В лес по загадки
Обновлено: 04.11.2024
Силуэты на облаках
Фотографии автораПеред тобой книга, написанная Николаем Ивановичем Сладковым; в неё вошли любимые рассказы и фотографии автора, напечатанные ранее в сборниках: «Смелый фотоохотник» и «Под шапкой невидимкой».
Многое ему досталось трудно. Были опасны: встреча с гюрзой, знакомство с играющим, а потом испугавшимся медведем, фотографирование птичьих гнёзд, примостившихся над бездонными пропастями. Да мало ли что ждёт натуралиста за каждым поворотом узкой тропы, в конце которой раскрывается тайна.
В книге есть и новые рассказы, они публикуются впервые, так же как и фотографии к ним.
Николай Иванович постоянно в пути, постоянно торопится разведать неведомое, увидеть доселе невиданное. А если он дома, то он перелистывает записную книжку, рассматривает фотографии, вспоминает каждый свой шаг в мельчайших подробностях, обобщает, делает выводы. Ведь он такой писатель, который хочет не только, чтобы прочитали его книги, поверили ему, но ещё и сами пошли по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное в природе своими глазами.
Охотники заряжают патроны
Миллионы птиц возвращаются весной на родину. И каждая пичуга спешит. Гуси, бывает, кровяные мозоли под крыльями натирают!
Летят птицы через моря и горы, пробиваются сквозь туман и тучи. Хлещут их неистовые дожди, швыряют свирепые ветры. Днём и ночью рядом с ними холод и голод. А они летят и летят.
Птицы летят, а охотники заряжают патроны. Порох — пыж, дробь — пыж; вот и готов патрон, Ничего не знают о патроне птицы, но кто-то из них будет убит.
Патрон — гусь, патрон — утка, патрон — вальдшнеп. Где-то пока они ещё летят, торопятся в свои леса и болота, а патрон их уже ждёт, и судьба их уже решена.
Летят миллионы птиц. Заряжаются тысячи патронов., Ружья ещё молчат, а птицы уже падают и падают…
Охотник с ружьём выслеживает зверя. Выследил, высмотрел: вот он, зверь! Тут бы и рассмотреть его, Познакомиться с ним поближе. Но гремит выстрел — и встрече конец. Ружьё у охотника не для добрых знакомств!
А будь в руках у него не ружьё, а фотоаппарат, то и не конец был бы встрече, а только начало. Начало самого интересного: знакомства с живым существом.
Вы вдвоём: ты и зверь. Он не видит тебя. Он ведёт себя так, будто тебя и нет.
Шорох листьев. Блики солнца. Всё так, как всегда. Без насторожённых ушей, без страха в потемневших глазах, без оскаленных зубов и вздыбленной шерсти.
Не бери в лес ружьё…
Не бери в лес ружьё
В глубокой древности человек оттолкнул от себя диких зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом — на расстояние руки с палкой, А что ему было делать? Нужно было мясо, чтобы есть, и шкуры, чтоб одеваться.
С тех пор расстояние это растёт и растёт, всё дальше и дальше отодвигает человек от себя всё живое. На дальность броска камнем. На расстояние полёта стрелы.
А вот уж не подпускает к себе и на ружейный выстрел.
Но что-то противится в человеке такому разрыву. Что-то толкает его к сближению.
Страшных хищников больше нет. Шкуры и мясо даёт хозяйство. Зачем же нам враждовать с дикими животными?
Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но всё это, конечно, не то. Клеточный зверь не похож на лесного. В клетке он сам не свой.
Человек идёт в лес. Но в лесу всё живое в ужасе шарахается от него.
Человеку обидно: в этом теперь он уже не виноват, виноваты только охотники., Это они приносят в лес страх. Это они увеличивают разрыв.
Если мы выкинем ружья, расстояние недоверчивости сократится. Оно совсем станет маленьким, если при встрече мы не станем поднимать палку или нагибаться за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. А пока…
Хочешь увидеть — стань невидимым
Лесные жители — особые жители.
Можно жить с ними бок о бок и даже не догадываться об этом. Можно сталкиваться нос к носу — и ничего о них не узнать.
С ними не побудешь с глазу на глаз. И не поговоришь по душам. Они не любят выставлять себя напоказ и не любят чужого глаза. С ними так: хочешь увидеть — сам стань невидим.
Раздобудь себе шапку-невидимку.
Шапку-невидимку я сделал из четырёх палок и куска плотной материи. Не так-то уж это оказалось и трудно! Правда, вышла шапка не сказочной красоты, но зато сказочного свойства — настоящая невидимка.
Вот посмотрите: я тут, а меня и не видно! Это и есть как раз то, что и требуется от шапки. Тебя не видно, а ты видишь всё!
В шапке четыре окошка: вперёд, назад, вправо и влево. Стоит приподнять клапаны-занавески — и смотри на четыре стороны: хочешь на юг, хочешь на север, на запад или восток!
Звери и птицы тебя не видят и вытворяют, что только в головушку им придёт! Играют, дурачатся и дерутся. Поют, танцуют, работают. Моются, чистятся, загорают. Да мало ли что! Они ничего не боятся. Они ведь не видят, что там, под шапкой!
Шапку делай по моде. На какой цвет в твоём месте мода — такую и шапку шей. В пустыне все птицы и звери жёлтое носят — и ты шей шапку под цвет песка. На каменных россыпях пёстрое в моде — и шапку делай из лоскутов. Для леса хороша шапка пятнистая, в поле — зелёная, а на снегу — белая. Даже красную можно надеть — если снимаешь в цветущих маках.
Любой цвет подойдёт, лишь бы по птичье-звериной моде.
Что там, под шапкой?
Под шапкой, конечно, ты: ты ведь не голову прикрываешь ею, а сразу всего себя.
Должен быть под шапкой-невидимкой и пенёк-оборотень. Есть в лесу такие пеньки: — с виду пенёк пеньком, коряжка коряжкой, а повернёшь его так и сяк — он и обернётся тебе, то скамейкой, то креслицем. Это кстати: сидеть под шапкой-невидимкой много удобнее, чем стоять.
Скатерть-самобранку бери из дому: чай в термосе, бутерброд. Конфетку кисленькую — пососать. Время под шапкой тянется долго…
Но главное — не забудь фоторужьё.
И всё, что к нему полагается.
Что полагается к фоторужью?
Запасные кассеты с заряженной плёнкой (а вдруг повезёт — и от птиц и зверей отбоя не будет!).
Перезарядный мешок (а вдруг не повезёт — и пленку «заест»!).
Экспонометр (вдруг погода будет резко меняться: то темно, то светло).
Упор для руки. И ещё, — записную книжку.
Зачем нужна записная книжка?
Шапка-невидимка нужна, чтобы укрыться. Фоторужьё нужно, чтобы снимать.
Понятно, что записная книжка нужна, чтобы в неё записывать.
Что записывают в записную книжку?
Всё. Например, свои мысли. Подумай только: в голову тебе пришла мысль, а её некуда записать. Конечно, понадеешься на память и, конечно, всё позабудешь. И получится так, будто мысль в голову и не приходила. Но согласись: обидно иметь такую голову, в которую никогда не приходят мысли!
А если ты увидел что-нибудь такое, чего раньше никогда не видел? Или узнал, чего раньше не знал? Опять понадеешься на память, и опять память тебя подведёт. И опять случится, будто ты ничего не видел, ничего не слыхал а ничего не узнал. Спрашивается, зачем же ты тогда время терял?
Следующая загадка
Оборудование: репродукции картин о природе известных художников, листья деревьев, картинки грибов, цветов, ягод.
Ведущий: Ребята, вы бывали в лесу? А мох под елкой видели? А росу на траве? А ежика или белку встречали? Слышали, как стучит дятел? Землянику и малину собирали?
Лес - наше богатство. Из деревьев строят дома, делают бревна, доски, мебель, музыкальные инструменты, лекарства и многое другое. Лес рубят на дрова.
Ходят в лес по грибы, по ягоды, по орехи! Пока идешь – загадку найдешь!
Итак, в путь – дорогу, друзья! В летний лес!
Представьте себе, что мы входим в лес. И сразу же над ухом раздается тоненький, пронзительный то ли писк, то ли звон….
Узнали? Правильно. Это летит комар, выставив лапки вперед, как будто хочет тебя поймать. Летит и зудит: «Дзи-и-и». Сел и сразу смолк. Почему? Кто скажет? Да потому, что комары «поют» крыльями. Их крохотные крылышки во время полета бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает тоненький, пронзительный звук. А в местах, где комаров много, звон множества крыльев сливается в высокое протяжное гудение.
Мы комариное пение слышим, а вот слышат ли комары друг друга? Как вы думаете, ребята? А где у них уши? В усах. Ученые долго не могли их найти и, наконец, узнали удивительную вещь. У комаров, мух и пчел усики устроены так, что могут чувствовать звуки. Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усами!
Одну загадку разгадали. А сейчас я предлагаю вам поиграть. Слева команда – и справа команда. Назовем одну команду «Ромашка», а другую «Василек». Жюри будет оценивать ваши ответы: за каждый правильный ответ – жетон.
Задание 1: С чего начинается знакомство с лесом? Конечно, с деревьев. Отгадайте загадки.
В белом сарафане
Стала на поляне.
У меня длинней иголки,
Очень прямо я расту
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит.
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой.
В рот – черную кашку,
Изо рта – костяшку,
А язык – как терка.
Какие деревья растут в наших лесах?
Из какого дерева делают спички?
Какие дрова самые жаркие?
Какое дерево применяют для изготовления лыж?
Задание 2: Вспомните, кто из зверей обитает в лесу.
Если знаете зверей-
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки.
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец!
(Каждой команде прочитывается четверостишие. Задача – дополнить стихотворную строчку так, чтобы получилось верно и в рифму.)
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее…. (лиса)!
- Ребята, что вы знаете про лису? Про лисиц много разных сказок рассказывают. Например, будто они хвостом рыбу ловят. Еще говорят, умеет лисица мертвой притворяться. Лежит, словно неживая, и глазом не моргнет, даже если ее за хвост поднять и положить в мешок. Но вот что правда: бывает, спасаясь от гончих собак или от другой опасности, залезает лиса… на деревья. И не только на полуповаленные, но даже и на прямостоящие ели. Если конечно, ветви растут низко над землей. Лисица тогда прыгает на них и, повиснув на лапах, забирается выше.
Лиса, главным образом, мышками кормится. 50 штук может за один день поймать. Охотится она и на глухаря. Зайца, на рябчиков. В еде неразборчива – чего только не ест! Кузнечиков. Майских жуков, ящериц, улиток. Любит ягоды: чернику, малину.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить – знайте это…(лось)!
Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный…. (еж)!
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан.
Очень грозен был…. (кабан)!
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит… (рысь)!
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь – лесной…(медведь)!
-Что интересного можно сказать о медведе? Говорят: «Неуклюжий, как медведь». Это неправда. Бурый медведь – быстрый, ловкий и очень сильный зверь. Он догонит лося, если нужно взберется на дерево, а если медведя ранить или разозлить, он ударом лапы убьет охотника. Медведь умен. Недаром таежные охотники говорят: «Медведь – как человек, только ружья нет!»
А еще в лесу есть….
По дорожке прыг-прыг.
А носиком тык-тык.
У зайца много врагов: и волки, и лисицы. И хищные птицы. Но не так просто поймать зайца. Не такой уж трус наш зайчишка. Когда на него нападает орел, он ложится на спину и отбивается задними лапами.
На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Волк – сильный зверь. С козой или бараном на спине он может бежать так быстро, что за ним и на хорошем скакуне трудно угнаться. «Волка ноги кормят» - это верно говорят. Бывает, за сутки волк в поисках добычи километров 60 набегает! И не всегда в конце такой гонки его ждет удача. На воле хищнику нелегко добывать себе пропитание. Поэтому волк, если завладеет большой добычей. Ест до отвала, 10 кг мяса за один раз может осилить. Весной волки живут парами – волк и волчица. Волчица рожает 5-7, иногда даже 10 волчат. В это время она никуда не выходит, лежит в логове. Пищу ей приносит волк. Он очень заботливый. Сам не съест. А волчицу накормит.
- Приглашаем от каждой команды по два человека. Во многих пословицах и поговорках упоминаются лесные животные. Некоторых из них мы вспомним. Ваша задача -из двух частей (начала и конца) пословицы правильно составить одну целую.
Сколько волка ни корми,….. …свои песенки поет.
Всякая птичка,…… …он все в лес глядит.
Глупа та птица,… …семерых волков проведет.
Не за то волка бьют, что сер,… …плясать научат.
Заяц уже сед:… …беляк под кустом.
Лиса… …которой гнездо свое не мило.
Волка… …в сырой – мышей.
В сухой год зайцев больше,…. …ноги кормят.
Русак под камнем,… …навидался он бед.
И медведя… …а за то, что овцу съел.
- С ранней весны до поздней осенив лесах цветет много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник. Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние.
1. Названия каких цветов напоминают об именах людей? (Анютины глазки, маргаритки, иван-чай, иван-да-марья.)
- В первой половине лета в только что одевшихся листвой лесах светится желтыми и фиолетовыми огоньками иван-да-марья. Откуда взялось это название? Люди, любуясь эти цветком, сочинили красивую легенду. Пошли в лес по грибы Иван да Марья, но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил собой красавицу Марью. Как только стихла непогода Иван да Марья вернулись домой, а на том месте, где юноша спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищают от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название- иван – да марья.
2. Какие цветы и травы взяли свои имена у зверей и птиц? (лирохвост, кукушкины слезки, гусиный лук, волчье лыко, львиный зев, медвежье ухо, мышиный горошек.)
Среди знакомых вам лесных трав и цветов есть много целебных. Лекарства буквально растут под ногами, нужно только уметь их найти и знать, как ими пользоваться. Есть здесь средство от кашля, от головной боли, больного сердца.
Во врем прогулки вы поранили ногу. Листья какого растения вы приложите к ране? ( Подорожник , мать-и-мачеха, крапива.) А как это нужно сделать?
Какая ягода заменяет лимон? (Черника, земляника, клюква .) Почему? (клюква содержит лимонную кислоту.)
Какой цветок уничтожает бородавки? (Полынь, чистотел, череда.)
Из какого растения готовят отвар от кашля? ( Мать- и- мачеха , колокольчик, ромашка.)
Какую траву любят кошки? (Ромашка, василек , валериана . )
Какие грибы лечат? ( Мухомор , рыжик, чага .) Как? (Мухомор входит в состав настойки, с помощью которой лечат ревматизм, суставы. Гриб чага используется при головных болях, и заваривают и пьют как тонизирующий чай.)
КРОССВОРД «ЛЕТНИЕ ЦВЕТЫ».
На плакате нарисована ромашка с 8 пронумерованными лепестками и расчерченными ячейками. Нужно заполнить соответствующие лепестки названиями цветов.
Звать его нам нечего,
Он и так придет.
Что в хлебе родится
А на еду не годится?
Стоят в поле сестрички-
Желтый глазок, белые реснички.
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя.
С мелкими гвоздями.
На зеленом шнурочке
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит.
Дети называют эти цветы кашкой и различают их лишь по цвету: красная кашка, белая, розовая. Раз кашка – варят кашку куклам: нарвут головок белого или красного цвета – вот и готова каша. Взрослые рвут кашку для кроликов. Узнали это растение? Где оно растет? (Клевер, растет на лугах.)
- Летний лес – это обилие вкусных, ароматных лесных ягод. Каких? Давайте вспомним.
- На доске вы видите лукошко, которое нужно заполнить грибами. Отгадайте загадки и наполните корзинку.
1. Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
А сапожки – с глинкой.
2. Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек –
В шляпках разноцветных
Собирай, не мешкай!
3. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
В жажде муха-лакомка,
Пей из родничка.
В нем вода живая-
Вот какое лукошко у нас получилось!
Какие грибы появляются первыми? (Лисички, сморчки, опята.)
Какой гриб лето кончает? (Боровик, белый груздь , осенний опенок.)
Какие птицы едят грибы? (Синицы, вороны, глухари .)
А знаете ли вы, что:
- белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов;
- быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик – по 4-5 см. в сутки;
- каждый год на один гектар леса падает свыше 2 т хвои, листьев, веток, шишек и коры. Все это перерабатывают грибы трутовики.
- во время ВОВ, когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовики; эти грибы успешно заменяли вату.
_ Ребята, кто из вас любит собирать грибы? Самое время вспомнить правила сбора грибов.
Не разрывать мох, не разрушать грибницу.
Гриб срезать ножом или выкручивать.
Ямку засыпать землей или прикрыть мхом.
Не собирать незнакомые и старые грибы, не трогать ядовитые.
- Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу.
Есть люди, которые любят для костра молодые деревья, ломают кусты, оставляют разбитые бутылки, банки, засоряют лесные полянки, а самое страшное – неумело разводят костер, что может привести к пожару. Известно, что 90 из 100 пожаров возникает по вине человека. Страшное зрелище – лесной пожар. Гибнут деревья и травы, животные не всегда успевают спастись и гибнут в море огня. После пожара в лесу остается гарь – мертвый лес, повсюду черная земля и бурые лужи. Гарь не рубят и она стоит, пока деревья не свалятся сами. На месте пожара трава не растет больше 3 лет.
Знаете, почему нельзя жечь сухую траву? Некоторые считают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают, от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом гибнет масса насекомых.
_ Ребята, вы знаете, как надо вести себя в лесу?
Правила поведения в лесу:
Не оставлять мусор в лесу, а вырыть ямку, собрать мусор и закопать его.
Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку.)
Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
- Сегодня мы с вами совершили путешествие в лес. Убедились еще раз в том, что в лесу нас на каждом шагу подстерегают загадки. Некоторые из загадок мы разгадали. А сколько удивительного и загадочного еще осталось! Ответить на все ваши вопросы вам помогут ответить экскурсии в лес, (только со взрослыми) и, конечно, книги!
Следующая загадка
Развитие у детей интереса к творчеству Н. И. Сладкова.
Закрепление знаний детей рассказов Н. И. Сладкова.
Предварительная подготовка:
Будущие участники игры-путешествия получают задание прочитать любые рассказы о природе Н. И. Сладкова.
Библиотекарь заранее готовит карточки: одну с изображением животных и другую - места их обитания по количеству участников мероприятия.
Выставка-подборка книг Н. И. Сладкова «Тайны зелёного леса».
Викторина по произведению Н. И. Сладкова «Сказки-загадки Николая Сладкова».
Компьютерная презентация - видеоряд «В лес по загадки».
Мультфильм «Мальчик и лягушонок» (по рассказу Н. Сладкова).
Песня «Когда мои друзья со мной»
ХОД
МЕРОПРИЯТИЯ:
«Природа – это
увлекательнейшая книга.
Только начни её читать,
не оторвёшься».
Н. Сладков
- Ребята, писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу, другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных. Таких писателей называют натуралистами. Сегодня мы познакомимся с натуралистом Николаем Сладковым. С помощью его книг мы отправимся в удивительный мир животных.
(Видеозаставка из телепрограммы «В мире животных» (открываются ворота Московского зоопарка).
Ответы детей (спички для костра, вода, бутерброды, рюкзачок, панамка, и др.)
- Чтобы всё разузнать о писателе, нам предстоит найти в лесу его сторожку , которая называется «Шапка-невидимка».
- Потом мы остановимся передохнуть у огромного лесного муравейника, где нас ждёт викторина «Отгадай, какие это животные?», узнаем, какие бывают следы на снегу и отгадаем, чьи это следы, затем отдохнем на привале «Лесные домишки» и последний пункт нашего путешествия – это блиц-турнир «Сказки-загадки Николая Сладкова»
- Ну, что, отправляемся в лес?!
Звучит 1 куплет песни «Когда мои друзья со мной».
- Вот мы и у лесной сторожки «Шапка-невидимка». Какие же тайны писателя мы с вами здесь узнаем?
- Николай Иванович Сладков писал рассказы о природе, о её загадках, о животных. Более 60 книг написал Сладков (показывает с выставки книги «Лесные тайнички», «Под шапкой - невидимкой», «Под каменным небом», «В подводном лесу», «Белые тигры»)
- Итак, кто же он, лесной писатель Николай Иванович Сладков?
«Семья и детские годы»
- Николай Иванович Сладков родился в Москве 5 января 1920 года. Вскоре после его рождения семья Сладковых переехала в г. Ленинград (сейчас г. Санкт – Петербург), где они прожили 5 лет. Первые встречи мальчика с природой происходили в небольших городских сквериках. В Ленинграде Сладков впервые посетил зоопарк и Зоологический музей. Самое сильное впечатление из детства, которое запомнил писатель, это шум леса.
- Отец будущего писателя, Иван Николаевич Сладков, работал токарем – металлистом. Родители Николая не мешали сыну заниматься его любимым делом. Отец покупал сыну книги о природе, а самым большим событием в жизни Николая стала покупка фотоаппарата. А когда ему исполнилось 15 лет, отец подарил ему ружьё. В своём дневнике Николай написал: «Теперь у меня есть всё: ружьё для добычи, фотоаппарат для съёмки, бинокль для наблюдений, альбом и краски для зарисовок, тетрадь для записей».
- Мама, Анастасия Фёдоровна Сладкова, была обыкновенной домохозяйкой, занималась воспитанием троих детей. Семья Сладковых жила очень скромно. Из детских воспоминаний Николая: «Маму я всегда вспоминаю озабоченной: во что нас одеть, чем накормить, как выучить. На долю родителей выпали самые тяжёлые годы и только лад в семье давал им силы и оптимизм.
- Николай Сладков с детства вёл дневник наблюдений. Туда он записывал всё, что ему казалось интересным. Сначала это были короткие записи: «Увидел трёх дроздов», «Увидел тетерева с выводком», а со временем записи стали длиннее. Увлечение жителями леса – птицами – привело Сладкова-школьника в кружок юных натуралистов при Зоологическом музее Академии наук. Здесь он получил начальные знания орнитолога и приобрел навыки натуралиста – исследователя родного края. Уже в эти ранние годы он почувствовал желание делиться своими открытиями с товарищами – и начал писать рассказы. В этом кружке и произошло его знакомство с писателем-натуралистом Виталием Валентиновичем Бианки, который стал ему учителем и другом. Они вместе много лет готовили радиопередачу «Вести из леса», в которой отвечали на многочисленные письма слушателей.
«Сладков - гидрограф»
- После окончания школы Н. Сладков стал студентом Гидрографического института. Профессия, которой он обучался – гидрограф. Гидрографы исследуют дно рек, морей, океанов.
Сладков – венный – топограф
Учёба в институте Сладкову нравилась, но 22 июня 1941 года её прервала Великая Отечественная война. Осенью 1942 года Николай Сладков окончил Военно-топографическое училище и, получив военную специальность – офицер-топограф и звание лейтенанта, был отправлен на Закавказский фронт.
«Писатель Сладков»
- После войны Николай Иванович полностью посвятил себя писательской профессии. В 1953 году вышла первая книга Николая Сладкова «Серебряный хвост».
Книги Сладкова
- За ней вышли книги «Птенцы-хитрецы», «Воробьишкина весна», «Волшебные пёрышки», «Краешком глаза», «Планета чудес» и другие.
- В книге «Планета чудес» много рассказов о чудесах природы – о поющей улитке, птичьем молоке, цветах, растущих под землёй, о человеке «в брюхе кита».
Экологические энциклопедии
- Николай Сладков в своих книгах старался заинтересовать читателей тайнами природы и обратить внимание на её красоту. Он хотел научить людей бережно к ней относиться. Его книги «Подводная газета», за которую он получил Государственную премию имени Н. К. Крупской, «Земля солнечного огня» (книга о пустыне) и «Земля над облаками»(о жизни в горах), «Миомбо» (об Африке), «Белые тигры»(об Индии) – это экологические энциклопедии.
«Не бери в лес ружьё»
- Писатель много путешествовал, был в Африке, Индии. Из каждой поездки он привозил толстые блокноты с записками, фотографиями, с записями голосов природы. От охоты с ружьём он отказался – сменив патроны на фотоплёнку. Н.И. Сладков писал Н: «Мои книги – это плоды моих увлечений. Увлечение фотоохотой породило книги «Смелый фотоохотник», «Под шапкой-невидимкой», «Тридцать шесть радостей».
«Ходить в лес, как ходить в гости: не корысти ради, а ради общения»
- Записная книжка – это «машина времени…». Листать её надо от конца к началу. Снова встречаешься с птицами, зверями и насекомыми. Сравнивай, вглядывайся, прикидывай, думай, радуйся и умней – писал в своей записной книжке Н. Сладков. Всю жизнь Н. И. Сладков был защитником природы. Об этом его книги «Лесные шорохи», «За пером синей птицы», «Под каменным небом». А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм «Мальчик и лягушонок», который также учит бережно относиться к живой природе.
(Демонстрируется мультфильм «Мальчик и лягушонок»)
- Вот мы с вами и покинули лесную сторожку писателя-охотника. И отправляемся на станцию «Лесной муравейник». Но по дороге мы должны отгадать деревья, которые встретятся у нас на пути.
«Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем!»
1.Назови самое любимое, родное для каждого русского человека дерево. (береза)
2. У какого дерева вместо листьев хвоинки; но не колючие, а мягкие; на зиму они опадают. (лиственница)
3. Любимое место этого дерева: берег реки или озера. Она так и тянется к воде, склоняя свои длинные ветки. Как оно называется? (ива)
4. В сенокос горька, а в мороз – сладка. Что за ягодка? (рябина)
5. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают, шкуру тонкую сдирают. (липа)
А вот и наш «Лесной муравейник».
Здесь нас ждет викторина «Отгадай животное по описанию Н. Сладкова»
Отгадай животного
- А сейчас мы с вами немного поиграем в игру «Отгадай, какие это животные?» Я буду давать вам описание лесного животного, а вы будете угадывать, кто это.
Весит больше 100 кг, прекрасно лазает по деревьям, имеет острый слух, питается травой, орехами, ягодами, мясом животных, а в конце осени и до марта месяца у него зимний сон. ( МЕДВЕДЬ )
Эта птица чёрно-белого окраса, не боится людей, любит таскать куриные и голубиные яйца и поэтому получила прозвище «воровка». ( СОРОКА )
Это крупная лесная кошка, мех у неё густой, мягкий, пушистый, а на концах ушей чёрные кисточки. ( РЫСЬ )
Этот зверь хищник, он передвигается шагом, идёт след в след. Если идёт стая этих животных, то каждый ступает в след предыдущего и поэтому нельзя определить сразу число прошедших животных. ( ВОЛК )
Это очень осторожное животное, зимой оно меняет окрас, становится белым, шерсть у него густая. ( ЗАЯЦ )
Отгадай птицу
1. Какая птичка подо льдом песенки поет? ( оляпка)
2. Какие птицы выводят зимой птенцов? (клесты)
3. - Ты откуда, ты откуда, прилетел к нам, красногрудый?
- Облетел я всю Сибирь.
- Как зовут тебя? (снегирь)
4 . У неё глаза большие, хищный клюв – всегда крючком.
По ночам она летает, спит на дереве лишь днем. (сова)
- Ребята, а теперь мы отправляемся дальше. Посмотрите, какие бывают следы на снегу. У Н.Сладкова есть книга В лес по загадки», в которой он описывает разные следы. Давайте попробуем отгадай, кто мог оставить такой след.
1. Непонятный какой-то след, чёрточки-метки сбоку. Словно кто-то нарочно метил свои следы, чтобы не спутать, не заблудиться. Как мальчик с пальчик!
(ТЯЖЁЛАЯ МЫШЬ Повезло этой ласке — поймала мышь! Скорей куда-нибудь спрятаться: под пень, под колоду, в подснежный туннельчик лазоревый. Скорей с чужих глаз долой! Скачет ласка, а мышь мешает — тяжёлая! Метит тяжёлым тельцем свой последний путь. )
2. Курица, что ли, бежала и саночки за собою везла? Но с каких это пор курицы в саночки запряжены?
(КОСАЧ В УПРЯЖКЕ Петух лесной — а совсем не курица! — «саночки» по снегу вёз. Весна ещё ранняя, а косачам уже петь охота. Слетят с деревьев на снег и давай друг перед другом петушиться. По снегу бегают, бороздят снег тугими жёсткими крыльями. А все потом удивляются: кто это косачей в саночки запрягал?)
3. Ямки в снегу — ОТКУДА? Если собака копала — так собачьих следов не видно. Если комья снега упали — так деревьев над ямками нет. А ямки есть.
(СПАЛЬНИ В СНЕГУ Лесные «курочки» — куропатки, рябчики, тетерева, глухари,— спят зимой под снегом, как под пуховым одеялом. Ветер не продувает, мороз не морозит. И никто не видит. Плюхнутся с вечера в снег, зароются с головой и спят без забот. Утром выглянут — нет ли кого поблизости? — и разлетятся. А ямки-спальни останутся. )
4. Следы обычные, птичьи, но по сторонам непонятные какие-то «веера». Видно, не просто птица по снегу шла, а что-то такое делала.
(ГЛУХАРИНЫЕ ВЕЕРА Глухарь по снегу идёт и токует: семенит ногами — танцует, голову запрокидывает и шею вытягивает всё выше и выше — поёт. А приспущенными крыльями снег бороздит, расставляя крылья всё шире и шире. Как самозабвенный певец, который, кончая песню, широко разводит руками. )
Привал «Лесные домишки»
-Вы, наверное, очень устали. Мы подошли с вами к лесной опушке и на ней мы сделаем привал. В своих книжках Сладков очень много рассказывает о лесных обитателя и о том, где и как они живут. Сейчас нам с вами предстоит угадать, кто живет в этих домиках. (Заяц, белочка, медведь, ласточка-береговушка, ёжик, аист)
-И последний пункт нашего путешествия - «Блиц- турнир»
1. Когда медведь бывает сытым? (Никогда, он всё время ест)
2. Как спит летучая мышь? (Висит вниз головой)
3. Почему зайцу не нужны лисьи зубы, волчьи ноги да рысьи когти? (Так как душа у него заячья, он всего боится)
4. Филин – хищная птица. Кого он может проглотить? (Всех: и крота, и зайчонка и даже ежа)
5. Кого хотели повернуть на другой бок лесные жители, чтобы быстрее наступило лето? (медведя)
6. Почему зайцу горькая осина вкусной кажется? (Так как он голодный)
7. Почему, по мнению лисы, колючки ежу не к лицу? (С ними он несъедобный)
8. Чего боится мышка-трусишка? (Тихого шороха) Почему? (Это означает, что крадётся кошка или лиса)
9. Почему одуванчик во время дождя кричит то «Ура», то «Караул»? (Корни у него рады дождю, так как пить хотят, а цветок боится, что пыльца испортится)
10. Добрый мальчуган в рассказах Сладкова «Недолго думая» (Жалейкин)
11. Какая птичка ловко притворилась мертвой? (синичка)
12. Кто стал добычей белого медведя в рассказе «Полярной ночью»? (нерпа)
13. Какая птица смогла зимой вернуть лето? (сорока)
14. Как звали черную птицу в рассказе «Лесные оборотни» ( вальдшнеп)
15. Какая птица может повторять голоса людей и других птиц? (скворец)
16. Какая птица устроила гнездо в почтовом ящике? (трясогузка)
Подведение итогов викторины
-- Вот мы с вами и открыли лесные тайнички писателя Николая Ивановича Сладкова. А его главная тайна – это его огромная любовь к русской природе и ко всему живому. Все вы молодцы! А наше путешествие в лесной край закончилось. Какие же тайны Николая Сладкова вы сегодня узнали?
(ответы детей)
- Кроме Н. Сладкова в нашей стране очень много писателей-натуралистов. Это Чарушин Е., Чаплина В., Снегирев Г., Сладков Н., Скребицкий Г., Пришвин М., Бианки В. Произведения этих замечательных писателей позволят вам познакомиться с родной природой, побольше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относится к родной природе, любить и охранять всё живое.
Следующая загадка
Расширить знания о лесной природе (растения, животные,грибы,ягоды). Развивать у детей смекалку,находчивость. Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, заботливое - к природе, родному краю.
Просмотр содержимого документа
«В лес по загадки»
В лес по загадки
Лес – это наше богатство. Из деревьев строят дома, делают бревна, доски, фанеру, бумагу, мебель, музыкальные инструменты, ложки, карандаши, лекарства, спички. Лес рубят на дрова.
Итак, в путь – дорогу, друзья!
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в сентябре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
Представьте себе, что мы входим в лес. И сразу же над ухом раздается тоненький, пронзительный то ли писк, то ли звон… Узнали? Правильно. Это летит комар, выставив ноги вперед, как будто хочет тебя поймать. Летит и зудит :Дзи-и-и». Сел – и сразу смолк. Почему? Да потому, что комары «поют» крыльями. Их крохотные крылышки во время полета бьют по воздуху так быстро, что воздух начинает дрожать и возникает тоненький, пронзительный звук. А в местах, где комаров много, звон множества крыльев сливается в высокое, протяжное гудение. Мы комариное пение слышим, а вот слышат ли комары друг друга? Как вы думаете, ребята? А где у них уши? В усах. Ученые долго не могли найти и, наконец, узнали удивительную вещь. У комаров, мух и пчел усики устроены так, что могут чувствовать звуки. Значит, эти насекомые слушают свои песни не ушами, а усами!
Летом цветет,
В рот - черную кашку
Зимой греет,
Изо рта – костяшку,
На небе – корка,
Настанет весна –
А язык – как тёрка.
Потечет слеза.
Что за дерево стоит-
Ветра нет, а лист дрожит.
Белые овечки
Бегают по свечке.
Сучки – рогатые,
Стоит петух над водой –
Плоды – крылатые,
С красной бородой,
А лист - ладошкой
Кто ни идет-
С длинной ножкой.
За бороду возьмет.
Какие деревья растут в наших лесах?
Из какого дерева делают спички?
Какие дрова самые жаркие?
Какое дерево применяют для изготовления лыж?
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге.
Коль такого довелось
Встретить – знайте, это …
4.Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит …
6.На овчарку он похож:
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
5.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь,
Этот зверь – лесной…
2. Он, как елка, весь в иголках,
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живет, но вхож
И в сады отважный…
3. Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Не спугнул и мой Полкан.
Очень грозен был …
Сколько волка ни корми,… … свои песенки .
Всякая птичка… … он все в лес глядит.
Глупа та птица,… … семерых волков проведет.
Не за то волка бьют, что сер,… … плясать научат.
Заяц уже сед:… … беляк под кустом.
Лиса… … которой гнездо свое не мило.
Волка… … в сырой – мышей.
В сухой год зайцев больше,… … ноги кормят.
Русак под камнем,… … навидался он бед.
И медведя… … а за то, что овцу съел.
1.Под шатром ветвистой ели
3. Мама - белка для детишек
Собрала десяток шишек.
Белка сделала качели.
Сразу всё не отдала,
И на белкины качели
Собрались лесные звери:
По одной всего дала:
Старшему – еловую,
Двадцать зайцев, семь куниц,
Восемь рыженьких лисиц,
Среднему – сосновую,
Младшему – кедровую.
Шесть ежей и пять зайчат –
Сколько шишек осталось у мамы – белки?
На качели все спешат.
Вы, ребята, не зевайте,
4. Лисица учила своих малышей
Всех зверей пересчитайте.
Ловить под кустами проворных мышей.
Мыши услышали злую лису -
И спрятались все под ёлкой в лесу.
2. На деревьях грибы сохли,
Ну а в дождь, конечно, мокли:
Мышек же было всего только пять,
У каждой мамаши - по девять мышат.
Сорок желтеньких маслят,
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Восемь тоненьких опят
Да три рыжие лисички –
Тихо под елью ветвистой сидят?
Вы, Ребята, не молчите –
Сколько всех грибов, скажите!
Названия каких цветов напоминают об именах людей?
Какие цветы и травы взяли свои имена у зверей и птиц?
Летний лес – это обилие вкусных, ароматных лесных ягод. Каких? Вспомнить их нам поможет кроссворд.
Читайте также: