Загадка с ответом эксперимент
Обновлено: 24.12.2024
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – июль-август 2019г.
НЕОБЫЧНЫЕ ОПЫТЫ ПРОФЕССОРА УДИВЛЯЙКИНА
конспект познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы
Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников.
Программные задачи:
- научить в игровой форме проводить простые опыты и эксперименты с использованием доступных средств;
- изучить особенности, свойства, качества и применение различных предметов;
- формировать умение выполнять задания в соответствии с заданной целью;
- развивать внимание, наблюдательность, познавательный интерес у детей.
Ход развлечения:
Мотивационно-ориентировочный этап
В группу входит воспитатель в костюме профессора (белый халат, большой яркий галстук, парик, очки). Вносит большую коробку с оборудованием для опытов.
Воспитатель:
Практический этап
Профессор: Итак, все готовы? Ну что же, чудеса начинаются! Так, так, так… Что же у меня здесь есть? (Профессор что-то ищет в коробке, загадывает детям загадку).
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Профессор достает из коробки воздушные шарики.
(Для проведения опытов и экспериментов поочередно приглашаются дети).
Эксперимент «Надувающийся шар».
- воздушный шарик
- пластиковая бутылка
- сода – 2 ч. л.
- уксус – 3-4 ст. л.
Описание опыта:
Насыпаем в шарик соду. С помощью воронки в пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус. Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.
Объяснение опыта:
При смешивании соды и уксуса выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке, выходит из неё и попадает в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.
Профессор: А что будет, если шарик проколоть иголкой? Шарик лопнул – не беда, новенький надую я.
Эксперимент «Прочный шарик».
- воздушный шарик – 2 шт.
- вязальная спица
- скотч
- иголка
Описание опыта:
Вариант 1
На шарик наклеивается кусочек скотча. В месте наклеивания скотча, ребенок прокалывает шар иголкой.
Профессор: А сейчас я проколю этот шарик вязальной спицей, и он останется абсолютно целым.
Вариант 2
Надуваем шарик несильно и завязываем его. Аккуратно и медленно прокалываем спицей дно шарика в самом темном месте. Так же аккуратно можно проколоть шарик возле завязанного горлышка.
Объяснение опыта:
Шарик не лопается, потому что мы прокалываем его в местах наименьшего натяжения. Когда спица проходит сквозь стенки шарика, резина плотно её облегает и не даёт воздуху вырваться наружу, поэтому шарик не сдувается.
Профессор: Надеюсь, что после следующего эксперимента вы полюбите овсяную кашу и будете есть её с удовольствием!
Эксперимент «Живая каша».
Материал:
- тарелка с геркулесовыми хлопьями
- воздушный шарик
Описание опыта:
Потрите воздушный шарик о голову, произнося волшебные слова. Поднесите шарик к тарелке с геркулесовыми хлопьями. Хлопья полетели к шарику.
Объяснение опыта:
Оказывается, атомы, из которых состоит всё-всё-всё на свете, могут иметь как положительный, так и отрицательный заряд. Так вот, частицы с одинаковым зарядом отталкиваются, а с разным зарядом притягиваются. Если потереть шарик о волосы, он станет отрицательно заряженным. Теперь, если его поднести к хлопьям, положительно заряженная частичка начинает тянуться к нему, и хлопья взлетают вверх, а затем падают обратно.
Профессор: А у меня вот ещё какие шарики есть! Новые, игручие, круглые, колючие! (Раздает детям массажеры «Су-Джок». Проводится самомассаж, дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Шарик в руки мы возьмем,
Покатаем и потрём,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Шарик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Шарик нам ладошки колет,
Руки к опытам готовит.
Профессор: На этом предлагаю опыты с шарами закончить и немного потанцевать.
Физминутка
Дети выполняют движения по показу под песню «Изобретатели» (гр. «ЧаПиКи»).
Профессор: Ребята, присаживайтесь на свои места. А с чем же мы будем экспериментировать дальше, вы узнаете, отгадав загадку.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать? (Вода)
Эксперимент «Стакан-непроливайка».
Материал:
Описание опыта:
Накройте стакан марлей. Закрепите марлю на месте резинкой, чтобы края марли крепко прижимались к стакану. Налейте через марлю полный стакан воды. Одной рукой возьмите стакан вместе с марлей, а другой рукой накрой его сверху картоном. Переверните стакан вверх дном над миской. Скажите волшебные слова, а потом медленно уберите руку, закрывающую стакан. Вода не выливается! (Этот эксперимент проще выполнить если стакан полон воды до краев).
Объяснение опыта:
Вода обладает таким свойством, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить. И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!
Эксперимент «Водолазный колокол».
Материал:
- прозрачный контейнер с водой
- стеклянная банка
- листок бумаги
Описание опыта:
Листок бумаги убираем в банку, чтобы он упирался в её стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутой банке на дно контейнера с водой. Бумага остается сухой. После того как вытащите листок — дайте детям удостовериться, что он действительно сухой.
Объяснение опыта:
В банке есть воздух. Когда мы переворачиваем её вверх дном и опускаем в воду, воздух не дает воде подобраться к бумаге, вот почему она остается сухой.
Эксперимент «Апельсин – утонет или нет?»
Материал:
- апельсин 2 шт.
- контейнер с водой
Описание опыта:
Один апельсин положим в контейнер с водой. Что происходит? Апельсин плавает. И даже если очень постараться, утопить его не получится. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул.
Объяснение опыта:
В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Профессор: Ребята, давайте сыграем в игру «Тонет-плавает». Я буду показывать предмет. Если он тонет в воде, говорите «буль-буль-буль», если плавает – гребите руками и говорите «плюх-плюх-плюх».
Профессор:
Лава, пепел и огонь-
Все это внутри него.
Он, как каменный чулан,
Называется… (Вулкан).
Эксперимент «Извержение вулкана»
Материалы:
- пищевая сода 2 ст. л.
- уксус 2 ст. л.
- вода 150 мл
- жидкость для мытья посуды 1 ст. л.
- гуашь (красная) 1 ч.л.
Описание опыта:
Разместите вулкан на подносе или в другой емкости с бортиками. Налейте в «кратер» вулкана воду, добавьте 1 ст. л. жидкости для мытья посуды, красную гуашь, соду и немного уксуса. Из жерла вулкана с шипением потечет густая пена.
Объяснение опыта:
Уксус – это кислота. Сода – это щелочь. Они вступают в интенсивную реакцию, в результате которой образуется углекислый газ. Так как газы занимают больше места, чем твердые тела и жидкости, смесь начинает пузыриться и вытекать из бутылки, т.е. происходит дегазация, тот же процесс, что при извержении вулканов.
Рефлексивно-оценочный этап
Профессор: Мои юные исследователи, пришло время прощаться. Что вас сегодня больше всего удивило? Что вы узнали нового? (Ответы детей).
Использованная литература
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Ход опыта.
В гости приходит Незнайка и приносит фотографию ракеты.
Незнайка. Я принес фотографию ракеты, на которой
летал на Луну. А теперь я хотел бы полететь на самолете, он летит медленнее и мне удобнее будет все рассмотреть в иллюминатор.
Воспитатель. Можно, ребята, лететь в космос на самолете?
- Для чего самолету воздух?
Воспитатель. Самолет взлетает и летит, как бы опираясь на воздух крыльями, как птица.
Пускаем бумажный самолет.
А ракета летит в космосе, а там воздуха нет.И еще Земля очень сильная: все притягивает и не отпускает. Чтобы преодолеть притяжение надо быстро лететь.
Незнайка. Значит ракета самый быстрый вид транспорта на Земле?
Воспитатель. Да, благодаря тому что у ракеты особый двигатель – реактивный. Газ с огромной силой вырывается через отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков в другую.
Хотите увидеть как это работает?
Возьмем маленький воздушный шарик, соломинку, зажим, клейкую ленту, толстую нить.
- Надуваем шарик и закрываем его с помощью зажима.
- Прикрепляем соломинку на шарик с помощью клейкой ленты.
- Натягиваем нить между двумя стульями, предварительно продев нить через соломинку, приклеенную к шарику.
- Убираем зажим. Воздух выходит, шарик летит по всей длине нити.
Детям предлагаем поиграть с шарами «Чей быстрее летит» (дети надувают шары, держат пальцами, разжимают пальцы – шарик летит)
Делаем выводы с детьми.
Воздух вырывается в одну сторону, а шар летит от толчков в другую
Чем больше воздуха в шаре, тем быстрее шар летит. Значит и в ракете, если топливо хорошо сгорает и газы с силой вырываются, ракета летит быстрее.
Шпионские игры.
Цель: выявить возможность использования различных веществ вместо чернил и грифеля, способы их проявления.
Материалы: лимон, ватные палочки, йод, листы бумаги, свеча.
Ход опыта.
К нам опять пришел Незнайка.
Незнайка. Ребята, ко мне в руки попало секретное письмо, в котором написано, где спрятаны в группе всякие сладости. А прочитать я его не могу – буквы на нем невидимые – помогите, пожалуйста.
Воспитатель. Что же делать? В одной книге я читала, что при нагревании появляются буквы, давайте попробуем. (впоминаем правила техники безопасности).
Зажигаем свечу – нагреваем бумагу, буквы проявляются, видно не очень четко, но прочитать можно.
- Сладости мы сейчас найдем, но у нас есть еще один способ расшифровки, более безопасный. В стакан с водой капаем несколько капель йода и этим раствором смазываем лист – читаем письмо.
Воспитатель. Под действием йода содержащийся в бумаге крахмал становится фиолетовым (мы проводили опыт с картофелем и йодом).
Лимонный сок обесцвечивает цвет, поэтому написаное проступает в виде белых букв, если записку зашифровали.
- Я вам уже подсказала, чем писали письмо, кто внимательно слушал? (лимонным соком)
Дети получают найденные конфеты.
- А теперь давайте сами напишем секретное письмо.
Для этого нам понадобится лимонный сок (выжимаю из лимона, лист бумаги, ватные палочки, свеча, настойка йода.
Дети проделывают опыт. Затем воспитатель некоторые работы нагревает над свечой - видим результат.
Остальные дети используют для расшифровки настойку йода (можно поменяться секретными письмами для расшифровки).
Незнайка. Спасибо вам, ребята, за то, что разгадали секрет, нашли клад -
все тайное становится явным.
Делаем выводы с детьми.
Писать можно не только ручкой и карандашом, но и другими веществами.
Задание на дом узнайте вместе с родителями, чем еще можно написать секретное письмо.
(Вика Н. – писала дома с мамой молоком. Никита В. и Оля К. сказали, что есть ручки с невидимыми чернилами)
Цель: познакомить с понятием «магнит», выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Материалы: магниты, некоторые предметы, стакан с водой, скрепки.
Следующая загадка
Дети стремятся больше узнать о мире, который их окружает. Вместе с игрой значение в развитии ребенка играет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к умозаключениям. Дети очень заинтересовываются и увлекаются процессом обучения, когда сами могут обнаружить новые свойства предметов, их сходство и различия, когда предоставляется возможность приобретать знания «самостоятельно».
Дошкольники – это пытливые исследователи, чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше информации впитывает ребенок. Поэтому в дошкольном воспитании и обучении особое место необходимо отвести детскому экспериментированию.
Цель исследовательской деятельности в ходе экспериментирования: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, научить видеть проблему, ставить цель, анализировать изучаемый объект, выделять существенные признаки, связи, выдвигать гипотезы, делать выводы. Воспитывать наблюдательность, аккуратность при проведении опытов и соблюдение правил безопасности.
В нашей группе мы создаем условия для развития познавательной и речевой деятельности детей средствами экспериментальной деятельности. При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности. Опыты и эксперименты проводим разные: демонстрационные (педагог сам проводит эксперимент) и фронтальные (дети сами непосредственно делают опыты).
Занятия – эксперименты для детей старшего дошкольного возраста.
Загадки растворимости.
Цель: показать детям, что есть вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способами очистки воды – фильтрованием; развивать умение предполагать и делать выводы.
Материалы: стеклянные баночки, вода, марганцовка, стиральный порошок, соль, мука, растительное масло, варенье, активированный уголь, ложки, бумага, марля, воронка, клеенка для стола.
Ход опыта.
Незнайка загадывает загадку про солнце.
Воспитатель. На что похоже солнце? (огненный шар)
Солнце – самая близкая к Земле звезда. Солнце – главный осветитель. Что было бы, если бы не было бы Солнца? (Чуковский «Краденое солнце»)
Не будь солнца, все погрузилось бы во тьму, и жизнь на Земле бы угасла. Как проверить, что Солнце дает нам тепло?
Представим, что лампа – это Солнце. Поставьте ладошку. Что вы чувствуете?
Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце – это раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло.
Вот и солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от нее нагревается
воздух. Теплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх.
Незнайка. Хотите в этом убедиться?
Воспитатель. Рисуем на бумаге большой круг и вырезаем его. Проводим по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырезаем ее. На что похожа спираль? (на змею)
- Я вам помогу с помощью надеть сквозь головку нитку. Подвести змею над
- Почему спираль вертится?
Поднимающийся теплый воздух заставляет змейку вертеться. Так мы убедились, что теплый воздух поднимается вверх, а холодные слои опускаются вниз.
Незнайка. Над чем еще можно подержать спиральку, чтобы она крутилась?
Дети. Плита электрическая, батарея, свеча.
Воспитатель. Да, ребята, вы совершенно правы, но нужно быть очень осторожными и соблюдать технику безопасности, лучше всего опыты проводить с взрослыми.
(дети весь вечер держали змейку на батареей центрального отопления)
Еще поводилось большое количество опытов и всегда дети с интересом откликались на решение предложенных задач.
1. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».
2. Занимательные эксперименты и опыты / [ Ф. Ола и другие]. – М. : Айрис – пресс, 2012.
Публикации по теме:
Позновательно-экспериментальная деятельность детей. Дети пятого года жизни начинают интересоваться» всем на свете». Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает.
Экспериментальная лаборатория «Почемучка» Нащ детский сад имеет возможность разместить в одном из помещении экологическую комнату в которой находятся комнатные растения, аквариумы.
Ход опыта.
В группе появляется Незнайка с новой задачкой:
«Ребята, помогите, Знайка предложил решить задачу, я думал, думал и ничего не придумал».
Воспитатель. Что же это за хитрая задача?
Незнайка. Как из стакана с водой достать скрепку не замочив рук?
Воспитатель. Давайте подумаем, как помочь Незнайке.
Дети предлагают достать скрепку ложкой, вылить воду, перевернуть стакан.
Воспитатель. Чтобы вам легче было догадаться, посмотрите – вот лежат различные предметы (пластмассовые игрушки, деревянный конструктор, мелкие металлические предметы). Что с ними произойдет, если к ним поднести магнит?
Дети. К магниту притянутся железные предметы
Воспитатель. Теперь догадались, как достать скрепку из воды.
У детей стаканы, наполненные водой, со скрепкой. У каждого магнит. Проводим опыт.
Делаем выводы с детьми.
Магнитная сила действует сквозь воду и стекло.
Задание на дом: поэкспериментировать с магнитом, и выяснить через какие еще предметы он может действовать.
(магнитная сила действует через бумагу, картон, дерево)
Тепло против холода.
Цель: доказать детям, что теплый воздух более легкий, чем холодный, дать представление о том, что Солнце является источником тепла и света.
Материалы: лист бумаги, нитка, иголка, шаблоны.
Следующая загадка
Ход эксперимента. Опустить гусиное перо в воду, достать его, стряхнуть воду, перо останется сухим.
Вывод: гусиные перья смазаны жиром, поэтому не намокают в воде, остаются сухими.
1. Мокрый, как курица.
Материалы: емкость с водой, куриное перо.
Ход эксперимента. Опустить куриное перо в воду, стряхнуть воду, перо останется мокрым.
Вывод: куриные перья не смазаны жиром, поэтому они намокают в воде.
2. В решете воду не носят.
Материалы: сито, емкость с водой.
Ход эксперимента. Наливать воду в сито, она выливается.
Вывод: в сите много дырок, поэтому вода выливается из сита.
3. Как с гуся вода.
Материалы: емкость с водой, гусиное перо.
Ход эксперимента. Опустить гусиное перо в воду, достать его, стряхнуть воду, перо останется сухим.
Вывод: гусиные перья смазаны жиром, поэтому не намокают в воде, остаются сухими.
1.«Мороз Иванович» Принесла Ленивица бриллиантовое ожерелье домой, а оно и растаяло.
Материалы: формочки, нитки, вода, краски, кисти.
Ход эксперимента. Подкрашенную воду, разлитую в формочки, заморозить, предварительно опустить ниточки в воду, собрать на длинную нитку, потом получившееся ожерелье принести в комнату. (оно начнет таять)
Вывод: В тепле лед тает.
2.«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке»
Материалы: картинки, лист белой бумаги, ватный диск, блюдце с подсолнечным маслом.
Ход эксперимента. Картинку накрыть листом белой бумаги, окунуть ватный диск в подсолнечное масло, и приговаривая: «Катись, катись наливное яблочко по серебряному блюдечку, покажи мне…», выполнять круговые движения, промасливая бумагу, бумага станет прозрачной и изображение на картинке станет видно.
Вывод: промасленная бумага становится прозрачной.
3.«Три поросенка» Почему дом из камней оказался прочнее домиков из соломы и прутиков?
Материалы: соломинка, прутик, камешек.
Ход эксперимента. Подуть сначала на соломинку, на прутик, они легко перекатываются по столу, камешек не передвигается с места.
Вывод: домик из камня прочнее, домиков из соломы и прутьев.
4.«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Не пей, Иванушка, из копытца, козленочком станешь.
Материалы: две пробирки, воронка, ватный диск.
Ход эксперимента. Талую воду налить в воронку с ватным диском, на диске останется грязь.
Вывод: талая вода - грязная, пить ее нельзя.
5. «Золушка» Поможем Золушке разобрать крупу.
Материалы: тарелка с перемешанной крупой (манка, рис, сито, пустая тарелка.
Ход эксперимента. Высыпать крупу в сито и просеять: манка просеется, а рис останется в сите.
Вывод: зерна манки мелкие, они проваливаются в дырочки сита, а рисовые зерна крупные, они остаются в сите.
6. «Приключения Буратино» Поможем Буратино достать ключик со дна пруда, не замочив руки.
Материалы: банка с водой, ключ, магнит на ниточке.
Ход эксперимента. Опустить магнит в банку, ключ притянется к магниту.
Вывод: магнит и в воде не теряет своих свойств: притягивать металлические предметы.
Публикации по теме:
Картотека игр-эстафет по сказкам Картотека игр-эстафет по сказкам1. «Ядро барона Мюнхгаузена»Ядро – обычный воздушный шарик, на котором крупно написано: «Ядро». Участник.
Картотека опытов и экспериментов с почвой на прогулке для детей 5–7 лет Тема: «Почва» 1. Опыт «Состояние почвы в зависимости от температуры». Цель: выявление зависимости состояния почвы от погодных условий.
Картотека опытов и экспериментов в зимнее время Картотека опытов и экспериментов: Младшая группа. 1. «Свойства снега». Продолжать знакомить детей со свойствами снега, учить выявлять их.
Ход опыта.
Воспитатель. Сегодня мы изучим свойства веществ вместе с Незнайкой. Он хочет разобраться, что будет с водой, если в нее что-нибудь добавить из аптечки доктора Пилюлькина.
Перед проведением экспериментанапоминаем правила техники безопасности: нельзя пробовать на вкус вещества- можно отравиться; нюхать осторожно, направляя запах от стакана ладошкой – вещества могут быть едкими и можно обжечь дыхательные пути.
Воспитатель. Что изменится, если растворить предложенные вещества в воде?
(Дети растворяют вещества в разных баночках.)
- Что произошло с водой после смешивания?
Дети: соль исчезла в воде, вода осталась прозрачной; марганец окрасил воду; с мукой вода стала мутной, масло плавает сверху пленочкой - не растворилось.
Воспитатель. Можно ли очистить воду от разных веществ?
С помощью чего это можно сделать?
Детям предлагаем взять различные материалы вату, бумагу, марлю.
Самый простой способ – фильтровальная бумага.
Вырезаем круг и вкладываем в воронку.
Складываем марлю, вату – вкладываем в воронку.
- Что удалось отфильтровать?
Дети. Масло, оно сразу осталось на бумаге, потому что не растворяется в воде. Соль, марганец, порошок –не отфильтровались – хорошо растворились.
Воспитатель. А для чего уголь лежит в аптечке доктора Пилюлькина?
(некоторые дети сказали, что его принимают при отравлении, поносах)
У воспитателя в стакане налита вода с растворенной в ней тушью, бросаем туда таблетки активированного угля - вода начинает светлеть.
Дети. Уголь тоже очищает воду. (принцип работы некоторых фильтров для воды).
Делаем выводы с детьми.
Дети пришли к выводу, что воду можно очистить от некоторых веществ, а от некоторых нет; вещества в процессе очистки остаются на фильтре.
Такую воду пить нельзя, но можно использовать в быту.
Незнайка благодарит за помощь.
Цветы на воде.
Цель: познакомить с некоторой особенностью воды – умением подниматься; развивать познавательный интерес; учить самостоятельно делать выводы по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания, воспитывать аккуратность, чуткость к окружающему миру.
Материалы: бумага, миска с водой, ножницы, карандаш, цветные карандаши.
Ход опыта.
Незнайка приходит в группу с бумажным цветком и миской, в которую налита вода.
Незнайка. Сейчас я вас буду удивлять, фокусы показывать,а вы после ответьте на вопрос: «Почему цветок раскрывается?»
Воспитатель. Дети, берите листок бумаги и вырезайте по шаблону цветок как у Незнайки. Раскрасьте внутреннюю часть цветка, согните, закройте цветок, прижав лепестки.
Незнайка. Помещаю цветок в миску с водой – что происходит?
Дети. Распускается, лепестки раскрываются.
Воспитатель. Кладите свои цветы в миску.
Дети проделывают опыт.
Незнайка: Так почему цветок раскрывается?
Дети. Бумага намокла.
Делаем выводы с детьми.
Вода поднимается по порам бумаги, заполнив дно цветка, она давит на сгибы лепестков и они открываются.
Эврика. Почему яйцо не тонет?
Цель: выяснить, как ведет себя яйцо в обычной воде и в растворенной в ней соли.
Материалы: яйцо, сваренное вкрутую; стакан воды, 4 чайные ложки соли.
Следующая загадка
Для активизации мышления дошкольников, при проведении экспериментирования , необходимо использовать проблемно- поисковый метод обучения, а также включать головоломки, логические задачи, учить малышей решать проблемные ситуации, развивая пытливость ума. Показывая опыт или ставя какой-то эксперимент, объясняя решение той или иной задачи, взрослому необходимо ставить так вопросы, чтобы ребёнок мог самостоятельно что-то познать, догадаться и сделать вывод, смог попробовать сам выполнить какое-то действие, увидеть результат, объяснить и повторить.
Для расширения кругозора дошкольников родители дома, а педагоги в дошкольных учреждениях, могут проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов.
Совместное мероприятие с родителями «Эксперимент -шоу».
Цель: Развитие исследовательской активности.
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, вызвать радость от открытий, полученных из опытов, воспитывать умение работать в коллективе;
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
3. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире, познакомить детей со свойством и действий с бумагой. Показать взаимодействие двух элементов йода и крахмала, уточнить и расширить представления детей о давлении и силе воды. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при поведении эксперимента.
Методы:
Наглядный, словесный, практический.
Приёмы:
Наглядные приёмы (демонстрация презентации, наблюдение, показ способа действий)
Практические приёмы (упражнение (подражательное), моделирование- изготовление умывальника, картин)
Словесные приёмы (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка)
Игровые упражнения и задания (загадывание загадки, воображаемая ситуация)
Оформление зала : Музыкальный зал оформляется в виде научной лаборатории. Стоит большая ширма с надписью «эксперимент шоу», стол для проведения опытов и экспериментов, дети в белых халатах сидят за маленькими столами. Каждый эксперимент сопровождается музыкой.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель – Профессор:
Приветствуем сегодня всех ,
Мы рады встрече с вами.
И не случайно в этот зал
Всех вместе мы собрали.
Детей и взрослых мы позвали
На « Эксперимент шоу»
И думаю, пройдет оно
Активно и нескучно.
Профессор: Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию.
Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием.
Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
- вставать с места
- трогать оборудование, приборы и реагенты
- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.
Дети одевают белые халаты и проходят к столу
Звучит музыка В. Шаинского «Ужасно интересно все то, что неизвестно»
Незнайка вбегает в зал
Незнайка : Это я куда попал? Здесь ни разу не бывал! Ой, как много докторов здесь! Это что больница?
Профессор : Нет, это не больница. Эта маленькая лаборатория и за столами сидят не врачи, а экспериментаторы.
Незнайка: Кто, кто? Экспериментаторы! И что эти экспериментаторы могут делать?
Профессор : Они могут проводить опыты и ставить небольшие эксперименты. Вот послушай,Катя всё тебе расскажет, а мы с детьми всё тебе покажем.
(девочка читает стихотворение про эксперимент)
Где живут зимой медведи?
Кто отъел кусок луны?
Отчего машины едут?
Почему трубят слоны?
Как писать в тетради строчки?
Как читать с листа слова?
Для чего нужны уколы?
Почему жужжит пчела?
И куда уходит лето?
Я смогу узнать всё это
Профессор : А еще, Незнайка, попробуй с ребятами отгадать загадки про то, с чем можно экспериментировать.
Загадки: Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он не видимый, и все же
Без него мы жить не можем.(Воздух)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает.
Он от матери рожден,
Сам ее рождает. (Лед)
Семя не всходит,
А плод приносит.(Бумага)
Профессор : Молодцы ребята. Отгадали мои сложные загадки.
Незнайка покажи свои руки, ай ая. яй они у тебя грязные.
Так дело не годится.
Незнайка: Да, я их забыл вымыть. (произнес застенчиво).
Профессор : Это мы сейчас исправим, что нам для этого нужно?
Незнайка: Вода
Профессор: Незнайка, а зачем еще нужна вода? Где она живёт? Она живая?
Незнайка: Не знаю.
У воды есть цвет? (Нет, она бесцветная.) А может она стать цветной? Что для этого надо сделать? (Добавить краску.ДП делает то, что говорят дети.) А у воды есть запах? (Нюхает воду, убеждаются, что она ничем не пахнет.) Что можно сделать, чтобы появился запах (Заварить чай, кофе, растворить варенье.) Какая вода на вкус? (Безвкусная.) А если бросить в неё соль, сахар, перец, дольку лимона?
Игра «Капельки»
Давайте немного поиграем. Мы все будем капельками. Встанем в круг, возьмёмся крепко- крепко за руки. Представим, что стало очень холодно. Во что мы превратились (В лёд.) Да, стали твёрдыми. А теперь разбежимся в разные стороны и вообразим, что наступила весна. Во что мы превратились? (В капельки.) А потом капельки вновь собрались вместе и стали ручейками, которые быстро- быстро побежали в реки, моря, океаны. Итак, что умеет вода? (Течь)
Эксперимент 1 « Рукомойник из пластиковой бутылки»
Для проведения эксперимента понадобятся: одна пластиковая бутылка, шило, вода, пустая ёмкость.
1.Проколите шилом в днище бутылки тонкое отверстие.
2. Зажмите его пальцем.
3.Налейте в бутылку воду (до самого верха бутылки), плотно завинтите крышку, и умывальник готов.
4.Теперь его достаточно лишь подвесить в удобном месте отверстием вниз (при закрытой крышке вода выливаться не будет).
5.Для пуска воды достаточно просто чуть приоткрыть крышку.
Когда отвинчиваем крышку- воздух давит на воду и заставляет её выливаться. А без доступа воздуха вода не выливается.
Эксперимент 2 «Радуга в стакане»
Профессор: Незнайка, а ты знаешь, где бывает радуга?
Незнайка: На небе.
Профессор: А бывает еще и в стакане.Вот посмотри, как можно сделать радугу в стакане.
Для проведения эксперимента понадобятся: вода, стеклянные стаканчики, сахар, краски, чайная ложечка.
Профессор : Мне понадобятся 4 помощника.
1. В стаканах с водой растворяем краски разного цвета красный, желтый, зеленый и синий.
2. Потом добавляем сахар в красный -1,вжелтый 2, в зеленый-3, в синий -4.
Все краски аккуратно смешиваются в стакане и получается.
Профессор : Асейчас у нас игра.
Игра «Да-Нет»
Я буду вам задавать вопросы. Если ответ на вопрос – Да- вы делаете шаг вперед, если –Нет-шаг назад. Тот, кто ошибается - выбывает из игры.
- Может ли вода быть твердой? (да)
- Вы видали верблюда, который летит, не касаясь земли не одним из копыт? (нет)
- Летучая мышь «видит» ушами в полной тишине? (да)
- А цыпленка видали, который сумел выбраться из бульона целым? (нет)
- Умеет ли ветер работать? (да)
- Вы видали черепаху, которая может прыгать? (нет)
- Можно ли поймать воздух? (да)
- Может яйцо плавать? (Да)
Эксперимент 3 «Научи яйцо плавать»
Для проведения опыта понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1.Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть
Профессор: Ребята , а вода всегда полезна? (Да, нет)
Игра называется«Хорошо –плохо»
Разделимся на две команды (Дети и родители)
Одна команда отвечает на вопрос: «Вода-это хорошо. Почему?»
Другая команда отвечает на вопрос: «Вода-это плохо. Почему?»
Итак, начинаем: «Вода-это хорошо. Почему?»
Ответ: ( Вода нужна для питья, для того чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, стирать одежду.Водой можно закаляться, вода нужна для того что бы поливать цветы, растения в огороде, а еще в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы).
Профессор: Первая команда отлично справилась с заданием.
Послушаем ответы второй команды:
«Вода-это плохо. Почему?»
Ответ: ( Бывают наводнения и тогда вода разрушает все на своем пути не жалея ни кого и ничего. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить ее на пол, то можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, то можно утонуть).
Молодцы, отлично справились с этим заданием, переходим к следующему опыту.
Профессор: А ты любишь играть с воздушными шарами?
Незнайка: Да.
Профессор: Вот посмотри, сейчас Настя покажет эксперимент, она проколет шарик, и он не лопнет.
Незнайка: Так не бывает. Вы меня разыгрываете.
Профессор: В нашей научной лаборатории всё бывает.
Эксперимент 4 «Проткнуть шар без вреда для него».
Для поведения эксперимента понадобится : надутый шарик, скотч, спица.
1.Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча.
2.И теперь вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.
Профессор: Все отлично потрудились,
Поиграть пришла пора.
И у незнайки есть для вас игра.
Игра «Шарик с сюрпризом»
Участвуют все дети и родители.Они встают в круг.Незнайка запускает 4 шарика наполненные водой, горохом,песком и рисом.Участники игры под музыку передают шарики друг другу. Тот у кого окажется шарик ,определяет на ощупь наполнитель и выбывает из игры.
Профессор: Следующие эксперименты нам покажут ребята,которые их приготовили со своими родителями.
Детивместе с родителями демонстрируют свои эксперименты.
Незнайка: Да, у вас здесь ужасно интересно!
Профессор: Что вам, друзья мои, понравилось сегодня на «Эксперимент шоу», что удивило, чему вы сегодня научились, что нового узнали? (Дети отвечают)
- На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими родителями! Наблюдайте за миром вокруг, задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы и мироздания! До новых встреч, друзья!
(Звучит музыка из передачи «Очевидное-невероятное»)
Незнайка: Мне с вами было интересно, но мне пора домой. Я тоже буду экспериментировать со своими друзьями. Это так здорово! Спасибо вам.
Рейтинг материала: 5,0 (голосов: 1) Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Скрыть- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Воспитатель детей дошкольного возраста от 4 800 ₽ от 1 200 ₽
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
от 1 800 ₽ от 450 ₽Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
от 1 650 ₽ от 410 ₽ СкрытьОнлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
СкрытьМеждународная дистанционная олимпиада Осень 2021
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: также Вы можете выбрать тип материала: Краткое описание документа:
Мероприятие познавательно - развлекательного характера.
Малыши — очень любознательный народ. Опыты и эксперименты просто обожают. Дошколята очень любопытны. Им хочется самим потрогать, пощупать, рассмотреть.
Экспериментирование, опыт, наблюдения, связь с явлениями, встречающимися непосредственно в жизни, делают мероприятия в детском саду для малышей увлекательными, интересными и полезными.
Для активизации мышления дошкольников, при проведении экспериментирования , необходимо использовать проблемно- поисковый метод обучения, а также включать головоломки, логические задачи, учить малышей решать проблемные ситуации, развивая пытливость ума. Показывая опыт или ставя какой-то эксперимент, объясняя решение той или иной задачи, взрослому необходимо ставить так вопросы, чтобы ребёнок мог самостоятельно что-то познать, догадаться и сделать вывод, смог попробовать сам выполнить какое-то действие, увидеть результат, объяснить и повторить.
Для расширения кругозора дошкольников родители дома, а педагоги в дошкольных учреждениях, могут проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов.
Совместное мероприятие с родителями «Эксперимент - шоу».
Цель: Развитие исследовательской активности.
1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, развивать любознательность, вызвать радость от открытий, полученных из опытов, воспитывать умение работать в коллективе;
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
3. Обобщить и расширить знания детей об окружающем мире, познакомить детей со свойством и действий с бумагой. Показать взаимодействие двух элементов йода и крахмала, уточнить и расширить представления детей о давлении и силе воды. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при поведении эксперимента.
Методы:
Наглядный, словесный, практический.
Приёмы:
Наглядные приёмы (демонстрация презентации, наблюдение, показ способа действий)
Практические приёмы (упражнение (подражательное), моделирование- изготовление умывальника, картин)
Словесные приёмы (рассказ, комментирование наглядного материала, беседы (этические и познавательные), объяснение, поисковые вопросы, педагогическая оценка)
Игровые упражнения и задания (загадывание загадки, воображаемая ситуация)
Ход опыта.
Незнайка. Здравствуйте, ребята!
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка, с чем ты сегодня к нам пришел?
Незнайка. У меня есть два варенных яйца и два стакана воды – в одном стакане яйцо лежит на дне – утонуло, а в другом – плавает. Почему, я не пойму?
Воспитатель. Вот у нас стаканы с водой давайте положим туда яйца.
Дети кладут яйцо в стакан, у всех яйца тонут.
Воспитатель. Что же происходит? Ни у кого яйцо не плавает.
Дети. Может, вода не такая налита? Может быть у Незнайки там не вода?
Воспитатель. Давайте проверим. Вода должна быть без цвета, запаха и вкуса. А у Незнайки в стакане какая вода?
Смотрим, что вода прозрачная, не пахнет (правила безопасности вспомнить: нюхать осторожно, направляя запах от стакана ладошкой – вещества могут быть едкими и можно обжечь дыхательные пути).
Воспитатель. А на вкус, давайте попробуем?
Воспитатель. Так в чем секрет?
Дети. У незнайки во втором стакане вода соленая.
Воспитатель. Мы насыпаем себе в стаканы соль и кладем туда яйцо.
(проделываем опыт)
- А почему в соленой воде яйцо не тонет?
Дети в растерянности, некоторые вспоминают, что в соленом море легко плавать и можно лежать на воде.
Делаем выводы с детьми.
Яйцо тонет, потому что весит больше чем вытесняемая им вода, а если вода соленая, ее вес увеличивается. Сила поднимает яйцо к поверхности и оно плавает. Этот закон о плавучести тел открыл ученый Архимед.
Полет на ракете.
Цель: уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя; о значении воздуха для полета самолета.
Материалы: два стула, толстая нить, шарик, скрепка, скотч и коктельная
Читайте также: