Загадка с отгадкой орфограмма
Обновлено: 22.11.2024
Подборка загадок, которые можно использовать на уроках русского языка.
Вложение | Размер |
---|---|
zagadki_otgadkami_dlya_kotoryh_yavlyayutsya_slova_s_neproveryaemym_napisaniem.doc | 219 КБ |
Предварительный просмотр:
Орфограммы в загадках
Материал "Орфограммы в загадках" помогает мне разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операции.
При разгадывании загадок:
формируется любовь к народному творчеству, родному языку; ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение; мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой; развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции; расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.
Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы.
Слова с непроверяемым написанием
В презентации собраны соварные слова , изучаемые в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа".
Работа над словами с непроверяемыми написаниями в начальных классах по системе Р.Н.БунееваВ русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опира.
Мнемотехнические приемы запоминания слов с непроверяемыми написаниями
Яркое представление слов с непроверяемыми написаниями.
О системном подходе к изучению слов с непроверяемыми написаниями.
В работе даются рекомендации по работе со словарными словами в начальных классах. Представлен конструктор словарной работы. Описаны поэтапно виды работ с непроверяемыми написаниями. .
Методика работы над словами с непроверяемыми написаниямиРабота над словарными словами ведётся в начальных классах на протяжении всех лет обучения практически на каждом уроке. Эта проблема не вызывает затруднений у детей обладающих орфографической зоркостью.
Следующая загадка
Существует несколько определений загадки. Одно из определений загадки: «мудреный вопрос, поданный в форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления». Другое определение загадки: «загадка – это иносказательное описание какого-либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса». Еще одно определение загадки: «загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себя замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса».
Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека, его быт, явления окружающей действительности и т.д. С развитием общества постепенно изменяется и тематика загадок, но их значение в жизни и развитии человека остается постоянным. Неизменна форма загадок: загадки с ответами. Это дает возможность провести правильный анализ и логику.
Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, в труде, на отдыхе. Она заставляет детей думать, анализировать, развивать наблюдательность, порождает стремление к логическим размышлениям и познанию окружающей действительности. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым, игровым. Но загадка – это не только игра, а и упражнение в рассуждении, умении доказывать, размышлять. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, анализ, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания.
Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.
Учащиеся младших классов с интересом их отгадывают. Урок проходит оживлённо. При отгадки загадки у детей расширяется кругозор, они знакомятся с окружающим миром, с явлениями природы и свойствами предметов. У учащихся развивается мышление и память ,логическое и образное мышление, увеличивается пока ещё небольшой детский словарный запас. Развивать интеллектуальные способности детей очень помогают детские загадки,соответствующие по уровню сложности их возрасту . Загадки - это клад с информацией, которую собирали наши предки и продолжаем собирать мы. Вместе с тем игра "отгадай загадку" ребенку очень нравится. Все мы когда-то были детьми. У кого-то детство было ярким и счастливым , у кого-то все не так безоблачно. Однако каждый родитель хочет, чтобы у его ребенка было великолепное радостное детство, которое запомнится в позитивном ракурсе на всю жизнь. Мы стремимся всесторонне развивать своих деток и загадки нам в этом помогают. Загадки можно использовать на различных этапах урока. Загадки используются и для мотивации и для объяснения темы, также на этапе рефлексии их можно употреблять. При работе с различными орфограммами на помощь приходят загадки. Я собирала по 25 загадок на каждую орфограмму, которые изучаются во 2 классе. Учащиеся анализируют отгадки и показывают свои знания с разных точек языка: лексического значения слова, орфограммы и правописания, фонетики, морфологии.
Тема « Правописание разделительных ь и ъ в словах «
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я. (ВОДА)
Один льёт. Другой пьёт, третий растёт (ДОЖДЬ, ЗЕМЛЯ, РАСТЕНИЕ)
Я бываю выше дома
И легко одной рукой
Поднимаю груз огромный
Кто, скажите, я такой? (ПОДЪЁМНЫЙ КРАН)
Что дороже денег? (ЗДОРОВЬЕ)
5.Гуляет в поле, да не конь, летает на воздухе, да не птица (ВЬЮГА)
6.Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
7. Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом. (Подъемный кран)
8. Бабушка из сладких ягод
И его нам хватит на год
К чаю и в компоты. (Варенье)
9. Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья)
Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат -
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (СЕМЬЯ)
11. Какая коровка, скажите, пока еще никому не дала молока? (Божья коровка.)
12. Тает, тает белый снег.
Ведь вода из полных рек
Льется через край.
Может затопить берлогу,
Деревеньку и дорогу. (Половодье, паводок)
13.Что за чудо-великан?
Тянет руку к облакам,
Занимается трудом:
Помогает строить дом.
(Подъемный кран)
14.Однорукий великан
Поднял руку к облакам.
Он работник очень важный,
Строит дом многоэтажный.
(Подъемный кран)
15.Я великан: вон ту громадную,
Многопудовую плиту
Я, словно плитку шоколадную,
Вмиг поднимаю в высоту.
(Подъемный кран)
16. В лесу у пня
суетня, беготня:
народ рабочий
весь день хлопочет,
себе город строит.
(Муравьи)
17. Что за машина:
Сила, как у слона. (ПОДЪЁМНЫЙ КРАН)
18. В зоопарке в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы,
Кто это? Конечно (ОБЕЗЬЯНЫ)
20. В шубе летом,
А зимой раздеты.
(Деревья)
21. Лежит замарашка
В щетинистой рубашке.
Хвост крендельком,
Нос пятачком,
Ничем не больна,
А все стонет она.
(Свинья)
22.Пятак есть,
А ничего не купит.
(Свинья)
23.Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый.
(Свинья)
24.До того она жирна –
Даже шея не видна!
(Свинья)
25. Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осенью)
Тема «ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,чк-чн»
Хвостом виляет, зубаста, а не лает. (ЩУКА)
Ног нет, а хожу (ЧАСЫ)
Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идёт , глаз нет, а плачет (ТУЧА)
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ЁЖИК)
Стоит дерево кудряво,
Когти волчьи,
Кто подойдёт,
Того и обоймёт (ШИПОВНИК)
6.Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёжик)
7.Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)
8.Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши)
9.Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные - вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)
10. Полетала, покружилась, На дорожку опустилась, И сверкает, словно льдинка Белоснежная … (снежинка)
11. Под ногами у меня Деревянные друзья. Я на них лечу стрелой, Но не летом, а зимой.(ЛЫЖИ)
12. Пальцы в них не замерзают.
Как в чехольчиках, гуляют.
С холодом сыграем в прятки,
Спрячем ручки мы в… (перчатки)
13. В рубашке в ярко-красной,
В работе безотказный.
Прибор по имени ОП-5
Обязан школьник каждый знать!
(Огнетушитель.)
14. Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
15. Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими .
16. Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий.
17. Она летает, а гнезд не вьет. Она не плачет, а слезы льет. (Туча.)
18. На четыре ноги
Надевали сапоги.
Перед тем как надевать,
Стали обувь надувать.(Шины.
19 . Чтобы сумму получить,
20. Махает хвостом, дружит с хозяином, и не пускает в дом чужих. ( Собачка ).
21. Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой.
(Заварочный чайник).
22. Необычные цветы
Я нашел среди листвы.
Не дотронуться рукой –
Улетит цветочек мой.
Яркие как лампочки
Порхают в небе …( бабочки.)
Предварительный просмотр:
Амурская область Бурейский район Муниципальное образовательное учреждение
Талаканская средняя общеобразовательная школа № 5
Загадки, отгадками у которых являются слова с
(Используются на уроках русского языка)
Подготовила учитель начальных классов
Липинина Ольга Ивановна
Загадки к урокам русского языка
Отгадки слова с непроверяемым написанием
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины,
А питается бензином
Школьный дом одноэтажный
Грач по нивам ходит важно,
На конверте пишем город,
Фамилию и – до свидания!
Четвертый месяц как шагнет,
Так с треском лопается лед.
Зелена, а не луг, бела а не снег,
Кудрява, а не голова.
Она весну встречает –
Накинута на спинку
А платьице - в полоску.
Мирный, тихий разговор
Я веду с соседом.
Нет волненья, ясен спор –
Снаружи смотреть – дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и дед Мазай.
Как называют этот дом –
Все обходят это место;
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги.
Я зашел в зеленый дом
И недолго пробыл в нем.
Оказался этот дом
Быстро в городе другом.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой.
Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять, так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
В небе тучи растревожит
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется –
Обнимает и дерется.
К земле приклоняет.
В сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает.
К зернышкам прыг!
Я весь день ловлю жучков,
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик – чирик! Не робей.
Мал, не велик. Чик – чирик!
На дереве сидит, кар – кар кричит
Эта цифра так вкусна –
Из двух бубликов она.
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …
Десять мальчиков живут в зеленом чуланчике.
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год.
Обступили село холмы,
Словно стены крепости древней.
Незаметно взрослеем мы,
Уезжаем из этой …
Как город, только дома пониже
Да асфальт пожиже.
Куда бежит – сама не знает,
Споткнется у порога.
Шагаешь – впереди лежит,
Глянешься домой бежит.
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже.
С ней дали становятся ближе.
И мир открывается с ней.
Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.
Лежит брус во всю Русь, встанет – так до неба достанет, а ляжет – так всю Русь обойдет.
Иду в воду – красен,
По лесочку прыг – прыг,
По снежочку тык – тык.
У косого нет берлоги.
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы.
Зимой – бел, летом – сер.
Не козел, не осел, а капусту съел.
Длинные уши, короткий хвост.
Увидит лисицу и вмиг удерет.
Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем…
- Видел Настю, октябренка,
Я на улице сейчас.
Настя ходит в первый класс.
Настя славная девчонка,
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова …
Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Всяк поклон дает.
Тот рад поклониться,
Строит заводы, машины, дома.
Подходят рабочие и мастера.
Он скажет, что делать, каков тут замер,
Есть в квартире молодец,
Математик и мудрец.
Постоянный круглый год
Точный счет он дням ведет.
По Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днем терял он вес
И, наконец, совсем исчез.
Каждый день роняет листочек,
Весь лист отпадет.
Сто одежек и все без застежек.
Сорочек надела триста,
Нарядилася Алена в сарафанчик свой зеленый,
Завела оборки густо, узнаешь ее …
Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала –
Сотню одежонок сложили в бочонок.
В сорок пеленок.
Писать отлично я стараюсь,
Но для приличия ломаюсь.
Грамоты не знаю, а весь век пишу
Черный Ивашка, деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
Под землей птица гнездо свила и яиц нанесла.
Что копали из земли,
Что в золе мы испекли,
Орехи в земле, листья на земле.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда вкусная …
Мы давно пересчитали
Все листки в календаре.
Мы считали дни, недели –
Нам учиться в первый раз
Побежим мы завтра в …
Хороший, сплоченный, сильный, актив
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода – то тверда, словно каменная.
Льется речка – мы лежим.
Лед на речке – мы бежим.
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки!
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
Обогнать друг друга рады.
Ты смотри, дружок, не падай!
Хороши тогда, легки
Быстроходные…
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко.
Дважды – трижды в день завод
Молоко нам выдает
Из особого мешка
Из мешка для молока.
Кто в сарае стоит,
Летом там отдыхают ребята:
Палатки, песни у костров,
Мы тоже были там когда – то
И не забудем тех вечеров.
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг, то овраг.
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
Рыжая с пушистым хвостом
Живет в лесу под кустом.
Железный нос в землю врос.
Копает, землю разрыхляет.
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
Я ребятам помогаю
Делать горы, строить дом.
Тихи – тихи снег идет
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Ручка есть, а не грабли.
Землю роет, а не плуг.
Красненькая матрешка, беленькое сердечко
Мальчиков и девочек
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной …
Самой, самой настоящей.
Там гуляет он и спит,
Там детей своих растит.
Летом наедается, зимой отсыпается.
Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не обходят.
Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Был рогатым – круглым стал:
Только круг, чудо круг
Стал опять рогатым вдруг.
Где бывает: человек стоит, лестница шагает?
Жидко, а не вода,
Всем нам пригодится
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Масло в нашу кашу,
Творожок, да пирожок.
Кушай, Ванюша, дружок!
Ешь да пей, гостям налей..
Икоту не пожалей.
Сам худ, а голова с пуд.
Голова железная, а сам деревянный.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая.
Красная девица росла в темнице,
Люди брали, косы срывали.
Любопытный красный нос,
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке зеленые прядки.
Я красна, да не девица.
Зелена, да не дубрава.
С хвостом, да не мышь.
Имя бородатого деда, которого с
нетерпением ждут под Новый год
дети и взрослые.
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
Без рук, без глаз,
А рисовать умеет.
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит.
Гостил гость,
Мостил мост
Без топора и без кола.
Схватил за щеки, кончик носа,
Раскрасил окна все без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос!
Все это делает…
Кто мостик на реке мостит без топора,
без гвоздей, без клиньев и без досок?
Без рук, без ног, а рисовать умеет.
На улице стоять не велит.
А нос домой тянет.
Кто на окнах, на стекле
Начеркал картинки мне.
Речку в лед преобразил,
Нос в сосульку превратил.
Москва красою славится
Из года в год растет,
Москву зовет красавицей
Как на поле, на кургане
Стоит курочка с серьгами
Ослик вез лениво воз
Он не знал, что вез…
В поле – метелкой.
В мешке – золотом.
Лежит меж грядок зелен и сладок.
Без окон, без дверей,
Полна горница людей.
Пальто, платок, шарфы
Одним словом назови.
Это случается вдруг, но не дважды.
А гостинцами наделит.
Растут на ветке группками,
В маленьком горшочке каша сладка.
Никто не пугает, а вся дрожит.
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души.
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
Сидел на заборе, пел да кричал.
А как все собрались, взял да замолчал.
В огороде вырастаю,
А, когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут и так едят.
Растет на грядке зеленая ветка.
А на ней – красные детки.
С неба солнце золотое
Золотые льет лучи.
В поле дружною стеною
Шевелят они усами
И тихонько шелестят…
Дни сменяются ночами,
А они стоят, стоят.
А когда уходят с поля
В нашей печке золотятся золотые калачи.
Чудо – птица – алый хвост
Полетела в стаю звезд.
Дышит, растет, а ходить не может.
Зимой на ветках яблоки,
Но вдруг вспорхнули яблоки,
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них – то голубые,
Два братца, не могут расстаться:
Плуг таскает, возит лес.
За железным конем
Ящик тянется с зерном,
Сквозь дырявое дно
С людьми дружит, дом сторожит.
С хозяином дружит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком.
Не говорит, не поет,
А кто в дом идет –
Повернулась – и в лес.
Весь день хлопочет.
Непоседа птица эта –
Одного с березой цвета
Через поле и лесок
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там.
Держатся друг за дружку.
Один большой тянет
То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей – ка!
Можешь и нарисовать.
Придет домой растянется.
Овсом не кормят, кнутом не гонят.
А как пашет, семь плугов тащит.
Я сильней десяти коней,
Где в полях пройду весной,
Летом станет хлеб стеной.
Из края города в другой
Ходит домик под дугой.
Спозаранку за окошком
Стук и звон, и кутерьма –
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.
Испекли мы каравай,
Как собрали … урожай.
Чтоб тебя узнать
Надо вслух назвать.
Загадка эта нелегка.
Пишусь всегда через два «к»:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
На маленькой площадке крик.
К воротам рвется ученик.
Кричат все: «Клюшка! Шайба! Бей!»
Не живой я, но шагаю,
Землю рыть я помогаю,
Вместо тысячи лопат
Я один работать рад.
Само с кулачок, красный бочок.
Покуда было малым,
А выросло, упало,
Не правда ли смешно.
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
Если б не было его
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту, а не проглотишь.
Список использованной литературы.
- Чуковский К. Загадки. – М., Детская литература, 1975.
- Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. М:АСТ-ПРЕСС,1996г.
- Тихомирова Е.М. Человек и его окружение. Сборник загадок. М., «Экзамен», 2008
Следующая загадка
Материал «Орфограммы в загадках» помогает учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок даёт возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку — значит найти решение задачи, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.
При разгадывании загадок:
а) формируется любовь к народному творчеству, родному языку;
б) ребёнок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение;
в) мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой;
г) развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции;
д) расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.
Отгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ
1. Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу? (Очки)
2. Шевелились у цветка все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
3. А ну-ка, ребята, кто отгадает: на десятерых братьев двух шуб хватает? (Рукавички)
4. Стальной конёк по белому полю бегает, за собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
5. Спят мирно дочки в фанерном домочке. У сонь, у тихонь на головках огонь. (Спички)
6. Что это у Ванечки? Ниточка на палочке, палочка в руке, а ниточка в воде. (Удочка)
7. Рос шар бел, ветер дунул — шар улетел. (Одуванчик)
8. Золотое решето чёрных домиков полно; сколько черненьких домков, столько маленьких жильцов. (Подсолнечник)
9. В лесу вырезана, гладко вытесана. Поёт — заливается, как называется? (Дудочка)
10. Я маковой крупинков упала на тропинку, остановила вас, закончила рассказ. (Точка)
Удвоенные согласные
1. Стою на крыше, всех труб выше. (Антенна)
2. По асфальту едет дом, ребятишек много в нём, а под крышей дома вожжи, дом без них ходить не сможет. (Троллейбус)
3. Плещет тёплая волна в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате? (Ванна)
4. Этот глаз — особый глаз. Быстро глянет он на вас, и появится на свет самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Непроизносимые согласные
1. Доброе, хорошее, на людей глядит, а людям на себя глядеть не велит. (Солнце).
2. Крутая гора, что ни шаг, то дыра. (Лестница)
Парные согласные
1. Маленькие лапки, на лапках царапки. (Кошка)
2. Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
3. Красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
4. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
5. В воде купался, а сух остался. (Гусь)
6. Стоят в лугах сестрички: золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
7. Кто сидит на крепкой ножке в бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы — нет под шапкой головы. (Гриб)
8. Во двое горой, а в избе водой. (Снег)
9. Бьют Ермилку по затылку. Он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)
10. Сидит Игнатка на грядке весь в заплатках. Кто его потрогает, тот и заплачет. (Лук)
11. В Полотняной стране по реке Простыне плывёт пароход то назад, то вперёд, а за ним такая гладь, ни морщинки ни видать. (Утюг).
12. Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везёт, а не лошадь (Самолёт)
13. Хоть открыты настежь двери, но ко мне не входят звери, ты смотри меня не трожь — я колючий шарик. (Ёж)
14. Шар земной внесли в автобус! Оказалось, это. (Глобус)
15. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я. (Тетрадь)
Безударные гласные
1. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова)
2. Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг друга не видят. (Глаза)
3. Скоро ест, мелко жуёт, сама не ест, другим не даёт. (Пила)
4. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке, Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)
5. В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка. (Рябина)
6. Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый — краса, а зовут её . (Лиса)
7. Кто ходит ночь и ходит день, не зная, что такое лень. (Часы)
8. Хороводами в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)
9. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днём, ищем-ищем — не найдём. (Роса)
10. По морю идёт, а до берега дойдёт — тут и пропадёт. (Волна)
11. Мы варенья наварили, никому не говорили. Чудеса! Чудеса! Как проведала. (оса?)
12. Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком (Пчела)
13. Не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (Овца)
14. Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла, и сады и огороды всей окреге полила. (Гроза)
15. Делиться со всеми — привычка моя! Вам яду не надо? - спросила. (змея)
16. С бородою, а не старик, с рогами, а не бык, доят, а не корова, с пухом, а не птица, лыко дерёт, а лаптей не плетёт. (Коза)
Мягкий знак (Ь) после шипящих у существительных мужского и женского рода
1. В густом лесу под ёлками, осыпанный листвой, лежит клубок с иголками, колючий и живой (Ёж).
2. Весёлые горошки на зелёной ножке. (Ландыш)
3. Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь)
4. Да не бойтесь, ладно уж, не ужалит этот. (Уж)
5. Хвост во дворе, нос в конуре, кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. (Ключ)
6. Махнула птица крылом и покрыла свет одним пером (Ночь)
7. Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица прямо на трактор чуть не садиться? (Грач)
8. В поле тычинка — золотая вершинка. (Рожь)
9. Зимой нет теплей, летом нет холодней. (Печь)
10. Ростом мал, да удал, от меня ускакал. (Мяч)
Мягкий знак (Ь) и твёрдый знак (Ъ) разделительные
1. Падают с ветки золотые монетки. (Листья)
2. Спинки в веснушках. Ах, как неловко! И покраснела божья . (Коровка)
3. Гуляет в поле, да не конь. Летает на воле, да не птица. (Вьюга).
4. Вместо хвостика — крючок, вместо носа — пятачок. Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Свинья)
5. В лесу у пня суетня, беготня. Народ рабочий весь день хлопочет — из лесного сора строит себе город. (Муравьи)
6. Длинной шеей поверчу, груз тяжёлый подхвачу, где прикажут — положу, человеку я служу (Подъёмный кран)
Мягкий знак — показатель мягкости
1. Шёл долговяз, в сыру землю увяз. (Дождь)
2. Мету, мету — не вымету, несу, несу — не вынесу; пора придёт — сама уйдёт (Тень)
3. В воде купался, а сух остался (Гусь)
4. Кто в дом ни идёт, меня за руку берёт. (Дверь)
5. Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет (Гвоздь)
6. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Желудь)
7. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна просыпается от сна (Медведь)
8. Кто на голове свой дом носит? (Олень)
9. Каждый вечер я иду рисовать круги на льду, только не карандашами, а блестящими . (коньками)
10. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка, можешь и нарисовать. Что такое я? (Тетрадь)
11. У двух матерей по пяти сыновей, для всех одно имя (Пальцы)
Буквосочетания -оро-, -оло-
1. Глубоко был спрятан он, 1-2-3-и вышел вон, и стоит он на виду, белый, я тебя найду. (Боровик).
2. Не сеют, не сажают — сами вырастают. (Волосы)
3. Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистее, нежней? Кто же это? (Соловей)
4. Десять мальчиков живут в зелёных чуланчиках. (Горох)
5. Стоит копытце, полно водицы. (Колодец)
6. Чёрных ягод пышных куст — хороши они на вкус. (Смородина)
7. Говорит дорожка — два вышитых конца: «Помойся хоть немножко, чернила смой с лица! Иначе ты в полдня испачкаешь меня» (Полотенце)
8. На стене висит, болтается, всяк за него хватается.(Полотенце)
9. Не море, не земля, корабли не плавают и ходть нельзя. (Болото)
10. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает (Воробей)
11. Вырос в поле дом, полон дом зерном. Стены позолочены, ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)
12. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко)
13. Деревянная шея, железный клюв, стучит «тук, тук, тук» (Молоток).
Буквосочетания жи – ши
1. Сами крошки, боятся кошки, под полом живут, туда всё несут. (Мыши)
2. Ползун ползёт, иголочки везёт. (Ёжик)
3. Два берёзовых коня по снегам несут меня. Кони эти рыжие, а зовутся (лыжами)
4. С неба падают зимою и кружатся над землёю лёгкие пушинки, белые (Снежинки)
5. Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он (Жираф)
6. Кувшинчики и блюдца не тонут и не бьются.
7. Травка та растёт на склонах и на холмиках зелёных, Запах крепок и душист, а её зелёный лист нам идёт на чай. Что за травка, отгадай! (Душица)
8. На четыре ноги надевали сапоги. Пред тем, как надевать стали обувь надувать. (Шины)
9. Растёт зелёный кустик, дотронешься — укусит. (Шиповник)
10. Если дождик — мы не тужим, бойко шлёпаем по лужам. Станет солнышко сиять — нам под вешалкой стоять. (Калоши)
Буквосочетания чу-щу
1. Ночь, но если я захочу, щёлкну раз — и день включу. (Выключатель)
2. Пять амбарушек — одни ворота (Перчатки)
3. Не шит, не кроен, а на ниточке сборен (Чулок)
4. Идут, идут, а всё тут как тут. (Часы)
5. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала (Туча)
6. Чёрненько, горяченько, а все любят. (Чай)
7. Хвостиком виляет, зубаста, а не лает. (Щука)
8. Горит столб, а дыму нету (Свеча)
9. Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
10. Стоит Антошка на одной ножке, руки из палки, в руках мочалки. (Чучело огородное)
О ягодах
1. Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина)
2. Чёрных ягод пышный куст — хороши они на вкус. (Смородина)
3. На припёке у пеньков много тонких стебельков.
4. Каждый тонкий стебелёк держит алый огонёк. Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)
5. Растёт в траве Алёнка в красной рубашонке. Кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт. (Земляника)
6. На лесной полянке красуется Татьянка, алый сарафан, белые крапинки. (Земляника)
7. В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? (Рябина)
8. Зелёные кусточки, алые цветочки; когти-коготочки, стерегут цветочки. (Шиповник)
9. Растёт зелёный кустик — дотронешься — укусит. (Шиповник)
10. Весной — белёная, летом — зелёная, осенью — калёная, зимой — хвалёная. Калина)
11. Белая, пушистая, густая, душистая, завесила село — как будто подморозило, как будто сад и озеро метелью занесло. (Черёмуха)
12. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят, очень любят бусы эти, дети, птицы и медведи. (Малина)
13. Я красна, я кисла, на болоте я росла, дозревала под снежком, ну-ка, кто со смной знаком? (Клюква)
14. На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
15. Кафтан на мне зелёный, а сердце, как кумач,
16. на вкус, как сахар сладкий, а сам похож на мяч. (Арбуз)
17. Была зелёной, маленькой, потом я стала аленькой, на солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Вишня)
Следующая загадка
Материал "Орфограммы в загадках" помогает мне разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операции.
Вложение | Размер |
---|---|
orfogrammy_v_zagadkah.docx | 24.53 КБ |
Читайте также: