Загадка про кабинет химии для квеста

Обновлено: 04.11.2024

Цели игры: повторить, обобщить и систематизировать знания о классах неорганических веществ и их общих свойствах.

1) Развивать интерес учащихся к химии.

2) Активизировать их познавательную активность, приобщать учащихся к чтению научно-популярной литературы.

3) Использовать навыки логического и абстрактного мышления.

4) Развивать умение обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результаты, включая интуицию.

5) Формировать умения отстаивать свои убеждения, выбирать из массы накопленных знаний главное и существенное, делать нужные выводы.

6) Повышать мотивацию обучения.

Условия игры:

Команды кто быстрее разгадывают задания, получая за них буквы ключи к слову, которое в конце игры покажет им, где находится конверт, с призом. Задания раздаются командам в печатном виде.

Ход мероприятия.

Здравствуйте участники интеллектуальной квест-игры по химии: «Что, где и почему?». Наша сегодняшняя игра посвящена 150-летию периодической таблицы Д. И. Менделеева. Периодическая таблица создана в марте 1869 года русским химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

Расположить химические элементы в определенном порядке пытались многие и до Дмитрия Менделеева: его гениальность в том, что он оставил место для неизвестных элементов и точно предсказал их свойства.

И так давайте начнем нашу игру.

У команд на столах разноцветные листы бумаги на них они придумывают и записывают название команды.

У каждой команды есть свой куратор, который будет проверят выполнение заданий, у него листы такого же цвета как и у команды.

Каждая команда получать задания.

Выполнять задания следует быстро и правильно, после чего следует проверить его у куратора.

Выполнив задания команда будет получать часть ключа от конечного слова, которое укажет место нахождения приза.

Получив все ключи от заданий, команда составляет из них слово и ищет приз.

Побеждает тот, кто быстрее найдет приз.

1.Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов?

Какой элемент всегда рад?

Какой газ утверждает, что он — это не он?

Какой неметалл является лесом?

Какой химический элемент состоит из двух животных?

Какой элемент вращается вокруг Солнца?

Какой элемент является настоящим гигантом?

В состав двух химических элементов входит напиток морских пиратов. Какие это элементы?

От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета животного или человека?

Следующая загадка

В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать учителям. Одна из проблем – это падение интереса к такой важной науке современности, как химия, и, соответственно, к химии как к учебной дисциплине. Как же решить проблему оптимального обучения школьников? Какую роль должны играть урок, школа, учитель, чтобы повысить мотивацию к обучению, подготовить наших учеников к полноценной жизни в обществе?

В настоящее время все больше места в школьном образовании занимают информационные технологии. Наличие компьютерных классов, интерактивных досок, компьютерных микролабораторий, большое разнообразие мультимедийных пособий позволяет открывать новые пути в развитии мышления, предоставляя новые возможности для активного обучения.

Применение компьютерных технологий в образовании на сегодняшний день естественно и необходимо, поэтому важной задачей современного учителя является показать учащимся возможности ИКТ.

И основная задача для меня, как учителя химии, состоит в том, чтобы и интегрировать информационные знания с курсом химии. Такая интеграция позволяет делать изучение предмета более мобильным, адаптированным к требованиям современного общества.

При обучении химии использование ИКТ эффективно на разных этапах урока: объяснения нового материала (электронные учебники и издания, презентации для лекций), закрепления изучаемой темы, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), во время проведения химического практикума (виртуальная лаборатория), при контроле знаний. Тесное сотрудничество с учителем информатики позволяет также реализовывать на интегрированных уроках информатики и химии технологию проектного обучения, разрабатывать и проводить Интернет-уроки.

Таким образом, применять ИКТ в своей педагогической деятельности можно по нескольким направлениям: программная поддержка курса, контроль и коррекция знаний, презентации к урокам, проектная деятельность, Интернет-уроки. (Приложение, слайд 2).

Презентации применяем при введении в новую тему, на заключительных уроках, при обобщении изученного материала, для проведения разного рода самостоятельных работ. Презентации к урокам по отдельным темам курса химии разрабатываются как учителями, так и учащимися (Приложение, слайд 5).

Для коррекции и контроля знаний учащихся мы используем как готовые, так и самостоятельно составленные тесты в программах PowerPoint, Exsel, а также на языках программирования, изучаемых на уроках информатики в нашей школе (Приложение, слайд 6).

Сотрудничество учителей информатики и химии дает возможность интегрировать уроки для получения различной информации по предметам. Такая форма сотрудничества закладывает основу для проектной деятельности учащихся с использованием компьютерных технологий на основе знаний и умений по химии и информатике. Она позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников к химии; осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению. Большой популярностью у учащихся пользуются работы: «Химия и пища», «Природные и химические волокна», «Минерально-сырьевые ресурсы и промышленность Мурманской области», «Белки», «Витамины», «Осторожно, нитраты!», «Пищевые добавки: благо или зло?», «Стоп наркотикам» и др. (Приложение, слайды 7, 8).

Вершиной применения ИКТ в учебном процессе, на наш взгляд, является проведение Интернет-уроков. Прямо на занятиях вместе с учащимися можно совершать путешествия на производства различных химических веществ, виртуальные музеи, открывать электронные учебники, узнавать о жизни и деятельности известных ученых-химиках, отвечать на вопросы online-тестов. Наиболее интересной формой проведения Internet-урока считаем урок с использоваением Web- квестов. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Под квестом (от англ. quest – путешествие) понимают продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой (Приложение, слайд 11). Web-квест в педагогике – проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет.

Web-квесты представляют собой минипроекты, основанные на поиске информации в Интернете (Приложение, слайд 12). Методика работы с Web-квестами предложена учеными из Государственного университета Сан-Диего в 1995 г. и рекомендована для изучения самых разных научных дисциплин. Методика Web-квестов (Web – сеть, quest – вопрос) универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Особенностью Web-квестаявляется то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах, к которым учащиеся переходят с помощью гиперссылок с листа задания (Приложение, слайд 13).

Web-квесты – это активная форма обучения, в основе которой заложена модель индивидуальной работы учащегося с Интернет-ресурсами.

Работа с Web-квестом включает в себя последовательность мыслительных операций в процессе исследовательно-ориентированной деятельности (Приложение, слайд 14): постановку проблемы, ознакомление с заданиями Web-квеста, выполнение задания на основе ресурсов Интернета, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

  • введение, в котором задается исходная ситуация;
  • интересное задание, которое можно реально выполнить;
  • набор ссылок на ресурсы сети, необходимые для выполнения задания. Некоторые (но не все) ресурсы могут быть скопированы на сайт данного web-квеста, чтобы облегчить учащимся скачивание материалов;
  • этапы работы ;
  • некоторые пояснения по переработке информации: направляющие вопросы, дерево понятий, причинно-следственные диаграммы;
  • система контроля в виде отчетов, которые пишутся участниками после выполнения квеста;
  • заключение.

Web-квесты могут быть краткосрочными и долгосрочными (Приложение, слайд 16).

В качестве примера предлагаем фрагменты интегрированного Интернет-урока химии и информатики для учащихся 9 класса «Путешествие в удивительный мир металлов Мурманской области». Данный урок создан по технологии WEB-квеста, рассчитан на 2 часа учебного времени и проводится в рамках изучения тем: «Металлы» (химия), «Поиск информации в сети Интернет» (информатика) (Приложение, слайд 17).

Интернет-урок с использованием Web- квеста

  • обобщить знания о свойствах металлов, изучить историю их открытия, ознакомить с природными соединениями, областями распространения и значением некоторых металлов, добываемых на территории Мурманской области, выяснить месторождения металлических полезных ископаемых Кольского полуострова.
  • формировать ключевые компетенции:
    • обучать учащихся самостоятельному приобретению новых знаний, с использованием WEB-технологии;
    • побуждать школьников к исследовательской деятельности с использованием различных информационных ресурсов;
    • стимулировать учащихся на совместное творчество через работу в команде;

    Web- квест разработан в форме Web-страниц учителями информатики и химии и размещен на локальных компьютерах в кабинете информатики. Получив адрес файла-запуска квеста, ребята попадают на «Главную» страницу, где знакомятся с темой квеста. (Приложение, слайд 19)

    1. Постановка проблемы, погружение в тему:

    На первом этапе работы с квестом учитель проводит подготовительную работу, формирует проблему, осуществляет погружение в тему.
    Кольский полуостров – поистине минералогическая сокровищница. Здесь на сравнительно небольшом пространстве выявлено свыше 900 видов минералов. Минерально-сырьевая база Мурманской области уникальна: 64 химических элемента таблицы Д. И. Менделеева обнаружены в промышленных концентрациях, более 30 извлекаются горнопромышленными предприятиями (Приложение, слайд 20).
    Предлагаемая тема отбиралась так, чтобы при работе над ней учащиеся углубили и закрепили свои знания по предмету или приобрели новые знания, способствующиерасширению их кругозора, мировоззрения и развитию эрудиции.
    Далее, на следующей странице квеста задается исходная ситуация – учащимся предлагается совершить увлекательное путешествие в мир металлов, встречающихся на территории Кольской земли. Для этого они должны собрать как можно больше информации. А для того, чтобы путешествие было увлекательным и успешным, им необходимо выполнить задания, которые встретятся в маршрутной карте (Приложение, слайд 21).

    2. Oзнакомление с заданиями Web-квеста:

    WEB-квест предполагает ведение учениками группового исследования предложенных металлов по нескольким направлениям: истории, химии, геологии, биологии, техники, промышленного производства (Приложение, слайд 22).

    3. Выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет:

    Каждая группа переходит на свою страницу Web-квеста по ссылке и начинает виртуальное путешествие по указанному маршруту, стараясь выполнить все задания и ответить на максимальное количество вопросов (Приложение, слайд 24).

    Но в начале путешествия ребятам необходимо отгадать загадку про металл, информацию о котором они будут собирать, используя ссылки на сайты всемирной паутины. Например, первая группа учащихся, отгадывая загадку, выясняет, что им предстоит собирать сведения об алюминии. Другие группы собирают материал о железе, меди, никеле, редкоземельных металлах.

    • «Историческая» полагается изучить историю накопления знаний о данном металле и создать отчет или историческую справку, который знакомит с историей его открытия и получения металла, с выдающимися событиями и датами, именами ученых, интересными фактами и курьезными случаями из истории изучения металла.
      Данная деятельность предполагает индивидуальную работу каждого ученика с компьютерной программой в удобном ему темпе, так как на каждое задание квеста предлагается по нескольку ссылок.
    • «Химическая» – собрать информацию о физических свойствах металла и его химической активности, сведения о химических процессах и явлениях, характеризующих свойства металлов.
    • «Геологическая» – предстоит выяснить названия, внешний вид и месторождения природных соединений данного металла, области его распространения.
    • «Биологическая» – добыть сведения о содержании данных металлов в живых организмах, их биологической роли и значении для здоровья человека.
    • «Техническая» – изучить области применения металлов и их соединений в технике и народном хозяйстве.
    • Завершая свое станцией «Промышленная» – найти крупные предприятия Кольского полуострова, занимающиеся добычей и переработкой природных минералов.

    Собранную информацию в виде текстовых документов, фотографий, картинок учащиеся сохраняют в своих папках для последующей обработки.
    По окончании работы с квестом учащиеся по ссылке переходят на карту Кольского полуострова, где находят и отмечают на ней с помощью электронного маркера районы добычи металлических полезных ископаемых и предприятия их перерабатывающие. (Приложение, слайд 25)

    4. Оформление результатов работы:

    Результаты работы своей группы ребята оформляют на следующем уроке в виде документа, мультимедийной презентации, буклета с фотографиями, рисунками, собранными материалами (слайд 26), которые в дальнейшем будут связаны с картой посредством гиперссылок.
    При оформлении результатов деятельности происходит осмысление проведенного исследования. Работа на данном этапе предусматривает отбор самой значимой информации из накопленного материала.

    В заключение хочется сказать, что, конечно, такие уроки желательно проводить систематически, они интересны и понятны учащимся (например, в качестве обобщающих после изучения тем или уроков-исследований). Но ни для кого не секрет, что разработка подобного рода уроков требует большой подготовки именно от учителя, так как в его задачи входит не только создать квест, но и отобрать полезную информацию в Интернете. Это удел энтузиастов. И хорошо, когда на помощь приходят коллеги – единомышленники.

    Следующая загадка

    Актуальность выбранной формы: квест-игра построена на коммуникационном взаимодействии между игроками. Не общаясь с другими игроками, невозможно достичь индивидуальных целей, что стимулирует общение и служит хорошим способом решить поставленную задачу. Кроме того, поскольку цели персонажей часто являются противоположными, живые квесты несут в себе элемент соревновательности. Кроме этого, живые квесты способствуют развитию аналитических способностей.

    Цель квеста: создать условия для повышения мотивации изучения химии в 8 классе через интерактивные методы обучения.

    Воспитательные

    вызвать интерес к предмету;

    развить у школьников способность к самостоятельному принятию решения в стандартных и нестандартных условиях;

    сформировать умения доводить начатую деятельность до получения конечного продукта игры.

    Образовательные

    проверить знания учащихся по химии по некоторым темам курса 8 класса;

    обучать учащихся самостоятельному приобретению новых знаний;

    развивать познавательный интерес к предмету химии;

    развивать у учащихся критическое мышление; умение сравнивать и анализировать, классифицировать вещества и обобщать знания о свойствах веществ, мыслить абстрактно; стимулировать учащихся на совместное творчество через работу в команде, воспитывать ответственность за выполненную работу, самокритичность, взаимоподдержку и умение доказывать правильность принятого решения.

    Здоровьесберегающие

    учитывать возрастные особенности детей;

    выстраивать модель здоровьесберегающего мероприятия;

    Ожидаемые результаты квеста: заинтересованность в дальнейшем изучении химии, уточнение некоторых вопросов, вызвавших в ходе квеста затруднения, обобщение знаний по темам квеста.

    Подготовка мероприятия: предварительно учащиеся получают задание повторить основные понятия, полученные при изучении химии на данный момент. Отбирается группа экспертов из обучающихся 10 класса, которая контролирует выполнение заданий при прохождении квеста.

    Ход мероприятия

    Вступление: Сегодня мы встречаемся с участниками состязаний в рамках Недели химии. У вас есть прекрасная возможность убедиться в том, что химия - прекрасная наука.

    У нас есть шесть команды по 5 человек. Придумайте названия своим командам.

    Объясняю правила квеста:

    Каждой команде даётся по конверту с инструкцией по дальнейшему действию. В конвертах будет всегда говориться о месте перемещения. В игре 6 локаций. В каждой локации вы выполняете задание. Только после этого дается следующий конверт. За прохождение каждой локации даётся по жетону. Кто в конце игры соберет все жетоны, а следовательно, и пройдет все локации, считается победителем.

    Желаю всем интересной и успешной игры!

    Для того, чтобы получить первое задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо рассчитать:

    найдите молярную массу CuSO 4. , к полученному числу прибавьте относительную атомную массу кальция и водорода. (каб.№201)

    Желаю удачи!

    Для того, чтобы получить первое задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    первая цифра номера кабинета – порядковый номер лития, вторая – 0, третья цифра символизирует количество букв в фамилии ученого, который в 1811 году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества. (каб.№308)

    Желаю удачи!

    Для того, чтобы получить первое задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    определите относительную атомную массу элемента по строению его электронной оболочки – это и есть номер кабинета.

    2е 8е 18е 32е 18е 6е

    Желаю удачи!

    Для того, чтобы получить первое задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    определите относительную атомную массу элемента, расположенного в 7 группе главной подгруппе и в 6 периоде – это и есть номер кабинета.

    Желаю удачи!

    Для того, чтобы получить первое задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    от удвоенной относительной атомной массы серебра отнимите относительную атомную массу гелия – это и есть номер кабинета. (каб.№212)

    Желаю удачи!

    Для того, чтобы получить первое задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    увеличьте в три раза относительной атомной массу элемента под номером 45 – это и есть номер кабинета. (каб.№309)

    Желаю удачи!

    Задания в учебных кабинетах:

    Из предложенных букв собрать слово, означающее соединение элементов периодической системы с кислородом. (оксид)

    Из предложенных букв соберите слово, означающее химический элемент, образующий простое вещество, относящееся к классу металлов, но находящееся в жидком состоянии. (ртуть)

    Для того, чтобы получить следующее задание, необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    первая цифра номера кабинета – порядковый номер лития, вторая – 0, третья цифра символизирует количество букв в фамилии ученого, который в 1811 году открыл закон о газах, позже названный его именем. В его честь также названа постоянная, обозначающая число частиц в одном моль вещества.

    ЕЗЕЛОЖ – без этого элемента вы не отрежете и куска хлеба

    СЛИКОДОР – а без этого не проживете и 10 минут

    НАПЛИТА – блестит, да не золото

    ОРРЕБЕС – младший брат НАПЛИТЫ

    ТУТРЬ – единственный жидкий металл

    ДОДОВОР – самый легкий газ

    Ответы: железо, кислород, платина, серебро, ртуть, водород

    Для того, чтобы получить следующее задание, необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    определите относительную атомную массу элемента по строению его электронной оболочки – это и есть номер кабинета.

    2е 8е 18е 32е 18е 6е

    Заряд протона _________

    Атом состоит из ________ и ________

    Ядро состоит из _______ и _________

    Заряд электрона ____________

    Элемент с зарядом ядра атома +6

    Число электронов в атоме кислорода

    Заряд протона +1

    Атом состоит из ядра и электронов

    Ядро состоит из протонов и нейтронов

    Заряд электрона -1

    Элемент с зарядом атома +6 – углерод

    Число электронов в атоме кислорода - 8

    Для того, чтобы получить следующее задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    определите относительную атомную массу элемента, расположенного в 7 группе главной подгруппе и в 6 периоде – это и есть номер кабинета.

    Переведите с химического языка фразы:

    Не всё то аурум, что блестит.

    Слово аргентум, а молчание аурум.

    Много оксида водорода утекло с тех пор.

    Уходит как аш-два-о в оксид кремния.

    Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине.

    Не все то золото, что блестит.

    Слово серебро, а молчание – золото.

    Много воды утекло с тех пор.

    Уходит как вода в песок.

    Недосол на столе, пересол на спине.

    Для того, чтобы получить следующее задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    от удвоенной относительной атомной массы серебра отнимите относительную атомную массу гелия – это и есть номер кабинета.

    Как называется число, стоящее перед химической формулой?

    Чему равен индекс при атоме водорода в молекуле ортофосфорной кислоты?

    Чему равна молярная масса серной кислоты?

    Для того, чтобы получить следующее задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо определить:

    увеличьте в три раза относительной атомной массу элемента под номером 45 – это и есть номер кабинета.

    Отгадайте, что спрятано в черной коробочке?

    Два элемента, взятые по отдельности, губительно действуют на организм, а их соединение - это вещество, без которого невозможна жизнь человека. Оно обеспечивает постоянство осмотического давления крови и создает условия для существования красных кровяных телец эритроцитов. Оно необходимо также для процесса пищеварения. Запасы этого вещества практически неограниченны. А применяют его ежедневно все люди и даже дикие и домашние животные. Примерная суточная норма этого вещества для одного человека 15 грамм находится в этой шкатулке.

    Ответ: поваренная соль или хлорид натрия.

    Для того, чтобы получить следующее задание необходимо перейти в другой кабинет. Номер кабинета необходимо рассчитать:

    найдите молярную массу CuSO 4. , к полученному числу прибавьте относительную атомную массу кальция и водорода.

    Следующая загадка



    И сияет, и блестит,
    Никому оно не льстит,
    А любому правду скажет –
    Всё как есть ему покажет…

    Ответ

    зеркало

    Он чудак или невежда?
    На любого посмотри:
    Сверху носится одежда.
    У него ж она внутри.

    Читайте также: