Отгадывание загадок о водном мире цель
Обновлено: 04.11.2024
Цель : Расширение знаний детей о свойствах воды и ее значение в жизни человека.
Задачи:
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых
Воспитывать коммуникативные качества –сотрудничество, умение действовать в команде.
Проявлять чувство эмпатии , откликаться на эмоции воспитателя.
Закреплять привычку достигать результатов хорошего качества в процессе продуктивной деятельности.
Развивающие :
Способствовать развитию мыслительных действий.
Развивать умение представлять объект по условным обозначениям.
Знакомить детей с приемами исследовательской деятельности.
Развивать смекалку, воображение.
Развивать интерес к правилам безопасного поведения в природе.
Образовательные:
Уточнить представление детей о свойствах воды.:
прозрачная, без запаха, не имеет собственной формы.
Закрепить знания об агрегатном состоянии воды.
Познакомить с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков.
Расширять знания детей о значении воды в жизни человека.
Познакомить со способом очистки воды- фильтрованием.
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
1 .Приемы постановки цели, мотивации деятельности :
Наблюдение за снегом, льдом, водой .Отгадывание загадок, чтение стихов о воде.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД : беседа, создание развивающей среды дидактические игры ,создание проблемной ситуации, экспериментирование, анализ и выводы.
3. Приемы организации практической деятельности :
Комментирование, использование интерактивной схемы, демонстрация экспериментирование, продуктивная деятельность.
4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора вопроса, экспериментирование ,физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки : поощрение, совместно с педагогом и детьми определение качества продуктивной деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения НОД:
Бумажные капельки с загадками, предметные картинки с отгадками, алгоритм «Кому нужна вода?». Интерактивная схема «Круговорот воды в природе»атрибут для игры «Плащ для мамы –тучки», модели «Агрегатные состояния воды», письмо, мягкая игрушка.
Виды деятельности в НОД:
Восприятие художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
Развитие у воспитанников интереса к познанию окружающей среды, к экспериментированию.
Умение детей действовать самостоятельно
Проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общениии со взрослыми и сверстниками.
Воспитание нравственных качеств.
Умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи.
Расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии.
1.Ребенок задает вопрос.
2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
4.Обращается за помощью к взрослому, оказывает ее сам.
6. Соподчиняет мотивы.
7.Проявляет волевое усилие.
8. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей :
Решаемые задачи
Выполнение экспериментов.Отгадывание загадок
Развивать познавательный интерес к явлениям природы . Развивать мыслительные операции-анализ, обобщение. Принимать активное участие в образовательном процессе.
Игровое сотрудничество в команде.
Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи , адекватные возрасту. Применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач.
Развивать умение самостоятельно действовать , при затруднении обращаться к взрослому за помощью.
Развивать детское сотрудничество., взаимопомощь.
Прививать умение соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Развитие речи и чтение худ. литературы.
Загадывание загадок. Развивать интерес к фольклорным и литературным текстам.
Формировать умение делать выводы , умозаключения. Учить придумывать предложения. Развивать связную речь.
Прослушивание музыки. Рассматривание картин.
Развивать у детей творческие способности .Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.
Проявлять эмоциональную отзывчивость в общениии со взрослыми и сверстниками.
Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.
Совершенствовать мелкую моторику рук.
План НОД: 5мин
Вводная часть .
Создание игровой ситуации .
Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.
2 Основная часть
Отгадывание загадок о воде. Просмотр слайдов. Игра «Капельки» 15мин
Игровая-обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды»
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)
3 . Заключительная часть
Оценка деятельности детей. 5мин
Подведение итогов НОД.
Длительность НОД 25мин
Ход непосредственно- образовательной деятельности.
Создание проблемной ситуации .
Создание мотива для деятельности детей . Определение цели
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
На свете много интересного и удивительного. Перед вами иллюстрации посмотрите на них. Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей)
- Сегодня мы с вами отправимся в волшебное царство, а какое - отгадайте? Я очень добродушная, полезная, послушная, но когда захочу, даже камень источу (вода).
- Правильно. Мы с вами отправимся в волшебное царство воды. Вода нас окружает повсюду.
А теперь закройте глаза, мы перенесёмся в Царство воды (Звучит музыка).
Игровая –обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды»
- Ребята! Да это же сама Царица вода.
Царица Вода: «Приглашаю вас в моё царство. Но чтобы продолжить путешествие, вам, необходимо отгадать загадки. А загадки вы найдёте в рисунках.
(Дети по очереди берут капельки с загадками, воспитатель читает загадку вслух, ребенок выбирает предметную картинку - отгадку.)
- Лежало одеяло, мягкое, белое, солнце припекло, одеяло потекло (Снег).
- У нас под крышей белый гвоздь весит, солнце взойдёт - гвоздь упадёт (сосулька).
- Не колючий, светло-синий по кустам развешан……(иней).
- Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно (лёд).
Дети прикрепляют на доску карточки с рисунками-ответами на загадки.
- Что объединяет все наши отгадки? (Предположения детей.)
- Правильно. И снег, и лед, и иней - это всё состояния воды. Молодцы! Справились с заданием. Приглашаю дальше продолжить путешествие. Вспомним с вами свойства воды. В этом вам поможет схема-подсказка. Расскажите с ее помощью о свойствах воды. (Ответы детей о свойствах воды.)
- Кому нужна вода? Какую пользу вода приносит человеку? Может ли жизнь на Земле быть без воды? Почему? (Ответы детей.)
- Вы правильно ответили на все вопросы, вы правы: вода – это жизнь!
- Где мы можем её увидеть? (Предполагаемые ответы детей: в море, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.)
Дети садятся на стульчики.
- Посмотрите на экран, я расскажу вам об удивительном явлении в природе. (Слайд №1 «Круговорот воды в природе».)
- Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю. Снежинки образуются так же, как и капли дождя. Кода очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики льда - снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озёра, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем вода повторяет свой путь. Весь этот процесс называется круговорот воды в природе (индивидуальные и хоровые ответы детей).
- Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Капельки».
- Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь (звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла река и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали - плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- Посмотрите, на моделях изображены разные состояния воды (жидкое, газообразное, твёрдое). Расскажите об агрегатных состояниях воды. (Рассказы детей.)
- Давайте мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. (Игровая обучающая ситуация «Агрегатное состояние воды».)
- Когда вода находиться в твёрдом состоянии, то её молекулы - маленькие капельки очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замёрзли. Встанем друг к другу и превратимся в лед. А когда вода находиться в жидком состоянии, то её молекулы берутся за руки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмёмся за руки и пройдёмся змейкой, как будто ручеёк. Когда вода находиться в газообразном состоянии, то её молекулы отпускают руки друг друга и разлетаются. Как лёгкие капельки пара.
- Мы познакомились с таким явлением в природе, как круговорот воды в природе. Рассказали об агрегатных состояниях воды.
- Посмотрите, Царица Вода оставила для нас письмо. Прочтём
- «Ребята, как вы правильно заметили, вода бывает в разных состояниях. Я набрала снег с вашего участка. Что с ним случится, если он постоит в теплом помещении? Чтобы узнать точный ответ приглашаю Вас в научную лабораторию».
- Кто знает из вас, что такое лаборатория? (Это место где делают опыты, эксперименты.)
- Кто работает в лаборатории? (Учёные, лаборанты.)
- Чем занимаются лаборанты? (Изучают воду, проводят опыты, исследования.)
- Мы с вами будем настоящими лаборантами. Я буду старшим лаборантом, а вы мои помощники. Посмотрите на снег, который приготовила для нас Царица Вода. Что с ним случилось? (Ответы детей.)
(Воспитатель разливает детям в стаканчики талую воду.)
- Сегодня мы научимся очищать воду с помощью фильтра из марли. Скажите, для чего нужен фильтр? (Фильтр нужен для очистки воды.)
- Будем с вами фильтровать воду (Воспитатель показывает способ фильтрования.) Берём марлю, разворачиваем, кладем вату справа, сворачиваем два раза. Фильтр кладём в воронку, берём стакан с талой водой и наливаем в воронку. (Дети выполняют очистку воды.)
- Достаньте фильтр, положите в тарелку, посмотрите на фильтр. Что, вы, видите? (Фильтр стал грязный.)
- Посмотрите, какая вода? (Чистая, прозрачная.)
- Что мы с вами делали? Через что прошла вода? Что мы выяснили, когда провели опыт? (Ответы детей.)
- Мы узнали, что снег грязный. Некоторые дети пробуют снег на вкус. Как вы думаете, они поступают правильно? Что может с ними случиться? (Ответы детей.)
Царица Вода прощается с детьми. Приглашает в гости, чтобы в следующий раз узнать «Вода это друг или враг?». Детям вручаются от Царицы Воды подарки: медали - капельки.
Развитие речи и знакомство с художественной литературой.
3. Заключительная часть
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД
Звучит музыка. Дети возвращаются из своего путешествия в детский сад.
- Вот ребята мы и в детском саду Проводится рефлексия с использованием мягкой игрушки «Капитошка».
. - У меня есть игрушка «Капитошка». Будем передавать его по кругу, и каждый сможет поделиться впечатлениями о нашем путешествии. (Дети обмениваются своими впечатлениями, рассказывают о том, что им больше всего понравилось.)
Следующая загадка
Тип деятельности: познавательно - экспериментальная.
Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека.
Образовательные: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде
Развивающие: развивать любознательность, мышление и речь детей.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к воде.
Виды детской деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы;
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, зеленая, красная, желтая, лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
Рассматривание иллюстраций, мультиальбомов, слайд-шоу по теме “Вода в природе”, интерактивные игры, чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, закличками, отгадывание загадок о воде, прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей ”, наблюдения за явлениями, связанными с водой.
Содержание организационной деятельности
Организационный момент: «Солнышко».
Воспитатель: «Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас еще согревает и улучшает наше настроение? Правильно, солнышко. А мы представим, что наши руки – это солнечные лучики, коснемся друг друга и подарим тепло своим друзьям».
Педагог обращает внимание детей на то, что когда он пришёл в детский сад, увидел на пороге ведёрко.Интересуется: не хотят ли они заглянуть, что в нём лежит? После того, как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками, воспитатель читает их вслух
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Белая морковка зимой растет.
Он промочит всех до нитки,
Но беды не принесет,
Рады травка и улитка,
Всех от засухи спасет.
Миллионов капель вождь,
Падает на землю - (Дождь)
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (Воды)
Просмотр презентации о состоянии воды в природе
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
Беседа: – Ребята, посмотрите, а в ведёрке ещё и письмо и хотела бы вам его почитать.Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
1. Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт N1: “Вода не имеет формы”
Сравните форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя. Воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Вывод: вода не имеет формы
Опыт N2: “Вода жидкая, может течь”
Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой.Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”.Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт N3: “Вода прозрачная”
Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Вывод: вода прозрачная
Опыт N4: “У воды нет вкуса”
Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.Вывод: вода не имеет вкуса.
Вывод: у воды нет вкуса
Опыт N5: “У воды нет запаха”
Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?Вывод: вода не имеет запаха.
Вывод: у воды нет запаха
Опыт N6: “Лед – твердая вода”
Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике.
Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт N7: “Пар – это тоже вода”
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода
Вывод: пар – это вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да)
Проводится игра “Где спряталась вода”
– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода в природе.
(картинки показываются на компьютере)
Вывод: вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.
Мы еще раз убедились: вода бывает очень–очень разной. Она может быстро–быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!
Ребята,ответьте на вопросы:
Зачем нужна вода животным?
Зачем нужна вода человеку?
Как вам уже известно, внутри человека тоже есть вода. Где же она содержится?
Человек может долго прожить без еды, но без воды он не обойдется.
(Картинка о значении воды)
Теперь мы сделаем вывод, что вода нужна всем.
Ребята везде ли есть вода?
Где мы можем ее увидеть?
(Водоемы, осадки).
А вы знаете, что такое снежинка?
(Белая пушинка, состоящая их кристалликов льда).
Скажите, будет ли лед являться водой?
(Это замерзшая вода).
Ребята, а вы знаете, что воды которую мы пьем, на планете Земля очень мало и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.
Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!
(педагог читает стихотворение)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Вдруг в небо взовьется,
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
все дети хором ВОДА!
Артёмова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Москва 1992 г.
Илланова Ю. Г. «Учите детей отгадывать загадки» Москва 1985г.
Кондратьева Н. Н. Программа экологического образования детей
«Мы». Азбука экологии С. - Петербург 1996г.
Лучич М. В. «Детям о природе» Москва 1989г.
Публикации по теме:Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Зимние загадки» Скороговорка дня: Все загадки не загадать, не отгадать, не переотгадывать. Цель: формирование представлений о зимних явлениях природы Задачи:.
Краткосрочная образовательная программа по тестопластике «Капельки творчества» Новизна: Одним из наиболее востребованных видов декоративно-прикладного творчества является лепка. Сегодня такой материал как соленое тесто.
Мини-сказка по экологии для старших дошкольников «Весёлые капельки» — круговорот воды в природе Детям очень сложно объяснить про круговорот воды в природе. Предлагаю мини-сказку, как это можно сделать в средней и старшей группе. Мини.
Непосредственная образовательная деятельность по музыке «На весенней полянке» Непосредственная образовательная деятельность «На весенней полянке» Образовательная область «Музыка» Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация»,.
Непосредственно образовательная деятельность «Капелька воды» Цель: Формировать представления детей о воде. Задачи: Познакомить детей со свойствами воды: холодная, горячая, теплая, чистая, прозрачная,.
Непосредственно образовательная деятельность «Свойство воды и воздуха» (подготовительная группа) Познание: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Систематизировать и расширять знания о воздухе и воде. Совершенствовать.
Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе «Капелька воды» Цель: Углубление природоведческих знаний, развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования с водой. Интеграция образовательных.
Познавательная деятельность по проекту «Приключение Капельки» Занятие во 2мл. гр. «Капелька - путешественница» Цель: дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе; Задачи: Образовательные:.
Проект по изучению свойств воды «История голубой капельки» во второй младшей группе Образовательные области: • познание • коммуникация • социализация • здоровье Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская,.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и изучению свойств воды «Путешествие капельки» «Путешествие капельки» Цель: формировать представление детей о свойствах воды, воздуха и красок посредством игр- экспериментов. Задачи:.
Следующая загадка
Образовательная область "Познание. Формирование целостной картины мира".
Тема: "Поиграем с Капитошкой!"
д/с № 105 "Красный мак"
Цель: развивать познавательную активность в ходе познавательно-исследовательской деятельности, расширять знания детей о воде.
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды (вкус - не имеет вкуса, без вкуса, безвкусная, прозрачная, цвет - не имеет цвета, бесцветная, запах - без запаха, не имеет запаха, ничем не пахнет, текучесть - льется, переливается, течет, жидкая).
• Развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями. Продолжать учить детей способам безопасной работы с разными материалами.
• Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкая, бесцветная, безвкусная.
• Формировать умение пользоваться силой голоса и темпом речи в игре "Дождик".
• Продолжать учить находить воду в окружающем мире (ручеек, река, дождик, море) и узнавать звуки воды.
• Уточнить значение воды для всего живого (человека, животных, растений).
• Формировать представления детей о том, какая вода полезна для здоровья человека (чистая, теплая, кипяченая, минеральная, о правилах безопасного поведения во время игр с водой и купания в водоемах (в игре "Можно-нельзя").
• Воспитывать бережное отношение к воде, заботливое отношение ко всему живому, формировать интерес, положительное эмоциональное отношение к окружающему миру.
Материалы и оборудование:
• Мультимедийная презентация "Капитошка".
• Мультимедийная презентация "Звуки воды".
• Аудио запись "Дождик"
•Инвентарь для опытов: емкости для воды разного размера, стаканы с водой и молоком (по количеству детей, цветные палочки, цветные маленькие кубики, вода, салфетки, подносы.
• Символы, обозначающие свойства воды.
• Иллюстрации с изображением использования воды человеком.
Виды детской деятельности:
познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
"Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Безопасность", "Чтение художественной литературы", "Музыка", "Социализация".
• Просмотр мультфильмов "Капитошка", "Возвращение Капитошки", "Заяц Коська и родничок".
• Беседы с детьми о значении воды в жизни человека, животных, растений, о бережном отношении к воде.
• Чтение стихотворений, отгадывание загадок о воде.
• Рассматривание иллюстраций об использовании воды человеком, обитателях водного мира.
• Оформление мини-музея "В царстве воды".
• Просмотр мультимедийных презентаций о воде в природе, об использовании воды человеком, о бережном отношении к воде.
«Любознательный, активный» Участвует в разговоре во время рассматривания иллюстраций о значении воды в жизни человека, животных, растений, о необходимости сохранения воды, Проявляет интерес к окружающему миру.
Проявляет интерес к участию в совместных играх со взрослым, сказочным героем.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Области «Здоровье», «Безопасность» Имеет элементарные представления о значении чистой воды для здоровья человека и необходимости соблюдать правила безопасного поведения во время игр с водой, купания в водоемах.
«Эмоционально отзывчивый» Проявляет эмоциональную отзывчивость на красоту объектов природы - река, море, ручеек, на звуки природы, на произведения художественной литературы (загадки, стихи о воде). Испытывает чувство радости от "общения" со сказочным героем "Капитошкой".
«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи» Использует разные способы обследования предметов и веществ (вода, во время проведения опытов с водой делает простейшие выводы и обобщения.
«Овладевший предпосылками учебной деятельности» Испытывает положительные эмоции от правильно решенных познавательных задач, от познавательно-исследовательской деятельности (опыты с водой). В диалоге с педагогом умеет слышать и понять заданный вопрос.
«Овладевший необходимыми умениями и навыками»
Область «Познание» Имеет представления о свойствах воды (бесцветная, без запаха, жидкая, прозрачная) и использует в речи слова, обозначающие их. Знает и называет, где находится вода в природе (река, море, ручеек, дождь).
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Воспитатель: А теперь проходите и садитесь на стульчики. Послушайте песенку и угадайте, кто еще к нам пришел в гости? (просмотр мультимедийной презентации «Капитошка»).
Воспитатель: Кто же с нами будет играть сегодня?
Дети: Капитошка
Воспитатель: Молодцы. Вы его узнали. А кто такой Капитошка?
Дети: Это капелька воды.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
Попробуйте отгадать загадки, где Капитошка живет?
1. Снежок растаял и с полей
Бежит, торопится (Ручей)
- Правильно. Капитошка может жить в ручейке. А теперь посмотрите на ручеек и послушайте, как он журчит (мультимедийная презентация «Загадки о воде»)
2. Летом в ней купаются
А зимой она льдом покрывается (Река)
- Правильно. Капитошка живет и в реке. Посмотрите, какая красивая наша река «Десна» (мультимедийная презентация «Загадки о воде»)
3. С тучки, как из решета
Кап-кап, капает вода!
Рады ей цветы и птички,
Что же это за водичка?. (Дождь)
-Правильно ребята, это дождик, давайте послушаем, как он капает.
4. Шириною широко,
День и ночь о берег бьётся.
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна-
И горька и солона. (Море)
- Правильно-это море. Да Капитошка живёт и в море, а теперь посмотрите и послушайте море.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. А сейчас давайте расскажем Капитошке, для чего нужна вода. Подойдите к столу, рассмотрите внимательно картинки и скажите для чего нужна вода?
Дети: вода нужна чтобы… пить, стирать, готовить пищу, мыть полы и т. д. (воспитатель обращается к каждому ребенку).
Воспитатель:Вода нужна всем: людям, животным и растениям. Ребята, а вы знаете, что поливает растения в поле и в лесу?
Воспитатель: Давайте мы с вами покажем Капитошке, какой бывает дождик.
Физкультминутка «Дождик» (аудиозапись «Дождик»)
Дождик начинается (Потираем ладошки друг о друга и тихо говорим)
Капли капают громче и быстрее (Хлопаем в ладошки и чуть погромче говорим кап-кап - кап)
Дождь становится всё сильнее и сильнее (Хлопаем по бёдрам и говорим громко кап-кап-кап)
А теперь льёт ливень, как из ведра (Хлопаем по бёдрам быстро и сильно, громко и быстро произносим кап-кап-кап)
Дождик начинает утихать (Хлопаем в ладоши и произносим чуть потише кап-кап-кап)
Дождик становится всё тише и тише (Потираем ладошки друг о друга и говорим тихо кап-кап-кап)
Воспитатель: Посмотрите ребята, выглянуло солнышко, давайте ему улыбнемся. Дети поднимают руки вверх и смотрят на солнышко.
Воспитатель: А теперь, давайте расскажем Капитошке какая же вода? Проходите за столы, присаживайтесь. А помогут нам в этом наши волшебные картинки. Посмотрите на эту картинку, о чём она нам говорит? (на магнитной доске выставляются схемы, обозначающие свойства воды)
Дети: вода не имеет запаха, она ничем не пахнет. (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода не имеет запаха. А как вы догадались?
Дети: мы ее понюхали.
Воспитатель: А вот эта картинка?
Дети: вода не имеет вкуса, вода безвкусная. (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода безвкусная. А вот ещё одна картинка.
Дети: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная.
Воспитатель: А как это можно это проверить?
Дети: Нужно взять цветную палочку и поставить в стаканчик.
Воспитатель: Возьмите свои стаканчики с водой, цветные палочки и проверьте. Вика, ты видишь палочку? Значит вода какая?
Воспитатель: Ваня, а ты видишь свою палочку?
Воспитатель: А какого цвета палочка?
Воспитатель: Значит вода какая?
Дети: бесцветная, прозрачная
Воспитатель: А теперь положите свою палочку в стаканчик с молоком, и посмотрите. А в молоке палочка видна?
- Мне не видна. Значит молоко какое?
Дети: Белое, непрозрачное
Воспитатель: Повторите непрозрачное. Теперь стаканчики с молоком и палочки поставьте на тарелочки и посмотрите, вот ещё одна картинка. О чём она говорит нам? Что можно делать с водой?
Дети: вода жидкая, воду можно лить и переливать.
Воспитатель: Возьмите широкие стаканчики перелейте воду. Она льётся? Значит вода какая?
Воспитатель: Правильно жидкая, повторим вода какая?
Дети: Жидкая. (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо и аккуратно работали и запомнили свойства воды. Она безвкусная, не имеет запаха, прозрачная, жидкая.
Воспитатель: Видишь Капитошка, как мы много знаем о воде. А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Можно - нельзя». Выходите, становитесь в круг. Когда я буду говорить о том, что вода полезна для здоровья и это можно делать - вы присядете, а когда вода может быть опасна и этого делать нельзя – вы будете стоять. Слушайте внимательно.
Пить чистую воду (можно)
Заходить одному в речку или море (нельзя)
Мыть руки с мылом (можно)
Пить из лужи (нельзя)
Мыть фрукты (можно)
Ходить или бегать по лужам (нельзя)
Поливать цветы (можно)
Оставлять кран с водой открытым? (нельзя)
Воспитатель: Ребята, а почему нельзя оставлять кран открытым
Дети: потому что она вытечет и её не будет.
Воспитатель: А теперь представьте, что было бы, если бы не было воды
Дети: мы не могли бы стирать, мыться, нечего было бы пить и т. д.
Воспитатель: да ребята, давайте же воду все будем беречь
Иначе закончиться может вода
И жизнь на планете затихнет тогда.
Капитошка, говорит вам всем спасибо, вы молодцы, много знаете о воде и дарит для нашего музея книгу о животных, которые живут в воде.
Публикации по теме:Фотоматериалы по экологическому проекту «Берегите первоцветы — защитим беззащитных». Непосредственно образовательная деятельность в первой младшей группе - "Первые весенние цветы". Непосредственно образовательная деятельность.
Результат мониторинга образовательного процесса в первой младшей группе на конец учебного года Результат мониторинга образовательного процесса уровень овладения воспитанниками необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
Следующая загадка
Цель: прививать любовь детей к животному миру, расширять и закреплять знания на тему «Подводный мир».
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие»: обобщить и систематизировать знания детей о морских и речных обитателях; упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на конкретные данные; правильно называть обитателей морей.
«Социально-коммуникативное развитие»: воспитывать умение и желание детей работать в команде, приходить к общему мнению и получению общего результата.
«Речевое развитие »: тренировать в умении отвечать на вопросы полным предложением; развивать диалогическую форму речи.
«Физическое развитие»: предупреждать утомляемость воспитанников, развивать мелкую моторику рук, закреплять умение координировать речь с движениями.
Материалы и оборудование: картинки с морскими и речными обитателями; картинки с изображением силуэтов рыб и морских обитателей, листы с заданием «Лабиринт», песня Водяного из мультфильма "Летучий корабль", ел. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского, фишки, призы, грамоты.
Предварительная работа: рассматривание наглядно-демонстративного материала, изготовление детьми , их родителями книжек-малышек «Этот удивительный мир рыб», беседы по содержанию книжек-малышек, составление описательных рассказов, рисование на тему «Подводный мир», отгадывание загадок, чтение художественной детской литературы, энциклопедий «Морские обитатели»; дидактические игры «Четвертый лишний».
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от сказочного героя. А от кого именно, вы догадаетесь сами, послушав его песенку.
Звучит песня Водяного из мультфильма "Летучий корабль", ел. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского.
Воспитатель: От кого же это письмо?
Воспитатель показывает конверт, на котором нарисованы рыбы, крабы, водные растения. Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: Конечно, это письмо от Водяного. Хотите узнать, что он нам пишет? (Вскрывает письмо и читает его.) «Здравствуйте, ребята. Совсем заскучал я на дне реки. Так хочется повеселиться. Давайте с вами поиграем в интересную игру, которая называется "Морские знатоки". Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет сюрприз». Ребята, хотите поиграть с Водяным?
Дети делятся на команды и придумывают им названия.
Воспитатель: Первое задание от Водяного – это загадки.
Команды по очереди отгадывают загадки про морских и речных обитателей:
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть. (дельфин)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Гуляю в мае под мостами;
Поймаешь – пахну огурцами. (Корюшка)
Из иглокожих, но красиво
В морской пучине это диво.
Пять рук обычно - пять лучей!
Бывает хищной. Образ чей?(Морская звезда)
В глубине морской живет,
Быстро под водой плывет.
Много у нее иголок,
Как у ежиков и елок.(Рыба Ёж)
Плоский он. Размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несёт отряд
Электричества заряд! (Скат)
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Важная рыба, плавает в реке,
Усатая очень, узнаешь везде.
Она так прожорлива, ест и ночью и днем.
Удивительная рыба под названием (сом)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это…(Щука)
Восьмирукое диво морское
Всюду дело творит колдовское:
Превратится на миг в невидимку —
Глядь, оно уж с добычей в обнимку.
Иль чернилом врага расстреляет
И в завесе чернильной растает. (Осьминог)
Посмотрите, как идет:
Точно задом наперед!
Это, братцы, не пустяк!
Так умеет только . ( Рак)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конек)
Кит? А, может быть, дельфин,
В океанах обитает,
Живность хищно поедает. (Касатка)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит —
Так приветствует всех. (кит)
Воспитатель: Молодцы! Следующее задание на знания.
Задание № 2 “Ответь правильно”
В морях и океанах вода какая? (соленая)
Как называется морская оранжево-белая рыбка, которая может прятаться от врагов среди щупалец актинии, благодаря своему симбиозу с ними ? (Рыба-клоун)
Как называются самые крупные рыбы, обитающие на планете? (акулы)
Как называются рыбы, которые умеют вырабатывать электрический ток в своем теле? (электрические угри, скаты)
Самое крупное животное на планете? (кит , вес его рекордный – около 150 тонн )
Какая рыба умеет развивать скорость до 100 км /час? (Рыба-парусник)
Название этой морской рыбы совпадает с названием тонкого острого предмета, используемого для шитья? ( рыба-игла)
Какие рыбы самые прожорливые? (сомы, белуги)
Самая опасная, хищная пресноводная рыба? (пиранья)
Какой морской обитатель может плавать в любом направлении, управляя спинным плавником? (морской конек)
Какая рыба может подниматься до 5 метров над водой и парить на расстоянии до 100м.? (летучая рыба)
Самый большой речной хищник, очень умный и хитрый, шевелит усами, чтобы завлечь рыбу? (Сом)
У этого морского обитателя мозг больше человеческого, слабое зрение, но уникальный слух? (дельфин)
Задание № 3. “Кто живет в море, а кто в реке”
Воспитатель: Здесь перемешались картинки с изображением морских и речных обитателей. Одна команда должна выбрать картинки с изображением морских животных и рыб, а другая – речных. После выполнения задания каждая команда называет тех рыб и животных, которых они выбрали.
(Перемешанные картинки с изображением краба, рака, сома, дельфина, карпа, лягушки, черепахи, окуня, акулы, щуки).
На закате дремлет пруд. (Кладут руки под щеку)
По воде круги идут (Рисуют большие круги руками в воздухе)
Это маленькие рыбки (Руками имитируют «рыбку»)
Разыгрались там и тут. (Сжимают и разжимают пальцы, кружась на месте).
Задание № 4. «Угадай по силуэту»
Воспитатель: В следующем задании надо узнать подводного обитателя по силуэту.
Задание № 5. «Пройди лабиринт»
Командам раздаются листы с заданием.
Верите ли вы, что.
1. Лещ и подлещик — это рыбы разных видов. (Нет, одного вида, но разного возраста)
2. Все рыбы имеют желудок. (Нет, только хищные)
3. Скатов часто в шутку называют «расплющенными акулами».(Да)
4. У китовой акулы икринки имеют прямоугольную форму. (Да)
5. У акулы каждые восемь дней отрастают новые зубы. (Да)
6. У тигровой акулы четыре ряда зубов: два — в работе, два — запасные. (Да)
7. Если рыбу белугу из Белого моря поселить в Черном море, то она будет давать черную икру, а если ее выпустить в Красное море, то красную. (Нет)
8. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным ядом. (Нет, эта рыба совершенно безвредна)
9. Мутность воды повышает клев пресноводной рыбы. (Нет, в мутной воде клев падает)
10. Крабы поднимаются к поверхности на дельфинах. (Нет)
11. Осьминоги, кальмары и каракатицы имеют четыре сердца. (Нет, три)
12. Осьминог от страха становится почти белым. (Да. Он также может менять окраску, приспосабливаясь к цвету дна)
Читайте также: