Загадки на анализ и синтез

Обновлено: 24.12.2024

Среди приёмов умственных действий можно рассматривать такие – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Ведущими из них являются анализ, синтез и сравнение.

Комплекс специальных заданий на анализ и синтез для детей 5-7 лет.

Задание 1. Найдите лишнюю фигуру в каждом ряду; объясните, почему она лишняя.

Цель: формировать умение разделять фигуры по одному признаку.

Вариант 1. По форме.

Вариант 2. По цвету.

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 2. «Найди домик каждой фигуре».

Цель: развивать умение анализировать и выделять одно основное свойство (форму, отвлекаясь от величины и цвета фигур.

Игровое задание: «У всех фигурок-человечков были свои домики: у кружочков – круглый, у треугольников – треугольный, у квадратов – квадратный, а у овалов – овальный. Каждый вечер фигурки-человечки возвращались в свои домики. Они хорошо знали дорогу и никогда не путали, кто где живёт. Но вот однажды налетел сильный ветер и перепутал все домики. Вечером, возвращаясь домой, фигурки-человечки не смогли попасть в свои домики. Нужно помочь бедным человечкам найти свои домики».

Вариант 3. По размеру. (дидактический материал тот же).

Задание 3. «Перейди через болото».

Цель: формировать умение выделять названные признаки у фигур, нарисованных на листе бумаги; выделять такие признаки, как форма и цвет.

У каждого ребёнка на столе лежит листок бумаги, на котором в свободном порядке нарисованы геометрические фигуры разной формы и цвета.

Вариант 1: перейти «болото» только по красным квадратам.

Вариант 2: провести линии от одного красного квадрата до другого и т. д.

Задание 4. Работа с геометрическими фигурами по словесной инструкции.

Цель: развивать умение выделять два существенных признака.

Материал: набор фигур - пять кругов (синие: большой и два маленьких,зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат.

- Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат). Объясни почему. (Все остальные - круги).

- Оставшиеся круги раздели на две группы (два варианта). Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру).

Задание 5. Определение лишнего предмета.

Цель: развивать приём умственных действий – анализ группы предметов; закрепление навыков порядкового счёта.

Вариант 1. На материале рисунков фигурок-рожиц.

- Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?

Вариант 2. На материале рисунков фигурок-человечков.

- Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему?

Задание 6. Нарисуй недостающую фигуру.

Цель: формировать умение выделять общие существенные признаки нескольких объектов.

Вариант 1. Ориентирование на форму геометрической фигуры.

Вариант 2. (более сложный) ориентирование на цвет фигуры.

Вариант 3. ориентирование на два признака.

Более сложной формой такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие.

Задание 7. «Найди и покажи все треугольники».

Цель: развивать умение выделять части по заданному признаку (форме).

В качестве подготовительных полезно использовать задания, требующие от ребенка синтеза композиций из геометрических фигур на вещественном уровне (из вещественного материала).

Задание 8. «Выложи из геометрических фигур».

Цель: формировать умение составлять различные предметы (объекты) по словесной инструкции или по образцу.

Вариант 1. «Собери фигуру (круг, квадрат и т. д.)».

Цель: выложить геометрические фигуры, разрезанные на несколько частей.

Вариант 2.Выложить из 4 одинаковых треугольника 2 треугольника: один низкий и широкий, другой – высокий и узкий; два прямоугольника.

Вариант 3. «Сложи фигуру».

Цель: развивать приёмы анализа и синтеза.

- Все ли фигуры в каждом ряду ты использовал?

- Покажи лишнюю фигуру.

Вариант 4. «Сложи картинку»

Цель: развивать приём синтеза через анализ предложенных построек.

Нужно: из трёх изображений замков, состоящих из разных геометрических фигур, раскрасить только тот, который состоит из предложенных фигур.

Вариант 5. «Выложи предмет, используя все детали».

Большое значение уделяется в дошкольном возрасте конструктивной деятельности,т. к. она активно формирует приём синтеза. Сначала по образцу, то есть выполнение заданий по типу «Делай как я», затем по памяти, и наконец, самостоятельно конструирует.

Задание 9. Выложить из геометрических фигур предметы.

Цель: формировать умение конструировать по образцу

Вариант 1. Выложить фигуру кошки по образцу

Вариант 2.Выложить по словесной инструкции: грузовую машину; клоуна; собачку и т. д.

Развитию аналитико-синтетических умений хорошо способствуют такие математические игры,как: квадрат Воскобовича, «Колумбово яйцо», «Танграмм», «Вьетнамская игра», блоки Дьенеша, «Волшебный квадрат» (образцы выкладывания из деталей «Волшебного квадрата» представлены на слайде) и т. д.

Задание 10. «Найди закономерность и продолжи ряд».

Цель: развивать умение выделять существующую закономерность.

Вариант 1. «Нарисуй бусы».

Вариант 2. «Раздели фигуры».

Задание 11. «Где спрятались восьмёрки?»Цель: развивать умение выделять заданный элемент (часть) из целого объекта (группы объектов).

Счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций, в том числе анализа и синтеза, развития мелкой моторики руки. Основные особенности данного дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Задание 12. «Выложи из спичек (счётных палочек)».

Вариант 1. По образцу

Цель: умение соотносить свою работу с образцом, закреплять приёмы анализа и синтеза.

Вариант 2. По словесной инструкции.

Цель: на основе конструирования из счётных палочек развивать приём умственных действий – синтез.

Инструкция: возьмите 6 палочек и выложите ёлочку; домик; из 5 палочек сложите лодку и т. д.

Вариант 3. По представлению.

Цель: на основе приёма анализа развивать синтетические умения.

Инструкция: выложите из палочек, что хотите на морскую тему; на космическую и т. д.

Следующий из ведущих приёмов умственных действий – это приём сравнения.

Комплекс заданий на сравнение для детей 5-7 лет:

Задание 1. Сравнение предметов. (Рис. 11)

Цель: выделение признаков предметов, их дифференцировка на существенные (геометрическая форма и размер) и несущественные;

На доске –рисунок со снеговиками: один большой, другой маленький, отличаются формой ведёрка, ног.

- Чем похожи снеговики? Чем отличаются?

- Продолжите мои предложения:

а) один снеговик большой, а другой?

б) у одного снеговика ведёрко треугольной формы, а у другого?

в) у одного снеговика ноги круглой формы, а у другого?

Задание 2. «Найди сходства и различия». (Рис. 12)

Цель: формировать умение проводить сравнение двух объектов, выделяя существенное отличие – цвет геометрических фигур и сходства – детали одинаковой формы и размера.

Задание 3. Сравните фигурки, какая больше, какая меньше. Большую фигуру закрасьте красным цветом, а меньшую – любым другим.

Цель: формировать умение сравнивать фигуры по одному признаку (величине).

Задание 4. «Найди предмет такой же формы» (Рис. 13)

Цель: формировать умение находить соответствие среди нескольких предметов по существенному признаку - форме.

Инструкция: соединить линиями геометрические фигуры с похожими предметами окружающей среды. Назови ещё предметы, похожие на прямоугольник? Овал? Ромб?

Задание 5. «Самое непохожее». (Рис. 14)

Цель:формировать умение вычленять следующие параметры: цвет, величина, форма - и ориентироваться на все эти параметры при выборе фигурки; проводить сравнение по несхожему признаку.

(Одну из фигур (любую) вынимают из ряда, кладут ближе к ребенку)

- Найди среди остальных фигурок самую непохожую на эту. Самая непохожая - только одна. (указанную ребенком фигурку кладут рядом с фигуркой-образцом) - Почему ты считаешь, что эти фигурки самые не похожие?

Задание 6. «Найди и назови».Цель: развивать умение находить и называть сходные и отличительные признаки предметов.

- Сколько всего фигур?

- Чем похожи фигуры? (цветом)

- Чем они отличаются? (формой, размером)

- Сколько всего больших квадратов?

- Сколько больших кругов? Маленьких?

- Какая по счёту фигура не является ни кругом, ни квадратом? Как она называется?

Задание 7. «Найди тень от облачка».

Цель: формировать умение находить среди нескольких объектов признаки сходства и различия.

Задание 8. «Найди с помощью мерки».

Цель: формировать умение определять высоту предмета разными способами; развивать умение сравнивать предметы по высоте с помощью мерки.

Задание 9. «Найди и закрась одинаковых воздушных змей одинаково».

Цель: формировать умение находить признаки сходства и различия между объектами.

Задание 10. «Сравни полоски».

Цель: формировать умение сравнивать предметы по длине (разными способами: наложение, приложение и с помощью мерки) и выражать словами результаты измерения.

- Одинаковые ли полоски по длине?

- Какие полоски самые длинные? Короткие?

- Полоски жёлтого цвета какие по длине?

- Есть ли ещё одинаковые по длине ленты?

- Покажи длинную красную полоску? Короткую красную?

- Полоски какого цвета одинаковые по длине? А ещё какого?

- Как мы можем проверить, что они одинаковые по длине?

Задание 11. «Где чьё отражение?»

Цель: формировать умение находить соответствие между рисунком и его зеркальным отражением; развитие приёма сравнения путём нахождения сходств объектов.

Задание 12. «Помоги зайчатам».

Цель: формировать умение находить фигуру, сходную по данному признаку; закреплять умение сравнивать несколькими способами.

Игровой момент: «Зайцы посторили себе избушку, чтобы можно было спрятаться от серого волка. Вот домик готов! Осталось только приладить дверь.Но вот беда: зайчики не могут определить какую же дверь им повесить. Ведь если они повесят дверь уже, чем дверной проём, то останется щель, через которую протиснется волк. Что же им делать? Давайте им поможем и подскажем, какая из двух дверей подойдёт к их домику.»

Все перечисленные виды работ вызывают у детей познавательный интерес, потребность в знаниях направляют их на творческие поиски, вызывают радость. Систематическое и целенаправленное включение предложенных заданий в организованную образовательную деятельность, будет способствовать активизации познавательного интереса старших дошкольников.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

1. Белошистая А. В. Обучение математике в ДОУ. - М. : Айрис-пресс, 2005

2. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М. : Просвещение, 1978.

3. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. - М. : Знание, 1979

4. «Дети, в школу собирайтесь»,М. :Мозаика-синтез,2008,авторы6 О. М Дьяченко, Н. Ф Астаськова, А. И. Булычева и. др.

Следующая загадка

Подборка частично-поисковых (эвристических) заданий на анализ и синтез, сравнение и обобщение по теме "Тела и вещества. Физические свойства веществ". Многие задания учащиеся смогт проверить самостоятельно. Ответы не напечатала сознательно:если есть вопросы, пишите.

Просмотр содержимого документа
«Задания на анализ и синтез, сравнение и обобщение по теме "Тела и вещества. Физические свойства веществ"»

Задания на анализ, сравнение и обобщение по теме «Тела и вещества. Физические свойства веществ»

1. Впишите по два примера в каждую фразу и обобщающее слово (словосочетание).

грифель, линейка, льдинка, __________________, ____________________ – это 

графит, алюминий, вода, ___________________, _______________________, _______________ – это 

хрупкий, растворимый, бесцветный, ____________, _______________________________________ – это  

красивый, длинный, выпуклый, ________________,

2. Выберите и подчеркните названия тел.

Из букв, соответствующих правильным ответам вы составите название вещества, используемого для изготовления солнечных батарей (устройств, преобразующих солнечную энергию в электрический ток): .

3. Выберите и подчеркните названия веществ.

Оконная рама ………………………………… Ц

Из букв, соответствующих правильным ответам вы составите название самого твёрдого природного вещества: .

4. Внимательно просмотрите «текст». Найдите и подчеркните в нём названия веществ.

ПРОВОДСОДАКРИСТАЛЛЗОЛОТОЗЕРНО ГРИФЕЛЬНАЗОТКАПЛЯЖЕЛЕЗОЛОЖКА ЖИДКОСТЬСМАРГАНЦОВКАПРОБИРКА ГЛЮКОЗАСНЕЖИНКАПОЛИЭТИЛЕНСТО САМОРОДОКВСВИНЕЦГРАФИТФОЛЬГА КНИГАПАРАФИНМОЛЕКУЛАКИСЛОРОД

Подсчитайте и запишите количество названий веществ: ____.

5. Поиграйте в «крестики-нолики». Покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ.

Следующая загадка

В условиях реализации Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса необходимы поиск и применение новых методов работы с детьми.

Использование загадок как метода и средства воспитания и обучения в педагогической практике не ново, однако, опыт работы с загадками в дошкольных учреждениях ещё недостаточно широк.

В своей практике удалось убедиться, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.

РАССМОТРИМ ЗАГАДКУ И ЕЕ РОЛЬ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА.

Загадка — краткое образное описание предмета или явления в несколько отвлеченном или иносказательном виде. Это представляет для ребенка определенные трудности. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети запомнили как можно больше загадок или научились быстро их отгадывать, а в том, чтобы, отгадывая, ребенок учился активно мыслить, сопоставлять, сравнивать.

Методика работы с загадками

Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы.

  • Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.

Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:

выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;

на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.

  • Воспитателю также необходимо знать основные ошибкидетей при отгадывании загадок.

- Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей.

У младших дошкольников внимание часто привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.

- Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.

- Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.

Поэтому порядок выполнения мыслительных операций, при работе с загадкой, необходимо соблюдать в строгой последовательности:

  1. установить, в общем виде, что нужно искать;
  2. установить, где нужно искать;
  3. выявить все оставшиеся признаки;
  4. выдвинуть предположение-отгадку;
  5. объединить установленные признаки;
  6. сделать итоговый вывод.

Для всестороннего развития детей при отгадывании загадок необходимо приучать детей не просто отгадывать загадку, но обязательно доказывать, что отгадка правильна. Для этого следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов.

Ю.Г. Илларионова рекомендует организовать соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?"

Еще в начале учебного года начали учить детей составлять описательные загадки. Например, изучив лексическую тему «Дикие животные», когда дети усвоили особенности внешнего вида животных, их повадки, среду обитания и пр., они легко составляли описательные загадки о диких животных.

Живет в море, носит на себе домик (Черепаха)

Он полосатый, живет в зоопарке, питается газелями.

Также учились составлять загадки, используя алгоритм:

Объект Действие Результат

Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки. Предлагать ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки.

Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?"

Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки.

Например, отгадывая загадку:

Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле. Чтоб зимою жить в тепле.

Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это белка, потому что живет в дупле". Мы показываем несостоятельность доказательства: "Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы". Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.

Чтобы менялись содержание и способы доказательства, Ю.Г. Илларионова рекомендует предлагать разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Для развития у детей навыков описательной речи Ю.Г. Илларионова предлагает проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, мы спрашивали: "Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? Похоже ли, удачно ли обрисован предмет в загадке? Какими словами обрисован? Какие слова передают движения, звуки, запахи, цвет?" А также выясняли, как понимают дети то, или иное выражение, оборот, с чем сравнивается предмет и т.д.

  • Какой же принципотбора загадок для дошкольников.

Повторюсь, что важным требованием, является их доступность. Отбираются загадки о тех предметах и явлениях, которые посильны детям для наблюдений и понимания пробуждают у них интерес к окружающей действительности, желание внимательно всматриваться в неё, расширяют кругозор, углубляют представления о жизни.

Для активизации словаря широко используются разные приемы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.

Я маленькая птичка, зовут меня… (синичка) .

Зимою она то как пух, то тверда, летом ее называют. (вода) .

Поэтому при отборе загадок воспитатель должен учитывать опыт детей, как коллективный, так и индивидуальный.

Рассмотрим несколько загадок на одну тему, чтобы определить возможность их применения в той или иной возрастной группе.

  • Малышам хорошо предложить загадки на знакомую тему:

На заборе сидит, «Ку-ка-ре-ку!» - кричит (Петух.)

Решению логической задачи помогает и рифмующаяся отгадка:

На голове гребешок.

Кто же это? Петушок.

  • Дети среднего дошкольного возраста (пятый год жизни) умеют выделять в предметах различные качества и свойства (форму, цвет, величину, материал, вкус, запах, назначение и др.), сравнивать предметы между собой.

Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

Ходит по двору будильник,

Разгребает лапкой сор,

Расправляет с шумом

И садится на забор. Петух.

  • Загадка может быть предложена детям старшего дошкольного возраста.

Он в мундире ярком.

Шпоры для красы.

Днём он – забияка,

Содержание загадки – описание признаков внешнего вида и повадок, но словарь сложный: мундир, краса, забияка.

  • Не ездок, а со шпорами,

Не сторож, а всех будит.

В тексте назван всего лишь один признак внешнего вида и одно действие. Применён приём отрицательного сравнения со «сторожем» и «ездоком». Понятие «ездок» может представлять для детей некоторую трудность.

Такую загадку можно предложить детям подготовительной к школе группы.

Играя в загадку, ребенок сдает экзамен на сообразительность, где выясняется, как хорошо он знает признаки, свойства, качества предметов и явлений.

Загадка – игра в узнавание, отгадывание того, что скрыто, что представлено в ином образе, в ином качестве. Загадка учит образности и нестандартности мышления.

Кто утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх? Человек.

Утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером ( в старости, с костылём) на трёх ходит человек.

Следующая загадка

Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей.

Одной из таких методик является — методика отгадывания загадок. Развивающие возможности загадки многообразны: воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции; стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы.

Загадка – логическая задача, которая содержит в той или иной форме вопрос и признаки загаданного предмета или явления. Отгадать ее, значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т. е. совершить довольно сложную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован, и способы шифров разные.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки условно можно разделить на три уровня сложности.

К загадкам первого уровня сложности относятся:

- загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления;

-загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе и синтезе. Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня включают:

- загадки, в которых характеристика дается кратко, по 1-2 признакам нужно остановить целостный образ предмета;

-загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке.

Загадки третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в смысл метафоры, выделяют сходства, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Применение данной методики возможно при достижении детьми возраста 3,5 лет, учитывая следующие факторы: тип логической задачи и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывание загадки; доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различным уровнем речевого развития; сложность композиционно-синтаксической структуры загадки.

2. Методика овладения самостоятельным усвоением знаний через решение логических задач (отгадывание загад ок)

I. Создание условий для обучения отгадывания загадок

II. Знакомство со структурой загадки

III. Самостоятельное сочинение и отгадывание загадок

I этап. Цель – расширить и уточнить знания детей об окружающем; учить детей наблюдать делать сравнения, сопоставлять явления; знакомство с многозначностью слов и с образными сравнениями.

Обучение отгадыванию загадок нужно не с их отгадывания, а с воспитания умения наблюдать, сравнивать, анализировать, т. е. учить видеть мир в многообразных связях и зависимости, в красках, в движении, в образах.

Чтобы решить логическую задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с объектом, его признаками и свойствами, уметь их выделять, связать по ассоциации с другими предметами, не названными в загадке.

Дети не всегда верно отгадывают и сравнивают загадки, а с нарушением интеллекта вообще зачастую говорят ответ неправильный, необдуманный, без сравнений.

• невнимательное прослушивание текста;

• не запоминают содержание;

• не понимают текст;

• отгадывая и сравнивая, не используют все признаки, имеющиеся в загадке;

• не имеют достаточных знаний о загаданном;

• не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Наблюдения, экскурсии, опыты, беседы – способствуют накоплению фактов, сведений об окружающем мире, создают основу для формирования представлений и понятий. Выделять и запоминать различные признаки: внешнего вида (величина, форма, цвет, материала (мягкий, твердый, железный, вкуса (сладкий, кислый, горький, движения (способ, скорость, где живет и т. д.

Систематические наблюдения позволяют увидеть явления в разные периоды его развития. Так, в течение всей прогулки, наблюдая за движением солнца по небосводу, в течение разных времен года за деревьями, изменениями реки. Проведение ряда опытов с водой (испарение, замерзание, со снегом позволяет увидеть свойства неживой природы. Рассматривая предметы сделанные руками человека, следует выделять особенности внешнего вида, материал, назначение, способы использования, а так же, на что они похожи.

Наряду с перечисленными приемами обучения, необходимо закреплять и уточнять знания детей через дидактические игры - «Что из чего сделано?», «Что для чего нужно?», «На что похоже?» и т. д. А также через словесные игры, которые учат детей правильно употреблять образные выражения, понимать переносное значение слов – «Что означает выражение?», «Назови как можно больше слов определений».

Если нет полного правильного анализа материала загадок, будет затруднено или станет невозможным их отгадывание, сравнение.

Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Она непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учит открывать «секреты» этой структуры, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания.

II этап. Цель – учить детей выделять объект как совокупность элементов и как часть чего-то; проводить анализ и синтез, делать умозаключения.

Наряду с создание условий, облегчающих отгадывание, необходимо учить детей отгадывать загадку, т. е. решить логическую задачу. А для этого необходимо учить выделять признаки предмета (т. е. провести анализ, установить между ними возможные связи (т. е. провести синтез). На основе анализа и синтеза делается умозаключение, т. е. правильная отгадка.

Возможны неправильные ответы, их причины

• не могут вычленить признаки;

• не могут понять, что надо искать;

• не могут запомнить;

• не могут расшифровать;

• намеренно отбрасывают признаки с их точки зрения, противоречащие отгадке.

В начале обучения используется наглядный материал: картинки, игрушки. Основываясь на образном восприятии детям легче выявить основные признаки предмета, провести анализ и синтез.

III этап. Цель – учить детей сочинять загадки по опорным таблицам и без них. Самостоятельно в зависимости от ситуации преобразовывать способы решения задач.

А. А. Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

Рассматривая объект, работаем с таблицей. Детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Какой? Что бывает таким же?

Воспитатель записывает это слово в первой строчке левой части таблицы, затем просит детей дать сравнения по перечисленным значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы. После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Саша Д. Легкое, но не пух.

Белое, но не вата. (облако)

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает? Кто (что) делает так же?

Ксюша П. Крутиться, вертится белая юла

Все дороги замела (метель)

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже? Чем отличается?

Лера Ю. Похож на окно в доме, но можно увидеть то что сама захочешь.

Как ящик, но умеет рассказывать и показывать сказки. (телевизор)

3. Заключение

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия и повседневная деятельность детей должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря загадкам удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная загадка.

Загадки способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и самостоятельно находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что она содержит в себе некий «подвох» и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Загадка, несмотря на миниатюрность жанра, обладает многими ценными качествами, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Нужно только обращаясь к загадке, уметь видеть ее мудрую глубину и эстетическую привлекательность.

Можно прийти к выводу, что роль загадки в самостоятельной познавательной деятельности детей будет значимой, если педагогическая работа по их использованию будет носить целенаправленный и планомерный характер, если создать соответствующие педагогические условия.

Список литературы

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М. : Просвещение, 1986

2. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. - М. : Просвещение,1976

3. Логинов В. И., Щербатых Л. Д. Загадка учит логически мыслить/ журнал «Дошкольное воспитание» №6,1974

4. Нестеренко А. А. Страна загадок. – Ростов н/Д. : Изд-во Рост. ун-та,1993

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. И. -М. : Мозаика-Синтез, 2010

6. Прохорова Л. Н. Развиваем творческую активность дошкольника/ журнал «Дошкольное воспитание» №5, 1996

Публикации по теме:

Кружковая работа с детьми старшего возраста по ФЭМП Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать. отгадать, раскрыть секрет, составить, установить.

Читайте также: