Загадка выбора системы ценностей культурой

Обновлено: 24.12.2024

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Невлева И.М., Кохан Ж.С.

Традиционная культура: религиозно-этические основы Духовная связь поколений через ценности православия Теоретические основы изучения традиционной народной культуры Понятие «Культурная ценность»: философско-культурологические аспекты Репрессированная культура: историко-культурологический анализ i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to psychological and cultural analysis of the problem of culture as a system of values . Culture is seen as a value-regulatory structure, which forms the individual and society . The author cites a number of approaches to the study of the concepts of « culture », «value», «value orientation». The basis of the emphasis placed on the fact that culture is the translator of social experience, sotsializatorom personality . Due to the culture in humans produces a picture of the world, containing the values , meanings, ideas and concepts into a coherent system.

4 ценности: программа-минимум

Систему ценностей Шварц изображает в виде круга, где взаимодополняющие ценности находятся рядом, а противоположные — на разных полюсах.

Ученый подчеркивает, что границы между соседними ценностями довольно условные: при желании круг можно разделить на более узкие или широкие сегменты.

Например, в 2012 году он представил уточненную классификацию, где количество ценностей увеличено до 19. По словам Шварца, исследователи могут пользоваться системой, которая наиболее удобна для них, увеличивая или сокращая количество параметров.

В маркетинге наиболее популярна классификация по 4 глобальным ценностям:

В 2018 году платформа маркетинговых исследований Resonate проанализировала ценности потребителей в США, сопоставив оценки по методике Шварца с информацией о предпочитаемых брендах.

В рекламе на них лучше всего действуют вдохновляющие месседжи, которые подчеркивают экосознательность бренда и уникальность продукта. Также для потребителей этой группы важно удобное расположение магазинов и вежливое обслуживание.

Среди товаров выбирают самые популярные и люксовые, ориентируясь на мнение медийных лиц. Ценят качественный сервис и программы лояльности.

Предпочитают надежные и проверенные продукты, обращают внимание на рекомендации экспертов. Стараются найти оптимальное соотношение цены и качества.

Лучше всего воспринимают рекламные месседжи, в которых говорится о семье, дружбе и культурном многообразии.

Большинство респондентов поддержали сразу несколько ценностей, поэтому эти четыре группы пересекаются между собой.

Следующая загадка

С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость.

Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» (Kluckhon С., Strodbeck F.; 157).

В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием, поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. Существуют ценности личного характера, ценности, присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее, вплоть до общечеловеческих. По этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы. Во-первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. В эту группу включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты. Во-вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют ее неповторимый характер.


В процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми разных культур. Среди громадного числа разнообразных восприятии, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих. Их универсальный характер обусловливается тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на всеобщих свойствах социального взаимодействия. Так, например, нет ни одной культуры в мире, где оценивалось бы положительно убийство, ложь и воровство. В каждой культуре существуют лишь свои границы терпимости этих явлений, но общая их негативная оценка однозначна.

Рассмотрение культуры как системы ценностей логично ставит вопрос о формах их существования и сферах распространения. В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру. В контексте межкультурной коммуникации из этих сфер наиболее важное значение имеет сфера быта, представляющая собой исторически первую сферу возникновения и существования культурных ценностей.

Несмотря на наличие идеологии, религии и искусства бытовая культура и сегодня остается основополагающей для формирования личности, поскольку это формирование начинается еще в детстве, когда человек не способен к освоению культурных ценностей идеологии, религии и искусства. Специфика бытовой культуры состоит в том, что она вырабатывает те ценности, которые имеют основополагающее значение для межкультурной коммуникации. Именно быт является хранителем исторической памяти культуры, поскольку он значительно устойчивее идеологии и религии и изменяется гораздо медленнее, чем они. Поэтому именно бытовая культура в большей степени содержит в себе ценности «вечные», общечеловеческие и этнические. Кроме того, именно бытовые ценности являются основой существования идеологии, религии и искусства. Нормы и ценности бытовой культуры являются самодостаточными. Это значит, что, пользуясь только ценностями бытовой культуры, человек может иметь устойчивые ориентиры для жизни в условиях соответствующей культуры. Дополнительное значение бытовой культуре при межкультурной коммуникации придает ее стихийный характер. Ценности бытовой культуры рождаются в процессе житейской практики и имеют утилитарную направленность. Поэтому они не нуждаются в обосновании и доказательстве, носители данной культуры воспринимают их как естественные и само собой разумеющиеся. Их оказывается вполне достаточно для приобщения человека к культуре.

Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют разное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей индивидуализма. Так, человек в США в первую очередь считает себя индивидом, а уж потом членом социума, в то время как во многих других странах, таких, как Япония, люди в первую очередь считают себя членом социума и только потом индивидом. Когда люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации непонимания. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, и, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет вознагражден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы.

Какие ценности имеют для людей важное значение и обладают большим влиянием, а какие не принимаются во внимание — зависит от культуры. Их структура и значимость определяют своеобразие и особенности культуры. Большая часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как само собой разумеющееся. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит взаимодействие разных культур и обнаруживаются различия в их ценностных ориентациях. Именно в этих случаях возникают ситуации непонимания, растерянности, бессилия и раздражения, вызывающие чувство обиды, злости, отчуждения, оскорбления.

Исключить ситуации непонимания и добиться положительных итогов в межкультурных контактах возможно лишь с помощью знания особенностей ценностных ориентации партнера. Это знание помогает предсказать его поведение, цели, устремления, желания; оно обеспечивает успех в общении даже с незнакомыми людьми. Например, американский юноша-студент познакомился с арабской девушкой, приехавшей вместе со своим братом учиться в США. Допустим, юноша знает ценности арабского общества, в таком случае он знает, что арабский мужчина считает своим долгом защищать добродетель своей сестры. Во взаимоотношениях с девушкой в его поведении не должно быть и намека на возможный сексуальный контакт. Если же юноша-американец не знает ценностей арабского общества, он и не будет скрывать, что ему нравится девушка, и своими откровенными намеками в присутствии брата непреднамеренно нанесет ему оскорбление.

Текст научной работы на тему «Культура как система ценностей: психолого-культурологический экскурс»

КУЛЬТУРА КАК СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ: ПСИХОЛОГО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

CULTURE AS A SYSTEM OF VALUES: PSYCHO-CULTUROLOGICAL FLASHBACK

И.М. Невлева, Ж.С. Кохан I.M. Nevleva, J.S. Kohan

Белгородский университет кооперации экономики и права, Россия, 308023, Белгород, ул. Садовая, 116а Belgorod University of Cooperation of Economics and Law, 116a Sadovaуa St., Belgorod, 308023, Russia

Аннотация. Статья посвящена психолого-культурологическому анализу проблемы культуры как системы ценностей. Культура рассматривается как ценностно-нормативная структура, формирующая личность и общество. Автором приводится ряд подходов к исследованию понятий «культура», «ценность», «ценностные ориентации». Основой акцент сделан на том, что культура является транслятором социального опыта, социализатором личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, объединяющая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему.

Resume. The article is devoted to psychological and cultural analysis of the problem of culture as a system of values. Culture is seen as a value-regulatory structure, which forms the individual and society. The author cites a number of approaches to the study of the concepts of «culture», «value», «value orientation». The basis of the emphasis placed on the fact that culture is the translator of social experience, sotsializatorom personality. Due to the culture in humans produces a picture of the world, containing the values, meanings, ideas and concepts into a coherent system.

Ключевые слова: культура, ценность, система, личность, общество, ценностные ориентации, духовые ценности.

Key words: culture, value system, personality, society, values, spiritual values.

В настоящее время мировоззренческие, ценностно-ориентационные и духовно-нравственные основы русской культуры подвержены коренным изменениям. Модернизация социальной, экономической, культурной системы, ориентированная на опыт западных стран, привела к возникновению в российском обществе новых ценностей, связанных с американским типом мышления. Возрастающей проблемой для нашего общества становится разрыв морали и политики, развитие прагматизма, эгоцентризма, американизма.

В современной России наблюдается ослабление роли государства в определении национального идеала и путей дальнейшего его формирования. Возрастающий культ материальных ценностей и потребительства ломает нравственно-аксиологические основы российской культуры.

Поэтому важно изучить специфику проявления культуры, которая играет огромную роль в жизни человека, способствует закреплению наиболее ценных образцов поведения и трансляции следующим поколениям. Осмысливая мир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а что нет, что существенно, а что несущественно.

Культура являются объектом исследования многих ученых: культурологов, философов, психологов и т.д. Проблемы культуры как системы ценностей рассматривали такие западные исследователи как Вебер М., Дюркгейм Э., Кант И., Парсонс Т., Риккерт Г. и др. Культурные ценности рассматривались сквозь призму религиозных ценностей такими отечественными мыслителями как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, И.А. Ильин и др. Данная проблематика анализируется в работах современных авторов: Н. Г., Большакова В.П., Выжлецова Г. П., Шевцовой Н. П. и др.

Для рассмотрения культуры как системы ценностей необходимо проанализировать понятие «культура». В широком смысле культура (от лат. еткге - «возделывать почву») представляет собой систему отношений между человеком и миром. Культура - творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она может рассматриваться как совокупность накопленных в том, или ином обществе знаний, умений, правил поведения, норм и ценностей. Культура выступа-

ет сложной самоорганизующейся системой, формирование которой обусловлено многообразием видов человеческой деятельности. Культура как ценностно-нормативная структура определенным образом формирует общество.

Н.Н. Зарубина дает широкое определение: «Культуру можно определить как духовную составляющую любой человеческой деятельности, как общую систему ценностных ориентаций, смыслов, мотивов, норм, обеспечивающих поддержание целостности и развития общества. Культура проявляется в любой форме деятельности и в любой социальной сфере как ее человеческое измерение, как полагание и реализация представлений о должном и совершенном» [7. С. 110].

По утверждению русского философа Н.А. Бердяева, культура имеет духовный примат в жизни общества. Состояние того или другого общества оценивается исходя из состояния его культуры [1. С. 246-261]. Так, «Русская культура и стала душой России, сформировала ее лицо, ее духовный облик. Не отличаясь, на наш взгляд, особым цивилизационным талантом, русский национальный гений с наибольшей яркостью выявил себя именно в сфере духовно-культурного творчества» [14. С. 440-441].

Культура исторически сформировалась как способ духовного освоения действительности; основная функция культуры - сохранение и воспроизводство духовного опыта человечества, передача этого опыта другим поколениям и его обогащение.

Для культуры как системы свойственно присутствие материальных и духовных ценностей, систематизированных на основе определенного идеала. Культура - транслятор социального опыта, социализатор личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, содержащая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему.

Культура представляет собой специфический способ организации и развития жизнедеятельности человека. Культура через такие свои элементы как язык, ценности, нормы, идеалы, символы устанавливает человеку определенный способ видения мира. В этой связи многочисленные различия между странами, народами, социальными группами относятся в первую очередь к существенным расхождениям именно в системе культурных значений. Они воплощаются в действующих в той или иной стране или социальной общности языковой картине, системе обычаев, обрядов, традиций, стиле и образе жизни и быта.

Итак, культура представляет собой совокупность духовных и материальных продуктов человеческой деятельности. Она является совокупностью социально значимых человеческих ценностей; методом ценностного освоения реальности посредствам системы норм, оценок, образцов поведения.

Исследуя ценности в культуре, рассмотрим саму категорию «ценность». Ценности - мировоззренческий ориентир. Они обладают идеально-духовной природой, воплощаются в деятельности людей. Ценности выявляются во внутреннем самоопределении человека к жизни, к другим людям и к миру в целом.

Впервые термин «ценность» был употреблен И. Кантом в его фундаментальном труде «Критика практического разума». Философ сопоставляет понятия «нравственности» (свободы) и «природы» (необходимости), показывает, с одной стороны, «должное» - мир ценностей, с другой - «сущее» - мир вещей. По Канту нравственность - основа для модификации сознания человека. «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству, и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству. Именно с благотворения не по склонности, а из чувства долга и начинается моральная и вне сравнения высшая ценность характера» [9. С. 168].

По Э. Дюркгейму ценности являются некими идеалами, управляющими человеческим поведением. Основной механизм, регулирующий поведение человека в социуме, по его мнению, является внутреннее принятие им общественных ценностей: «мы явственно ощущаем, что не являемся хозяевами наших оценок, что мы связаны и принуждаемы. Нас связывает общественное сознание» [6. С.290].

М. Вебером ценность рассматривается как установка того или другого исторического периода, как характерное ему направление интереса [3. С. 167].

Т. Парсонс называет культуру «высшей реальностью» [12. С. 270].

По утверждению Г. Риккерта, «во всех явления культуры, мы найдем воплощение какой-нибудь признанной человеческой ценности» [13].

По мнению П.А. Сорокина, «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» [15].

Н. Чавчавадзе преломляет ценность сквозь призму понятия «должное»: «культура есть явление ценностное, а ценность есть, то, что должно быть, есть нечто должное» [18].

По утверждению ряда исследователей, ценности - это идеалы, высшие цели личности. Так, исследователь в области психологии ценностей В. П. Тугаринов отмечает, что, «значимость ценностей опосредована ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы» [16. С. 39]. Ученый выделил психологическую сущность цен-

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ностей как объекта направленности личности, употребил категорию «ценностные ориентации», состоящие в направленности человеческой личности на те или другие ценности [16].

Анализируя культуру через призму ценностей, В.П. Большаков говорит: «Культура - это обработка, оформление, одухотворение, облагораживание людьми окружающей среды и самих себя, своих разнообразных отношений, своей деятельности: ее процессов, целей, способов, результатов. Когда мы в таком ракурсе характеризуем культуру, то предполагается именно особое оформление природы, самого человека: его тела, движений, мыслей, чувств, намерений, отношений с другими людьми. Оформление, имеющее ценностный смысл, ценностное содержание» [2. С.45].

Как известно, культура воздействует на личность через единицу ценностей, содержание которых глубоко отображает сущность эффективности положительных действий человека.

Г. В. Малинин пишет: «Всякая ценность - это предметная форма проявления социальных отношений» [10. С. 271].

Итак, роль ценностей в строении и функционировании культуры бесспорна. Культура определяется через ценностные ориентации личности.

Следует подчеркнуть, что культура формируется через созидание системы ценностей. Она емко влияет на развитие социальных взаимосвязей через заложенные в ее системе ценности и нормы. Прогресс синтеза индивидуализации ценностей - процесс способствующий развитию культуры. Культурно-жизненный опыт, содержащийся в мировоззрении личности - это результат процесса социальной трансляции ценностей культуры, отражающийся в реальном поведении человека. Центральная проблема здесь заключена в уровне индивидуального принятия и понимания ценностей и обозначается понятием «ценностные ориентации».

Ценностные ориентации, как отмечает М.М. Хан, «отражают относительно устойчивое и социально обусловленное, избирательное отношение к объектам как ценностям» [17].

По мнению русских религиозных философов НА. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.А. Флоренского, И.А. Ильина и др., в сфере ценностных ориентаций сущностное значение занимает «вера». Мыслители рассматривают веру как результат Божественного Откровения, которая не нуждается в аргументации. «Можно принимать или не принимать религиозную веру, однако нельзя отрицать ценности христианства, нельзя не видеть его величия и всемирно-исторического значения» [11]. Сфера ценностей носит идеальный, абсолютный характер и определяется через понятие «духовность», имеющее божественное происхождение. Каждая ценность связана с религиозной ценностью. «Всякая великая религия содержит в себе и открывает некоторую систему ценностей» [4. С. 75].

В любой культуре ценности размещаются в определенной иерархии. На верху пирамиды ценностей расположены ценности, которые составляют ядро культуры. К существенным элементам культуры относятся нормы, совокупность которых представляет нормативную систему культуры. Культурные нормы - это идеальные образцы, указывающие на то, как человек должен поступать в тех или иных ситуациях. Нормы, которые предписывают образцы поведения, транслируются человеку в процессе инкультурации.

Нормы и ценности являются консервативным элементом любой культуры, ее цивилизаци-онный код. Культурному ядру общества присущ ряд норм, которые проявляются в традициях, передаваемых из поколения в поколение.

Таким образом, мы видим, что культура - творческая деятельность людей во всех сферах бытия и сознания. Она выступает сложной самоорганизующейся системой, формирование которой обусловлено многообразием видов человеческой деятельности. Культура является транслятором социального опыта, социализатором личности. Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, содержащая ценности, смыслы, идеи, понятия в целостную систему. Культура как ценностно-нормативная структура формирует личность и общество. Культурные ценности - результат творческой деятельности всей человеческой истории.

Список литературы References

1. Бердяев Н.А. О культуре / / Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

Berdyaev N.A. On Culture. NA Berdyaev Philosophy of inequality. M ., 1990.

2. Большаков В. П. Культура как форма человечности. Великий Новгород, НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000.

Bolshakov V.P. Culture as a form of humanity. Novgorod: Novgorod State University them. Yaroslav the Wise, 2000.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.

Weber M. Selected works. M ., Progress, 1990.

4. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996. - № 1. - С. 75-99.

Vyzhletsov G.P. Axiology: formation and main stages of development / / Socio-political magazine. - 1996. -№ 1. P. 75-99.

5. Гончарова Ю. А. Ценностный мир современной российской студенческой молодежи: дис. . канд. социол. наук. Ставрополь, 2008.

Goncharov Yu. Valuable world of modern Russian students: Thesis. . Cand. Sociology. Sciences. Stavropol, 2008

6. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995.

Durkheim E. Sociology. Its subject matter, method, purpose. M., Canon 1995.

7. Зарубина Н. Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе. М., Логос, 2006. 443с.

Zarubin N.N. Sociology of economic life: Problem analysis from a global perspective. M .: Logos, 2006. 443 p.

8. Ионцев В.А., Лебедева Н.М., Назаров М.В., Окороков А.В. Эмиграция и репатриация в России. М., 2001. 198 с.

Iontsev V.A., Lebedeva NM, Nazarov MV, AV Hams Emigration and repatriation to Russia. M ., 2001. p. 198.

9. Кант И. Основоположение метафизики нравов // Кант И. Соч.: в 8 т. М., 1994.

Kant I. Fundamental principle of morals metaphysics / / Kant I. Vol .: 8. M., 1994.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Малинин Г. В. Мировоззренческие и социокультурные основания межнационального согласия: Дис. . д-ра филос. наук. Алмаата, 1997. 271 с.

Malinin G.V. philosophical and socio-cultural foundation of interethnic consent: Dis. . Dr. Philosophy. Sciences. Almaata, 1997. 271 p.

11. Невлева И.М., Соловьева Л.В. Философия духовного творчества: Монография. Белгород, Издательство БУКЭП, 2012. 381 с.

Nevleva I.M. Solovieva LV spiritual creativity philosophy: Monograph. Belgorod, BUKEP Publishing, 2012. 381 p.

12. Парсонс Т. Система современных обществ; пер. с англ. М., Аспект Пресс, 1998. 270 с.

Parsons T. The system of modern societies; per. from English. M ., Aspekt Press, 1998. 270 p.

13. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

G. Rickert sciences of nature and the science of culture. M ., 1998.

14. Российская цивилизация: Учебное пособие для вузов. / Под общ. ред. М.П. Мчедлова. М., Академический Проект, 2003.

Russian Civilization: A manual for schools. / Pod Society. Ed. MP Mchedlova. M., Academic Project, 2003.

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Sorokin P.A .Human. Civilization. Society. M ., 1992.

16. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., Изд-во ЛГУ, 1968.

Tugarinov V.P. Value Theory of Marxism. L ., Leningrad State University, 1968.

17. Хан М. М. Этнорегиональные особенности ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Алматы, 1993. 23 с.

Khan M.M. Ethnoregional features of valuable orientations of the person: Author. Dis. . Cand. Sociology. Sciences. Almaty, 1993. 23 p.

18. Чавчавадзе Н. Культура и ценности. Тбилиси:,1984.

N. Chavchavadze culture and values. Tbilisi, 1984.

19. Шевцова Н. П. Проблема ценности в творчестве Н. А. Бердяева и И. А. Ильина: общее и особенное: общее и особенное: Дис. . канд. филос. наук, М., 2005. 204 с.

Следующая загадка

Г. Лотце в 1960-ч гг. стал рассматривать «благое», «прекрасное» и «справедливое» как основные ценности бытия. В. Виндельбанд и Г. Риккерт несколько позже впервые создали теорию ценностей, в которой представили их как феномены культуры.

Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п.

· Ценность - это общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами.

· Нормы – общепризнанные образцы, правила поведения или действия, которые являются устойчивыми регулятивными образованиями, утвержденными, признанными и оправданными членами сообщества. Нормы предполагают действие по определенному шаблону.

· В отличие от норм, ценности предполагают свободный выбор, творчество личности в отборе тех или иных образцов поведения.

· По содержанию (Спренджер);

витальные (жизнь, здоровье, безопасность и т.д.);

социальные (семья, дисциплина, богатство и пр.);

политические (гражданские свободы и др.);

моральные (добро, любовь и т.п.);

религиозные (Бог, Священное писание, вера и пр.);

эстетические (Красота, стиль, гармония и др.);

· По степени распространенности: массовые; элитарные; субкультурные;

· По характеру носителей:

групповые, сословные, классовые;

· По интенсивности распространения (Ф.Клакхон):

вариативные (не одобряется, но воспринимается терпимо);

девиантные (запрещаются и караются).

· Существует огромная разница между тем, как воспринимаются ценности разными людьми разных культур. Это восприятие зависит от их индивидуальных или групповых установок, и от той объективной шкалы, которая свободна от субъективных и изменчивых оценок.

· Каждая культура имеет свое ценностное уникальное ядро, воплощающее ее хронотип, то есть специфику ее локализации в мире (Север, Юг, Запад , Восток и т.п.) и пребывания в потоке всемирной истории, а также накопленный исторический опыт. Благодаря этому ядру обеспечивается целостность данной культуры, ее неповторимый облик.

· У каждого человека, начиная с детства, образуются личные ценностные ориентации.

· В системе ценностных ориентаций личности следует различать ценности:

· Ценности во многих случаях оказываются несовместимы друг с другом. Человек нередко вынужден ради одних ценностей жертвовать другими. С проблемой выбора альтернативных ценностей люди постоянно сталкиваются в условиях повседневной жизни.

Мораль как феномен культуры

Мораль(от лат. «mos», “moralis”- это обычаи, нравы, поведение)- компонент ценностного содержания культурной системы.

Мораль возникает в культуре как механизм обеспечения согласованности действий в обществе, признанный поддержать генетическую установку на выживаемость человека как биологического вида.

Одна, но важная: ценность Patagonia

«Людьми движут глубокие личные ценности, именно они лежат в основе их решений и эмоциональных реакций. Только понимая их, маркетологи могут установить долгосрочные связи с потребителями», — отмечает Эрика Подеста МакКой, маркетинговый директор Resonate.

Она приводит в пример Patagonia, американскую марку спортивной одежды. Как и многие бренды этой отрасли, в своей рекламе компания говорит о высоких технологических качествах товаров и новых впечатлениях, которые они подарят клиентам. Но главная ценность, которую продвигает Patagonia, — защита природы.

Компания успешно ориентируется на экологически сознательную аудиторию, которая, как показывают исследования, постоянно растет. Согласно опросу 2017 года, 90% миллениалов выбирают бренды с четкой природоохранной позицией.

Накануне Черной пятницы Patagonia несколько лет подряд проводит необычную маркетинговую кампанию. В отличие от конкурентов, завлекающих клиентов скидками, компания призывает переходить на осознанное потребление и не делать лишних покупок. После первого такого эксперимента в 2011 году за год выручка компании выросла примерно на 30%.

А в период с 2014 по 2018 год, когда Patagonia открыла бесплатные ремонтные мастерские, выступила в защиту национальных заповедников и запустила ряд других экологических инициатив, ее доходы увеличились в 4 раза. В 2018 году капитализация составила $1 млрд.

«Аудитория Patagonia доверяет этому бренду, восхищается его ценностями и стремится жить по тем же принципам», — говорит сооснователь рекламного агентства Questus Джефф Розенблюм.

Следующая загадка

«Маркетинг — это о ценностях», — сказал в 1997 году Стив Джобс. Чтобы создать успешный бренд, нужно понимать жизненные установки, цели и мотивацию своих потребителей. Один из инструментов для этого маркетологи переняли у израильского психолога Шалома Шварца.

10 ценностей: универсальный набор методики Шварца

Шварц посвятил карьеру изучению ценностей — устойчивой «системы координат», которая определяет стремления и поступки человека в обществе. Проведя исследования в более чем 80 странах, он определил 10 универсальных ценностей, характерных для всех культур.

Маркетинг и PR

Татьяна Лукинюк,
B2C-директор в Kyivstar

Бренд-менеджмент

В 1992 году Шварц придумал методику, с помощью которой можно оценить баланс этих ценностей в любом сообществе — от небольшой компании до целой страны.

Он разработал опросник из двух частей. Первый — это список из 57 ценностей, которым респондент должен присвоить от 7 баллов («исключительно важная ценность») до −1 балла («противоречит моим принципам). Эта часть позволяет оценить идеалы человека.

Второй блок — «профиль личности». Он состоит из описаний 40 людей, с которыми респондент должен сравнить себя и указать степень сходства — от «очень похож на меня» до «совершенно не похож». Эта часть помогает определить ценности, которым человек следует в реальной жизни. Для подсчета результатов используется специальный ключ.

Достоинства опросника Шварца — универсальность и простота применения. Респонденты могут проходить опрос в группе или самостоятельно (в том числе онлайн). Процесс занимает около 30 минут.

Главный недостаток заключается в том, что достоверность результатов зависит от искренности респондентов. Поэтому опросник Шварца оптимально использовать в сочетании с другими методами определения ценностей, например, с 16-ти факторным личностным опросником Кеттела.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Невлева И.М., Кохан Ж.С.

Статья посвящена психолого-культурологическому анализу проблемы культуры как системы ценностей . Культура рассматривается как ценностно-нормативная структура, формирующая личность и общество . Автором приводится ряд подходов к исследованию понятий « культура », « ценность », « ценностные ориентации ». Основой акцент сделан на том, что культура является транслятором социального опыта, социализатором личности . Благодаря культуре у человека вырабатывается картина мира, объединяющая ценности , смыслы, идеи, понятия в целостную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Читайте также: