Загадка про матрешку для детей
Обновлено: 22.11.2024
Главная цель - НОД «День рождения Матрешки» - знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка. Занятие содержит интеграцию образовательных областей: речевое развитие и художественное творчество.
Вводная часть решала речевые задачи. Основная часть - задачи по развитию речи и продуктивной деятельности. В заключительной части был подведен итог продуктивной деятельности детей.
Чтобы дети не уставали, на протяжении всего занятия, при помощи танца, физкультминутки, хороводной игры удовлетворялась их двигательная активность, поддерживался интерес к знакомству с матрешкой.
Программное содержание:
1. Знакомить детей с русским народным промыслом: игрушкой матрешкой. Обогащать словарь детей существительными: матрешка, праздник, фартук, подарок, день рождения, каравай; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
2. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем
на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.
3. Развивать мелкую моторику. Закреплять названия цветов. Продолжать развивать умение повторять за воспитателем несложные фразы.
4. Воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, желание им помочь.
Оборудование:
1. Коробка с сюрпризом.
3. Заготовки картонных матрешек по количеству детей.
4. Тарелочки с разноцветными горошинами из пластилина.
6. Корзинка для поделок.
Предварительная работа:
1. Загадывание загадки о матрешке.
2. Рассматривание матрешки, игры с ней.
3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Кулачок», физкультминутки «Мы веселые матрешки», хороводной игры «Каравай».
4. Занятия по лепке.
5. Индивидуальная работа по лепке.
Ход занятия:
Занятие проходит в групповой комнате, которая разделена на 2 части. В 1 части по краю ковра полукругом расставлены стулья по количеству детей. На расстоянии 1.5 – 2 метра от детских стульев стоит невысокий стол для демонстрационного материала. Группа поделена на 2 части двусторонним мольбертом.
Во 2 части группы стоят столы для детской продуктивной деятельности. На столах разложены по количеству детей: салфетки для лепки, тарелочки с заготовленными заранее цветными горошинами из пластилина. Воспитатель вносит в группу сюрпризную коробку. В коробке: игрушка - матрешка, маленькая корзинка с заготовками картонных матрешек по количеству детей, тарелочка с цветными пластилиновыми горошинами, салфетка для лепки.
Воспитатель: Ребята, в этой коробке спряталась красивая игрушка, а какая, попробуйте угадать.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
После того, как дети отгадывают загадку, достаю матрешку, открываю ее, выставляю всех матрешек по порядку на стол. Обращаю внимание детей на их раскраску.
Воспитатель: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.
Уточняю у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираю матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.
Воспитатель: Ростом разные подружки, все похожи друг на дружку (провожу рукой от самой маленькой матрешки до самой большой.)
- Все они сидят друг в дружке (складываю матрешек в одну игрушку.)
- А всего одна игрушка (показываю детям собранную матрешку.)
Воспитатель: Эта матрешка теперь будет жить у нас в группе, и мы будем с ней играть. А пока поставим ее на полочку.
Ставлю матрешку на полку с игрушками. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Кто же к нам стучится?
Матрешка: Я к ребятам собиралась,
Долго, долго наряжалась.
Я, смотрю, ребята ваши,
Стали всех на свете краше.
Я - веселая Матрешка.
Все скучала у окошка.
Не хочу одна скучать!
Можно с вами станцевать?
- У меня сегодня день рожденья. Потанцуйте со мной, детки.
Воспитатель: Какая ты, Матрешка, красивая, нарядная, сразу можно догадаться, что у тебя сегодня праздник. Ребята, давайте поздравим Матрешку с днем рожденья и скажем вместе: «Поздравляем тебя, Матрешка!»
Дети поздравляют Матрешку.
Воспитатель: А теперь порадуем нашу гостью, потанцуем с ней.
Матрешка: Больше всего на свете я люблю танцевать танец про матрешек.
Воспитатель: Наши детки умеют танцевать этот танец.
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
Танцевать пошли матрешки!
Дети встают, подходят к «живой» Матрешке, вместе с ней танцуют танец «Мы веселые матрешки».
«Мы веселые матрешки»
Мы весёлые матрёшки, Дети делают «пружинку»
Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши
На ногах у нас сапожки. Поочередно выставляют вперед ногу на пятку
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Завязали мы платочки, Наклоняют в стороны голову
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Раскраснелись наши щёчки. Гладят щечки ладошками
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
В сарафанах наших пёстрых, Придерживают руками подол платья (ставят руки на пояс)
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши
Мы похожи, словно сёстры, Поворачивают друг к другу лица, улыбаются
Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.
Воспитатель: Матрешка, тебе понравилось, как мы танцуем?
Матрешка: Да, молодцы, дети, мне стало так весело, так хорошо!
Воспитатель: Садитесь на стульчики, ребята. И ты, Матрешка, проходи, садись.
Дети проходят, садятся на стулья. Матрешка присаживается возле детей.
Воспитатель: Матрешка, в день рождения всем всегда дарят подарки. Мы тоже хотим подарить тебе подарок. Мы подарим тебе много новых игрушек – маленьких матрешек.
Воспитатель достает картонные заготовки матрешек. Показывает их детям и Матрешке.
Воспитатель: Ой, Матрешка, твои игрушки - матрешки не такие нарядные, как ты. Фартуки у них белые, надо их украсить, чтобы они стали красивыми. Дети, украсим фартуки маленьких матрешек? (Ответы детей)
Матрешка: А ваши детки смогут сделать мои игрушки красивыми?
Воспитатель: Конечно, смогут. Руки у наших детей умелые, ловкие. Давайте покажем Матрешке, что умеют делать наши руки.
Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Кулачок».
Пальчиковая гимнастика «Кулачок»
(Автор - О. М. Жевакина, педагог Московского детского сада №1883.)
Кулачок – как колобок, мы сожмем его разок.
Сжимают, разжимают кулачки
Тук, тук – я стучу, новый домик колочу.
Ставят кулачок на кулачок, стучат ими друг о друга.
Пила, пила, пили быстрей, мы строим домик для детей. Ребром одной ладони «пилят» по ребру другой ладони.
Воспитатель: А теперь и за дело пора приниматься.
Воспитатель, проводит показ с объяснением на той стороне мольберта, которая находится со стороны детей.
- А украшать мы будем так: левой рукой держим матрешку, а правой берем по одной горошине и прикрепляем ее к фартуку, чтобы он стал красивым, нарядным. Когда ваши горошины закончатся, нужно вытереть руки салфеткой, а игрушку отдать мне.
Воспитатель приглашает для продуктивной деятельности пройти детей за столы, которые находятся с другой стороны мольберта. Готовый образец воспитатель перемещает на мольберт со стороны детей.
Работы детей воспитатель размещает на мольберте, проводит оценку.
Воспитатель: Матрешка, посмотри, какие умелые руки у наших ребят, какие расписные фартуки получились. Теперь твои новые игрушки будут нарядными. Нравится тебе наш подарок?
Матрешка: Вижу, что все ребята постарались! Матрешки получились у всех очень красивые. Спасибо вам, дети!
Воспитатель: Наш подарок готов, мы тебе его дарим!
Воспитатель собирает работы детей, складывает их в подготовленную корзинку и передает Матрешке.
Воспитатель: Матрешка, а еще, когда у кого-то день рождения, «пекут» каравай. Ребята, испечем для нашей именинницы каравай, вставайте все в круг, а Матрешка встанет в центр круга.
Воспитатель с детьми водят вокруг Матрешки хоровод «Каравай».
Матрешка: Спасибо вам, детки за танец, за подарки, за то, что «испекли» для меня каравай! Мне у вас очень понравилось, но пора домой уходить, можно я еще к вам приду?
Дети прощаются с матрешкой. Матрешка уходит.
Публикации по теме:
Конспект итогового занятия в 1 мл. Группе Программное содержание: продолжать учить детей различать предметы по количеству (один-много, величине (по высоте, по цвету (желтый, зеленый,.
Занятие по математике: «Матрешка», в младшей группе Конспект занятия по математике в младшей группе "Матрешка" Цель: Различение и нахождение геометрических фигур; умение выделять несколько.
Следующая загадка
Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; память, мышление, слуховое и зрительное восприятие; мелкую моторику рук;
развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать любовь и интерес к народному искусству; бережное отношение к изделиям народных мастеров;
воспитывать доброжелательность, дружеские отношения.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки), просмотр видео.
Словарная работа: символ, расписная, разноцветная, яркая, сарафан, фартук, платочек, алый
Оборудование: матрешки, ИКТ, пазлы «матрешки», конверт, записочка с желанием «здоровье».
Следующая загадка
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
(Матрешка)
Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)
Следующая загадка
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем.
(погремушка)
Кто шумит, кто гремит?
Ни минуты не молчит.
Ручкам двигаться велит,
Всех ребят веселит.
Вверх, вниз, влево, вправо –
Вот так детская забава!
Глазками следите,
Ушками звук ловите…
Погреми же возле ушка,
Что же это…?
(погремушка)
У самых маленьких детей
Любимые игрушки
Без всяких сложностей, затей -
Простые.
Ответ: Погремушка
Тронешь - сразу загремит
И младенца удивит.
Что за яркая игрушка?
Для малышки.
Ответ: Погремушка
Простучал внутри горошек
Для детвы и малых крошек
С шумом первая игрушка
Под названием. (Погремушка)
(Автор - Аркадий Сафонов)
Ход НОД
Дети под музыку «Российская матрешка» заходят в группу.
-Ребята давайте поприветствуем наших гостей.
Я держу в ладошках солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбайтесь- это просто!
Лучик солнца -это вам!
У меня в руках есть солнышко. Мы будем передавать его друг другу и говорить ласковые слова.
- А сейчас ребята я вас приглашаю в мини-музей, узнать много нового и интересного, чтобы потом рассказать об этом своим близким, но чтобы в него зайти нужно отгадать загадку.
- У меня в руках есть чудесная коробка, если вы правильно отгадаете загадку то увидите что там.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Это русская.
матрёшка.
Вы правильно отгадали загадку (достаю из коробки матрешку и показываю)
А почему вы решили что это матрешка?
Яркий сарафан, деревянная, внутри есть еще маленькие матрешки.
Ребята а как нужно себя вести в музее?
-в музее нельзя бегать
-в музее нельзя ничего трогать руками;
-в музее нельзя громко разговаривать;
Правильно дети, молодцы проходите в музей.
Под музыку «Ай люли» рассказываю рассказ.
Сто лет назад известный мастер
Игрушку чудную создал,
А как назвать ее, не знал.
Похожа на Катюшку,
А может на Танюшку?»-
Ей имя подбирал.
Как русская девчушка.
И мастер ту игрушку
Матрешкою назвал.
С тех пор живет Матрешка,
Как русский сувенир.
Шагает по планете,
И радуется мир (все вместе)
Ребята, а как вы думаете, какие люди делают игрушки добрые или злые?
добрые (хором)
А почему вы думаете, что добрые люди создали этих матрешек?
потому что у них было доброе сердце, всю теплоту отдавали матрешкам.
Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Любили трудиться люди на Руси. В свою работу умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок.
А какие пословицы вы знаете?
Каков мастер такова и работа.
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
Кто труда не боится-того и лень сторонится.
Не будет скуки- коли заняты руки.
Существует поверье. Если внутрь матрешки положить записочку с желанием, оно непременно исполнится, и чем больше места в матрешке, чем красивее она расписана, тем быстрее исполнится ваше желание.
(написать «здоровье» и вложить в матрешку.)
-Ребята, а как вы думаете, из чего сделана матрешка?
Матрешка сделана из дерева
-Значит она какая?
Матрешка деревянная
-А вы хотите увидеть как изготавливают матрешку?
Сейчас вас хочу пригласить в видеозал который находится в музее.
Сейчас мы с вами посмотрим фильм «Ка делают матрешку»
Но прежде чем посмотреть фильм я вам открою один секрет:
«Не все деревья рубил человек для изготовления игрушки, а смотрел, какое деревце ветер сломал, в какое молния ударила и чтобы оно не сгнило мастер давал ему новую жизнь- в виде игрушки.»
Включаю видео «Изготовление матрешки»
-А во что одеты матрешки?
Матрешки одеты в яркую кофточку, сарафан, платочек завязанный на узелок
- А чем украшена одежда матрешки?
Матрешки украшены бусами, узорами, листиками, веточками
- А как ласково можно назвать матрешку?
Матрешку можно назвать -матрешечка, матренушка, матрешенька
- Ребята у меня про матрешку есть очень интересный рассказ.
Матрешка-это русская народная игрушка. Она очень красивая, яркая, разноцветная, расписная. У нее есть сарафан с узорами. На голове платочек. Губки у матрешки алые, щечки румяные.
Матрешка –символ русского народа.
Ребята, а кто сам сможет рассказать о матрешке?
Дети рассказывают о матрешке.
- А они одинаковые по велечине?
Матрешки разные
-Как вы думаете почему?
- А какой секрет есть у матрешки?
Внутри матрешки есть еще матрешки.
Раскрываю матрешку и расставляю матрешек на столе.
Давайте посчитаем матрешек
(считаем с детьми)
-Наши матрешки, веселушки любят петь и танцевать.
Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.
Физкультминутка «Нарядные матрешки»
Под музыку «Веселая» выполняю вместе с детьми.
Хлопают в ладошки (хлопают в ладоши)
Дружные матрешки
На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки (топают ногами)
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево-вправо)
Всем знакомым поклонись (поклоны)
-Ой, ребята, кто-то к нам стучится в двери?
- Вы хотите узнать кто это?
В группу, под музыку «Девочка-матрешка» входит девочка матрешка.
Девочка-матрешка:
Я к вам детки торопилась,
Принесла я вам конверт.
А в конвертике секрет.
- Вы хотите узнать, какой секрет принесла матрешка?
Девочка-матрешка:
Я вам принесла интересную игру, вам нужно из частей собрать моих сестриц.
Дети под музыку подходят к столам.
Девочка-матрешка подходит к столу первой команды и отдает им конверт, подходит ко второй команде и отдает им конверт.
Под музыку «Раз-два-три» дети одной и второй команды собирают матрешек.
- Ребята что у вас получилось?
Получились матрешки
Правильно ребята. Молодцы
Популярность сувенирной матрешки в том, что она является олицетворением России, с ее широкой душой и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни,поэтому она пользуется всенародной любовью. Суть русской матрешки- пожелание счастья любви, добра, благополучия.
Вы сделали свою работу.
Подвести итог охота.
Ой, как дружно вы трудились
И матрешки получились.
Мастерством своим, уменьем,
Всем подняли настроенье.
Что нового узнали?
Матрешка деревянная, матрешка-символ Росии, если внутрь матрешки положить записочку с желанием то желание сбудется.
Наша страна славится не только русскими, расписными матрешками, но и красивыми самоварами. На праздники люди садились за один стол ставили в центр стола самовар, наливали чай и вели разговоры.
Сверху пар, снизу жар- (показываю рукой)
Шипит наш русский самовар
-А теперь представим что мы самоварчики.
- Как шипит наш самовар?
Ш- ш – ш (тихо)
_ А когда вода начинает закипать?
Ш-ш ш –ш- (средне)
- А когда сильно кипит самовар?
Ш-ш-ш (громко)
А теперь я вас приглашаю за стол.
Самовар уже стоит
Вязка бубликов весит
Угощаю сладким чаем
Веселимся не скучаем.
Публикации по теме:Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Русская матрешка — многодетная мама» МБДОУ «Явасский детский сад №1»комбинированного вида Тема: «Русская матрешка - многодетная мама» Подготовила и провела: Н. В. Оськина.
Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.
Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.
Конспект НОД с детьми раннего возраста по речевому развитию «Будем знакомы: Матрешка» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по речевому развитию «Будем знакомы: Матрешка» (с использованием.
Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Колибри» Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД):.
Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Русская матрешка» Конспект непрерывной образовательной деятельности во II – ой младшей группе Тема: «Русская матрешка» (образовательная область – познавательное.
НОД по рисованию «Русская матрешка» . Организационный момент. На столе коробочка, а в ней матрешка Воспитатель. Дети, посмотрите, какая красивая коробочка у нас в группе.
НОД «Русская матрешка» (вторая младшая группа) «Русская матрешка» (вторая младшая группа) Цель: познакомить детей с народной игрушкой – Матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана,.
Проект «Русская Матрешка» Возрастная группа: от 2 до 3 лет ЦЕЛИ: • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке. • Приобщать родителей к развивающим играм с народной игрушкой.
Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.
Читайте также: