Загадка про колокольный звон
Обновлено: 22.11.2024
Цель: познакомить с новым понятие «кантата», с творчеством С.С.Прокофьева.
Задачи:
Развивающие: совершенствовать музыкальное восприятие, развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное;
Обучающие: формировать знания о новой музыкальной форме – «кантата», в процессе слушания уметь выделить средства выразительности, которыми пользовался композитор;
Воспитательные : на основе музыкального восприятия воспитывать любовь к музыке, испытывать гордость и восхищение подвигами Александра Невского, вызывать чувство патриотизма, обогащать духовный мир детей.
-выявлять значимость трёхчастного построения музыки
-передавать в пении героический характер музыки
-осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева
-овладение навыками выразительного и речевого высказывания в процессе размышления , восприятия музыки и музицирования:
-проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания
Оборудование: презентация «Александр Невский», таблицы « Средства выразительности», фрагмент х/ф «Александр Невский», картина «Ледовое побоище».
Музыкальный материал: колокольный звон, хор «Вставайте, люди русские», песня Александрова «Вставай, страна огромная».
1.Организационный момент. Музыкальное приветствие учеников
(поёт ученик) Добрый день!
Дети поют: Добрый день!
Ученик : Встретились мы снова.
Дети: Встретились мы снова.
Ученик: Слушать музыку и петь вы всегда готовы?
Дети: Слушать музыку и петь мы всегда готовы.
На фоне звучания колокольного звона – декламация:
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм златоглавый
С колоколами…
К себе он тянет неудержимо,
Зовет и манит он в край родимый…
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает.
2.Актуализация знаний. (Загадки про колокольный звон).
Учитель загадывает загадки детям. Кто правильно назовёт о чём идет речь, тот получает жетон. У кого больше жетонов , тот победитель.
Хоть нем я и глух , а станешь бить меня я закричу.
Кричит без языка , поёт без горла.
С ушами – глух, тревожу слух.
3.Постановка проблемного вопроса. Объяснение нового материала.
Учитель: « Ребята, вы знаете как появился колокольный звон ?
Учитель: О колокольных звонах расскажет нам ученик….(презентация прилагается).
Нельзя себе представить Россию без храмов и колокольного звона. Это как символы России, её неотъемлемая часть. Колокола звонили и в великие праздники - благовесты, и тяжелую минуту испытаний – набаты, которые предупреждали людей о нависшей опасности. Колокольным звоном встречали только что родившегося человека, и провожали его в последний путь. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов. А героями наша земля была издавна богата. И среди них славный сын земли русской великий полководец Александр Невский
(портрет Александра Невского художника П. Корина )
Посмотрите на портрет и скажите, каким был Александр Невский? (сильным, мужественным, волевым)
Великий князь Александр опирается на меч, готов в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю.
Это под его руководством под Невой была одержана победа над шведами, а ведь ему тогда было только 20 лет. А в 22 года он разбил рыцарей-тевтонов на Чудском озере. Битва эта вошла в историю под названием «Ледовое побоище».
(фрагмент х/ф «Александр Невский» )В1938 году был создан художественный фильм «Александр Невский». К этому фильму С.С. Прокофьевым была написана музыка. Позднее, в 1939 году - кантата «Александр Невский».
Учитель: А теперь я вам расскажу интересные факты об Александре Невском.
Когда Александру Невскому исполнилось 4 года , в Спасо-Преображенском соборе его провели через обряд посвящения в воины и он стал княжичем.
Он считал, что войну можно выиграть дипломатическим путём.
Разгром шведов и немцев на Неве – это первая большая победа князя.
4. Восприятие нового материала.
( даётся определение канту, кантате)Учитель говорит. «Ребята, а что такое кант? Ученик отвечает: Кант – хвалебная песнь.
А кантата? Ученица отвечает: «Кантата это – крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, исполняемых хором, солистами и оркестром. (запись в тетради)
Учитель: Сейчас мы с вами послушаем одну из частей кантаты «Вставайте, люди русские!»
- В начале хора, что вы услышали? -(звон колокола)
- Как этот звон называется?- (набат)
- Какая песня по характеру? -(мужественная, сильная и т.д.)
- Везде ли одинаково звучит музыка? - (нет, в средней части музыка напевная, спокойная)
- От лица кого поется средняя часть?- (женщин, матерей)
- Какие интонации мы слышим в этой музыке?- (призывные, требовательные)
Давайте отметим, какими средствами выразительности добился композитор такого характера.
(На доске ученики дают характеристику средствам музыкальной выразительности).
Мелодия-призывная
Лад- Мажор
Регистр-Средний, низкий
Звуковедение - Четкое
Темп-Умеренный
Динамика-Громко
Учитель: Фильм «Александр Невский» был создан в 1938 году, в то время, когда гитлеровцы уже начали свое варварское вторжение в страны Европы, а в 1941 году фашистская Германия напала на нашу страну. И из всех радиоприемников звучала песня «Вставай, страна огромная!» музыка А.В. Александрова и «Вставайте, люди русские» музыка С.С. Прокофьева.
Звучит фрагмент песни «Вставай, страна огромная»
- Учитель: Что общего у этих песен?
Ответы учеников (интонации призыва, патриотизма)
-Учитель: Вот так соединились 13 и 20-й века, а соединила их сила искусства. Песни поднимали у людей чувства патриотизма, вели на битвы, помогали совершать подвиги. А имя Александра Невского навсегда осталось в истории как символ героизма и командирской доблести. Во время войны в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, которым награждались офицеры Красной армии за проявленную личную отвагу.
5.Физкультминутка. Игра.
За великие дела во славу земли русской Александр Невский был причислен к лику святых.
Со временем имя Александра Невского возглавило список великих людей России. Во времена Александра Невского и в царские времена довольно часто происходили различные войны. И во время военных походов очень поднимали дух солдат бодрые, маршевые песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами споем.
Исполнение русской народной песни « Солдатушки , бравы ребятушки».
1. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды? - поют девочки
Наши деды – славные победы,
Вот где наши деды!- поют мальчики
2. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
Наши сестры – пики сабли востры,
Вот где наши сестры!
3. Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
Наша слава – русская держава,
Вот где наша слава!
(работа над песней)
6.Тестирование по изученному материалу.
1.С каким героем вы познакомились на уроке?-(Александр Невский)
2.Какой композитор посвятил этому герою свое произведение?-(Сергей Прокофьев)
3.Какое произведение мы слушали? -кантата «Александр Невский
4.Какие средства музыкальной выразительности мы узнали сегодня на уроке?-(мелодия ,лад, темп ,динамика ,регистр , звуковедение ).
Следующая загадка
Что с ушами и языком,
А ничего не слышит и не понимает?
С ушами — глух, тревожу слух.
Ответ
Колокол
За уши повесят да за язык подергают, станет говорить.
Живой мертвого бьет, а мертвый во все горло орет.
Ответ
Колокол
Сивый жеребец во весь мир ржет.
На каменной горке воют волки.
Ответ
Колокол
Лезу, лезу по железу,
Вылезу на мостик,
Дерну быка за хвостик,
Бык заревет, весь народ соберет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Пусть всегда щебечут птицы и звонят колокола" (пасхальный праздник)
. Расширять и углублять знания детей о православном празднике Воскресения Христова (Пасхе), его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудни.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию с элементами экспериментальной деятельности "Колокола и колокольчики"
Интегрированное занятие, включающее в себя беседу, опытническую деятельность, музыкальную составляющую.
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе «Звонят Руси колокола!»
Занятие нацелено на развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных, духовных и нравственных традиций через синтез искусств: музыки, поэзии.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Русские колокола и колокольные звоны".
Итоговое мероприятие по блоку на тему "Колокола и колокольные звоны России".Ознакомление с предметами русской старины.Формирование у детей чувства сопричастности к русской национальной истории и культ.
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛОКОЛА
ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА В КАЗАЧЬЕМ СТИЛЕ.
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КОЛОКОЛА
ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА В КАЗАЧЬЕМ СТИЛЕ.
РОЖДЕСТВЕНКИЕ КОЛОКОЛА
Следующая загадка
В документе собраны загадки про колокол с различных интернет-ресурсов (источники указаны).
Вложение | Размер |
---|---|
загадки про колокольчики | 14.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Этот материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям. С загадки можно начать беседу о свойствах или строении колокола. Органично вольются загадки в сюрпризный момент, особенно если колокольчик по сюжету обладает волшебными свойствами. Также загадки помогут при играх «Волшебный мешочек» или «Чёрный ящик».
Загадки про колокольчики
1. У кого болтается
На шее эта штука.
Тот не потеряется
Найдут его по звуку.
2. Зазвенел он под дугой.
3. Он давно к тому привык,
Что тягают за язык.
Бьют в него - до облака
4. На голове - корона,
На короне - ворона.
Не наткнётся на кол.
А вот две загадки в книге Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» (Москва, 1912г.):
Кричит без языка,
Радует и бедует,
А сердце не чует.
Опять в землю положили;
А как вынули — стали бить,
Чтобы мог говорить
- Хоть нем я и глух, а станешь бить меня, я закричу.
- Кричит без языка, поёт без горла.
- Что с ушами и языком, а ничего не слышит и не понимает?
- С ушами — глух, тревожу слух.
- За уши повесят да за язык подёргают, станет говорить.
- Живой мёртвого бьёт, а мёртвый во всё горло орёт.
- Лезу, лезу по железу,
Вылезу на мостик,
Дерну быка за хвостик,
Бык заревет, весь народ соберет.
- Бык железный, хвост конопляный,
Косы до полу, голос до неба.
- Сидит петух на воротах: голос до неба, а хвост до земли.
Следующая загадка
Пословицы, поговорки, загадки связанные с колоколами.
Колокольный звон в России всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. Красоте голоса и внешнему убранству колокола придавалось особое значение. На колокола жертвовали, их одушевляли, давали имена и прозвища. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И конечно это находило отражение в народном творчестве. Примером тому множество пословиц и поговорок на тему звонов. Вот некоторые из них:
- Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон –
- Звонить во все колокола.
- Стоит бык на горах о семи головах, рёбра стучат, бока горят. (Колокольня с колоколами)
- Сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
- На каменной горке воют волки.
- Рыкнул вол на семь сёл.
Поговорки: « На всю Ивановскую».
А связано это выражение с Московским Кремлем. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди-дьяки оглашали указы, распоряжения и прочие документы, касавшиеся жителей Москвы и всех народов России. Чтобы всем было хорошо слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
« Пустится во вся тяжкая».
В старину был обычным перезвон церковных колоколов. Колокола в церквах изготовлялись всех размеров и голосов – от маленьких до колоссальных (знаменитый колокол кремлевского Успенского собора весил 4000 пудов, то есть около 65 тонн). Неудивительно, если в церковных уставах самые большие колокола назывались «тяжкая», то есть «тяжелые», а «ударить во все тяжкая» означало: начать звонить во все колокола.
Вполне понятно, что уже очень давно «трезвонить во все колокола» стало значить: шумно обсуждать какую-нибудь новость, рассказывать направо и налево. Ведь звоном колоколов извещали народ и о важных событиях. В то же время появилось и выражение «пуститься во все тяжкие»; оно означало: действовать, не считаясь ни с чем. Как видите, происхождение этих слов основательно забылось, и они приобрели совсем новое значение.
«Вырос детинушка с Ивана Великого»
Так говорили в народе про рослого человека. Колокольня была видна за 10 верст до Москвы.
«Первый звон – чертям разгон, другой звон – перекрестись, а третий – оболкись, да в церкву поторопись.
«Отзвонил и с колокольни долой»
Звонарь Смагин назвал эту пословицу непутевою.
«Хлеба соли покушать, красного звона матушки Москвы послушать»
Так говорили когда собирались ехать в Москву. Московские звонари славились хорошим звоном.
Владыка Никандр епископ Тамбовский на ответ не воцерковленного человека: «Бог у меня в душе» говорил: «А в голове у тебя колокольня».
«Славится Москва невестами, колоколами и калачами»,
«У Спаса бьют, у Николы звонят, а у старого Егорья часы говорят» (сравнение достоинств трех разных колоколен Москвы),
«Первый звон — пропадай мой сон, другой звон — земной поклон, третий звон — из дома вон»,
«К обедне ходят по звону, а к обеду по зову»,
«Не поглядев в святцы, да бух в колокол»,
«Не быть звонарем, не быть и пономарем»,
«Не все пономари, а редко кто не званивал»,
«В светлую седьмицу, кто не звонарь»,
«Звон хорош, а грешника приводит в дрожь»,
«Велик звон, да не красен».
Язык есть, речей нет, вести подает.(загадка)
А вот две загадки в книге Н.И. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство» (Москва, 1912г.):
Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует.
Из земли взяли,
На огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули — стали бить,
Чтобы мог говорить.
Читайте также: