В загадках чаще всего используется

Обновлено: 04.11.2024

Загадка получила определение со времен Аристотеля, который называл ее хорошо составленной метафорой. В. И. Даль писал, что загадка — это "иносказанье или намеки, окольная речь, обиняк, краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки" 1 . Наиболее точное определение загадки принадлежит В. П. Аникину: "Загадка — это поэтическое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека, равно как и с целью привить ему поэтический взгляд на действительность". 2

1 Даль В. И. толковый словарь… – Т.I. – С. 566.

2 Аникин В.П. русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: Пособие для учителя.

Загадка состоит из двух частей: загадки (вопроса) и отгадки (ответа), которые между собой связаны. В загадке тем или иным способом "зашифрована" отгадка. Это может быть метафора или другое иносказание — не случайно народ сложил загадку о загадке: Без лица в личине 1 .

Истоки загадок восходят к тайной речи первобытного общества — загадки распространены у всех народов, задержавшихся в своем историческом развитии. Враждебную силу следовало перехитрить, чтобы обеспечить благополучие себе и своему роду. В обрядах инициации посвящаемый испытывался с помощью загадок — без знания тайной речи юноша не мог стать мужчиной. Загадки встречаются в мифологии древних народов (например, в древнегреческих мифах). Русские загадки по происхождению также связаны с условной речью — зашифрованным языком охотников, с обрядами и магическими действиями, направленными на обеспечение урожая и успеха в скотоводстве и земледелии.

Как уже указывалось исследователями, знаменитый русский путешественник XVIII в. С. П. Крашенинников отметил остатки древней тайной речи у русских охотников на соболя. Артель избирала "передов- щи-ка", он назначал себе помощников и наказывал им, между прочим, "чтобы по обычаю предков своих ворона, змею и кошку прямыми именами не называли, а называли б верховым, худою и запечен/сою". Дальше Крашенинников писал: "Промышленные сказывают, что в прежние годы гораздо больше вещей странными именами называли, например: церковь — востровсрхою, бабу — шелухою или белоголовкою, девку — просты-гою, коня — долгохвостым, корову — рыкушею, овцу — тонконогою, свинью — низкоглядою, петуха — голоногим и

прочее. " Крашенинников отмечал, что все эти слова, кроме замены ворона, змеи и кошки, оставили, то есть не стали употреблять 2 .

У русских отзвуки загадок древнего периода сохранились в былинах, сказках, песнях (например, многие подблюдные песни имеют форму загадок: не описывают судьбу человека, а подменяют ее описанием предмета или действия).

1 В данной главе тексты загадок приведены из мледующих источников: Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д.Н. садовников. – М., 1959; Рыбникова М.А. Загадки. – М.; Л., 1932; Загадки / Изд. Подготовила В.В. Митрофанова. – Л., 1968; И поет мне в землянке гармонь…: Фольклор Великой Отечественной войны / Сост., вступ. Ст., примеч., словарь Б.П. Кирдана. – М., 1995.

2 Крашенинников Ст. Описание земли камчатки. – Т. I. – СПб., 1755. – С. 246.

С течением времени древняя функция загадок постепенно угасла, но осталась их поэтическая форма. Она оказалась продуктивной. К загадке начали относиться как к способу испытания сообразительности, стали создавать новые загадки о предметах и явлениях. Сложился фольклорный жанр, который не имел никаких иных целей, кроме художественных и развлекательных.

Д. Н. Садовников в предисловии к своему собранию загадок указал на основное различие пословиц и загадок. "В первых, — писал он, — отразились взгляды народа на природу и окружающую обстановку, в последних — вся житейская мудрость и нравственная личность простолюдина. В загадке, более древней по форме и происхождению, открылся полный простор для творческой фантазии народа; в пословице — для его здравого смысла и критики" 1

Загадки содействовали активизации познания окружающего мира, формировали навыки логического мышления, развивали наблюдательность. Они были средством развлечения и незаметно воспитывали. На протяжении всей истории загадок сохранялась их обучающая функция.

2.2. Тематика загадок

Тематика загадок, а также их репертуар тесно связаны с бытом и трудом народа. Загадки обращаются как к видовым, так и к родовым понятиям.

Д. Н. Садовников в своем собрании разместил загадки по группам, среди которых "Жилище", "Тепло и свет", "Домашнее хозяйство", "Двор, огород и сад", "Домашние животные", "Земледельческие работы", "Лес", "Мир животных", "Люди и строение их тела", "Земля и небо", "Понятия о времени, жизни, смерти и пр.", "Грамота и книжная мудрость". Каждая группа наполняется конкретным, преимущественно предметным содержанием, полно и красочно раскрывая быт и труд русского человека.

Возьмем, к примеру, загадки о жилище. К ним в качестве эпиграфаСадовников предпослал пословицу: Не бравшись за топор, избы не срубишь. Развивая эту мысль, он поместил вначале загадки об орудиях труда, с помощью которых строится изба. Это топор, клин, долото, пила, коловорот, алмаз. Далее идут загадки об избе, а затем об ее самых

1 Загадки русского народа. Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Составил Д.Н. Садовников / Вступ. Ст., ред. И примеч. В.П. Аникина. – М., 1959. – С. 258.

разнообразных частях и деталях, вплоть до мельчайших: пол и потолок, матица, окна, оконные рамы, волоковое окно, подъемное окно, оконное стекло, ставни, дверь, скоба, дверные косяки, пята у двери, замок, угол, бревна, мох, щель в бревне, сучок, крыша, труба на крыше.

Все вместе эти загадки говорят об устройстве избы, в которой все разумно, целесообразно и гармонично.

Изменялись условия жизни, строение жилища, орудия труда и т. д. — изменялись и загадки. Из памяти уходили произведения, в которых требовалось отгадать предметы редко встречающиеся или совсем забытые. Например: Белое ест, а черное роняет (лучина); И зимой и летом на одном полозу ездит (волоковое окно); Серое сукно тянется в окно (дым курной избы).

Жители городов, которые не знают земледельческого труда, не могут отгадать да и не загадывают большинства загадок, опубликованных Д. Н. Садовниковым в разделе "Земледельческие работы" (о сохе, бороне, косе, вилах, цепах и проч., о процессах крестьянского труда — таких, как пахота, боронование, жатва, молотьба, трепанье льна).

С появлением новой техники возникали и новые загадки. Например, из записей 1930-х гг.: Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолет); До чего народ доходит: самовар по рельсам ходит (паровоз); Висит груша, нельзя скушать (электрическая лампочка).

А вот загадки, возникшие в годы Великой Отечественной войны: Ползет черепаха — стальная рубаха, враг в овраг, черепаха — куда враг (танк); Не птица, а летит, без головы, а трещит. Если капнет — на земле ахнет (бомбардировщик); На пушку не похожа, а палит — дай Боже (гвардейский миномет "катюша").

Следующая загадка

В загадках без образности наверное никуда. Я бы даже сказал сверхóбразности. Потому что далеко не каждый поэт который пишет óбразами сможет составить загадку. Растение или предмет зашифрованные в загадке иногда не просто оживают, а ещё и умиляют своей прелестью. Например, в этой загадке за грустным и задумчивым ёжиком, с помощью образного средства олицетворение скрывается комнатный кактус:


Также очень часто образным средством в загадках выступает сравнение. (Если вы хотите попробовать свои силы в жанре составления загадок, то я бы порекомендовал начинать с этого художественного приёма). А в качестве примера приведу загадку, где имеется аж 4 сравнения. (Кафтан - это кожура; сердце - мякоть; сахар - вкус; а мяч - это искомое слово "арбуз"):


Некоторые загадки завлекают слушателей своей абсурдностью и разрушением логических связей. За этот эффект отвечает алогизм:



А сейчас расскажу о метафорическом средстве, даже само название метафора - красиво звучит. Суть её в том, что вещи не называются своими именами. Дальше, в загадке, "звёзды" в загадке метафорически называются "светляками", а "месяц" - "большим светляком"; также ещё имеется сравнение, в котором небесный месяц предстаёт червяком:


Ещё в загадках восхищает метод преувеличения называемый гипербола:


Или здесь, где за огромным домом с людьми скрывается всего лишь на всего - огурец:


Завораживающе действуют на слушателей загадки со сказочным (фантастическим) описанием происходящего. При этом в голове живо рисуется картинка. Этот образный приём называется гротеск.


Представить наглядно идею заложенную в загадке позволяет хитрое средство "аллегория". Это очень непростой приём, но в готовом виде может выглядеть легко, воздушного и музыкально:


В заключение хочу сказать что русский язык неисчерпаем по красоте и мудрости. И художественно образных средств в нём не счесть! К сожалению я не смог найти ярких примеров загадок под все образные средства, так хоть перечислю некоторые из недостающих:

2.3. Художественные особенности загадок

Загадка — это своеобразный диалог: один загадывает, другой отгадывает. Многие загадки в первой части не содержат прямого вопроса: в них дается замысловатое описание предмета, по которому надо отгадать, о чем идет речь. При этом первая часть обязательно предполагает ответ. Например: Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).

Иногда загадки построены в виде прямого вопроса: Что видно только ночью? (звезды); Что за тварь людей питает, в церкви освещает? (пчела).

В большинстве загадок описание признаков предмета, который надо отгадать, дано от третьего лица. Нередки загадки, в которых описание дано от первого лица — отгадываемого предмета. Например:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут — Я все терплю и всем добром плачу (земля).

Встречаются загадки, построенные на диалоге:

— Потому, что зеленая (красная смородина).

Нередки загадки, в которых отгадываемый предмет описан путем отрицания:

Кругла, а не месяц, Желта, а не масло, С хвостиком, а не мышь (репа).

Встречаются загадки, в которых описание изложено в услов-, ной форме:

Кабы я встала — До неба достала, Кабы руки да ноги —

Я бы вора связала. Кабы рот да глаза —

Я бы все рассказала (дорога).

В загадках использованы разнообразные средства и приемы художественной выразительности. Среди них прежде всего следует назвать метафору.

М. А. Рыбникова отметила, что в загадках метафора черпает свой материал из круга хозяйственных впечатлений. Руки — овечки, ку- де-ля — стог:

Пять овечек стог подъедают, Пять овечек прочь отбегают.

Игла — свинка, золотая щетинка, соха — корова, все поле рогами перепорола. Среди метафорических образов животных преобладают домашние, а среди них — корова, бык и конь (кобыла, жеребец). Они используются очень многообразно, во всех «слагаемых»: рога, хвост, грива, копыта, молоко, ржание, рев, бег и т. д. Дикие животные — медведь, волк, лиса, заяц — обслуживают незначительное число загадок. Обильны птичьи метафоры, и в них также чаще всего встречаются домашние птицы: курица, петух, гусь. Тетерев, галка, орел, сокол фигурируют значительно реже 1 .

Метонимии в загадках встречаются реже метафор. Загадка называет материал, из которого сделан предмет:

Стоит дерево, (стол)

На дереве конопля, (скатерть) На конопле глина, (горшок) На глине капуста, (щи)

А в капусте свинья, (свинина)

Используются в загадках, хотя и не очень часто, разнообразные сравнения:

В чести у всех (сахар).

В некоторых загадках для сравнения использованы образы Священного писания и старославянская лексика:

Взят от земли, яко же Адам; Ввержен в пещь огненную, яко три отрока;

Взят от пещи и возложен на колесницу, яко Илия; Везен бысть на торжище, яко же Иосиф; Ставлен на лобное место и биен по главе, яко же Иисус;

Возопи велиим гласом, и на глас его приде некая жена, яко же Мария Магдалина, И, купивши его за медницу, принесе домой;

Но расплакался по своей матери, умре, И доныне его кости лежат не погребены (горшок,).

Встречаются в загадках и антитезы. Например:

Следующая загадка

Чтобы понять, что выражается в загадках, приведём несколько примеров. Так как сейчас зима, то и загадки будут про зиму.


или вот ещё одна загадочка:



По примерам мы видим, что в загадках иносказательным образом выражаются различные свойства явлений природы, предметов, но выражаются они метафорично и образно.

К примеру, в последней загадке мы видим такое выражение, как

"едут длинные дощечки",

а ведь лыжи-то как раз длинные дощечки и есть и они едут. О том, что это именно лыжи, мы узнаём из вступления, где говорится о сугробах, и в заключение, где идёт речь о горочках, это создаёт образ, картину.

Чем ярче, лучше метафора, тем легче отгадать загадку.

А так как загадки являются фольклором, народным творчеством, то иносказание - это основной приём для создания загаданного образа.

Конечно же, эпитеты тоже помогают создать образ. Посмотрим на вторую загадку, в коей говорится про снег, а он:

Поскольку загадки есть жанр народный, то в них выражается и восприятие человеком чего-либо. Есть загадки современные.

Но сама загадка родом из древности.

Если сделать небольшой вывод, то можно сказать, что через

  • загадки-иносказание
  • загадки-вопросы
  • загадки-шутки
  • загадки-задачи

выражается стремление человека к познанию себя, иных людей, различных предметов, природы и всего окружающего мира.

Следующая загадка

Загадки являются одним из средств, которые помогают ребенку нормально развиваться, учат умению анализировать и рассуждать. Существуют несколько видов загадок.

1) Описание свойств, признаков.

  • Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный (Арбуз).
  • Красное коромысло над рекой повисло. (Радуга).
  • Четыре ноги, один рог, получился (Носорог).
  • Не огонь,а жжется. (Крапива)
  • Не грамотен, а весь век пишет (Карандаш).
  • Белый, как снег в чести у всех, в рот попал, там и пропал.(Сахар).
  • Само с кулачок, красный бочок. Потрогаешь - гладко, а откусишь - сладко. (Яблоко).

4). Загадки-описания действий.

  • Кланяется, кланяется. Придет домой - растянется. (Топор).
  • Он из веточек, из хвои настоящий дом построит. Без пилы и без гвоздей. Кто же это? (Муравей).


автор вопроса выбрал этот ответ лучшим комментировать в избранное ссылка отблагодарить Zolot­ ynka [528K] 6 месяцев назад

1) Загадки представляют собой вопросы или описания, в которых требуется найти ответ через построение логических цепочек. Часто загадки требуют от слушателя не только умения мыслить, но и воображения и внимания к деталям.

Перечислим признаки загадок:


2) В загадках-противопоставлениях некие признаки(или действия) противопоставляется друг другу:


3) В загадках-сравнениях понятия, соответственно, сравниваются. В приведенных ниже примерах используется отрицательное сравнение:


4) Еще один вид загадок, в которых описывается какое-либо действие:


5) В загадках-вопросах требуется, чтобы слушатель дал конкретный ответ на поставленный вопрос:

Читайте также: