Загадка пиковой дамы дом княгини н п голицыной

Обновлено: 25.06.2024

В этом доме жила женщина, которая уже добрых два столетия - объект всевозможных исторических анекдотов, шуток и насмешек. Это была реакция современников на её непререкаемый авторитет и даже власть в свете, которые она имела при жизни. Что о ней только не рассказывали! И то, что она пережила пять императоров, и то, что в дни именин её обязательно навещала царская фамилия, причем всех она принимала сидя, удостоив вставанием только государя. Что каждая молодая девушка, вступавшая в высший свет, и каждый офицер, получив первый чин, обязаны были явиться в дом на Малой Морской, 10 и трепетали, удастся ли ей понравиться - ведь от её первого впечатления нередко зависела вся их жизнь!

Перешептывались даже, что и в муже своём, бригадире и дипломате Владимире Борисовиче Голицыне, она ценила только титул и принадлежность к славному роду. Это кажется просто сплетней, во всяком случае, судя по воспоминаниям самой Натальи Петровны Голицыной , она относилась к мужу с большим уважением, что и не удивительно для женщин XVIII века, считавших мужей "даром свыше". Но о том, что род Голицыных она превозносила "до небес" говорит ещё один анекдот о ней - когда одна из её маленьких внучек только начинала знакомиться со Священной историей, она однажды наивно спросила бабушку: "А что, Иисус Христос тоже был Голицын?".

И чего стоит, наконец, знаменитая история про три карты, которые, якобы, поведал Александру Сергеевичу Пушкину её внук (вернее, внучатый племянник - не по Голицыным даже, а по её собственным родственникам Чернышовым) - С.Г. Голицын, по прозвищу Фирс. Он утверждал, что тайна этих карт, открытых Н.П. Голицыной в молодости самим Сен-Жерменом, позволило ему отыграться в карты в почти безнадежной ситуации. А Пушкин записал в дневнике: " Моя "Пиковая дама" в большой моде. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется не сердятся" .

Но не всегда же она была такой! Когда-то она была грациозной и ловкой молодой фрейлиной Екатерины II, которая великолепно танцевала на балах и неоднократно побеждала в придворных "каруселях" - своего рода спортивных соревнованиях, в которых нужно было со скачущей колесницы поразить стрелой или копьём фанерных "рыцарей", стоявших вдоль стен манежа.

Следующая загадка

Загадка дома Пиковой дамы


Откроем знаменитую повесть Пушкина «Пиковая дама», самую таинственную и мистическую повесть в его творчестве. Вот Германн впервые приближается к дому старой графини: «. очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.
— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.
— Графини ***, — отвечал будочник».

Кто же эта графиня, имя которой заменили три звездочки, и где мог находиться ее дом «старинной архитектуры»?
7 апреля 1834 года, вскоре после выхода в свет повести «Пиковая дама», Пушкин записывает в своем дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся».


Это многозначительное «и, кажется, не сердятся» говорит само за себя. А ведь могли и рассердиться! Фрейлина и статс-дама при дворе пяти русских императоров, кавалерственная княгиня Наталья Петровна Голицына, отличавшаяся умом и крутым нравом, олицетворяла преемственность и незыблемость царской власти. К ней являлись, как к высокому начальству, и юнкер, и важный генерал. Прежде, чем вывезти в свет девицу, ее показывали Наталье Петровне Голицыной. В доме княгини на Малой Морской появлялись иной раз и члены царской семьи. Сын — московский генерал-губернатор князь Дмитрий Владимирович Голицын вытягивался перед грозной матушкой, как перед государем. Суровый нрав Голицына унаследовала от своего деда А. И. Ушакова, начальника Тайной сыскной канцелярии при Анне Иоанновне, известного истязателя и палача. Отцом княгини был видный дипломат граф П. Г. Чернышев. Он был сыном денщика Петра I. Государь женил своего денщика Григория Чернышева на 17-летней Евдокие Ржевской, бывшей любовнице Петра I. Таким образом, Н.П.Голицына, возможно, была внучкой царя.

­­­­­­
Близкий друг Пушкина Павел Воинович Нащокин отмечал, что в образе старой графини из повести «Пиковая дама» нашли воплощение черты еще одной великосветской дамы, фрейлины и дальней родственницы жены Пушкина Натальи Кирилловны Загряжской, урожденной графини Разумовской. К моменту создания повести ей было восемьдесят семь лет, как и старой графине. Пушкин любил подолгу беседовать с Натальей Кирилловной, узнавая многие любопытные подробности из эпохи Екатерины II и Павла I.


И все же у пушкинской графини больше сходства с Н.П. Голицыной, чем с Н.К. Загряжской. Дневниковая запись Пушкина подтверждает это. Черствость, эгоизм, властность, присущие и старой графине, и Голицыной, не были характерны для Загряжской.
В облике литературного героя чаще всего отражаются черты характера и биографии не одного, а нескольких реальных людей. Персонаж книги, как правило, — собирательный образ. Не все совпадает в биографиях молодой Голицыной и графини из пушкинской повести, о чем подробно рассказано В. А. Мельничной в статье «Записки «Пиковой дамы». Конечно, петербургская жизнь княгини Голицыной была известна Пушкину гораздо лучше, чем годы ее молодости, проведенные за границей. Впервые Пушкин увидел Голицыну в ее подмосковном имении Большие Вяземы. Будущему поэту еще не было и десяти лет. Наталье Петровне шел седьмой десяток. В отличие от графини из повести «Пиковая дама», княгиня в молодости не отличалась особой красотой, к старости же она стала весьма непривлекательной. За глаза е е называли «усатой княгиней».


Портреты старой Голицыной работы французских художников, как правило, льстили ей. Сохранился набросок одного из родственников княгини, на котором она изображена без каких-либо прикрас. В литературе нет свидетельств личного знакомства Пушкина с Голицыной, но кто в Петербурге не знал княгиню и ее дом?

Дом № 10 по Малой Морской. На фронтоне остатки лепного герба. При Голицыной дом был менее нарядным: отсутствовал балкон над входом, иным был рисунок окон в центре фасада. Но в основном и внешний, и внутренний облик дома сохранился.


Просторный вестибюль. Парадная мраморная лестница ведет к камину на площадке. Над ним высокое полуциркульное зеркало, а в нем небольшие круглые часы. Полустершиеся римские цифры на циферблате. Внизу надпись: «Leroy Paris». Интересно, что Германну, когда он шел по дому Пиковой дамы, повстречались столовые часы работы «славного Leroy».
Но часы — не единственная нить, связывающая этот дом, где жила в 1830-х годах Н.П.Голицына, с тем особняком, что изображен в «Пиковой даме». Записка Лизы служила Германну путеводителем: «Ступайте прямо на лестницу. (. ) Из передней ступайте налево, идите все прямо до графининой спальни. В спальне за ширмами увидите две маленькие двери: справа в кабинет, куда графиня никогда не входит, слева в коридор, и тут же узенькая витая лестница: она ведет в мою комнату».
На втором этаже дома, как раз над вестибюлем, — приемный зал. В доме давно расположилась одна из городских поликлиник. Раньше этот зал соединялся с другими анфиладой, что шла вдоль Малой Морской. Из приемного зала можно было пройти вслед за Германном к сохранившейся угловой комнате. Сегодня из-за перепланировки внутренних покоев дома Голицыной так пройти невозможно. Мы сможем войти в бывшую опочивальню княгини через узкий коридор, минуя внутреннюю винтовую лестницу. Два окна выходят на Гороховую, три — на Малую Морскую улицу. Камин из белого мрамора у наружной стены. Глубокий и широкий альков во внутренней стене указывает место, где стояла кровать. Слева и справа от алькова две маленькие двери. Та, что правее, ведет в небольшую комнату, по-видимому, служившую кабинетом. Та, что левее алькова, связывает бывшую опочивальню с узким коридором, через который мы и проникли сюда. Еще одна высокая двустворчатая с лепным орнаментом дверь теперь закрыта.


Удивительное сходство! Альков, две маленькие двери, узкий коридор, внутренняя винтовая лестница (в повести она названа витой), наконец, анфиладная дверь. Все указывает на то, что перед нами спальня старой графини, куда проник Германн. В чем же секрет такого сходства? Может быть, Пушкин бывал в доме Голицыной? Допустим, что бывал, но мог ли оказаться в спальне старой княгини? Сюда могли войти лишь прислуга или близкие родственники.
За несколько месяцев до создания «Пиковой дамы» Пушкин жил совсем близко от дома Голицыной. Его квартира находилась в доме Жадимеровского на углу Большой Морской и Гороховой. Поэт не раз проходил мимо дома княгини и той полицейской будки, что стояла на углу Малой Морской и Гороховой. Не к этой ли будке приблизится вскоре пушкинский Германн?
Дом княгини Голицыной был выстроен во второй половине XVIII столетия и сочетал черты барокко и зарождавшегося классицизма. На старинной гравюре, изображающей дом Голицыной, видно крыльцо со стороны Гороховой. Напомним, что Германн, покидая дом графини, воспользовался потайной лестницей: «Он спустился вниз по витой лестнице и вошел опять в спальню графини. Мертвая старуха сидела окаменев; лицо ее выражало глубокое спокойствие. Германн остановился перед нею, долго смотрел на нее, как бы желая удостовериться в ужасной истине; наконец, вошел в кабинет, ощупал за обоями дверь и стал сходить по темной лестнице, волнуемый странными чувствованиями. Под лестницею Германн нашел дверь, которую отпер тем же ключом, и очутился в сквозном коридоре, выведшем его на улицу».
Потайной лестницы в доме на Малой Морской нет. Возможно, что она была, но не сохранилась. Однако под «кабинетом» — маленькой комнатой, что правее алькова, — находится наружная дверь, связанная сквозным коридором с помещениями на первом этаже. Эта дверь выводит на Гороховую. Такой дверью и мог воспользоваться Германн, покидая дом Пиковой дамы, так и не узнав тайну трех карт. С домом Пиковой дамы связаны различные легенды. Одна из них почему-то относит его к Литейному проспекту. Однако ни Н. П. Голицына, ни Н. К. Загряжская на этом проспекте не проживали. Автор известной книги «Портреты заговорили» Н. А. Раевский пытался отыскать следы Германна в доме Салтыкова на Дворцовой набережной, 4. Здесь в пушкинское время находилось Австрийское посольство и здесь же был хорошо знакомый петербургскому свету салон Д. Ф. Фикельмон — жены австрийского посланника.


По рассказу П. В. Нащокина, записанному П. В. Бартеневым, Пушкину однажды пришлось покинуть опочивальню одной довольно знатной дамы, воспользовавшись потайной лестницей. Кто была та дама? Об этом история умалчивает. Раевский полагает, что этот эпизод из жизни Пушкина произошел в доме на Дворцовой набережной, и, вспомнив его, поэт решил вывести своего Германна из дома старой графини по потайной лестнице. В этой версии все спорно. Во-первых, ни Д.Ф.Фикельмон, ни ее мать — Е.М. Хитрово, жившая в том же доме, не могли оказаться в роли прототипов старой графини. К тому же дом Австрийского посольства стоял на набережной, а не «на одной из главных улиц Петербурга».
Сохранившаяся до наших дней спальня Д. Ф. Фикельмон тоже имеет три двери, но в остальном она меньше похожа на спальню старой графини, чем княжеская опочивальня в доме на Малой Морской.
Очевидно, Пушкин знал примерное расположение спальни в доме Голицыной. Но, скорее всего, он набросал наиболее характерную планировку спален в старых барских домах Петербурга. И этот набросок оказался удивительно верным для дома Голицыной. Тем самым дом № 10 на Малой Морской приобретает для нас особую ценность своеобразного памятника истории и культуры.
А если помечтать, то можно представить музейный уголок в бывшей опочивальне Голицыной, где в настоящее время размещается комната отдыха сотрудников поликлиники. Здесь могли бы появиться материалы и документы о создании повести Пушкина «Пиковая дама», о жизни Н. П. Голицыной, истории дома.

Во время блокады Ленинграда в этом доме находился госпиталь. Бывшая княжеская опочивальня служила спальней для медперсонала. Центральное отопление не работало, поэтому топили «буржуйку» и печь, что стояла в углу «кабинета». При налете фашистской авиации исхудавшие сестры и нянечки перетаскивали раненых и больных в бомбоубежище. Одна из бомб попала в дом, но не разорвалась, застряв в перекрытии.
Перекресток Малой Морской и Гороховой — скрещение судеб, жизни и литературы, правды и вымысла.
Если мысленно перенести художественную ткань повести на реальную петербургскую топографию, то от дома Пиковой дамы до игорного дома, где понтировал Германн, всего пять минут ходьбы. B. C. Огонь-Догановский в 1831 году, приехав из Москвы в Петербург, снял квартиру в доме № 13 по Невскому проспекту, на углу Большой Морской; здесь собирались столичные картежники.
Крутолобый Эрмитажный мостик над Зимней канавкой иногда называют Лизиным мостиком. Но это уже взято не из повести, а из оперы «Пиковая дама». В пушкинской повести Лизавета Ивановна благополучно выходит замуж за добропорядочного молодого человека, сына бывшего управителя старой графини. Германн же оказывается в Обуховской больнице, в 17-м номере.



Старая Обуховская больница находилась у Обухова моста на набережной Фонтанки. Ее называли раньше «простонародной». Открылась больница в 1780 году. Вначале несколько деревянных домов вмещали шестьдесят коек. Вскоре началось строительство большого каменного здания по проекту Д. Кваренги.
В той же больнице закончил свой жизненный путь еще один литературный персонаж — лесковский Левша. Сегодня на месте старой петербургской больницы находится здание клиники Военно-медицинской академии.
Мокрый снег падает хлопьями на мостовую. Раскачиваются на ветру уличные фонари. По Малой Морской проносятся легковые машины. Троллейбус неторопливо переваливает через перекресток. К вечеру гаснут огни в трехэтажном доме с фронтоном. Дом становится угрюмым и таинственным. Вот в такую же погоду стоял перед домом графини Германн, с нетерпением ожидая условного часа. Кажется, сейчас к этому старинному зданию подкатит карета. Слуги вынесут из подъезда нарумяненную и напудренную немощную графиню, как не раз они выносили бережно завернутую в шубу княгиню Наталью Петровну. И через несколько минут Германн решительно шагнет к парадному входу. С запиской Лизы в руке он поднимется по мраморной лестнице. Стрелки круглых каминных часов «Leroy Paris» вздрогнут на половине двенадцатого и начнут отсчитывать время действия пушкинской повести.

Есть еще одна история, связанная с «Пиковой дамой» . На правой стороне М.Морской улицы, против дома “пиковой дамы”,расположен большой доходный дом №13/8,владельцем которого в конце 19 века был некий Ротин.

Следующая загадка

Дом Пиковой дамы

Вызывали ли вы в детстве Пиковую Даму? Приходила или вы раньше выбегали из помещения закрыв глаза? Вот в моем детстве рисовать лесенку на зеркале с помощью губной помады для явления этой мистичной особы было очень веселым занятием, а сам процесс служил хорошим способом для выявления трусишек. Те, кто был не готов ко встрече с ней, сбегали из ванной комнаты, для знающих же вызывать Пиковую Даму было забавно и интересно. Но вот откуда она к нам спускалась? Все ли знают, где она живет?

Дом княгини Голициной

«Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещенному подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.

— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.
— Графини ***, — отвечал будочник.
Германн затрепетал».

Малая Морская, 10

2.

Некоторые из моих читателей захотят усомниться в правильности выбранного адреса, точно ли дом известной княгини Голициной описан в этом великом произведении? Почему свою Пиковую даму классик расквартировал именно здесь? Отвечу вам просто, недаром Пушкин в своем дневнике оставил запись: "При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся". Эта пометка значит что задуманная гением отсылка получилась, трюк удался и у нас не может быть сомнений в правильности выбранного дома.


3.

Сегодня вы легко сможете прикоснуться к элементам этого дома, заметить сходства, которые описывал Пушкин в своих строках, и взглянуть украдкой на просторный вестибюль. Чуть сложнее вам будет оценить роскошь парадной мраморной лестницы, ведущей к камину на площадке, ну и только избранные как Нео смогут увидеть винтовую лестницу, по которой выходил из дома Пиковой дамы Герман после свидания с Лизой.

Тройка, семерка, туз.

Мистики же и загадочности в мое повествование добавит история создания повести. Перед ее написанием автор жил совсем недалеко от этого дома и дружил с племянником княгини. Вот именно он и рассказал Пушкину магическую легенду, как после одного из его проигрышей одна известная нам старушка поведала ему про тайну трех карт, а той в свою очередь эту историю поведал известный на весь Петербург маг и чародей - граф Сан-Жермен.

Александр Сергеевич настолько впечатлился этой небылицей, что решил ее записать для потомков. В связи с полным отсутствием в те годы подходящих для нас инструментов в виде Живого Журнала и других площадок для блогеров, он сделал единственным удобным способом, схватился за перо и написал повесть, которая в последствии вышла в топ и разлетелась по всему миру.

Магия числа три

Княгиня в жизни была очень суеверной, и ее образ идеально вписался в концепцию великого произведения, да настолько запомнился современникам, что ее смерть также внесла долю загадочности в этот мир. Поговаривают, что к ней явился призрак черного офицера и увел ее тело в могилу за собой, оставив в доме лишь неприкаянную душу.


6.

Ее безмятежный дух не остался незамеченным и другим великим творцом - Чайковским, ведь именно он сложил свою оперу на мотив вышеупомянутого произведения. Многие захотят возразить, что Петр Ильич начинал писать ее во Флоренции, да, но вспомните, что умирая от холеры, последние дни своей жизни он провел в доме, окна которого выходили прямо на этот таинственный особняк, в квартире своего брата Модеста.


7.

Совпадение ли это? Есть ли тайная магия в этом числе "три"? Ответить на эти вопросы я не смогу, и тут уже решать вам, но знайте, что упомянутые в моем рассказе гении умерли ровно через три года после выхода в свет такой мистичной "Пиковой Дамы". Пушкин – в 1837, при этом повесть вышли из тиража в 1834, а Чайковский в 1893, опера которого впервые была поставлена в 1890.


[ Где это? ]
Дом Пиковой дамы
Адрес: Малая Морская, 10.
Сегодня здесь Поликлиника №1, Медико-санитарная часть, Главное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Следующая загадка


Наша жизнь ежедневно преподносит сюрпризы. Возвращаясь домой, можно застать в собственной квартире не только жену, но и опираясь на многочисленные анекдоты и сюжеты первого канала - незнакомого мужика сидящего на кухне в одних трусах. Та же участь может ждать и женщину, которая вернувшись в свое гнездышко, вдруг увидит в семейном ложе не только квартирного короля, но и его новую фаворитку. Думаю в таком случае империя быстро падет под натиском революционного движения с обнаженной грудью. Совершенно другая история, когда женщина уже одинока. В таком виде она имеет полно право на любовные интрижки и множественных любовников, но когда княгини кто-то клюнет в голову и она решит замуровать его в стену, то это довольно сомнительное решение.

Турист гуляющий по нашему городу не сможет без интереса пройти мимо одного особняка на Литейном проспекте и если сейчас там располагается Институт Внешнеэкономических Связей, Экономики и Права, то раньше его окутывала история более мистическая, а некоторые городские легенды и вовсе приписывают этому дому связи с пушкинской «Пиковой дамой». Конечно литературные историки говорят, что данное звание по праву принадлежит княгини Голициной и ее дому на Малой Морской, но несогласные с теориями выдвигают на данный престол Юсупову с ее «Литейным домом».

В молодости уроженку семьи Нарышкиных за необыкновенную красоту называли «Московской Венерой», ее пристального внимания желал даже император нашей страны Николай I, мечтавший перевести красотку к себе в Петродворец, но та фыркала носом и на удивление многих всегда выбирала мужчин попроще, не желая становиться какой-то там фавориткой. Но к старости красотка стала терять свое очарование и ей уже стали приписывать прообраз героини пушкинской повести. Николай Агнивцев даже написал об этом строки в стихотворной форме и увековечил в памяти потомков:


На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама
По преданию жила!

Ну а если верить народным легендам, то оказывается если усердно всматриваться в окна этого особняка на Литейном проспекте, то можно разглядеть стройную старуху, которая иногда выглядывает из-за штор. А тем же кто встретится с ней взглядом, погрозит костлявым пальцем. Хотя послушай наших людей, то каких только призраков в городе не найдется. Думаю наговаривают на старушку, вот ее родной внук Феликс Юсупов, который устроил здесь во время Первой Мировой войны госпиталь, но более известный тем, что всадил несколько пуль в тело Распутина, рассказывал о своей бабке иначе.


Он не отрицал ее влияния на весь род, почитания при дворах, женственной красоты, но говорил что с годами она стала очень скупой. Не стесняясь на слова в собственных мемуарах Феликс отметил «В иных вещах проявляла она странную скупость. К примеру, угощала нас заплесневелыми шоколадными конфетами, какие хранила в бонбоньерке из горного хрусталя с инкрустацией. Я один их и ел. Думаю, потому она и любила меня особенно. Когда тянулся я к шоколадкам, которые никто не хотел, старушка гладила меня по голове и говорила: «Какое чудное дитя».

Там же он вспомнил и еще одну легенду, связанную с ее личной жизнью. После революции некогда частный домик стал национальным достоянием и его решили проверить на спрятанные за стенами клады. Начали простукивать стены и о чудо, раздался долгожданный глухой звук. Сладкие до наживы большевики стали ломать стену, но вместо золотых ложек с бриллиантами они нашли замурованный в стену скелет. Не такого клада ждали.


Историки тут же вспомнили о бурном романе Зинаиды Юсуповой с молодым революционером. Говорят его даже арестовали, а княгиня подкупила тюремщиков и те с уважением к ее особе отпускали хахаля к ней на ночь. Хотя более правдиво звучит легенда о том, что он просто сбежал, а она его прятала в доме, сделав потайную комнату.

Но на мой взгляд ближе всего версия с поехавшей у особы кукушкой. Любовник и правда был, все о нем знали, а когда тот скончался, то от своей любви она решила с ним не расставаться и вместо христианской земли выбрала вариант с мумификацией и последующим заложением тела в стену.

Из-за многих факторов княгине Юсупой приписывают много разных личных связей, кто-то даже говорит про тесные отношения с Наполеоном III во время ее пребывания во Франции, но родня данные слухи устойчиво отвергала.

З.Ы. Я сейчас нахожусь в море между Германией и Финляндией, поэтому буду рад вашим комментариям. Вы их обязательно пишите, а я отвечу по мере возможности.

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Читайте также: