Загадка про матрешку для детей

Обновлено: 22.11.2024

Главная цель - НОД «День рождения Матрешки» - знакомство малышей с народными промыслами русского народа - игрушкой матрешка. Занятие содержит интеграцию образовательных областей: речевое развитие и художественное творчество.

Вводная часть решала речевые задачи. Основная часть - задачи по развитию речи и продуктивной деятельности. В заключительной части был подведен итог продуктивной деятельности детей.

Чтобы дети не уставали, на протяжении всего занятия, при помощи танца, физкультминутки, хороводной игры удовлетворялась их двигательная активность, поддерживался интерес к знакомству с матрешкой.

Программное содержание:

1. Знакомить детей с русским народным промыслом: игрушкой матрешкой. Обогащать словарь детей существительными: матрешка, праздник, фартук, подарок, день рождения, каравай; способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

2. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем

на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.

3. Развивать мелкую моторику. Закреплять названия цветов. Продолжать развивать умение повторять за воспитателем несложные фразы.

4. Воспитывать аккуратность, интерес к работе с пластилином. Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам, желание им помочь.

Оборудование:

1. Коробка с сюрпризом.

3. Заготовки картонных матрешек по количеству детей.

4. Тарелочки с разноцветными горошинами из пластилина.

6. Корзинка для поделок.

Предварительная работа:

1. Загадывание загадки о матрешке.

2. Рассматривание матрешки, игры с ней.

3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Кулачок», физкультминутки «Мы веселые матрешки», хороводной игры «Каравай».

4. Занятия по лепке.

5. Индивидуальная работа по лепке.

Ход занятия:

Занятие проходит в групповой комнате, которая разделена на 2 части. В 1 части по краю ковра полукругом расставлены стулья по количеству детей. На расстоянии 1.5 – 2 метра от детских стульев стоит невысокий стол для демонстрационного материала. Группа поделена на 2 части двусторонним мольбертом.

Во 2 части группы стоят столы для детской продуктивной деятельности. На столах разложены по количеству детей: салфетки для лепки, тарелочки с заготовленными заранее цветными горошинами из пластилина. Воспитатель вносит в группу сюрпризную коробку. В коробке: игрушка - матрешка, маленькая корзинка с заготовками картонных матрешек по количеству детей, тарелочка с цветными пластилиновыми горошинами, салфетка для лепки.

Воспитатель: Ребята, в этой коробке спряталась красивая игрушка, а какая, попробуйте угадать.

Ростом разные подружки,

Все похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

После того, как дети отгадывают загадку, достаю матрешку, открываю ее, выставляю всех матрешек по порядку на стол. Обращаю внимание детей на их раскраску.

Воспитатель: На голове у матрешки красный платочек. Сарафан у матрешки длинный, украшен красными и желтыми цветами. На сарафан надет фартук, он тоже украшен цветами.

Уточняю у детей, каким цветом узоры, нарисованные на матрешках. Собираю матрешек в одну игрушку, сопровождая сбор повтором загадки.

Воспитатель: Ростом разные подружки, все похожи друг на дружку (провожу рукой от самой маленькой матрешки до самой большой.)

- Все они сидят друг в дружке (складываю матрешек в одну игрушку.)

- А всего одна игрушка (показываю детям собранную матрешку.)

Воспитатель: Эта матрешка теперь будет жить у нас в группе, и мы будем с ней играть. А пока поставим ее на полочку.

Ставлю матрешку на полку с игрушками. Раздается стук в дверь.

Воспитатель: Кто же к нам стучится?

Матрешка: Я к ребятам собиралась,

Долго, долго наряжалась.

Я, смотрю, ребята ваши,

Стали всех на свете краше.

Я - веселая Матрешка.

Все скучала у окошка.

Не хочу одна скучать!

Можно с вами станцевать?

- У меня сегодня день рожденья. Потанцуйте со мной, детки.

Воспитатель: Какая ты, Матрешка, красивая, нарядная, сразу можно догадаться, что у тебя сегодня праздник. Ребята, давайте поздравим Матрешку с днем рожденья и скажем вместе: «Поздравляем тебя, Матрешка!»

Дети поздравляют Матрешку.

Воспитатель: А теперь порадуем нашу гостью, потанцуем с ней.

Матрешка: Больше всего на свете я люблю танцевать танец про матрешек.

Воспитатель: Наши детки умеют танцевать этот танец.

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

Танцевать пошли матрешки!

Дети встают, подходят к «живой» Матрешке, вместе с ней танцуют танец «Мы веселые матрешки».

«Мы веселые матрешки»

Мы весёлые матрёшки, Дети делают «пружинку»

Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши

На ногах у нас сапожки. Поочередно выставляют вперед ногу на пятку

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Завязали мы платочки, Наклоняют в стороны голову

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Раскраснелись наши щёчки. Гладят щечки ладошками

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

В сарафанах наших пёстрых, Придерживают руками подол платья (ставят руки на пояс)

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши

Мы похожи, словно сёстры, Поворачивают друг к другу лица, улыбаются

Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши.

Воспитатель: Матрешка, тебе понравилось, как мы танцуем?

Матрешка: Да, молодцы, дети, мне стало так весело, так хорошо!

Воспитатель: Садитесь на стульчики, ребята. И ты, Матрешка, проходи, садись.

Дети проходят, садятся на стулья. Матрешка присаживается возле детей.

Воспитатель: Матрешка, в день рождения всем всегда дарят подарки. Мы тоже хотим подарить тебе подарок. Мы подарим тебе много новых игрушек – маленьких матрешек.

Воспитатель достает картонные заготовки матрешек. Показывает их детям и Матрешке.

Воспитатель: Ой, Матрешка, твои игрушки - матрешки не такие нарядные, как ты. Фартуки у них белые, надо их украсить, чтобы они стали красивыми. Дети, украсим фартуки маленьких матрешек? (Ответы детей)

Матрешка: А ваши детки смогут сделать мои игрушки красивыми?

Воспитатель: Конечно, смогут. Руки у наших детей умелые, ловкие. Давайте покажем Матрешке, что умеют делать наши руки.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику «Кулачок».

Пальчиковая гимнастика «Кулачок»

(Автор - О. М. Жевакина, педагог Московского детского сада №1883.)

Кулачок – как колобок, мы сожмем его разок.

Сжимают, разжимают кулачки

Тук, тук – я стучу, новый домик колочу.

Ставят кулачок на кулачок, стучат ими друг о друга.

Пила, пила, пили быстрей, мы строим домик для детей. Ребром одной ладони «пилят» по ребру другой ладони.

Воспитатель: А теперь и за дело пора приниматься.

Воспитатель, проводит показ с объяснением на той стороне мольберта, которая находится со стороны детей.

- А украшать мы будем так: левой рукой держим матрешку, а правой берем по одной горошине и прикрепляем ее к фартуку, чтобы он стал красивым, нарядным. Когда ваши горошины закончатся, нужно вытереть руки салфеткой, а игрушку отдать мне.

Воспитатель приглашает для продуктивной деятельности пройти детей за столы, которые находятся с другой стороны мольберта. Готовый образец воспитатель перемещает на мольберт со стороны детей.

Работы детей воспитатель размещает на мольберте, проводит оценку.

Воспитатель: Матрешка, посмотри, какие умелые руки у наших ребят, какие расписные фартуки получились. Теперь твои новые игрушки будут нарядными. Нравится тебе наш подарок?

Матрешка: Вижу, что все ребята постарались! Матрешки получились у всех очень красивые. Спасибо вам, дети!

Воспитатель: Наш подарок готов, мы тебе его дарим!

Воспитатель собирает работы детей, складывает их в подготовленную корзинку и передает Матрешке.

Воспитатель: Матрешка, а еще, когда у кого-то день рождения, «пекут» каравай. Ребята, испечем для нашей именинницы каравай, вставайте все в круг, а Матрешка встанет в центр круга.

Воспитатель с детьми водят вокруг Матрешки хоровод «Каравай».

Матрешка: Спасибо вам, детки за танец, за подарки, за то, что «испекли» для меня каравай! Мне у вас очень понравилось, но пора домой уходить, можно я еще к вам приду?

Дети прощаются с матрешкой. Матрешка уходит.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в 1 мл. Группе Программное содержание: продолжать учить детей различать предметы по количеству (один-много, величине (по высоте, по цвету (желтый, зеленый,.

Занятие по математике: «Матрешка», в младшей группе Конспект занятия по математике в младшей группе "Матрешка" Цель: Различение и нахождение геометрических фигур; умение выделять несколько.

Следующая загадка

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух; память, мышление, слуховое и зрительное восприятие; мелкую моторику рук;

развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать любовь и интерес к народному искусству; бережное отношение к изделиям народных мастеров;

воспитывать доброжелательность, дружеские отношения.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки), просмотр видео.

Словарная работа: символ, расписная, разноцветная, яркая, сарафан, фартук, платочек, алый

Оборудование: матрешки, ИКТ, пазлы «матрешки», конверт, записочка с желанием «здоровье».

Следующая загадка

Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую,
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая!
Эта кукла меньше всех —
Чуть-чуть больше, чем орех!
(Матрешка)

Я с таинственной игрушкой
Заигралась допоздна,
Разбираю, собираю,
То их восемь, то одна.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрешка)

Следующая загадка


В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем.
(погремушка)

Кто шумит, кто гремит?
Ни минуты не молчит.
Ручкам двигаться велит,
Всех ребят веселит.
Вверх, вниз, влево, вправо –
Вот так детская забава!
Глазками следите,
Ушками звук ловите…
Погреми же возле ушка,
Что же это…?
(погремушка)

У самых маленьких детей
Любимые игрушки
Без всяких сложностей, затей -
Простые.
Ответ: Погремушка

Тронешь - сразу загремит
И младенца удивит.
Что за яркая игрушка?
Для малышки.
Ответ: Погремушка

Простучал внутри горошек
Для детвы и малых крошек
С шумом первая игрушка
Под названием. (Погремушка)
(Автор - Аркадий Сафонов)

Ход НОД

Дети под музыку «Российская матрешка» заходят в группу.

-Ребята давайте поприветствуем наших гостей.

Я держу в ладошках солнце!

Я дарю его друзьям!

Улыбайтесь- это просто!

Лучик солнца -это вам!

У меня в руках есть солнышко. Мы будем передавать его друг другу и говорить ласковые слова.

- А сейчас ребята я вас приглашаю в мини-музей, узнать много нового и интересного, чтобы потом рассказать об этом своим близким, но чтобы в него зайти нужно отгадать загадку.

- У меня в руках есть чудесная коробка, если вы правильно отгадаете загадку то увидите что там.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Это русская.

матрёшка.

Вы правильно отгадали загадку (достаю из коробки матрешку и показываю)

А почему вы решили что это матрешка?

Яркий сарафан, деревянная, внутри есть еще маленькие матрешки.

Ребята а как нужно себя вести в музее?

-в музее нельзя бегать

-в музее нельзя ничего трогать руками;

-в музее нельзя громко разговаривать;

Правильно дети, молодцы проходите в музей.

Под музыку «Ай люли» рассказываю рассказ.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

А как назвать ее, не знал.

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?»-

Ей имя подбирал.

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрешкою назвал.

С тех пор живет Матрешка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир (все вместе)

Ребята, а как вы думаете, какие люди делают игрушки добрые или злые?

добрые (хором)

А почему вы думаете, что добрые люди создали этих матрешек?

потому что у них было доброе сердце, всю теплоту отдавали матрешкам.

Конечно добрые, и их доброта поселилась в каждой игрушке. Поэтому их хочется взять в руки, прикоснуться к ним, почувствовать их теплоту и добро. Любили трудиться люди на Руси. В свою работу умельцы вкладывали все свои умения, всю свою душу, поэтому изделия у них получались такие красивые, так радовали глаз. О труде сложили немало пословиц и поговорок.

А какие пословицы вы знаете?

Каков мастер такова и работа.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Кто труда не боится-того и лень сторонится.

Не будет скуки- коли заняты руки.

Существует поверье. Если внутрь матрешки положить записочку с желанием, оно непременно исполнится, и чем больше места в матрешке, чем красивее она расписана, тем быстрее исполнится ваше желание.

(написать «здоровье» и вложить в матрешку.)

-Ребята, а как вы думаете, из чего сделана матрешка?

Матрешка сделана из дерева

-Значит она какая?

Матрешка деревянная

-А вы хотите увидеть как изготавливают матрешку?

Сейчас вас хочу пригласить в видеозал который находится в музее.

Сейчас мы с вами посмотрим фильм «Ка делают матрешку»

Но прежде чем посмотреть фильм я вам открою один секрет:

«Не все деревья рубил человек для изготовления игрушки, а смотрел, какое деревце ветер сломал, в какое молния ударила и чтобы оно не сгнило мастер давал ему новую жизнь- в виде игрушки.»

Включаю видео «Изготовление матрешки»

-А во что одеты матрешки?

Матрешки одеты в яркую кофточку, сарафан, платочек завязанный на узелок

- А чем украшена одежда матрешки?

Матрешки украшены бусами, узорами, листиками, веточками

- А как ласково можно назвать матрешку?

Матрешку можно назвать -матрешечка, матренушка, матрешенька

- Ребята у меня про матрешку есть очень интересный рассказ.

Матрешка-это русская народная игрушка. Она очень красивая, яркая, разноцветная, расписная. У нее есть сарафан с узорами. На голове платочек. Губки у матрешки алые, щечки румяные.

Матрешка –символ русского народа.

Ребята, а кто сам сможет рассказать о матрешке?

Дети рассказывают о матрешке.

- А они одинаковые по велечине?

Матрешки разные

-Как вы думаете почему?

- А какой секрет есть у матрешки?

Внутри матрешки есть еще матрешки.

Раскрываю матрешку и расставляю матрешек на столе.

Давайте посчитаем матрешек

(считаем с детьми)

-Наши матрешки, веселушки любят петь и танцевать.

Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка «Нарядные матрешки»

Под музыку «Веселая» выполняю вместе с детьми.

Хлопают в ладошки (хлопают в ладоши)

Дружные матрешки

На ногах сапожки (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки (топают ногами)

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево-вправо)

Всем знакомым поклонись (поклоны)

-Ой, ребята, кто-то к нам стучится в двери?

- Вы хотите узнать кто это?

В группу, под музыку «Девочка-матрешка» входит девочка матрешка.

Девочка-матрешка:

Я к вам детки торопилась,

Принесла я вам конверт.

А в конвертике секрет.

- Вы хотите узнать, какой секрет принесла матрешка?

Девочка-матрешка:

Я вам принесла интересную игру, вам нужно из частей собрать моих сестриц.

Дети под музыку подходят к столам.

Девочка-матрешка подходит к столу первой команды и отдает им конверт, подходит ко второй команде и отдает им конверт.

Под музыку «Раз-два-три» дети одной и второй команды собирают матрешек.

- Ребята что у вас получилось?

Получились матрешки

Правильно ребята. Молодцы

Популярность сувенирной матрешки в том, что она является олицетворением России, с ее широкой душой и большими семьями. Матрешка символизирует продолжение жизни,поэтому она пользуется всенародной любовью. Суть русской матрешки- пожелание счастья любви, добра, благополучия.

Вы сделали свою работу.

Подвести итог охота.

Ой, как дружно вы трудились

И матрешки получились.

Мастерством своим, уменьем,

Всем подняли настроенье.

Что нового узнали?

Матрешка деревянная, матрешка-символ Росии, если внутрь матрешки положить записочку с желанием то желание сбудется.

Наша страна славится не только русскими, расписными матрешками, но и красивыми самоварами. На праздники люди садились за один стол ставили в центр стола самовар, наливали чай и вели разговоры.

Сверху пар, снизу жар- (показываю рукой)

Шипит наш русский самовар

-А теперь представим что мы самоварчики.

- Как шипит наш самовар?

Ш- ш – ш (тихо)

_ А когда вода начинает закипать?

Ш-ш ш –ш- (средне)

- А когда сильно кипит самовар?

Ш-ш-ш (громко)

А теперь я вас приглашаю за стол.

Самовар уже стоит

Вязка бубликов весит

Угощаю сладким чаем

Веселимся не скучаем.

Публикации по теме:

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Русская матрешка — многодетная мама» МБДОУ «Явасский детский сад №1»комбинированного вида Тема: «Русская матрешка - многодетная мама» Подготовила и провела: Н. В. Оськина.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная игрушка-Матрешка» (разновозрастная группа от 5 до 7 лет) «Русская народная игрушка - Матрешка» Цели: - Приобщить детей к национально – культурным традициям, посредством углубления и расширения.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД с детьми раннего возраста по речевому развитию «Будем знакомы: Матрешка» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми раннего возраста по речевому развитию «Будем знакомы: Матрешка» (с использованием.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Колибри» Конспект непосредственной образовательной деятельности (НОД):.

Конспект НОД во второй младшей группе по познавательному развитию «Русская матрешка» Конспект непрерывной образовательной деятельности во II – ой младшей группе Тема: «Русская матрешка» (образовательная область – познавательное.

НОД по рисованию «Русская матрешка» . Организационный момент. На столе коробочка, а в ней матрешка Воспитатель. Дети, посмотрите, какая красивая коробочка у нас в группе.

НОД «Русская матрешка» (вторая младшая группа) «Русская матрешка» (вторая младшая группа) Цель: познакомить детей с народной игрушкой – Матрешкой; формировать понятие, из чего она сделана,.

Проект «Русская Матрешка» Возрастная группа: от 2 до 3 лет ЦЕЛИ: • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке. • Приобщать родителей к развивающим играм с народной игрушкой.

Проект «Русская народная игрушка «Матрешка» для детей 2–3 лет. Фотоотчет. Игрушка “Матрёшка“ открывает широкий потенциал для раннего развития ребёнка, формирует творчески развитую личность, способствует повышению.

Читайте также: