можно использовать так же при проведении внеклассных мероприятий.
Следующая загадка
Следующая загадка
Предварительная работа. Беседы о русском народном искусстве, показ иллюстраций, книг о русских ярмарках; знакомство с русским народным творчеством, разучивание частушек, песен, русских народных игр, сценок.
Оборудование. Прилавки с ярмарочным товаром, ширма для кукольного театра, куклы – Петрушка, собачка; предметы народного быта и народно-прикладного искусства, корзина для лисы.
Действующие лица.
Ведущая, цыган, цыганка, лошадь – роли исполняют взрослые.
1-й, 2-й, 3-й, 4-й продавцы, Петрушка, Шарик, 1-й, 2-й, 3-й коробейники, медведь, лиса – роли исполняют дети.
Ведущая и дети одеты в народные костюмы. Звучит веселая народная музыка (приглушенно)
Ведущая: Ой вы, красны девицы, да добры молодцы! Приглашаю всех на ярмарку веселую! Собирайтесь сюда, гости желанные!
Музыка звучит громче, дети входят в зал, становятся перед прилавками.
Ведущая: Здравствуйте, почтенные господа! Вы пришли на ярмарку сюда на наш товар поглядеть? Иль себя показать? (Ответ детей и гостей)
Снова ярмарка шумит! Люди разодетые.
Пряники с конфетами! Народ собирается,
На товар народ глядит, Ярмарка открывается!
Дети осматривают выставку. Среди «товаров» находятся поделки детей из природного материала, бумаги, бисера, деревянные расписные ложки, дощечки и т.д.
Ведущая: С давних пор и по сей день любят на Руси ярмарки. Ярмарка для русского человека – это праздник. Недаром её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. Вот и на нашей ярмарке сегодня много гостей. Посмотрите на них, ребята. Все они нарядные и веселые прибыли на нашу ярмарку. Но ярмарка – это не только праздник, это еще и большой кропотливый труд. На ярмарку собирали разный товар: и посуду, и одежду, и продукты питания. Чего только ни продавали на ярмарке! Вот и мы с вами долго готовились к нашей ярмарке и помогли нам в этом ваши родители, которые вместе с вами смастерили эти замечательные поделки.
Сегодня мы с вами будем и продавцами и покупателями. А чтобы товар лучше продавался, его нужно расхвалить, зазывая покупателей. Говоря на современном языке, «делать товару хорошую рекламу». Кто у нас мастак товары расхваливать, кто умеет завлечь покупателей?
Ведущая: Но среди товаров, представленных на нашей ярмарке много разных других товаров, а каких, узнаете, если отгадаете мои загадки.
Мои хитрые загадки
Кто сумеет разгадать,
Тому сушки и баранки
Обещаю к чаю дать!
Загадки о товарах
Дети отгадывают, если затрудняются с ответом, гости помогают им. Ответы дети ищут на прилавках и показывают их.
1. Носят женщины, старушки, 7. Он, как круглая кастрюля,
Носят малые девчушки – Он чумазый, не чистюля.
К уголочку уголок Где там в печке уголок?
Сложен красочный … (платок) Кашу сварит. (чугунок)
2. Не страшны зимой морозы 8. Лезет в печь за чугунком,
Ни большим, ни маленьким. И в углу стоит молчком,
Что нам зимушки угрозы! Кочерге родимый брат –
Мы обуем… (валенки) Старый кованый… (ухват)
3. Если маленький мороз – 9. Без неё в деревне скучно,
Не хватает нас за нос. Под неё поют частушки,
Как начнет мороз сердиться, Пляшут Маша и Антошка
Мы наденем … (рукавицы) Под веселую… (гармошку)
4. Мне в частушках подыграет, 10.Три струны её узнай-ка
Хоть и не гармошка. Заиграла… (балалайка)
За обедом в суп ныряет
Расписная… (ложка)
5. Эту обувь не забыли 11.Выпускает жаркий пар
Хоть давным-давно носили. Древний чайник… (самовар)
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти)
6. Воду дед носил с утра 12. Любят девочки – подружки
Каждый раз по два ведра. С маком бублики и… (сушки)
На плечах дугой повисло
Расписное… (коромысло)
Ведущая: Молодцы, все загадки отгадали! А эти сушки, как я и обещала, заберете с собой, с ярмарки и будете пить чай с сушками да баранками.
Мы товары приглядели
И про ярмарку запели!
Песня «Ярмарка» (с солистом). Муз. Е.Гомоновой, сл. П.Садовского
(Дети садятся на стулья)
Ведущая:
Кто бараночки несет,
Кто поделки разные.
Посмотрите, честной народ!
Балаган на празднике
Проводится представление на ширме кукольного театра «Петрушка и Шарик»
(Кукловоды – мальчик и девочка)
Петрушка:
Я – Петрушка с погремушкой (громко)
Расскажу тебе на ушко (шепотом, загадочно, игриво)
Как на празднике я был (громко)
Что на ярмарке купил!
(Все свои покупки Петрушка достает из-за ширмы и показывает, ведущая кладет их в корзину)
Взял я чудо-лапоточки Обещал веретено.
Не себе, любимой дочке, Решето просила Мила.
Вот бараночек вязанка, Старый дедушка – носки.
Для гостей моих приманка! А соседу прикупил я
Полушалочек цветной! Снасти: удочку, крючки.
Это – мамочке родной! Дяде Феде – рукавицы,
А еще купил я грушу Леснику – большой топор:
Для дружочка, для Ванюши. По платочку двум сестричкам,
Алый сказочный цветок Чтоб у них не вышел спор.
Хочет маленький сынок. Все заказы я исполнил
Доброй бабушке давно И себя не позабыл!
(достает из-за ширмы балалайку)
Про себя я тоже помню:
Балалаечку купил!
Петрушка «играет» на балалайке, все аплодируют. Раздается рычание, появляется собачка Шарик.
Шарик: Р-р-р, гав! Гав-гав!
Петрушка:
А, это ты, Шарик!
Где ты, Шарик побывал?
Что на ярмарке видал?
Шарик:
Что увидеть там я смог? Мимо мальчик проходил,
Только много разных ног Мне сухарик подарил.
В сапогах, лаптях, ботинках, А потом, хозяин лавки
На шнурках, ремнях, резинках, Отдал вкусные остатки:
Все торопятся, снуют, От обеда плошку щей
Мне прохода не дают. И впридачу горсть костей!
Не люблю я шума, давки, Целый день я сытый был,
Прижимался у прилавка. Даже косточку зарыл.
Ведущая: Какой же ты молодец, Шарик! Какой предусмотрительный! Ну что, ребята, давайте поблагодарим Шарика и Петрушку за то, что позабавили и повеселили нас
Под мелодию рус. нар. песни «Коробейники» выходят мальчики – коробейники, к ним навстречу выбегают девочки, осматривают товар
Ведущая: К нам на ярмарку пожаловали коробейники.
Девочка:
Поторгуемся, ребята?
Может, что приобретем?
Коробейник:
Поторгуемся, девчата,
Заодно для всех споем!
Частушки
Мы – торговцы-зазывалы,
Мы – ребята-молодцы!
Ведь товар у нас на славу:
Ложки, гребни, бубенцы!!
(После каждого куплета все поют припев)
Эх, раз, еще раз!
Еще много – много раз!
(Девочки идут по кругу на припев)
Ведущая: А ну, добры молодцы, приглашайте своих подружек на кадриль!
Танец «Кадриль».
После танца мальчики провожают девочек на стульчики. Под звуки «Цыганочки» входят цыгане с медведем, танцуют.
Цыган: (дает платочек медведю)
Ты, Топтыгин, попляши
И всем людям покажи,
Как старушки пляшут
Да платочком машут.
(Медведь танцует с платочком)
Цыган:
Покажи-ка теперь,
Как старый дед ногами стучит,
На парнишек ворчит.
(Медведь топает ногами)
Цыган: Молодец, мишутка! (Гладит медведя по голове)
Цыган: Покажи, как девки на работу идут? (Мишка идет медленно)
Цыган: А как они с работы домой возвращаются? (Бежит)
Ведущая:
Вот потеха, как потеха!
Люди падают от смеха!
Вот тебе, Миша угощение, за то, что позабавил нас. А теперь посиди, отдохни.
Цыганка: Дай, дорогая, погадаю! (берет ведущую за руку) Ах, драгоценная ты моя, блеск вижу вдоль линии твоей жизни. Богатой будешь, детей у тебя будет много. Коттедж за городом купишь. (Подходит к одному из детей): Ах, касатик ты мой, дай ручку погадаю, да всю правду скажу. Ой дорогу вижу, это дорога жизни и ведет она в казенный дом. А ждут тебя, бриллиантовый мой, в этом доме 4-ки и 5-ки, учителя тебя будут любить! (Подходит к кому–нибудь из гостей) Дай монетку, богатенькая моя, позолоти ручку за то, что тебе погадаю. Да не жалей денег, стодолларовая моя, я тебе сейчас всю правду скажу, что они (показывает на рядом сидящих) про тебя думают, все их мысли прочитаю – все для тебя, дорогая.
Цыган: Издалека, ух, издалека!
Ведущая: А на чем вы добрались издалека?
Цыган: На коне, дорогая, на коне.
Да вот беда, коня-то в дороге украли. Хороший был конь, цыганский, гнедой! Эх, что теперь делать? Ведь цыган без лошади – что без крыльев птица!
Цыгане исполняют «Цыганскую песню» муз. и слова Е. Шаламоновой. Во время исполнения последнего куплета в зал входит «лошадь» (двое взрослых в костюме лошади), подходит пританцовывая к цыганам. Обрадованные цыгане берут лошадь под уздцы и выходят из зала (под аплодисменты)
Ведущая: (обращается к детям)
Вы на ярмарку ходили?
Расскажите, что купили?
Ребенок:
Наш Яшка на ярмарку ходил,
Да орешков прикупил.
Яшенька, не зевай!
С нами весело играй!
Проводится Игра «Яшка». Яшка сидит в центре с завязанными глазами, дети движутся вокруг него по кругу, приплясывая и надпевая потешку:
Сиди, сиди, Яшка, Вставай, Яшечка, дружок!
Красная рубашка. Где твоя невеста?
Грызи, грызи, Яшка, В чем она одета?
Орешки каленые, Как её зовут?
Невесте дареные. И откуда привезут?
Чок, чок. Чок , чок!
Яшка ловит детей и оглядывается, чтобы узнать, как зовут девочку, которую он поймал.
К прилавку подходит девочка в костюме Лисы с корзиной в руке.
Ведущая: А вот и Лисонька к нам на ярмарку пожаловала.
Инсценировка «Лиса на ярмарке»
Ведущая:
Где ты, Лисонька ходила?
Что на ярмарке купила?
Лиса:
Ах, иду я из Торжка
Присмотрела петушка,
Голосистый и красивый,
Жаль, что денег не хватило!
Ведущая: Так идешь ты без покупки?
Лиса:
Голодаю третьи сутки!
На прилавках рыбка, мясо,
Да развешаны колбасы.
Мне б кусочек колбасы,
Нету денег у лисы! (Трет глаза)
Ведущая:
Не горюй Лисица, зря-то
Мы хоть тоже не богаты,
Но поделимся с тобой.
Лиса:
Сжальтесь, люди, надо мною! (Берет угощение у ведущего, кладет в корзину)
Там еще сыры видала,
Только денег было мало.
Ведущая: Вот тебе кусочек сыра.
Лиса: Мне на масло не хватило!
Ведущая: Вот тебе кусочек масла.
Лиса: Мои детки просят мяса!
Ведущая: Вот подарочки лисятам.
Лиса: Жаль, что я не так богата.
Ведущая: Хватит, Лисонька, просить.
Лиса: Ох, как хочется попить!
Ведущая: Вот тебе воды глоток. (Держит кружку)
Лиса:
От воды какой мне прок?
Мне бы кружку молока!
Кружка-то не велика.
Ведущая:
Хоть подарков нам не жалко,
Но ты – просто попрошайка!
Лиса:
Что вы, что вы, я шучу,
За гостинцы отплачу:
Я станцую для ребят
И пойду кормить лисят.
Танец Лисы.
Под весёлую музыку Лиса танцует и убегает.
Ведущая:
Все ль гостинцев накупили,
Никого мы не забыли?
Ой, ребята, да мы гостей наших без покупок оставили. Приглашайте их на нашу ярмарку!
(Дети-продавцы встают за прилавок. Остальные становятся лицом к гостям)
Дети: (хором)
Не по слову мы поем, Не за деньги продаем,
Мы поем куплетами, Мы берем конфетами!
Дети за руку провожают родителей до прилавков; дети-продавцы и Ведущая предлагают им разные поделки. Приглашенные платят за покупки конфетами.
Ведущая: (обращается к гостям):
Погостить у нас приятно,
Мы еще вас позовем (к детям)
А теперь пошли, ребята,
Чай с конфетами попьем!
А на прощанье споем про ярмарку веселую песню!
Песня «На ярмарке». Муз. и сл. Е.Шаламоновой
(Дети под веселую музыку вместе с родителями уходят на чаепитие в групповую комнату.)
Читайте также: