Загадка про дымковскую лошадку

Обновлено: 22.11.2024

Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары и рыбки,
А ну, отгадайте, кто я?

Индя-индючек, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой:
Красный, белый, золотой.

Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине – Егорка.

В летний день, погожий день
Балалаечка трень-брень.
-Ты играй, мой Ванечка,-
Просит друга Танечка.

Зонтик грибком, руки крендельком,
Ходит девица-краса по улице пешком.

Барашек – свисток,
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.

Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.

Ход деятельности.

Звучит музыка «Ярмарка», появляется Мастерица с детьми.

Мастерица: - Посмотрите ребята, сколько к нам пришло гостей. Давайте поприветствуем их (дети здороваются)

Мир вам, гости дорогие,

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Ребята я сегодня мастерица и хочу вас пригласить на ярмарку, а вы знаете, что такое ярмарка? (это место где можно купить и продать много разного товара). Отгадайте мою загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

(Ответ детей: «Дымковская игрушка»)

Мастерица: - Правильно дети - это дымковские игрушки. А, как вы думаете, где делают дымковские игрушки? (село Дымково). Село Дымково находится на берегу реки Вятка. Как вы думаете а, на чем можно добраться до села Дымково? (ответы детей). А вы когда-нибудь пробовали путешествовать с помощью волшебной карусели? Нет! Тогда я вам предлагаю добраться до села с помощью волшебной карусели.

Вот какие чудеса, закрываем мы глаза.

Ели, ели, ели, ели закружили карусели

В Дымково нас привели.

Под музыку Мастерица и дети идут друг за другом, держась за руки.

Музыка меняется. (Дети садятся на стульчики). На экране слайд Дымково.

- Ребята послушайте стихотворение и догадайтесь о чём оно?

Мягко падает снежок,

Вьётся голубой дымок,

Дым идёт из труб столбом,

Точно в дымке всё кругом,

-Дети, а вы догадались, о каком селе говорится в стихотворении?

(Село Дымково, там живут дымковские мастера и лепят игрушки из глины.)

Скоро ярмарка начнется и весело будет и красиво! Я вам хочу рассказать про мое родное село Дымково? Хотите послушать? (Слайды под рассказ).

Фильм «История дымковской игрушки»

Петрушка: - А что вы ребята, знаете о Дымково?

Ребенок читает стих:

1. Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки – не простые,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Мастерица: - Молодцы. А сейчас давайте поиграем.

Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. (Дети строятся в круг.)

- Дети, мы с Петрушкой будем бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

7. Где обжигают игрушки? (В печи)

Мастерица: - На празднике свистуньи люди веселились, плясали. И я приглашаю вас на танец. Я показываю, а вы за мной повторяете. А ты Петрушка, посмотри как детишки пляшут (сажает Петрушку).

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Вот какой веселый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте

Все танцуют с нами вместе.

Мы наклонимся сейчас.

Постараемся для вас.

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают.

Петрушка: - Уже очень скоро откроется ярмарка дымковской игрушки " Свистунья", а мне еще столько работ надо расписать. Боюсь, один я никак не справлюсь, может, вы мне поможете?

Мастерица : - Конечно поможем! А как это сделать?

(ответы детей – стать мастерами, умельцами)

- Правильно, самим стать мастерами – умельцами и расписать лошадок. Мы будем трудиться, как настоящие мастера. Как хорошо, что мы сегодня про дымковские узоры вспоминали.

Закличка. Закрыть глаза, шепотом (превращение в «мастера»).

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Мастерить сейчас начнем.

Гимнастика для рук.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

- Проходим в мастерскую. (Дети надевают фартуки).

Мастерица:- Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку. Давайте вспомним, как будем расписывать ее.

-Какие части мы закрашиваем полностью? (Хвост, гриву, копыта).

Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта.

-Где мы расположим узор? (Вдоль ног, шеи, туловища).

Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Сначала печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища. Кистью рисуем кольца, а после закрашиваем гриву, хвост, копыта.

Теперь можем приступить к работе.

Дети все вместе:- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

По ходу расписывания лошадки направлять детей:

-Соня, круги мы будем делать с помощью тычка ватной палочкой. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Артем, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.

- Егор, берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в краску, а лишнюю снимаем о край баночки. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.

Алиса, закрась гриву и хвост лошадке. Для этого хорошо промой кисточку в воде, сними лишнюю каплю, обмакни о салфетку и набери краску чёрного цвета. Закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями.

Дети украшают фигурки игрушек, звучит народная музыка.

- Я вижу, что все мастера справились с рабой. Давайте устроим карусель из лошадок. (После выполнения работы дети ставят свои игрушки на карусель)

Петрушка: - Дети, давайте посмотрим на лошадок, которых вы расписали.

-Какие они стали? (Ответы детей).

-Какие красочные узоры на них получились, теперь лошадки стали красивыми и яркими.

-Какая лошадка вам понравилась больше всех? Почему?

А мне все лошадки понравились. Вы просто молодцы!

Петрушка:- Вот спасибо вам ребятки за помощь. Вы хорошо потрудились.

Какая чудесная получилась карусель. Теперь и ярмарку можно начинать. Давайте прокатимся на нашей карусели!

Музыка «Карусель». Дети идут по кругу.

- Понравилось вам в Дымково? А сейчас детвора возвращаться нам пора.

Дети, с помощью волшебной карусели идя друг за другом возвращаются в детский сад под музыку.

- Волшебные слова «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса, мы теперь не мастера, а теперь мы дети!»

Мастерица: - Ребята, где мы сегодня побывали? (Ответы детей).

- А кому же помогали? (Петрушке).

- Кем стали? (мастерами - умельцами).

- Вы просто молодцы!

- А нашим гостям понравилось?

Публикации по теме:

Конспект познавательно-продуктивной деятельности в подготовительной группе «На ярмарку в Дымково» Конспект познавательно — продуктивной деятельности в подготовительной группе «На ярмарку в Дымково». Конспект познавательно – продуктивной.

Конспект интегрированной образовательной деятельности «Путешествие в Дымково» в старшей группе Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Путешествие в Дымково» Интеграция областей: Познание, Художественное.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в математическую страну» в старшей логопедической группе Программное содержание Обучающие задачи. Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в знании цифр. Закрепить знания о.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе «Путешествие по Африке» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной логопедической группе «Путешествие по Африке» Подготовила воспитатель: Соловьева.

Конспект НОД «Путешествие в страну знаний» в старшей логопедической группе Конспект НОД старшая логопедическая группа «Путешествие в страну знаний» Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Путешествие в виртуальный музей «Дымково» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 23-Центр развития ребёнка г. Россоши Конспект совместной.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе «Морское путешествие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 КВ» города Пикалево КОНСПЕКТ НОД ИНТЕГРИРОВАННОГО.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной (логопедической) группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной (логопедической) группе "Путешествие в сказку" Борисова Елена Леонидовна, воспитатель.

Конспект занятия «Путешествие в село Дымково» Конспект занятия «Путешествие в село Дымково» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Продолжать знакомить детей с народным.

НОД в логопедической подготовительной к школе группе «Путешествие в Африку» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 6-7 лет (логопедическая группа) «Путешествие в Африку» Цель: Активизировать.

Следующая загадка

Интеграция: Художественное творчество со здоровьесберегающими технологиями. Рисование.

Цель:Знакомить детей с народной игрушкой и дымковской росписью.

Способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.

- Закрепить представления о процессе изготовления дымковской игрушке, приемы рисования элементов дымковской росписи, умение располагать узор на объемной форме. (кружочки, точки, полоски, кольцо,прямые и волнистые линии);

-Развивать у детей творчество, фантазию, интерес к рисованию, мелкую моторику рук, самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

- Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи. Вызвать желание расписать игрушки

- Формировать у детей осознанное отношение к своему здоровью, способность и умение оберегать, поддерживать и сохранять свое здоровье с помощью создания условий для положительных эмоций, психоэмоционального настроя с применением здоровьесберегающих технологий (Физминутка, гимнастика для глаз и рук, самомассаж).

Игра «Подскажи словечко», беседы о Дымковском промысле, чтение стихов, потешек о Дымке, загадок, рассматривание Дымковских игрушек, лепка лошадки, рисование элементов Дымковской росписи. роспись барышни и др. Чтение пословиц о труде.

Материал: костюм Петрушки, мяч, запись русской народной музыки «Как у нашей Дуни», «Ярмарка», дымсковские игрушки из глины, «Элементы дымковской росписи»,

ватные палочки, баночки для воды, салфетки, фартуки;

краски – гуашь, кисточки, ширма, веревочка. Фотографии дымковских игрушек, села Дымково.

ТСО: фильм "Дымковская игрушка",видео мастерица.

Ход занятия:

Зал украшен под русскую избу. Звучит русская народная мелодия «Калинка».

В избе хозяйка Матрёна Ивановна подметает пол. В избу входят дети в русских национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: Здравствуйте, гости дорогие! Я хозяйка этой избы, а зовут меня Матрёна Ивановна. «Гость на гость – хозяйке радость». Я к вашему приходу избу убирала, щи да кашу варила. Проходите, не толпитесь, да на лавочки садитесь. Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Ребятки мои, а как вы понимаете выражение «Гость на гость – хозяйке радость». (Ответы детей).А сейчас я вам загадку загадаю:

В избе – изба, на избе труба.

Зашумело в избе, загудело в трубе.

Видит пламя народ,

А тушить не идёт.

Может быть кто – то стихи о печке знает?

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Всё готовится в печи,

И хлеба и калачи,

Каши и картошка,

И баранья ножка.

На Руси в старину всегда кашу варили,да говорили: «каша - еда наша». А почему так говорили, как вы думаете? (Ответы детей)

А вы знаете пословицы и поговорки про кашу?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: А без чего ещё за стол не садились?

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно – без хлеба! «Хлеб да каша – еда наша».

Стук в дверь. Заходят куклы в национальных костюмах.

Матрёна Ивановна: «Гость на гость – хозяйке радость». Пришли к нам Ваня и Дуня.

Давайте Ване и Дуне про них потешку расскажем.

Чики – чики, чикалочки,

Ехал Ваня на палочке,

А Дуня в тележке,

Какие Ваня с Дуней нарядные! А кто, дети, из вас знает, как наряды эти называются?

(Ответы детей: «Русские народные костюмы»)

Матрёна Ивановна: А что за корона у Дуни на голове?

(Ответы детей)

Это кокошник (дети повторяют все вместе, проводится индивидуальная работа) Какого он цвета, чем украшен?

А что за платье такое необычное у Дуни, как оно называется (Сарафан, рубашка, украшены вышивкой.)

(Проводится индивидуальная работа)

А Ваня – то как хорош! Просто красавец! И во что же Ваня нарядился, когда к нам торопился?

(Ответы детей.)

Дети, а фуражка у Вани называется – картуз. (Закрепляется название.)

А рубашка называется косоворотка. Как вы думаете, почему она так называется?

(Ответы детей.)

Косоворотка – рубашка с косым воротом, т. е. с застёжкой сбоку, а не по середине, как у обычных рубашек. А ещё что одето на Ване?

(Ответы детей.)

Правильно: штаны и сапоги.

Ваня и Дуня одеты в праздничную одежду, так раньше наряжались на праздник.

А кто из вас знает потешку про Ваню? (рассказывает ребёнок, повторяют все.)

Ваня, Ваня простота,

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом – наперед

И поехал в огород.

Матрёна Ивановна:. (Садит кукол за стол.)

Сейчас я из печки русской кашу достану, да Ваню с Дуней угощу. Открою заслонку, достану горшок, угощайтесь, гости дорогие. Ну а вы, ребятки выходите на снежок, становитесь в кружок, да давайте песенку споём «Эх, зимушка – зима!»

(Дети поют, в кругу Ваня (мальчик) на коне, подбегают 2 девочки.)

Матрёна Ивановна: Была у меня коза, да в лес убежала. И что же она там делает? Вот мы сейчас считалкой выберем козу (Ребёнок читает считалку):

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

В игре «Пошла коза по лесу» дети встают в круг и, взявшись за руки, движутся против солнца.

Один из участников — «коза» — движется по солнцу внутри хоровода, выбирая себе принцессу.

«Коза» вместе с принцессой делают всё, о чем поется. Звучит музыка.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Головкой покачаем, покачаем, покачаем,

И снова начинаем, начинаем, начинаем.

(И песенку кончаем, кончаем, кончаем)

Матрёна Ивановна: Теперь понятно, что моя коза в лесу делает. Пусть погуляет. А мы с вами сядем рядком, да поговорим ладком.

(дети садятся на лавочку).

Матрёна Ивановна: Книга у меня есть волшебная с загадками. Вот мы сейчас и посмотрим, умеете ли вы загадки отгадывать?

(Детям загадываются загадки.)

А на печи у меня кот Васька спит. Давайте про него песенку споём:

Котя, котинька, коток,

Котя, серенький хвосток,

Приди, котя, ночевать

Мою детоньку качать,

Уж как я тебе коту

За работу заплачу:

Дам кусок пирога, да кувшин молока (дать погладить котика, предложить детям сказать-какой котик).

Матрёна Ивановна: По утрам меня Петя петушок будит. Громко, голосисто поёт. А про Петю потешку знаете?

(Ответы детей)

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

– Ребята, а петушок какой? (Красивый, разноцветный, голосистый, смелый, нарядный).

– А в какой сказке есть петушок? (В сказке «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зёрнышко».)

– Кому петушок помог в сказке «Заюшкина избушка»? (Зайчику)

Звучит русская народная музыка.

Матрёна Ивановна: Я очень рада, что столько гостей ко мне сегодня пришло, ведь гость на гость – хозяйке радость! А вы меня к себе в гости пригласите?

(Ответы детей)

Дети и Матрёна Ивановна уходят в группу.

Рисование - «Дымковская лошадка».

Дети входят в группу,проводится пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

Садятся за столы.

Матрёна Ивановна: Я вам загадаю загадку,а вы отгадайте:

У меня большая грива,

Прокачу того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

(Лошадка).

Лёня знает стихотворение про лошадку и нам сейчас расскажет (держит в руках дымку – лошадку):

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил!

(Ответы детей)

Матрёна Ивановна: Правильно, это дымковская роспись. Посмотрите, каких лошадок нарисовали дымковские мастера.

(Рассматривание образцов, уточнить элементы узора дымковской росписи: кружки, кольца, полоски, точки. Частичный показ.

Напомнить детям, что работу нужно выполнять аккуратно, убирать лишнюю краску с кисточки, пользоваться салфеткой, тонкие линии нужно рисовать тонкой кисточкой). Давайте и мы с вами будем сегодня мастерами и разрисуем своих лошадок. Согласны?

(Ответы детей)

Помощь затрудняющимся детям, в середине занятия провести физминутку.

Физминутка: Раз - подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – за столик тихо сесть.

Семь и восемь – лень отбросим.

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем,

Рисовать опять начнем.

Предлагаю детям, по окончании работы, пройти и посмотреть рисунки у других детей.

Хвалю всех детей. Работы вывешиваются на доске, чтобы дети могли полюбоваться, говорю о том, как много у нас дымковских лошадок, все замечательные мастера – художники.

* Документ ФГОС ДО,

* «Развитие речи детей 3-5 лет» О. С. Ушакова,

* Журнал «Дошкольное воспитание» №11 2015г, №4 2014г. ,

* «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова,

* Интернет – сайты.

Публикации по теме:

Гость группы «Мой спортивный старший сын» (фотоотчёт) Гость группы. Тема «Мой спортивный старший сын». Воспитатели: Девятерикова О. А. Цыпышева О. П. МАДОУ ЦРР-д\сад №6 город Губаха, Пермский.

Гость группы. Встреча с Владиславом Николаевичем Новосёловым и его питомцем Тимошкой Разработала: воспитатель Степаниденко А. И. Цель: Создать условия для развития представлений о домашних животных, а именно о собаке. Задачи:.

Нежданный гость на нашей площадке. Фотоотчет Нежданный гость на нашей площадке. Фотоотчет. В один из дней октября, во время прогулки, мы с ребятами моей группы увидели на площадке земляные.

НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Зимний гость» Филиал АН ДОО "Алмазик" детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением по речевому развитию детей" №51 "Улыбка"..

НОД по рисованию группы кратковременного пребывания «Наш гость-Ежик» рисование карандашами Цель: -знакомство с лесными животными в частности с ежиком, -беседа и рассматривание ежика - воспитание любви к природе и окружающему миру.

Объемная аппликация «Зимний гость» Объемная аппликация «Зимний гость». Тема: Зимний гость Интеграция областей развития: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное.

Прогулка с детьми второй младшей группы «Таинственный гость» «Таинственный гость» Цель: создание положительных эмоций у детей. Ход прогулки: 1) Наблюдение за небом; 2) Дидактический час; 3) Подвижная.

Тематическая неделя «Гость группы» Тематическая неделя "Гость группы" у детей средней группы МБДОУ "Юровского детского сада" получилась очень насыщенной и интересной. Первым.

Занятие по ознакомлению с русским фольклором во второй младшей группе «Хороший гость — дому радость» Занятие во второй младшей группе «Хороший гость- дому радость» Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным фольклором. Формировать.

Ход деятельности.

Звучит музыка «Ярмарка», появляется Петрушка.

- Здравствуйте, ребята, а вот и я Петрушка.

Приветствие гостей. Организационный момент.

«Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся».

Я хочу вас пригласить на ярмарку, а вы знаете, что такое ярмарка? (ответы детей). Отгадайте мою загадку.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

- Правильно это дымковские игрушки. А, как вы думаете где делают дымковские игрушки? (село Дымково). Село Дымково находится на берегу реки Вятка. Как вы думаете а, на чем можно добраться до села Дымково? (ответы детей). А вы когда-нибудь пробовали путешествовать с помощью волшебной веревочки? Нет! Тогда я вам предлагаю добраться до села с помощью волшебной веревочки.

Волшебная веревочка, ты за нее держись.

С волшебною веревочкой ты вправо повернись.

Волшебная веревочка нас вместе собрала.

Волшебная веревочка в село нас привела.

Под музыку Петрушка и дети идут друг за другом держась за веревку.

Музыка меняется. (Дети садятся на стульчики).

Петрушка:- Ребята, вот мы и добрались, добро пожаловать в Дымково! Скоро ярмарка начнется и весело будет и красиво! Я вам хочу рассказать про мое родное село Дымково? Хотите послушать (Слайды под рассказ).

- Давным –давно, за дремучими лесами, на берегу голубой реки Вятки, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи. Из труб валился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково. Жители Дымковской Слободы, от мала да велика, лепили из глины игрушку к весенней ярмарке «Свистунье». И стали эти игрушки называть дымковские.

Просмотр презентации «Дымковские игрушки».

Петрушка: А у меня здесь есть помощник, который сейчас нам расскажет стихотворение.

Ребенок читает стих:

Ели спят у большака

Спят деревья, спит река,

Мягкий падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дыме все кругом,

Дымково назвали.

Там любили песни, пляски,

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки – не простые,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

(-Молодец, хороший у меня помощник!)

Игра «Викторина».

Один, два, три - кружок собери. Дети строятся в круг.

- Давайте поиграем в игру, я буду бросать мяч и задавать вопрос, а кто поймал мяч - отвечай.

1. На какой фон наносят мастера яркие узоры? (белый)

2. Из чего лепят дымковские игрушки? (из глины)

3. На какие фигуры похожи дымковские узоры? (геометрические)

4. Как называется село, где делают эти удивительные игрушки? (Дымково)

5. Как называется праздник, который проводят в Дымково? (Свистунья)

6. Какими цветами украшают дымковские игрушки? (Красный, синий, зеленый, желтый)

7. Где обжигают игрушки? (В печи)

- Приглашаю вас на танец. Я показываю, а вы за мной повторяете.

Эй, ребята, выходите,

Пляску русскую начните!

В этой пляске удалой

Пусть кружится шар земной.

Вот какой веселый пляс

Начинается у нас!

Не стоит никто на месте

Все танцуют с нами вместе.

Мы наклонимся сейчас.

Постараемся для вас.

Все ногами топают,

Все в ладоши хлопают.

Петрушка: - Ой, ребята нас уже знаменитая мастерица заждалась.

Мастерица: - Здравствуйте ребята. Уже очень скоро откроется ярмарка дымковской игрушки " Свистунья", а мне еще столько работ надо расписать. Боюсь одна я никак не справлюсь, может быть вы мне поможете?

Петрушка :-Конечно поможем! А как это сделать?

- Дети, что же делать, как вы думаете помочь мастерице?

(ответы детей).

- Правильно, самим стать мастерами – умельцами и расписать лошадок. Мы будем трудиться, как настоящие мастера. Как хорошо что мы сегодня про дымковские узоры вспоминали.

Закличка. Закрыть глаза, шепотом (превращение в «мастера»).

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Мастерить сейчас начнем.

Гимнастика для рук.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

- Проходим в мастерскую, (обращаю внимание на таблицу-слайд «Дымковская роспись»). Дети надевают фартуки.

Петрушка:- Мы с вами будем расписывать дымковскую лошадку.

Давайте вспомним как будем расписывать ее.

-Какие части мы закрашиваем полностью? (Хвост, гриву, копыта).

Да полностью нужно закрасить хвост, гриву, копыта.

-Где мы расположим узор? (Вдоль ног, шеи, туловища).

Правильно, вдоль ног, шеи, туловища.

-Какие узоры мы будем использовать для росписи лошадки? (Круги, точки, прямые и волнистые линии, кольца)

-Сначала печатаем круги и точки вдоль ног, шеи, туловища. Кистью рисуем кольца, а после закрашиваем гриву, хвост, копыта.

Теперь можем приступить к работе.

- Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.

По ходу расписывания лошадки направлять детей:

-Олеся круги мы будем делать с помощью тычка-пальчика. Круги и точки на узоре повторяются, поэтому нужно проделать это несколько раз подальше друг от друга. Чтобы рисовать пальцем и ватной палочкой нужно смочить водой, а затем набрать краску, краску с пальца убираем с помощью влажной салфетки. Артем, кольца вокруг точек рисуем кончиком кисточки.

- Берем кисть тремя пальчиками у железного наконечника. Макаем кисть в воду и о край баночки снимаем лишнюю каплю. Обмакиваем кисть об салфетку. И на весь ворс набираем краску нужного цвета. Кончиком кисти рисуем кольца на нашем узоре.

Алина, закрась гриву и хвост лошадке. Для этого хорошо промой кисточку в воде, сними лишнюю каплю, обмакни о салфетку и набери краску чёрного цвета. Закрашиваем гриву и хвост прямыми линиями.

Дети украшают фигурки игрушек, звучит народная музыка.

После выполнения работы дети ставят свои игрушки на карусель.

Петрушка: - Дети, давайте посмотрим на лошадок, которых вы расписали.

-Какие они стали? (Ответы детей).

-Какие красочные узоры на них получились, теперь лошадки стали красивыми и яркими.

-Какая лошадка вам понравилась больше всех? Почему?

А мне все лошадки понравились. Вы просто молодцы!

Мастерица:- Вот спасибо вам ребятки за помощь. Вы хорошо потрудились.

Какая чудесная получилась карусель. Теперь и ярмарку можно начинать.

Петрушка: Мы игрушки знатные

Складные да ладные

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

-Волшебные слова «Закрываем мы глаза, вот такие чудеса, мы теперь не мастера, а теперь мы дети!»

Петрушка: - Ребята, где мы сегодня побывали, что видали? (Ответы детей).

- А кому же помогали (мастерице).

- Кем стали? (мастерами- умельцами).

- Вы просто молодцы!

- Понравилось вам в Дымково? А сейчас детвора возвращаться нам пора, скажем всем спасибо и до свиданья!

Дети с помощью волшебной веревочки идя друг за другом возвращаются в детский сад под музыку.

Публикации по теме:

Фотоотчет: «Русская изба» Цель: Формирование представление различных видах народной утвари. Задача: Дать первоначальные знания об истории России, русской народной.

«В мастерской дымковской игрушки». Конспект ООД в подготовительной группе Цель: Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам. Задачи: 1. Помочь детям.

Следующая загадка

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.

• Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей.

• Закреплять знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок, считалок.

• Познакомить детей с русскими народными костюмами, с русской печкой.

• Инсценировать потешку «Пошла коза по лесу», песенку «Эх, зимушка-зима!» используя выразительные средства речи, мимику, жесты.

• Развивать внимание, мышление, память.

• Учить украшать плоскостное изображение лошадки элементами дымковской росписи: круги, кольца, линии, точки.. Рисовать толстой и тонкой кистью, ставить точки держа кисть вертикально.

• Подсушивать кисточку, промакивая о салфетку.

• Воспитывать аккуратность в работе.

• Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Интеграцияобразовательных областей:

Потешки, сарафан, кокошник, косоворотка, картуз.

Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассказывание русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к ним. Участие детей в колядках.

Знакомство с дымковскими игрушками, элементами росписи.

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, здоровьесберегающие приёмы, ТРИЗ.

Подготовка к занятию:

Изготовление русских национальных костюмов для кукол, русской печки, русская народная музыка «Калинка», песня «Эх, зимушка – зима!» (аудиозапись, русские костюмы для детей, самовар, лавочки для детей, книга загадок, лошадка на палочке, горшки с кашей и со щами, расписные ложки и посуда, стол со скатертью, веник. Дымковская игрушка – лошадка. Краски, кисточки (по 2 на каждого ребёнка толстая и тонкая, подставки для кисточек, плоскостные лошадки, непроливашки с водой, салфетки. Образцы расписанных лошадок (не менее 2-ух).

Следующая загадка

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: подготовительная группа

Цель: учить детей украшать изделия из глины элементами декоративной росписи, подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию.

- Продолжать работу по ознакомлению детей с дымковской игрушкой, закрепить представления о процессе ее изготовления, приемы рисования элементов дымковской росписи, умение располагать узор на объемной форме.

- Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, кольцо, прямые и волнистые линии).

- Учить детей самостоятельно выбирать сочетание цветов, придавая игрушке яркость и привлекательность.

- развивать творчество, фантазию, интерес к рисованию, мелкую моторику рук;

- развивать умение выразительно читать стихи о дымковской игрушке;

- помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- ориентируясь на подлинники, вызвать у детей желание расписать игрушки.

-способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора.

- воспитывать эстетический вкус, интерес к народному творчеству;

-воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа;

Беседы о Дымковском промысле, заучивание стихов о Дымке и дымковской игрушке, загадок, рассматривание Дымковских игрушек, лепка лошадки из глины, рисование элементов Дымковской росписи (роспись барышни и др., игра «Украсим игрушку» (по мотивам дымковской игрушки). Чтение пословиц о труде.

Внимание: между занятиями по лепке и рисованию должно пройти 3-4 дня, чтобы вылепленные игрушки успели подсохнуть.

Материал: костюм Мастерицы, кукла на руку Петрушка, волшебная карусель, мяч, дымковские игрушки из глины, картинки «Элементы дымковской росписи», ватные палочки, баночки для воды, салфетки, фартуки, краски – гуашь, кисточки.

ТСО: - фильм "История дымковская игрушки",

- запись русской народной музыки «Как у нашей Дуни», «Ярмарка», «Карусель»,

Читайте также: