Загадка к слову родник

Обновлено: 25.12.2024

Родник – источник жизни на Земле..

Лещёва Светлана Николаевна

учитель начальных классов

МОУ БСОШ №2 села Бурмакино

Родник – не просто источник питьевой воды,
это – живая нить, которая связывает нас
не только с прошлым, но и с будущим.
Народная мудрость

  • дополнить представления детей о роли воды для человека, раскрыть основные факторы ее загрязнения; расширить общий кругозор детей;
  • дать понятие родника, его значении в жизни человека;
  • формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам.

Предварительная работа: Экскурсия к родникам села Бурмакино.

Подготовка выступлений учащихся.

Ход занятия

Подготовительная часть.

Учитель: Сегодня мы поговорим о том, без чего не может быть жизнь на Земле. Для этого мы должны разгадать загадку:

Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог.
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой.

Дети: Ручей.

Учитель: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?

Вы слыхали о воде
Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманный заползает

Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.

Основная часть.

1) Вода повсюду.

Учитель: Где мы встречаемся с водой? (Дети приводят примеры. )

Но настоящую цену воде знают лучше всех жители пустыни. Когда вожди племён из пустыни Сахара впервые попали в Европу, они больше всего удивились, увидев водопад в Альпах. Для них слово “вода” равноценно слову “жизнь”, и они не могли понять, как можно попусту тратить самое драгоценное сокровище на земле.

Давайте отгадаем загадки и вспомним, где же есть вода:

1. Долговязый Тимошка
Бежит по дорожке. (Дождь)

2. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Туча)

3. Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

4. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

5. Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по лесенке
Узнаете меня. (Ручеёк)

(На доске плакат “Капля воды дороже золота”)

Учитель: Прочитайте плакат. Это высказывание принадлежит великому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Как вы думаете, почему он так сказал? (Ответы детей).

2) Что такое родник.

Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает.

Всякая ли вода пригодна для жизни? (Только пресная, чистая.)

Хватит ли всем чистой воды, как вы думаете?

Учитель: Пресной воды не так уж и много. Где мы можем добыть пресную воду?

(Ответы детей: реки, родники, озёра и т.д.)

Учитель: А везде ли вода чистая и её можно пить?

Недавно мы побывали на наших сельских родниках. Давайте вспомним, что мы увидели. (ответы детей)

Верно. Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

- Что означает слово родник?

Ксюша посмотрела значение этого слова в словарях.

Выступление Жилиной Ксении :

- Я посетила сельскую библиотеку и попросила дать толковые словари. В них я прочитала:

- РОДНИК: водный источник, текущий из глубины земли, ключ 2
Напиться из родника.

Толковый словарь Ожегова

Родник - , родника, м.
1. Ручей, водный источник, текущий из глубины земли, ключ. Родник между ними из почвы бесплодной, журча, пробивался волною холодной. Лермонтов. Сочившиеся из горы родники омывали камень. Федин. || перен. Исток, источник, начало чего-н. (книжн.). Если в кругах и в высшем обществе не найдем, чего ищем, то остается одна только кладь или клад, родник или рудник, это живой язык русский, как он живет поныне в народе. Даль.


2. чаще мн. У животных: сосуд, по которому идет молоко в вымя (спец.).;

Толковый словарь Ушакова


1) Водный источник, ручей, текущий из глубины земли; ключ.
2) перен. Исток, источник, начало что-л.

Толковый словарь Ефремовой

- Из этого можно сделать вывод: Родник — естественный выход подземных вод на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Учитель: Спасибо, Ксюша. Ребята, образование родников может быть обусловлено различными факторами.

Родники бывают: восходящими — напорными и нисходящими — безнапорными; временно действующими (сезонными) и постоянно действующими и др.
По температуре родники делятся на холодные, тёплые, горячие, кипящие.

3) Значение родника для человека.
- Каждый хотя бы раз в жизни пил воду из родника. В старину существовало поверие, что напившись родниковой воды человек способен почерпнуть силу самой земли. Родники, своего рода показатель экологического состояния того места, в котором они находятся. По новому вплотную заинтересовались родниками уже в 2000-х годах, их стали обустраивать не только архитектурно - эстетически, но и с целью обеспечения санитарных и гигиенических требований. Конечно и в настоящее время, нельзя сказать, что вода из родника – кристально чистая, если только на поверхность не пробился источник из артезианских глубин. У такого источника есть несомненный плюс – естественный фильтр различных грунтов, который «процеживает» воду, такая вода не подвержена атмосферным и поверхностным загрязнениям. Не стоит забывать, что родники имеют огромное значение для поддержания водного баланса других поверхностных источников. Некоторые из источников представляют собой уникальную природную ценность, кроме того это объекты пристального внимания ученных, многие из них имеют значение как памятники природы. К тому при возникновении чрезвычайной ситуации, родники часто единственный источник питьевой воды.

Анисимов Ярослав расскажет нам о родниках своего деда.

Выступление Анисимова Ярослава :

У нас, в селе Бурмакино, всегда существовала проблема с качеством воды. Она текла ржавая, с неприятным запахом. Многие для питья набирали воду из родника, который находится в лесу за огородами. Ведь родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему составу виде. Кроме того, она живая, подвижная. Родниковая вода, проходя через песок и гравий, не нуждается в очистке. Мой дедушка, Шалыгин Виктор Владимирович, стал ухаживать за этим родником, но так как ходить до него далеко, решил выкопать родник за речкой.

Мне стало интересно, как он это делал? Оказывается, сложная работа, не каждому она даётся. Дедушка взял в руки два электрода, согнутых буквой Г, и пошёл вдоль берега реки Туношонки. Там, где электроды сошлись в одну точку, начал копать лопатой ямку. Сразу наткнулся на большие камни. Убрал камни в сторону, копнул ещё несколько раз, и пошла вода. Дедушка обустроил родник осиновым срубом, чтобы дольше служил; укрепил стенки глиной, чтобы вода не размывали их, и не попадала в сруб. Он вкопал пластмассовую трубку, по которой побежала вода. Над родником сделал крышку, чтобы грязь и мусор не попадали в воду, вкопал лавочку, обкосил траву. По его просьбе в мастерской ПМК сварили и установили к роднику железный мостик. Теперь и зимой, и летом идут сюда люди за чистой родниковой водой. Ведь вода в роднике течёт круглый год. Даже зимой в сильные морозы родник не замерзает.
В 2010 году родник осветил батюшка Андрей.

Позднее, таким же способом, дедушка Витя нашёл ещё один родник. Он находится левее от первого, также благоустроен. Но дед на этом не останавливается, хочет ещё один родник выкопать. Он считает, что родник дарит людям и чистую воду, и радость общения с природой. Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Давайте же будем беречь и сохранять родники - ведь это и есть возрождение традиций русского народа, традиций гостеприимства, уважения и доброты.

4) Польза родниковой воды.

Учитель: Вода из источника может быть не только пресной, но и минерализованной. Родниковая вода доходит к нам в своей первозданной природной форме, она живая. Родниковая вода поступает на поверхность под давлением естественных сил. В крупных городах успехом пользуется бутилированная вода из родников и источников, помните на этикетке с подобной жидкостью обязательно должна содержаться информация о местонахождении источника, откуда эта вода родом. Ведь не для кого не секрет, что эта вода может быть добыта из источника, который располагается вблизи промышленного объекта или городской свалки, такая вода по своему химическому составу далека от той, которая по праву называется родниковой.
Настоящая же родниковая вода зарекомендовала себя как вода, обладающая целебными свойствами. Такая вода дарит нам чистую энергию самой природы.

- О пользе родниковой воды расскажет Вакунова Александра.

Выступление Вакуновой Александры:

- Родниковая вода очень чистая и полезная, потому что не хлорируется, не озонируется, в нее не добавляют различные присадки и добавки. Естественная фильтрация слоями грунта позволяет ей полностью сохранить свои природные свойства. Родниковая вода насыщена кислородом. Ее не нужно подвергать кипячению, она «живая».
Но все-таки, родниковую воду не следует хранить более недели, она теряет свои органолептические свойства. Если родник находится в овраге или низком месте, то нельзя утверждать, что вода здесь чистая.

5) Загрязнение родников.

Учитель: На территории нашей необъятной Родины располагается огромное количество родников и источников. Вода из этих источников обладает целебными свойствами, но гарантировать качество и «чистоту» родниковых вод нельзя, причем зависит это не только от жизнедеятельности человека вблизи от местонахождения источника, но и от сезонности погодных условий. Неизменно наполняются различными примесями родниковые воды во время весенних паводков или осенних проливных дождей. Но если эти природные явления делают воду в роднике для питья непригодной в течении некоторого времени, то соседство промышленных предприятий и свалок бытовых отходов делают ее не пригодной для питья в принципе.
Не возможно себе представить чистый родник в центре города или рядом с «химкомбинатом», а вот родники в лесопарковых зонах и лесных массивах, с каждым глотком воды наполнят ваш организм исключительно полезной живой водицей. Хранить родниковую воду можно не более недели. Нельзя хранить воду при комнатной температуре, во избежание размножения в ней бактерий. Не рекомендуется хранить воду в пластиковых бутылках, особенно если на дне бутылки есть знак PVC или цифра 3 заключенная в треугольник. Лучше всего набирать воду из источника в чистую стеклянную тару, предварительно обработанную кипятком.

Заключительная часть.

Учитель:
- Около нашего села расположены два родника. Они относятся к децентрализованным источникам питьевого водоснабжения. Каждый, кто проезжает мимо источников, всегда может наблюдать картину, как местные жители и проезжие запасаются родниковой водой, причем, как правило, воды набирается несколько литров не только для питья, а так же для приготовления пищи. Жители села доверяют такой воде. Я надеюсь, что вода в наших родниках всегда будет такая же чистая. А вы, молодое поколение, продолжите ухаживать за ними, как сейчас это делает дедушка Ярослава Шалыгин В. В.

Следующая загадка

- формировать внимательное и бережное отношение к окружающей природе, привить стремление к бережному отношению к водным ресурсам.

- расширить представления учащихся о значении воды для человека, о водных источниках;

- развивать познавательную активность, интерес к изучению проблем экологии;

- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам родного края;

Методы : наглядный, словесно-иллюстративный, практический

Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки учащихся, экознаки о родниках, иллюстрации с изображением воды, песня «Живи, родник» в исполнении С.Беликова

Аудитория: учащиеся 6-7 классов (12-14 лет)

Условия для проведения : кабинет

Предварительная подготовка: подготовить вместе с учащимися рисунки на тему «Вода в жизни человека», стихи о родниках, реке, найти загадки, пословицы, поговорки, песни о родниках и воде. Кабинет оформить фотографиями с изображением воды, иллюстрациями.

План мероприятия:

I . Вступительная часть

II . Основная часть

III . Заключение

Ход мероприятия

«Родник- не просто источник питьевой воды,

это – живая нить, которая связывает нас не

только с прошлым, но и с будущим»

Вступительная часть

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о том, без чего не может быть жизни на земле. Для этого надо разгадать загадку:

Он без рук, он без ног, из земли пробиться смог. Нас он летом, в самый зной, ледяной поит водой.

Дети : Ручей.

Учитель: Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто я такая?

Учитель: Да, сегодня мы с вами будем говорить о воде. «Земля – казна, вода – золото», так говорят люди о воде. А еще: «Была бы водица, а зелень уродится», «Где вода есть, там саду цвесть». Биологи называют ее «колыбель жизни. Ни одно живое существо не может обойтись без воды.
Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек!
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода! (Е.П. Богомолова)
Зовут воду в народе не иначе, как “матушка”, “царица”. Водица-царица, красна девица. Матушка-водица. К ней раньше всегда обращались уважительно.

Учитель: А какие вы знаете пословицы и поговорки о воде?
Где кончается вода, кончается и земля.
Лес да вода поле красит.
Вода – всему господин.
Воды и огонь боится.
Вода сама себе царь.
И царь воды не удержит.
Вода – кровь матери земли.
Вода божья, за неё деньги брать грешно.
За водопой деньги брать – вода пропадёт.
Без воды и борщ не сваришь.
Не плюй в колодец: воды придется напиться.
Доброе дело в воде не тонет.
Не пей из чужого колодца, своя не потечёт.
Всяк кулик своё болото хвалит.
В своей водице и лягушка певица.
В решете воду не носят.
Дружбу водой не разольёшь.


Учитель: Вода - самое обыденное и в то же время самое удивительное вещество на нашей планете. Во-первых, она согревает нас. Вода поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдаёт его понемногу атмосфере. Поэтому на Земле не бывает таких резких перепадов температур.
Во-вторых, это водяные пары, которые содержит наша атмосфера, они не дают космическим холодам добраться до земли и заморозить всё на свете.
А ведомо ли вам, ребята, что мы живём на планете воды. Во всей Вселенной нашей Солнечной системы такой водяной планеты больше нет. Вода занимает более 70% нашей суши.

Если на карту земли посмотреть,-
Земли на земле всего одна треть…
Но странный вопрос возникает тогда:
Планета должна называться – Вода!
(«Земля» А.Усачев)

Вода кормит нас, поит, но всегда ли люди бережно, с уважением относятся к ней? Ученые бьют тревогу, призывая сохранить чистоту водных источников.
Ведь чистой пресной воды, которую мы с вами пьём, с каждым годом становится все меньше.

Вы слыхали о воде
Говорят она везде!

(Появляются три девочки, одетые в синие платья, и на голове у них кокошники в виде капли “чистой” воды)

В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманный заползает

Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда.

Учитель: Где мы встречаемся с водой?

Дети приводят примеры.

Но настоящую цену воде знают лучше всех жители пустыни. Когда вожди племён из пустыни Сахара впервые попали в Европу, они больше всего удивились, увидев водопад в Альпах. Для них слово “вода” равноценно слову “жизнь”, и они не могли понять, как можно попусту тратить самое драгоценное сокровище на земле

Учитель: Сегодня у нас в гостьях “Капельки”. Они помогут нам больше узнать о воде, о родниках.

1 капелька: Мы водяные капельки. Из таких же, как мы, капелек состоят ручьи и родники, моря и океаны, реки и озера, тучи и облака. Мы пришли к вам, чтобы провести по всем местам, где есть вода. Давайте отгадаем наши загадки и вспомним, где же есть вода:

(Капельки по очереди загадывают загадки)

1. Долговязый Тимошка
Бежит по дорожке. (Дождь)

2. Пушистая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже – тем дождик ближе. (Туча)

3. Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали .
А пошли искать их днём-
Ищем, ищем, не найдем. (Роса)

4. Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит. (Река)

5. Бегу я как по лесенке,
По камешкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк)

2 капелька: Молодцы! Вы знаете, где встречается вода.

(Капельки показывают плакат “Капля воды дороже золота”)

Учитель: Прочитайте плакат. Это высказывание принадлежит великому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Как вы думаете, почему он так сказал? (Ответы детей).

Без воды человек может жить 5 дней, а растение через 3 дня засыхает. Хватит ли всем чистой воды, как вы думаете?

Дети: Хватит. Воды много.

3 капелька: Всякая ли вода пригодна для жизни?

Дети: Только пресная! Чистая.

Основная часть

Учитель: Пресной воды не так уж и много. Где мы можем добыть пресную воду?

(Ответы детей: реки, родники, озёра и т.д.)

Учитель: А откуда начинает свой путь вода? Давайте послушаем стихотворение И.А. Бунина «Родник»:

Ученик: В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит. (И.А. Бунин )

Ничего нет в мире лучше, чем в палящий летний зной,
Людям знать на всякий случай, где звенит родник живой.

Ученик: Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.

Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники - источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из-под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

Ученица: Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнёт и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернёт сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

Учитель: Родниковые источники испокон веков почитались на Руси.
Обитая в краю озер и рек, ручьев и болот, население выработало целый обрядовый комплекс почитания воды. Особой силой наделяли наши предки родники - студенцы и относились к ним с особым благоговением.
Родник всегда поражал воображение людей; зимой не замерзал, а летом, в зной, вода в нем холодная и студёная. Отсюда и название студенец.
Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому, прежде всего, видели в родниках силу плодородия. Перед севом люди выходили к роднику и смачивали семена, веря, что студёная водичка разбудит семя, наполнит его силой.
За века Родник вспоил сладкой водицей тысячи людей и продолжает это делать и по сей день.
Одно слово – Божий источник. Поэтому и существует притча: помоги Роднику – грехи снимешь и «с души как бремя скатится».
Лечили родниковой водой болезни. В родник бросали деньги, серьги, кольца. Это была своеобразная жертва, чтоб откупиться от болезней.
Именно отсюда идет обычай расчищать и обихаживать ключи, пить целебную воду и совершать в ней омовение.
Люди с бережностью и трепетом относились к родникам. Воду многих родников считали особенной, даже святой. Возле родников ставили срубы, кресты, а то и часовни. В народе верили, что родниковая вода излечивает от недугов и помогает в горе. [1]


Ученица: Пронеслась молва по свету:
«Где-то, за рекой,
В зарослях, зимой и летом,
Бьёт родник живой!

Кто воды его напьётся,
Многое поймёт,
И, чьё сердце еле бьётся,
Сразу оживёт!

Если только потрудиться –
Тот родник сыскать,
Можно многого добиться,
И счастливым стать.
Если ты не можешь счастье
До сих пор найти,
Хоть в жару, хоть в день ненастный
К Роднику иди! (Э. Рейнке)[3]

Учитель: Вокруг родников существовало много легенд, с ними связаны и некоторые обряды. Совершаются крестные ходы, служат молебны.
Некоторые родники представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы.

В Грайворонском районе 17 родников. Они находятся в сёлах Гора-Подол, Новостроевка, Масычево, Казачья Лисица, Ивановская Лисица, Дорогощь, Пороз, у пруда Лисёнок. О некоторых родниках нашего района мы хотим вам рассказать. У каждого родника на Грайворонщине есть жизненный путь и история. Он, словно человек, имеет свой характер. Один из глубины своей души несёт людям чистоту и благодать воды. И, несмотря на тяготы и проблемы своего бытия, утоляет жажду усталого путника в жаркий летний день, даря ему прохладу и нежное журчание. Другой, как капризный ребёнок, то спрячет свои воды, то заилится, замутится. Но на заботу и внимание человека откликаются одинаково - с благодарностью.[7]

Ученик: Родник Иоанна Крестителя» (прежнее название«Бранхом») в селе Гора-Подол. Назван он в честь праздника Крещения Господня - родник Иоанна Крестителя. Источник этот в селе Гора-Подол известен уже около века. Воды ручья источника всегда, даже в самую жаркую погоду, были холодными. Благодаря действующей с 2005 года районной целевой программе «Чистая вода – залог здоровья» - стало возможным второе рождение источника. В 2007 году родник и территория, прилегающая к нему, были благоустроены. В 2008 году возле родника был заложен парк «Славянских народов». Парк был назван так в честь двух славянских народов – русского и украинского, т.к. находится родник на границе России и Украины. Проведена большая работа: построен мостик через ручей, чтобы удобно было добраться, сделано ночное освещение территории, установлена раздевалка для желающих окунуться в купели.[8]

В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный.

Родник был неприметен, неказист,
И не мечтал о водопадах.
Порой жалел, что не плечист,
Но дело было не в наградах.

Журчит родник, щебечут звонко птицы,
Цветут цветы, течёт-поёт ручей.
Родник легко обидеть, он ранимый,
Он всем принадлежит и он ничей.

Храни родник, как жизнь, как божий дар!
Не сотвори вовек ему плохого!
Журчит родник. И сердце расцветёт,
Как от приветно сказанного слова.

Ученик: Долгие годы тихо и незаметно жил родничок в начале села Новостроевка. Орошал своими водами луг, поил каждого спускавшегося по крутому берегу к нему. О том, что вода в родничке чистая, мягкая и приятная на вкус, знали новостроевцы давно. Не случайно назвали его Святой криницей: в те времена, когда стоял в Новостроевке храм, освятил приходской батюшка его воды. А утекло этих самых вод с той поры немало. И так жил бы себе в запустении, если бы ни обратил на него внимание человек беспокойной души, любящий природу по-настоящему: не просто полюбовался прекрасным видом и дальше пошёл себе, вздыхая о том, какие утраты несёт природа сегодня. Совместными усилиями расчистили люди территорию вокруг родничка и приступили к выкладыванию кринички вокруг него. Постепенно благоустройство родника стало общим делом для многих. Облагородили территорию вокруг родника, установили над ним деревянную беседку, украсили её забавными фигурками ослика, музыкантов, аиста. Кстати, на фигурке аиста висит табличка: «Милые женщины! Кто рядом со мной постоит, тот ребёночка родит! Его Сашей назовут, путёвку в жизнь ему дадут!». Говорят, кое-кому он уже помог. Во всяком случае, из люльки аиста исчезли уже три младенца.[7]

Ученик:
Живой родник, с живой водою
Природой нам подарен он,
И мы сберечь должны с тобою,
И людям тем большой поклон,
Кто родники оберегает,
И чтит природные дары,
От всех невзгод родник спасает.
Как светлый лучик доброты. ( М.Г. Прохорова)[3]

Учитель: «Мы не ценим воду, пока не высохнет источник», - гласит восточная мудрость.Ценим ли мы этот дар, доставшийся нам в наследство? Давайте посмотрим, что сейчас происходит на берегах наших водоемов.


Сценка «Отдых на реке».

Действие первое.
К реке подходят отдыхающие с рюкзаками. Они размещаются на берегу реки, имитируют разведение костра, едят, веселятся. Звучит весёлая музыка.
1-ый отдыхающий: Мы приехала на речку
Воскресенье провести .

2-ой отдыхающий : Но свободного местечка
Возле речки не найти!

3-ий отдыхающий : Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид,
Прекрасный пляж,
Распаковывай багаж!

4-ый отдыхающий: Мы купались,
Загорали.

5-ый отдыхающий : Веселились, как могли!
Пили сок, консервы ели.

Все вместе: Отдохнули и ушли! (уходят).

Действие второе.
Ведущая качает головой, собирает мусор. Звучит грустная музыка. На берегу сидит Русалка и плачет.

Ведущая : И остались на поляне
У потухшего костра:
Пара банок из жестянки,
Апельсина кожура,
Клочки порванной бумаги –
Словом, мусора гора! (замечает Русалку и обращается к ней).
Что с вами случилось?

Русалка: Трудно стало жить в реке:
Каме, Волге и Шешме.
Ах, судьба моя жестока –
Негде спрятаться от стока!
Каждый норовит завод
Сбросить мусор в бездну вод.
Негде взять воды напиться,
Лучше сразу утопиться!
В речке чистой я жила
И красавицей слыла.
А теперь краса угасла
Из-за дизельного масла
В пятнах краски чешуя…
Ох, не выживу здесь я! (Русалка плачет).

Водяной (утешает ее): Не плачь Русалка, теперь ты не одна. (обращается к детям).
Я охраняю родники,
И мускулы мои крепки,
Но люди извели меня –
Боюсь теперь их как огня!
Когда приходят отдыхать,
Покоя мне уж не видать.
Они уйдут своей тропою,
А я от горя плачу, вою,
Ногами грозно топочу,
«Не загрязняйте!» - вслед кричу.[3]


Учитель: Надо беречь каждый родник, каждый ручей!
Только так можно уберечь радость, которую нам дают текущие воды, и возможность в любую минуту утолить жажду. Ибо нет напитка лучше, чем стакан родниковой воды.


Ученик : Заповедный исток есть у каждой реки.
Это чудо природы и сказка живая.
Пусть в лесах и долинах звенят родники.
Добрым людям объятья земля раскрывает. (М.Г. Прохорова)[3]

Учитель: В последнее время для России жизненно важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи чуткого и бережного отношения к различным природным объектам, в том числе и к родникам. Испокон веков считалось святым делом «открыть глаза роднику» - очистить его и обустроить, поставить скамейку для отдыха, повесить ковшик.

Сохранять это уникальное богатство живой природы – важное дело. Ещё очень много родников нужно восстанавливать. И мы немало сможем сделать для этого.

Ребята, все вы, наверное, знаете, что необходимо соблюдать правила поведения у водоемов. Какие это правила? ( Ответы детей )

Давайте познакомимся с экознаками и составим правила поведения у родника - « Памятка поведения у родника »:

- свалка мусора запрещена;

- разведение костра запрещено;

- мойка транспорта запрещена;

- выпас скота запрещён;

- следи за чистотой родника.

Учитель: В жизни каждого человека обязательно встречается, а иногда долго-долго живёт рядом родник. Люди называют его по-разному, почтительно ключ, кто-то ласково родничок, а где-то за свою пользу здоровью и чистоте души – его называют источник. А все это одним словом – Родник. Однокоренные слова к слову родник. (Родной, Родина). Произошли эти слова от одного слова род, то есть самый близкий, самый родной. И возрождая родники, мы, в конечном счёте, заботимся о будущем родного края, будущем наших детей и внуков.

Песня “Родной край”
Учитель:
Пусть чистые воды родной Земли и дальше исцеляют больных, придают силы труженикам, укрепляют дух народа. Ибо родник – это не только вода, это душа. Народная мудрость гласит: «Родник- не просто источник питьевой воды это – живая нить, которая связывает нас не только с прошлым, но и с будущим». А мы с вами будем делать всё от нас зависящее, чтобы и дальше сохранить этот бесценный дар, доставшийся нам в наследство.

Пусть на земле не умирают родники,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них навеки

Студёная и вкусная вода

Методические советы организаторам: Чтобы учащиеся более эффективно воспринимали информацию, важно использовать наглядно-иллюстративный материал: фотографии, таблицы, рисунки детей. Для повышения эмоционального восприятия можно использовать мелодичную музыку.

Методические советы на период ближайшего последствия: оформить стенгазету «Живи, родник!» с кратким описанием мероприятия и фотографиями, организовать конкурс стихов о родниках, поместить информацию о мероприятии на сайте школы.

Виноградова Л.Н. Источник// Славянские древности/ Под ред. Н.И.Толстого. – Т.2. - М.: 1999.

Стихи Ю.П. Анненкова “Души прекрасные порывы” г. Аткарск. 2005 г.

“ Родники Саратовской губернии”. А.А. Орлов, А.П. Зотов. Саратов. 2004.

Карпов Г.В. Энциклопедический словарь юного географа-краеведа. М.: Педагогика, 1981.

Следующая загадка

Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.

Вода — природный дар

Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.

Нам всем интересно:
Откуда вода?
Из снега берется,
Иль может из льда?
Хотя, и подземным
Ручьем вода бьет,
Так, может, она
Там начало берет?
Вопрос интересный
И чтоб разузнать
Откуда вода,
Надо книжки читать!
Ответы узнаем
Из умных мы книг
И все вокруг тайны
Откроются вмиг!

Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

Стихотворение Путешествие капельки

Вот капелька-малышка
На землю с туч упала.
Бедняжка растерялась,
Что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг
Веселый ручеек,
Расстроенную капельку
С собой он уволок.
Куда ее повел он,
То капелька не знала,
Но вскоре миллионы
Таких же увидала,
Похожих друг на друга.
Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька,
Что это океан.
Жить в океане тесно
И капелька устала.
Однажды в день чудесный
Так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала
Тихонько уменьшаться.
А как уменьшилась она,
Ввысь стала подниматься.
Наверх попала капелька,
А вы узнали вот:
В природе происходит как
Воды круговорот.

Мой дружок — ручеек

Познакомьтесь: мой дружок,
Быстроногий ручеек!
Ему на месте не сидится,
Он всегда куда-то мчится.
В догонялки с ним играю,
Я сегодня догоняю.
Мои шансы велики…
Но мы расстались у реки.
Мой дружок вдруг потерялся,
Я найти его старался,
Только так и не нашел,
Домой расстроенный ушел.
Ничего, я не сдаюсь,
Завтра поискать вернусь!

Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.

Не уследишь — может пролиться,

Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?

Воду нужно уважать!
Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!

На благо человеку
Вода работает на благо
Человечеству давно.
Очень мощные турбины

С водой, ребята, заодно.
А огромные машины

Током питают города.
ГЭС в движение приводит
Незаменимая вода.

Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!

Ключик, милый родничок,
Сухой листик уволок.
Маленький, как кулачок,
Звонкоголосый ручеек.

Ручеек-журчалочка,
Завертел водицу.
В жаркий день так хочется
Из него напиться!

Окружает нас вода

Окружает нас вода
Везде и всегда.
Океаны, Антарктида
Стали очень знамениты.
В воздухе капель не видать,
Но есть вода в нем, надо знать!

Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.
А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.

Следующая загадка

Еще по теме загадки для детей: Подробности Загрузка.

Новое на сайте

  • Детское украшение – это особые изделия
  • Детские гитары: топ-5 моделей для юного музыканта
  • Производители школьных парт и столов
  • Тряпичные куколки Lalaloopsy
  • Доступная детская одежда
  • Детям загадки о профессии Лесничий
  • Детям загадки про животных: Пума
  • Детям загадки о природе: Ураган
  • Детям загадки о еде: Котлеты
  • Детям загадки о человеке: Живот
  • Детям загадки о цветах: Лилия
  • Детям загадки про обувь: Пинетки
  • Детям загадки о природе: Заря
  • Детям загадки о растениях: Вьюнок
  • Детям загадки про одежду: Платье

Этот сайт детский, но прежде всего он предназначен для родителей, а также воспитателей детского сада и учителей младшего школьного звена. Потому что именно на "Любимом Детском" собрана самая большая библиотека текстов для детей. Сказки, стихи, загадки, игры, сценарии детских праздников и многое другое - в общем все то, что пригодится вам в воспитании детей и в организации детского досуга.

Мальчишки и девчонки, а также их родители, бабушки, дедушки, воспитатели, учителя! Сайт "Любимый Детский" создан для вас. Мы занимаемся этим сайтом с любовью и надеемся на то, что и вы тоже полюбите сайт "Любимый Детский".

Сайт "Любимый Детский" постоянно пополняется новыми интересными текстами. Делитесь "Любимым Детским" с друзьями и не забывайте поставить его в закладки.

МЕНЮ САЙТА

Детский каталог по темам

ДЕТСКАЯ АЗБУКА В СТИХАХ

Учителю и воспитателю

ВЕСЕННЯЯ педкопилка

ЗАГАДКИ ПО ТЕМАМ

  • ЧЕЛОВЕК
  • СЕМЬЯ Детям: загадки про семью
  • ШКОЛА Детям: загадки про школу
  • ГЕОГРАФИЯ Детям: загадки по географии
  • КАНЦЕЛЯРИЯ Детям: загадки про канцелярские принадлежности
  • ПРОФЕССИИ Детям: загадки про профессии
  • БЫТ Детям: загадки бытовые
  • СПОРТ Детям: загадки про спорт
  • КАЛЕНДАРЬ И ВРЕМЕНА ГОДА Детям: загадки про времена года
  • ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ Детям: загадки о природных явлениях
  • КОСМОС И АСТРОНОМИЯ
  • МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ Детям: загадки про морских обитателей
  • ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ Детям: загадки про животных
  • ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ Детям: загадки про домашних животных
  • ПТИЦЫ Детям: загадки про птиц
  • РЫБЫ Детям: загадки про рыб
  • НАСЕКОМЫЕ Детям: загадки про насекомых
  • РАСТЕНИЯ Детям: загадки про растения
  • ДЕРЕВЬЯ Детям: загадки про деревья
  • ЦВЕТЫ Детям: загадки про цветы
  • ГРИБЫ Детям: загадки про грибы
  • ОВОЩИ Детям: загадки про овощи
  • ЯГОДЫ Детям: загадки про ягоды
  • ФРУКТЫ Детям: загадки про фрукты
  • НАПИТКИ Детям: загадки про напитки
  • ЕДА Детям: загадки про еду
  • ПОСУДА Детям: загадки про посуду
  • ИГРУШКИ Детям: загадки про игрушки
  • ПРЕДМЕТЫ Детям: загадки про предметы
  • ОДЕЖДА Детям: загадки про одежду
  • МЕБЕЛЬ Детям: загадки про мебель
  • ПРАЗДНИКИ Детям: загадки про праздники
  • СКАЗКИ И СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ Детям: загадки про сказки
  • ТРАНСПОРТ Детям: загадки про транспорт
  • СТРОЙКА, ТЕХНИКА, ИНСТРУМЕНТЫ Детям: загадки про инструменты и технику
  • БЫТОВАЯ ТЕХНИКА Детям: загадки про бытовую технику
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Детям: загадки про музыкальные инструменты

Дорогие Авторы произведений для детей!

Сайт "Любимый Детский" создан для популяризации современной детской литературы.

Наша миссия - донести хорошие детские произведения до адресата - детей, ради которых эти тексты и были написаны.

Для публикации на сайте "Любимый Детский" мы отбираем только самые интересные произведения детской тематики, которые находим в открытых источниках. Кроме того, мы с удовольствием публикуем произведения , которые присылают нам сами авторы.

Если Вы пишете стихи, сказки и другие произведения для детей, и хотите , чтобы они появились на сайте "Любимый Детский", напишите нам, и мы обязательно с Вами свяжемся, а вскоре Ваши произведения появятся на страницах сайта, где они гарантировано дойдут до детской аудитории.

Мы уважаем авторское право. Если Вы обнаружили свое произведение на страницах сайта, и по какой-бы то ни были причине не желаете, чтобы оно было здесь опубликовано, обязательно напишите нам, и мы удалим Ваш текст в течение суток.

Мы очень ценим современных Авторов , пишущих для детей, любим Вас, и желаем Вам добра и творческих успехов!

Читайте также: