Загадка про вулкан для детей

Обновлено: 22.11.2024

Вот вулкан — это гора,
А внутри горы — дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.
Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,
Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.

Вулканы начали «вулканить» —
Из жерла лаву извергать.
По склонам лава потекла
И Землю сильно обожгла.
Спустя века закашлял злой
Вулкан и пеплом, и золой.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать —
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул —
И на десятки лет уснул.
Пройдут века.
И вновь вулкан проснётся,
И лава из нутра его польётся.

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспалённым прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Вулкан стоит среди пустыни,
Молчит, не дышит, не скрипит,
Но только под землёй, в глубинах
Он землю плавит, ворошит.

Уж в недрах магма закипает,
По жерлу движется огонь,
И всё горит, не исчезает
Старой, древней злости вонь.

Долго магма закипала,
Рвётся ввысь, громить, крушить;
Ярости пора настала,
Чтоб всё рушить и сносить.

Видно, как крошится камень —
Ада страшное панно —
Небо сине тёмно стало:
Мрачно будет век оно.

Наконец, изверглось пламя
По вулкану льёт река,
Лава даст горе орнамент,
Красна стала вся она.

Охладел ручей на вёрсты
Апогей давно уж спал
И стоит, ни жив, ни мёртвый
Но потухший сей вулкан…

Следующая загадка

Приходите, не стесняйтесь
В гости к нам, в наш книжный дом!
Ждем мы всех, ждем каждого,
Кто с книгой дружит
И заглянуть не поленится
В этот дом!
Это (библиотека).

Этот дом не простой:
В нем живут бок о бок
И Кощей, и царь Гвидон.
А на соседней с ними полке
Живут, не тужат и, кстати,
В доме этом они дружат,
Волк и семеро козлят.
И всегда в гости ждут
Они ребят!
(библиотека).

Что за дом такой чудной?
Много полок в нем высоких.
И стоят они кругом.
А на полках – книги.
(библиотека).

Если хочешь больше знать,
То дом ты непременно этот
Должен посещать.
Ведь там найдешь ты много:
От маленькой брошюрки
До большого тома.
Жильцов в нем умных
Этих очень много!
(библиотека).

Стоят на полочках рядами.
Рядов – не счесть.
И полок книжных
Там тоже очень много есть!
(библиотека).

Дом чудес и дом науки,
Как его не назови –
Все равно он очень нужный
И посещать его мы обязательно должны!
(библиотека).

Книжек умных очень много –
Всех не счесть.
Но живут они все дружно
В доме этом.
Пойдем туда сегодня в гости,
И я обязательно найду,
Какую книгу мне прочесть.
(библиотека).

Сколько сказочных героев в доме том живет!
Но, не только ими он и славен.
Там много-много разного еще!
Туда придя, я в мир особый погружаюсь.
А вроде, и невзрачен он:
Стоят на бесконечных полках
Дружными рядами книжки одна за другой.
Но, только лишь я их открою,
Я в мир чудесный этот погружаюсь с головою!
Не знаю, даже, что и выбрать,
Чтоб взять с собой домой.
Наверно, все уже вы догадались,
Как называется волшебный этот дом?
(библиотека).

Знанья надо пополнять!
А где же их побольше взять?
Конечно, их источник – книга.
А это значит, что книжный дом –
Их кладезь очень уж большой!
(библиотека).

Мы там найдем все, что душе угодно:
Сказки, песни и стихи,
Труды писателей великих и ученых –
В книжном доме полки этого всего полны! (библиотека).

Сегодня с классом мы ходили в необычный дом.
Жильцов обычных ни за что не сыщешь в нем!
Зато, там полки ломятся от книг –
Здесь их владенья,
Потому что это – книжный мир!
(библиотека).

Сегодня книгу дочитал я.
А это значит, что завтра
Вновь пойду я в этот дом,
Где книгу новую возьму.
Ну, а когда я и ее прочту,
То непременно снова
Владенья книг я посещу!
Это (библиотека).

Там найти мы сможем
И множество легенд,
И кучу правдивых повестей,
И сказочных историй.
Все они стоят рядами
Длинными на полках.
Полок много в этом месте,
А называется оно – (библиотека).

Туда придя, найдем много нового и интересного.
И все это стоит в рядах, у каждого – свое место.
(библиотека).

За лето много книжек я прочла.
А где их столько я взяла?
Конечно же, все знаем мы,
Что в доме собственном они
Живут, не тужат и ребят всегда ждут в гости,
Рядами ровными маня.
Теперь, давайте дружно назовем
Имя дома, в котором
Книжки мы читать берем!
(библиотека).

Где еще найти мы сможем
Сказку, повесть, иль роман?
Где их очень-очень много?
Это знать обязан каждый книгоман!
(в библиотеке).

Книжек много всяких разных,
На вкус любой, стоят рядами
Там на полках.
А этот дом большой,
Где живут они как мы зовем?
(библиотека).

Почитать о вулканах детям

«Большая детская энциклопедия», издательство: Махаон

«Как устроена земля?» А. Мещерякова, издательство: Аванта

«Детская энциклопедия», издательство: РОСМЭН

Следующая загадка

В арсенале опытных педагогов есть множество способов привить дошкольнику любовь к науке. В их числе – работа в «детской лаборатории», проведение научных экспериментов, простых опытов. Самостоятельно экспериментируя с веществами и наблюдая физические явления, дети не только усваивают знания об окружающем мире. Они учатся мыслить нестандартно, исследовательски, а иногда могут удивить своей логикой.

Одна из интересных для детей тем о природе – вулканы. Удивительный мир этих природных явлений не оставит равнодушным ни одного ребенка. А практический опыт под руководством воспитателя приведет в восторг даже самых пассивных воспитанников.

Аудитория: дошкольники 5-6 лет

Реквизит:

  1. Слайды или плакаты об устройстве вулканов, книги про вулканы для детей, листы для рисования, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
  2. Набор для проведения опыта (таз или глубокая чаша, банка или бутылочка, вода, картон, скотч, сода, уксус, средство для мытья посуды, пищевой краситель).

Ход занятия

Воспитатель начинает занятие с загадки про вулкан:

-Я бросаю камни, лаву,

Я – опасный великан!

Знаменит недоброй славой.

Как зовут меня? (Вулкан)

— Дети, сегодня мы с вами узнаем много интересного о вулканах, о том, из чего они состоят, как они спят, извергаются, изменяют природу вокруг себя. В нашей лаборатории мы проведем волшебный опыт и увидим, как из вулкана вытекает лава, а в конце занятия нас будет ждать викторина с вопросами про вулканы. Вы любите опыты и викторины? В конце занятия мы с вами еще и поиграем в игру «Вулканологи».

— Что такое вулкан? Может быть, кто – то уже знает?

Это большая природная гора с отверстием на вершине, из которого горячие потоки выливаются на поверхность земли.

— Откуда взялось такое название – Вулкан? У древнего народа – римлян – был Бог огня по имени Вулкан и жил он на острове Вулькано в стране, которая называется в настоящее время Италия. Бог Вулкан повелевал огнем и молниями, помогал кузнецам с помощью огня изготавливать предметы из железа.

Здесь воспитатель обращает внимание дошкольников на слайды или плакаты об устройстве вулканов.

— Из чего состоит вулкан? Мы с вами уже знаем, что вулкан – это большая гора. У нее есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскаленная порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он расположен на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом, которое называется магма.

— Почему извергаются вулканы? Магма накапливается в пещере, начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву. Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни. Вся земля вокруг становится серой и безжизненной.

Физминутка «Извержение вулкана»

— Давайте с вами изобразим как извергается вулкан! Сядем все на корточки или на пол. Мы – магма в подземной пещере. Теперь начнем закипать и бурлить. Будем плескать руками по воздуху и пытаться вскочить. Так вулкан дрожит, готовится к извержению. А теперь пусть наш вулкан вырывается через жерло наружу. Дети подскакивают и тянут руки вверх. Магма вылилась из жерла через кратер и растеклась по земле, стала лавой.

Интересные факты о вулканах

— А теперь интересные факты о вулканах. Они бывают активные и спящие (потухшие). Активные вулканы – это те, которые извергались за последние 10 тысяч лет, и еще могут проснуться и извергать лаву. Спящие вулканы уже никогда не проснутся. Все вулканы изучают ученые – вулканологи, именно они делают прогнозы, что же будет дальше, извергнется вулкан или будет спать.

— Самый большой вулкан на планете, если считать высоту от уровня моря, – Охос-дель-Саладо. Его высота – 6887 метров. Он находится в Южной Америке и считается спящим, потухшим.

— Самый опасный вулкан расположен в Мексике, он называется Попокатепетль. Сможете повторить это слово? Вулканологи ждут, что он когда–нибудь проснется и извергнет лаву. Попокатепетль может погубить много людей.

— На Канарских островах есть вулкан, на котором построили ресторан, и прямо на огне вулкана люди готовят пищу! Поджаривают шашлык, рыбку и угощают гостей!

А теперь давайте попробуем сами устроить извержение вулкана!

Опыт в детской лаборатории

Воспитатель изготавливает макет вулкана заранее до занятия или в ходе занятия вместе с детьми.

На стол ставят таз или поддон. Это будет остров. Картон надо свернуть конусом, шов заклеить скотчем либо клеем. Кончик конуса – кратер срезать ножницами. Конус можно обмазать пластилином, так он будет похож на настоящий вулкан. На дно таза под конус надо поставить бутылочку, в нее всыпать столовую ложку соды, влить средство для мытья посуды (25 мл). Вокруг горы в таз можно насыпать камешки, песок, расставить фигурки животных. Так картина будет более реалистичной.

В кружечке развести пищевой краситель (можно красного или оранжевого цвета) с водой и вылить все в бутылочку под вулканом к другим ингредиентам. Так будет готова магма.

А теперь самое главное: вливаем в жерло вулкана уксус и наблюдаем извержение!

Здесь воспитателю надо быть внимательным, важно не пролить уксус мимо и не допустить, чтобы дети надышались этой жидкостью.

Смешиваясь с содой и средством для мытья посуды в бутылочке в основании вулкана, уксус создаст обильную пену из жерла, которая потечет по склону горы.

Если досыпать соду и доливать уксус, то извержение вулкана можно несколько раз повторить. Детям, несомненно, понравится зрелищный опыт.

После опыта желательно проветрить помещение.

Викторина

Викторина поможет маленьким исследователям закрепить полученные знания. Вопросы:

— Откуда взялось название «вулкан»?

— Каким ремесленникам помогал бог огня?

— Как называется горячее вещество в пещере под вулканом?

— Как называется длинное отверстие в вулкане, по которому поднимается магма?

— Что такое кратер?

— Во что превращается магма, которая вытекает из жерла вулкана?

— Какие бывают вулканы?

— Кто такие вулканологи?

— Как называется самый большой вулкан на планете? Такое трудное слово…

— Как называется самый опасный вулкан?

Игра «Вулканологи»

Самых активных участников викторины можно назначить учеными – вулканологами. Пусть это будут девочка и мальчик.

Теперь нужно выбрать 3 — 4 сильных мальчика, которые крепко возьмутся за руки и образуют жерло вулкана. Их задача – удерживать свои руки несмотря ни на что и не разрывать круг.

Вулканологам надо наполнить вулкан магмой. Для этого они зовут остальных участников в жерло. Девочка – вулканолог берет за ручки других девочек, приводит в круг – жерло вулкана. А мальчик – вулканолог приводит мальчиков, «вталкивая» их в жерло.

Круг – жерло стоит крепко, не разжимая руки. Детям будет очень весело залазить в круг и толпиться там, вулкан в это время уже бурлит, готовясь к взрыву.

Всех, кто не влез в жерло, можно назвать динозавриками, они бродят вокруг вулкана. Как только жерло переполнилось, вошли в круг все, кто смог, магма разорвала жерло – вулкан извергнулся, дети выскочили или вывалились на пол из круга. Это так весело!

Может быть теперь вулканологи сами выберут себе по помощнику и будут жерлом?

В конце занятия воспитатель предлагает детям рассматривать книги про вулканы для детей с иллюстрациями. На основании полученных знаний дети могут сами нарисовать вулкан, процесс его извержения, воспользовавшись листами бумаги, красками, фломастерами, карандашами.

Так из рисунков в детском саду получится почти настоящая научно – познавательная выставка про вулканы для детей.

Мультфильмы о вулканах

Творческие работы по теме «вулкан»

Следующая загадка

Существует множество вулканов на планете земля, лишь упоминание о которых наводит ужас на некоторых, особо впечатлительных, представителей рода человеческого. Чего только стоит йеллоустонский вулкан. Активизация которого грозит гибелью большей части Америки. Но мы не такие кровожадные и рассматриваем вулканы лишь как тему для увлекательных детских загадок. Которые и предлагаем Вашему вниманию в этом разделе.

И дымит со всех сторон,
Там опасный хулиган,
Вновь проснувшийся…(Вулкан)

Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня…(Вулкан)

В небеса пускает дым.
Но, как только кашлянул,
В небеса огонь рванул…(Вулкан)

Характер тихий до поры.
Но может так случиться -
Взорвётся, задымится…(Вулкан)

Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую…(Вулкан)

Что делать мне - решаю сам
Могу я спать, могу рычать,
Огонь и пепел извергать
А ну, попробуй угадать
Как же меня звать…(Вулкан)

Курит горочка, дымит,
Пепел сносит в океан,
Слышно, как гора храпит,
Не будите! Спит…(Вулкан)

Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен…(Гейзер)

Вверху - дыра.
Внутри – жара!
Иногда пускает лаву.
На неё найди управу…(Вулкан)

Взметнулся в небо ураган
Горячего и злого нрава:
Откупорив из камня жбан,
Льёт вниз расплавленную лаву
И кружит в воздухе отраву
Разгневанный седой…(Вулкан)

Познавательное видео о вулканах для детей

Грязевые вулканы

Картинка Библиотека

Несколько интересных детских загадок

Нету ног, а вперед все бежит. Нет языка, а очень говорлива она. Что это? (Река).

Я на клюшку так похожа, И по виду кочерга. Со мною надо быть по строже. Угадай скорей. Кто я? единица

В синем море обитает Рыба хищная одна. А названье этой рыбы Начинается на "А". Зубы у нее, как бритва, А коварна, а умна! Звук за километры слышит Догадайся, кто она? (Акула)

Формы я шарообразной, И бываю очень разный. Волейбольный и футбольный, Резиновый, из кожи. Круглый очень-очень я, На арбуз похожий Со мной играет девочка и мальчик. А называют меня (мячик).

Его родина - теплые страны, Он в России нигде не растет, Если в доме он вдруг появился, Так и хочется взять его в рот. (Апельсин)

Читайте также: