Удивительная космонавтика маленькие рассказы о тайнах загадках и открытиях на пути в большой космос
Обновлено: 04.11.2024
До сих пор помню, какое возбуждение царило в 1957 году когда Советский Союз запустил первые искусственные спутники и сумел подвесить здесь, за пределами атмосферы, несколько фунтов приборов. Конечно, я тогда был ребенком, но, как и все, вечером спешил на улицу, старался высмотреть крохотные светила, которые мелькали в сумеречных небесах над моей головой, на высоте сотен миль. Странно, как подумаешь, что некоторые из них летают до сих пор, но теперь они подо мной, и чтобы увидеть их, надо смотреть вниз, на Землю…
Артур Кларк. По ту сторону небаПредлагаемая книга является увлекательным и познавательным путешествием по дорогам, ведущим в космос. Исходя из мозаики тем, автор предлагает читателю калейдоскоп «маленьких рассказов о большом космосе». При этом хотелось бы, чтобы наши современники, и в первую очередь молодежь, почувствовали забытую романтику научного поиска и восхищение неизведанным. В свое время об этом прекрасно сказал замечательный ученый-популяризатор Карл Саган: «Космос – это все, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет. Одно созерцание Космоса потрясает: дрожь бежит по спине, перехватывает горло, и появляется чувство, слабое, как смутное воспоминание, будто падаешь с высоты. Мы сознаем, что прикасаемся к величайшей из тайн».
По мысли Сагана, размеры и возраст космоса лежат за пределами нормального человеческого понимания, и наш крошечный солнечный дом затерян где-то между космической вечностью и безмерностью пространства.
И все же, даже перед лицом космоса, история космонавтики впечатляет. Ведь за какие-то полстолетия человечество прошло поразительный путь от спутника с радиопередатчиком до внушительных орбитальных станций и межпланетных зондов. За последние несколько тысячелетий мы сделали множество удивительных и неожиданных открытий, касающихся устройства космоса и нашего места в нем, открытий, осмыслять которые так увлекательно. Они напоминают нам, что человек рожден удивляться, что постижение есть радость и наше будущее зависит от того, насколько хорошо мы будем знать окружающие нас просторы Вселенной, которые предстоит бороздить кораблям землян.
Современная наука для объяснения всего нового широко применяет «Бритву Оккама». По этому принципу все лишнее должно быть логически отсечено. Остаются лишь представления, минимально меняющие наше мировоззрение. И лишь во время научных революций «Бритва Оккама» отходит на второй план. Тогда рождаются совершенно новые теории – вспомним, например, появление гелиоцентрической системы Н. Коперника, квантовой механики, теории относительности. Все эти события сопровождались яростной борьбой со сторонниками классических взглядов. И неудивительно, ведь требуется переписать многие монографии и учебники. Целые направления исследований, основанные на прежней теории, устаревают. Все следствия новой теории должны быть внимательно прослежены, начиная с основ.
Теория вырастает из гипотезы, а «необычные» гипотезы требуют необычных доказательств. Поэтому начало очередного «прорыва» на пути познания иногда выглядит как появление одиозной гипотезы, основанной на фактах, которые не принято обсуждать среди «серьезных» ученых. Чтобы не упустить столь важный момент, надо более терпимо относиться к «необычным идеям», отказаться от их дискриминации по принципу Оккама и проверять «на равных» с более привычными гипотезами. Именно с этих позиций и следует рассматривать книгу, которая перед вами.
Аннотация к книге "Удивительная космонавтика. Маленькие рассказы о тайнах, загадках и открытиях на пути в большой косм"
В книге рассказывается о малоизвестных страницах покорения космоса. Приводится антология таинственных случаев в истории космонавтики. Обсуждаются интересные научные гипотезы и факты. Рассматриваются мифы и легенды, возникшие вокруг космических экспедиций. Обсуждаются перспективы дальнейшего освоения Солнечной системы и полетов к звездам.
1 акция по этому товару сегодня Осталось: 0 2 дня 0 2 часа 25 %
До 23:59 07 октября
Скидка 25% по акции «Скидка на самые полезные книги»
в рейтинге жанра « Воздушный транспорт » в октябре 2021
Иллюстрации к книге Олег Фейгин - Удивительная космонавтика. Маленькие рассказы о тайнах, загадках и открытиях на пути в большой косм.
Рецензии на книгу «Удивительная космонавтика. Маленькие рассказы о тайнах, загадках и открытиях на пути в большой косм.»
- Покупатели
Вы можете стать одним из первых, кто напишет рецензию на эту книгу, и получить бонус — до 15 рублей на баланс в Лабиринте! Или оставьте заявку, чтобы кто-то другой написал ее скорее.
Написать рецензию Оставить заявку Уже заявок: 2 шт.
Следующая загадка
Удивительная космонавтика. Маленькие рассказы о тайнах, загадках и открытиях на пути в большой космос
До сих пор помню, какое возбуждение царило в 1957 году когда Советский Союз запустил первые искусственные спутники и сумел подвесить здесь, за пределами атмосферы, несколько фунтов приборов. Конечно, я тогда был ребенком, но, как и все, вечером спешил на улицу, старался высмотреть крохотные светила, которые мелькали в сумеречных небесах над моей головой, на высоте сотен миль. Странно, как подумаешь, что некоторые из них летают до сих пор, но теперь они подо мной, и чтобы увидеть их, надо смотреть вниз, на Землю…
Артур Кларк. По ту сторону небаПредлагаемая книга является увлекательным и познавательным путешествием по дорогам, ведущим в космос. Исходя из мозаики тем, автор предлагает читателю калейдоскоп «маленьких рассказов о большом космосе». При этом хотелось бы, чтобы наши современники, и в первую очередь молодежь, почувствовали забытую романтику научного поиска и восхищение неизведанным. В свое время об этом прекрасно сказал замечательный ученый-популяризатор Карл Саган: «Космос – это все, что есть, что когда-либо было и когда-нибудь будет. Одно созерцание Космоса потрясает: дрожь бежит по спине, перехватывает горло, и появляется чувство, слабое, как смутное воспоминание, будто падаешь с высоты. Мы сознаем, что прикасаемся к величайшей из тайн».
По мысли Сагана, размеры и возраст космоса лежат за пределами нормального человеческого понимания, и наш крошечный солнечный дом затерян где-то между космической вечностью и безмерностью пространства.
И все же, даже перед лицом космоса, история космонавтики впечатляет. Ведь за какие-то полстолетия человечество прошло поразительный путь от спутника с радиопередатчиком до внушительных орбитальных станций и межпланетных зондов. За последние несколько тысячелетий мы сделали множество удивительных и неожиданных открытий, касающихся устройства космоса и нашего места в нем, открытий, осмыслять которые так увлекательно. Они напоминают нам, что человек рожден удивляться, что постижение есть радость и наше будущее зависит от того, насколько хорошо мы будем знать окружающие нас просторы Вселенной, которые предстоит бороздить кораблям землян.
Современная наука для объяснения всего нового широко применяет «Бритву Оккама». По этому принципу все лишнее должно быть логически отсечено. Остаются лишь представления, минимально меняющие наше мировоззрение. И лишь во время научных революций «Бритва Оккама» отходит на второй план. Тогда рождаются совершенно новые теории – вспомним, например, появление гелиоцентрической системы Н. Коперника, квантовой механики, теории относительности. Все эти события сопровождались яростной борьбой со сторонниками классических взглядов. И неудивительно, ведь требуется переписать многие монографии и учебники. Целые направления исследований, основанные на прежней теории, устаревают. Все следствия новой теории должны быть внимательно прослежены, начиная с основ.
Теория вырастает из гипотезы, а «необычные» гипотезы требуют необычных доказательств. Поэтому начало очередного «прорыва» на пути познания иногда выглядит как появление одиозной гипотезы, основанной на фактах, которые не принято обсуждать среди «серьезных» ученых. Чтобы не упустить столь важный момент, надо более терпимо относиться к «необычным идеям», отказаться от их дискриминации по принципу Оккама и проверять «на равных» с более привычными гипотезами. Именно с этих позиций и следует рассматривать книгу, которая перед вами.
Освоение космического пространства, как это ни прискорбно признать, началось с нацистской разработки ракет дальнего радиуса действия, Фау-2. Это печально известное своими разрушениями Лондона и Антверпена детище Вернера фон Брауна первым пересекло нижнюю границу земной атмосферы и, поднявшись на высоту 120–160 километров, вышло в космос. После войны, в результате действий миссии «Алсос» и операции «Скрепка», многие ракетчики Брауна оказались в США, где занялись разработкой межконтинентальных баллистических ракет, способных нести ядерные заряды….
Наследие фон Брауна
Уже в 1946 году команда Брауна начала изучать свойства верхних слоев атмосферы для будущего «космического плацдарма». Оттуда продолжатели дела нацистского конструктора планировали бомбардировать советские города. Для этого американцы модифицировали «Фау-2». Именно с помощью подобного ракетного оружия Браун в конце войны планировал нанести удар по Нью-Йорку с оккупированного западного побережья Франции.
В начале 1947 года была разработана новая спускаемая капсула, заменившая боеголовку ракеты. Там разместили научную аппаратуру, а также контейнеры с насекомыми, мелкими животными и растениями. Любопытно, что секретные материалы ФБР, добытые хакерами, содержат прямые упоминания инцидента с одним из спускаемых аппаратов Брауна, содержавшего несколько обезьян в экспериментальных высотных скафандрах. Летом 1947 года один из таких «метеозондов», как именовали эти аппараты ВВС, попал в грозу и потерпел крушение вблизи городка Розуэлл на Среднем Западе. Обломки капсулы с невезучими обезьянами-астронавтами (как-никак, а они, возможно, побывали в космосе) обнаружили местные фермеры, среди которых попался и любитель научной фантастики. Так родилась одна из самых знаменитых городских легенд о крушении «тарелочки с серо-зелеными человечками», превратившая Розуэлл в Мекку уфологов….
Между тем команда Брауна настойчиво «карабкалась в небо» и в феврале 1949 года «добралась» до рекордной высоты 390 км, выйдя в космос. Так, у ученых возникла идея вывести несколько контейнеров с аппаратурой на околоземную орбиту, сделав их искусственными сателлитами, вроде Луны. Браун с большим энтузиазмом взялся за решение этой проблемы, но, несмотря на шумную пропаганду «освоения космического пространства», в США так и не нашлось нескольких сотен тысяч долларов на подобный научный проект, не суливший барышей заокеанским толстосумам.
Наконец Браун всё же получил возможность создания ракеты-носителя для спутника, благодаря косвенному участию в проекте «Атлас» и разработке легкой экспериментальной многоступенчатой ракеты «Юпитер-С» с дальностью полета до 5300 км. Первой ступенью этой ракеты являлась сделанная Брауном ракета «Редстоун». В двухступенчатом варианте она могла бы вывести на орбиту семикилограммовый контейнер.
Однако тут команду Брауна загрузили серьезным делом – проектом стратегической ракеты «Юпитер», так что все работы по спутниковой системе оказались законсервированными. Взамен ее появился проект ВМФ США «Авангард», базировавшийся на ракетоносителе «Викинг». Руководство ВМФ придало проекту патриотическую окраску, и это заинтересовало президента Эйзенхауэра.
На очередной пресс-конференции он самонадеянно пообещал, что в течение международного геофизического года с июля 1957 г. по декабрь 1958 г. Земля получит от его страны искусственный спутник, который продемонстрирует всему миру высокий уровень американской технологии.
Рис. 1. Контейнер первого ИСЗ
Мечты Главного конструктора
В нашу страну с военными трофеями также попало несколько экземпляров Фау-2. На ее основе главный советский ракетостроитель С. П. Королев создал в 1949 году ракету «Р-1». На ней на стокилометровые высоты запускались приборы Геофизического института Академии наук. Сергей Павлович не скрывал своей идеи создать многоступенчатую ракету для орбитальных полетов, но предложить ее не мог, ведь разработка боевых ракет в его конструкторском бюро шла очень трудно и с большим отставанием от графика.
Мечты Главного конструктора
В нашу страну с военными трофеями также попало несколько экземпляров Фау-2. На ее основе главный советский ракетостроитель С. П. Королев создал в 1949 году ракету «Р-1». На ней на стокилометровые высоты запускались приборы Геофизического института Академии наук. Сергей Павлович не скрывал своей идеи создать многоступенчатую ракету для орбитальных полетов, но предложить ее не мог, ведь разработка боевых ракет в его конструкторском бюро шла очень трудно и с большим отставанием от графика.
Одержимый мечтой выхода в космос, Королев обратился за помощью к своему давнему знакомому Михаилу Клавдиевичу Тихонравову, вхожему в высшие эшелоны власти. Тот информировал ряд влиятельных лиц о том, что делал в этом направлении Браун. Сам Королев в это время убеждал верхушку Академии наук. Так данный проект за подписью Президента Академии наук Александра Николаевича Несмеянова поступил в Совмин и ЦК.
Сложность заключалась в том, что Минобороны не хотело, чтобы коллектив Королева отвлекался от проектирования межконтинентальной ракеты Р-7. Однако академик Несмеянов умел быть убедительным, и военные вынуждены были согласиться. Так возникла «спутниковая комиссия», возглавляемая академиком М. В. Келдышем.
Уже на первом заседании комиссии Королеву стало ясно, что он не сможет создать новый ракетоноситель для спутника. Выход был один – как-то привлечь к освоению космоса сверхсекретное изделие Р-7. Так началась проработка «гражданского» варианта боевой ракеты. Исходя из этого, Королев вышел с предложением создания в 1958 г. усовершенствованной ракеты Р-7А с дальностью полета 12000 км и массой головной части в три тонны (в два с лишним раза большей, чем у «Атласа»). При этом в 1957 г. испытания новой машины начнутся с пуска модифицированной ракеты Р-7 со спутником массой 1,6 т. Он убедил Минобороны, что для испытателей, контролирующих работоспособность систем ракеты, а также для стартовой команды, такой пуск вообще ничем не будет отличаться от пуска боевой машины.
Это предложение было принято с оговоркой – проведение запуска спутника произойдет только после двух подряд успешных полетов по боевой расчетной траектории. В результате, в январе 1956 г. Совмин принял постановление о разработке неориентированного искусственного спутника Земли с научной аппаратурой для исследования космической среды и запуске его в 1957 г.
Опираясь на него, представитель СССР в международной комиссии по проведению Международного геофизического года заявил осенью, что советские ученые и инженеры намерены внести определяющий вклад в изучение космического пространства путем выведения на орбиту научного спутника. Однако к концу года стало очевидным, что сроки создания научной аппаратуры нереальны.
Тогда Королев предложил в кратчайшие сроки оснастить спутник лишь радиопередатчиком, сигнал которого подтверждал бы факт его нахождения на орбите. Мотивировал он это тем, что, по отрывочным сведениям печати США, Браун готовится в ближайшие месяцы запустить искусственный спутник Земли, любой ценой добиваясь приоритета.
В этой обстановке гонки приоритетов Королев получил «добро» на изготовление простейшего, но массивного, первого спутника Земли.
О книге "Удивительная космонавтика. Маленькие рассказы о тайнах, загадках и открытиях на пути в большой космос"
В книге рассказывается о малоизвестных страницах покорения космоса. Приводится антология таинственных случаев в истории космонавтики. Обсуждаются интересные научные гипотезы и факты. Рассматриваются мифы и легенды, возникшие вокруг космических экспедиций. Обсуждаются перспективы дальнейшего освоения Солнечной системы и полетов к звездам.
Произведение относится к жанру Образовательная литература. Оно было опубликовано в 2018 году издательством Инфра-Инженерия. На нашем сайте можно скачать книгу "Удивительная космонавтика. Маленькие рассказы о тайнах, загадках и открытиях на пути в большой космос" в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.
Следующая загадка
Нонфикшн. Новое
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
Нет в продаже
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
Редакция рекомендует: что читать вместе с книгой «Удивительная космонавтика. Маленькие рассказы о тайнах, загадках и открытиях на пути в большой косм.»
апрель 7 597
апрель 4 802
сентябрь 2 803
июль 3 448
Книги автора Фейгин Олег Орестович
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
Читать в контексте:
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
УЖЕ ПОКУПАЛИ
Нонфикшн. Новое
Круглосуточный бесплатный
звонок 8 800 600-95-25
Скопировать номер
50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила
30 р. Баллы за ваши отзывы на книги
5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ
Здесь будут храниться ваши отложенные товары.
Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии!
Следующая загадка
Автор: Фейгин Олег Орестович
Издательство: Инфра-Инженерия, 2018 г.
Цена для всех
Ваша цена (-25%)
389 р.
ID товара: 641454
Оформление
Масса: 420 г
Размеры: 215x154x16 мм
Содержание
Рейтинг
Оценить (оценило: 13)
Глава 1
Самый первый
Освоение космического пространства, как это ни прискорбно признать, началось с нацистской разработки ракет дальнего радиуса действия, Фау-2. Это печально известное своими разрушениями Лондона и Антверпена детище Вернера фон Брауна первым пересекло нижнюю границу земной атмосферы и, поднявшись на высоту 120–160 километров, вышло в космос. После войны, в результате действий миссии «Алсос» и операции «Скрепка», многие ракетчики Брауна оказались в США, где занялись разработкой межконтинентальных баллистических ракет, способных нести ядерные заряды….
Наследие фон Брауна
Уже в 1946 году команда Брауна начала изучать свойства верхних слоев атмосферы для будущего «космического плацдарма». Оттуда продолжатели дела нацистского конструктора планировали бомбардировать советские города. Для этого американцы модифицировали «Фау-2». Именно с помощью подобного ракетного оружия Браун в конце войны планировал нанести удар по Нью-Йорку с оккупированного западного побережья Франции.
В начале 1947 года была разработана новая спускаемая капсула, заменившая боеголовку ракеты. Там разместили научную аппаратуру, а также контейнеры с насекомыми, мелкими животными и растениями. Любопытно, что секретные материалы ФБР, добытые хакерами, содержат прямые упоминания инцидента с одним из спускаемых аппаратов Брауна, содержавшего несколько обезьян в экспериментальных высотных скафандрах. Летом 1947 года один из таких «метеозондов», как именовали эти аппараты ВВС, попал в грозу и потерпел крушение вблизи городка Розуэлл на Среднем Западе. Обломки капсулы с невезучими обезьянами-астронавтами (как-никак, а они, возможно, побывали в космосе) обнаружили местные фермеры, среди которых попался и любитель научной фантастики. Так родилась одна из самых знаменитых городских легенд о крушении «тарелочки с серо-зелеными человечками», превратившая Розуэлл в Мекку уфологов….
Между тем команда Брауна настойчиво «карабкалась в небо» и в феврале 1949 года «добралась» до рекордной высоты 390 км, выйдя в космос. Так, у ученых возникла идея вывести несколько контейнеров с аппаратурой на околоземную орбиту, сделав их искусственными сателлитами, вроде Луны. Браун с большим энтузиазмом взялся за решение этой проблемы, но, несмотря на шумную пропаганду «освоения космического пространства», в США так и не нашлось нескольких сотен тысяч долларов на подобный научный проект, не суливший барышей заокеанским толстосумам.
Наконец Браун всё же получил возможность создания ракеты-носителя для спутника, благодаря косвенному участию в проекте «Атлас» и разработке легкой экспериментальной многоступенчатой ракеты «Юпитер-С» с дальностью полета до 5300 км. Первой ступенью этой ракеты являлась сделанная Брауном ракета «Редстоун». В двухступенчатом варианте она могла бы вывести на орбиту семикилограммовый контейнер.
Однако тут команду Брауна загрузили серьезным делом – проектом стратегической ракеты «Юпитер», так что все работы по спутниковой системе оказались законсервированными. Взамен ее появился проект ВМФ США «Авангард», базировавшийся на ракетоносителе «Викинг». Руководство ВМФ придало проекту патриотическую окраску, и это заинтересовало президента Эйзенхауэра.
На очередной пресс-конференции он самонадеянно пообещал, что в течение международного геофизического года с июля 1957 г. по декабрь 1958 г. Земля получит от его страны искусственный спутник, который продемонстрирует всему миру высокий уровень американской технологии.
Рис. 1. Контейнер первого ИСЗ
ТАСС уполномочено заявить…
Королев решил выяснить, какого мнения по этому вопросу придерживается первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев. Воспользовавшись его посещением в конце февраля с членами Президиума ЦК экспериментального завода, изготовляющего «изделие Р-7», он показал ему макет спутника. Сначала Хрущев не проявил особого интереса. Но после фразы Королева, что «тут мы утрем нос американцам», он мгновенно оживился. Еще больше его раззадорили слова Королева, что в США пошли по неверному пути и стали проектировать специальную многоступенчатую ракету. Хрущев поинтересовался, больших ли доработок потребует конструкция «семерки» и что для этого потребуется. Затем последовал главный вопрос – не повлияет ли погоня за «спутниковым престижем» на главное – создание межконтинентальной ракеты? Ответ Королева просто привел его в восторг: «Мы снимем только боевую головную часть и поставим на ее место спутник. Вот и все!»
После благосклонного внимания высшего руководства создание спутника в виде полуметрового шара с радиоаппаратурой резко ускорилось, и в апреле началась подготовка к запуску непосредственно на ракетном полигоне в Байконуре. Первая машина Р-7 пролетела 98 секунд и взорвалась в воздухе. Неудачными оказались и второй с третьим старты.
Наконец 21 числа ракета достигла намеченной цели. Около недели руководство страны праздновало успех, затем «ТАСС было уполномочено заявить», что «решение проблемы создания межконтинентальных баллистических ракет позволит достигать удаленных районов, не прибегая к стратегической авиации, которая в настоящее время является уязвимой для современных средств противовоздушной обороны».
Читайте также: