Технология загадка дня в детском саду

Обновлено: 22.11.2024

Развитие ребёнка в дошкольные годы – это сложный и многоаспектный процесс. С каждым днём перед ним раскрывается окружающий его мир – мир природы, искусства, человеческих отношений. Ненасытная жажда познания побуждает дошкольника всем интересоваться и во всём участвовать: задавать вопросы взрослым и сверстникам, находить причинно-следственные связи, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, наблюдать, экспериментировать, т.е. проявлять познавательную активность. По мнению А.Н. Нефедовой, «…понятие «познавательная активность» сегодня, безусловно, относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека» [7, с. 19]. И это вполне закономерно.

Познавательное развитие – одно из важнейших направлений дошкольного образования. Задача педагогов детского сада – создать условия, найти наиболее удачные способы подачи информации для развития любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей. Не секрет, что в ДОУ ведется постоянный поиск новых развивающих методов и инновационных технологий развития и воспитания. Нас, как воспитателей, привлекла технология «Загадки» представленная в примерной основной общеобразовательной

программе дошкольного образования Рыбаков Фонда «ПРОдетей» (авторы Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова). Данная технология строится на собственной активности ребенка, способствует развитию логического мышления, познавательной активности, творческого воображения.

Что же такое загадка? Загадки знакомы нам с детства, и мы не отказываем своим детям в познании мира через такой образец народного творчества. Понятие «Загадка» по определению В. И. Даля, «это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Авторы программы «ПРОдетей» предлагают не обычную, привычную для нас, загадку, а загадку, предполагающую только два варианта ответа «ДА» и «НЕТ».

  • при развитии речи и обучении началам грамоты: формирование обобщений/категорий (домашние животные, одежда, транспорт и др.); формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и прописные буквы). Пример загадки: Жеребенок – это дикое животное? Ёжик спит зимой? В слове Корова два слога? И т.п.
  • при формировании математических представлений и логического мышления: формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел); формирование навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трехмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования); нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе). Примеры загадок: пять и один – это шесть? Если сложить два треугольника – получится прямоугольник? И т.п.

Авторы программы утверждают, что Технология «Загадки» помогает закреплению детских представлений во всех образовательных областях. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать, исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности.

Апробировав технологию «Загадки» на практике, мы решили применить её, как средство мотивации к активной поисково-познавательной деятельности. Тематика наших загадок содержит в себе вопросы на сообразительность, на поиск информации, рассуждение и выбирается в соответствии с календарным планированием образовательной деятельности.

После проделанной «работы» дети проверяют правильность предложенного ранее ответа на загадку, меняют карточку «ДА» «НЕТ», если это необходимо. А также представляют рассказ о проведенных исследованиях. Можно организовать соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?» Решеная «Загадка дня» остается на стенде до конца дня. Во время вечернего круга дети делятся своими впечатлениями о своей деятельности, педагог поддерживает рассказы, стимулирует к появлению новых проблемных вопросов-загадок.

Всем известно, что костер не может гореть долгое время без поддержки из вне, так и детскую познавательную активность нужно стимулировать, подпитывать. Для мотивации к деятельности, для поддержания интереса ребенка «Загадка дня» требует тщательной подготовки педагогом необходимых материалов во всех центрах активности. В нашей группе оборудованы такие центры активности: математики и манипулятивных игр; сюжетно-ролевой игры; науки; литературный центр; строительства; искусства. В каждом из них мы стараемся привнести что-то новое, интересное, необычное.

Технология «Загадка дня» мотивирует детей на сбор достоверной информации, помогает проблемному вопросу, возможно появившемуся в ходе поиска ответа, превратиться в проект. Например, от загадки «Можно ли дрессировать кошку?» у нас возник проект «Животные в годы ВОВ». Дети узнали много нового о животных, которые принимали участие в войне, собирали информацию вместе с родителями, оформляли её. И, как итог, у нас появилась целая коллекция книг, изготовленных своими руками, в которых рассказывается о подвигах братьев наших меньших. Загадка «Белые медведи едят мёд?» дала почву для проектов «Кто на Севере живет?», «Удивительный мёд». «Загадка дня» - «Можно ли измерить время водой?» стала мотивом к созданию «Музея часов» Все работы детей в рамках проектов в группе оформляются в папки, к которым они возвращаются по своему желанию, могут их дополнять.

Работая над составлением «Загадок дня», мы стараемся опираться на интересы и увлечения детей, на событийность их жизни, но все же не отходить от календарно-тематического планирования. Обязательно включаем загадки, где верным является ответ «НЕТ»; а также чтобы ответ не «лежал на поверхности».

При планировании образовательной деятельности с детьми, мы, обычно, уделяем технологии «Загадка дня» один день в неделю. Но, не смотря на это, стараемся ежедневно в каждом центре активности размещать мини-загадки, что помогает детям выстраивать и планировать свою деятельность, проживать свой день в ДОУ интересно. И это оправдано так как, дети выбирают центр активности по желанию, основываясь на свои предпочтения, то есть уже априори находятся в ситуации успеха. А когда сами «добывают» доказательства о правоте ответа на загадку, то испытывают радость от своей значимости и вдохновляются на следующие свершения.

Применяя технологию «Загадки» при работе с детьми, мы отметили много плюсов: можно решить одновременно большое количество задач, как познавательной направленности, так и решения вопросов диагностики. У детей формируется умение находить информацию, поддерживать дискуссию, планировать свою деятельность. А главное это интересно и увлекательно!

2. Гасанова Д.И. Познавательная активность как предмет педагогических

исследований. // Современные тенденции развития науки и 87 технологий. 2015. №5-4. С. 69-77.

3. Годовикова Д.Б. Как измерить детскую любознательность? // Семья и школа. 2009.№10. С. 15-23.

4. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. 2006. №.1. С. 12-18.

5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ок. 200 тыс. слов в 4т / М., 1984.т 2. 2800 с.

6. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников. 2-е изд., допол. испр. М.:ТЦ Сфера, 2014. 128 с.

7. Нефедова А.Н. Структура познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в предшкольном образовании // Педагогическое образование и наука. Научно-методический журнал. 2011.№3 С. 19-22.90

8. ПРОдетей: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова. – М.: Рыбаков Фонд; Университет детства, 2019. – 136 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс.

Коллекционирование одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

Консультация для воспитателей.

В буклете "Мотивация как средство формирования познавательной активности дошкольников" представлены цели, задачи, принципы типы мотивации.

Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование. .

Проектная деятельность как средство формирования учебно=познавательной активности дошкольников

Метод проектов в ДОУ.

Коллекционирование - как средство для развития познавательной активности дошкольников.

Эффективным средством для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста является коллекционирование. С.

Следующая загадка

Система дошкольного образования на современном этапе создает новые эффективные подходы к воспитанию, обучению детей дошкольного возраста. Внедрение современных технологий способствует успешному развитию дошкольников и позволяет педагогам достигать результатов своей деятельности.

Программа «ПРОдетей», разработанная Еленой Юдиной и Еленой Бодровой, содержит множество современных технологий, одной из которых является технология «Загадка».

Изучив технологию, я обратила внимание на то, что «Загадка» позволяет решать множество педагогических задач: развитие и закрепление детских представлений в области математики, грамоты, ознакомление с окружающим и т.д. Также может использоваться для экспресс-диагностика степени усвоения детьми конкретных понятий. В ходе решения «загадок» дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя задания без постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности. Они также учатся «читать» различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов. Формат «загадок» может также использоваться для быстрого подсчета отсутствующих/присутствующих, что в свою очередь позволяет детям тренироваться в навыках сравнения и счета.

Для внедрения технологии в работу с детьми мне понадобилось изготовить полотно загадки. Им стал оклеенный самоклеящейся пленкой металлический лист, разделенный на сектора, снизу были размещены фотографии детей без подписанных имен, так как детям младшего дошкольного возраста недоступно чтение.

Затем вместе с детьми определили оптимальное место в групповой комнате. Решили разместить «Загадку» сразу у входа в группу, так как, во-первых, дети будут сразу обращать на нее внимание, когда заходят в группу, во-вторых, они всегда смогут к ней вернуться, выходя из группы и возвращаясь обратно, в-третьих, это возможность обратить внимание родителей на внедряемую технологию.

Когда технология была освоена детьми, постепенно стала вводить загадки по тематическим неделям, чтобы закреплять материал, а также было удобно диагностировать его усвоение. Или же при вводе в тему сразу становилось понятно, на чем акцентировать внимание. При внедрении технологии меня посещали сомнения, смогут ли дети младшего возраста самостоятельно понимать загаданное, казалось, для них это непосильная задача. Оказалось, что это не так. Если в первые дни при обсуждении загадки были вопросы о ее содержании, то потом большинство детей свободно ориентировались в задании, а если у кого-то из детей возникал вопрос, то к ним на помощь приходили сверстники.

Впервые познакомившись с технологией, мне казалось, что каждый день придумывать загадку не хватит фантазии, но в дальнейшем я поняла, что это возможно. Придумав одну загадку, стали появляться идеи для создания новых. Наблюдая за детьми, я отметила, что вначале трое детей ставили свою фотографию, не отвечая на вопрос загадки, а рядом с тем ребенком, с которым они дружат. Решить эту проблему помогли дети. Они бурно обсуждали загадку и доказывали правильность своего ответа, указывая детям, которые, по их мнению, допустили ошибку, на проверочный материал.

Родители тоже стали проявлять заинтересованность к данной технологии, приводя детей в детский сад. Они как участники образовательного процесса интересуются, какая загадка появилась сегодня. Родители проходят к стенду и наблюдают за своим ребенком. Некоторые родители стали дома придумывать загадки, размещая их на холодильнике, дети с удовольствием рассказывают и демонстрируют загадки из дома.

Внедряю данную технологию успешно два года. На данный момент подготавливаю серию загадок для детей старшего дошкольного возраста. Хотелось бы обратить внимание, что при использовании технологии, не стоит забывать, это не занятие и не надо указывать на ошибки детей. У каждого ребенка есть возможность изменить свой ответ в течение дня. На групповом сборе достаточно просто спросить, что загадано, но не называть правильный ответ, а позволить детям вступить в дискуссию. Тщательнее готовить проверочный материал. Это может быть энциклопедия, счетный материал, геометрические фигуры, набор для опыта и т.д.

Понаблюдав за детьми, могу с уверенностью сказать, что технология «Загадка» помогает развивать у детей находчивость, сообразительность, познавательную активность, самостоятельность, а также приучать детей к логике, к рассуждению и доказательству. В момент разгадывания загадки ребенок может не только проявить свои способности, но и понять, на что он способен без посторонней помощи. А для педагогов это, в первую очередь, отличная диагностика пройденного материала, а также идея для создания проектов и разработки индивидуальной работы с детьми.

Следующая загадка

Современное дошкольное образование нацелено на поиск эффективных возможностей для качественной реализации ФГОС ДО. Самым актуальным, на наш взгляд, является направление по созданию условий, обеспечивающих формирование благополучной социальной среды развития дошкольников.

В соответствии с ФГОС ДО условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают, в том числе, и поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.

Всем этим параметрам соответствует технология «Загадка дня», разработанная авторами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ПРОдетей» Ю.Г. Юдиной и Е.В. Бодровой. Данная технология помогает закреплению детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и других образовательных областей. Этот формат может быть также использован для экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий.

Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Этот формат может быть также использован для экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных понятий. Выполняя задания сначала с помощью воспитателя, затем с помощью при необходимости и, наконец, без помощи взрослого и сверстников, дети приучаются к самостоятельности. Ребята также учатся «читать» различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв и слов. Также важным считаю понимание ребенком алгоритма решения загадки – понять задание, сделать свой выбор, проверить свое решение.

Ежегодное наблюдение за воспитанниками моей группы показало недостаточный уровень сформированности произвольности, саморегуляции. Внимательно изучив возможности технологии «Загадка дня», пришла к выводу, что регулярное применение данной технологии будет способствовать повышению уровня произвольности, саморегуляции у воспитанников.

Новизна

Усвоение детьми новых слов, действий и понятий зачастую требует многократного их повторения, желательно в различных контекстах. Обычно воспитатель организует такое повторение, работая с целой группой детей, а в таких условиях трудно поддерживать индивидуальный интерес каждого ребенка и его длительную вовлеченность в выполнение задания. В то же время индивидуальный интерес ребенка очень важен, поскольку только в таких условиях дети бывают реально вовлечены в предлагаемое действие, чем бы оно ни являлось – счетом, звуковым анализом, сравнением, нахождением общего правила и т.п. Разгадывание «загадок» обычно вызывает повышенный интерес у детей; этот интерес также поддерживается за счет включения ребенка в социальный контекст, за счет общения детей между собой. Замечая и исправляя ошибки в ответах своих друзей, ребенок вовлекается в совместную регуляцию поведения, которая является необходимым условием для последующего развития у него саморегуляции.

Представленная технология помогает решить эту проблему, так как разгадывание загадок обычно вызывает повышенный интерес у ребенка и представляет собой хороший контекст для последующего развития у него саморегуляции. Дети отгадывают «загадки» в начале дня до утреннего сбора. Во время утреннего сбора педагог обсуждает с группой вопрос и ответы детей. Можно использовать «загадки» два раза в день, так как этот формат весьма удобен для тех моментов, когда взрослому нужно помогать отдельным детям и трудно присматривать за остальными детьми.

Я разработала «Загадки дня» по всем образовательным областям, собрала банк заданий для детей 3-4 лет, 4-5 лет и 5-6 лет. Собрав все загадки и рекомендации по их оформлению в единую книгу, представила ее коллегам на педагогическом совете. По решению коллектива мой опыт рекомендовали для применения другими воспитателями.

Целесообразность форм и методов деятельности

Стенд «Загадка дня» состоит из следующих компонентов:

- «Рабочее поле», на котором располагаются все компоненты элементы технологии.

- «Карточки с вопросом», на которых нарисован вопрос, например, для задания «Кто живет в будке?» - изображение будки.

- «Карточки с именами детей». Можно также оформить по-разному: магнитики с фотографиями воспитанников, индивидуальные прищепки, карточки с именами детей и символами, которые ребенок выбрал для себя.

- Пространство, на котором расположены материалы для проверки ответа. Обязательно предлагаются материалы для того, чтобы ребенок мог сделать самопроверку, например, возле стенда лежат книги либо энциклопедия, где нарисовано, что собака находится в будке, а птица – в клетке.

Несколько раз знакомство с мини-стендом «Загадка дня» проходило в рамках общей целенаправленной активности, чтобы все дети могли понять инструкцию и технологию выполнения заданий. Затем мы вместе с детьми выбрали, где будет постоянное место стенда, и договорились, что утром в понедельник задание будет меняться и у каждого ребенка будет возможность дать свою отгадку на загадку.

Целостность

Процедура проведения данной технологии заключается в последовательном выполнении этапов:

1 этап

2 этап

3 этап

Результативность

Для выявления уровня сформированности произвольности была выбрана диагностика «Запрещенные слова» Н. Гуткиной. Были получены следующие результаты:

Следующая загадка

В программу «ПРОдетей» (под редакцией Е.Г. Юдина, Е.В. Бодрова) включены вариативные методики и образовательные технологии, которые описывают педагогическую практику построения развивающего образования дошкольников с опорой на культурно-исторический подход .

Методика «Загадки».

Следующая загадка

Загадка дня - это одна из образовательных технологий в программе «ПРОдетей», авторы которой являются Е.Г. Юдина и Е.В. Бодрова.

Данные «Загадки дня» помогает детям закрепить знания в области социально - коммуникативного, познавательного и речевого развития.

Методика «Загадка дня» помогает быстро, тактично, непринужденно для ребенка провести небольшой мониторинг по усвоению пройденного материала.

Данные «Загадки дня» составлены на тему «Дружба».

Этапы реализации данной методики:

1этап. Педагог с утра вывешивает «Загадку дня» на доску, готовит дидактический и вспомогательный материал по данной «Загадке».

2 этап. Первый ребенок подходит к доске и отгадывает загадку. Если возникают трудности, воспитатель помогает и объясняет загадку, а также показывает ребенку на подготовленный материал, где он может найти нужный ответ. Позже ребенок берет свою фотографию и выбирает ответ.

3 этап. Первый ребенок после полученных знаний, объясняет «Загадку дня» другим детям. В ходе рассуждения дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки.

4. этап. На вечернем круге все дети и воспитатель обсуждают «Загадку дня», приводят доводы, размышления, почему они сделали такой выбор и после чего дети видят справились они с данной загадкой или нет.

Цель данных «Загадки дня»: Закрепить полученные данные у детей старшего дошкольного возраста по теме «Дружба».

НЕ В СЛУЖБУ, А В ……….

МЫ С ТОБОЙ, КАК ………..

ОН И ……… НЕ ОБИДИТ.

СЛУЖБА ДРУЖБА

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал. Скрыть

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Воспитатель детей дошкольного возраста от 4 800 ₽ от 1 200 ₽

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

от 1 800 ₽ от 450 ₽

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

от 1 650 ₽ от 410 ₽ Скрыть

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Скрыть

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему: также Вы можете выбрать тип материала: Краткое описание документа:

«ЗАГАДКА ДНЯ» ПО ПРОГРАММЕ «ПРОДЕТЕЙ» НА ТЕМУ: «ДРУЖБА» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Загадка дня - это одна из образовательных технологий в программе «ПРОдетей», авторы которой являются Е.Г. Юдина и Е.В. Бодрова.

Данные «Загадки дня» помогает детям закрепить знания в области социально- коммуникативного, познавательного и речевого развития.

Методика «Загадка дня» помогает быстро, тактично, непринужденно для ребенка провести небольшой мониторинг по усвоению пройденного материала.

Данные «Загадки дня» составлены на тему «Дружба».

Этапы реализации данной методики:

1этап. Педагог с утра вывешивает «Загадку дня» на доску, готовитдидактический и вспомогательный материал по данной «Загадке».

2 этап. Первый ребенок подходит к доске и отгадывает загадку. Если возникают трудности, воспитатель помогает и объясняет загадку, а также показывает ребенку на подготовленный материал, где он может найти нужный ответ. Позже ребенок берет свою фотографию и выбирает ответ.

3 этап. Первый ребенок после полученных знаний, объясняет «Загадку дня» другим детям. В ходе рассуждения дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки.

4. этап. На вечернем круге все дети и воспитатель обсуждают «Загадку дня», приводят доводы, размышления, почему они сделали такой выбор и после чего дети видят справились они с данной загадкой или нет.

Цель данных «Загадки дня»: Закрепить полученные данные у детей старшего дошкольного возраста по теме «Дружба».

Читайте также: