Загадки истории последний день помпеи

Обновлено: 11.05.2024

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Фото: Русская семерка Русская семерка

Почему именно Помпеи?

Видео дня

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени. Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Следующая загадка

Автор: Maks Сен 29, 2020

Среди предков нашего героя, родившегося в 106 году до н. э., хватало и консулов, и преторов, и богачей. Однако его отец был человек храбрый, физически сильный, умеющий командовать солдатами, но при этом нерешительный, малообразованный и напрочь лишенный амбиций.

Об отце Помпея современники говорили, что ему лучше было бы командовать не легионами, а городской стражей. Это был намек на то, что Помпей-старший был жаден до крайности и любому повышению по службе предпочитал звонкую монету. Именно корыстолюбие стало причиной ненависти к нему простого народа.

Кстати, погиб отец Помпея от удара молнии. Одни трактовали это как кару богов, постигшую плебейского выскочку, другие, напротив, считали, что высшие силы отметили таким образом его потомков. Но сначала Гней Помпей, получивший неплохое образование, отправился воевать вместе с отцовской армией.

Ему было всего 17 лет, и в Риме бушевала гражданская война. Сторонники Цинны, Карбона, Суллы и Мария нещадно резали друг друга. Такое начало карьеры наложило отпечаток на всю дальнейшую жизнь Помпея. Привыкший воевать против «своих», он никогда не был достаточно жестоким и беспощадным.

Сражения римлян против римлян Помпей считал злом. Он никогда не стремился сжить противника со свету, всегда соглашался на переговоры, был склонен доверять людям. За это Помпея считают слабохарактерным. На самом деле он просто не был человеком своего века.

Вот и после гибели отца Помпей предпочел покинуть армию и удалиться в свое поместье. С подачи римского диктатора Цинны в отношении него была развязана самая настоящая травля, дело дошло даже до попытки убийства. Отцовское поместье попытались отобрать, но Помпей умудрился отстоять свои права в суде.

Молодой и непобедимый

Некоторое время спустя Цинна был убит, а Помпей перешел на службу к новому диктатору Сулле. Тому противостоял легендарный римский полководец Гай Марий. В боях с его сторонниками Помпей не только набрался опыта, но и закалил характер. И ни разу не проиграл сражения, хотя ему противостояли не самые последние полководцы Рима.

Так, на Сицилии Помпей разбил и взял в плен Гнея Карбона, а в Северной Африке всего за 48 дней покончил с войском Домиция Агенобарба, да еще и присоединил к владениям Рима Нумидию. Сулла стал даже побаиваться своего военачальника, очень популярного в войсках.

Это было неслыханным нарушением традиций. Торжественным въездом в Рим (триумфом) за военные победы награждали лишь полководцев, успевших позаседать в Сенате. Кроме того, Помпею было всего 25 лет. И наконец, он одержал все свои победы в ходе гражданской войны, что не считалось почетным.

Тем временем умер Сулла. От Помпея снова ждали, что он заявит притязания на личную власть. Но он снова промолчал, хотя и не распускал войска. Одновременно в Испании началась война с Квинтом Серторием, решившим создать из пиренейских провинций Рима собственное независимое государство. Некоторое время ему сопутствовал успех, и римская армия Метелла Пия оказалась на грани поражения.

Подражание Александру

Помпей предложил Сенату свои услуги в войне с Серторием. Для этого его следовало назначить на вакантный пост наместника Ближней Испании. Однако до того он не занимал никаких административных должностей, так что с назначением медлили. Лишь угроза полной потери богатейшей страны заставила Сенат поторопиться.

В 77 году Помпей перешел границу Испании. Серторий к этому моменту достиг пика могущества. Он организовал армию по римскому образцу, его поддерживали местные племена. Кроме того, у него нашли приют многие военачальники, которых превратности гражданской войны вынудили податься в бега.

Помпей оставил часть войск на своего легата Луция Афрания, а сам поспешил с легионами в Италию, где бушевало восстание Спартака. На самом деле Сенат не слишком-то хотел вызывать Помпея из Испании. Во-первых, со взбунтовавшимися рабами успешно разбирался Марк Красс, на свои деньги вооруживший сильную армию. А легионерам Помпея надо было платить, чего политики не хотели. Во-вторых, в Риме опасались, что чрезмерно возвысившийся Помпей попытается установить свою диктатуру.

В виде исключения

Красс все же успел разбить Спартака в решающей битве до прихода подмоги. Но это не помешало Помпею присвоить всю славу себе: в начале 71 года до н. э. он перехватил и уничтожил последний крупный отряд рабов. Это позволило ему заявить: «Красс выиграл битву, а я с корнем вырвал войну».

Мало того, стоило Помпею заикнуться о желании выставить свою кандидатуру на голосование в консулы 70 года до н. э., как и тут ему пошли навстречу.

В Риме существовала традиция: до первой попытки выдвижения кандидат должен был последовательно исполнять ряд должностей попроще, что занимало определенное количество лет. Помпею можно было идти в консулы не ранее 63 года до н. э. Но в виде исключения сенаторы разрешили сделать это на семь лет раньше.

Он разработал блестящий план: море и побережье было поделено на 13 секторов ответственности, во главе каждого стоял легат с широкими полномочиями. Теперь пиратов громили везде, где бы они ни появлялись, а не гонялись за ними огромной неповоротливой Эскадрой. Вскоре разбойников принудили принять решительное сражение, которое они проиграли. А напоследок Помпей разгромил пиратскую базу в Алании.

Тот самый Рубикон

Помпей стал самым влиятельным человеком в стране. Он разгромил извечного соперника Рима Митридата, покорил Армению и некоторые кавказские племена. Затем повернул в Азию, где успешно сражался в Сирии, Иудее и Палестине.

Однако Восточный поход как будто ознаменовал собой перелом в блестящей карьере полководца. Помпей, разгромив Иудею и взяв ее столицу, осквернил грабежом Иерусалимский храм. Это якобы прогневало богов, и они отвернулись от своего любимца.

В 54 году до н. э. пришел конец триумвирату. Красс был разбит при Каррах парфянами и пал в сражении. Помпей и Цезарь разругались. Первый справедливо полагал, что его хотят отодвинуть от власти. Цезарю надоело высокомерное и снисходительное отношение соправителя.

Помпей знал, что Цезарь готовится к походу на Рим и собирает войска. Но самому ему собрать легионы помешала внезапная болезнь. Он быстро поправился, и во многих городах Италии в честь этого события устроили шумные праздники. Помпей окончательно отбросил осторожность и объявил сопернику войну: раз уж люди так радуются его выздоровлению, то с радостью пойдут за него на смерть.

Сенат по привычке наделил Помпея чрезвычайными полномочиями, а Цезарю приказал распустить войска. Увы, но Помпей просчитался. Не успел он собрать и одного легиона, как 10 января 49 года до н. э. Цезарь перешел ту самую речку Рубикон, служившую границей между Галлией и Римской республикой и позже вошедшую в поговорку.

Роковой Фарсал

Почему Помпей не стал сопротивляться в Италии и защищать Рим, не знает никто. Он отступил в Брундизий, а затем отплыл в греческий Диррахий. С ним отправилось столько сенаторов и беженцев, что не хватало кораблей. Сначала Помпей, как считают некоторые античные авторы, собирался оборонять Рим, а затем ударить из Испании верными ему войсками в тыл Цезарю.

Этот план был забракован Сенатом, а Помпей не настаивал. Он собрал значительные силы и в Диррахии, а по всей империи его сторонники вербовали все новые и новые легионы. Цезарь же опирался лишь на те войска, с которыми воевал в Галлии. К тому же Помпей разбил флот противника на Адриатике, так что беспрепятственно получал подкрепления и припасы.

Помпей вяло преследовал противника. Он мог вернуться в Италию и захватить Рим. Мог продолжать тренировать свои легионы и попытаться взять Цезаря измором, так как господствовал на море. Но Сенат толкал Помпея на решительные действия, указывая на численное превосходство.

9 августа 48 года легионы Помпея, всего около 40 000 человек, выстроились для нападения на лагерь Цезаря.

Разбитый полководец отправился в Египет, где рассчитывал на помощь тамошнего царя Птолемея XIII, всем ему обязанного. Но тот решил не ссориться с Цезарем. Беглецу предложили сойти на берег для переговоров, но помогать не собирались. Наемник Луций Септимий, бывший некогда центурионом у Помпея, заколол своего командира ударом меча в спину. Говорят, Великий принял смерть достойно, без единого стона.

Похоронили некогда лучшего полководца Рима скромно, в египетских песках, а голову его сохранили в сосуде со льдом и позднее преподнесли Цезарю. На церемонии присутствовали несколько ветеранов и вольноотпущенник Филипп. Погребальным костром послужили обломки лодки. Могилу великого полководца разыскал лишь император Адриан, приказавший перенести прах Помпея в его бывшее имение Альбана спустя 200 лет.

Следующая загадка


Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.

133

'); if (Deleted || PosterDeleted) < HTML.push('


Комментарий удален

'); return HTML.join(''); > if ( !!Obscene ) < HTML.push('

Не удалось добавить комментарий, содержащий нецензурные выражения

'); return HTML.join(''); > if ( (Screened && !Screenable && !ScreenedAndVisible) || !Readable ) < HTML.push('

Комментарий скрыт

'); return HTML.join(''); > HTML.push('

'); HTML.push('

'); if (Screened) < HTML.push('

Комментарий скрыт

'); > else < HTML.push(' '); >HTML.push(''); if (PosterDeleted) HTML.push(''); if (PosterFirstName || PosterLastName) < HTML.push(PosterFirstName + ' ' + PosterLastName); >else if (PosterNick) < HTML.push(PosterNick); >else < HTML.push(PosterEmail); >if (PosterDeleted) HTML.push(''); HTML.push(''); if(IsStar)HTML.push(' '); HTML.push(' ' + PosterName + ' '); if (!PosterDeleted && 0) < HTML.push('

Татьяна Соколова Татьяна Соколова 14-12-2017 20:35 (ссылка)

Спасибо! Очень интересно!

Комментарии запрещены

подождите.

светлана Чепелева светлана Чепелева 14-12-2017 20:46 (ссылка)

Комментарии запрещены

подождите.

Нинель * Нинель 14-12-2017 20:58 (ссылка)

Факты из истории создания шедевра прочла с большим интересом. Спасибо огромное!

Комментарии запрещены

подождите.

Алиса Захарова Алиса Захарова. 14-12-2017 21:08 (ссылка)

благодарю.

Комментарии запрещены

подождите.

Валентина Нарежная Валентина Нарежная 14-12-2017 21:22 (ссылка)

Спасибо за интересный материал!

Комментарии запрещены

подождите.

alla mets alla 14-12-2017 22:05 (ссылка)

Комментарии запрещены

подождите.

Валентина Ковалева 14-12-2017 22:33 (ссылка)

Потрясающе

Комментарии запрещены

Виктор Попов Виктор Попов 14-12-2017 22:46 (ссылка)

Комментарии запрещены

подождите.

елена паустовская елена паустовская 14-12-2017 22:48 (ссылка)

Спасибо за интереснейший пост.

Комментарии запрещены

подождите.

Татьяна Сидоркина Татьяна Сидоркина 14-12-2017 23:18 (ссылка)

Очень интересный пост. Спасибо.

Комментарии запрещены

подождите.

Елена Лаврина Елена Лаврина 15-12-2017 00:17 (ссылка)

Прекрасный пост! Спасибо! С детства заворожена Картиной и всем творчеством Брюллова.

Комментарии запрещены

подождите.

Дочка Папина Маска Маскова 15-12-2017 00:46 (ссылка)

Спасибо!!

Комментарии запрещены

подождите.

елизавета малышева елизавета малышева 15-12-2017 03:49 (ссылка)

Если не ошибаюсь картина находится в Русском музее, где я её и видела впервые.Она требует большого внимания, одним взглядом не охватишь. Впечатление было очень сильное. Любой фрагмент мог бы быть отдельной картиной, и суметь объединить их в единый сюжет мог только великий мастер .

Комментарии запрещены

подождите.

Виктория Нужная Надежда 15-12-2017 05:47 (ссылка)

Комментарии запрещены

подождите.

Вера умирает Последней Вера 15-12-2017 05:48 (ссылка)

Комментарии запрещены

подождите.

Ольга * Ольга Родина 15-12-2017 08:03 (ссылка)


прекрасный интересный пост))) очень нравится творчество Брюллова.спасибо .

Комментарии запрещены

подождите.

Алла Бакшеева Алла Бакшеева 15-12-2017 08:24 (ссылка)

Прекрасный пост! Спасибо.

Комментарии запрещены

подождите.

pheodora ilyuchina pheodora ilyuchina 15-12-2017 09:07 (ссылка)

Спасибо искреннее,от всего сердца.

Комментарии запрещены

подождите.

Инга Дёмина Инга Дёмина 15-12-2017 10:52 (ссылка)

Спасибо, Геннадий, за очень интересный пост! Картина действительно шедевральна, производит колоссальное впечатление. На неё можно смотреть без конца

Комментарии запрещены

подождите.

Ксения Татаринова Ксения Татаринова 15-12-2017 11:04 (ссылка)

Спасибо!

Комментарии запрещены

подождите.

Наталья Сысоева Наталья Сысоева 15-12-2017 12:13 (ссылка)

Очень интересная информация благодарю

Комментарии запрещены

подождите.

Наталия Забелло Наталия Забелло 15-12-2017 13:04 (ссылка)


Большое спасибо. Очень глубокое погружение в это невероятное историческое событие! И, конечно, огромная благодарность Брюллову так реалистично отобразившему трагедию,ужас этой катастрофы!

Комментарии запрещены

подождите.

Лидия Колесникова Лидия Колесникова 15-12-2017 14:23 (ссылка)



Комментарии запрещены

подождите.

Александр Головач Александр Головач 15-12-2017 20:41 (ссылка)

Спасибо огромное Геннадий за прекрасный пост!

Комментарии запрещены

подождите.

Наталья Приходько Наталья Приходько 15-12-2017 21:39 (ссылка)

Очень интересно! Великолепная картина, реалистично показывающая весь ужас произошедшей катастрофы. Это действительно шедевр мирового значения, прославивший Великого русского художника на века.

Следующая загадка

Русский художник Карл Брюллов, несомненно, был достаточно уважаем за свое мастерство задолго до создания этого шедевра. Тем не менее, именно «Последний день Помпеи» принес Брюллову без преувеличения всемирную славу. Почему же картина-катастрофа оказала такое влияние на публику, и какие тайны она скрывает от зрителей до сих пор?

Почему именно Помпеи?

Видео дня

В конце августа 79 года нашей эры в результате извержения вулкана Везувий города Помпеи, Геркуланум, Стабии и множество мелких селений стали могилами для нескольких тысяч местных жителей. Настоящие археологические раскопки канувших в Лету местностей начались лишь в 1748 году, то есть за 51 год до рождения самого Карла Брюллова. Понятно, что археологи работали не один день, а несколько десятилетий. Благодаря этому обстоятельству художнику удалось-таки лично побывать на раскопках и побродить по древнеримским улицам уже освобожденным от застывшей лавы. Причем, в тот момент наиболее расчищенными оказались именно Помпеи.

Вместе с Брюлловым там прогуливалась и графиня Юлия Самойлова, к которой Карл Павлович питал теплые чувства. Позже она сыграет в создании шедевра любовника огромную роль да еще и не одну. Брюллов и Самойлова имели возможность увидеть здания древнего города, отреставрированные предметы быта, останки погибших людей. Все это оставило глубокий и яркий отпечаток на тонкой натуре художника. Было это в 1827 году.

Впечатленный Брюллов практически сразу взялся за работу, причем, весьма серьезно и основательно. Он посещал окрестности Везувия не единожды, делая наброски для будущего полотна. Кроме того художник ознакомился с дошедшими до наших дней манускриптами, в том числе с письмами очевидца катастрофы, древнеримского политика и писателя Плиния Младшего, дядя которого Плиний Старший при извержении погиб. Конечно, такая работа требовала много времени. Поэтому подготовка к написанию шедевра заняла у Брюллова больше 5-ти лет. Само же полотно, площадью более 30-ти квадратных метров, он создал меньше чем за год. От изнеможения художник порой не мог идти, его буквально выносили из мастерской. Но даже и при такой тщательной подготовке и тяжелой работе над шедевром Брюллов то и дело изменял первоначальный замысел в той или иной мере. Например, он не стал использовать набросок, на котором был нарисовал вор, снимавший украшения с упавшей женщины.

Одна из главных загадок, которую можно обнаружить на полотне, это присутствие на картине нескольких одинаковых женских лиц. Это девушка с кувшином на голове, женщина, лежащая на земле с ребенком, а также мать, обнимающая своих дочерей, и особа с мужем и детьми. Зачем же Брюллов нарисовал их настолько похожими? Дело в том, что натурой для всех этих персонажей послужила одна и та же дама – та самая графиня Самойлова. Несмотря на то, что других людей на картине художник рисовал с обычных жителей Италии, видимо, Самойлову Брюллову, охваченному определенными чувствами, просто нравилось писать.

Кроме того в толпе, изображенной на полотне, можно отыскать и самого живописца. Он изобразил себя тем, кем он и являлся, художником с ящиком, наполненным рисовальными принадлежностями, на голове. Этот метод, как своеобразный автограф, использовали многие итальянские мастера. А Брюллов много лет провел в Италии и именно там обучался искусству живописи.

Христианин и язычник

Среди персонажей шедевра присутствует и приверженец христианской веры, которого легко узнать по кресту на груди. К нему жмется мать с двумя дочерьми, будто ища у старика защиты. Однако нарисовал Брюллов и языческого священника, который стремительно убегает, не обращая никакого внимания на испуганных горожан. Несомненно, христианство в то время подвергалось гонениям и доподлинно неизвестно, мог ли кто-нибудь из приверженцев этой веры находиться тогда в Помпеях. Но Брюллов, стараясь придерживаться документальной достоверности событий, внес в свое произведение и скрытый смысл. Посредством вышеозначенных священнослужителей он показал не только сам катаклизм, но исчезновение старого и рождение нового.

Читайте также: