Я знаю сказки с загадками 3 класс

Обновлено: 04.11.2024

Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка». 3 класс. Литературное чтение.
Описание: Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка». Вызвать интерес к бытовым сказкам, устному народному творчеству. Научить детей видеть скрытый подтекст народной сказки, её мудрость.

1.Самоопределение к деятельности.

- Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

- Научиться беседовать с книгой.

- Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

- Понимать позицию автора.

- Описывать героев произведений и давать им характеристику.

- Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно.

- Учиться работать с учебником и словарем.

- Каким вы хотите видеть наш урок?

- Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным.

- Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

2.Актуализация знаний. Тестовое задание.

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? (О сказке)

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

Что такое сказка?

Укажите правильный вариант ответа:

- произведение, в котором разговаривают животные

- произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле

3.Определение темы урока.

- Что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом. Честное, доброе всегда побеждает.)

- Какие бывают сказки? (Авторские и народные), (Волшебные, бытовые, о животных)

- Что вы знаете о волшебных сказках? (В сказках происходит волшебство)

- Что вы знаете о сказках о животных? (Животные в сказках оживают)

- Что вы знаете о сказках с загадками? (В этих сказках присутствуют загадки)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Тема урока: Русская народная бытовая сказка с загадками «Дочь-семилетка»)

- Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

4.Работа с устаревшими словами до чтения.

Познакомьтесь с устаревшими словами, которые нам встретятся в сказке.

5.Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

- Зачем в сказках нужны загадки?

- Отгадывание загадки помогает понять героев.

- Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл - это и будет цель нашего урока.

- А примером такого произведения будет сказка «Дочь – семилетка».

- Сейчас мы посмотрим и внимательно послушаем сказку. И постараемся ответить на вопросы к этой сказке.

6.Тестовое задание, аналогичное формату международных и национальных исследований качества образования.

Что на свете быстрее и сильнее?

Укажите правильный вариант ответа:

- Ветер (правильный ответ)

7.Физминутка.

Смотрим видео и повторяем движения

8.Закрепление по теме. Работа с учебником.

Ответы на загадки найдите в тексте учебника.

Ступай, батюшка, и скажи царю: сильнее и быстрее всего ветер, жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, земля питает! Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а все руку под голову кладет; а милее сна нет ничего на свете!

9.Рефлексия. Интерактивное задание.

1. Красна птица пером, а человек умом.

2. Грамотей не тот, что читать умеет, а кто слушает, да разумеет.

3. Сам себя лишь тот погубит, кто других самих не любит.

4. Почитай учителя, как своего родителя.

5. Золото добывают из Земли, а знания из книги.

10.Работа с текстом сказки в группах.

-С какой сказкой познакомились? (Мы познакомились с бытовой русской народной сказкой «Дочь-семилетка»)

- Чем необычна эта сказка? (В этой сказке есть загадки)

- Зачем в сказках нужны загадки? (Отгадывание загадки помогает понять героев)

- Какая задача стояла на нашем уроке? (Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл)

- Какова особенность бытовой сказки? (В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум)

- Какова главная мысль этой сказки? (Эта сказка поучительная Правду как не прячь - наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды)

11.Задание в формате ВПР.

Что помогло семилетке выиграть спор? Выберите ответ.

- ум (правильный ответ)

Какие загадки есть в сказке? Выберите ответ.

- загадки-вопросы (правильный ответ)

Подумайте, какая это сказка? Выберите ответ. Объясните свой выбор.

- бытовая (правильный ответ)

В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи — значит, это бытовая сказка.

Вспомните произведения фольклора. Дополните схему.

Пример заполнения схемы “Произведения фольклора”:


Какое произведение вам понравилось? Напишите отзыв о нем. Сделайте модель обложки или нарисуйте обложку.

Отзыв на рассказ “Стрижонок Скрип”:

Но другие стрижи заботятся о маленьких птенцах, не бросают их на произвол судьбы. И Скрип вырастает умной и доброй птицей.

Это очень хороший рассказ, который учит нас любить природу и не обижать зверей и птиц.


5. Вспомните и запишите фамилии баснописцев

Впишем фамилии баснописцев: Эзопа, Крылова, Измайлова, Михалкова, Толстого.


Следующая загадка

Следующая загадка

Цели : обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей; создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе.

Задачи : выяснить, какие сказки знают дети, лучших знатоков сказок; способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование : компьютер, сказочные герои, фишки, иллюстрации и рисунки к сказкам, сборник сказок, задания для команд, видеоклип, 3 презентации.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Добрую сказку помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку послушал и ты.

Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в нем зерно доброты.

2. Постановка темы занятия.

Каждый человек с самого раннего возраста стремится быть умным, любознательным, сообразительным. Мы все хотим быть интересными собеседниками и много знать. А получиться это может лишь у того, кто любит читать.

Самые первые наши произведения - это сказки. В самом раннем детстве мы знакомимся с русскими народными сказками. Придя в школу, мы изучаем литературные сказки. Ведь благодаря сказке мы становимся чувствительней к красоте, учимся осуждать зло, восхищаться добротой.

Читая сказки, мы проникаем в загадочный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок.

А сейчас я прошу всех посмотреть на экран и окунуться в мир сказок.

( Демонстрация видеоклипа на интерактивной доске).

Сегодня к нам на урок пришли сказочные герои и приготовили для вас интересные задания. Вы готовы их выполнить? Тогда начнём наш конкурс. Но сначала я предлагаю придумать название вашим командам.

(Дети придумывают сказочное название своей команде и представляются).

Итак, команды представлены, конкурс начинается.

Вопросы для 1-й команды:

Лучший друг Винни Пуха? (Пятачок).

Кем стал гадкий утёнок из сказки Г.Х.Андерсена? (Лебедем).

Что попало Каю в глаз? (Осколок зеркала).

Автор сказки «Золушка»? (Ш.Перро).

Друг Чебурашки? (Крокодил Гена).

Жених Дюймовочки? (Крот).

В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе).

Имя лисы – спутницы кота Базилио? (Лиса Алиса).

Автор «Сказки о попе и о работнике его Балде»? (А.С.Пушкин).

Что разбила мышка своим хвостиком? (Яичко).

Вопросы для 2-й команды:

Весёлый человечек-луковка? (Чиполлино).

Второе название скатерти из сказок? (Самобранка).

Доктор, лечивший всех зверей? (Айболит).

Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье).

Кто спас от крота Дюймовочку? ( Ласточка) .

Жилище Бабы-Яги? (Избушка на курьих ножках).

Как зовут внучку Деда Мороза? (Снегурочка).

Кто автор сказки «Муха-Цокотуха»? (К.Чуковский).

Какой овощ не могли вытащить из земли герои известной народной сказки? (Репку).

Кто написал сказку «Колобок»? (Сказка народная).

Вопросы для 3-й команды:

Имя девушки необычной красоты, которая живёт в море? (Русалка).

Как звали шарманщика, смастерившего Буратино? (Папа Карло).

Сестра Кая? (Герда).

Герой русской народной сказки, путешествующий на печи? (Емеля).

Что потеряла Золушка? (Туфельку).

Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича? (Лягушка).

Аппарат, на котором совершала полёты Баба-Яга? (Ступа, метла).

Как звали почтальона из деревни Простоквашино? (Печкин).

Кого слепили дед с бабой из остатков муки? (Колобка).

Девочка-кукла из театра Карабаса Барабаса? (Мальвина ).

Подведение итогов разминки.

- Первое задание для вас приготовил Буратино. На одной кондитерской фабрике объявили конкурс на изготовление сказочного фантика. Сейчас каждая команда выберет по одному представителю, который не только продемонстрирует фантик, но и сможет хорошо его прорекламировать.

( 1 задание- Защита сказочного фантика)

( 2 задание - Разгадай кроссворд. )

Второе задание приготовила для вас Мальвина. Она хочет знать, у какой команды получится быстро и правильно разгадать кроссворд.

(Слайд – презентация «Узнай сказку и ее автора»)

Кроссворд «Знаешь ли ты сказку?»

hello_html_1128b72f.jpg

Каждой команде дается кроссворд.

А вот и Золушка поспешила к нам на конкурс. Она приглашает капитанов команд показать свои знания и принести командам дополнительные баллы. Итак, конкурс капитанов.

( 3 задание - Конкурс капитанов).

Первое задание для капитанов - закончить крылатые выражения:

Поди туда - не знаю куда, …………..

Скоро сказка сказывается, ……………

Я там был, мёд – пиво пил, ………….

В некотором царстве, ………………………

Второе задание нашим капитанам узнать, кто из героев потерял эти предметы:

(Презентация ученика «Волшебные предметы»)

(4 задание - Сочините сказку.)

Каждой команде выдаётся листок с неполным текстом. Нужно сочинить сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной, смешной, чуть-чуть волшебной. Пока команды работают над заданием, играет музыка. По истечении времени, представитель команды читает составленную сказку.

Сказка про ________________ .

Шёл _______________ . По дороге он нашёл __________________ , взял и понёс царю. Пришёл _________________ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ________________ , хотел было _________________ , как вдруг _______________ из-за ________________ выскочил __________________ и давай _________________ . Глянул на ________________ и _________________ . Поблагодарил царь умного ___________________ , и он отправился домой.

Красная Шапочка предлагает всем командам принять участие в сказочной викторине (Слайд – презентация «Игра-викторина по сказкам»).

(5 задание – Сказочная викторина).

Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки,
Угадайте без подсказки –
Кто герои этой сказки?
(«Три медведя», р.н.с.)

На сметане мешен.
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился …
(Колобок, р.н.с.)

Кто-то за кого-то ухватился цепко,
Ох, никак не вытянуть, ох, засела крепко,
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд!
(«Репка», р.н.с.)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки на всех глядит
Добрый доктор …
(Айболит, К.Чуковский)

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся …
(Чиполлино, Д.Родари)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И Маленькую ласточку от холода спасла.
(Дюймовочка, Г.Х.Андерсен)

А весёлый Незнайка всех приглашает в театр. Он хочет узнать, у какой команды лучше всех получится разыграть предложенные отрывки из сказок.

8. Вспомните и запишите имена героев произведений Пушкина

Можно вспомнить следующих героев:


7. Вспомните и запишите фамилии русских поэтов

Пример заполнения схемы “Фамилии русских поэтов”:


4. Прочитайте и впишите имена былинных богатырей. Запишите названия былин


Следующая загадка

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

9. Кроссворд “По страницам прочитанных книг”


10. Проба пера

2. Прочитайте произведения фольклора. Укажите стрелочкой их жанр


3. Допишите предложения

Рассказы о животных писали Бианки, Паустовский, Куприн, Чехов, Толстой, Лондон, Сетон-Томпсон и другие.

Сказки с загадками: “Умная внучка”, “Умная дочь крестьянская”.


6. Вспомните какие вы знаете сказки. Запишите в схему названия сказок.

Пример заполнения схемы “Сказки”:


Читайте также: