Загадка паренек синеглаз нам рубашки припас ответ
Обновлено: 04.11.2024
Урок спланирован в соответствии с ФГОС. В основу разработки положена технология модерации.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klass1.docx | 24.71 КБ |
Следующая загадка
закрепить и углубить знания детей о предметах старинного быта.
2.Развивающие задачи:
учить употреблять в своей речи музейные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;
развивать логическое мышление, образное восприятие нашего исторического прошлого;
развивать любознательность и познавательный интерес.
3.Воспитательные задачи:
воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле;
воспитание патриотизма и бережного отношения к нашему культурному наследию.
Методы и приёмы, в том числе и активные методы обучения:
метод витагенного опыта (жизненный опыт детей); активизация словаря (музей, сундук-скрыня, хата-мазанка-пластянка, полотенце-рушник, полотно, утюг, рубель, каталка-скалка-валёк, веретено, прялка, куделя, лён, конопля, наличники, ставни, колодец, журавель, коромысло, глечики, самотканые половики); художественное слово, пословицы, загадки, дидактические игры («Кто быстрее и правильно», «Научи и нас», русская народная игра с припевками «В клубок»); музыкальное оформление.
Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа:
самостоятельное посещение школьного историко-краеведческого музея, с целью просмотра предметов быта, рисунки детей на тему «Предметы старины» на школьный конкурс, подбор загадок, пословиц о предметах быта, устные рассказы о предметах старины по воспоминаниям прабабушек, бабушек.
музейные экспонаты, гербарии, словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, карточки с предложениями, карточки со словами, как раньше назывались предметы старины.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем школьном историко-краеведческом музее, который существует с 1992 года. Сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в историческое прошлое, заглянем в бабушкин сундук и узнаем много-много секретов.
Давным-давно в деревне
Жила одна семья –
Оставила в наследство нам
Большой сундук добра .
Его сейчас откроем и поведём рассказ
Как жили наши предки, всего лишь век назад.
- Ребята! Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – скрынях дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.
(работа со словарями)
- Вот теперь наше путешествие, ребята, начинается! Давайте вспомним, что такое музей!
Дети: Место, где хранятся старые вещи.
Учитель: Да! Это место, где хранятся старинные вещи. Чтобы мы с вами могли точно представить себе, что означает это слово, перенесемся мысленно в 19 век.
Когда-то для жилья люди строили себе хаты-мазанки-пластянки, сделанные из пластов земли. Они были низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т.е. помазанные красной глиной и посыпанные соломой, душистой травой или полынём от блох. В конце нашей экскурсии мы побываем в такой хате-мазанке, которая сохранилась до настоящего времени и находится на улице Гагарина, но не в том виде, в каком она была раньше.
- Ребята, как бы не жили люди – бедно или богато, но в любой такой хате находился красный угол избы. В нашем музее тоже есть такой угол. Как вы думаете, где он находится?! Посмотрите внимательно вокруг и покажите его.
(дети показывают)
Учитель: А, что в нем?
Дети: Большой красивый деревянный сундук, покрытый расшитой скатертью.
Учитель: А, как вы думаете, для чего предназначался сундук?
Дети: В нем хранили одежду.
Учитель: Ребята, и не только одежду. Давайте откроем крышку и заглянем в бабушкин сундучок и узнаем, из чего и, как попали в него рубахи, рушники, скатерти, сарафаны. Сколько здесь вещей.
Учитель (показывает утюг): Что это такое? Для чего предназначалась эта вещь?
Дети: Это утюг! Им гладили одежду. У моей бабушки тоже есть такой утюг…
Учитель: А как им гладили, ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было?
(ответы детей и дополнения учителя)
- Нагревали на углях, горящие угольки накладывали в утюг и дули в специальные внизу отверстия для того, чтобы утюг нагревался. Готовность утюга к работе проверяли, послюнив палец: шипит – значит, раскалился, а затем гладили. В старину говорили, если есть утюг, значит это богатая семья и ставили его на видное место, чтобы все смотрели завидовали. А теперь я предлагаю потрогать утюг, подержать в руках… Отличается он от современного?
Учитель: Ребята, как вы думаете, чем гладили, когда утюгов ещё вообще не было?
Дети: Рубель.
Учитель (показывает рубель): Вот рубель – в названье чуден
В примененье – лёгок он,
Гладил с лёгкостью лён,
Он из дерева рублён!
Может кто-нибудь покажет, как гладили рубелем? Не умеете? Тогда я вам сейчас расскажу и покажу, а потом попробуют все желающие.
Делали их прадедушки из берёзовой доски. Использовался вместе с каталкой – скалкой – вальком. На одной стороне пластины нарезали поперечные округлённые рубцы, вторая сторона оставалась гладкой, а иногда украшалась резьбой. После стирки, отжатое бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное бельё становилось белоснежным, как будто из него «все соки» выжали. Отсюда пословица «Не мытьём, а катаньем».
А теперь попробуйте сами!
(дети пробуют)
Учитель: А вот следующая вещь, что это такое?
Дети: Это рубашка!
Учитель: Можете её потрогать, обратите внимание на ткань, она прохладная и называется она – полотно. В таких рубахах летом было жарко, а зимой тепло. Это полотно дышит, пропускает воздух в отличие от современных синтетических тканей. Эта ткань удивительно прочная. Рубаху из такой ткани подарила нам Татьяна Троегубова, наш школьный повар.
- А теперь обратите внимание на скатерть, которой покрыт наш сундук и стол.
Дети: Они тоже из такой же ткани!
Учитель: Я предлагаю, кому-то из вас достать следующую вещь.
(ученик достаёт) .
Учитель: Кто знает, что это за вещь, как называется, где вы видели её?
Дети: Это полотенце!
Учитель: А как раньше его называли?
Дети: Рушник!
Учитель: Ими украшали раньше красный угол. Их вешали на иконы, рамки с фотографиями, зеркала. Давайте полюбуемся этими удивительными рушниками. Ребята, рушники раньше тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданное невесты и свидетельствовали о том, какая она мастерица. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Наши предки верили, что вышитые полотенца – рушники и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. По сей день, сохранился обычай встречать почётных гостей с «хлебом-солью» подносимыми на рушнике. Рушник изготовлялся из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 см и длиной от трёх и более метров.
Обратите внимание, что находится на краю полотенца – рушника?
Дети: Кружево!
Учитель: Правильно, ребята, кружево, которое тоже вязали вручную. Вышивали рушники долгими осенними вечерами, довольно часто сопровождая своё рукоделие песнями. Женщины проводили долгие часы за ткацким станком и овладевали всеми видами техники узорного ткачества. После работы садились женщины и начинали из чистого волокна прясть нити.
У меня в руках один предмет, который использовали в ткачестве. Знаете как он называется?
Дети: Это веретено!
Учитель: А это? (указывает на прялку)
Дети: Это прялка!
Учитель: В нашем музее их три и все они по размерам и форме разные! Девочки раньше учились прясть в раннем возрасте. За прялку садились с 7 лет. Папы для них делали маленькие прялочки. Девочки в то время рано выходили замуж, значит, к этому времени они должны были не только научиться прясть, но и приготовить себе целый сундук приданного. Объясните, пожалуйста, пословицу «Какова пряха, такова на ней рубаха!».
Дети: (ответы детей).
Учитель: Полотно, из которого сшиты все вещи, и которые мы посмотрели сделаны из удивительного растения. Сможете назвать это растение?
Дети: (ответы детей).
Учитель: Это растение, ребята, называется конопля! Об этом растении вам расскажет сейчас Новикова Вероника ученица 11 класса, экскурсовод нашего музея.
Новикова Вероника: В прошлом конопля была очень важной культурой в России. Из неё получали относительно тонкое волокно, пригодное для ткани. Так же волокна шли на верёвки и на канаты. Конопля одевала и кормила крестьян. Её сеяли по всей России. Из семян выжимали масло. Волокно получали из мужских стеблей. Они тоньше, обладают лучшими качествами и быстрее созревают. В семенах конопли содержится до 40% жиров, из которых получают технические масла. В других областях одежда была не из конопли, а из льна. Она почти ни чем не отличалась от одежды из конопли. Лен люди выращивали, а потом превращали его в одежду. Лен и сегодня интересен. Последние годы одежда из льна стала модной. Только обрабатывается она сейчас на заводах, не вручную, как раньше, а теребильными машинами.
У меня в руках гербарии растений. Сможете ли вы найти среди них коноплю и лён?
(дети рассматривают и показывают)
Дети: (ответы детей).
Учитель: Это куделя из конопли! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, старожилы нашего села Анна Ивановна Сокур и Ляшенко Анастасия Николаевна. Они нам расскажут, как выращивали коноплю, как из растения получалось полотно, для чего использовали веретено, и прялку.
(бабушки усаживаются за прялки рассказывают и показывают как это было).
Учитель: Скажите, пожалуйста, вы, наверное, то же готовили себе приданное?
Бабушки: Да!
Учитель: Сидя за прялкой, женщины пели песни, а вы пели?
Бабушки: А как же!
Учитель: Может, вы нам споете те песни, которые пели раньше?
Бабушки: Ну, слушайте! (поют)
«В низенькой светёлке огонёк горит
Молодая пряха у окна сидит…»
Учитель: Большое вам спасибо за ваш приход на наш урок-экскурсию!
А сейчас мы поиграем. Игра называется «Научи и нас!». Условия игры (выбираются два человека, которые на примере бабушек, крутят веретено и скручивают нить из клубочка кудели за 2 минуты).
Учитель: Ребята, всё, что вы увидели сегодня в бабушкином сундуке, это старинные вещи, их осталось совсем немного, а те которые остались, хранятся в музее. В нашем музее хранится более 1 350 вещей. Музей - это дом прошлого.
Ну, что ж, как получали ткань для рубахи, я думаю, вы все запомнили. Давайте сыграем в игру «Кто быстрее и правильно». Я вам даю карточки с предложениями. Разбейтесь на две команды и расположите эти предложения в правильном порядке. Так мы узнаем, кто из вас лучше усвоил процесс изготовления рубахи.
Следующая загадка
Оборудование: презентация, карточки с заданием.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
I . Орг. момент
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства, а с какой именно вы узнаете позднее.
II. Проверка д/з
Работа с кроссвордом .
А для начала мы повторим тему, изученную вами ранее.
-Кто мне может сказать с какой темой вы познакомились на предыдущем уроке? (растениеводство )
Раздаю карточки-6
-Что такое растениеводство? (выращивание культурных растений).
-Для чего люди занимаются растениеводством? (прежде всего, чтобы получать продукты питания, а также для обеспечения кормами домашних животных и материал для промышленности).
-Соотнесите растения и вид, к которому они относятся . (работа по карточкам).
- Ребята ,а теперь давайте разгадаем кроссворд(слайд-растениеводство)
3. Голова-на ножке,
В колосе былинки-
8. Паренек- синеглаз нам рубашки припас. (Лён)
На нём -лисий хвост,
Только не из волоса-
Из чешуек колоса.(Лисохвост)
10.В поле шест-лозинка,
На шесте корзинка-
С черными плодами,
С плотными рядами.(Подсолнух)
12.Вырастает он в воде,
Хоть совсем не рыбка;
А положишь на столе-
Беленькая глыбка. (Рис)
1.Живет в поле усан-
Ус длиннее, чем сам.(Ячмень)
2.Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Пшеница)
4.Хоть чином и не хан,
На голове- султан;
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки.(Кукуруза)
6.Вот чудеса бывают, ребята:
Выросла в поле белая вата!
Вату колхозом всем убирали.
Срочно на фабрику вату послали,
Будут обновки у наших ребят:
11.В поле у дорожки
И каждая- из золота,
На веточке приколота.(Овёс)
- Ответьте на вопросы глядя на кроссворд.
- Где можно увидеть растения ,указанные в загадках?
- Какие из названных растений выращивают в поле?
- Какие из названных растений выращивают на лугу?
- Какие растения относятся к прядильным культурам?
- Приведите примеры овощей и фруктов?
Ребята, что мы с вами повторили?(растениеводство)
Регулятивные УУД :
проверка усвоения знаний.
Коммуникативные: обсуждение предложенных вопросов
III. Изучение нового материала
Рассказ учителя
Итак, чтобы нам узнать тему нашего урока, вам нужно отгадать следующие загадки в которых вам нужно узнать как называют детенышей этих животных : (слушаем внимательно, и кто знает ответ поднимает руку):
1. В речке купается,
В тине копается
Хвостик наружу. (Утка-утенок)
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Куры-цыпленок)
3. Ходит, важен и надут
На носу висит лоскут.
Хвост подобен колесу
А сосулька на носу. (Индюк-индюшонок)
4. Он от злости все шипит,
А в тревоге он кричит,
В красные сапожки. (Гуси-гусенок)
Дает белое. (Корова-теленок)
6. Не земледелец, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник.
Молчит, груз везёт, овёс жуёт,
Трудные дела за нас делает. (Конь, лошадь-жеребенок)
7. Кто не прядет, не ткет,
А людей одевает. (Баран, овца-ягненок)
8. С хвостом, а не зверь,
С перьями, а не птица. (Рыба-малек)
9. Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела)
-Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
Тема сегодняшнего урока «Животноводство». На уроке вы узнаете об особенностях разведения и содержания домашних животных.
-Откройте тетради на стр. 32
-Выполните задание 1.
-Что вам нужно сделать?
Животноводство – это еще одна отрасль с/х. Животноводы занимаются разведением домашних животных.
-Ребята, а как вы думаете, зачем люди занимаются животноводством? (Это делают в первую очередь для того, чтобы получать продукты питания. Кроме того, животноводство дает шерсть, пух, кожи для изготовления тканей, одежды, обуви).
- Давайте посмотрим на рис. Стр. 56-57 и вы назовете места где содержат животных.
- Ребята, а вы знаете, как называется место, где содержат птиц?( птицеферма)
- Где содержат домашних птиц ( на фермах).
- Где содержат домашнюю рыбу – карпа – (разводят в прудах).
- Где содержат домашних насекомых – пчел –( живут на пасеках в специальных домиках – ульях.)
- Выполним задание в тетради 2-прочтите задание.
-Ребята, давайте рассмотрим, на какие отрасли делится животноводство слайд (2):
ЖИВОТНОВОДСТВО:
Пчеловодство
Птицеводство
Скотоводство
Коневодство
Кролиководство
Свиноводство
Рыбное хозяйство
- Как будет называться это отрасль, где разводят пчёл? (Пчеловодство)
- Что дают пчелы? (Мед)(рассказ учителя)
- Раньше человек собирал мёд диких пчёл .Искусственное дупло для пчёл называлось борть ,а пчеловодство- бортевым. Со временем пчел стали разводить в колодах и дуплянках . Это было колодное пчеловодство. В 1814 году был изобретен рамочный улей. И пчеловодство получило название рамочного.
Пчёлы живут семьями, состоящие из одной матки ,рабочих пчёл и трутней. В одном улье насчитывается до 60-80 тысяч рабочих пчёл. У каждой из них есть своя профессия: архитектор, строитель, изготовитель стройматериалов, санитар, сторож, сборщик пыльцы и нектара. Пчёлы строят соты, собирают и перерабатывают нектар в мёд, готовят пергу. Перга- это пчелиный хлеб, корм для будущего потомства. Рабочие пчёлы выкармливают личинок, ухаживают за маткой, которая откладывает яйца, кормят её, охраняют улей.
Кроме мёда, человек получает от пчёл воск, прополис- пчелиный клей, апилак- маточное молочко. Это целебные средства. В медицине также применяется пчелиный яд, который идет на приготовление многих лекарств.
- На птицеферме кого разводят? (Птиц)(слайд
- Как будет называться это отрасль? (Птицеводство)
- Что нам дают птицы? (Мясо, яйца, пух)
- Кого разводят в прудах? (Рыб) слайд
- Кого видите на пастбище? (Коров)(слайд
- Как называется это отрасль? (Скотоводство)
Бывает крупный рогатый скот – это коровы и мелкий рогатый скот – это овцы, козы.
- Что они нам дают? (Мясо, молоко, шерсть…)
- Следующая отрасль сельского хозяйства – это …(слайд
-Что нам дает эта отрасль? (Мясо, рабочая сила…)
-Кого вы здесь видите?(слайд) ( Кроликов) . Как называется эта отрасль сельского хозяйства? ( Кролиководство).
- Что они дают человеку?
- А этих животных вы узнаете? (слайд (Свиньи).
- К какой отрасли сельского хозяйства они относятся? ( свиноводство).
- Что они дают людям? (мясо, сало)
- Выполните задание 3 на стр. 33 (прочтите)
- Выполните следующее задание 4 (прочтите)
- Где выводят птенцов на птицефермах? В чем?(в инкубаторах)
- Каких домашних птиц вы знаете? (куры, гуси, утки, индейки, голуби, перепёлки)
- Что человек получает от птиц? (яйца ,мясо, пух, перья)
- Рассмотрите фотографии на стр. 57, - Кто здесь изображен?(коровы)
- Где вы видите коров? На чем они( на пастбище)- Что такое пастбище?( это луг)
- А, что такое животноводческая ферма?
- Читайте уч. На странице 58 « Как трудятся животноводы?»
- Вопросы после чтения
- Люди каких профессий обслуживают животноводство?( животноводы)
- Как называют врачей ухаживающих за животными?(ветеринар)
Личностные: проявления смекалки. Отгадывание загадки.
Коммуникативные: проявлять инициативность при беседе и ответах на вопросы.
Регулятивные: оценивать собственные достижения на уроке.
Коммуникативные: Сознательно отвечать на вопросы.
V. Закрепление
-Затем прочитайте и выполните задания в тетради 5.
- Соотнесите группы животных и их представителей.
VI. Подведение итогов
-Что нового вы узнали о домашних животных на уроке?
-Теперь ребята кому понравился урок и кто хорошо усвоил тему- хлопните в ладоши.
Следующая загадка
Цель: воспитание бережного отношения к окружающей природе, растениям. Развитие познавательного интереса к окружающему миру.
Задачи:
образовательная: обобщить знания учащихся, полученные в результате изучения
темы « Побег» ;
развивающая: развивать монологическую речь; умение грамотно и четко отвечать на поставленные вопросы; способствовать развитию восприятия;
воспитательная: поддерживать интерес к предмету.
ОПИСАНИЕ ИГРЫ:
Игра проводится между тремя командами. Вопросы задаются командам поочередно. За каждый правильный ответ – один балл. Команда, игроки которой набрали большее количество баллов, выигрывает, а игроки получают оценку пять.
I конкурс « Разминка»1.
1.Что такое стебель? (основная часть побега)
2.Какое строение имеет стебель? (узлы и междоузлия)
3.Как могут располагаться стебли в пространстве? (прямостоячие, приподнимающиеся, лежачие, ползучие, вьющиеся, цепляющиеся, лазающие)
4.Назовите растения с прямостоячими стеблями (рожь, ромашка, дуб, рябина, осина)
5.Как называются растения с вьющимися, лазающими, цепляющимися стеблями? (лианы)
6.Какую роль играет стебель для растения? (на нем располагаются листья, почки, цветки; передвигается вода с минеральными веществами и органические веществ; в зеленых клетках образуются органические веществ; запасаются органические веществ; участвует в размножении)
7.У каких растений самые толстые стебли? (12 метров в поперечнике имеет калифорнийская гигантская секвойя, известная также как мамонтово дерево)
8.Назовите растения, стебли которых живут только под землей? (это стебли некоторых корневищных растений, у них на поверхность выходят только листья. Примером таких растений могут быть копытень, банан, а из комнатных — аспидистра, сансевьера)
9.Как называется удаление у растения второстепенных побегов, с целью усиления притока питательных веществ в основные побеги, на которых должны созреть плоды? (пасынкование)
II конкурс «Загадки, загадки, загадки. » О чём говорится в этих загадках?
1.Дышит, растет, а ходить не может ( растение)
2.Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:
Ваню - земляникой, Таню - костяникой,
Коленьку - малинкой, Васю - хворостинкой (лес)
3.Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево)
4.Этой бабке 100 лет, горба у неё нет,
высоконько торчит, далеко глядит,
придет смерть за старушкой,
станет бабка избушкой (сосна)
5.И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло ( дерево)
6.У мамки дочки на шнурочке ( усы земляники)
7.Ходячему на путь, ленивому на кнут, а хворому на здоровье (береза: путник вырезает себе из нее палку, кто на телеге едет- кнутовище, а хворых в деревне поят березовым соком)
8.Паренек синеглаз нам рубашки припас.
Был тростинкой, стал простынкой (лен)
9.От солнца скрыт, в земле зарыт:
есть на нем чешуек след. то ли корень, то ли нет? (корневище)
III конкурс « Рассмотри рисунки»
1.Рассмотрите строение луковицы и назовите ее части
2. Рассмотрите строение клубня и назовите его части
3.Рассмотрите строение корневища и назовите его части
IV конкурс « Игра слов»
Записаны слова, обозначающие внутреннее строение стебля, но в них перепутан порядок букв. Назовите правильные слова и найдите среди них те, которые к внутреннему строению стебля не имеют отношения.
1.жицако (кожица),2.бкароп (пробка),3.бул (луб), 4.биймак ( камбий),5.сциведрена (сердцевина),6.ситл ( лист),7.наклово (волокно), 8.ренько (корень),9.арко (кора),10.дысусо (сосуды),11.долп (плод),12.видцерсена (сердцевина).
V конкурс « Эрудит»
1.Если положить на свет клубни картофеля и георгина, то первые позеленеют, а вторые - нет. Почему? (Клубень картофеля - это побег. В нем есть лейкопласты, которые на свету превращаются в хлоропласты - зеленеют, а клубень георгина - это корень)
2.Вскапывая на участке почву, школьники нашли часть растения и заспорили: одни утверждали, что это корень, другие - что стебель. Как их рассудить? (признаки корня: наличие боковых корней, часто разветвленных и направленных в разные стороны от главного; отсутствие листьев или листовых рубцов; на свету не зеленеет. Признаки корневища: наличие придаточных корней, растущих, как правило, с нижней стороны и обычно не разветвленных; имеются видоизмененные листья(чешуи) или листовые рубцы и пазушные почки; на свету зеленеет)
3.Что такое «плач березы»? (это когда берут у березы сок и не замазывают проделанное отверстие. Через это отверстие в виде капелек будет вытекать сок на землю. Это как в стихотворении Ф.Сологуба:
В весенний день мальчишка злой
пронзил ножом кору березы,-
и капли сока, словно слезы,
текли прозрачною струей.
4.Что такое годичное кольцо? ( все слои клеток древесины, образующиеся весной, летом, осенью).
5.Можно ли определить возраст у деревьев влажных тропических лесов?( сложно, так как годичные кольца у них не выражены).
6.Почему вода поднимается непрерывно вверх по сосудам? (этому способствует корневое давление и испарение воды листьями)
7.Где откладываются запасы органических веществ у однолетних, двулетних и многолетних растений? (у однолетних в плодах и семенах, у двулетних в корнях, у многолетних в корнях и стеблях)
8.Какие вы знаете ткани стебля?(покровная, проводящая, механическая, фотосинтезирующая, запасающая, образовательная)
9.Как называется часть стебля, по которой передвигается вода с минеральными веществами? (древесина)
10.Как называется часть стебля, по которой передвигаются растворы органических веществ? (луб)
11.Почему следует предохранять стволы молодых деревьев от повреждения грызунами? (вместе с корой может быть поврежден и луб, по которому передвигаются органические вещества. А это отразиться на жизни дерева и может привести к его гибели)
12.Какую геометрическую фигуру напоминают клетки древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью? (кольцо)
VI конкурс «Литературный»
1. А.Баева Его слезами называют-
Напрасно! Слезы - солоны.
Береза белая, живая, -
Отрада здешней стороны.
И сразу, как весна приходит,
Ребята в колочки бегут
За сладким соком
Что в народе,
У нас березовкой зовут.
И пьют непьяный сок, пьянея,
Смелей становятся, сильней,
Еще открыться, не умея,
В любви к родной земле своей.
Вопросы:1.О чем идет речь в этом стихотворении? (о сборе березового сока)
2.А сок каких растений еще использует человек? (сахарный клен, тропическая
сахарная пальма, дерево- «корова», гевея(каучук),сосна, ель(смола).
2.Л.Вышеславский «Ветки» В деревьях музыки избыток,
Певучесть в линиях немых.
Мы не фальшивых, не избитых
Мелодий не услышим в них.
Не буки скрещивают руки,
Не вязы связывают кров,-
То над землею виснут звуки
Изгибов, веток и стволов.
Возможно, в этом стихотворении речь идет о березовых рощах или сосновых борах.
Вопросы:1. А какое значение они имеют? (колонны белоствольных берез-красавиц вызывают у нас восторг и восхищение. Красоту и радость дарит нам сосновый бор. Стволы этих деревьев источают изумительный, полный целебной силы аромат)
2.А знаете ли вы картины русских художников, на которых изображены березовая роща или сосновый бор?( И.И.Шишкин « Сосновый бор», Левитан И.И « В березовой роще», И.И.Шишкин « Корабельная роща», Левитан И. «В березовой роще», И.И.Шишкин «Сосновый лес») (Приложение1)
3.А.Прокофьев На заветном острове,
На высоком месте
Церковь эту выстроил
Он поставил чудо,
И видать его дано
Всем и отовсюду.
А когда последний купол
Мастер вынес в небо,
Он забросил свой топор
И взлетели как стрижи
На Онежском море.
Шедевром русского деревянного зодчества является двадцатидвуглавая Преображенская церковь в Кижах на Онежском озере. Каждый купол церкви покрыт множеством резных осиновых дощечек, называемых лемехом. (Приложение 2)
Вопрос: 1. А где еще используется древесина?(строительство зданий и сооружений, производство мебели, шпал для железных дорог, телеграфных столбов, сырье для химической промышленности. Древесина разных видов деревьев отличается цветом, рисунком, твердостью, плотностью. Твердая и тяжелая древесина у самшита, груши, у тропического дерева-бокаут. Самая легкая, внешне чем-то напоминающая пенопласт-древесина у бальсового дерева. Именно из нее был изготовлен плот Кон- Тики известного путешественника Тура Хейердала. Кора пробкового дерева идет на изготовление спасательных поясов, кругов, ценится как изоляционный материал. Из толстых стеблей бамбука изготовляют посуду, из тонких - трости, палки, удочки).
VII конкурс «Что же это?»
В течение 30 секунд для каждой команды называются изученные по теме «стебель» понятия. Задача участников, дать краткие определения названным понятиям. Например: стебель-орган.
1.узел(часть стебля);кожица(покровная ткань);годичное кольцо(прирост древесины);ползучие стебли земляники(усы);лубяные волокна(механическая ткань);корневое давление(сила);основание клубня(место, на котором много «глазков»).
2.пробка(покровная ткань);чечевички(разрывы пробки);сосуды(составная часть древесины);
лианы(растения с лазающими, вьющимися, цепляющимися стеблями);древесина(основная часть ствола);корневище(видоизмененный подземный побег);донце(плоский стебель луковицы).
3.камбий(образовательная ткань стебля);деление(способ размножения клеток);ситовидные трубки(часть луба);газообмен(обмен газами с внешней средой);сердцевина(часть стебля, состоящая из рыхлой ткани);клубни(верхушечные утолщения столонов);чешуи(видоизмененные листья).
VIII конкурс «Знаете ли вы. »
Учитель читает предложения, которые не закончены. Необходимо подобрать подходящие по смыслу слова.
1.Знаете ли вы, что стебель это составная часть. (побега)
2.Знаете ли вы, что вода с растворенными в ней минеральными веществами, поглощаемые корнем из почвы, не остаются в нем, а передвигаются в. (стебель)
3.Знаете ли вы, что газообмен стебля с внешней средой осуществляется через. (устьица и чечевички)
4.Знаете ли вы, что льняное полотно, мочало и рогожу получают из. (лубяных волокон льна и липы)
5.Знаете ли вы, что стебель растет в толщину за счет деления клеток …..(камбия)
6.Знаете ли вы, что вода с растворенными в ней минеральными веществами передвигается по. (сосудам древесины)
7.Знаете ли вы, что растворы органических веществ передвигаются по. (ситовидным трубкам луба)
8.Знаете ли вы, что корневище, клубень, луковица-это. (видоизмененные подземные побеги)
9.Знаете ли вы, что видоизмененные подземные побеги служат для. (откладывания питательных веществ и размножения)
10.Знаете ли вы, что поднятие и передвижение воды по стеблю обеспечивает согласованная работа. (корневого давления и испарения воды листьями)
11.Знаете ли вы, что время года, возраст дерева(растения),условия его жизни оказывают влияние на …..(ширину(толщину) годичного кольца)
12.Знаете ли вы, что новые клетки луба и древесины образуются за счет. (деления клеток камбия)
13.Знаете ли вы, что рост стебля в длину осуществляется ….(верхушкой и за счет клеток, расположенных в основании междоузлий)
14.Знаете ли вы, что часть стебля, состоящая из волокон, ситовидных трубок и клеток -спутниц, называется. (луб)
15.Знаете ли вы, что часть стебля, имеющая рыхлое строение и служащая для запасания питательных веществ называется. (сердцевина)
IX конкурс « Растения в пословицах и поговорках»
Пословицы и поговорки – это меткие, образные народные изречения, обобщающие различные явления природы, жизни. «Немудрено дерево срубить – мудрено вырастить», «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню», «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени». А какие пословицы и поговорки о растениях знаете вы, ребята?
Задание. Каждый из участников по очереди называет пословицу – до тех пор, пока ответы не иссякнут.
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе.
Третьеклассники узнают, что такое животноводство, для чего люди им занимаются. Научатся классифицировать домашних животных.
Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.
Коммуникативные УУД: формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…), учиться отвечать на поставленный вопрос.
Регулятивные УУД: формирование умения выполнять задание в соответствии с целью.
Личностные УУД: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.
а). Метод «Поздоровайся локтями». Дети должны коснуться, улыбнуться, назвать имя соседа.
Учитель прикрепляет на магнитную доску карточки с названиями культурных растений, о которых шла речь на прошлом уроке. Их надо распределить в три группы: зерновые культуры,
кормовые культуры, прядильные культуры. Можно добавить задание-ловушку.
Среди предложенных растений расположить названия овощей или фруктов.
1. Голова — на ножке,
В голове — горошки. (Мак)
В колосе былинки —
Жёсткие щетинки. (Тимофеевка)
3.Любят зайчатки листья-тройчатки
От травки-полевки, красной головки. (Клевер)
4. Паренёк-синеглаз нам рубашки припас. (Лён)
На нём — лисий хвост,
Только не из волоса —
Из чешуек колоса. (Лисохвост)
6.В поле шест-лозинка,
На шесте корзинка —
С чёрными плодами,
С плотными рядами. (Подсолнух)
7.Вырастает он в воде,
Хоть совсем не рыбка;
А положишь на столе —
Беленькая глыбка. (Рис)
8.Живёт в поле усан —
Ус длиннее, чем он сам. (Ячмень)
9.Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Пшеница)
10.Хоть чином и не хан,
На голове — султан;
И с золотом кубышки
Запрятаны под мышки. (Кукуруза)
Вот чудеса бывают, ребята:
Выросла в поле белая вата!
Вату колхозом всем убирали.
Срочно на фабрику вату послали,
Будут обновки у наших ребят:
Сестрёнке — халат! (Хлопок)
11. В поле у дорожки
И каждая — из золота,
На веточке приколота. (Овёс)
Где можно увидеть растения, указанные в загадках?
Какие из названных растений выращивают в поле?
Какие из названных растений выращивают на лугу?
Какие растения относятся к прядильным культурам?
Для каких целей выращивают прядильные культуры?
Какие растения являются кормовыми культурами?
Для чего выращивают кормовые культуры?
Дополните список полевых и луговых растений.
Люди каких профессий работают в растениеводстве?
Для каких целей растениеводы выращивают зерновые культуры?
Где ещё, кроме как для питания людей, используются зерновые культуры? (для корма скоту)
2. Вхождение в тему:
— Сегодня на уроке пойдёт речь ещё об одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве.
3. Формирование ожиданий обучающихся:
Метод «Фруктовый сад»: на «яблоках» записать, что они хотят получить от этого урока.
— Что такое животноводство?
Чем, по-вашему, занимаются люди в этой отрасли? Вспомните, какие группы домашних животных можем выделить.
Дети называют группы. Учитель записывает их на доске.
Звери Птиц Рыбы Насекомые
На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости. Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений.
Начнём разговор с малочисленных групп. Каких насекомых разводит человек? (Пчёл.)
Что вы знаете о пчёлах?
Учитель показывает фрагменты фильма «Пчелиные истории». Если фильма в распоряжении учителя нет, то продолжается рассказ.
— Раньше человек собирал мёд диких пчёл. Искусственное дупло для пчёл называлось борть, а пчеловодство — бортевым. Со временем пчёл стали разводить в колодах и дуплянках. Это было колодное пчеловодство. В 1814 году был изобретён рамочный улей. И пчеловодство получило название рамочного.
Пчёлы живут семьями, состоящими из одной матки, рабочих пчёл и трутней. В одном улье насчитывается до 60-80 тысяч рабочих пчёл. У каждой из них есть своя профессия: архитектор, строитель, изготовитель стройматериалов, санитар, сторож, сборщик пыльцы и нектара. Пчёлы строят соты, собирают и перерабатывают нектар в мёд, готовят пергу. Перга — это пчелиный хлеб, корм для будущего потомства. Рабочие пчёлы выкармливают личинок, ухаживают за маткой, которая откладывает яйца, кормят её, охраняют улей.
Кроме меда, человек получает от пчёл воск, прополис — пчелиный клей, апилак — маточное молочко. Это целебные средства. В медицине также применяется пчелиный яд, который идёт на приготовление многих лекарств.
Как называется место, где располагаются ульи летом? (Пасека.)
Какие правила поведения с жалящими насекомыми вы знаете?
Что делают с ульями зимой?
Пчеловоды убирают ульи со спящими зимой пчёлами в тёплое помещение. Такое помещение называется омшаник.
Как называется помещение, в котором располагаются домашние птицы? Где выводят птенцов на птицефермах? (В инкубаторах.)
Рассмотрите фотографию птицефермы в учебнике. Каких домашних птиц вы знаете? (Кур, гусей, уток, индеек, голубей, перепёлок.)
Что человек получает от птиц? (Яйца, мясо, пух, перья.)
Рассмотрите фотографии в учебнике на странице 57. Кто здесь изображён? Где вы видите коров? Что такое пастбище? Что такое животноводческая ферма? Посмотрим на современные животноводческие фермы.
Учитель показывает фрагменты кинофильма «Рыжик и его родня».
— Как называется специальная смесь из разных кормов? (Комбикорм.)
Во что превращаются скошенные травы? (В сено.)
Каких ещё домашних животных вы знаете?
Мы посмотрели на животноводческие комплексы, а теперь отправимся на ферму и посмотрим, как живут домашние свиньи.
Учитель показывает фрагменты фильма «Прошу любить и жаловать».
— Как трудятся животноводы? Люди каких профессий обслуживают эту
отрасль сельского хозяйства?
Как называется врач, ухаживающий за животными? (Ветеринар.)
Слово «ветеринар» означает «лечащий скот». Слово это латинское. Ветеринар — одна из самых древних профессий на земле.
Люди стали врачевать животных со времени их одомашнивания.
В древних государствах понимали, как нужна профессия ветеринара, и очень ценили таких людей. В Древнем Египте существовало учебное заведение, называвшееся «Дом жизни». Здесь учили, как лечить животных. В Древней Греции были лекари лошадей.
Издавна лечили скот и на Руси. Первые письменные упоминания о «коневых лекарях» можно прочитать в книгах XV века.
Сегодня на всех животноводческих комплексах и фермах работают врачи-ветеринары. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой животноводческих помещений, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают животным предохранительные прививки от заразных болезней.
В городах ветеринары лечат собак, кошек, морских свинок, хомяков, птиц, рыбок и всех других животных, которых мы держим дома.
Есть ветеринары в зоопарках и цирках.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат ». Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Затем станьте мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Повторить несколько раз.
Читайте также: