Загадка паренек синеглаз нам рубашки припас ответ

Обновлено: 04.11.2024

Урок спланирован в соответствии с ФГОС. В основу разработки положена технология модерации.

ВложениеРазмер
urok_okruzhayushchego_mira_v_3_klass1.docx 24.71 КБ

Следующая загадка

закрепить и углубить знания детей о предметах старинного быта.

2.Развивающие задачи:

учить употреблять в своей речи музейные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы;

развивать логическое мышление, образное восприятие нашего исторического прошлого;

развивать любознательность и познавательный интерес.

3.Воспитательные задачи:

воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям, к родной земле;

воспитание патриотизма и бережного отношения к нашему культурному наследию.

Методы и приёмы, в том числе и активные методы обучения:

метод витагенного опыта (жизненный опыт детей); активизация словаря (музей, сундук-скрыня, хата-мазанка-пластянка, полотенце-рушник, полотно, утюг, рубель, каталка-скалка-валёк, веретено, прялка, куделя, лён, конопля, наличники, ставни, колодец, журавель, коромысло, глечики, самотканые половики); художественное слово, пословицы, загадки, дидактические игры («Кто быстрее и правильно», «Научи и нас», русская народная игра с припевками «В клубок»); музыкальное оформление.

Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа:

самостоятельное посещение школьного историко-краеведческого музея, с целью просмотра предметов быта, рисунки детей на тему «Предметы старины» на школьный конкурс, подбор загадок, пословиц о предметах быта, устные рассказы о предметах старины по воспоминаниям прабабушек, бабушек.

музейные экспонаты, гербарии, словари В.И. Даля и С.И. Ожегова, карточки с предложениями, карточки со словами, как раньше назывались предметы старины.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в нашем школьном историко-краеведческом музее, который существует с 1992 года. Сегодня мы с вами совершим очередное путешествие в историческое прошлое, заглянем в бабушкин сундук и узнаем много-много секретов.

Давным-давно в деревне

Жила одна семья –

Оставила в наследство нам

Большой сундук добра .

Его сейчас откроем и поведём рассказ

Как жили наши предки, всего лишь век назад.

- Ребята! Честь и хвала нашим бабушкам. Именно они донесли до нас культурное наследие предков, бережно сохранили в сундуках – скрынях дорогие сердцу одежду, предметы быта, согретые руками нескольких поколений.

(работа со словарями)

- Вот теперь наше путешествие, ребята, начинается! Давайте вспомним, что такое музей!

Дети: Место, где хранятся старые вещи.

Учитель: Да! Это место, где хранятся старинные вещи. Чтобы мы с вами могли точно представить себе, что означает это слово, перенесемся мысленно в 19 век.

Когда-то для жилья люди строили себе хаты-мазанки-пластянки, сделанные из пластов земли. Они были низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т.е. помазанные красной глиной и посыпанные соломой, душистой травой или полынём от блох. В конце нашей экскурсии мы побываем в такой хате-мазанке, которая сохранилась до настоящего времени и находится на улице Гагарина, но не в том виде, в каком она была раньше.

- Ребята, как бы не жили люди – бедно или богато, но в любой такой хате находился красный угол избы. В нашем музее тоже есть такой угол. Как вы думаете, где он находится?! Посмотрите внимательно вокруг и покажите его.

(дети показывают)

Учитель: А, что в нем?

Дети: Большой красивый деревянный сундук, покрытый расшитой скатертью.

Учитель: А, как вы думаете, для чего предназначался сундук?

Дети: В нем хранили одежду.

Учитель: Ребята, и не только одежду. Давайте откроем крышку и заглянем в бабушкин сундучок и узнаем, из чего и, как попали в него рубахи, рушники, скатерти, сарафаны. Сколько здесь вещей.

Учитель (показывает утюг): Что это такое? Для чего предназначалась эта вещь?

Дети: Это утюг! Им гладили одежду. У моей бабушки тоже есть такой утюг…

Учитель: А как им гладили, ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было?

(ответы детей и дополнения учителя)

- Нагревали на углях, горящие угольки накладывали в утюг и дули в специальные внизу отверстия для того, чтобы утюг нагревался. Готовность утюга к работе проверяли, послюнив палец: шипит – значит, раскалился, а затем гладили. В старину говорили, если есть утюг, значит это богатая семья и ставили его на видное место, чтобы все смотрели завидовали. А теперь я предлагаю потрогать утюг, подержать в руках… Отличается он от современного?

Учитель: Ребята, как вы думаете, чем гладили, когда утюгов ещё вообще не было?

Дети: Рубель.

Учитель (показывает рубель): Вот рубель – в названье чуден

В примененье – лёгок он,

Гладил с лёгкостью лён,

Он из дерева рублён!

Может кто-нибудь покажет, как гладили рубелем? Не умеете? Тогда я вам сейчас расскажу и покажу, а потом попробуют все желающие.

Делали их прадедушки из берёзовой доски. Использовался вместе с каталкой – скалкой – вальком. На одной стороне пластины нарезали поперечные округлённые рубцы, вторая сторона оставалась гладкой, а иногда украшалась резьбой. После стирки, отжатое бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелем, да так, что даже плохо постиранное бельё становилось белоснежным, как будто из него «все соки» выжали. Отсюда пословица «Не мытьём, а катаньем».

А теперь попробуйте сами!

(дети пробуют)

Учитель: А вот следующая вещь, что это такое?

Дети: Это рубашка!

Учитель: Можете её потрогать, обратите внимание на ткань, она прохладная и называется она – полотно. В таких рубахах летом было жарко, а зимой тепло. Это полотно дышит, пропускает воздух в отличие от современных синтетических тканей. Эта ткань удивительно прочная. Рубаху из такой ткани подарила нам Татьяна Троегубова, наш школьный повар.

- А теперь обратите внимание на скатерть, которой покрыт наш сундук и стол.

Дети: Они тоже из такой же ткани!

Учитель: Я предлагаю, кому-то из вас достать следующую вещь.

(ученик достаёт) .

Учитель: Кто знает, что это за вещь, как называется, где вы видели её?

Дети: Это полотенце!

Учитель: А как раньше его называли?

Дети: Рушник!

Учитель: Ими украшали раньше красный угол. Их вешали на иконы, рамки с фотографиями, зеркала. Давайте полюбуемся этими удивительными рушниками. Ребята, рушники раньше тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданное невесты и свидетельствовали о том, какая она мастерица. Вышивка на рушниках по поверьям должна была оберегать молодожёнов от порчи, сглаза. Наши предки верили, что вышитые полотенца – рушники и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. По сей день, сохранился обычай встречать почётных гостей с «хлебом-солью» подносимыми на рушнике. Рушник изготовлялся из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 см и длиной от трёх и более метров.

Обратите внимание, что находится на краю полотенца – рушника?

Дети: Кружево!

Учитель: Правильно, ребята, кружево, которое тоже вязали вручную. Вышивали рушники долгими осенними вечерами, довольно часто сопровождая своё рукоделие песнями. Женщины проводили долгие часы за ткацким станком и овладевали всеми видами техники узорного ткачества. После работы садились женщины и начинали из чистого волокна прясть нити.

У меня в руках один предмет, который использовали в ткачестве. Знаете как он называется?

Дети: Это веретено!

Учитель: А это? (указывает на прялку)

Дети: Это прялка!

Учитель: В нашем музее их три и все они по размерам и форме разные! Девочки раньше учились прясть в раннем возрасте. За прялку садились с 7 лет. Папы для них делали маленькие прялочки. Девочки в то время рано выходили замуж, значит, к этому времени они должны были не только научиться прясть, но и приготовить себе целый сундук приданного. Объясните, пожалуйста, пословицу «Какова пряха, такова на ней рубаха!».

Дети: (ответы детей).

Учитель: Полотно, из которого сшиты все вещи, и которые мы посмотрели сделаны из удивительного растения. Сможете назвать это растение?

Дети: (ответы детей).

Учитель: Это растение, ребята, называется конопля! Об этом растении вам расскажет сейчас Новикова Вероника ученица 11 класса, экскурсовод нашего музея.

Новикова Вероника: В прошлом конопля была очень важной культурой в России. Из неё получали относительно тонкое волокно, пригодное для ткани. Так же волокна шли на верёвки и на канаты. Конопля одевала и кормила крестьян. Её сеяли по всей России. Из семян выжимали масло. Волокно получали из мужских стеблей. Они тоньше, обладают лучшими качествами и быстрее созревают. В семенах конопли содержится до 40% жиров, из которых получают технические масла. В других областях одежда была не из конопли, а из льна. Она почти ни чем не отличалась от одежды из конопли. Лен люди выращивали, а потом превращали его в одежду. Лен и сегодня интересен. Последние годы одежда из льна стала модной. Только обрабатывается она сейчас на заводах, не вручную, как раньше, а теребильными машинами.

У меня в руках гербарии растений. Сможете ли вы найти среди них коноплю и лён?

(дети рассматривают и показывают)

Дети: (ответы детей).

Учитель: Это куделя из конопли! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, старожилы нашего села Анна Ивановна Сокур и Ляшенко Анастасия Николаевна. Они нам расскажут, как выращивали коноплю, как из растения получалось полотно, для чего использовали веретено, и прялку.

(бабушки усаживаются за прялки рассказывают и показывают как это было).

Учитель: Скажите, пожалуйста, вы, наверное, то же готовили себе приданное?

Бабушки: Да!

Учитель: Сидя за прялкой, женщины пели песни, а вы пели?

Бабушки: А как же!

Учитель: Может, вы нам споете те песни, которые пели раньше?

Бабушки: Ну, слушайте! (поют)

«В низенькой светёлке огонёк горит

Молодая пряха у окна сидит…»

Учитель: Большое вам спасибо за ваш приход на наш урок-экскурсию!

А сейчас мы поиграем. Игра называется «Научи и нас!». Условия игры (выбираются два человека, которые на примере бабушек, крутят веретено и скручивают нить из клубочка кудели за 2 минуты).

Учитель: Ребята, всё, что вы увидели сегодня в бабушкином сундуке, это старинные вещи, их осталось совсем немного, а те которые остались, хранятся в музее. В нашем музее хранится более 1 350 вещей. Музей - это дом прошлого.

Ну, что ж, как получали ткань для рубахи, я думаю, вы все запомнили. Давайте сыграем в игру «Кто быстрее и правильно». Я вам даю карточки с предложениями. Разбейтесь на две команды и расположите эти предложения в правильном порядке. Так мы узнаем, кто из вас лучше усвоил процесс изготовления рубахи.

Следующая загадка

Оборудование: презентация, карточки с заданием.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I . Орг. момент

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна, сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся еще с одной отраслью сельского хозяйства, а с какой именно вы узнаете позднее.

II. Проверка д/з

Работа с кроссвордом .

А для начала мы повторим тему, изученную вами ранее.

-Кто мне может сказать с какой темой вы познакомились на предыдущем уроке? (растениеводство )

Раздаю карточки-6

-Что такое растениеводство? (выращивание культурных растений).

-Для чего люди занимаются растениеводством? (прежде всего, чтобы получать продукты питания, а также для обеспечения кормами домашних животных и материал для промышленности).

-Соотнесите растения и вид, к которому они относятся . (работа по карточкам).

- Ребята ,а теперь давайте разгадаем кроссворд(слайд-растениеводство)

3. Голова-на ножке,

В колосе былинки-

8. Паренек- синеглаз нам рубашки припас. (Лён)

На нём -лисий хвост,

Только не из волоса-

Из чешуек колоса.(Лисохвост)

10.В поле шест-лозинка,

На шесте корзинка-

С черными плодами,

С плотными рядами.(Подсолнух)

12.Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка;

А положишь на столе-

Беленькая глыбка. (Рис)

1.Живет в поле усан-

Ус длиннее, чем сам.(Ячмень)

2.Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Пшеница)

4.Хоть чином и не хан,

На голове- султан;

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки.(Кукуруза)

6.Вот чудеса бывают, ребята:

Выросла в поле белая вата!

Вату колхозом всем убирали.

Срочно на фабрику вату послали,

Будут обновки у наших ребят:

11.В поле у дорожки

И каждая- из золота,

На веточке приколота.(Овёс)

- Ответьте на вопросы глядя на кроссворд.

- Где можно увидеть растения ,указанные в загадках?

- Какие из названных растений выращивают в поле?

- Какие из названных растений выращивают на лугу?

- Какие растения относятся к прядильным культурам?

- Приведите примеры овощей и фруктов?

Ребята, что мы с вами повторили?(растениеводство)

Регулятивные УУД :

проверка усвоения знаний.

Коммуникативные: обсуждение предложенных вопросов

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя

Итак, чтобы нам узнать тему нашего урока, вам нужно отгадать следующие загадки в которых вам нужно узнать как называют детенышей этих животных : (слушаем внимательно, и кто знает ответ поднимает руку):

1. В речке купается,

В тине копается

Хвостик наружу. (Утка-утенок)

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу. (Куры-цыпленок)

3. Ходит, важен и надут

На носу висит лоскут.

Хвост подобен колесу

А сосулька на носу. (Индюк-индюшонок)

4. Он от злости все шипит,

А в тревоге он кричит,

В красные сапожки. (Гуси-гусенок)

Дает белое. (Корова-теленок)

6. Не земледелец, не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

Молчит, груз везёт, овёс жуёт,

Трудные дела за нас делает. (Конь, лошадь-жеребенок)

7. Кто не прядет, не ткет,

А людей одевает. (Баран, овца-ягненок)

8. С хвостом, а не зверь,

С перьями, а не птица. (Рыба-малек)

9. Домовитая хозяйка

Пролетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделится медком. (Пчела)

-Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Тема сегодняшнего урока «Животноводство». На уроке вы узнаете об особенностях разведения и содержания домашних животных.

-Откройте тетради на стр. 32

-Выполните задание 1.

-Что вам нужно сделать?

Животноводство – это еще одна отрасль с/х. Животноводы занимаются разведением домашних животных.

-Ребята, а как вы думаете, зачем люди занимаются животноводством? (Это делают в первую очередь для того, чтобы получать продукты питания. Кроме того, животноводство дает шерсть, пух, кожи для изготовления тканей, одежды, обуви).

- Давайте посмотрим на рис. Стр. 56-57 и вы назовете места где содержат животных.

- Ребята, а вы знаете, как называется место, где содержат птиц?( птицеферма)

- Где содержат домашних птиц ( на фермах).

- Где содержат домашнюю рыбу – карпа – (разводят в прудах).

- Где содержат домашних насекомых – пчел –( живут на пасеках в специальных домиках – ульях.)

- Выполним задание в тетради 2-прочтите задание.

-Ребята, давайте рассмотрим, на какие отрасли делится животноводство слайд (2):

ЖИВОТНОВОДСТВО:

Пчеловодство

Птицеводство

Скотоводство

Коневодство

Кролиководство

Свиноводство

Рыбное хозяйство

- Как будет называться это отрасль, где разводят пчёл? (Пчеловодство)

- Что дают пчелы? (Мед)(рассказ учителя)

- Раньше человек собирал мёд диких пчёл .Искусственное дупло для пчёл называлось борть ,а пчеловодство- бортевым. Со временем пчел стали разводить в колодах и дуплянках . Это было колодное пчеловодство. В 1814 году был изобретен рамочный улей. И пчеловодство получило название рамочного.

Пчёлы живут семьями, состоящие из одной матки ,рабочих пчёл и трутней. В одном улье насчитывается до 60-80 тысяч рабочих пчёл. У каждой из них есть своя профессия: архитектор, строитель, изготовитель стройматериалов, санитар, сторож, сборщик пыльцы и нектара. Пчёлы строят соты, собирают и перерабатывают нектар в мёд, готовят пергу. Перга- это пчелиный хлеб, корм для будущего потомства. Рабочие пчёлы выкармливают личинок, ухаживают за маткой, которая откладывает яйца, кормят её, охраняют улей.

Кроме мёда, человек получает от пчёл воск, прополис- пчелиный клей, апилак- маточное молочко. Это целебные средства. В медицине также применяется пчелиный яд, который идет на приготовление многих лекарств.

- На птицеферме кого разводят? (Птиц)(слайд

- Как будет называться это отрасль? (Птицеводство)

- Что нам дают птицы? (Мясо, яйца, пух)

- Кого разводят в прудах? (Рыб) слайд

- Кого видите на пастбище? (Коров)(слайд

- Как называется это отрасль? (Скотоводство)

Бывает крупный рогатый скот – это коровы и мелкий рогатый скот – это овцы, козы.

- Что они нам дают? (Мясо, молоко, шерсть…)

- Следующая отрасль сельского хозяйства – это …(слайд

-Что нам дает эта отрасль? (Мясо, рабочая сила…)

-Кого вы здесь видите?(слайд) ( Кроликов) . Как называется эта отрасль сельского хозяйства? ( Кролиководство).

- Что они дают человеку?

- А этих животных вы узнаете? (слайд (Свиньи).

- К какой отрасли сельского хозяйства они относятся? ( свиноводство).

- Что они дают людям? (мясо, сало)

- Выполните задание 3 на стр. 33 (прочтите)

- Выполните следующее задание 4 (прочтите)

- Где выводят птенцов на птицефермах? В чем?(в инкубаторах)

- Каких домашних птиц вы знаете? (куры, гуси, утки, индейки, голуби, перепёлки)

- Что человек получает от птиц? (яйца ,мясо, пух, перья)

- Рассмотрите фотографии на стр. 57, - Кто здесь изображен?(коровы)

- Где вы видите коров? На чем они( на пастбище)- Что такое пастбище?( это луг)

- А, что такое животноводческая ферма?

- Читайте уч. На странице 58 « Как трудятся животноводы?»

- Вопросы после чтения

- Люди каких профессий обслуживают животноводство?( животноводы)

- Как называют врачей ухаживающих за животными?(ветеринар)

Личностные: проявления смекалки. Отгадывание загадки.

Коммуникативные: проявлять инициативность при беседе и ответах на вопросы.

Регулятивные: оценивать собственные достижения на уроке.

Коммуникативные: Сознательно отвечать на вопросы.

V. Закрепление

-Затем прочитайте и выполните задания в тетради 5.

- Соотнесите группы животных и их представителей.

VI. Подведение итогов

-Что нового вы узнали о домашних животных на уроке?

-Теперь ребята кому понравился урок и кто хорошо усвоил тему- хлопните в ладоши.

Следующая загадка

Цель: воспитание бережного отношения к окружающей природе, растениям. Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи:
образовательная: обобщить знания учащихся, полученные в результате изучения

темы « Побег» ;
развивающая: развивать монологическую речь; умение грамотно и четко отвечать на поставленные вопросы; способствовать развитию восприятия;
воспитательная: поддерживать интерес к предмету.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ:

Игра проводится между тремя командами. Вопросы задаются командам поочередно. За каждый правильный ответ – один балл. Команда, игроки которой набрали большее количество баллов, выигрывает, а игроки получают оценку пять.

I конкурс « Разминка»1.

1.Что такое стебель? (основная часть побега)

2.Какое строение имеет стебель? (узлы и междоузлия)

3.Как могут располагаться стебли в пространстве? (прямостоячие, приподнимающиеся, лежачие, ползучие, вьющиеся, цепляющиеся, лазающие)

4.Назовите растения с прямостоячими стеблями (рожь, ромашка, дуб, рябина, осина)

5.Как называются растения с вьющимися, лазающими, цепляющимися стеблями? (лианы)

6.Какую роль играет стебель для растения? (на нем располагаются листья, почки, цветки; передвигается вода с минеральными веществами и органические веществ; в зеленых клетках образуются органические веществ; запасаются органические веществ; участвует в размножении)

7.У каких растений самые толстые стебли? (12 метров в поперечнике имеет калифорнийская гигантская секвойя, известная также как мамонтово дерево)

8.Назовите растения, стебли которых живут только под землей? (это стебли некоторых корневищных растений, у них на поверхность выходят только листья. Примером таких растений могут быть копытень, банан, а из комнатных — аспидистра, сансевьера)

9.Как называется удаление у растения второстепенных побегов, с целью усиления притока питательных веществ в основные побеги, на которых должны созреть плоды? (пасынкование)

II конкурс «Загадки, загадки, загадки. » О чём говорится в этих загадках?

1.Дышит, растет, а ходить не может ( растение)

2.Богатырь стоит богат, угощает всех ребят:

Ваню - земляникой, Таню - костяникой,

Коленьку - малинкой, Васю - хворостинкой (лес)

3.Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево)

4.Этой бабке 100 лет, горба у неё нет,

высоконько торчит, далеко глядит,

придет смерть за старушкой,

станет бабка избушкой (сосна)

5.И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло ( дерево)

6.У мамки дочки на шнурочке ( усы земляники)

7.Ходячему на путь, ленивому на кнут, а хворому на здоровье (береза: путник вырезает себе из нее палку, кто на телеге едет- кнутовище, а хворых в деревне поят березовым соком)

8.Паренек синеглаз нам рубашки припас.

Был тростинкой, стал простынкой (лен)

9.От солнца скрыт, в земле зарыт:

есть на нем чешуек след. то ли корень, то ли нет? (корневище)

III конкурс « Рассмотри рисунки»

1.Рассмотрите строение луковицы и назовите ее части

2. Рассмотрите строение клубня и назовите его части

3.Рассмотрите строение корневища и назовите его части

IV конкурс « Игра слов»

Записаны слова, обозначающие внутреннее строение стебля, но в них перепутан порядок букв. Назовите правильные слова и найдите среди них те, которые к внутреннему строению стебля не имеют отношения.

1.жицако (кожица),2.бкароп (пробка),3.бул (луб), 4.биймак ( камбий),5.сциведрена (сердцевина),6.ситл ( лист),7.наклово (волокно), 8.ренько (корень),9.арко (кора),10.дысусо (сосуды),11.долп (плод),12.видцерсена (сердцевина).

V конкурс « Эрудит»

1.Если положить на свет клубни картофеля и георгина, то первые позеленеют, а вторые - нет. Почему? (Клубень картофеля - это побег. В нем есть лейкопласты, которые на свету превращаются в хлоропласты - зеленеют, а клубень георгина - это корень)

2.Вскапывая на участке почву, школьники нашли часть растения и заспорили: одни утверждали, что это корень, другие - что стебель. Как их рассудить? (признаки корня: наличие боковых корней, часто разветвленных и направленных в разные стороны от главного; отсутствие листьев или листовых рубцов; на свету не зеленеет. Признаки корневища: наличие придаточных корней, растущих, как правило, с нижней стороны и обычно не разветвленных; имеются видоизмененные листья(чешуи) или листовые рубцы и пазушные почки; на свету зеленеет)

3.Что такое «плач березы»? (это когда берут у березы сок и не замазывают проделанное отверстие. Через это отверстие в виде капелек будет вытекать сок на землю. Это как в стихотворении Ф.Сологуба:

В весенний день мальчишка злой

пронзил ножом кору березы,-

и капли сока, словно слезы,

текли прозрачною струей.

4.Что такое годичное кольцо? ( все слои клеток древесины, образующиеся весной, летом, осенью).

5.Можно ли определить возраст у деревьев влажных тропических лесов?( сложно, так как годичные кольца у них не выражены).

6.Почему вода поднимается непрерывно вверх по сосудам? (этому способствует корневое давление и испарение воды листьями)

7.Где откладываются запасы органических веществ у однолетних, двулетних и многолетних растений? (у однолетних в плодах и семенах, у двулетних в корнях, у многолетних в корнях и стеблях)

8.Какие вы знаете ткани стебля?(покровная, проводящая, механическая, фотосинтезирующая, запасающая, образовательная)

9.Как называется часть стебля, по которой передвигается вода с минеральными веществами? (древесина)

10.Как называется часть стебля, по которой передвигаются растворы органических веществ? (луб)

11.Почему следует предохранять стволы молодых деревьев от повреждения грызунами? (вместе с корой может быть поврежден и луб, по которому передвигаются органические вещества. А это отразиться на жизни дерева и может привести к его гибели)

12.Какую геометрическую фигуру напоминают клетки древесины, образовавшиеся весной, летом и осенью? (кольцо)

VI конкурс «Литературный»

1. А.Баева Его слезами называют-

Напрасно! Слезы - солоны.

Береза белая, живая, -

Отрада здешней стороны.

И сразу, как весна приходит,

Ребята в колочки бегут

За сладким соком
Что в народе,
У нас березовкой зовут.

И пьют непьяный сок, пьянея,

Смелей становятся, сильней,

Еще открыться, не умея,

В любви к родной земле своей.

Вопросы:1.О чем идет речь в этом стихотворении? (о сборе березового сока)

2.А сок каких растений еще использует человек? (сахарный клен, тропическая

сахарная пальма, дерево- «корова», гевея(каучук),сосна, ель(смола).

2.Л.Вышеславский «Ветки» В деревьях музыки избыток,

Певучесть в линиях немых.

Мы не фальшивых, не избитых

Мелодий не услышим в них.

Не буки скрещивают руки,

Не вязы связывают кров,-

То над землею виснут звуки

Изгибов, веток и стволов.

Возможно, в этом стихотворении речь идет о березовых рощах или сосновых борах.

Вопросы:1. А какое значение они имеют? (колонны белоствольных берез-красавиц вызывают у нас восторг и восхищение. Красоту и радость дарит нам сосновый бор. Стволы этих деревьев источают изумительный, полный целебной силы аромат)

2.А знаете ли вы картины русских художников, на которых изображены березовая роща или сосновый бор?( И.И.Шишкин « Сосновый бор», Левитан И.И « В березовой роще», И.И.Шишкин « Корабельная роща», Левитан И. «В березовой роще», И.И.Шишкин «Сосновый лес») (Приложение1)

3.А.Прокофьев На заветном острове,

На высоком месте
Церковь эту выстроил

Он поставил чудо,

И видать его дано

Всем и отовсюду.

А когда последний купол

Мастер вынес в небо,

Он забросил свой топор

И взлетели как стрижи

На Онежском море.

Шедевром русского деревянного зодчества является двадцатидвуглавая Преображенская церковь в Кижах на Онежском озере. Каждый купол церкви покрыт множеством резных осиновых дощечек, называемых лемехом. (Приложение 2)

Вопрос: 1. А где еще используется древесина?(строительство зданий и сооружений, производство мебели, шпал для железных дорог, телеграфных столбов, сырье для химической промышленности. Древесина разных видов деревьев отличается цветом, рисунком, твердостью, плотностью. Твердая и тяжелая древесина у самшита, груши, у тропического дерева-бокаут. Самая легкая, внешне чем-то напоминающая пенопласт-древесина у бальсового дерева. Именно из нее был изготовлен плот Кон- Тики известного путешественника Тура Хейердала. Кора пробкового дерева идет на изготовление спасательных поясов, кругов, ценится как изоляционный материал. Из толстых стеблей бамбука изготовляют посуду, из тонких - трости, палки, удочки).

VII конкурс «Что же это?»

В течение 30 секунд для каждой команды называются изученные по теме «стебель» понятия. Задача участников, дать краткие определения названным понятиям. Например: стебель-орган.

1.узел(часть стебля);кожица(покровная ткань);годичное кольцо(прирост древесины);ползучие стебли земляники(усы);лубяные волокна(механическая ткань);корневое давление(сила);основание клубня(место, на котором много «глазков»).

2.пробка(покровная ткань);чечевички(разрывы пробки);сосуды(составная часть древесины);

лианы(растения с лазающими, вьющимися, цепляющимися стеблями);древесина(основная часть ствола);корневище(видоизмененный подземный побег);донце(плоский стебель луковицы).

3.камбий(образовательная ткань стебля);деление(способ размножения клеток);ситовидные трубки(часть луба);газообмен(обмен газами с внешней средой);сердцевина(часть стебля, состоящая из рыхлой ткани);клубни(верхушечные утолщения столонов);чешуи(видоизмененные листья).

VIII конкурс «Знаете ли вы. »

Учитель читает предложения, которые не закончены. Необходимо подобрать подходящие по смыслу слова.

1.Знаете ли вы, что стебель это составная часть. (побега)

2.Знаете ли вы, что вода с растворенными в ней минеральными веществами, поглощаемые корнем из почвы, не остаются в нем, а передвигаются в. (стебель)

3.Знаете ли вы, что газообмен стебля с внешней средой осуществляется через. (устьица и чечевички)

4.Знаете ли вы, что льняное полотно, мочало и рогожу получают из. (лубяных волокон льна и липы)

5.Знаете ли вы, что стебель растет в толщину за счет деления клеток …..(камбия)

6.Знаете ли вы, что вода с растворенными в ней минеральными веществами передвигается по. (сосудам древесины)

7.Знаете ли вы, что растворы органических веществ передвигаются по. (ситовидным трубкам луба)

8.Знаете ли вы, что корневище, клубень, луковица-это. (видоизмененные подземные побеги)

9.Знаете ли вы, что видоизмененные подземные побеги служат для. (откладывания питательных веществ и размножения)

10.Знаете ли вы, что поднятие и передвижение воды по стеблю обеспечивает согласованная работа. (корневого давления и испарения воды листьями)

11.Знаете ли вы, что время года, возраст дерева(растения),условия его жизни оказывают влияние на …..(ширину(толщину) годичного кольца)

12.Знаете ли вы, что новые клетки луба и древесины образуются за счет. (деления клеток камбия)

13.Знаете ли вы, что рост стебля в длину осуществляется ….(верхушкой и за счет клеток, расположенных в основании междоузлий)

14.Знаете ли вы, что часть стебля, состоящая из волокон, ситовидных трубок и клеток -спутниц, называется. (луб)

15.Знаете ли вы, что часть стебля, имеющая рыхлое строение и служащая для запасания питательных веществ называется. (сердцевина)

IX конкурс « Растения в пословицах и поговорках»

Пословицы и поговорки – это меткие, образные народные изречения, обобщающие различные явления природы, жизни. «Немудрено дерево срубить – мудрено вырастить», «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча – пустыню», «Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени». А какие пословицы и поговорки о растениях знаете вы, ребята?

Задание. Каждый из участников по очереди называет пословицу – до тех пор, пока ответы не иссякнут.

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе.

Третьеклассники узнают, что такое животноводство, для чего люди им занимаются. Научатся классифицировать домашних животных.

Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи между человеком и окружающим миром.

Коммуникативные УУД: формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, слышу, говорю, чувствую…), учиться отвечать на поставленный вопрос.

Регулятивные УУД: формирование умения выполнять задание в соответствии с целью.

Личностные УУД: формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру.

а). Метод «Поздоровайся локтями». Дети должны коснуться, улыбнуться, назвать имя соседа.

Учитель прикрепляет на магнитную доску карточки с названиями культурных растений, о которых шла речь на прошлом уроке. Их надо распределить в три группы: зерновые культуры,

кормовые культуры, прядильные культуры. Можно добавить задание-ловушку.

Среди предложенных растений расположить названия овощей или фруктов.

1. Голова — на ножке,

В голове — горошки. (Мак)

В колосе былинки —

Жёсткие щетинки. (Тимофеевка)

3.Любят зайчатки листья-тройчатки

От травки-полевки, красной головки. (Клевер)

4. Паренёк-синеглаз нам рубашки припас. (Лён)

На нём — лисий хвост,

Только не из волоса —

Из чешуек колоса. (Лисохвост)

6.В поле шест-лозинка,
На шесте корзинка —
С чёрными плодами,
С плотными рядами. (Подсолнух)

7.Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка;

А положишь на столе —

Беленькая глыбка. (Рис)

8.Живёт в поле усан —

Ус длиннее, чем он сам. (Ячмень)

9.Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (Пшеница)

10.Хоть чином и не хан,

На голове — султан;

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки. (Кукуруза)

Вот чудеса бывают, ребята:

Выросла в поле белая вата!

Вату колхозом всем убирали.

Срочно на фабрику вату послали,

Будут обновки у наших ребят:

Сестрёнке — халат! (Хлопок)

11. В поле у дорожки

И каждая — из золота,

На веточке приколота. (Овёс)

Где можно увидеть растения, указанные в загадках?

Какие из названных растений выращивают в поле?

Какие из названных растений выращивают на лугу?

Какие растения относятся к прядильным культурам?

Для каких целей выращивают прядильные культуры?

Какие растения являются кормовыми культурами?

Для чего выращивают кормовые культуры?

Дополните список полевых и луговых растений.

Люди каких профессий работают в растениеводстве?

Для каких целей растениеводы выращивают зерновые культуры?

Где ещё, кроме как для питания людей, используются зерновые культуры? (для корма скоту)

2. Вхождение в тему:

— Сегодня на уроке пойдёт речь ещё об одной отрасли сельского хозяйства – животноводстве.

3. Формирование ожиданий обучающихся:

Метод «Фруктовый сад»: на «яблоках» записать, что они хотят получить от этого урока.

— Что такое животноводство?

Чем, по-вашему, занимаются люди в этой отрасли? Вспомните, какие группы домашних животных можем выделить.

Дети называют группы. Учитель записывает их на доске.

Звери Птиц Рыбы Насекомые

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости. Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений.

Начнём разговор с малочисленных групп. Каких насекомых разводит человек? (Пчёл.)

Что вы знаете о пчёлах?

Учитель показывает фрагменты фильма «Пчелиные истории». Если фильма в распоряжении учителя нет, то продолжается рассказ.

— Раньше человек собирал мёд диких пчёл. Искусственное дупло для пчёл называлось борть, а пчеловодство — бортевым. Со временем пчёл стали разводить в колодах и дуплянках. Это было колодное пчеловодство. В 1814 году был изобретён рамочный улей. И пчеловодство получило название рамочного.

Пчёлы живут семьями, состоящими из одной матки, рабочих пчёл и трутней. В одном улье насчитывается до 60-80 тысяч рабочих пчёл. У каждой из них есть своя профессия: архитектор, строитель, изготовитель стройматериалов, санитар, сторож, сборщик пыльцы и нектара. Пчёлы строят соты, собирают и перерабатывают нектар в мёд, готовят пергу. Перга — это пчелиный хлеб, корм для будущего потомства. Рабочие пчёлы выкармливают личинок, ухаживают за маткой, которая откладывает яйца, кормят её, охраняют улей.

Кроме меда, человек получает от пчёл воск, прополис — пчелиный клей, апилак — маточное молочко. Это целебные средства. В медицине также применяется пчелиный яд, который идёт на приготовление многих лекарств.

Как называется место, где располагаются ульи летом? (Пасека.)

Какие правила поведения с жалящими насекомыми вы знаете?

Что делают с ульями зимой?

Пчеловоды убирают ульи со спящими зимой пчёлами в тёплое помещение. Такое помещение называется омшаник.

Как называется помещение, в котором располагаются домашние птицы? Где выводят птенцов на птицефермах? (В инкубаторах.)

Рассмотрите фотографию птицефермы в учебнике. Каких домашних птиц вы знаете? (Кур, гусей, уток, индеек, голубей, перепёлок.)

Что человек получает от птиц? (Яйца, мясо, пух, перья.)

Рассмотрите фотографии в учебнике на странице 57. Кто здесь изображён? Где вы видите коров? Что такое пастбище? Что такое животноводческая ферма? Посмотрим на современные животноводческие фермы.

Учитель показывает фрагменты кинофильма «Рыжик и его родня».

— Как называется специальная смесь из разных кормов? (Комбикорм.)
Во что превращаются скошенные травы? (В сено.)

Каких ещё домашних животных вы знаете?

Мы посмотрели на животноводческие комплексы, а теперь отправимся на ферму и посмотрим, как живут домашние свиньи.

Учитель показывает фрагменты фильма «Прошу любить и жаловать».

— Как трудятся животноводы? Люди каких профессий обслуживают эту
отрасль сельского хозяйства?

Как называется врач, ухаживающий за животными? (Ветеринар.)

Слово «ветеринар» означает «лечащий скот». Слово это латинское. Ветеринар — одна из самых древних профессий на земле.

Люди стали врачевать животных со времени их одомашнивания.

В древних государствах понимали, как нужна профессия ветеринара, и очень ценили таких людей. В Древнем Египте существовало учебное заведение, называвшееся «Дом жизни». Здесь учили, как лечить животных. В Древней Греции были лекари лошадей.

Издавна лечили скот и на Руси. Первые письменные упоминания о «коневых лекарях» можно прочитать в книгах XV века.

Сегодня на всех животноводческих комплексах и фермах работают врачи-ветеринары. Они не только лечат животных, но и следят за чистотой животноводческих помещений, наблюдают за здоровьем животных, их кормлением, делают животным предохранительные прививки от заразных болезней.

В городах ветеринары лечат собак, кошек, морских свинок, хомяков, птиц, рыбок и всех других животных, которых мы держим дома.

Есть ветеринары в зоопарках и цирках.

Метод эмоциональной разрядки и физической разминки «Тряпичная кукла и солдат ». Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Затем станьте мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Повторить несколько раз.

Читайте также: