Загадка живу глубоко плыву легко зубастая большая я рыба морская
Обновлено: 04.11.2024
На тему: «Обитатели воды» с использованием информационно-коммуникативной и здоровьесберегающей технологий.
Романова О. Б., воспитатель, группа №12
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Побуждать детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Побуждать образовывать прилагательные от существительных.
Вызвать у детей познавательный интерес.
Расширять у детей знания и представления о водных обитателях- рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
Побуждать выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение)во время разгадывания загадок о рыбах.
Закрепить математические понятия «поровну», «столько же» во время проведения дидактической игры.
Социально - коммуникативное развитие:
Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу.
Художественно –эстетическое развитие:
Развивать фантазию, воображение во время выполнения пластилинографии «Аквариум»
Развивать мелкую моторику во время работы с шаблоном.
Формировать положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Аквариум» К. Сен-Санса.
Упражнять детей в выполнении физических упражнений, умении сопровождать их стихотворением.
Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции.
Ход НОД.
Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.
- Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).
Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете,отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба)
2. Что мы знаем о рыбах?
- Давайте вспомним отличительные признаки рыб от других животных?
- Имеют обтекаемое тело;
- Тело покрыто чешуей;
- Есть жабры для дыхания;
- Имеют центральную кость- позвоночник;
- Передвигаются с помощью плавников и хвоста;
- Появляются на свет из икринок.
(Ответы детей воспитатель сопровождает показом моделей)
- Чем питаются рыбы?
- Листьями и стеблями водорослей;
- Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.
- Как мы называем водных обитателей:
* живущих в море? (морские);
* живущих в реке? (речные);
* в аквариуме? (аквариумные).
Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.
На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб. (Слайд № 1)
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Показ слайдов на интерактивной доске. Дети узнают и называют знакомых речных обитателей)
Карась. (Слайд № 2)
Щука. (Слайд № 3)
Окунь. (Слайд № 4)
Судак. (Слайд № 5)
Карп. (Слайд № 6)
Сом. (Слайд № 7)
4. Морские обитатели.
Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. (Слайд № 8)Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.
(Показ слайдов. Дети узнают и называют знакомых морских обитателей)
Морская звезда. (Слайд № 9)
Морской конек. (Слайд № 10)
Морской ёж. (Слайд № 11)
Дельфин. (Слайд «12)
Кит. (Слайд № 13)
Акула. (Слайд № 14)
5. Аквариумные рыбки.
Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд № 15). Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян.В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Золотые рыбки. (Слайд № 16)
Скалярии. (Слайд № 17)
Гурами. (Слайд № 18)
Меченосец. (Слайд № 19)
Телескоп. (Слайд № 20)
6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок». (Слайд № 21)
Задание: положить кружок (построить дом) около соответствующей рыбы. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.
Педагог читает загадки:
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один лежит плоский блин. (Камбала)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.
Драчун и забияка. Живет в воде. Кости на спине. И щука не проглотит. (Ёрш)
Острые и колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)
Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь)
Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.
-Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 3- синих). Как еще можно сказать? (поровну, столько же и др.)
7. Физминутка. (Слайд № 22)
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками)
8. Пластилинография «Аквариум». (Слайд № 23)
Работа выполняется под музыку К. Сен- Санса «Аквариум»
Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными камушками, водорослями, гротом.
9. Выставка детских работ.
Публикации по теме:Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Обитатели морских глубин» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Обитатели птичника» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: Обитатели птичника. Цель: Расширение представлений детей о домашних птицах.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды: жидкость, не имеет форму, запах, цвет, вкуса. Вода бывает в жидком, твердом, газообразном состоянии.
Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир воды» Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир воды» Интеграция образовательных областей: познавательная,.
Конспект НОД «Свойства воды» в средней группе «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды, дать детям понятия о важности воды в жизни людей и животных. Формировать естественные.
Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды» Конспект НОД в старшей группе «Вода. Круговорот Воды в природе. Свойства воды» Цель: - расширить и закрепить представления детей о свойствах.
Конспект образовательной деятельности в средней группе «Обитатели воды — рыбы» Конспект образовательной деятельности в средней группе Тема: «Обитатели воды – рыбы»Интеграция образовательных областей: «Познавательное.
Конспект ООД в старшей группе «Круговорот воды в природе» Цель: формирование целостной картины мира: расширять и закреплять представления детей о свойствах воды и круговороте воды в природе. Задачи:.
Конспект занятия в старшей группе «Осьминоги — обитатели морей» Цели и задачи: расширять и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни.
Проект в старшей группе «Морские обитатели» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с №2 «Звездочка» У моря, на дне и в глубине по теме: «Морские обитатели».
Следующая загадка
Автор учебника: А.А. Плешаков.
Цели проведения:
- развивать у учащихся интерес к урокам окружающего мира; повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое воспитание,
- создать условия для развития и реализации познавательных и творческих способностей учащихся к изучению природы;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Внеклассное мероприятие «Своя игра» состоит из нескольких презентаций. Основная – pril1.ppt. К остальным презентациям переход осуществляется по гиперссылке.
Выбираем поле «Птицы». На название «птицы» наложена гиперссылка, переход к презентации «Птицы». Выбираем №, нажимаем на цифру (после использованные номера исчезают) и перед нами вопрос. По щелчку ответ, интересные факты. Переход от «Птицы» осуществляется по стрелке. Аналогично с другими презентациями.
Учитель предварительно класс делит на 3 группы, готовит с ними название команды, команда выбирает капитана.
Следующая загадка
Компания "Умница". Развитие детей с рождения запись закреплена
2. Как все живые существа – воздухом или может быть водой?
Проведите эксперимент: В прозрачную емкость с холодной водой опустим кусок пластилина.
- Возьмите лупу, посмотрите, что образовалось на кусочке пластилина? (не вынимая из воды) На кусочке пластилина налипли пузырьки воздуха. Какие они? (очень маленькие). Можно потрогать пластилин кончиками пальцев, посмотреть, как пузырьки воздуха поднимаются вверх.
Вывод:
В воде есть воздух. Рыбы дышат воздухом.
3. Тяжелые предметы в воде тонут. Рыба тоже тяжелая, почему же она не тонет?
У рыбки есть специальный пузырь, который помогает ей не тонуть.
В емкость с водой положить плотный шарик, который легко идет на дно. И положить маленький воздушный шарик, надутый воздухом.
(плотный шарик утонул)
Шарик, надутый не тонет, его поддерживает воздух.
Такой же мешочек, плавательный пузырь, не позволяет рыбке тонуть. Она легко может опуститься на дно или подняться вверх, то надувая, то сдувая свой плавательный пузырь.
5. Проводим подвижную игру:
Рыбка в озере жила,
Рыбка к берегу плыла,
(ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
(прыгаем ноги в стороны, вместе)
Возле берега червяк,
Извивается вот так,
(руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)
Рыбка подплывает,
Червяка хватает.
(разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))
Дернул леску рыбачек,
Да сорвался червячок,
(хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)
Рыбка не попалась,
С червяком осталась.
(совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)
6. Разгадываем загадки:
На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)
На дне лежит один плоский блин. (Камбала)
- Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.
Драчун и забияка, живет в воде,
Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)
- Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)
- Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко. Плыву легко,
Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)
- Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда.
Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)
Ход занятия
I. Организационный момент.
Слайд 1
Встали, поздоровались, у всех хорошее настроение! Улыбнитесь друг другу.
Слайд 2
Тут зверюшки и пичужки.
Игры, песни, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу! В добрый час!
Сегодня мы собрались, чтобы проверить знания по разделу «Звери. Птицы. Насекомые. Рыбы». Наш урок будет не совсем обычным, это будет урок по правилам игры «Своя игра», где соревнуются три команды. Слайд 3
Как и в любом конкурсе, оценивать каждое задание должно независимое жюри. Давайте познакомимся с беспристрастным, неподкупным жюри (членами могут быть приглашенные гости).
II. Представление команд.
- 1 команда – Знатоки природы.
2 команда – Юннаты.
3 команда – Любознательные.
III. Игра.
- На какое дерево садится ворона во время дождя? (на мокрое)
- Что случается с вороной через три года? (4-й пойдет)
- По чему часто ходят, но никогда не ездят? (по лестнице)
- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
- На что похожа половина яблока? (на 2 половину)
Б) Правило игры. На экране мы видим 4 поля: птицы, звери, рыбы, насекомые. Вы выбираете то поле, о ком вы хотели бы получить вопрос.
После того, как команда определится выбором поля, открывается следующий слайд, на котором 9 кнопок. Под каждой кнопкой скрывается вопрос. Если вы правильно отвечаете на вопрос, получаете 3 балла. Если ответ неправильный, право ответить на вопрос получают две другие команды – первая – 2 балла, а последующие – 1 балл.
1 поле – Птицы. (pril2.ppt)
Слайд 1
Какая птица выше всех летает? (Орел) Слайд 2
Это интересно. Орлы могут набирать высоту до 6000-7000 м.
Птица, приносящая весну на крыльях. (Грач) Слайд 3
Это интересно. Почему грач прилетает первым? (Грачу достаточно первой проталины, чтобы разыскать себе корм).
Какая птица в мире самая большая? (Страус) Слайд 4
Это интересно. У страуса яйцо весит около 1.5 кг; длина его – с 14 до 18 см, ширина – с 12 до 15 см.
Лучший певец среди птиц. (Соловей) Слайд 5
Это интересно. Соловей перестаёт петь, как только появляются дети. На зиму улетают в Африку.
Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст) Слайд 6
Это интересно. У клестов своеобразное строение клюва. Надклювье и подклювье скрещиваются между собой. Подобно попугаям, использует клюв для лазания, для добывания семян из шишек.
Какая птица день начинает и о холоде возвещает? (Петух) Слайд 7
Это интересно. Если петухи начинают петь тотчас после захода Солнца, значит, погода переменится.
Где ночуют белые куропатки? (Под снегом) Слайд 8
Это интересно. Белые куропатки живут стаями (100-300 птиц). В миг опасности прячутся под снегом.
Как гуси защищают своих гусят? (Прячут под своими крыльями) Слайд 9
Это интересно. Через сутки после рождения гусята уже вовсю плавают.
Как ласточки предсказывают погоду? (Они перед дождем летают низко над землёй) Слайд 10
Это интересно. Питаются ласточки исключительно летающими насекомыми: мухами и комарами, жуками, бабочками, стрекозами. С приближением дождя насекомые летают низко над землёй.
2 поле – Звери. (pril3.ppt) Слайд 1
На свинью похож, а в лесу живёт. (Кабан) Слайд 2
Возле печки греется, без водички моется. (Кошка) Слайд 3
Я очень интересный зверёк. Только я умею строить на речках и ручьях плотины, прокладывать в лесу каналы и валить толстые деревья, сооружать хатки для жилья. Замёрзнет пруд, а я буду сидеть в своей хатке и с удовольствием грызть кору и молодые ветки деревьев. Догадались, кто я? (Бобёр) Слайд 4
Меняю шубку на серую. Собираю грибы, ягоды, шишки, развешиваю их на ветках и храню в дуплах. (Белка) Слайд 5
У него смешные щёчки,
На спине полосок пять.
А за щёчками – мешочки,
Чтобы семечки таскать. (Барсук) Слайд 6
Звери от врагов кто в дуплах спасаются, кто прячется под снегом, кто в норах. А я ничего этого делать не умею. Врагов у меня полным-полно. И всё-таки я живу, не тужу. Выручают меня нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. (Заяц) Слайд 7
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доят, а не корова,
Лыко дерёт,
А лаптей не плетёт. (Коза) Слайд 8
Справка. Лыко: луб молодой липы, ивы и некоторых других деревьев, разделяемый на слои и узкие полосы. А козы питаются веточками молодых деревьев.
Кто собирает яблоки спиной? (Еж) Слайд 9
Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз) Слайд 10
3 поле – Насекомые. (pril4.ppt)
Слайд 1
У какого насекомого ухо на ноге? (У кузнечика). Слайд 2
Это интересно. "Рекорды насекомых" Кузнечик прыгает в длину на расстояние, которое в 20 раз больше длины самого кузнечика. Это то же самое, если человек перепрыгнет через 2 автобуса.
Название, какого чудесного насекомого в старину означало «душа бабушки»? (Бабочка) Слайд 3
Это крошечное насекомое-паразит является чемпионом по прыжкам среди насекомых, кто это? (Блоха) Слайд 4
Это интересно. Длина прыжка блох достигает 35 см. Длина тела блохи составляет всего от 1 до 5 мм.
Сок цветов душистых пьет.
Дарит на и воск, и мед.
Людям всем она мила,
А зовут ее . (Пчела). Слайд 5
Это интересно. Для получения одного килограмма мёда пчёлы должны сделать до 4500 вылетов и взять нектар с 6-10 млн цветков.
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки. (Божья коровка). Слайд 6
Это интересно. Пятна у божьих коровок предназначены для отпугивания хищников.
Ребус. Стре (картинка козы). (Стрекоза). "Рекорды насекомых" Скорость полета стрекозы - 58 км/ч. Слайд 7
Это интересно. Скорость полёта стрекозы - 58 км/ч.
Картинка капусты. Какое родственное насекомое напоминает вам эта картинка? (Бабочка - капустница). Слайд 8
Какое насекомое называют санитаром леса, уничтожает вредных насекомых. (Муравей). Слайд 9
Это интересно. Обитатели одного муравейника уничтожают за лето около 1.000.000 разнообразных насекомых. "Рекорды насекомых" Муравей может поднять груз в 50 раз больше собственного веса, то же что человек поднимет грузовик.
У какого насекомого в названии мы услышим один из весенних месяцев. (Майский жук). Слайд 10
4 поле – Рыбы. (pril5.ppt)
Слайд 1
Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука) Слайд 2
Колюч, да не ёж. Кто же это? (Ёрш) Слайд 3
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался (Сом). Слайд 4
Живу глубоко.
Плыву легко,
Зубастая, большая
Я рыба морская. (Акула) Слайд 5
На дне один
Лежит плоский блин (Камбала) Слайд 6
Как называется рыбный суп? (Уха) Слайд 7
Вспомните пословицу о рыбке. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда) Слайд 8
Какие слова говорил волк, сидя у проруби? (“Ловись, рыбка, большая и маленькая”) Слайд 9
Назови животное, которое относится к рыбам:
а) дельфин
б) бегемот
в) карп Слайд 10
IV. Физминутка.
"Прилетели птицы". (Необходимо провести по мере того, как дети начнут уставать.)
Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать. Начнем:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи: Что неправильно? Мухи-насекомые.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы:
Все вы молодцы!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы
Мухи и стрижи…
– Что неправильно? (Мухи)
– А мухи – это кто? (Насекомые)
– Вы правы. Ну что же, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
– Начинаем снова:
Прилетели птицы:
Голуби, куницы. Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
V. Подведение итогов и награждение победителей.
Жюри подводит итоги. Максимальное количество баллов – 1 место, чуть меньше – 2 место, наименьшее – 3 место.
Примечание. В презентациях использованы материалы Интернет.
Следующая загадка
Цель занятия: познакомить учащихся с признаками и разнообразием насекомых и рыб.
- познакомить детей с насекомыми и рыбами, показать их многообразие и красоту;
- совместно с детьми выявить важнейшие признаки насекомых и рыб и научить пользоваться ими для определения принадлежности животного к данной группе;
- учить описанию природных объектов.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Слайд 3. Картинки с изображением насекомых и рыб. Например: бабочка, щука, жук, стрекоза, карась, сом.
– Разделите картинки на две группы. (Бабочка, стрекоза, жук. Щука, карась, сом.)
– По какому признаку вы разделили картинки? (В первой группе – насекомые, во второй – рыбы.)
– Кто уже догадался, о ком пойдет речь на уроке?
– Тема нашего занятия «Кто такие насекомые и рыбы?».
II. Новая тема
1. Вступительная беседа
– Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья.
– Но кто же они? Догадайтесь!
– В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчел носитчся возле цветущих трав! Пахнет медом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки, а в траве стрекочут кузнечики.
– Теперь снова сели красиво. Кто может назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Пчелы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
Дети называют друзей Муравьишки.
2. Работа по теме
– Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые.)
– О чем же мы сегодня будем говорить на уроке? (О насекомых.)
– Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)
– Почему всех их называют насекомыми? (Ответы детей.)
– Сегодня вы должны научится узнавать, какое из животных – насекомое.
– Отгадайте загадку. О каком из насекомых здесь говорится?
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка.)
– Давайте рассмотрим бабочку.
Дети находят у бабочки голову, грудь, брюшко, усики, глаза, хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар. На груди у бабочки крылья и ноги.
– Сколько крыльев у бабочки? (Четыре.)
– Сколько мы видим? (Два.) Почему? (Ответы детей.)
– Сколько ног у бабочки? (Шесть.)
– Какие насекомые прилетели к бабочке?
– Сосчитайте количество ног у живлотных. Что вы можете сказать? (Их по шесть.)
Дети убеждаются в том, что у всех насекомых по шесть ног.
– Так как же узнать, какое животное – насекомое, а какое – нет? (Нужно сосчитать его ножки.)
Вывод: Насекомое – это животные, у которых 6 ног.
– Каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног.)
3. Игра «Узнай насекомое»
Слайды 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит – не страшится,
Упасть не боится? (Муха.)
С ветки на тропинку,
С травки на былинку,
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка. (Кузнечик.)
Необычный я усатик.
Я отважный клоп-. (солдатик.).
III. Физкультминутка
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
IV. Работа по теме (продолжение)
1. Знакомство с разнообразием рыб
– Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал наш Муравьишка Вопросик. Любознательного Муравьишку заинтересовало, кого же могла увидеть Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на этот вопрос, отгадав загадку.
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звезд не считают,
Людей не знают. (Рыбы.)
– Кто такие рыбы? (Ответы детей.)
– Где могут жить рыбы? (В воде, речке, озере, море.)
– Как рыбы передвигаются в воде? (С помощью плавников и хвоста.)
– Как рыбы дышат? (Жабрами.)
Вывод: Рыбы – это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
– Почему художник разделил всех рыб на две группы? (Речные рыбы и морские рыбы.)
– Почему рыбы называются речными? (Они живут в реке.)
– Почему рыб называют морскими? (Они живут в море.)
– Каких речных рыб вы знаете? (Ответы детей.)
– Каких морских рыб вы знаете? (Ответы детей.)
2. Игра «Узнай рыбу»
Камбала – морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя его плавниками.
Драчун и забияка
Живет в воде,
Кости на спине,
И щука не проглотит. (Ерш.)
Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом. Ерш по образу жизни очень сходен с речным окунем; впрочем, при всей своей хищности он не прочь иногда наполнить свой желудок травой или осокой.
Щука – одна из крупных речных рыб. Хорошо замаскированная, благодаря полоскам и пятнам на спине и боках, она неподвижно ждет в засаде, пока поблизости не появится добыча. Тогда щука внезапно бросается вперед и хватает ее своими острыми зубами. Длина тела достигает до 1,5 м, а вес – до 35 кг
Живу глубоко,
Плыву легко.
Зубастая, большая,
Я рыба морская. (Акула.)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. По мере выпадения старых зубов на их месте вырастают новые. Самая маленькая акула достигает длины 1 м. Гигантская акула вырастает до 12 м и весит 3500 – 4000 кг. Еще больше китовая акула: ее длина до 18 м. Оба эти гиганта являются безобидными поедателями планктона и совершенно безопасны для человека.
V. Итог занятия
– Кто такие рыбы? (Животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуей.)
– Приведите примеры. (Ответы детей.)
– Кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног.)
– Приведите примеры. (Ответы детей.)
Читайте также: