Загадка про матрешку для детей

Обновлено: 04.11.2024

Главная цель - НОД «День рождения Матрешки» - знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка. Занятие содержит интеграцию образовательных областей: речевое развитие и художественное творчество.

Вводная часть решала речевые задачи. Основная часть - задачи по развитию речи и продуктивной деятельности. В заключительной части был подведен итог продуктивной деятельности детей.

Чтобы дети не уставали, на протяжении всего занятия, при помощи танца, физкультминутки, хороводной игры удовлетворялась их двигательная активность, поддерживался интерес к знакомству с матрешкой.

Программное содержание:

1. Знакомить детей с русским народным промыслом: игрушкой матрешкой. Обогащать словарь детей существительными: матрешка, праздник, фартук, подарок, день рождения, каравай; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

2. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем

на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.

3. Развивать мелкую моторику. Закреплять названия цветов. Продолжать развивать умение повторять за воспитателем несложные фразы.

4. Воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, желание им помочь.

Оборудование:

1. Коробка с сюрпризом.

3. Заготовки картонных матрешек по количеству детей.

4. Тарелочки с разноцветными горошинами из пластилина.

6. Корзинка для поделок.

Предварительная работа:

1. Загадывание загадки о матрешке.

2. Рассматривание матрешки, игры с ней.

3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Кулачок», физкультминутки «Мы веселые матрешки», хороводной игры «Каравай».

4. Занятия по лепке.

5. Индивидуальная работа по лепке.

Ход занятия:

Занятие проходит в групповой комнате, которая разделена на 2 части. В 1 части по краю ковра полукругом расставлены стулья по количеству детей. На расстоянии 1.5 – 2 метра от детских стульев стоит невысокий стол для демонстрационного материала. Группа поделена на 2 части двусторонним мольбертом.

Во 2 части группы стоят столы для детской продуктивной деятельности. На столах разложены по количеству детей: салфетки для лепки, тарелочки с заготовленными заранее цветными горошинами из пластилина. Воспитатель вносит в группу сюрпризную коробку. В коробке: игрушка - матрешка, маленькая корзинка с заготовками картонных матрешек по количеству детей, тарелочка с цветными пластилиновыми горошинами, салфетка для лепки.

Воспитатель: Ребята, в этой коробке спряталась красивая игрушка, а какая, попробуйте угадать.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

После того, как дети отгадывают загадку, достаю матрешку, открываю ее, выставляю всех матрешек по порядку на стол. Обращаю внимание детей на их раскраску.

Воспитатель: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.

Уточняю у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираю матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.

Воспитатель: Ростом разные подружки, все похожи друг на дружку (провожу рукой от самой маленькой матрешки до самой большой.)

- Все они сидят друг в дружке (складываю матрешек в одну игрушку.)

- А всего одна игрушка (показываю детям собранную матрешку.)

Воспитатель: Эта матрешка теперь будет жить у нас в группе, и мы будем с ней играть. А пока поставим ее на полочку.

Ставлю матрешку на полку с игрушками. Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же к нам стучится?

Матрешка: Я к ребятам собиралась,

Долго, долго наряжалась.

Я, смотрю, ребята ваши,

Стали всех на свете краше.

Я - веселая Матрешка.

Все скучала у окошка.

Не хочу одна скучать!

Можно с вами станцевать?

- У меня сегодня день рожденья. Потанцуйте со мной, детки.

Воспитатель: Какая ты, Матрешка, красивая, нарядная, сразу можно догадаться, что у тебя сегодня праздник. Ребята, давайте поздравим Матрешку с днем рожденья и скажем вместе: «Поздравляем тебя, Матрешка!»

Дети поздравляют Матрешку.

Воспитатель: А теперь порадуем нашу гостью, потанцуем с ней.

Матрешка: Больше всего на свете я люблю танцевать танец про матрешек.

Воспитатель: Наши детки умеют танцевать этот танец.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

Танцевать пошли матрешки!

Дети встают, подходят к «живой» Матрешке, вместе с ней танцуют танец «Мы веселые матрешки».

«Мы веселые матрешки»

Мы весёлые матрёшки, Дети делают «пружинку»

Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши

На ногах у нас сапожки. Поочередно выставляют вперед ногу на пятку

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Завязали мы платочки, Наклоняют в стороны голову

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Раскраснелись наши щёчки. Гладят щечки ладошками

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

В сарафанах наших пёстрых, Придерживают руками подол платья (ставят руки на пояс)

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Мы похожи, словно сёстры, Поворачивают друг к другу лица, улыбаются

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Матрешка, тебе понравилось, как мы танцуем?

Матрешка: Да, молодцы, дети, мне стало так весело, так хорошо!

Воспитатель: Садитесь на стульчики, ребята. И ты, Матрешка, проходи, садись.

Дети проходят, садятся на стулья. Матрешка присаживается возле детей.

Воспитатель: Матрешка, в день рождения всем всегда дарят подарки. Мы тоже хотим подарить тебе подарок. Мы подарим тебе много новых игрушек – маленьких матрешек.

Воспитатель достает картонные заготовки матрешек. Показывает их детям и Матрешке.

Воспитатель: Ой, Матрешка, твои игрушки - матрешки не такие нарядные, как ты. Фартуки у них белые, надо их украсить, чтобы они стали красивыми. Дети, украсим фартуки маленьких матрешек? (Ответы детей)

Матрешка: А ваши детки смогут сделать мои игрушки красивыми?

Воспитатель: Конечно, смогут. Руки у наших детей умелые, ловкие. Давайте покажем Матрешке, что умеют делать наши руки.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Кулачок».

Пальчиковая гимнастика «Кулачок»

(Автор - О. М. Жевакина, педагог Московского детского сада №1883.)

Кулачок – как колобок, мы сожмем его разок.

Сжимают, разжимают кулачки

Тук, тук – я стучу, новый домик колочу.

Ставят кулачок на кулачок, стучат ими друг о друга.

Пила, пила, пили быстрей, мы строим домик для детей. Ребром одной ладони «пилят» по ребру другой ладони.

Воспитатель: А теперь и за дело пора приниматься.

Воспитатель, проводит показ с объяснением на той стороне мольберта, которая находится со стороны детей.

- А украшать мы будем так: левой рукой держим матрешку, а правой берем по одной горошине и прикрепляем ее к фартуку, чтобы он стал красивым, нарядным. Когда ваши горошины закончатся, нужно вытереть руки салфеткой, а игрушку отдать мне.

Воспитатель приглашает для продуктивной деятельности пройти детей за столы, которые находятся с другой стороны мольберта. Готовый образец воспитатель перемещает на мольберт со стороны детей.

Работы детей воспитатель размещает на мольберте, проводит оценку.

Воспитатель: Матрешка, посмотри, какие умелые руки у наших ребят, какие расписные фартуки получились. Теперь твои новые игрушки будут нарядными. Нравится тебе наш подарок?

Матрешка: Вижу, что все ребята постарались! Матрешки получились у всех очень красивые. Спасибо вам, дети!

Воспитатель: Наш подарок готов, мы тебе его дарим!

Воспитатель собирает работы детей, складывает их в подготовленную корзинку и передает Матрешке.

Воспитатель: Матрешка, а еще, когда у кого-то день рождения, «пекут» каравай. Ребята, испечем для нашей именинницы каравай, вставайте все в круг, а Матрешка встанет в центр круга.

Воспитатель с детьми водят вокруг Матрешки хоровод «Каравай».

Матрешка: Спасибо вам, детки за танец, за подарки, за то, что «испекли» для меня каравай! Мне у вас очень понравилось, но пора домой уходить, можно я еще к вам приду?

Дети прощаются с матрешкой. Матрешка уходит.

Конспект интегрированного занятия для детей 2–3 лет. «День рождения Матрешки»





Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в 1 мл. Группе Программное содержание: продолжать учить детей различать предметы по количеству (один-много, величине (по высоте, по цвету (желтый, зеленый,.

Занятие по математике: «Матрешка», в младшей группе Конспект занятия по математике в младшей группе "Матрешка" Цель: Различение и нахождение геометрических фигур; умение выделять несколько.

Следующая загадка

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; память, мышление, слуховое и зрительное восприятие; мелкую моторику рук;

развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать любовь и интерес к народному искусству; бережное отношение к изделиям народных мастеров;

воспитывать доброжелательность, дружеские отношения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки), просмотр видео.

Словарная работа: символ, расписная, разноцветная, яркая, сарафан, фартук, платочек, алый

Оборудование: матрешки, ИКТ, пазлы «матрешки», конверт, записочка с желанием «здоровье».

Следующая загадка



Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
(Матрешка)

Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)

Следующая загадка



В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем.
(погремушка)

Кто шумит, кто гремит?
Ни минуты не молчит.
Ручкам двигаться велит,
Всех ребят веселит.
Вверх, вниз, влево, вправо –
Вот так детская забава!
Глазками следите,
Ушками звук ловите…
Погреми же возле ушка,
Что же это…?
(погремушка)

У самых маленьких детей
Любимые игрушки
Без всяких сложностей, затей -
Простые.
Ответ: Погремушка

Тронешь - сразу загремит
И младенца удивит.
Что за яркая игрушка?
Для малышки.
Ответ: Погремушка

Простучал внутри горошек
Для детвы и малых крошек
С шумом первая игрушка
Под названием. (Погремушка)
(Автор - Аркадий Сафонов)

Ход НОД

Дети под музыку «Российская матрешка» заходят в группу.

-Ребята давайте поприветствуем наших гостей.

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь- это просто!

Лучик солнца -это вам!

У меня в руках есть солнышко. Мы будем передавать его друг другу и говорить ласковые слова.

- А сейчас ребята я вас приглашаю в мини-музей, узнать много нового и интересного, чтобы потом рассказать об этом своим близким, но чтобы в него зайти нужно отгадать загадку.

- У меня в руках есть чудесная коробка, если вы правильно отгадаете загадку то увидите что там.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Это русская.

матрёшка.

Вы правильно отгадали загадку (достаю из коробки матрешку и показываю)

А почему вы решили что это матрешка?

Яркий сарафан, деревянная, внутри есть еще маленькие матрешки.

Ребята а как нужно себя вести в музее?

-в музее нельзя бегать

-в музее нельзя ничего трогать руками;

-в музее нельзя громко разговаривать;

Правильно дети, молодцы проходите в музей.

Под музыку «Ай люли» рассказываю рассказ.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

А как назвать ее, не знал.

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрешкою назвал.

С тех пор живет Матрешка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир (все вместе)

Ребята, а как вы думаете, какие люди делают игрушки добрые или злые?

добрые (хором)

А почему вы думаете, что добрые люди создали этих матрешек?

потому что у них было доброе сердце, всю теплоту отдавали матрешкам.

Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Любили трудиться люди на Руси. В свою работу умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок.

А какие пословицы вы знаете?

Каков мастер такова и работа.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Кто труда не боится-того и лень сторонится.

Не будет скуки- коли заняты руки.

Существует поверье. Если внутрь матрешки положить записочку с желанием, оно непременно исполнится, и чем больше места в матрешке, чем красивее она расписана, тем быстрее исполнится ваше желание.

(написать «здоровье» и вложить в матрешку.)

-Ребята, а как вы думаете, из чего сделана матрешка?

Матрешка сделана из дерева

-Значит она какая?

Матрешка деревянная

-А вы хотите увидеть как изготавливают матрешку?

Сейчас вас хочу пригласить в видеозал который находится в музее.

Сейчас мы с вами посмотрим фильм «Ка делают матрешку»

Но прежде чем посмотреть фильм я вам открою один секрет:

«Не все деревья рубил человек для изготовления игрушки, а смотрел, какое деревце ветер сломал, в какое молния ударила и чтобы оно не сгнило мастер давал ему новую жизнь- в виде игрушки.»

Включаю видео «Изготовление матрешки»

-А во что одеты матрешки?

Матрешки одеты в яркую кофточку, сарафан, платочек завязанный на узелок

- А чем украшена одежда матрешки?

Матрешки украшены бусами, узорами, листиками, веточками

- А как ласково можно назвать матрешку?

Матрешку можно назвать -матрешечка, матренушка, матрешенька

- Ребята у меня про матрешку есть очень интересный рассказ.

Матрешка-это русская народная игрушка. Она очень красивая, яркая, разноцветная, расписная. У нее есть сарафан с узорами. На голове платочек. Губки у матрешки алые, щечки румяные.

Матрешка –символ русского народа.

Ребята, а кто сам сможет рассказать о матрешке?

Дети рассказывают о матрешке.

- А они одинаковые по велечине?

Матрешки разные

-Как вы думаете почему?

- А какой секрет есть у матрешки?

Внутри матрешки есть еще матрешки.

Раскрываю матрешку и расставляю матрешек на столе.

Давайте посчитаем матрешек

(считаем с детьми)

-Наши матрешки, веселушки любят петь и танцевать.

Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка «Нарядные матрешки»

Под музыку «Веселая» выполняю вместе с детьми.

Хлопают в ладошки (хлопают в ладоши)

Дружные матрешки

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки (топают ногами)

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево-вправо)

Всем знакомым поклонись (поклоны)

-Ой, ребята, кто-то к нам стучится в двери?

- Вы хотите узнать кто это?

В группу, под музыку «Девочка-матрешка» входит девочка матрешка.

Девочка-матрешка:

Я к вам детки торопилась,

Принесла я вам конверт.

А в конвертике секрет.

- Вы хотите узнать, какой секрет принесла матрешка?

Девочка-матрешка:

Я вам принесла интересную игру, вам нужно из частей собрать моих сестриц.

Дети под музыку подходят к столам.

Девочка-матрешка подходит к столу первой команды и отдает им конверт, подходит ко второй команде и отдает им конверт.

Под музыку «Раз-два-три» дети одной и второй команды собирают матрешек.

- Ребята что у вас получилось?

Получились матрешки

Правильно ребята. Молодцы

Популярность сувенирной матрешки в том, что она является олицетворением России, с ее широкой душой и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни,поэтому она пользуется всенародной любовью. Суть русской матрешки- пожелание счастья любви, добра, благополучия.

Вы сделали свою работу.

Подвести итог охота.

Ой, как дружно вы трудились

И матрешки получились.

Мастерством своим, уменьем,

Всем подняли настроенье.

Что нового узнали?

Матрешка деревянная, матрешка-символ Росии, если внутрь матрешки положить записочку с желанием то желание сбудется.

Наша страна славится не только русскими, расписными матрешками, но и красивыми самоварами. На праздники люди садились за один стол ставили в центр стола самовар, наливали чай и вели разговоры.

Сверху пар, снизу жар- (показываю рукой)

Шипит наш русский самовар

-А теперь представим что мы самоварчики.

- Как шипит наш самовар?

Ш- ш – ш (тихо)

_ А когда вода начинает закипать?

Ш-ш ш –ш- (средне)

- А когда сильно кипит самовар?

Ш-ш-ш (громко)

А теперь я вас приглашаю за стол.

Самовар уже стоит

Вязка бубликов весит

Угощаю сладким чаем

Веселимся не скучаем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Русская матрешка — многодетная мама» МБДОУ «Явасский детский сад №1»комбинированного вида Тема: «Русская матрешка - многодетная мама» Подготовила и провела: Н. В. Оськина.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД с детьми раннего возраста по речевому развитию «Будем знакомы: Матрешка» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по речевому развитию «Будем знакомы: Матрешка» (с использованием.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Колибри» Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД):.

Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Русская матрешка»

Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Русская матрешка» Конспект непрерывной образовательной деятельности во II – ой младшей группе Тема: «Русская матрешка» (образовательная область – познавательное.

НОД по рисованию «Русская матрешка»

НОД по рисованию «Русская матрешка» . Организационный момент. На столе коробочка, а в ней матрешка Воспитатель. Дети, посмотрите, какая красивая коробочка у нас в группе.

НОД «Русская матрешка» (вторая младшая группа) «Русская матрешка» (вторая младшая группа) Цель: познакомить детей с народной игрушкой – Матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана,.

Проект «Русская Матрешка» Возрастная группа: от 2 до 3 лет ЦЕЛИ: • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке. • Приобщать родителей к развивающим играм с народной игрушкой.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Читайте также: